"Методы и приемы рефлексии на уроках русского языка и литературы"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
Коммунальное государственное учреждение «Основная Коммунальное государственное учреждение «Основная
общеобразовательная Коздигаринская школа Сырымского общеобразовательная Коздигаринская школа Сырымского
районного отдела образования»районного отдела образования»
«Методы и приёмы рефлексии на
уроках русского языка и
литературы»
Учитель русского языка и литературы: Учитель русского языка и литературы:
Еркетлеуова Гульмира ЖолаевнаЕркетлеуова Гульмира Жолаевна
1 слайд
Коммунальное государственное учреждение «Основная Коммунальное государственное учреждение «Основная общеобразовательная Коздигаринская школа Сырымского общеобразовательная Коздигаринская школа Сырымского районного отдела образования»районного отдела образования» «Методы и приёмы рефлексии на уроках русского языка и литературы» Учитель русского языка и литературы: Учитель русского языка и литературы: Еркетлеуова Гульмира ЖолаевнаЕркетлеуова Гульмира Жолаевна
2 слайд
Цель:
Продемонстрировать виды рефлексии на современных
уроках и основные способы организации и работы с ней
(на примере нескольких форм рефлексии)
Задачи:
- Дать представление о классификации рефлексии.
- Показать конкретные варианты проведения
рефлексии на уроках.
Категория:
Учителя русского языка и литературы
2 слайд
Цель: Продемонстрировать виды рефлексии на современных уроках и основные способы организации и работы с ней (на примере нескольких форм рефлексии) Задачи: - Дать представление о классификации рефлексии. - Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках. Категория: Учителя русского языка и литературы
3 слайд
Притча
“Жил мудрец, который знал всё. Один человек
захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в
ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец,
какая бабочка у меня в руках: мёртвая или
живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее
умертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец,
подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
3 слайд
Притча “Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
4 слайд
Что же такое рефлексия?
Рефлексия - (от латинского Reflecus- обращение назад) – это
способность осознавать свои особенности, осознавать, как эти
особенности воспринимаются другими людьми, и строить
свое поведение с учетом возможных реакций. В
педагогическом энциклопедическом словаре рефлексия
трактуется как размышление, самонаблюдение,
самоанализ. Словарь иностранных слов определяет рефлексию
как размышление о своем внутреннем состоянии,
самопознание. В современной педагогике под рефлексией
понимают самоанализ деятельности и её
результатов. Рефлексия, в упрощённом определении, - это
«разговор с самим собой»
4 слайд
Что же такое рефлексия? Рефлексия - (от латинского Reflecus- обращение назад) – это способность осознавать свои особенности, осознавать, как эти особенности воспринимаются другими людьми, и строить свое поведение с учетом возможных реакций. В педагогическом энциклопедическом словаре рефлексия трактуется как размышление, самонаблюдение, самоанализ. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой»
5 слайд
Рефлексию можно применять на любом этапе урока,
и осуществляется она на протяжении всего учебного процесса, выполняя
на разных его этапах различные функции.
В зависимости от цели, вида и функции рефлексивной деятельности можно
представить следующую классификацию рефлексии:
Способность к рефлексии дает возможность человеку:
- осознать свои поступки, отношения, ценности;
- формировать образы и смыслы жизни, действий, блокировать
неэффективные:
- управлять собственной активностью в соответствии с личностными
ценностями и смыслами:
- формировать и переключаться на новые механизмы в связи с
изменившимися условиями, целями, задачами деятельности:
-обеспечивает осмысление прошлого и предвосхищение будущего.
Кроме того, рефлексивная практика помогает избавиться от страха,
способствует открытому общению людей, сплочению команды,
коллектива.
5 слайд
Рефлексию можно применять на любом этапе урока, и осуществляется она на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных его этапах различные функции. В зависимости от цели, вида и функции рефлексивной деятельности можно представить следующую классификацию рефлексии: Способность к рефлексии дает возможность человеку: - осознать свои поступки, отношения, ценности; - формировать образы и смыслы жизни, действий, блокировать неэффективные: - управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами: - формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности: -обеспечивает осмысление прошлого и предвосхищение будущего. Кроме того, рефлексивная практика помогает избавиться от страха, способствует открытому общению людей, сплочению команды, коллектива.
6 слайд
КЛАССИФИКАЦИЯ РЕФЛЕКСИИ:
1. Рефлексия настроения и
эмоционального состояния;
2. Рефлексия деятельности;
3. Рефлексия содержания
учебного материала;
6 слайд
КЛАССИФИКАЦИЯ РЕФЛЕКСИИ: 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния; 2. Рефлексия деятельности; 3. Рефлексия содержания учебного материала;
7 слайд
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Данный вид рефлексивной деятельности отражает внутреннее
состояние ученика, его самочувствие (комфортно –
дискомфортно), является средством самопознания. Он
используется для формирования благоприятного
микроклимата на уроке, снижения уровня психологических и
физиологических проблем со здоровьем у учащихся за счёт
реализации здоровьесберегающей технологии. Проводить этот
вид рефлексии целесообразно в начале урока (для
установления эмоционального контакта) и в конце
деятельности (для выявления эмоционального состояния,
степени удовлетворенности работой).
