"История политической мысли"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
1 слайд
2 слайд
• В истории казахского права ханского периода (XX – XIX
вв.) известен только один законодательный памятник – “Жеті
Жарғы” (“Семь Установлений”). Со ссылкой на кахахские
предания творцом “Жеті Жарғы” принято называть хана Тауке.
Он собрал для совета трех биев - Толе-бия из Улы Жуза,
Казбек-бия из Орта Жуза, Айтеке-бия из Киши Жуза – и,
обсудив с ними случавшиеся между казахами частые ссоры,
составил и утвердил некоторые законоположения.
2 слайд
• В истории казахского права ханского периода (XX – XIX вв.) известен только один законодательный памятник – “Жеті Жарғы” (“Семь Установлений”). Со ссылкой на кахахские предания творцом “Жеті Жарғы” принято называть хана Тауке. Он собрал для совета трех биев - Толе-бия из Улы Жуза, Казбек-бия из Орта Жуза, Айтеке-бия из Киши Жуза – и, обсудив с ними случавшиеся между казахами частые ссоры, составил и утвердил некоторые законоположения.
3 слайд
•В “Уложении” хана Тауке нашли свое юридическое
выражение те жизненные условия и конфликты
казахского общества того времени, те социальные и
правовые нормы, посредством которых каждый
индивид общества включался в общественную
структуру ханства. Совокупность этих условий и
конфликтов, норм и обычаев, зафиксированная в
“Жеті Жарғы” содержит нормы административного,
уголовного и гражданского права, а также положения
о налогах, религии и др., охвытывая таким образом,
разные стороны жизни казахского общества. Из его
устава ясно, что основная направленность
“Уложения” Тауке соблюдение привилегий казахской
феодальной верхушки, защита собственности и
господствовавших в патриархальной семье порядков,
поддержка мусульманской религии.
3 слайд
•В “Уложении” хана Тауке нашли свое юридическое выражение те жизненные условия и конфликты казахского общества того времени, те социальные и правовые нормы, посредством которых каждый индивид общества включался в общественную структуру ханства. Совокупность этих условий и конфликтов, норм и обычаев, зафиксированная в “Жеті Жарғы” содержит нормы административного, уголовного и гражданского права, а также положения о налогах, религии и др., охвытывая таким образом, разные стороны жизни казахского общества. Из его устава ясно, что основная направленность “Уложения” Тауке соблюдение привилегий казахской феодальной верхушки, защита собственности и господствовавших в патриархальной семье порядков, поддержка мусульманской религии.
4 слайд
•Судя по тому, что в составлении (или принятии)
“Жеті Жарғы” участвовали представители трех
казахских жузов, можно заключить, что
зафиксированная в нем совокупность правовых
норм территориально действовала не только в
отдельных жузах, но и в пределах всего
Казахского ханства.
4 слайд
•Судя по тому, что в составлении (или принятии) “Жеті Жарғы” участвовали представители трех казахских жузов, можно заключить, что зафиксированная в нем совокупность правовых норм территориально действовала не только в отдельных жузах, но и в пределах всего Казахского ханства.
5 слайд
Политологические идеи казахских
просветителей
•Ч. Валиханов (1835 – 1865 гг.)
• Его общественно – политические
взгляды отражены в работах “Очерки
Джунгарии”, “Записки о судебной реформе”, “О
мусульманстве в степи”.
• Заботясь о судьбе своего народа, Ч.
Валиханов отвечает на вопрос “Что делать?”,
поставленный в то время демократической
общественностью. Он считает, что путь
казахского народа - это путь просвещения на
основе приобщения к русской культуре и науке.
Он пишет, что не принадлежит к
последователям той узкой теории народности,
которые думают, что народность должна
развиваться сама из себя. Однако, в “Записке о
судебной реформе” Ч. Валиханов отмечал, что
обычное право казахов имеет более гуманных
сторон, чем законодательство мусульманское,
китайское и русское. Он отстаивал светскую
форму обучения и образования.
5 слайд
Политологические идеи казахских просветителей •Ч. Валиханов (1835 – 1865 гг.) • Его общественно – политические взгляды отражены в работах “Очерки Джунгарии”, “Записки о судебной реформе”, “О мусульманстве в степи”. • Заботясь о судьбе своего народа, Ч. Валиханов отвечает на вопрос “Что делать?”, поставленный в то время демократической общественностью. Он считает, что путь казахского народа - это путь просвещения на основе приобщения к русской культуре и науке. Он пишет, что не принадлежит к последователям той узкой теории народности, которые думают, что народность должна развиваться сама из себя. Однако, в “Записке о судебной реформе” Ч. Валиханов отмечал, что обычное право казахов имеет более гуманных сторон, чем законодательство мусульманское, китайское и русское. Он отстаивал светскую форму обучения и образования.
6 слайд
И. Алтынсарин (1841 – 1889 гг.)
