М.Ауэзов "Сирота" 8 класс
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
М.Ауэзов «Сирота»
Сегодня на уроке вы:
•
будете обсуждать проблемы, поднятые в
произведении М. Ауэзова;
•
высказывать предположение о дальнейшем
развитии действия в рассказе; дополнять
таблицу прилагательных; составлять
кластер и кадроплан.
1 слайд
М.Ауэзов «Сирота» Сегодня на уроке вы: • будете обсуждать проблемы, поднятые в произведении М. Ауэзова; • высказывать предположение о дальнейшем развитии действия в рассказе; дополнять таблицу прилагательных; составлять кластер и кадроплан.
2 слайд
СИРОТА
2 слайд
СИРОТА
3 слайд
•
Особенности жанра
•
Небольшой объем.
•
Ограниченное число действующих лиц.
•
Одна сюжетная линия, часто- это судьба главного героя.
•
В рассказе повествуется о нескольких, но чаще об одном,
важном эпизоде из жизни человека.
•
Второстепенные и эпизодические герои так или иначе
раскрывают характер главного героя, проблему, связанную с
этим героем.Рассказ – эпический жанр небольшого
произведения
3 слайд
• Особенности жанра • Небольшой объем. • Ограниченное число действующих лиц. • Одна сюжетная линия, часто- это судьба главного героя. • В рассказе повествуется о нескольких, но чаще об одном, важном эпизоде из жизни человека. • Второстепенные и эпизодические герои так или иначе раскрывают характер главного героя, проблему, связанную с этим героем.Рассказ – эпический жанр небольшого произведения
4 слайд
Мухт р Омарханович Ау зов М. А.
(1897—1961) — советский
казахский писатель, драматург
и учёный. Академик АН
Казахской ССР (1946),
председатель Союза писателей
Казахстана. Творчество Ауэзова
сыграло исключительную роль в
развитии казахской
драматургии. Его двухтомный
роман «Путь Абая» вошёл в
«Библиотеку всемирной
литературы».
Рассказ «Сирота», написанный в
1925 г., относится к ранней
прозе М. Ауэзова.
4 слайд
Мухт р Омарханович Ау зов М. А. (1897—1961) — советский казахский писатель, драматург и учёный. Академик АН Казахской ССР (1946), председатель Союза писателей Казахстана. Творчество Ауэзова сыграло исключительную роль в развитии казахской драматургии. Его двухтомный роман «Путь Абая» вошёл в «Библиотеку всемирной литературы». Рассказ «Сирота», написанный в 1925 г., относится к ранней прозе М. Ауэзова.
5 слайд
Задание
•
Прочитайте фрагмент рассказа М. Ауэзова «Сирота» стр.60.
•
Кого называют сиротой? Объясните смысл этого слова.
•
« Хмурый вечер середины лета. У подножья гор
Улытау сумрачная прохлада. Еле шевелит травы
легкий ветерок . Солнце садится. В долине
сгущаются тени. На горизонт грозно легли
тяжелые тучи , и лучи заката, пробиваясь
сквозь них, красят притихшие холмы в темно-
багровый цвет, отчего они кажутся грустными,
сиротливыми . Иногда луч вспыхнет ярко,
предгорье оживет на мгновенье, и снова все
вокруг мрачно и холодно».
5 слайд
Задание • Прочитайте фрагмент рассказа М. Ауэзова «Сирота» стр.60. • Кого называют сиротой? Объясните смысл этого слова. • « Хмурый вечер середины лета. У подножья гор Улытау сумрачная прохлада. Еле шевелит травы легкий ветерок . Солнце садится. В долине сгущаются тени. На горизонт грозно легли тяжелые тучи , и лучи заката, пробиваясь сквозь них, красят притихшие холмы в темно- багровый цвет, отчего они кажутся грустными, сиротливыми . Иногда луч вспыхнет ярко, предгорье оживет на мгновенье, и снова все вокруг мрачно и холодно».
6 слайд
- Как начинается произведение? Обратите внимание на описание пейзажа. Кто
главный герой рассказа? Соответствует ли он настроению сироты? Какие
художественные средства использованы автором?
6 слайд
- Как начинается произведение? Обратите внимание на описание пейзажа. Кто главный герой рассказа? Соответствует ли он настроению сироты? Какие художественные средства использованы автором?
