Материалдар / Методика изучения чисел первого десятка

Методика изучения чисел первого десятка

Материал туралы қысқаша түсінік
Материал ЖОО бакалавр студенттеріне арнайы мектеп оқушыларына математика пәнін оқыту пәні бойынша лекция.
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
img_page_1
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Материалдың қысқаша түсінігі
Лекция №5 Тема: Методика изучения чисел первого десятка

1 слайд
Лекция №5 Тема: Методика изучения чисел первого десятка

1 слайд

Лекция №5 Тема: Методика изучения чисел первого десятка

Программное содержание: 1. Задачи 1-го концентра, его содержание. 2. Методика изучения чисел 1-го десятка. 3. Методика изучени

2 слайд
Программное содержание: 1. Задачи 1-го концентра, его содержание. 2. Методика изучения чисел 1-го десятка. 3. Методика изучения действий сложения и вычитания в пределах десяти.

2 слайд

Программное содержание: 1. Задачи 1-го концентра, его содержание. 2. Методика изучения чисел 1-го десятка. 3. Методика изучения действий сложения и вычитания в пределах десяти.

• Абак – счетная доска, которая использовалась еще в Древней Греции и в Древнем Риме. • Доска разделялась на пол

3 слайд
• Абак – счетная доска, которая использовалась еще в Древней Греции и в Древнем Риме. • Доска разделялась на полости, каждая из которой соответствует определенной разрядной единице. С помощью камешков на полосках обозначается количество единиц каждого разряда.

3 слайд

• Абак – счетная доска, которая использовалась еще в Древней Греции и в Древнем Риме. • Доска разделялась на полости, каждая из которой соответствует определенной разрядной единице. С помощью камешков на полосках обозначается количество единиц каждого разряда.

С числами 1-го десятка учащиеся вспомогательной школы знакомятся в 1-м классе и первой четверти второго класса.

4 слайд
С числами 1-го десятка учащиеся вспомогательной школы знакомятся в 1-м классе и первой четверти второго класса. К концу данного периода обучения ученики должны овладеть следующими знаниями: 1. Научиться считать от 1 до 10; 2. Должны знать место каждого числа в числовом ряду переделах 10; 3. Уметь сравнивать числа; 4. Понимать состав числа; 5. Выполнять действия сложения и вычитания в пределах 10.

4 слайд

С числами 1-го десятка учащиеся вспомогательной школы знакомятся в 1-м классе и первой четверти второго класса. К концу данного периода обучения ученики должны овладеть следующими знаниями: 1. Научиться считать от 1 до 10; 2. Должны знать место каждого числа в числовом ряду переделах 10; 3. Уметь сравнивать числа; 4. Понимать состав числа; 5. Выполнять действия сложения и вычитания в пределах 10.

Однако к середине второго года у детей не будет одинаковый уровень знаний. Учитель должен знать, каков багаж зн

5 слайд
Однако к середине второго года у детей не будет одинаковый уровень знаний. Учитель должен знать, каков багаж знаний у каждого ученика, поэтому на детей составляется характеристика. В будущем она нужна для того, чтобы обеспечить уровневый, дифференцированный подход к обучающимся. В характеристике отмечается: • Знает ли ученик числовой ряд: может ли назвать все числа по порядку; в обратном порядке; от заданного до заданного. Может ли назвать предыдущее и последующие числа, знает ли основное свойство числового ряда (каждое число на единицу больше предыдущего и на единицу меньше последующего). • Умеет ли ребёнок сравнивать числа: с опорой на предметы, с опорой на числовой ряд, по памяти. • Умеет ли писать цифры: по образцу, по точкам или же самостоятельно. • Умеет ли пересчитывать отсчитывать предметы: передвигая предметы, показывая пальцем, глазами. • Какими способами вычисляет сумму и остаток: знает ли состав каждого числа первого десятка, понимает ли значение нуля.

