Материалдар / "Методы и приемы рефлексии на уроках русского языка и литературы"

"Методы и приемы рефлексии на уроках русского языка и литературы"

Материал туралы қысқаша түсінік
жас әріптестеріе әдістемелік көмек
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
26 Желтоқсан 2018
508
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
img_page_1
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Материалдың қысқаша түсінігі
Коммунальное государственное учреждение «Основная Коммунальное государственное учреждение «Основная общеобразовательная Коздига

1 слайд
Коммунальное государственное учреждение «Основная Коммунальное государственное учреждение «Основная общеобразовательная Коздигаринская школа Сырымского общеобразовательная Коздигаринская школа Сырымского районного отдела образования»районного отдела образования» «Методы и приёмы рефлексии на уроках русского языка и литературы» Учитель русского языка и литературы: Учитель русского языка и литературы: Еркетлеуова Гульмира ЖолаевнаЕркетлеуова Гульмира Жолаевна

1 слайд

Коммунальное государственное учреждение «Основная Коммунальное государственное учреждение «Основная общеобразовательная Коздигаринская школа Сырымского общеобразовательная Коздигаринская школа Сырымского районного отдела образования»районного отдела образования» «Методы и приёмы рефлексии на уроках русского языка и литературы» Учитель русского языка и литературы: Учитель русского языка и литературы: Еркетлеуова Гульмира ЖолаевнаЕркетлеуова Гульмира Жолаевна

Цель: Продемонстрировать виды рефлексии на современных уроках и основные способы организации и работы с ней (на примере нескол

2 слайд
Цель: Продемонстрировать виды рефлексии на современных уроках и основные способы организации и работы с ней (на примере нескольких форм рефлексии) Задачи: - Дать представление о классификации рефлексии. - Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках. Категория : Учителя русского языка и литературы

2 слайд

Цель: Продемонстрировать виды рефлексии на современных уроках и основные способы организации и работы с ней (на примере нескольких форм рефлексии) Задачи: - Дать представление о классификации рефлексии. - Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках. Категория : Учителя русского языка и литературы

Притча “Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спро

3 слайд
Притча “Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умер т влю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

3 слайд

Притча “Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умер т влю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

Что же такое рефлексия? Рефлексия - (от латинского Reflecus- обращение назад) – это способность осознавать свои особенности,

4 слайд
Что же такое рефлексия?   Рефлексия - (от латинского Reflecus- обращение назад) – это способность осознавать свои особенности, осознавать, как эти особенности воспринимаются другими людьми, и строить свое поведение с учетом возможных реакций. В педагогическом энциклопедическом словаре рефлексия трактуется как размышление, самонаблюдение, самоанализ. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.   В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов. Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой»

4 слайд

Что же такое рефлексия?   Рефлексия - (от латинского Reflecus- обращение назад) – это способность осознавать свои особенности, осознавать, как эти особенности воспринимаются другими людьми, и строить свое поведение с учетом возможных реакций. В педагогическом энциклопедическом словаре рефлексия трактуется как размышление, самонаблюдение, самоанализ. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.   В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов. Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой»

Рефлексию можно применять на любом этапе урока, и осуществляется она на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных

5 слайд
Рефлексию можно применять на любом этапе урока, и осуществляется она на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных его этапах  различные функции . В зависимости от цели, вида и функции рефлексивной деятельности можно представить следующую классификацию рефлексии: Способность к рефлексии дает возможность человеку: - осознать свои поступки, отношения, ценности; - формировать образы и смыслы жизни, действий, блокировать неэффективные: - управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами: - формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности: -обеспечивает осмысление прошлого и предвосхищение будущего. Кроме того, рефлексивная практика помогает избавиться от страха, способствует открытому общению людей, сплочению команды, коллектива.

5 слайд

Рефлексию можно применять на любом этапе урока, и осуществляется она на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных его этапах  различные функции . В зависимости от цели, вида и функции рефлексивной деятельности можно представить следующую классификацию рефлексии: Способность к рефлексии дает возможность человеку: - осознать свои поступки, отношения, ценности; - формировать образы и смыслы жизни, действий, блокировать неэффективные: - управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами: - формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности: -обеспечивает осмысление прошлого и предвосхищение будущего. Кроме того, рефлексивная практика помогает избавиться от страха, способствует открытому общению людей, сплочению команды, коллектива.

КЛАССИФИКАЦИЯ РЕФЛЕКСИИ: 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния; 2. Рефлексия деятельности; 3. Рефлексия соде

6 слайд
КЛАССИФИКАЦИЯ РЕФЛЕКСИИ: 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния; 2. Рефлексия деятельности; 3. Рефлексия содержания учебного материала;

6 слайд

КЛАССИФИКАЦИЯ РЕФЛЕКСИИ: 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния; 2. Рефлексия деятельности; 3. Рефлексия содержания учебного материала;

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Данный вид рефлексивной деятельности отражает внутреннее состояние ученика,

7 слайд
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Данный вид рефлексивной деятельности отражает внутреннее состояние ученика, его самочувствие (комфортно – дискомфортно), является средством самопознания. Он используется для формирования благоприятного микроклимата на уроке, снижения уровня психологических и физиологических проблем со здоровьем у учащихся за счёт реализации здоровьесберегающей технологии. Проводить этот вид рефлексии целесообразно в начале урока (для установления эмоционального контакта) и в конце деятельности (для выявления эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой). Лестница «Мое настроение»

