Материалдар / Методика изучения чисел первого десятка
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Методика изучения чисел первого десятка

Материал туралы қысқаша түсінік
Материал ЖОО бакалавр студенттеріне арнайы мектеп оқушыларына математика пәнін оқыту пәні бойынша лекция.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
14 Қаңтар 2021
532
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
img_page_1
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Материалдың қысқаша түсінігі
Лекция №5 Тема: Методика изучения чисел первого десятка

1 слайд
Лекция №5 Тема: Методика изучения чисел первого десятка

1 слайд

Лекция №5 Тема: Методика изучения чисел первого десятка

Программное содержание: 1. Задачи 1-го концентра, его содержание. 2. Методика изучения чисел 1-го десятка. 3. Методика изучени

2 слайд
Программное содержание: 1. Задачи 1-го концентра, его содержание. 2. Методика изучения чисел 1-го десятка. 3. Методика изучения действий сложения и вычитания в пределах десяти.

2 слайд

Программное содержание: 1. Задачи 1-го концентра, его содержание. 2. Методика изучения чисел 1-го десятка. 3. Методика изучения действий сложения и вычитания в пределах десяти.

• Абак – счетная доска, которая использовалась еще в Древней Греции и в Древнем Риме. • Доска разделялась на пол

3 слайд
• Абак – счетная доска, которая использовалась еще в Древней Греции и в Древнем Риме. • Доска разделялась на полости, каждая из которой соответствует определенной разрядной единице. С помощью камешков на полосках обозначается количество единиц каждого разряда.

3 слайд

• Абак – счетная доска, которая использовалась еще в Древней Греции и в Древнем Риме. • Доска разделялась на полости, каждая из которой соответствует определенной разрядной единице. С помощью камешков на полосках обозначается количество единиц каждого разряда.

С числами 1-го десятка учащиеся вспомогательной школы знакомятся в 1-м классе и первой четверти второго класса.

4 слайд
С числами 1-го десятка учащиеся вспомогательной школы знакомятся в 1-м классе и первой четверти второго класса. К концу данного периода обучения ученики должны овладеть следующими знаниями: 1. Научиться считать от 1 до 10; 2. Должны знать место каждого числа в числовом ряду переделах 10; 3. Уметь сравнивать числа; 4. Понимать состав числа; 5. Выполнять действия сложения и вычитания в пределах 10.

4 слайд

С числами 1-го десятка учащиеся вспомогательной школы знакомятся в 1-м классе и первой четверти второго класса. К концу данного периода обучения ученики должны овладеть следующими знаниями: 1. Научиться считать от 1 до 10; 2. Должны знать место каждого числа в числовом ряду переделах 10; 3. Уметь сравнивать числа; 4. Понимать состав числа; 5. Выполнять действия сложения и вычитания в пределах 10.

Однако к середине второго года у детей не будет одинаковый уровень знаний. Учитель должен знать, каков багаж зн

5 слайд
Однако к середине второго года у детей не будет одинаковый уровень знаний. Учитель должен знать, каков багаж знаний у каждого ученика, поэтому на детей составляется характеристика. В будущем она нужна для того, чтобы обеспечить уровневый, дифференцированный подход к обучающимся. В характеристике отмечается: • Знает ли ученик числовой ряд: может ли назвать все числа по порядку; в обратном порядке; от заданного до заданного. Может ли назвать предыдущее и последующие числа, знает ли основное свойство числового ряда (каждое число на единицу больше предыдущего и на единицу меньше последующего). • Умеет ли ребёнок сравнивать числа: с опорой на предметы, с опорой на числовой ряд, по памяти. • Умеет ли писать цифры: по образцу, по точкам или же самостоятельно. • Умеет ли пересчитывать отсчитывать предметы: передвигая предметы, показывая пальцем, глазами. • Какими способами вычисляет сумму и остаток: знает ли состав каждого числа первого десятка, понимает ли значение нуля.

