Жамбыл Жабаев
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
Жамбыл
Жабаев
акын-
импровизатор
1 слайд
Жамбыл Жабаев акын- импровизатор
2 слайд
Тема войны в
творчестве
великого
Жамбыла
Жабаева
2 слайд
Тема войны в творчестве великого Жамбыла Жабаева
3 слайд
.
Выдающийся казахский поэт-импровизатор, Жамбыл Жабаев
родился 28 февраля 1846 г. на территории нынешнего
Жамбылского района Алматинской области. У Жамбыла не
было возможности получить образование, но благодаря
своему умению анализировать увиденное и выражать свои
мысли в стихотворной форме он и его песни становятся
известными всей казахской степи, когда поэту только
исполнилось 16 лет. С этого времени Жамбыл становится
постоянным участником песенных состязаний - айтысов
Многие из его айтысов с казахскими и кыргызскими акынами
вошли в сокровищницу казахского устного народного
творчества.
Наиболее известны айтысы Жамбыла с Бактыбаем, Ай-кумыс,
Сарыбасом, Шашубаем и Кулмамбетом. В этом ряду
выделяется айтыс Жамбыла со знаменитым Куланаяном
Кулмамбетом. После победы над Кулмамбетом, которого он
победил благодаря тому, что прославлял не правителей своего
рода и волостных старшин, а людей, защищающих интересы
всего казахского народа, Жамбыл стал самым почитаемым
и популярным акыном своего рода. Будучи продолжателем
традиций, заложенных в творчестве знаменитого акына
Суюнбая, Жамбыл в своих произведениях выражал надежды и
чаяния простого народа, прославлял подвиги батыров,
выступал непримиримым противником феодального гнета и
насилия. Славу поэту принесли его музыкальные переложения
отрывков из кыргызского героического эпоса "Манас",
восточных поэм "Шахнаме", "Кероглы" и "Тысяча и одна ночь".
Айтысы и стихи Жамбыла дооктябрьского периода почти не
сохранились, осталась лишь та их часть, которая передавалась
устно из поколения в поколение. Из тех, что сохранились,
наиболее известны: "Моему отцу", "Шабдану", "Шалтабаю",
"Кали« "Мулле Байзаку" и другие.
Жамбыл принимал самое активное участие в национально-
освободительном движении, начавшемся в казахской степи
в 1916 г. Своими стихами поэт вдохновлял участников этого
движения на новые выступлени я против реакционного
царского режима. К этому периоду относятся его поэмы
"Тиски царского указа" и "Зловещий указ". Октябрьскую
революцию 1917 г. Жамбыл встретил восторженно.
Поэт стал очевидцем обновления всех сторон жизни
казахского народа и эти события вызвали у него прилив сил
и желание помочь строительству нового общества. В 1919 г.
Жамбыл принял участие в слете акынов Семиречья. В 1934-
м выступление Жамбыла на 1-м республиканском съезде
мастеров искусств подтвердило то, что он является поистине
народным поэтом. Во время проведения Декады казахской
литературы и искусства в 1936 г. в Москве, и торжеств,
посвященных 750-летию поэмы "Витязь в тигровой шкуре"
годом позже в Тбилиси, Жамбыл, которому исполнилось 90
лет, поднял на более высокую ступень славу казахской
поэзии. В 1938 г. поздравления Жамбылу по случаю 75-летия
его поэтической деятельности прислали Р.Роллан, М.А.
Некое, К.Причард, М.Шолохов и другие знаменитые
писатели того времени. Стихотворения "Ленинградцы, дети
мои!", "Москва" и другие произведения, написанные
Жамбылом в годы Великой Отечественной войны, внесли
большой вклад в достижение победы, способствовали
сплочению тружеников тыла с фронтовиками. Жизнь
Жамбыла Жабаева, охватившая почти столетие, была
подчинена одной цели — служению интересам родного
народа, в памяти которого великий акын навсегда останется
воистину "Гомером XX века", непревзойденным мастером
слова.