7 слайд

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Данный вид рефлексивной деятельности отражает внутреннее состояние ученика, его самочувствие (комфортно – дискомфортно), является средством самопознания. Он используется для формирования благоприятного микроклимата на уроке, снижения уровня психологических и физиологических проблем со здоровьем у учащихся за счёт реализации здоровьесберегающей технологии. Проводить этот вид рефлексии целесообразно в начале урока (для установления эмоционального контакта) и в конце деятельности (для выявления эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой). Лестница «Мое настроение»

2. Рефлексия деятельности. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, когда преследуется цель осмысления способов и

8 слайд
2. Рефлексия деятельности. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, когда преследуется цель осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных, и в конце урока – для оценки активности каждого ученика и эффективности его деятельности на разных этапах урока. При использовании данного вида рефлексии предполагается рост мотивации учения и развитие умения определять степень достижения цели. Учащиеся выходят на более высокий уровень осмысления способов и приемов своей работы, проявляют умение работать в разных режимах (индивидуальном, коллективном, групповом)

8 слайд

2. Рефлексия деятельности. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, когда преследуется цель осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных, и в конце урока – для оценки активности каждого ученика и эффективности его деятельности на разных этапах урока. При использовании данного вида рефлексии предполагается рост мотивации учения и развитие умения определять степень достижения цели. Учащиеся выходят на более высокий уровень осмысления способов и приемов своей работы, проявляют умение работать в разных режимах (индивидуальном, коллективном, групповом)

«Пятерочка» На листах формата А4 предлагается обвести свою руку и написать информацию на пальцах : Большой – «Для меня важно и

9 слайд
«Пятерочка» На листах формата А4 предлагается обвести свою руку и написать информацию на пальцах : Большой – «Для меня важно и интересно…» Указательный – «Мне было трудно… » Средний – «Для меня недостаточно… » Безымянный – «Мне понравилось… » Мизинец – «Мои предложения »

9 слайд

«Пятерочка» На листах формата А4 предлагается обвести свою руку и написать информацию на пальцах : Большой – «Для меня важно и интересно…» Указательный – «Мне было трудно… » Средний – «Для меня недостаточно… » Безымянный – «Мне понравилось… » Мизинец – «Мои предложения »

3. Рефлексия содержания учебного материала. Интеллектуальная рефлексия выступает формой теоретической деятельности, способом м

10 слайд
3. Рефлексия содержания учебного материала. Интеллектуальная рефлексия  выступает формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности; что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал. При использовании этой рефлексивной деятельности предполагается следующий результат: •  Рост уровня осознания содержания пройденного материала. •  Развитие речи учащихся (речь становится более яркой, выразительной, образной, насыщенной). •  Преодоление страха выражать свое отношение к проблеме: учащиеся размышляют, сами ставят цели, осмысливают то, что поняли, усвоили. •  Формирование и развитие новых способов самовыражения учащихся. •  Повышение мотивации учения, получения новых знаний. •  Рост активности каждого учащегося.

10 слайд

3. Рефлексия содержания учебного материала. Интеллектуальная рефлексия  выступает формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности; что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал. При использовании этой рефлексивной деятельности предполагается следующий результат: •  Рост уровня осознания содержания пройденного материала. •  Развитие речи учащихся (речь становится более яркой, выразительной, образной, насыщенной). •  Преодоление страха выражать свое отношение к проблеме: учащиеся размышляют, сами ставят цели, осмысливают то, что поняли, усвоили. •  Формирование и развитие новых способов самовыражения учащихся. •  Повышение мотивации учения, получения новых знаний. •  Рост активности каждого учащегося.

«Рефлексивное эссе» Участники отвечая на вопросы и анализируя содержания учебного материала пишут: В начале я (мы) подумала

11 слайд
«Рефлексивное эссе» Участники отвечая на вопросы и анализируя содержания учебного материала пишут: В начале я (мы) подумала ....................................................... Затем я( мы) столкнулся с такой проблемой........................... Чтобы решить проблему я (мы)................................................ Из этого я (мы) увидел............................................................... Значить это показывает ............................................................ Итак я ( мы) пришел к такому мнению ..................................  

11 слайд

«Рефлексивное эссе» Участники отвечая на вопросы и анализируя содержания учебного материала пишут: В начале я (мы) подумала ....................................................... Затем я( мы) столкнулся с такой проблемой........................... Чтобы решить проблему я (мы)................................................ Из этого я (мы) увидел............................................................... Значить это показывает ............................................................ Итак я ( мы) пришел к такому мнению ..................................  

Вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе: - Что я делаю? - С какой целью? - Каковы результаты моей деятельности? - Как

12 слайд
Вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе: - Что я делаю? - С какой целью? - Каковы результаты моей деятельности? - Как я этого достиг? - Можно ли сделать лучше? - Что я буду делать дальше?

12 слайд

Вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе: - Что я делаю? - С какой целью? - Каковы результаты моей деятельности? - Как я этого достиг? - Можно ли сделать лучше? - Что я буду делать дальше?

У частники оценивают эффективность проведения мастер- класса с использованием приема «Дерево». На дереве прикрепляют: - плод

13 слайд
У частники оценивают эффективность проведения мастер- класса с использованием приема «Дерево». На дереве прикрепляют: - плоды – дело прошло полезно, плодотворно; - цветы – довольно неплохо; - зелёные листики – не совсем удовлетворён; - жёлтые листики – неудовлетворённость

13 слайд

У частники оценивают эффективность проведения мастер- класса с использованием приема «Дерево». На дереве прикрепляют: - плоды – дело прошло полезно, плодотворно; - цветы – довольно неплохо; - зелёные листики – не совсем удовлетворён; - жёлтые листики – неудовлетворённость

14 слайд

14 слайд

Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