5 слайд

Однако к середине второго года у детей не будет одинаковый уровень знаний. Учитель должен знать, каков багаж знаний у каждого ученика, поэтому на детей составляется характеристика. В будущем она нужна для того, чтобы обеспечить уровневый, дифференцированный подход к обучающимся. В характеристике отмечается: • Знает ли ученик числовой ряд: может ли назвать все числа по порядку; в обратном порядке; от заданного до заданного. Может ли назвать предыдущее и последующие числа, знает ли основное свойство числового ряда (каждое число на единицу больше предыдущего и на единицу меньше последующего). • Умеет ли ребёнок сравнивать числа: с опорой на предметы, с опорой на числовой ряд, по памяти. • Умеет ли писать цифры: по образцу, по точкам или же самостоятельно. • Умеет ли пересчитывать отсчитывать предметы: передвигая предметы, показывая пальцем, глазами. • Какими способами вычисляет сумму и остаток: знает ли состав каждого числа первого десятка, понимает ли значение нуля.

При изучении чисел первого десятка используются следующие наглядно- дидактические пособия: • Предметные пособия - мелкие пр

6 слайд
При изучении чисел первого десятка используются следующие наглядно- дидактические пособия: • Предметные пособия - мелкие предметы окружающей действительности (игрушки, счётные палочки, желуди), 10 кубиков, обозначающих единицы, брусочки - обозначающие десятки, различные геометрические фигурки. • Иллюстративные – набор предметных картинок, с изображением однородных и разнородных предметов, объединённых каким-нибудь сюжетом. Карточки с правильным написанием цифр, цифровые кассы, абаки, счёты.

6 слайд

При изучении чисел первого десятка используются следующие наглядно- дидактические пособия: • Предметные пособия - мелкие предметы окружающей действительности (игрушки, счётные палочки, желуди), 10 кубиков, обозначающих единицы, брусочки - обозначающие десятки, различные геометрические фигурки. • Иллюстративные – набор предметных картинок, с изображением однородных и разнородных предметов, объединённых каким-нибудь сюжетом. Карточки с правильным написанием цифр, цифровые кассы, абаки, счёты.

На изучение каждого числа 1-го десятка отводится несколько уроков, количество уроков зависит от числа, от состава класс

7 слайд
На изучение каждого числа 1-го десятка отводится несколько уроков, количество уроков зависит от числа, от состава класса, т.е. успеваемости. При изучении нумерации чисел 1-го десятка обязательно рассматриваются следующие вопросы: I. Образование числа. Рассматриваются 2 способа: • - путем присчитывания единицы к предыдущему числу; • - путем отсчитывания единицы от последующего числа. II. Обозначения числа цифрой. Письмо цифр. III. Соотношение количества числа и цифры. IV. Место числа в числовом ряду. V. Счет в пределах изучаемого числа (прямой, обратный, от заданного числа до заданного, например от 3 до 7 ). VI. Сравнение множественных чисел. VII. Состав числа: из предыдущего числа и единицы; из двух других меньших чисел.

7 слайд

На изучение каждого числа 1-го десятка отводится несколько уроков, количество уроков зависит от числа, от состава класса, т.е. успеваемости. При изучении нумерации чисел 1-го десятка обязательно рассматриваются следующие вопросы: I. Образование числа. Рассматриваются 2 способа: • - путем присчитывания единицы к предыдущему числу; • - путем отсчитывания единицы от последующего числа. II. Обозначения числа цифрой. Письмо цифр. III. Соотношение количества числа и цифры. IV. Место числа в числовом ряду. V. Счет в пределах изучаемого числа (прямой, обратный, от заданного числа до заданного, например от 3 до 7 ). VI. Сравнение множественных чисел. VII. Состав числа: из предыдущего числа и единицы; из двух других меньших чисел.