5 слайд

Однако к середине второго года у детей не будет одинаковый уровень знаний. Учитель должен знать, каков багаж знаний у каждого ученика, поэтому на детей составляется характеристика. В будущем она нужна для того, чтобы обеспечить уровневый, дифференцированный подход к обучающимся. В характеристике отмечается: • Знает ли ученик числовой ряд: может ли назвать все числа по порядку; в обратном порядке; от заданного до заданного. Может ли назвать предыдущее и последующие числа, знает ли основное свойство числового ряда (каждое число на единицу больше предыдущего и на единицу меньше последующего). • Умеет ли ребёнок сравнивать числа: с опорой на предметы, с опорой на числовой ряд, по памяти. • Умеет ли писать цифры: по образцу, по точкам или же самостоятельно. • Умеет ли пересчитывать отсчитывать предметы: передвигая предметы, показывая пальцем, глазами. • Какими способами вычисляет сумму и остаток: знает ли состав каждого числа первого десятка, понимает ли значение нуля.

При изучении чисел первого десятка используются следующие наглядно- дидактические пособия: • Предметные пособия - мелкие пр

6 слайд
При изучении чисел первого десятка используются следующие наглядно- дидактические пособия: • Предметные пособия - мелкие предметы окружающей действительности (игрушки, счётные палочки, желуди), 10 кубиков, обозначающих единицы, брусочки - обозначающие десятки, различные геометрические фигурки. • Иллюстративные – набор предметных картинок, с изображением однородных и разнородных предметов, объединённых каким-нибудь сюжетом. Карточки с правильным написанием цифр, цифровые кассы, абаки, счёты.

6 слайд

При изучении чисел первого десятка используются следующие наглядно- дидактические пособия: • Предметные пособия - мелкие предметы окружающей действительности (игрушки, счётные палочки, желуди), 10 кубиков, обозначающих единицы, брусочки - обозначающие десятки, различные геометрические фигурки. • Иллюстративные – набор предметных картинок, с изображением однородных и разнородных предметов, объединённых каким-нибудь сюжетом. Карточки с правильным написанием цифр, цифровые кассы, абаки, счёты.

На изучение каждого числа 1-го десятка отводится несколько уроков, количество уроков зависит от числа, от состава класс

7 слайд
На изучение каждого числа 1-го десятка отводится несколько уроков, количество уроков зависит от числа, от состава класса, т.е. успеваемости. При изучении нумерации чисел 1-го десятка обязательно рассматриваются следующие вопросы: I. Образование числа. Рассматриваются 2 способа: • - путем присчитывания единицы к предыдущему числу; • - путем отсчитывания единицы от последующего числа. II. Обозначения числа цифрой. Письмо цифр. III. Соотношение количества числа и цифры. IV. Место числа в числовом ряду. V. Счет в пределах изучаемого числа (прямой, обратный, от заданного числа до заданного, например от 3 до 7 ). VI. Сравнение множественных чисел. VII. Состав числа: из предыдущего числа и единицы; из двух других меньших чисел.

7 слайд

На изучение каждого числа 1-го десятка отводится несколько уроков, количество уроков зависит от числа, от состава класса, т.е. успеваемости. При изучении нумерации чисел 1-го десятка обязательно рассматриваются следующие вопросы: I. Образование числа. Рассматриваются 2 способа: • - путем присчитывания единицы к предыдущему числу; • - путем отсчитывания единицы от последующего числа. II. Обозначения числа цифрой. Письмо цифр. III. Соотношение количества числа и цифры. IV. Место числа в числовом ряду. V. Счет в пределах изучаемого числа (прямой, обратный, от заданного числа до заданного, например от 3 до 7 ). VI. Сравнение множественных чисел. VII. Состав числа: из предыдущего числа и единицы; из двух других меньших чисел.

