Методика изучения чисел первого десятка
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
Лекция №5
Тема: Методика изучения чисел
первого десятка
1 слайд
Лекция №5 Тема: Методика изучения чисел первого десятка
2 слайд
Программное содержание:
1. Задачи 1-го концентра, его содержание.
2. Методика изучения чисел 1-го десятка.
3. Методика изучения действий сложения и
вычитания в пределах десяти.
2 слайд
Программное содержание: 1. Задачи 1-го концентра, его содержание. 2. Методика изучения чисел 1-го десятка. 3. Методика изучения действий сложения и вычитания в пределах десяти.
3 слайд
•
Абак – счетная доска, которая
использовалась еще в Древней Греции и в
Древнем Риме.
•
Доска разделялась на полости, каждая из
которой соответствует определенной
разрядной единице. С помощью камешков
на полосках обозначается количество
единиц каждого разряда.
3 слайд
• Абак – счетная доска, которая использовалась еще в Древней Греции и в Древнем Риме. • Доска разделялась на полости, каждая из которой соответствует определенной разрядной единице. С помощью камешков на полосках обозначается количество единиц каждого разряда.
4 слайд
С числами 1-го десятка учащиеся
вспомогательной школы знакомятся в 1-м классе и
первой четверти второго класса. К концу данного
периода обучения ученики должны овладеть
следующими знаниями:
1. Научиться считать от 1 до 10;
2. Должны знать место каждого числа в числовом ряду
переделах 10;
3. Уметь сравнивать числа;
4. Понимать состав числа;
5. Выполнять действия сложения и вычитания в
пределах 10.
4 слайд
С числами 1-го десятка учащиеся вспомогательной школы знакомятся в 1-м классе и первой четверти второго класса. К концу данного периода обучения ученики должны овладеть следующими знаниями: 1. Научиться считать от 1 до 10; 2. Должны знать место каждого числа в числовом ряду переделах 10; 3. Уметь сравнивать числа; 4. Понимать состав числа; 5. Выполнять действия сложения и вычитания в пределах 10.
5 слайд
Однако к середине второго года у детей не будет одинаковый уровень
знаний. Учитель должен знать, каков багаж знаний у каждого ученика,
поэтому на детей составляется характеристика. В будущем она нужна для
того, чтобы обеспечить уровневый, дифференцированный подход к
обучающимся.
В характеристике отмечается:
•
Знает ли ученик числовой ряд: может ли назвать все числа по порядку; в
обратном порядке; от заданного до заданного. Может ли назвать
предыдущее и последующие числа, знает ли основное свойство числового
ряда (каждое число на единицу больше предыдущего и на единицу меньше
последующего).
•
Умеет ли ребёнок сравнивать числа: с опорой на предметы, с опорой на
числовой ряд, по памяти.
•
Умеет ли писать цифры: по образцу, по точкам или же самостоятельно.
•
Умеет ли пересчитывать отсчитывать предметы: передвигая предметы,
показывая пальцем, глазами.
•
Какими способами вычисляет сумму и остаток: знает ли состав каждого
числа первого десятка, понимает ли значение нуля.
5 слайд
Однако к середине второго года у детей не будет одинаковый уровень знаний. Учитель должен знать, каков багаж знаний у каждого ученика, поэтому на детей составляется характеристика. В будущем она нужна для того, чтобы обеспечить уровневый, дифференцированный подход к обучающимся. В характеристике отмечается: • Знает ли ученик числовой ряд: может ли назвать все числа по порядку; в обратном порядке; от заданного до заданного. Может ли назвать предыдущее и последующие числа, знает ли основное свойство числового ряда (каждое число на единицу больше предыдущего и на единицу меньше последующего). • Умеет ли ребёнок сравнивать числа: с опорой на предметы, с опорой на числовой ряд, по памяти. • Умеет ли писать цифры: по образцу, по точкам или же самостоятельно. • Умеет ли пересчитывать отсчитывать предметы: передвигая предметы, показывая пальцем, глазами. • Какими способами вычисляет сумму и остаток: знает ли состав каждого числа первого десятка, понимает ли значение нуля.
6 слайд
При изучении чисел первого десятка
используются следующие наглядно-
дидактические пособия:
•
Предметные пособия - мелкие предметы
окружающей действительности (игрушки, счётные
палочки, желуди), 10 кубиков, обозначающих
единицы, брусочки - обозначающие десятки,
различные геометрические фигурки.
