Инклюзивті топтарда білім беру колледждерде
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
Тема 1
Особенности формирования
учебно-методического
обеспечения в реализации
инновационных
образовательных технологий
1 слайд
Тема 1 Особенности формирования учебно-методического обеспечения в реализации инновационных образовательных технологий
2 слайд
Учебно-методическое обеспечение
Все учебно-методические материалы можно
подразделить на две большие группы:
1. Методические материалы (методические пособия,
рекомендации, разработки и др.), которые содержат
методические указания по организации деятельности
преподавателя, адресованы преподавателям.
2. Учебные (дидактические) материалы (учебники,
учебные пособия, справочники, курсы лекций,
практикумы, сборники задач и упражнений, рабочие
тетради и др.), адресованные обучающимся.
2 слайд
Учебно-методическое обеспечение Все учебно-методические материалы можно подразделить на две большие группы: 1. Методические материалы (методические пособия, рекомендации, разработки и др.), которые содержат методические указания по организации деятельности преподавателя, адресованы преподавателям. 2. Учебные (дидактические) материалы (учебники, учебные пособия, справочники, курсы лекций, практикумы, сборники задач и упражнений, рабочие тетради и др.), адресованные обучающимся.
3 слайд
Требования к методическим материалам для преподавателей
информативность, максимальная насыщенность (не должно
быть общих фраз);
ясность и четкость изложения (популярность);
ясность структуры;
наличие оригинальных способов организации
соответствующей деятельности;
наличие либо новых методических приемов форм
деятельности, либо их нового сочетания;
наличие подтверждения эффективности предлагаемых
подходов примерами, иллюстрациями или материалами
экспериментальной апробации.
Методические материалы для преподавателей подразделяются
на методические рекомендации и методические пособия
(разработки).
3 слайд
Требования к методическим материалам для преподавателей информативность, максимальная насыщенность (не должно быть общих фраз); ясность и четкость изложения (популярность); ясность структуры; наличие оригинальных способов организации соответствующей деятельности; наличие либо новых методических приемов форм деятельности, либо их нового сочетания; наличие подтверждения эффективности предлагаемых подходов примерами, иллюстрациями или материалами экспериментальной апробации. Методические материалы для преподавателей подразделяются на методические рекомендации и методические пособия (разработки).
4 слайд
МОДУЛЬ 1 .
Методология, теория и практика казахстанского и
зарубежного педагогического опыта внедрения
инклюзивного обучения
в учебно-воспитательный процесс
организаций ТиПО.
4 слайд
МОДУЛЬ 1 . Методология, теория и практика казахстанского и зарубежного педагогического опыта внедрения инклюзивного обучения в учебно-воспитательный процесс организаций ТиПО.
5 слайд
Тема1.1.
Сущность инклюзивного образования.Термины
и основные понятия,применяемые в процессе
инклюзивного обучения.
5 слайд
Тема1.1. Сущность инклюзивного образования.Термины и основные понятия,применяемые в процессе инклюзивного обучения.
6 слайд
Инклюзивное ( франц. Inclusif -включающий в себя, от
лат, include - заключаю,включаю ) образование -термин,
используемый для описания процесса обучения детей
с особыми потребностями в образовании.В основу
инклюзивного образования положена идеология,которая
исключает любую дискриминацию детей,которая обеспечивает
равное отношение ко всем без исключения детям, но создает
особые условия для детей имеющих особые образовательные
потребности.
В законе Об образовании РК, Глава 1,статья 1, пункт 21-
4: « Инклюзивное образование- процесс, обеспечивающий равный
доступ к образованию для всех обучающихся с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей».
6 слайд
Инклюзивное ( франц. Inclusif -включающий в себя, от лат, include - заключаю,включаю ) образование -термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в образовании.В основу инклюзивного образования положена идеология,которая исключает любую дискриминацию детей,которая обеспечивает равное отношение ко всем без исключения детям, но создает особые условия для детей имеющих особые образовательные потребности. В законе Об образовании РК, Глава 1,статья 1, пункт 21- 4: « Инклюзивное образование- процесс, обеспечивающий равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
7 слайд
В настоящее время казахстанские понятие « дети с особыми
образовательными потребностями » включают в себя более
широкую категорию детей, это дети с нарушениями слуха и
речи, и с нарушениями опорно-двигательного аппарата,и
интеллекта, и эмоционально-волевой сферы, и с задержкой
психологического развития.