Например , на 1-ый урок по теме: « Число и цифра 5» .  Образовательные задачи: • Повторить счет в пределах 4; • Познакоми

8 слайд
Например , на 1-ый урок по теме: « Число и цифра 5» .  Образовательные задачи: • Повторить счет в пределах 4; • Познакомить учащихся с образованием числа 5 (путем присчитывания единицы к 4); с названием этого числа; обозначением числа цифрой; научить писать цифру. • Познакомить с местом числа в числовом ряду. • С соотношением количества числа и цифры 5.  На втором уроке по этой теме могут быть поставлены следующие образовательные задачи: • Закрепить образование числа способом присчитывания единицы к 4 предметам, место числа 5. Счет прямой, обратный от заданного. • Познакомить детей со вторым способом образования числа 4 (отсчитывание единицы от 5-ти). • Учить сравнивать предметы множества и числа в пределах 5. • 3-ий,4-ый, 5-ый уроки – закрепление предыдущего материала.

8 слайд

Например , на 1-ый урок по теме: « Число и цифра 5» .  Образовательные задачи: • Повторить счет в пределах 4; • Познакомить учащихся с образованием числа 5 (путем присчитывания единицы к 4); с названием этого числа; обозначением числа цифрой; научить писать цифру. • Познакомить с местом числа в числовом ряду. • С соотношением количества числа и цифры 5.  На втором уроке по этой теме могут быть поставлены следующие образовательные задачи: • Закрепить образование числа способом присчитывания единицы к 4 предметам, место числа 5. Счет прямой, обратный от заданного. • Познакомить детей со вторым способом образования числа 4 (отсчитывание единицы от 5-ти). • Учить сравнивать предметы множества и числа в пределах 5. • 3-ий,4-ый, 5-ый уроки – закрепление предыдущего материала.

Как формируем понятие 1? ПОВТОРЕНИЕ ПОНЯТИЙ «МНОГО», «МАЛО»

9 слайд
Как формируем понятие 1? ПОВТОРЕНИЕ ПОНЯТИЙ «МНОГО», «МАЛО»

9 слайд

Как формируем понятие 1? ПОВТОРЕНИЕ ПОНЯТИЙ «МНОГО», «МАЛО»

Много Мало ОДИН

10 слайд
Много Мало ОДИН

10 слайд

Много Мало ОДИН

II . Обозначение числа цифрой. Письмо цифр. • Учитель показывает образец цифры. Дети находят ее в индивидуальных цифровы

11 слайд
II . Обозначение числа цифрой. Письмо цифр. • Учитель показывает образец цифры. Дети находят ее в индивидуальных цифровых кассах. • Учащиеся внимательно рассматривают цифру, выделяют ее элементы, подыскиваются предметы, с которыми можно сравнить цифру. Стихотворение С. Маршака «Веселый счет» может помочь детям запомнить образ цифры. • Учитель ставит цифру над соответствующим количеством предметов или картинкой с изображением предметов. • Далее нужно обучить детей письму цифры.

11 слайд

II . Обозначение числа цифрой. Письмо цифр. • Учитель показывает образец цифры. Дети находят ее в индивидуальных цифровых кассах. • Учащиеся внимательно рассматривают цифру, выделяют ее элементы, подыскиваются предметы, с которыми можно сравнить цифру. Стихотворение С. Маршака «Веселый счет» может помочь детям запомнить образ цифры. • Учитель ставит цифру над соответствующим количеством предметов или картинкой с изображением предметов. • Далее нужно обучить детей письму цифры.

Последовательность знакомства с написанием цифры. Следующие этапы: 1. Показ рукописного образца цифры; 2. Показ образца ц

12 слайд
Последовательность знакомства с написанием цифры. Следующие этапы: 1. Показ рукописного образца цифры; 2. Показ образца цифры на доске; 3. Каждому ребенку дается модель цифры, выполненная из бумаги (бархатной). Далее коллективная работа. Все вместе обводят пальцем по своей модели. 4. Письмо цифры в воздухе; 5. Письмо цифры на доске (индивидуальной) или кусочке линолеума; 6. И только теперь в тетрадях ( по образцу). У каждого ученика в тетради должны быть приготовлены образцы правильного написания цифры – 2, 3 варианта. Для слабых учащихся пунктиром или точками обозначены контуры цифр. Некоторым ученикам можно поставить 3 опорные точки. Если у ученика значительное нарушение моторики, то написание цифры можно разделить на 2 этапа.