•
Иллюстративные – набор предметных картинок, с
изображением однородных и разнородных
предметов, объединённых каким-нибудь сюжетом.
Карточки с правильным написанием цифр,
цифровые кассы, абаки, счёты.
6 слайд
При изучении чисел первого десятка используются следующие наглядно- дидактические пособия: • Предметные пособия - мелкие предметы окружающей действительности (игрушки, счётные палочки, желуди), 10 кубиков, обозначающих единицы, брусочки - обозначающие десятки, различные геометрические фигурки. • Иллюстративные – набор предметных картинок, с изображением однородных и разнородных предметов, объединённых каким-нибудь сюжетом. Карточки с правильным написанием цифр, цифровые кассы, абаки, счёты.
7 слайд
На изучение каждого числа 1-го десятка отводится несколько уроков,
количество уроков зависит от числа, от состава класса, т.е. успеваемости.
При изучении нумерации чисел 1-го десятка обязательно
рассматриваются следующие вопросы:
I. Образование числа.
Рассматриваются 2 способа:
•
- путем присчитывания единицы к предыдущему числу;
•
- путем отсчитывания единицы от последующего числа.
II. Обозначения числа цифрой. Письмо цифр.
III. Соотношение количества числа и цифры.
IV. Место числа в числовом ряду.
V. Счет в пределах изучаемого числа (прямой, обратный, от заданного
числа до заданного, например от 3 до 7 ).
VI. Сравнение множественных чисел.
VII. Состав числа: из предыдущего числа и единицы; из двух других
меньших чисел.
7 слайд
На изучение каждого числа 1-го десятка отводится несколько уроков, количество уроков зависит от числа, от состава класса, т.е. успеваемости. При изучении нумерации чисел 1-го десятка обязательно рассматриваются следующие вопросы: I. Образование числа. Рассматриваются 2 способа: • - путем присчитывания единицы к предыдущему числу; • - путем отсчитывания единицы от последующего числа. II. Обозначения числа цифрой. Письмо цифр. III. Соотношение количества числа и цифры. IV. Место числа в числовом ряду. V. Счет в пределах изучаемого числа (прямой, обратный, от заданного числа до заданного, например от 3 до 7 ). VI. Сравнение множественных чисел. VII. Состав числа: из предыдущего числа и единицы; из двух других меньших чисел.
8 слайд
Например , на 1-ый урок по теме: « Число и цифра 5» .
Образовательные задачи:
•
Повторить счет в пределах 4;
•
Познакомить учащихся с образованием числа 5 (путем присчитывания
единицы к 4); с названием этого числа; обозначением числа цифрой;
научить писать цифру.
•
Познакомить с местом числа в числовом ряду.
•
С соотношением количества числа и цифры 5.
На втором уроке по этой теме могут быть поставлены следующие
образовательные задачи:
•
Закрепить образование числа способом присчитывания единицы к 4
предметам, место числа 5. Счет прямой, обратный от заданного.
•
Познакомить детей со вторым способом образования числа 4
(отсчитывание единицы от 5-ти).
•
Учить сравнивать предметы множества и числа в пределах 5.
•
3-ий,4-ый, 5-ый уроки – закрепление предыдущего материала.
8 слайд
Например , на 1-ый урок по теме: « Число и цифра 5» . Образовательные задачи: • Повторить счет в пределах 4; • Познакомить учащихся с образованием числа 5 (путем присчитывания единицы к 4); с названием этого числа; обозначением числа цифрой; научить писать цифру. • Познакомить с местом числа в числовом ряду. • С соотношением количества числа и цифры 5. На втором уроке по этой теме могут быть поставлены следующие образовательные задачи: • Закрепить образование числа способом присчитывания единицы к 4 предметам, место числа 5. Счет прямой, обратный от заданного. • Познакомить детей со вторым способом образования числа 4 (отсчитывание единицы от 5-ти). • Учить сравнивать предметы множества и числа в пределах 5. • 3-ий,4-ый, 5-ый уроки – закрепление предыдущего материала.
9 слайд
Как формируем понятие 1?
