Материалдар / Жамбыл Жабаев
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Жамбыл Жабаев

Материал туралы қысқаша түсінік
Жамбыл атамыздын өмір баяны
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
03 Маусым 2018
302
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
img_page_1
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Материалдың қысқаша түсінігі
Жамбыл Жабаев акын-

1 слайд
Жамбыл Жабаев акын- импровизатор

1 слайд

Жамбыл Жабаев акын- импровизатор

Тема войны в творчестве великого Жамбыла Жабаева

2 слайд
Тема войны в творчестве великого Жамбыла Жабаева

2 слайд

Тема войны в творчестве великого Жамбыла Жабаева

. Выдающийся казахский поэт-импровизатор, Жамбыл Жабаев родился 28 февраля 1846 г. на территории нынешнего Жамбылского район

3 слайд
.  Выдающийся казахский поэт-импровизатор, Жамбыл Жабаев родился 28 февраля 1846 г. на территории нынешнего Жамбылского района Алматинской области. У Жамбыла не было возможности получить образование, но благодаря своему умению анализировать увиденное и выражать свои мысли в стихотворной форме он и его песни становятся известными всей казахской степи, когда поэту только исполнилось 16 лет. С этого времени Жамбыл становится постоянным участником песенных состязаний - айтысов Многие из его айтысов с казахскими и кыргызскими акынами вошли в сокровищницу казахского устного народного творчества. Наиболее известны айтысы Жамбыла с Бактыбаем, Ай-кумыс, Сарыбасом, Шашубаем и Кулмамбетом. В этом ряду выделяется айтыс Жамбыла со знаменитым Куланаяном Кулмамбетом. После победы над Кулмамбетом, которого он победил благодаря тому, что прославлял не правителей своего рода и волостных старшин, а людей, защищающих интересы всего казахского народа, Жамбыл стал самым почитаемым и популярным акыном своего рода. Будучи продолжателем традиций, заложенных в творчестве знаменитого акына Суюнбая, Жамбыл в своих произведениях выражал надежды и чаяния простого народа, прославлял подвиги батыров, выступал непримиримым противником феодального гнета и насилия. Славу поэту принесли его музыкальные переложения отрывков из кыргызского героического эпоса "Манас", восточных поэм "Шахнаме", "Кероглы" и "Тысяча и одна ночь". Айтысы и стихи Жамбыла дооктябрьского периода почти не сохранились, осталась лишь та их часть, которая передавалась устно из поколения в поколение. Из тех, что сохранились, наиболее известны: "Моему отцу", "Шабдану", "Шалтабаю", "Кали« "Мулле Байзаку" и другие. Жамбыл принимал самое активное участие в национально- освободительном движении, начавшемся в казахской степи в 1916 г. Своими стихами поэт вдохновлял участников этого движения на новые выступлени я против реакционного царского режима. К этому периоду относятся его поэмы "Тиски царского указа" и "Зловещий указ". Октябрьскую революцию 1917 г. Жамбыл встретил восторженно. Поэт стал очевидцем обновления всех сторон жизни казахского народа и эти события вызвали у него прилив сил и желание помочь строительству нового общества. В 1919 г. Жамбыл принял участие в слете акынов Семиречья. В 1934- м выступление Жамбыла на 1-м республиканском съезде мастеров искусств подтвердило то, что он является поистине народным поэтом. Во время проведения Декады казахской литературы и искусства в 1936 г. в Москве, и торжеств, посвященных 750-летию поэмы "Витязь в тигровой шкуре" годом позже в Тбилиси, Жамбыл, которому исполнилось 90 лет, поднял на более высокую ступень славу казахской поэзии. В 1938 г. поздравления Жамбылу по случаю 75-летия его поэтической деятельности прислали Р.Роллан, М.А. Некое, К.Причард, М.Шолохов и другие знаменитые писатели того времени. Стихотворения "Ленинградцы, дети мои!", "Москва" и другие произведения, написанные Жамбылом в годы Великой Отечественной войны, внесли большой вклад в достижение победы, способствовали сплочению тружеников тыла с фронтовиками. Жизнь Жамбыла Жабаева, охватившая почти столетие, была подчинена одной цели — служению интересам родного народа, в памяти которого великий акын навсегда останется воистину "Гомером XX века", непревзойденным мастером слова.