12 слайд

Последовательность знакомства с написанием цифры. Следующие этапы: 1. Показ рукописного образца цифры; 2. Показ образца цифры на доске; 3. Каждому ребенку дается модель цифры, выполненная из бумаги (бархатной). Далее коллективная работа. Все вместе обводят пальцем по своей модели. 4. Письмо цифры в воздухе; 5. Письмо цифры на доске (индивидуальной) или кусочке линолеума; 6. И только теперь в тетрадях ( по образцу). У каждого ученика в тетради должны быть приготовлены образцы правильного написания цифры – 2, 3 варианта. Для слабых учащихся пунктиром или точками обозначены контуры цифр. Некоторым ученикам можно поставить 3 опорные точки. Если у ученика значительное нарушение моторики, то написание цифры можно разделить на 2 этапа.

III. Соотношение количества числа и цифры 1 ОДИН

13 слайд
III. Соотношение количества числа и цифры 1 ОДИН

13 слайд

III. Соотношение количества числа и цифры 1 ОДИН

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 10 ЧИСЛО И ЦИФРА 2

14 слайд
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 10 ЧИСЛО И ЦИФРА 2

14 слайд

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 10 ЧИСЛО И ЦИФРА 2

ЧИСЛО И ЦИФРА 3

15 слайд
ЧИСЛО И ЦИФРА 3

15 слайд

ЧИСЛО И ЦИФРА 3

1 ОДИН 2 ДВА

16 слайд
1 ОДИН 2 ДВА

16 слайд

1 ОДИН 2 ДВА

IV. Место числа в числовом ряду, отрабатывается с помощью двух основных вопросов. - После, какого числа стоит число 5? - Пере

17 слайд
IV. Место числа в числовом ряду, отрабатывается с помощью двух основных вопросов. - После, какого числа стоит число 5? - Перед каким числом стоит число 5? • Примерные задания: - Назовите соседей числа 5. - Назовите число, которое стоит между числами 4 и 6. • Для закрепления последовательности числового ряда используются игры: - «Найди свое место», «Живые цифры». - Можно предложить деформированный ряд 2 3 1 4 5. ЗАДАНИЕ: расставьте цифры по порядку.

17 слайд

IV. Место числа в числовом ряду, отрабатывается с помощью двух основных вопросов. - После, какого числа стоит число 5? - Перед каким числом стоит число 5? • Примерные задания: - Назовите соседей числа 5. - Назовите число, которое стоит между числами 4 и 6. • Для закрепления последовательности числового ряда используются игры: - «Найди свое место», «Живые цифры». - Можно предложить деформированный ряд 2 3 1 4 5. ЗАДАНИЕ: расставьте цифры по порядку.

• Наряду с составлением числового ряда с опорой на предметное или иллюстрированное изображение следует чаще воспро

18 слайд
• Наряду с составлением числового ряда с опорой на предметное или иллюстрированное изображение следует чаще воспроизводить ряд без опоры на наглядно-образное восприятие: ЗАДАНИЕ: - Запиши числа по порядку от 1 до 4; - Запиши число от 4 до 1; - Заполни числовой ряд 1 …3…..5; - Найди соседей числа ….2…..; • Рассматривая место числа в числовом ряду, необходимо отработать основное свойство числового ряда (каждое последующее число на единицу больше предыдущего и каждое предыдущее число на единицу меньше последующего).

18 слайд

• Наряду с составлением числового ряда с опорой на предметное или иллюстрированное изображение следует чаще воспроизводить ряд без опоры на наглядно-образное восприятие: ЗАДАНИЕ: - Запиши числа по порядку от 1 до 4; - Запиши число от 4 до 1; - Заполни числовой ряд 1 …3…..5; - Найди соседей числа ….2…..; • Рассматривая место числа в числовом ряду, необходимо отработать основное свойство числового ряда (каждое последующее число на единицу больше предыдущего и каждое предыдущее число на единицу меньше последующего).