ПОВТОРЕНИЕ ПОНЯТИЙ «МНОГО», «МАЛО»
9 слайд
Как формируем понятие 1? ПОВТОРЕНИЕ ПОНЯТИЙ «МНОГО», «МАЛО»
10 слайд
Много Мало ОДИН
10 слайд
Много Мало ОДИН
11 слайд
II . Обозначение числа цифрой. Письмо цифр.
•
Учитель показывает образец цифры. Дети находят
ее в индивидуальных цифровых кассах.
•
Учащиеся внимательно рассматривают цифру,
выделяют ее элементы, подыскиваются предметы, с
которыми можно сравнить цифру. Стихотворение
С. Маршака «Веселый счет» может помочь детям
запомнить образ цифры.
•
Учитель ставит цифру над соответствующим
количеством предметов или картинкой с
изображением предметов.
•
Далее нужно обучить детей письму цифры.
11 слайд
II . Обозначение числа цифрой. Письмо цифр. • Учитель показывает образец цифры. Дети находят ее в индивидуальных цифровых кассах. • Учащиеся внимательно рассматривают цифру, выделяют ее элементы, подыскиваются предметы, с которыми можно сравнить цифру. Стихотворение С. Маршака «Веселый счет» может помочь детям запомнить образ цифры. • Учитель ставит цифру над соответствующим количеством предметов или картинкой с изображением предметов. • Далее нужно обучить детей письму цифры.
12 слайд
Последовательность знакомства с написанием цифры.
Следующие этапы:
1. Показ рукописного образца цифры;
2. Показ образца цифры на доске;
3. Каждому ребенку дается модель цифры, выполненная из
бумаги (бархатной).
Далее коллективная работа. Все вместе обводят пальцем по
своей модели.
4. Письмо цифры в воздухе;
5. Письмо цифры на доске (индивидуальной) или кусочке
линолеума;
6. И только теперь в тетрадях ( по образцу).
У каждого ученика в тетради должны быть приготовлены
образцы правильного написания цифры – 2, 3 варианта. Для
слабых учащихся пунктиром или точками обозначены контуры
цифр. Некоторым ученикам можно поставить 3 опорные точки.
Если у ученика значительное нарушение моторики, то
написание цифры можно разделить на 2 этапа.
12 слайд
Последовательность знакомства с написанием цифры. Следующие этапы: 1. Показ рукописного образца цифры; 2. Показ образца цифры на доске; 3. Каждому ребенку дается модель цифры, выполненная из бумаги (бархатной). Далее коллективная работа. Все вместе обводят пальцем по своей модели. 4. Письмо цифры в воздухе; 5. Письмо цифры на доске (индивидуальной) или кусочке линолеума; 6. И только теперь в тетрадях ( по образцу). У каждого ученика в тетради должны быть приготовлены образцы правильного написания цифры – 2, 3 варианта. Для слабых учащихся пунктиром или точками обозначены контуры цифр. Некоторым ученикам можно поставить 3 опорные точки. Если у ученика значительное нарушение моторики, то написание цифры можно разделить на 2 этапа.
13 слайд
III. Соотношение количества числа и цифры
1 ОДИН
13 слайд
III. Соотношение количества числа и цифры 1 ОДИН
14 слайд
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 10
ЧИСЛО И ЦИФРА 2
14 слайд
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 10 ЧИСЛО И ЦИФРА 2
15 слайд
ЧИСЛО И ЦИФРА 3
15 слайд
ЧИСЛО И ЦИФРА 3
16 слайд
1 ОДИН
2 ДВА
16 слайд
1 ОДИН 2 ДВА
17 слайд
IV. Место числа в числовом ряду, отрабатывается с помощью
двух основных вопросов.
- После, какого числа стоит число 5?
- Перед каким числом стоит число 5?
•
Примерные задания:
- Назовите соседей числа 5.
- Назовите число, которое стоит между числами 4 и 6.
•
Для закрепления последовательности числового ряда
используются игры:
-
«Найди свое место», «Живые цифры».
-
Можно предложить деформированный ряд 2 3 1 4 5.
ЗАДАНИЕ: расставьте цифры по порядку.