Лестница «Мое настроение»
7 слайд
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Данный вид рефлексивной деятельности отражает внутреннее состояние ученика, его самочувствие (комфортно – дискомфортно), является средством самопознания. Он используется для формирования благоприятного микроклимата на уроке, снижения уровня психологических и физиологических проблем со здоровьем у учащихся за счёт реализации здоровьесберегающей технологии. Проводить этот вид рефлексии целесообразно в начале урока (для установления эмоционального контакта) и в конце деятельности (для выявления эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой). Лестница «Мое настроение»
8 слайд
2. Рефлексия деятельности.
Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего
задания, когда преследуется цель осмысления способов и
приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее
рациональных, и в конце урока – для оценки активности
каждого ученика и эффективности его деятельности на разных
этапах урока. При использовании данного вида рефлексии
предполагается рост мотивации учения и развитие умения
определять степень достижения цели. Учащиеся выходят на
более высокий уровень осмысления способов и приемов своей
работы, проявляют умение работать в разных режимах
(индивидуальном, коллективном, групповом)
8 слайд
2. Рефлексия деятельности. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, когда преследуется цель осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных, и в конце урока – для оценки активности каждого ученика и эффективности его деятельности на разных этапах урока. При использовании данного вида рефлексии предполагается рост мотивации учения и развитие умения определять степень достижения цели. Учащиеся выходят на более высокий уровень осмысления способов и приемов своей работы, проявляют умение работать в разных режимах (индивидуальном, коллективном, групповом)
9 слайд
«Пятерочка»
На листах формата А4 предлагается обвести свою руку и
написать информацию на пальцах:
Большой – «Для меня важно и интересно…»
Указательный – «Мне было трудно…»
Средний – «Для меня недостаточно…»
Безымянный – «Мне понравилось…»
Мизинец – «Мои предложения»
9 слайд
«Пятерочка» На листах формата А4 предлагается обвести свою руку и написать информацию на пальцах: Большой – «Для меня важно и интересно…» Указательный – «Мне было трудно…» Средний – «Для меня недостаточно…» Безымянный – «Мне понравилось…» Мизинец – «Мои предложения»
10 слайд
3.Рефлексия содержания учебного материала.
Интеллектуальная рефлексия выступает формой теоретической
деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание,
средства, способы собственной деятельности; что понял, что осознал – что
не понял, какие затруднения испытывал. При использовании этой
рефлексивной деятельности предполагается следующий результат:
• Рост уровня осознания содержания пройденного материала.
• Развитие речи учащихся (речь становится более яркой, выразительной,
образной, насыщенной).
• Преодоление страха выражать свое отношение к проблеме: учащиеся
размышляют, сами ставят цели, осмысливают то, что поняли, усвоили.
• Формирование и развитие новых способов самовыражения учащихся.
• Повышение мотивации учения, получения новых знаний.
• Рост активности каждого учащегося.
10 слайд
3.Рефлексия содержания учебного материала. Интеллектуальная рефлексия выступает формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности; что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал. При использовании этой рефлексивной деятельности предполагается следующий результат: • Рост уровня осознания содержания пройденного материала. • Развитие речи учащихся (речь становится более яркой, выразительной, образной, насыщенной). • Преодоление страха выражать свое отношение к проблеме: учащиеся размышляют, сами ставят цели, осмысливают то, что поняли, усвоили. • Формирование и развитие новых способов самовыражения учащихся. • Повышение мотивации учения, получения новых знаний. • Рост активности каждого учащегося.
11 слайд
«Рефлексивное эссе»
Участники отвечая на вопросы и анализируя содержания
учебного материала пишут:
В начале я (мы) подумала .......................................................
Затем я( мы) столкнулся с такой проблемой...........................
Чтобы решить проблему я (мы)................................................
Из этого я (мы) увидел...............................................................
Значить это показывает ............................................................
Итак я ( мы) пришел к такому мнению ..................................
11 слайд
«Рефлексивное эссе» Участники отвечая на вопросы и анализируя содержания учебного материала пишут: В начале я (мы) подумала ....................................................... Затем я( мы) столкнулся с такой проблемой........................... Чтобы решить проблему я (мы)................................................ Из этого я (мы) увидел............................................................... Значить это показывает ............................................................ Итак я ( мы) пришел к такому мнению ..................................
12 слайд
Вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:
- Что я делаю?
- С какой целью?
- Каковы результаты моей деятельности?
- Как я этого достиг?
- Можно ли сделать лучше?
- Что я буду делать дальше?
12 слайд
Вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе: - Что я делаю? - С какой целью? - Каковы результаты моей деятельности? - Как я этого достиг? - Можно ли сделать лучше? - Что я буду делать дальше?
13 слайд
Участники оценивают эффективность проведения мастер-
класса с использованием приема «Дерево».
На дереве прикрепляют:
- плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
- цветы – довольно неплохо;
- зелёные листики – не совсем удовлетворён;
- жёлтые листики – неудовлетворённость
13 слайд
Участники оценивают эффективность проведения мастер- класса с использованием приема «Дерево». На дереве прикрепляют: - плоды – дело прошло полезно, плодотворно; - цветы – довольно неплохо; - зелёные листики – не совсем удовлетворён; - жёлтые листики – неудовлетворённость
14 слайд
14 слайд