V. Обучение счету • Сосчитать – это значит ответить на вопрос «Сколько ?» . • Предметы, которые предлагаются для пересчета,

19 слайд
V. Обучение счету • Сосчитать – это значит ответить на вопрос «Сколько ?» . • Предметы, которые предлагаются для пересчета, должны быть знакомы. Сначала для пересчета предлагаются однородные предметы, одинаковые по форме, цвету, размеру, материалу. • Затем однородные объекты, различающиеся по одному, двум признакам. • И на последнем этапе – разнородные предметы. • Виды счета:  Счет в прямом порядке;  Счет в обратном порядке;  От числа до числа (От 2 до 5).

19 слайд

V. Обучение счету • Сосчитать – это значит ответить на вопрос «Сколько ?» . • Предметы, которые предлагаются для пересчета, должны быть знакомы. Сначала для пересчета предлагаются однородные предметы, одинаковые по форме, цвету, размеру, материалу. • Затем однородные объекты, различающиеся по одному, двум признакам. • И на последнем этапе – разнородные предметы. • Виды счета:  Счет в прямом порядке;  Счет в обратном порядке;  От числа до числа (От 2 до 5).

Успешное формирование счетной деятельности возможно при участии движений, речи и взаимодействии всех анализаторов.

20 слайд
Успешное формирование счетной деятельности возможно при участии движений, речи и взаимодействии всех анализаторов. Двигательный компонент – показ на предметы счета круговым движением проходит свой путь развития: На первом этапе: - передвигать предметы или брать в руки; На втором этапе : - учить детей считать, показывая на предметы; На третьем этапе: - учить детей считать глазами.

20 слайд

Успешное формирование счетной деятельности возможно при участии движений, речи и взаимодействии всех анализаторов. Двигательный компонент – показ на предметы счета круговым движением проходит свой путь развития: На первом этапе: - передвигать предметы или брать в руки; На втором этапе : - учить детей считать, показывая на предметы; На третьем этапе: - учить детей считать глазами.

В процессе обучения счету происходит и развитие речевого компонента. На первом этапе: - громкое называние; На втором

21 слайд
В процессе обучения счету происходит и развитие речевого компонента. На первом этапе: - громкое называние; На втором этапе: - чуть убавляется громкость; На третьем этапе: - называние шепотом; На последнем : - про себя. И двигательный и речевой компоненты проходят общий путь развития: от внешнего развернутого действия к внутреннему свернутому действию. Необходимо отдифференцировать количественный и порядковый счет.

21 слайд

В процессе обучения счету происходит и развитие речевого компонента. На первом этапе: - громкое называние; На втором этапе: - чуть убавляется громкость; На третьем этапе: - называние шепотом; На последнем : - про себя. И двигательный и речевой компоненты проходят общий путь развития: от внешнего развернутого действия к внутреннему свернутому действию. Необходимо отдифференцировать количественный и порядковый счет.

VI. Сравнение множеств и чисел. Изучая числа первого десятка школьникам обязательно нужно давать задания на сравнение чис

22 слайд
VI. Сравнение множеств и чисел. Изучая числа первого десятка школьникам обязательно нужно давать задания на сравнение чисел. • Первоначально для сравнения предлагаются числа, стоящие рядом в числовом ряду, например 3 и 4, 2 и 3, а затем остальные. • К сравнению подводят детей через сравнение конкретных множеств, установление взаимнооднозначного соответствия. • Новый момент: ученики сравнивают числа, которые характеризуют это множество.

22 слайд

VI. Сравнение множеств и чисел. Изучая числа первого десятка школьникам обязательно нужно давать задания на сравнение чисел. • Первоначально для сравнения предлагаются числа, стоящие рядом в числовом ряду, например 3 и 4, 2 и 3, а затем остальные. • К сравнению подводят детей через сравнение конкретных множеств, установление взаимнооднозначного соответствия. • Новый момент: ученики сравнивают числа, которые характеризуют это множество.