17 слайд
IV. Место числа в числовом ряду, отрабатывается с помощью двух основных вопросов. - После, какого числа стоит число 5? - Перед каким числом стоит число 5? • Примерные задания: - Назовите соседей числа 5. - Назовите число, которое стоит между числами 4 и 6. • Для закрепления последовательности числового ряда используются игры: - «Найди свое место», «Живые цифры». - Можно предложить деформированный ряд 2 3 1 4 5. ЗАДАНИЕ: расставьте цифры по порядку.
18 слайд
•
Наряду с составлением числового ряда с опорой на
предметное или иллюстрированное изображение следует
чаще воспроизводить ряд без опоры на наглядно-образное
восприятие:
ЗАДАНИЕ:
- Запиши числа по порядку от 1 до 4;
- Запиши число от 4 до 1;
- Заполни числовой ряд 1 …3…..5;
- Найди соседей числа ….2…..;
•
Рассматривая место числа в числовом ряду, необходимо
отработать основное свойство числового ряда (каждое
последующее число на единицу больше предыдущего и
каждое предыдущее число на единицу меньше
последующего).
18 слайд
• Наряду с составлением числового ряда с опорой на предметное или иллюстрированное изображение следует чаще воспроизводить ряд без опоры на наглядно-образное восприятие: ЗАДАНИЕ: - Запиши числа по порядку от 1 до 4; - Запиши число от 4 до 1; - Заполни числовой ряд 1 …3…..5; - Найди соседей числа ….2…..; • Рассматривая место числа в числовом ряду, необходимо отработать основное свойство числового ряда (каждое последующее число на единицу больше предыдущего и каждое предыдущее число на единицу меньше последующего).
19 слайд
V. Обучение счету
•
Сосчитать – это значит ответить на вопрос «Сколько ?» .
•
Предметы, которые предлагаются для пересчета, должны
быть знакомы. Сначала для пересчета предлагаются
однородные предметы, одинаковые по форме, цвету, размеру,
материалу.
•
Затем однородные объекты, различающиеся по одному, двум
признакам.
•
И на последнем этапе – разнородные предметы.
•
Виды счета:
Счет в прямом порядке;
Счет в обратном порядке;
От числа до числа (От 2 до 5).
19 слайд
V. Обучение счету • Сосчитать – это значит ответить на вопрос «Сколько ?» . • Предметы, которые предлагаются для пересчета, должны быть знакомы. Сначала для пересчета предлагаются однородные предметы, одинаковые по форме, цвету, размеру, материалу. • Затем однородные объекты, различающиеся по одному, двум признакам. • И на последнем этапе – разнородные предметы. • Виды счета: Счет в прямом порядке; Счет в обратном порядке; От числа до числа (От 2 до 5).
20 слайд
Успешное формирование счетной деятельности возможно
при участии движений, речи и взаимодействии всех
анализаторов.
Двигательный компонент – показ на предметы счета
круговым движением проходит свой путь развития:
На первом этапе: - передвигать предметы или брать в руки;
На втором этапе : - учить детей считать, показывая на
предметы;
На третьем этапе: - учить детей считать глазами.
20 слайд
Успешное формирование счетной деятельности возможно при участии движений, речи и взаимодействии всех анализаторов. Двигательный компонент – показ на предметы счета круговым движением проходит свой путь развития: На первом этапе: - передвигать предметы или брать в руки; На втором этапе : - учить детей считать, показывая на предметы; На третьем этапе: - учить детей считать глазами.
21 слайд
В процессе обучения счету происходит и развитие
речевого компонента.
На первом этапе: - громкое называние;
На втором этапе: - чуть убавляется громкость;
На третьем этапе: - называние шепотом;
На последнем : - про себя.
И двигательный и речевой компоненты проходят общий
путь развития: от внешнего развернутого действия к
внутреннему свернутому действию.
Необходимо отдифференцировать количественный и
порядковый счет.
21 слайд
В процессе обучения счету происходит и развитие речевого компонента. На первом этапе: - громкое называние; На втором этапе: - чуть убавляется громкость; На третьем этапе: - называние шепотом; На последнем : - про себя. И двигательный и речевой компоненты проходят общий путь развития: от внешнего развернутого действия к внутреннему свернутому действию. Необходимо отдифференцировать количественный и порядковый счет.
22 слайд
VI. Сравнение множеств и чисел.
Изучая числа первого десятка школьникам обязательно
нужно давать задания на сравнение чисел.