7 слайд
ПЕЙЗАЖ
•
Описание природы в художественном
произведении. Пейзаж помогает автору
передать душевное состояние героев.
7 слайд
ПЕЙЗАЖ • Описание природы в художественном произведении. Пейзаж помогает автору передать душевное состояние героев.
8 слайд
«Тонкие» и «толстые» вопросы
•
1.Почему мальчик на ночь глядя идёт в незнакомые
места?
•
2. Через какие испытания пришлось пройти герою?
•
3. Чью смерть он переживал сильнее? Почему?
•
4. Был ли он счастлив после смерти родителей?
•
5. Какой стала его жизнь после смерти бабушки?
•
6. Кто его взял к себе? Как жилось мальчику на новом
месте?
•
7. Как бы вы охарактеризовали героев рассказа Ису и
Кадишу?
•
8. Как изменился герой? Почему он замкнулся, озлобился?
•
9. Почему Касым ушёл из аула?
•
10. Кто виноват в смерти Касыма?
8 слайд
«Тонкие» и «толстые» вопросы • 1.Почему мальчик на ночь глядя идёт в незнакомые места? • 2. Через какие испытания пришлось пройти герою? • 3. Чью смерть он переживал сильнее? Почему? • 4. Был ли он счастлив после смерти родителей? • 5. Какой стала его жизнь после смерти бабушки? • 6. Кто его взял к себе? Как жилось мальчику на новом месте? • 7. Как бы вы охарактеризовали героев рассказа Ису и Кадишу? • 8. Как изменился герой? Почему он замкнулся, озлобился? • 9. Почему Касым ушёл из аула? • 10. Кто виноват в смерти Касыма?
9 слайд
Художественно-
изобразительные
средства Пример из текста
Эпитеты
Сравнения
Олицетворения
9 слайд
Художественно- изобразительные средства Пример из текста Эпитеты Сравнения Олицетворения
10 слайд
Художественно-
изобразительные средства Пример из текста
Эпитеты хмурый вечер, сумрачная
прохлада, притихшие холмы
Сравнения будто бы из жалости, как ночь,
словно догадываясь. Как
ведьма
Олицетворения солнце садится, сгущаются
тени, легли тяжелые тучи
10 слайд
Художественно- изобразительные средства Пример из текста Эпитеты хмурый вечер, сумрачная прохлада, притихшие холмы Сравнения будто бы из жалости, как ночь, словно догадываясь. Как ведьма Олицетворения солнце садится, сгущаются тени, легли тяжелые тучи
11 слайд
Каким Касым был до смерти бабушки?
Каким после смерти?
Найдите и выпишите описание из текста,
заполните таблицу.Описание героя До смерти
бабушки После смерти
бабушки
Внешность
Настроение
Поведение
11 слайд
Каким Касым был до смерти бабушки? Каким после смерти? Найдите и выпишите описание из текста, заполните таблицу.Описание героя До смерти бабушки После смерти бабушки Внешность Настроение Поведение
12 слайд
Задание: найдите и опишите из текста слова-определения,
характеризующие жизнь мальчика-сироты
Касым
12 слайд
Задание: найдите и опишите из текста слова-определения, характеризующие жизнь мальчика-сироты Касым
13 слайд
Задание: найдите и опишите из текста слова-определения,
характеризующие жизнь мальчика-сироты
Касым мальчик лет 10-11
сиротская
жизнь
измученный
горькиесиротская долявконец
уставший убитый горем худенький, хмурый
13 слайд
Задание: найдите и опишите из текста слова-определения, характеризующие жизнь мальчика-сироты Касым мальчик лет 10-11 сиротская жизнь измученный горькиесиротская долявконец уставший убитый горем худенький, хмурый
14 слайд
Учебное задание
•
1. Заполните «Литературную пирамиду».
•
2. Выделите основные эпизоды в рассказе
«Сирота» и составьте кадроплан «Судьба
Касыма».
14 слайд
Учебное задание • 1. Заполните «Литературную пирамиду». • 2. Выделите основные эпизоды в рассказе «Сирота» и составьте кадроплан «Судьба Касыма».
15 слайд
15 слайд