Например , на 1-ый урок по теме: « Число и цифра 5» .  Образовательные задачи: • Повторить счет в пределах 4; • Познакоми

8 слайд
Например , на 1-ый урок по теме: « Число и цифра 5» .  Образовательные задачи: • Повторить счет в пределах 4; • Познакомить учащихся с образованием числа 5 (путем присчитывания единицы к 4); с названием этого числа; обозначением числа цифрой; научить писать цифру. • Познакомить с местом числа в числовом ряду. • С соотношением количества числа и цифры 5.  На втором уроке по этой теме могут быть поставлены следующие образовательные задачи: • Закрепить образование числа способом присчитывания единицы к 4 предметам, место числа 5. Счет прямой, обратный от заданного. • Познакомить детей со вторым способом образования числа 4 (отсчитывание единицы от 5-ти). • Учить сравнивать предметы множества и числа в пределах 5. • 3-ий,4-ый, 5-ый уроки – закрепление предыдущего материала.

8 слайд

Например , на 1-ый урок по теме: « Число и цифра 5» .  Образовательные задачи: • Повторить счет в пределах 4; • Познакомить учащихся с образованием числа 5 (путем присчитывания единицы к 4); с названием этого числа; обозначением числа цифрой; научить писать цифру. • Познакомить с местом числа в числовом ряду. • С соотношением количества числа и цифры 5.  На втором уроке по этой теме могут быть поставлены следующие образовательные задачи: • Закрепить образование числа способом присчитывания единицы к 4 предметам, место числа 5. Счет прямой, обратный от заданного. • Познакомить детей со вторым способом образования числа 4 (отсчитывание единицы от 5-ти). • Учить сравнивать предметы множества и числа в пределах 5. • 3-ий,4-ый, 5-ый уроки – закрепление предыдущего материала.

Как формируем понятие 1? ПОВТОРЕНИЕ ПОНЯТИЙ «МНОГО», «МАЛО»

9 слайд
Как формируем понятие 1? ПОВТОРЕНИЕ ПОНЯТИЙ «МНОГО», «МАЛО»

9 слайд

Как формируем понятие 1? ПОВТОРЕНИЕ ПОНЯТИЙ «МНОГО», «МАЛО»

Много Мало ОДИН

10 слайд
Много Мало ОДИН

10 слайд

Много Мало ОДИН

II . Обозначение числа цифрой. Письмо цифр. • Учитель показывает образец цифры. Дети находят ее в индивидуальных цифровы

11 слайд
II . Обозначение числа цифрой. Письмо цифр. • Учитель показывает образец цифры. Дети находят ее в индивидуальных цифровых кассах. • Учащиеся внимательно рассматривают цифру, выделяют ее элементы, подыскиваются предметы, с которыми можно сравнить цифру. Стихотворение С. Маршака «Веселый счет» может помочь детям запомнить образ цифры. • Учитель ставит цифру над соответствующим количеством предметов или картинкой с изображением предметов. • Далее нужно обучить детей письму цифры.

11 слайд

II . Обозначение числа цифрой. Письмо цифр. • Учитель показывает образец цифры. Дети находят ее в индивидуальных цифровых кассах. • Учащиеся внимательно рассматривают цифру, выделяют ее элементы, подыскиваются предметы, с которыми можно сравнить цифру. Стихотворение С. Маршака «Веселый счет» может помочь детям запомнить образ цифры. • Учитель ставит цифру над соответствующим количеством предметов или картинкой с изображением предметов. • Далее нужно обучить детей письму цифры.

Последовательность знакомства с написанием цифры. Следующие этапы: 1. Показ рукописного образца цифры; 2. Показ образца ц

12 слайд
Последовательность знакомства с написанием цифры. Следующие этапы: 1. Показ рукописного образца цифры; 2. Показ образца цифры на доске; 3. Каждому ребенку дается модель цифры, выполненная из бумаги (бархатной). Далее коллективная работа. Все вместе обводят пальцем по своей модели. 4. Письмо цифры в воздухе; 5. Письмо цифры на доске (индивидуальной) или кусочке линолеума; 6. И только теперь в тетрадях ( по образцу). У каждого ученика в тетради должны быть приготовлены образцы правильного написания цифры – 2, 3 варианта. Для слабых учащихся пунктиром или точками обозначены контуры цифр. Некоторым ученикам можно поставить 3 опорные точки. Если у ученика значительное нарушение моторики, то написание цифры можно разделить на 2 этапа.