3 слайд
. Выдающийся казахский поэт-импровизатор, Жамбыл Жабаев родился 28 февраля 1846 г. на территории нынешнего Жамбылского района Алматинской области. У Жамбыла не было возможности получить образование, но благодаря своему умению анализировать увиденное и выражать свои мысли в стихотворной форме он и его песни становятся известными всей казахской степи, когда поэту только исполнилось 16 лет. С этого времени Жамбыл становится постоянным участником песенных состязаний - айтысов Многие из его айтысов с казахскими и кыргызскими акынами вошли в сокровищницу казахского устного народного творчества. Наиболее известны айтысы Жамбыла с Бактыбаем, Ай-кумыс, Сарыбасом, Шашубаем и Кулмамбетом. В этом ряду выделяется айтыс Жамбыла со знаменитым Куланаяном Кулмамбетом. После победы над Кулмамбетом, которого он победил благодаря тому, что прославлял не правителей своего рода и волостных старшин, а людей, защищающих интересы всего казахского народа, Жамбыл стал самым почитаемым и популярным акыном своего рода. Будучи продолжателем традиций, заложенных в творчестве знаменитого акына Суюнбая, Жамбыл в своих произведениях выражал надежды и чаяния простого народа, прославлял подвиги батыров, выступал непримиримым противником феодального гнета и насилия. Славу поэту принесли его музыкальные переложения отрывков из кыргызского героического эпоса "Манас", восточных поэм "Шахнаме", "Кероглы" и "Тысяча и одна ночь". Айтысы и стихи Жамбыла дооктябрьского периода почти не сохранились, осталась лишь та их часть, которая передавалась устно из поколения в поколение. Из тех, что сохранились, наиболее известны: "Моему отцу", "Шабдану", "Шалтабаю", "Кали« "Мулле Байзаку" и другие. Жамбыл принимал самое активное участие в национально- освободительном движении, начавшемся в казахской степи в 1916 г. Своими стихами поэт вдохновлял участников этого движения на новые выступлени я против реакционного царского режима. К этому периоду относятся его поэмы "Тиски царского указа" и "Зловещий указ". Октябрьскую революцию 1917 г. Жамбыл встретил восторженно. Поэт стал очевидцем обновления всех сторон жизни казахского народа и эти события вызвали у него прилив сил и желание помочь строительству нового общества. В 1919 г. Жамбыл принял участие в слете акынов Семиречья. В 1934- м выступление Жамбыла на 1-м республиканском съезде мастеров искусств подтвердило то, что он является поистине народным поэтом. Во время проведения Декады казахской литературы и искусства в 1936 г. в Москве, и торжеств, посвященных 750-летию поэмы "Витязь в тигровой шкуре" годом позже в Тбилиси, Жамбыл, которому исполнилось 90 лет, поднял на более высокую ступень славу казахской поэзии. В 1938 г. поздравления Жамбылу по случаю 75-летия его поэтической деятельности прислали Р.Роллан, М.А. Некое, К.Причард, М.Шолохов и другие знаменитые писатели того времени. Стихотворения "Ленинградцы, дети мои!", "Москва" и другие произведения, написанные Жамбылом в годы Великой Отечественной войны, внесли большой вклад в достижение победы, способствовали сплочению тружеников тыла с фронтовиками. Жизнь Жамбыла Жабаева, охватившая почти столетие, была подчинена одной цели — служению интересам родного народа, в памяти которого великий акын навсегда останется воистину "Гомером XX века", непревзойденным мастером слова.
4 слайд
Ещё мальчиком Жамбыл научился играть на домбре. В 14 лет
(по другим данным: в 1897 году в возрасте 52 лет) он решил
уйти из дома и стать акыном, зарабатывая пением. Пел он под
аккомпанемент домбры в стиле толгау (речитатив). Искусству
импровизации учился у акына Суюнбая. Жамбыл пел
исключительно на казахском языке. В конце XIX — начале XX
века неоднократно участвовал и побеждал в айтысах
(соревнованиях) видных акынов. Славился как мастер
обличительных песен. Позже из дореволюционного репертуара
с его слов были записаны эпосы «Суранши-батыр», «Утеген-
батыр», сказки «Хан и акын», «Сказка о лентяе» и др
Ко времени
Октябрьской революции 1917 года
Жамбыл был
уже 70-летним стариком, давно не бравшим в руки
домбры.
Но, со слов акына, началось его духовное перерождение и
творческий подъём.
«Всё великое и прекрасное в нашу эпоху
раскрывается через образ Сталина»,
— говорил Жамбыл
[2]
.
После Октябрьской революции
1917 года
в творчестве уже
широко известного к тому времени акына появляются новые
темы
— «Гимн Октябрю» (1936), «Моя Родина» (1936), «В
Мавзолее Ленина» (1936), «Ленин и Сталин» (1936).
В его песнях можно было встретить почти всех героев
советской властной верхушки, он придавал им черты эпических
героев, легендарных богатырей
— «Аксакалу Калинину» (1936),
«Песня о батыре Ежове» (1937), «Клим батыр» (1936), «Наш
Киров» (1939) и др.