7 слайд
В настоящее время казахстанские понятие « дети с особыми образовательными потребностями » включают в себя более широкую категорию детей, это дети с нарушениями слуха и речи, и с нарушениями опорно-двигательного аппарата,и интеллекта, и эмоционально-волевой сферы, и с задержкой психологического развития.
8 слайд
МОДУЛЬ 2.
Создание санитарно-бытовых условий и
материально-техническое оснащение
организаций ТиПО для обеспечения
процесса реализации инклюзивного
обучения
8 слайд
МОДУЛЬ 2. Создание санитарно-бытовых условий и материально-техническое оснащение организаций ТиПО для обеспечения процесса реализации инклюзивного обучения
9 слайд
Тема 2.1
Условия и механизм внедрения
инклюзивного обучения в организациях
ТиПО
9 слайд
Тема 2.1 Условия и механизм внедрения инклюзивного обучения в организациях ТиПО
10 слайд
Говорить о создании инклюзивной среды можно только при наличии в
образовательном учреждении созданной безбарьерной среды:
-состояние здания, помещений и их соответствие санитарно –
гигиеническим требованиям;
-полноценное оснащение кабинетов и классных комнат;
-наличие оснащенного медицинского кабинета;
-наличие оснащенного пищеблока, обеспечивающего
сбалансированное горячее питание;
-наличие службы обеспечения безопасности обучающихся и
воспитанников.
Важная роль в адаптивной среде отводится службе поддержки
личности, куда входит социальный педагог, психолог, дефектолог, врач,
педагоги. Его деятельность способствует предупреждению проблем
развития, помощь учащемуся в социализации, преодолению учебных
трудностей, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями,
родителями, психологическое обеспечение образовательных программ.
10 слайд
Говорить о создании инклюзивной среды можно только при наличии в образовательном учреждении созданной безбарьерной среды: -состояние здания, помещений и их соответствие санитарно – гигиеническим требованиям; -полноценное оснащение кабинетов и классных комнат; -наличие оснащенного медицинского кабинета; -наличие оснащенного пищеблока, обеспечивающего сбалансированное горячее питание; -наличие службы обеспечения безопасности обучающихся и воспитанников. Важная роль в адаптивной среде отводится службе поддержки личности, куда входит социальный педагог, психолог, дефектолог, врач, педагоги. Его деятельность способствует предупреждению проблем развития, помощь учащемуся в социализации, преодолению учебных трудностей, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, психологическое обеспечение образовательных программ.
11 слайд
Центральная задача Службы поддержки
личности – обеспечить каждому ребенку
индивидуальную траекторию развития с
учетом его психофизиологических
особенностей, способностей и склонностей,
обеспечить максимально возможную
самореализацию личности.
11 слайд
Центральная задача Службы поддержки личности – обеспечить каждому ребенку индивидуальную траекторию развития с учетом его психофизиологических особенностей, способностей и склонностей, обеспечить максимально возможную самореализацию личности.
12 слайд
Образовательно-воспитательная среда
представлена интеграцией блоков:
учебного, воспитательного,
коррекционного и предпрофильной
подготовки. Каждый преподаватель
должен заботиться о создании
содержательной и интересной окружающей
среды. Мало просто контролировать
уровень шума, освещенности и
температуру в помещении, нужно
сознательно использовать символы,
оказывающие позитивное влияние на
периферическое восприятие: плакаты,
картины, наглядности и т. п. Можно
использовать музыку.
12 слайд
Образовательно-воспитательная среда представлена интеграцией блоков: учебного, воспитательного, коррекционного и предпрофильной подготовки. Каждый преподаватель должен заботиться о создании содержательной и интересной окружающей среды. Мало просто контролировать уровень шума, освещенности и температуру в помещении, нужно сознательно использовать символы, оказывающие позитивное влияние на периферическое восприятие: плакаты, картины, наглядности и т. п. Можно использовать музыку.
13 слайд
Ключевыми позициями учащихся на уроке в адаптивной среде должны
стать:
активная позиция учащихся на уроке. Студент на уроке учится сам и учит
других.
Уход от моноактивности учителя на уроке. Преподаватель на уроке-
дирижёр, создающий условия для развития учащихся.
Ключевая позиция- сотрудничество, сотворчество.