<VI. Сравнение множеств и чисел. Изучая числа первого десятка школьникам обязательно нужно давать задания на сравнение

23 слайд
<VI. Сравнение множеств и чисел. Изучая числа первого десятка школьникам обязательно нужно давать задания на сравнение чисел. • Первоначально для сравнения предлагаются числа, стоящие рядом в числовом ряду, например 3 и 4, 2 и 3, а затем остальные. • К сравнению подводят детей через сравнение конкретных множеств, установление взаимнооднозначного соответствия. • Новый момент: ученики сравнивают числа, которые характеризуют это множество.

23 слайд

<VI. Сравнение множеств и чисел. Изучая числа первого десятка школьникам обязательно нужно давать задания на сравнение чисел. • Первоначально для сравнения предлагаются числа, стоящие рядом в числовом ряду, например 3 и 4, 2 и 3, а затем остальные. • К сравнению подводят детей через сравнение конкретных множеств, установление взаимнооднозначного соответствия. • Новый момент: ученики сравнивают числа, которые характеризуют это множество.

> 4 > 6

24 слайд
> 4 > 6

24 слайд

> 4 > 6

VII . Состав числа При работе над составом числа необходимо придерживаться определенной последовательности. Этапы работ

25 слайд
VII . Состав числа При работе над составом числа необходимо придерживаться определенной последовательности. Этапы работы над составом числа: 1. В предметно-практической деятельности множества раскладывают на два подмножества, параллельно делая записи. Например: У каждого ученика на парте по 6 счетных палочек. - Сколько счетных палочек у вас на партах? - Разложите палочки на две кучки. !!!!! и !. - Из скольких палочек состоит первая кучка ( параллельно ведется запись). Затем предлагаются другие варианты расклада. 2. Работа с частичной наглядностью (работа опирается на представление учащихся). Например: Дорисуй соседей у фишки для числа 6 6 = ООООО + … ОООО + … ООО +… Или: У меня в руках 5 кубиков. В одной 3 кубика. Угадайте сколько во второй руке. 3. Работа на знаковом уровне. Состав каждого числа ученики должны выучить наизусть и уметь применят знания при решении примеров и задач.

25 слайд

VII . Состав числа При работе над составом числа необходимо придерживаться определенной последовательности. Этапы работы над составом числа: 1. В предметно-практической деятельности множества раскладывают на два подмножества, параллельно делая записи. Например: У каждого ученика на парте по 6 счетных палочек. - Сколько счетных палочек у вас на партах? - Разложите палочки на две кучки. !!!!! и !. - Из скольких палочек состоит первая кучка ( параллельно ведется запись). Затем предлагаются другие варианты расклада. 2. Работа с частичной наглядностью (работа опирается на представление учащихся). Например: Дорисуй соседей у фишки для числа 6 6 = ООООО + … ОООО + … ООО +… Или: У меня в руках 5 кубиков. В одной 3 кубика. Угадайте сколько во второй руке. 3. Работа на знаковом уровне. Состав каждого числа ученики должны выучить наизусть и уметь применят знания при решении примеров и задач.

Обучение сложению и вычитанию в пределах 10 Обучая учащихся решению примеров, учитель выделяет 3 этапа: 1. Решение при

26 слайд
Обучение сложению и вычитанию в пределах 10 Обучая учащихся решению примеров, учитель выделяет 3 этапа: 1. Решение примеров с использованием предметно- практической деятельности учащихся. 2. C использованием абака, на счетах. 3. Устно, рассуждение проводится вслух.

26 слайд

Обучение сложению и вычитанию в пределах 10 Обучая учащихся решению примеров, учитель выделяет 3 этапа: 1. Решение примеров с использованием предметно- практической деятельности учащихся. 2. C использованием абака, на счетах. 3. Устно, рассуждение проводится вслух.