12 слайд

Последовательность знакомства с написанием цифры. Следующие этапы: 1. Показ рукописного образца цифры; 2. Показ образца цифры на доске; 3. Каждому ребенку дается модель цифры, выполненная из бумаги (бархатной). Далее коллективная работа. Все вместе обводят пальцем по своей модели. 4. Письмо цифры в воздухе; 5. Письмо цифры на доске (индивидуальной) или кусочке линолеума; 6. И только теперь в тетрадях ( по образцу). У каждого ученика в тетради должны быть приготовлены образцы правильного написания цифры – 2, 3 варианта. Для слабых учащихся пунктиром или точками обозначены контуры цифр. Некоторым ученикам можно поставить 3 опорные точки. Если у ученика значительное нарушение моторики, то написание цифры можно разделить на 2 этапа.

III. Соотношение количества числа и цифры 1 ОДИН

13 слайд
III. Соотношение количества числа и цифры 1 ОДИН

13 слайд

III. Соотношение количества числа и цифры 1 ОДИН

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 10 ЧИСЛО И ЦИФРА 2

14 слайд
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 10 ЧИСЛО И ЦИФРА 2

14 слайд

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 10 ЧИСЛО И ЦИФРА 2

ЧИСЛО И ЦИФРА 3

15 слайд
ЧИСЛО И ЦИФРА 3

15 слайд

ЧИСЛО И ЦИФРА 3

1 ОДИН 2 ДВА

16 слайд
1 ОДИН 2 ДВА

16 слайд

1 ОДИН 2 ДВА

IV. Место числа в числовом ряду, отрабатывается с помощью двух основных вопросов. - После, какого числа стоит число 5? - Пере

17 слайд
IV. Место числа в числовом ряду, отрабатывается с помощью двух основных вопросов. - После, какого числа стоит число 5? - Перед каким числом стоит число 5? • Примерные задания: - Назовите соседей числа 5. - Назовите число, которое стоит между числами 4 и 6. • Для закрепления последовательности числового ряда используются игры: - «Найди свое место», «Живые цифры». - Можно предложить деформированный ряд 2 3 1 4 5. ЗАДАНИЕ: расставьте цифры по порядку.

17 слайд

IV. Место числа в числовом ряду, отрабатывается с помощью двух основных вопросов. - После, какого числа стоит число 5? - Перед каким числом стоит число 5? • Примерные задания: - Назовите соседей числа 5. - Назовите число, которое стоит между числами 4 и 6. • Для закрепления последовательности числового ряда используются игры: - «Найди свое место», «Живые цифры». - Можно предложить деформированный ряд 2 3 1 4 5. ЗАДАНИЕ: расставьте цифры по порядку.

• Наряду с составлением числового ряда с опорой на предметное или иллюстрированное изображение следует чаще воспро

18 слайд
• Наряду с составлением числового ряда с опорой на предметное или иллюстрированное изображение следует чаще воспроизводить ряд без опоры на наглядно-образное восприятие: ЗАДАНИЕ: - Запиши числа по порядку от 1 до 4; - Запиши число от 4 до 1; - Заполни числовой ряд 1 …3…..5; - Найди соседей числа ….2…..; • Рассматривая место числа в числовом ряду, необходимо отработать основное свойство числового ряда (каждое последующее число на единицу больше предыдущего и каждое предыдущее число на единицу меньше последующего).

18 слайд

• Наряду с составлением числового ряда с опорой на предметное или иллюстрированное изображение следует чаще воспроизводить ряд без опоры на наглядно-образное восприятие: ЗАДАНИЕ: - Запиши числа по порядку от 1 до 4; - Запиши число от 4 до 1; - Заполни числовой ряд 1 …3…..5; - Найди соседей числа ….2…..; • Рассматривая место числа в числовом ряду, необходимо отработать основное свойство числового ряда (каждое последующее число на единицу больше предыдущего и каждое предыдущее число на единицу меньше последующего).

