1 слайд
Коммунальное государственное учреждение «Основная Коммунальное государственное учреждение «Основная
общеобразовательная Коздигаринская школа Сырымского общеобразовательная Коздигаринская школа Сырымского
районного отдела образования»районного отдела образования»
«Методы и приёмы рефлексии на
уроках русского языка и
литературы»
Учитель русского языка и литературы: Учитель русского языка и литературы:
Еркетлеуова Гульмира ЖолаевнаЕркетлеуова Гульмира Жолаевна
2 слайд
Цель:
Продемонстрировать виды рефлексии на современных
уроках и основные способы организации и работы с ней
(на примере нескольких форм рефлексии)
Задачи:
- Дать представление о классификации рефлексии.
- Показать конкретные варианты проведения
рефлексии на уроках.
Категория :
Учителя русского языка и литературы
3 слайд
Притча
“Жил мудрец, который знал всё. Один человек
захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в
ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец,
какая бабочка у меня в руках: мёртвая или
живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее
умер т влю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец,
подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
4 слайд
Что же такое рефлексия?
Рефлексия - (от латинского Reflecus- обращение назад) – это
способность осознавать свои особенности, осознавать, как эти
особенности воспринимаются другими людьми, и строить
свое поведение с учетом возможных реакций. В
педагогическом энциклопедическом словаре рефлексия
трактуется как размышление, самонаблюдение,
самоанализ. Словарь иностранных слов определяет рефлексию
как размышление о своем внутреннем состоянии,
самопознание. В современной педагогике под рефлексией
понимают самоанализ деятельности и её
результатов. Рефлексия, в упрощённом определении, - это
«разговор с самим собой»
5 слайд
Рефлексию можно применять на любом этапе урока,
и осуществляется она на протяжении всего учебного процесса, выполняя
на разных его этапах различные функции .
В зависимости от цели, вида и функции рефлексивной деятельности можно
представить следующую классификацию рефлексии:
Способность к рефлексии дает возможность человеку:
- осознать свои поступки, отношения, ценности;
- формировать образы и смыслы жизни, действий, блокировать
неэффективные:
- управлять собственной активностью в соответствии с личностными
ценностями и смыслами:
- формировать и переключаться на новые механизмы в связи с
изменившимися условиями, целями, задачами деятельности:
-обеспечивает осмысление прошлого и предвосхищение будущего.
Кроме того, рефлексивная практика помогает избавиться от страха,
способствует открытому общению людей, сплочению команды,
коллектива.
6 слайд
КЛАССИФИКАЦИЯ РЕФЛЕКСИИ:
1. Рефлексия настроения и
эмоционального состояния;
2. Рефлексия деятельности;
3. Рефлексия содержания
учебного материала;
7 слайд
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Данный вид рефлексивной деятельности отражает внутреннее
состояние ученика, его самочувствие (комфортно –
дискомфортно), является средством самопознания. Он
используется для формирования благоприятного
микроклимата на уроке, снижения уровня психологических и
физиологических проблем со здоровьем у учащихся за счёт
реализации здоровьесберегающей технологии. Проводить этот
вид рефлексии целесообразно в начале урока (для
установления эмоционального контакта) и в конце
деятельности (для выявления эмоционального состояния,
степени удовлетворенности работой).
Лестница «Мое настроение»
8 слайд
2. Рефлексия деятельности.
Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего
задания, когда преследуется цель осмысления способов и
приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее
рациональных, и в конце урока – для оценки активности
каждого ученика и эффективности его деятельности на разных
этапах урока. При использовании данного вида рефлексии
предполагается рост мотивации учения и развитие умения
определять степень достижения цели. Учащиеся выходят на
более высокий уровень осмысления способов и приемов своей
работы, проявляют умение работать в разных режимах
(индивидуальном, коллективном, групповом)
9 слайд
«Пятерочка»
На листах формата А4 предлагается обвести свою руку и
написать информацию на пальцах :
Большой – «Для меня важно и интересно…»
Указательный – «Мне было трудно… »
Средний – «Для меня недостаточно… »
Безымянный – «Мне понравилось… »
Мизинец – «Мои предложения »
10 слайд
3. Рефлексия содержания учебного материала.
Интеллектуальная рефлексия выступает формой теоретической
деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание,
средства, способы собственной деятельности; что понял, что осознал – что
не понял, какие затруднения испытывал. При использовании этой
рефлексивной деятельности предполагается следующий результат:
• Рост уровня осознания содержания пройденного материала.
• Развитие речи учащихся (речь становится более яркой, выразительной,
образной, насыщенной).
• Преодоление страха выражать свое отношение к проблеме: учащиеся
размышляют, сами ставят цели, осмысливают то, что поняли, усвоили.
• Формирование и развитие новых способов самовыражения учащихся.
• Повышение мотивации учения, получения новых знаний.
• Рост активности каждого учащегося.
11 слайд
«Рефлексивное эссе»
Участники отвечая на вопросы и анализируя содержания
учебного материала пишут:
В начале я (мы) подумала .......................................................
Затем я( мы) столкнулся с такой проблемой...........................
Чтобы решить проблему я (мы)................................................
Из этого я (мы) увидел...............................................................
Значить это показывает ............................................................
Итак я ( мы) пришел к такому мнению ..................................
12 слайд
Вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:
- Что я делаю?
- С какой целью?
- Каковы результаты моей деятельности?
- Как я этого достиг?
- Можно ли сделать лучше?
- Что я буду делать дальше?
13 слайд
У частники оценивают эффективность проведения мастер-
класса с использованием приема «Дерево».
На дереве прикрепляют:
- плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
- цветы – довольно неплохо;
- зелёные листики – не совсем удовлетворён;
- жёлтые листики – неудовлетворённость
14 слайд
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде пәніңізді белгілеп, керек материалды алып сабағыңызға қолдана аласыз