3 слайд

.  Выдающийся казахский поэт-импровизатор, Жамбыл Жабаев родился 28 февраля 1846 г. на территории нынешнего Жамбылского района Алматинской области. У Жамбыла не было возможности получить образование, но благодаря своему умению анализировать увиденное и выражать свои мысли в стихотворной форме он и его песни становятся известными всей казахской степи, когда поэту только исполнилось 16 лет. С этого времени Жамбыл становится постоянным участником песенных состязаний - айтысов Многие из его айтысов с казахскими и кыргызскими акынами вошли в сокровищницу казахского устного народного творчества. Наиболее известны айтысы Жамбыла с Бактыбаем, Ай-кумыс, Сарыбасом, Шашубаем и Кулмамбетом. В этом ряду выделяется айтыс Жамбыла со знаменитым Куланаяном Кулмамбетом. После победы над Кулмамбетом, которого он победил благодаря тому, что прославлял не правителей своего рода и волостных старшин, а людей, защищающих интересы всего казахского народа, Жамбыл стал самым почитаемым и популярным акыном своего рода. Будучи продолжателем традиций, заложенных в творчестве знаменитого акына Суюнбая, Жамбыл в своих произведениях выражал надежды и чаяния простого народа, прославлял подвиги батыров, выступал непримиримым противником феодального гнета и насилия. Славу поэту принесли его музыкальные переложения отрывков из кыргызского героического эпоса "Манас", восточных поэм "Шахнаме", "Кероглы" и "Тысяча и одна ночь". Айтысы и стихи Жамбыла дооктябрьского периода почти не сохранились, осталась лишь та их часть, которая передавалась устно из поколения в поколение. Из тех, что сохранились, наиболее известны: "Моему отцу", "Шабдану", "Шалтабаю", "Кали« "Мулле Байзаку" и другие. Жамбыл принимал самое активное участие в национально- освободительном движении, начавшемся в казахской степи в 1916 г. Своими стихами поэт вдохновлял участников этого движения на новые выступлени я против реакционного царского режима. К этому периоду относятся его поэмы "Тиски царского указа" и "Зловещий указ". Октябрьскую революцию 1917 г. Жамбыл встретил восторженно. Поэт стал очевидцем обновления всех сторон жизни казахского народа и эти события вызвали у него прилив сил и желание помочь строительству нового общества. В 1919 г. Жамбыл принял участие в слете акынов Семиречья. В 1934- м выступление Жамбыла на 1-м республиканском съезде мастеров искусств подтвердило то, что он является поистине народным поэтом. Во время проведения Декады казахской литературы и искусства в 1936 г. в Москве, и торжеств, посвященных 750-летию поэмы "Витязь в тигровой шкуре" годом позже в Тбилиси, Жамбыл, которому исполнилось 90 лет, поднял на более высокую ступень славу казахской поэзии. В 1938 г. поздравления Жамбылу по случаю 75-летия его поэтической деятельности прислали Р.Роллан, М.А. Некое, К.Причард, М.Шолохов и другие знаменитые писатели того времени. Стихотворения "Ленинградцы, дети мои!", "Москва" и другие произведения, написанные Жамбылом в годы Великой Отечественной войны, внесли большой вклад в достижение победы, способствовали сплочению тружеников тыла с фронтовиками. Жизнь Жамбыла Жабаева, охватившая почти столетие, была подчинена одной цели — служению интересам родного народа, в памяти которого великий акын навсегда останется воистину "Гомером XX века", непревзойденным мастером слова.