Его песни искренне прославляли жизнь в СССР и широко
распространялись властями. Фигура девяностолетнего
Жамбыла подавалась в образе восточного мудреца-аксакала,
приветствующего новый строй и его людей. Он становится
самым уважаемым акыном Казахстана, а его песни
— частью
нового быта казахского аула. С
1938 года
являлся депутатом
ВС Казахской ССР.
И тогда из далекого Казахстана великий акын
Жамбыл Жабаев с вдохновенным призывом
обратился к защитникам города Ленинграда: “
Ленинградцы, дети мои!” Без слез и чувства
радостного волнения не могли защитники
Ленинграда слушать это послание. Оно вливало
новые силы для борьбы. Защитники Ленинграда
знали, что о них помнят, переживают, восхищаются
их мужеством. Народ Казахстана слал им свой
братский привет, любовь, дружбу и веру в то, что
враг будет разбит
На протяжении всего военного лихолетья горожане
не переставали думать о тех, кто в это время
находится на передовой. В тяжелые для Ленинграда
блокадные дни слова акына Жамбыла Жабаева
«Ленинградцы, дети мои!» стали подлинным
гимном поддержки
4 слайд
Ещё мальчиком Жамбыл научился играть на домбре. В 14 лет (по другим данным: в 1897 году в возрасте 52 лет) он решил уйти из дома и стать акыном, зарабатывая пением. Пел он под аккомпанемент домбры в стиле толгау (речитатив). Искусству импровизации учился у акына Суюнбая. Жамбыл пел исключительно на казахском языке. В конце XIX — начале XX века неоднократно участвовал и побеждал в айтысах (соревнованиях) видных акынов. Славился как мастер обличительных песен. Позже из дореволюционного репертуара с его слов были записаны эпосы «Суранши-батыр», «Утеген- батыр», сказки «Хан и акын», «Сказка о лентяе» и др Ко времени Октябрьской революции 1917 года Жамбыл был уже 70-летним стариком, давно не бравшим в руки домбры. Но, со слов акына, началось его духовное перерождение и творческий подъём. «Всё великое и прекрасное в нашу эпоху раскрывается через образ Сталина», — говорил Жамбыл [2] . После Октябрьской революции 1917 года в творчестве уже широко известного к тому времени акына появляются новые темы — «Гимн Октябрю» (1936), «Моя Родина» (1936), «В Мавзолее Ленина» (1936), «Ленин и Сталин» (1936). В его песнях можно было встретить почти всех героев советской властной верхушки, он придавал им черты эпических героев, легендарных богатырей — «Аксакалу Калинину» (1936), «Песня о батыре Ежове» (1937), «Клим батыр» (1936), «Наш Киров» (1939) и др. Его песни искренне прославляли жизнь в СССР и широко распространялись властями. Фигура девяностолетнего Жамбыла подавалась в образе восточного мудреца-аксакала, приветствующего новый строй и его людей. Он становится самым уважаемым акыном Казахстана, а его песни — частью нового быта казахского аула. С 1938 года являлся депутатом ВС Казахской ССР. И тогда из далекого Казахстана великий акын Жамбыл Жабаев с вдохновенным призывом обратился к защитникам города Ленинграда: “ Ленинградцы, дети мои!” Без слез и чувства радостного волнения не могли защитники Ленинграда слушать это послание. Оно вливало новые силы для борьбы. Защитники Ленинграда знали, что о них помнят, переживают, восхищаются их мужеством. Народ Казахстана слал им свой братский привет, любовь, дружбу и веру в то, что враг будет разбит На протяжении всего военного лихолетья горожане не переставали думать о тех, кто в это время находится на передовой. В тяжелые для Ленинграда блокадные дни слова акына Жамбыла Жабаева «Ленинградцы, дети мои!» стали подлинным гимном поддержки
5 слайд
Жамбыл Жабаев – имя этого прославленного
акына, автора сотен поэтических произведений,
являющихся яркими образчиками казахского
литературного творчества, в наши дни известно
далеко за пределами Казахстана. «Собака бая
Кадырбая», «Черный указ», «Поэма гневного
сердца», «Вооруженный народ», «Колыбельная
песня» и, конечно же, «Ленинградцы, дети мои» -
это лишь краткий перечень того художественно-
публицистического наследия, оставленного
потомкам выдающимся импровизатором. Как
известно Жамбыл Жабаев завершил свой
жизненный путь 22 июня 1945 года – не дожив
несколько месяцев до столетнего юбилея. Спустя
два года, решением тогдашних властей, в доме,
где с 1936 по 1945 гг. проживал акын, был создан
литературно-мемориальный музей. Музейный
комплекс Жамбыла Жабаева располагается в 70
км от Алматы, в поселке с символичным
названием «Музей Жамбыла». Комплекс
включает в себя: некогда принадлежавший поэту
дом, гараж и сад, а также одно административное
здание. спроектированный архитектором .