V. Обучение счету • Сосчитать – это значит ответить на вопрос «Сколько ?» . • Предметы, которые предлагаются для пересчета,

19 слайд
V. Обучение счету • Сосчитать – это значит ответить на вопрос «Сколько ?» . • Предметы, которые предлагаются для пересчета, должны быть знакомы. Сначала для пересчета предлагаются однородные предметы, одинаковые по форме, цвету, размеру, материалу. • Затем однородные объекты, различающиеся по одному, двум признакам. • И на последнем этапе – разнородные предметы. • Виды счета:  Счет в прямом порядке;  Счет в обратном порядке;  От числа до числа (От 2 до 5).

19 слайд

V. Обучение счету • Сосчитать – это значит ответить на вопрос «Сколько ?» . • Предметы, которые предлагаются для пересчета, должны быть знакомы. Сначала для пересчета предлагаются однородные предметы, одинаковые по форме, цвету, размеру, материалу. • Затем однородные объекты, различающиеся по одному, двум признакам. • И на последнем этапе – разнородные предметы. • Виды счета:  Счет в прямом порядке;  Счет в обратном порядке;  От числа до числа (От 2 до 5).

Успешное формирование счетной деятельности возможно при участии движений, речи и взаимодействии всех анализаторов.

20 слайд
Успешное формирование счетной деятельности возможно при участии движений, речи и взаимодействии всех анализаторов. Двигательный компонент – показ на предметы счета круговым движением проходит свой путь развития: На первом этапе: - передвигать предметы или брать в руки; На втором этапе : - учить детей считать, показывая на предметы; На третьем этапе: - учить детей считать глазами.

20 слайд

Успешное формирование счетной деятельности возможно при участии движений, речи и взаимодействии всех анализаторов. Двигательный компонент – показ на предметы счета круговым движением проходит свой путь развития: На первом этапе: - передвигать предметы или брать в руки; На втором этапе : - учить детей считать, показывая на предметы; На третьем этапе: - учить детей считать глазами.

В процессе обучения счету происходит и развитие речевого компонента. На первом этапе: - громкое называние; На втором

21 слайд
В процессе обучения счету происходит и развитие речевого компонента. На первом этапе: - громкое называние; На втором этапе: - чуть убавляется громкость; На третьем этапе: - называние шепотом; На последнем : - про себя. И двигательный и речевой компоненты проходят общий путь развития: от внешнего развернутого действия к внутреннему свернутому действию. Необходимо отдифференцировать количественный и порядковый счет.

21 слайд

В процессе обучения счету происходит и развитие речевого компонента. На первом этапе: - громкое называние; На втором этапе: - чуть убавляется громкость; На третьем этапе: - называние шепотом; На последнем : - про себя. И двигательный и речевой компоненты проходят общий путь развития: от внешнего развернутого действия к внутреннему свернутому действию. Необходимо отдифференцировать количественный и порядковый счет.

VI. Сравнение множеств и чисел. Изучая числа первого десятка школьникам обязательно нужно давать задания на сравнение чис

22 слайд
VI. Сравнение множеств и чисел. Изучая числа первого десятка школьникам обязательно нужно давать задания на сравнение чисел. • Первоначально для сравнения предлагаются числа, стоящие рядом в числовом ряду, например 3 и 4, 2 и 3, а затем остальные. • К сравнению подводят детей через сравнение конкретных множеств, установление взаимнооднозначного соответствия. • Новый момент: ученики сравнивают числа, которые характеризуют это множество.

22 слайд

VI. Сравнение множеств и чисел. Изучая числа первого десятка школьникам обязательно нужно давать задания на сравнение чисел. • Первоначально для сравнения предлагаются числа, стоящие рядом в числовом ряду, например 3 и 4, 2 и 3, а затем остальные. • К сравнению подводят детей через сравнение конкретных множеств, установление взаимнооднозначного соответствия. • Новый момент: ученики сравнивают числа, которые характеризуют это множество.