Среди технологий адаптивного обучения, являющихся условием и
средством создания адаптивной образовательной среды, наиболее
соответствующими поставленным целям являются следующие:
проблемное обучение;
игровая деятельность;
групповое самостоятельное обучение;
коллективный способ обучения;
уровневая дифференциация;
проектное обучение;
модульное обучение.
13 слайд
Ключевыми позициями учащихся на уроке в адаптивной среде должны стать: активная позиция учащихся на уроке. Студент на уроке учится сам и учит других. Уход от моноактивности учителя на уроке. Преподаватель на уроке- дирижёр, создающий условия для развития учащихся. Ключевая позиция- сотрудничество, сотворчество. Среди технологий адаптивного обучения, являющихся условием и средством создания адаптивной образовательной среды, наиболее соответствующими поставленным целям являются следующие: проблемное обучение; игровая деятельность; групповое самостоятельное обучение; коллективный способ обучения; уровневая дифференциация; проектное обучение; модульное обучение.
14 слайд
Тема 2.2
Адаптация существующих зданий для
организации учебно-воспитательного
процесса студентов с особыми
образовательными потребностями
14 слайд
Тема 2.2 Адаптация существующих зданий для организации учебно-воспитательного процесса студентов с особыми образовательными потребностями
15 слайд
Для качественного инклюзивного образования в
системе ТиПО необходимы несколько важнейших
условий:
Первый важнейший компонент полноценного
профессионального образования для лиц с
ограниченными возможностями в развитии – особые
условия и наличие материальной базы.
15 слайд
Для качественного инклюзивного образования в системе ТиПО необходимы несколько важнейших условий: Первый важнейший компонент полноценного профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями в развитии – особые условия и наличие материальной базы.
16 слайд
Сюда входят архитектурные условия - обеспечение возможности для
беспрепятственного доступа студентов к объектам инфраструктуры
образовательного учреждения; соблюдение санитарно-гигиенических норм
образовательного процесса с учетом потребностей той категории студентов, которая
обучается в учреждении (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной
гигиены и т.д.); наличие адекватно оборудованного пространства образовательного
учреждения, рабочего места студента и т.д.).
Материально-техническое обеспечение для студентов с нарушением слуха и речи
обеспечивается за счет реализации такой важной для их обучения и воспитания
составляющей, как технические средства обучения в виде звукоусиливающей
аппаратуры, наличия интерактивного оборудования и других средств обучения.
Для студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата наличие
кабинетов на первом этаже учреждения, специальных парт в зависимости от видов
нарушений опорно-двигательного аппарата.
А для детей с ДЦП (при отсутствии сопутствующих нарушений слуха или
зрения) на первый план, помимо создания безбарьерной архитектурной среды как
важнейшего для них условия, выходят особенности построения программно-
методического обеспечения, в частности организация педагогического процесса в
соответствии с операционально-деятельностными возможностями ребенка в рамках
создания адаптированной образовательной программы.
16 слайд
Сюда входят архитектурные условия - обеспечение возможности для беспрепятственного доступа студентов к объектам инфраструктуры образовательного учреждения; соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей той категории студентов, которая обучается в учреждении (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т.д.); наличие адекватно оборудованного пространства образовательного учреждения, рабочего места студента и т.д.). Материально-техническое обеспечение для студентов с нарушением слуха и речи обеспечивается за счет реализации такой важной для их обучения и воспитания составляющей, как технические средства обучения в виде звукоусиливающей аппаратуры, наличия интерактивного оборудования и других средств обучения. Для студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата наличие кабинетов на первом этаже учреждения, специальных парт в зависимости от видов нарушений опорно-двигательного аппарата. А для детей с ДЦП (при отсутствии сопутствующих нарушений слуха или зрения) на первый план, помимо создания безбарьерной архитектурной среды как важнейшего для них условия, выходят особенности построения программно- методического обеспечения, в частности организация педагогического процесса в соответствии с операционально-деятельностными возможностями ребенка в рамках создания адаптированной образовательной программы.
17 слайд
Второй компонент - наличие кадрового потенциала, готового
вступить в эксперимент. Сотрудники инклюзивного
учреждения должны обладать высоким уровнем
профессиональной и социальной адаптивности, быть
толерантными и строить свою профессиональную
деятельность на основе нравственно-духовных ценностей.
Наличие системы комплексной психолого-педагогической и
медико-социальной помощи студентам с ООП, для снижения
уровня тревожности, приобретения коммуникативных навыков.