Ещё мальчиком Жамбыл научился играть на домбре. В 14 лет (по другим данным: в 1897 году в возрасте 52 лет) он решил уйти из до

4 слайд
Ещё мальчиком Жамбыл научился играть на домбре. В 14 лет (по другим данным: в 1897 году в возрасте 52 лет) он решил уйти из дома и стать акыном, зарабатывая пением. Пел он под аккомпанемент домбры в стиле толгау (речитатив). Искусству импровизации учился у акына Суюнбая. Жамбыл пел исключительно на казахском языке. В конце XIX — начале XX века неоднократно участвовал и побеждал в айтысах  (соревнованиях) видных акынов. Славился как мастер обличительных песен. Позже из дореволюционного репертуара с его слов были записаны эпосы «Суранши-батыр», «Утеген- батыр», сказки «Хан и акын», «Сказка о лентяе» и др Ко времени   Октябрьской революции 1917 года  Жамбыл был уже 70-летним стариком, давно не бравшим в руки   домбры. Но, со слов акына, началось его духовное перерождение и творческий подъём.   «Всё великое и прекрасное в нашу эпоху раскрывается через образ Сталина»,  — говорил Жамбыл [2] . После Октябрьской революции   1917 года  в творчестве уже широко известного к тому времени акына появляются новые темы  — «Гимн Октябрю» (1936), «Моя Родина» (1936), «В Мавзолее Ленина» (1936), «Ленин и Сталин» (1936). В его песнях можно было встретить почти всех героев советской властной верхушки, он придавал им черты эпических героев, легендарных богатырей  — «Аксакалу Калинину» (1936), «Песня о батыре Ежове» (1937), «Клим батыр» (1936), «Наш Киров» (1939) и др. Его песни искренне прославляли жизнь в СССР и широко распространялись властями. Фигура девяностолетнего Жамбыла подавалась в образе восточного мудреца-аксакала, приветствующего новый строй и его людей. Он становится самым уважаемым акыном Казахстана, а его песни  — частью нового быта казахского аула. С   1938 года  являлся депутатом  ВС Казахской ССР. И тогда из далекого Казахстана великий акын Жамбыл Жабаев с вдохновенным призывом обратился к защитникам города Ленинграда: “ Ленинградцы, дети мои!” Без слез и чувства радостного волнения не могли защитники Ленинграда слушать это послание. Оно вливало новые силы для борьбы. Защитники Ленинграда знали, что о них помнят, переживают, восхищаются их мужеством. Народ Казахстана слал им свой братский привет, любовь, дружбу и веру в то, что враг будет разбит На протяжении всего военного лихолетья горожане не переставали думать о тех, кто в это время находится на передовой. В тяжелые для Ленинграда блокадные дни слова акына Жамбыла Жабаева «Ленинградцы, дети мои!» стали подлинным гимном поддержки