•
Первоначально для сравнения предлагаются числа, стоящие
рядом в числовом ряду, например 3 и 4, 2 и 3, а затем
остальные.
•
К сравнению подводят детей через сравнение конкретных
множеств, установление взаимнооднозначного соответствия.
•
Новый момент: ученики сравнивают числа, которые
характеризуют это множество.
22 слайд
VI. Сравнение множеств и чисел. Изучая числа первого десятка школьникам обязательно нужно давать задания на сравнение чисел. • Первоначально для сравнения предлагаются числа, стоящие рядом в числовом ряду, например 3 и 4, 2 и 3, а затем остальные. • К сравнению подводят детей через сравнение конкретных множеств, установление взаимнооднозначного соответствия. • Новый момент: ученики сравнивают числа, которые характеризуют это множество.
23 слайд
<VI. Сравнение множеств и чисел.
Изучая числа первого десятка школьникам обязательно нужно давать
задания на сравнение чисел.
•
Первоначально для сравнения предлагаются числа, стоящие рядом в
числовом ряду, например 3 и 4, 2 и 3, а затем остальные.
•
К сравнению подводят детей через сравнение конкретных множеств,
установление взаимнооднозначного соответствия.
•
Новый момент: ученики сравнивают числа, которые характеризуют это
множество.
23 слайд
<VI. Сравнение множеств и чисел. Изучая числа первого десятка школьникам обязательно нужно давать задания на сравнение чисел. • Первоначально для сравнения предлагаются числа, стоящие рядом в числовом ряду, например 3 и 4, 2 и 3, а затем остальные. • К сравнению подводят детей через сравнение конкретных множеств, установление взаимнооднозначного соответствия. • Новый момент: ученики сравнивают числа, которые характеризуют это множество.
24 слайд
>
4 > 6
24 слайд
> 4 > 6
25 слайд
VII . Состав числа
При работе над составом числа необходимо придерживаться определенной
последовательности. Этапы работы над составом числа:
1. В предметно-практической деятельности множества раскладывают на два
подмножества, параллельно делая записи.
Например: У каждого ученика на парте по 6 счетных палочек.
- Сколько счетных палочек у вас на партах?
- Разложите палочки на две кучки. !!!!! и !.
- Из скольких палочек состоит первая кучка ( параллельно ведется запись).
Затем предлагаются другие варианты расклада.
2. Работа с частичной наглядностью (работа опирается на представление
учащихся).
Например: Дорисуй соседей у фишки для числа 6
6 = ООООО + … ОООО + … ООО +…
Или: У меня в руках 5 кубиков. В одной 3 кубика. Угадайте сколько во
второй руке.
3. Работа на знаковом уровне.
Состав каждого числа ученики должны выучить наизусть и уметь применят
знания при решении примеров и задач.
25 слайд
VII . Состав числа При работе над составом числа необходимо придерживаться определенной последовательности. Этапы работы над составом числа: 1. В предметно-практической деятельности множества раскладывают на два подмножества, параллельно делая записи. Например: У каждого ученика на парте по 6 счетных палочек. - Сколько счетных палочек у вас на партах? - Разложите палочки на две кучки. !!!!! и !. - Из скольких палочек состоит первая кучка ( параллельно ведется запись). Затем предлагаются другие варианты расклада. 2. Работа с частичной наглядностью (работа опирается на представление учащихся). Например: Дорисуй соседей у фишки для числа 6 6 = ООООО + … ОООО + … ООО +… Или: У меня в руках 5 кубиков. В одной 3 кубика. Угадайте сколько во второй руке. 3. Работа на знаковом уровне. Состав каждого числа ученики должны выучить наизусть и уметь применят знания при решении примеров и задач.
26 слайд
Обучение сложению и вычитанию в пределах 10
Обучая учащихся решению примеров, учитель выделяет 3
этапа:
1. Решение примеров с использованием предметно-
практической деятельности учащихся.
2. C использованием абака, на счетах.
3. Устно, рассуждение проводится вслух.
26 слайд
Обучение сложению и вычитанию в пределах 10 Обучая учащихся решению примеров, учитель выделяет 3 этапа: 1. Решение примеров с использованием предметно- практической деятельности учащихся. 2. C использованием абака, на счетах. 3. Устно, рассуждение проводится вслух.