А Белоцерковским по эскизам народного
художника Казахстана Абильхана Кастеева.
Мавзолей выполнен из белого мрамора. По
заверению посетителей, в доме-музее акына
царит особая, умиротворенная атмосфера.
Стараниями смотрителей здесь сохранено
практически в первозданном виде множество
вещей, принадлежавших хозяину. В целом же,
можно сказать, что дом-музей является
наглядной характеристикой не только
жизненного уклада Жамбыла, но и в целом
эпохи, в которой жил и творил поэт.
Ежегодно в день рождения акына (28 февраля)
литературно-мемориальный музей посещают
сотни почитателей творчества Жамбыла, чтобы
отдать дань уважения непревзойденному
таланту великого импровизатора.
5 слайд
Жамбыл Жабаев – имя этого прославленного акына, автора сотен поэтических произведений, являющихся яркими образчиками казахского литературного творчества, в наши дни известно далеко за пределами Казахстана. «Собака бая Кадырбая», «Черный указ», «Поэма гневного сердца», «Вооруженный народ», «Колыбельная песня» и, конечно же, «Ленинградцы, дети мои» - это лишь краткий перечень того художественно- публицистического наследия, оставленного потомкам выдающимся импровизатором. Как известно Жамбыл Жабаев завершил свой жизненный путь 22 июня 1945 года – не дожив несколько месяцев до столетнего юбилея. Спустя два года, решением тогдашних властей, в доме, где с 1936 по 1945 гг. проживал акын, был создан литературно-мемориальный музей. Музейный комплекс Жамбыла Жабаева располагается в 70 км от Алматы, в поселке с символичным названием «Музей Жамбыла». Комплекс включает в себя: некогда принадлежавший поэту дом, гараж и сад, а также одно административное здание. спроектированный архитектором . А Белоцерковским по эскизам народного художника Казахстана Абильхана Кастеева. Мавзолей выполнен из белого мрамора. По заверению посетителей, в доме-музее акына царит особая, умиротворенная атмосфера. Стараниями смотрителей здесь сохранено практически в первозданном виде множество вещей, принадлежавших хозяину. В целом же, можно сказать, что дом-музей является наглядной характеристикой не только жизненного уклада Жамбыла, но и в целом эпохи, в которой жил и творил поэт. Ежегодно в день рождения акына (28 февраля) литературно-мемориальный музей посещают сотни почитателей творчества Жамбыла, чтобы отдать дань уважения непревзойденному таланту великого импровизатора.
6 слайд
.Джамбул прожил долгие годы под Алматы в
посёлке, теперь носящем имя Музей
Джамбула, в 70 км к западу от Алматы и в
10 км от автомагистрали Алматы -
Бишкек. После его смерти здесь в 1947
году был открыт Литературно-
мемориальный музей Джамбула,
расположенный в доме, где акын прожил
свои последние годы. Дом окружён садом, в
глубине которого в 1946 году был
воздвигнут мавзолей Джамбула
Музей великого акына Жабаева в поселке
Жамбыл. Жамбул Жабаев родился километрах
в 300 от поселка Жамбыл, в низовье реки Чу,
около горы Джамбул. Здесь же, под горами
Алатау, находились весенние пастбища и
посевы казахского рода дулат, к которому
принадлежал акын. Здесь он жил долгие годы.
За этими местами и укоренилось название
- родина Джамбула. Бардом казахстанских
степей называют Жамбула Жабаева, чьи песни
знают не только в нашей республике, но и
далеко за ее пределами.
6 слайд
.Джамбул прожил долгие годы под Алматы в посёлке, теперь носящем имя Музей Джамбула, в 70 км к западу от Алматы и в 10 км от автомагистрали Алматы - Бишкек. После его смерти здесь в 1947 году был открыт Литературно- мемориальный музей Джамбула, расположенный в доме, где акын прожил свои последние годы. Дом окружён садом, в глубине которого в 1946 году был воздвигнут мавзолей Джамбула Музей великого акына Жабаева в поселке Жамбыл. Жамбул Жабаев родился километрах в 300 от поселка Жамбыл, в низовье реки Чу, около горы Джамбул. Здесь же, под горами Алатау, находились весенние пастбища и посевы казахского рода дулат, к которому принадлежал акын. Здесь он жил долгие годы. За этими местами и укоренилось название - родина Джамбула. Бардом казахстанских степей называют Жамбула Жабаева, чьи песни знают не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами.