4 слайд

Ещё мальчиком Жамбыл научился играть на домбре. В 14 лет (по другим данным: в 1897 году в возрасте 52 лет) он решил уйти из дома и стать акыном, зарабатывая пением. Пел он под аккомпанемент домбры в стиле толгау (речитатив). Искусству импровизации учился у акына Суюнбая. Жамбыл пел исключительно на казахском языке. В конце XIX — начале XX века неоднократно участвовал и побеждал в айтысах  (соревнованиях) видных акынов. Славился как мастер обличительных песен. Позже из дореволюционного репертуара с его слов были записаны эпосы «Суранши-батыр», «Утеген- батыр», сказки «Хан и акын», «Сказка о лентяе» и др Ко времени   Октябрьской революции 1917 года  Жамбыл был уже 70-летним стариком, давно не бравшим в руки   домбры. Но, со слов акына, началось его духовное перерождение и творческий подъём.   «Всё великое и прекрасное в нашу эпоху раскрывается через образ Сталина»,  — говорил Жамбыл [2] . После Октябрьской революции   1917 года  в творчестве уже широко известного к тому времени акына появляются новые темы  — «Гимн Октябрю» (1936), «Моя Родина» (1936), «В Мавзолее Ленина» (1936), «Ленин и Сталин» (1936). В его песнях можно было встретить почти всех героев советской властной верхушки, он придавал им черты эпических героев, легендарных богатырей  — «Аксакалу Калинину» (1936), «Песня о батыре Ежове» (1937), «Клим батыр» (1936), «Наш Киров» (1939) и др. Его песни искренне прославляли жизнь в СССР и широко распространялись властями. Фигура девяностолетнего Жамбыла подавалась в образе восточного мудреца-аксакала, приветствующего новый строй и его людей. Он становится самым уважаемым акыном Казахстана, а его песни  — частью нового быта казахского аула. С   1938 года  являлся депутатом  ВС Казахской ССР. И тогда из далекого Казахстана великий акын Жамбыл Жабаев с вдохновенным призывом обратился к защитникам города Ленинграда: “ Ленинградцы, дети мои!” Без слез и чувства радостного волнения не могли защитники Ленинграда слушать это послание. Оно вливало новые силы для борьбы. Защитники Ленинграда знали, что о них помнят, переживают, восхищаются их мужеством. Народ Казахстана слал им свой братский привет, любовь, дружбу и веру в то, что враг будет разбит На протяжении всего военного лихолетья горожане не переставали думать о тех, кто в это время находится на передовой. В тяжелые для Ленинграда блокадные дни слова акына Жамбыла Жабаева «Ленинградцы, дети мои!» стали подлинным гимном поддержки

Жамбыл Жабаев – имя этого прославленного акына, автора сотен поэтических произведений, являющихся яркими образчиками казахског

5 слайд
Жамбыл Жабаев – имя этого прославленного акына, автора сотен поэтических произведений, являющихся яркими образчиками казахского литературного творчества, в наши дни известно далеко за пределами Казахстана. «Собака бая Кадырбая», «Черный указ», «Поэма гневного сердца», «Вооруженный народ», «Колыбельная песня» и, конечно же, «Ленинградцы, дети мои» - это лишь краткий перечень того художественно- публицистического наследия, оставленного потомкам выдающимся импровизатором. Как известно Жамбыл Жабаев завершил свой жизненный путь 22 июня 1945 года – не дожив несколько месяцев до столетнего юбилея. Спустя два года, решением тогдашних властей, в доме, где с 1936 по 1945 гг. проживал акын, был создан литературно-мемориальный музей. Музейный комплекс Жамбыла Жабаева располагается в 70 км от Алматы, в поселке с символичным названием «Музей Жамбыла». Комплекс включает в себя: некогда принадлежавший поэту дом, гараж и сад, а также одно административное здание. спроектированный архитектором . А Белоцерковским по эскизам народного художника Казахстана Абильхана Кастеева. Мавзолей выполнен из белого мрамора. По заверению посетителей, в доме-музее акына царит особая, умиротворенная атмосфера. Стараниями смотрителей здесь сохранено практически в первозданном виде множество вещей, принадлежавших хозяину. В целом же, можно сказать, что дом-музей является наглядной характеристикой не только жизненного уклада Жамбыла, но и в целом эпохи, в которой жил и творил поэт.  Ежегодно в день рождения акына (28 февраля) литературно-мемориальный музей посещают сотни почитателей творчества Жамбыла, чтобы отдать дань уважения непревзойденному таланту великого импровизатора.