Третий компонент – это адаптация требований и
определение специальностей и квалификаций для студентов с
особыми образовательными потребностями в нарушении слуха
и речи.
17 слайд
Второй компонент - наличие кадрового потенциала, готового вступить в эксперимент. Сотрудники инклюзивного учреждения должны обладать высоким уровнем профессиональной и социальной адаптивности, быть толерантными и строить свою профессиональную деятельность на основе нравственно-духовных ценностей. Наличие системы комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи студентам с ООП, для снижения уровня тревожности, приобретения коммуникативных навыков. Третий компонент – это адаптация требований и определение специальностей и квалификаций для студентов с особыми образовательными потребностями в нарушении слуха и речи.
18 слайд
Четвертый компонент – это наличие социальных партнеров:
спецшколы города и области откуда приходят дети, и предприятия
города, с которыми в дальнейшем будем сотрудничать с целью
трудоустройства наших выпускников. Внедрение нового -
практически всегда сопряжено со сложностями. А совместное
обучение студентов с особыми образовательными потребностями
(ограниченных в развитии слуха и речи) и здоровых рождает много
острых вопросов.
Пятый компонент, основной критерий эффективности
инклюзивного образования – успешность социализации, введение в
культуру, развитие социального опыта обучающегося со
сверстниками. Поэтому организация совместного обучения
предусматривает не только вовлечение студентов с особыми
образовательными потребностями в образовательный процесс, но и
участие их в общественной жизни колледжа, который и является
методом теснейшего взаимодействия со всей студенческой массой
колледжа, где раскрываются индивидуальные особенности каждого
студента – это воспитательная работа.
18 слайд
Четвертый компонент – это наличие социальных партнеров: спецшколы города и области откуда приходят дети, и предприятия города, с которыми в дальнейшем будем сотрудничать с целью трудоустройства наших выпускников. Внедрение нового - практически всегда сопряжено со сложностями. А совместное обучение студентов с особыми образовательными потребностями (ограниченных в развитии слуха и речи) и здоровых рождает много острых вопросов. Пятый компонент, основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта обучающегося со сверстниками. Поэтому организация совместного обучения предусматривает не только вовлечение студентов с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс, но и участие их в общественной жизни колледжа, который и является методом теснейшего взаимодействия со всей студенческой массой колледжа, где раскрываются индивидуальные особенности каждого студента – это воспитательная работа.
19 слайд
МОДУЛЬ 3.
Основные психолого-медико-
педагогические особенности и категории
студентов с особыми образовательными
потребностями
19 слайд
МОДУЛЬ 3. Основные психолого-медико- педагогические особенности и категории студентов с особыми образовательными потребностями
20 слайд
Тема 3.1
Основные категории коррекционной
педагогики
20 слайд
Тема 3.1 Основные категории коррекционной педагогики
21 слайд
Любое нововведение в практику
образования требует детального анализа
ресурсов и состояния субъектов психолого-
педагогического сопровождения, обсуждения
целей и задач деятельности, детального
планирования реализации этих целей. Педагог
является центральной фигурой, реализующей
инклюзивные процессы, создающий
психолого-педагогические условия для
интеграции ребенка с ООП в образовательное
пространство.
21 слайд
Любое нововведение в практику образования требует детального анализа ресурсов и состояния субъектов психолого- педагогического сопровождения, обсуждения целей и задач деятельности, детального планирования реализации этих целей. Педагог является центральной фигурой, реализующей инклюзивные процессы, создающий психолого-педагогические условия для интеграции ребенка с ООП в образовательное пространство.
22 слайд
Психолого-педагогические условия – это
отношение педагога к студенту, отношение
педагога к результату достижений студента,
умение педагога индивидуализировать процесс
обучения, умение хвалить и т.д. Но, одной из
основных характеристик педагога является
готовность к изменениям, профессиональному
поиску и готовность работать в команде
специалистов, последнее имеет ясно
выраженный психологический аспект.
22 слайд
Психолого-педагогические условия – это отношение педагога к студенту, отношение педагога к результату достижений студента, умение педагога индивидуализировать процесс обучения, умение хвалить и т.д. Но, одной из основных характеристик педагога является готовность к изменениям, профессиональному поиску и готовность работать в команде специалистов, последнее имеет ясно выраженный психологический аспект.