<VI. Сравнение множеств и чисел. Изучая числа первого десятка школьникам обязательно нужно давать задания на сравнение

23 слайд
<VI. Сравнение множеств и чисел. Изучая числа первого десятка школьникам обязательно нужно давать задания на сравнение чисел. • Первоначально для сравнения предлагаются числа, стоящие рядом в числовом ряду, например 3 и 4, 2 и 3, а затем остальные. • К сравнению подводят детей через сравнение конкретных множеств, установление взаимнооднозначного соответствия. • Новый момент: ученики сравнивают числа, которые характеризуют это множество.

23 слайд

<VI. Сравнение множеств и чисел. Изучая числа первого десятка школьникам обязательно нужно давать задания на сравнение чисел. • Первоначально для сравнения предлагаются числа, стоящие рядом в числовом ряду, например 3 и 4, 2 и 3, а затем остальные. • К сравнению подводят детей через сравнение конкретных множеств, установление взаимнооднозначного соответствия. • Новый момент: ученики сравнивают числа, которые характеризуют это множество.

> 4 > 6

24 слайд
> 4 > 6

24 слайд

> 4 > 6

VII . Состав числа При работе над составом числа необходимо придерживаться определенной последовательности. Этапы работ

25 слайд
VII . Состав числа При работе над составом числа необходимо придерживаться определенной последовательности. Этапы работы над составом числа: 1. В предметно-практической деятельности множества раскладывают на два подмножества, параллельно делая записи. Например: У каждого ученика на парте по 6 счетных палочек. - Сколько счетных палочек у вас на партах? - Разложите палочки на две кучки. !!!!! и !. - Из скольких палочек состоит первая кучка ( параллельно ведется запись). Затем предлагаются другие варианты расклада. 2. Работа с частичной наглядностью (работа опирается на представление учащихся). Например: Дорисуй соседей у фишки для числа 6 6 = ООООО + … ОООО + … ООО +… Или: У меня в руках 5 кубиков. В одной 3 кубика. Угадайте сколько во второй руке. 3. Работа на знаковом уровне. Состав каждого числа ученики должны выучить наизусть и уметь применят знания при решении примеров и задач.

25 слайд

VII . Состав числа При работе над составом числа необходимо придерживаться определенной последовательности. Этапы работы над составом числа: 1. В предметно-практической деятельности множества раскладывают на два подмножества, параллельно делая записи. Например: У каждого ученика на парте по 6 счетных палочек. - Сколько счетных палочек у вас на партах? - Разложите палочки на две кучки. !!!!! и !. - Из скольких палочек состоит первая кучка ( параллельно ведется запись). Затем предлагаются другие варианты расклада. 2. Работа с частичной наглядностью (работа опирается на представление учащихся). Например: Дорисуй соседей у фишки для числа 6 6 = ООООО + … ОООО + … ООО +… Или: У меня в руках 5 кубиков. В одной 3 кубика. Угадайте сколько во второй руке. 3. Работа на знаковом уровне. Состав каждого числа ученики должны выучить наизусть и уметь применят знания при решении примеров и задач.

Обучение сложению и вычитанию в пределах 10 Обучая учащихся решению примеров, учитель выделяет 3 этапа: 1. Решение при

26 слайд
Обучение сложению и вычитанию в пределах 10 Обучая учащихся решению примеров, учитель выделяет 3 этапа: 1. Решение примеров с использованием предметно- практической деятельности учащихся. 2. C использованием абака, на счетах. 3. Устно, рассуждение проводится вслух.

26 слайд

Обучение сложению и вычитанию в пределах 10 Обучая учащихся решению примеров, учитель выделяет 3 этапа: 1. Решение примеров с использованием предметно- практической деятельности учащихся. 2. C использованием абака, на счетах. 3. Устно, рассуждение проводится вслух.

Министірлікпен келісілген курстар тізімі