5 слайд

Жамбыл Жабаев – имя этого прославленного акына, автора сотен поэтических произведений, являющихся яркими образчиками казахского литературного творчества, в наши дни известно далеко за пределами Казахстана. «Собака бая Кадырбая», «Черный указ», «Поэма гневного сердца», «Вооруженный народ», «Колыбельная песня» и, конечно же, «Ленинградцы, дети мои» - это лишь краткий перечень того художественно- публицистического наследия, оставленного потомкам выдающимся импровизатором. Как известно Жамбыл Жабаев завершил свой жизненный путь 22 июня 1945 года – не дожив несколько месяцев до столетнего юбилея. Спустя два года, решением тогдашних властей, в доме, где с 1936 по 1945 гг. проживал акын, был создан литературно-мемориальный музей. Музейный комплекс Жамбыла Жабаева располагается в 70 км от Алматы, в поселке с символичным названием «Музей Жамбыла». Комплекс включает в себя: некогда принадлежавший поэту дом, гараж и сад, а также одно административное здание. спроектированный архитектором . А Белоцерковским по эскизам народного художника Казахстана Абильхана Кастеева. Мавзолей выполнен из белого мрамора. По заверению посетителей, в доме-музее акына царит особая, умиротворенная атмосфера. Стараниями смотрителей здесь сохранено практически в первозданном виде множество вещей, принадлежавших хозяину. В целом же, можно сказать, что дом-музей является наглядной характеристикой не только жизненного уклада Жамбыла, но и в целом эпохи, в которой жил и творил поэт.  Ежегодно в день рождения акына (28 февраля) литературно-мемориальный музей посещают сотни почитателей творчества Жамбыла, чтобы отдать дань уважения непревзойденному таланту великого импровизатора.

.Джамбул прожил долгие годы под Алматы в посёлке, теперь носящем имя Музей Джамбула, в 70 км к западу от Алматы и в 10 км от

6 слайд
.Джамбул прожил долгие годы под Алматы в посёлке, теперь носящем имя Музей Джамбула, в 70 км к западу от Алматы и в 10 км от автомагистрали Алматы - Бишкек. После его смерти здесь в 1947 году был открыт Литературно- мемориальный музей Джамбула, расположенный в доме, где акын прожил свои последние годы. Дом окружён садом, в глубине которого в 1946 году был воздвигнут мавзолей Джамбула Музей великого акына Жабаева в поселке Жамбыл. Жамбул Жабаев родился километрах в 300 от поселка Жамбыл, в низовье реки Чу, около горы Джамбул. Здесь же, под горами Алатау, находились весенние пастбища и посевы казахского рода дулат, к которому принадлежал акын. Здесь он жил долгие годы. За этими местами и укоренилось название - родина Джамбула. Бардом казахстанских степей называют Жамбула Жабаева, чьи песни знают не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами.

6 слайд

.Джамбул прожил долгие годы под Алматы в посёлке, теперь носящем имя Музей Джамбула, в 70 км к западу от Алматы и в 10 км от автомагистрали Алматы - Бишкек. После его смерти здесь в 1947 году был открыт Литературно- мемориальный музей Джамбула, расположенный в доме, где акын прожил свои последние годы. Дом окружён садом, в глубине которого в 1946 году был воздвигнут мавзолей Джамбула Музей великого акына Жабаева в поселке Жамбыл. Жамбул Жабаев родился километрах в 300 от поселка Жамбыл, в низовье реки Чу, около горы Джамбул. Здесь же, под горами Алатау, находились весенние пастбища и посевы казахского рода дулат, к которому принадлежал акын. Здесь он жил долгие годы. За этими местами и укоренилось название - родина Джамбула. Бардом казахстанских степей называют Жамбула Жабаева, чьи песни знают не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами.

. Литературно-мемориальный музей Жамбыла Жабаева После смерти акына Союз писателей Казахстана ходатайствовал перед правительс

7 слайд
. Литературно-мемориальный музей Жамбыла Жабаева После смерти акына Союз писателей Казахстана ходатайствовал перед правительством республики об увековечении памяти поэта и создании мемориального Дома-музея. И дом-усадьба Жамбыла стал музеем, по тому же принципу, по которому организованы дом-музей А.С.Пушкина, В.Маяковского в Москве и т.д.