23 слайд
У педагогов, начинающих реализовывать
инклюзивную практику, на первом этапе
возникает сопротивление, которое может
иметь следующие известные причины: потеря
контроля, потеря компетентности, личная
неопределенность, неожиданность,
увеличение объема работы. Если перевести на
простой язык, то это основные страхи – страх
не справиться и оказаться некомпетентным,
страх остаться одному, не получить помощи и
поддержки.
23 слайд
У педагогов, начинающих реализовывать инклюзивную практику, на первом этапе возникает сопротивление, которое может иметь следующие известные причины: потеря контроля, потеря компетентности, личная неопределенность, неожиданность, увеличение объема работы. Если перевести на простой язык, то это основные страхи – страх не справиться и оказаться некомпетентным, страх остаться одному, не получить помощи и поддержки.
24 слайд
Таким образом, определяются две содержательные линии
необходимой профессиональной психологической поддержки
педагогов, которые начинают включаться в инклюзивный
процесс в образовательном учреждении:
1. Развитие психолого-педагогической
компетентности (овладение новыми и специальными
знаниями, принятие ответственности за результаты
педагогической деятельности, опора на ресурсы, построение
картины профессионального будущего и т.д.).
2. Работа в команде специалистов, реализующих
инклюзивную практику (обмен информацией, обучение,
поддержка в решении проблемных педагогических ситуаций,
проведение совместных учебных и вне учебных мероприятий
со студентами, родителями).
24 слайд
Таким образом, определяются две содержательные линии необходимой профессиональной психологической поддержки педагогов, которые начинают включаться в инклюзивный процесс в образовательном учреждении: 1. Развитие психолого-педагогической компетентности (овладение новыми и специальными знаниями, принятие ответственности за результаты педагогической деятельности, опора на ресурсы, построение картины профессионального будущего и т.д.). 2. Работа в команде специалистов, реализующих инклюзивную практику (обмен информацией, обучение, поддержка в решении проблемных педагогических ситуаций, проведение совместных учебных и вне учебных мероприятий со студентами, родителями).
25 слайд
При этом можно условно выделить две
крайние позиции педагогов, начинающих
целенаправленно работать в инклюзивной
практике, «включенная позиция» педагога
определяет следующие особенности
отношения и деятельности со студентом:
25 слайд
При этом можно условно выделить две крайние позиции педагогов, начинающих целенаправленно работать в инклюзивной практике, «включенная позиция» педагога определяет следующие особенности отношения и деятельности со студентом:
26 слайд
•
принимает особенности студента с ООП, «видит» ресурсы и
ограничения в образовательной среде. Например, «трудно
включается, важно подойти и постоять рядом»;
•
«видит» проблемы студента с ООП, называет трудности в
контексте проблем «не видит», «не успевает», «рассыпается»,
«молчит, когда надо сказать»;
•
понимает особенности студента с ООП, проявляющиеся в
образовательной ситуации, запрашивает необходимую
информацию от логопеда, педагога-психолога, дефектолога;
•
принимает ответственность за создание и реализацию
эффективных психолого-педагогических условий включения
студента с ООП в образовательный процесс.
•
испытывает и анализирует свои чувства, возникающие в
ситуации взаимодействия с студентом, родителями,
специалистами;
26 слайд
• принимает особенности студента с ООП, «видит» ресурсы и ограничения в образовательной среде. Например, «трудно включается, важно подойти и постоять рядом»; • «видит» проблемы студента с ООП, называет трудности в контексте проблем «не видит», «не успевает», «рассыпается», «молчит, когда надо сказать»; • понимает особенности студента с ООП, проявляющиеся в образовательной ситуации, запрашивает необходимую информацию от логопеда, педагога-психолога, дефектолога; • принимает ответственность за создание и реализацию эффективных психолого-педагогических условий включения студента с ООП в образовательный процесс. • испытывает и анализирует свои чувства, возникающие в ситуации взаимодействия с студентом, родителями, специалистами;
27 слайд
МОДУЛЬ 4.
Формирование учебно-методического
комплекта с учетом особенностей
инклюзивного обучения в организациях
ТиПО.
27 слайд
МОДУЛЬ 4. Формирование учебно-методического комплекта с учетом особенностей инклюзивного обучения в организациях ТиПО.
28 слайд
Тема4.1.
Практика составления индивидуального
учебного плана и справочника-путеводителя,
определяющего содержание образования и
организацию обу...
28 слайд
Тема4.1. Практика составления индивидуального учебного плана и справочника-путеводителя, определяющего содержание образования и организацию обу...