Как учитель и затем инспектор казахских
школ, И. Алтынсарин осуществлял
просвещение казахского народа на
казахском языке. Он писал, что в
интересах развития казахской
народности и в целях развития
казахского народа следует обращаться к
опыту русских педагогов.
Ибрай Алтынсарин известен также своей
общественной деятельностью, которая
была направлена на борьбу с родовыми
распрями, взяточничеством.
6 слайд
И. Алтынсарин (1841 – 1889 гг.) Как учитель и затем инспектор казахских школ, И. Алтынсарин осуществлял просвещение казахского народа на казахском языке. Он писал, что в интересах развития казахской народности и в целях развития казахского народа следует обращаться к опыту русских педагогов. Ибрай Алтынсарин известен также своей общественной деятельностью, которая была направлена на борьбу с родовыми распрями, взяточничеством.
7 слайд
Абай (1845 – 1904 гг.)
•Общественно – политические взгляды Абая
отразились в его поэзии, в “Назиданиях” и своде
законоположений под названием (Бий ережелері).
Основным содержанием поэзии Абая является
жизнь казахского народа, его судьба. В стихах он
осуждает и бичует пороки в жизни феодально –
родовой и чиновничьей знати, призывает
казахский народ к просвещению преодолению
нищеты, невежества, рабской покорности,
межродовой вражды и разобщенности. Люди,
пораженные завистью, алчностью, порождают зло,
несправедливость, к расцвету порока и
безнравственности, к вражде между родами. В
самом государстве царит преступность, оно не
является отныне гарантом права, власть сама
становится преступником. Размышляя над
негативными сторонами общественной жизни, о
проблеме управления, о статусе государства,
права, Абай говорит о необходимости
восстановления и определения модификации
нравственно – правовых принципов Тауке-хана,
Есима и Касым-хана.
7 слайд
Абай (1845 – 1904 гг.) •Общественно – политические взгляды Абая отразились в его поэзии, в “Назиданиях” и своде законоположений под названием (Бий ережелері). Основным содержанием поэзии Абая является жизнь казахского народа, его судьба. В стихах он осуждает и бичует пороки в жизни феодально – родовой и чиновничьей знати, призывает казахский народ к просвещению преодолению нищеты, невежества, рабской покорности, межродовой вражды и разобщенности. Люди, пораженные завистью, алчностью, порождают зло, несправедливость, к расцвету порока и безнравственности, к вражде между родами. В самом государстве царит преступность, оно не является отныне гарантом права, власть сама становится преступником. Размышляя над негативными сторонами общественной жизни, о проблеме управления, о статусе государства, права, Абай говорит о необходимости восстановления и определения модификации нравственно – правовых принципов Тауке-хана, Есима и Касым-хана.
8 слайд
Политические идеи деятелей партии
“Алаш” (по программе партии)
8 слайд
Политические идеи деятелей партии “Алаш” (по программе партии)
9 слайд
•Поиск путей государственного развития республики
вызвал интерес к идеям национально – государственного
строительства, которые нашли отражение во взглядах
деятелей Алаш-Орды: ученого и публициста А.
Букейханова, писателя и публициста А. Байтурсынова,
историка М. Тынышпаева. Они выступали за автономное
государственное образование; за установление
парламентско – президентской республики, гражданского
равноправия всех народов, проживающих в Казахстане;
за закрепление основ всеобщего избирательного права.
Их идеи отражены в программе Алаш-Орды, где
записано: “Россия должна стать демократической
федеративной республикой (демократия – народная
власть, федерация – союз мелких государств). Каждое
отдельное государство в федеративной республике
автономное и управляется само собой на одинаковых
правах и интересах... автономия киргиз слагается из
областей и входит в Российскую федерацию наравне с
другими народностями”.
9 слайд
•Поиск путей государственного развития республики вызвал интерес к идеям национально – государственного строительства, которые нашли отражение во взглядах деятелей Алаш-Орды: ученого и публициста А. Букейханова, писателя и публициста А. Байтурсынова, историка М. Тынышпаева. Они выступали за автономное государственное образование; за установление парламентско – президентской республики, гражданского равноправия всех народов, проживающих в Казахстане; за закрепление основ всеобщего избирательного права. Их идеи отражены в программе Алаш-Орды, где записано: “Россия должна стать демократической федеративной республикой (демократия – народная власть, федерация – союз мелких государств). Каждое отдельное государство в федеративной республике автономное и управляется само собой на одинаковых правах и интересах... автономия киргиз слагается из областей и входит в Российскую федерацию наравне с другими народностями”.
10 слайд
•Политическая система Казахстана уже в советский
период отличалась от политической системы в
русских областях России (приближаясь к
политической системе некоторых национальных
республик Российской федерации). Значительно
большую роль в ней играли кланово-родственно-
племенные связи, а факторы идеологии отступали
на второй план. Поэтому и после обретения
независимости идеологические расколы оказались
менее значимыми и менее глубокими.