7 слайд

. Литературно-мемориальный музей Жамбыла Жабаева После смерти акына Союз писателей Казахстана ходатайствовал перед правительством республики об увековечении памяти поэта и создании мемориального Дома-музея. И дом-усадьба Жамбыла стал музеем, по тому же принципу, по которому организованы дом-музей А.С.Пушкина, В.Маяковского в Москве и т.д.

. Интерьер гостевой комнаты дома Жамбыла Жабаева в музее

8 слайд
. Интерьер гостевой комнаты дома Жамбыла Жабаева в музее

8 слайд

. Интерьер гостевой комнаты дома Жамбыла Жабаева в музее

. Интерьер столовой комнаты дома Жамбыла Жабаева в музее.

9 слайд
.   Интерьер столовой комнаты дома Жамбыла Жабаева в музее.

9 слайд

.   Интерьер столовой комнаты дома Жамбыла Жабаева в музее.

. В экспозиции музея представлена также домбра великого акына. Именно на ней Жамбыл состязался в айтысах с признанными маст

10 слайд
.   В экспозиции музея представлена также домбра великого акына. Именно на ней Жамбыл состязался в айтысах с признанными мастерами своего времени - Кулмамбетом и Досмаганбетом. Картины, изображающие эти состязания, также представлены в музее. Экспонаты музея также отражают еще один важный период в творчестве поэта - военное время. Жамбыл посвятил немало стихов защитникам Родины, сражавшимся на полях Великой Отечественной Войны. Они вошли в сборник «Песни военных лет», который хранится в музее. Часы в кабинете Жамбыла показывают 7 часов 55 минут – время, когда остановилось сердце великого акына.

10 слайд

.   В экспозиции музея представлена также домбра великого акына. Именно на ней Жамбыл состязался в айтысах с признанными мастерами своего времени - Кулмамбетом и Досмаганбетом. Картины, изображающие эти состязания, также представлены в музее. Экспонаты музея также отражают еще один важный период в творчестве поэта - военное время. Жамбыл посвятил немало стихов защитникам Родины, сражавшимся на полях Великой Отечественной Войны. Они вошли в сборник «Песни военных лет», который хранится в музее. Часы в кабинете Жамбыла показывают 7 часов 55 минут – время, когда остановилось сердце великого акына.

. На стене — большой портрет Жамбыла Жабаева, на стеллажах — его произведения. Недаром его назвали Гомером двадцатого века —

11 слайд
. На стене — большой портрет Жамбыла Жабаева, на стеллажах — его произведения. Недаром его назвали Гомером двадцатого века — поэмы Ж. Жабаева переведены на 50 языков мира. Эти переводы сделали большое дело: приобщили читателя к творчеству Жамбыла, донесли образы и мысли казахского акына до самых дальних уголков планеты. Его произведения изданы в Китае, Чехословакии, Англии и других странах. Казахский певец стал родным поэтом для всех народов мира. В залах хранится много материалов, посвященных участию Жамбыла в первой декаде казахского искусства в Москве. Также интересна коллекция государственных наград Жамбыла: депутатские мандаты, орден Трудового Красного Знамени, орден Ленина.

11 слайд

. На стене — большой портрет Жамбыла Жабаева, на стеллажах — его произведения. Недаром его назвали Гомером двадцатого века — поэмы Ж. Жабаева переведены на 50 языков мира. Эти переводы сделали большое дело: приобщили читателя к творчеству Жамбыла, донесли образы и мысли казахского акына до самых дальних уголков планеты. Его произведения изданы в Китае, Чехословакии, Англии и других странах. Казахский певец стал родным поэтом для всех народов мира. В залах хранится много материалов, посвященных участию Жамбыла в первой декаде казахского искусства в Москве. Также интересна коллекция государственных наград Жамбыла: депутатские мандаты, орден Трудового Красного Знамени, орден Ленина.

. Автомобиль подаренный Жамбылу

12 слайд
. Автомобиль подаренный Жамбылу

12 слайд

. Автомобиль подаренный Жамбылу