7 слайд
.
Литературно-мемориальный музей
Жамбыла Жабаева
После смерти акына Союз писателей
Казахстана ходатайствовал перед
правительством республики об увековечении
памяти поэта и создании мемориального
Дома-музея. И дом-усадьба Жамбыла стал
музеем, по тому же принципу, по которому
организованы дом-музей А.С.Пушкина,
В.Маяковского в Москве и т.д.
7 слайд
. Литературно-мемориальный музей Жамбыла Жабаева После смерти акына Союз писателей Казахстана ходатайствовал перед правительством республики об увековечении памяти поэта и создании мемориального Дома-музея. И дом-усадьба Жамбыла стал музеем, по тому же принципу, по которому организованы дом-музей А.С.Пушкина, В.Маяковского в Москве и т.д.
8 слайд
.
Интерьер гостевой комнаты дома
Жамбыла Жабаева в музее
8 слайд
. Интерьер гостевой комнаты дома Жамбыла Жабаева в музее
9 слайд
.
Интерьер столовой комнаты дома
Жамбыла Жабаева в музее.
9 слайд
. Интерьер столовой комнаты дома Жамбыла Жабаева в музее.
10 слайд
.
В экспозиции музея представлена также домбра
великого акына. Именно на ней Жамбыл состязался
в айтысах с признанными мастерами своего
времени - Кулмамбетом и Досмаганбетом. Картины,
изображающие эти состязания, также представлены
в музее.
Экспонаты музея также отражают еще один
важный период в творчестве поэта - военное
время. Жамбыл посвятил немало стихов
защитникам Родины, сражавшимся на полях
Великой Отечественной Войны. Они вошли в
сборник «Песни военных лет», который хранится
в музее. Часы в кабинете Жамбыла показывают 7
часов 55 минут – время, когда остановилось
сердце великого акына.
10 слайд
. В экспозиции музея представлена также домбра великого акына. Именно на ней Жамбыл состязался в айтысах с признанными мастерами своего времени - Кулмамбетом и Досмаганбетом. Картины, изображающие эти состязания, также представлены в музее. Экспонаты музея также отражают еще один важный период в творчестве поэта - военное время. Жамбыл посвятил немало стихов защитникам Родины, сражавшимся на полях Великой Отечественной Войны. Они вошли в сборник «Песни военных лет», который хранится в музее. Часы в кабинете Жамбыла показывают 7 часов 55 минут – время, когда остановилось сердце великого акына.
11 слайд
.
На стене — большой портрет Жамбыла Жабаева,
на стеллажах — его произведения. Недаром его
назвали Гомером двадцатого века — поэмы Ж.
Жабаева переведены на 50 языков мира. Эти
переводы сделали большое дело: приобщили
читателя к творчеству Жамбыла, донесли образы
и мысли казахского акына до самых дальних
уголков планеты. Его произведения изданы в
Китае, Чехословакии, Англии и других странах.
Казахский певец стал родным поэтом для всех
народов мира.
В залах хранится много материалов,
посвященных участию Жамбыла в первой
декаде казахского искусства в Москве. Также
интересна коллекция государственных наград
Жамбыла: депутатские мандаты, орден
Трудового Красного Знамени, орден Ленина.
11 слайд
. На стене — большой портрет Жамбыла Жабаева, на стеллажах — его произведения. Недаром его назвали Гомером двадцатого века — поэмы Ж. Жабаева переведены на 50 языков мира. Эти переводы сделали большое дело: приобщили читателя к творчеству Жамбыла, донесли образы и мысли казахского акына до самых дальних уголков планеты. Его произведения изданы в Китае, Чехословакии, Англии и других странах. Казахский певец стал родным поэтом для всех народов мира. В залах хранится много материалов, посвященных участию Жамбыла в первой декаде казахского искусства в Москве. Также интересна коллекция государственных наград Жамбыла: депутатские мандаты, орден Трудового Красного Знамени, орден Ленина.
12 слайд
.
Автомобиль подаренный Жамбылу
12 слайд
. Автомобиль подаренный Жамбылу