Соответственно, в Казахстане не так четко
просматривается роль политологов как творцов
религиозных идеологий «спасения нации».
10 слайд
•Политическая система Казахстана уже в советский период отличалась от политической системы в русских областях России (приближаясь к политической системе некоторых национальных республик Российской федерации). Значительно большую роль в ней играли кланово-родственно- племенные связи, а факторы идеологии отступали на второй план. Поэтому и после обретения независимости идеологические расколы оказались менее значимыми и менее глубокими. Соответственно, в Казахстане не так четко просматривается роль политологов как творцов религиозных идеологий «спасения нации».
11 слайд
•Политическая конкуренция и борьба за ресурсы в
Казахстане после распада СССР всегда были намного
более скромными, чем в России. Поэтому и
использование политических технологий также носит
намного меньшие масштабы. Несмотря на свою
историческую связь с российской, казахстанская
бюрократия все-таки имеет свои особенности,
связанные с историей. Ей свойственно меньшее
стремление вмешиваться в повседневную жизнь людей.
Органической частью жизни казахов XVIII-XIX вв.
исторически была большая по сравнению с Россией
автономия и независимость различных сообществ по
отношению к государству. Поэтому и стремление
государства постоянно реформировать жизнь общества
в Казахстане существенно меньше, чем в России.
•
11 слайд
•Политическая конкуренция и борьба за ресурсы в Казахстане после распада СССР всегда были намного более скромными, чем в России. Поэтому и использование политических технологий также носит намного меньшие масштабы. Несмотря на свою историческую связь с российской, казахстанская бюрократия все-таки имеет свои особенности, связанные с историей. Ей свойственно меньшее стремление вмешиваться в повседневную жизнь людей. Органической частью жизни казахов XVIII-XIX вв. исторически была большая по сравнению с Россией автономия и независимость различных сообществ по отношению к государству. Поэтому и стремление государства постоянно реформировать жизнь общества в Казахстане существенно меньше, чем в России. •
12 слайд
•Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев
давно уже сломал всe привычные
представления и стереотипы об уровне
политической мысли и политического
руководства в Средней Азии. Он известен как
инициатор и активный участник
миротворческих процессов, воплотившихся
уже в Совещание по взаимодействию и мерам
доверия в Азии (СВМДА), Договор о
коллективной безопасности, Таможенный
союз, Шанхайский форум. В определенной
степени он заслужил и международное
доверие как возможный участник
переговорных процессов в качестве
посредника или гаранта. Так было, к примеру,
во время процесса мирного урегулирования в
Афганистане и других событий, которые, в
частности, касались и федеральных проблем
России. И, разумеется, то обстоятельство, что
Казахстан, бывшая «лаборатория дружбы
народов», уже много лет живет в полном мире
и согласии, говорит само за себя и только
подтверждает политическую продуктивность
миротворческих усилий Нурсултана
Назарбаева.
12 слайд
•Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев давно уже сломал всe привычные представления и стереотипы об уровне политической мысли и политического руководства в Средней Азии. Он известен как инициатор и активный участник миротворческих процессов, воплотившихся уже в Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Договор о коллективной безопасности, Таможенный союз, Шанхайский форум. В определенной степени он заслужил и международное доверие как возможный участник переговорных процессов в качестве посредника или гаранта. Так было, к примеру, во время процесса мирного урегулирования в Афганистане и других событий, которые, в частности, касались и федеральных проблем России. И, разумеется, то обстоятельство, что Казахстан, бывшая «лаборатория дружбы народов», уже много лет живет в полном мире и согласии, говорит само за себя и только подтверждает политическую продуктивность миротворческих усилий Нурсултана Назарбаева.
13 слайд
•Ныне, в свете глобального кризиса, евразийская
инициатива обретает новое поле для приложения.
Нурсултан Назарбаев предлагает мировому
сообществу план радикального обновления.
Глубинные противоречия мировой валютно-
финансовой системы ясно указывают нам и путь
реформирования ее архитектуры. Базовые
предложения президента в этом направлении
поддерживают видные экономисты и финансисты
как в нашей стране, так и в мире. В пользу единой
мировой валюты высказывались принимавшие
участие в форуме лауреаты Нобелевской премии по
экономике Эдмунд Фелпс и Роберт Манделл.
13 слайд
•Ныне, в свете глобального кризиса, евразийская инициатива обретает новое поле для приложения. Нурсултан Назарбаев предлагает мировому сообществу план радикального обновления. Глубинные противоречия мировой валютно- финансовой системы ясно указывают нам и путь реформирования ее архитектуры. Базовые предложения президента в этом направлении поддерживают видные экономисты и финансисты как в нашей стране, так и в мире. В пользу единой мировой валюты высказывались принимавшие участие в форуме лауреаты Нобелевской премии по экономике Эдмунд Фелпс и Роберт Манделл.