Образ Гобсека
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
«Гобсек»
•
Образ Гобсека. Создание яркого типичного образа у Бальзака
достигается посредством максимального заострения,
гиперболизации основной, самой характерной черты того класса,
того социального слоя, который должен представлять его
герой. Над всеми склонностями и чувствами Гобсека
преобладает страсть стяжательства, она становится единственной
его страстью, и ей подчиняется вся его жизнь.
•
В. Гриб, один из лучших исследователей Бальзака, пишет: «В эту
освобожденную страсть человек вкладывает всю свою волю,
энергию силы, она поглощает его целиком, разрастается до
гигантских размеров, становится лихорадкой, болезнью, манией.
Оттого всякий яркий тип у Бальзака почти всегда маньяк...» .
1 слайд
«Гобсек» • Образ Гобсека. Создание яркого типичного образа у Бальзака достигается посредством максимального заострения, гиперболизации основной, самой характерной черты того класса, того социального слоя, который должен представлять его герой. Над всеми склонностями и чувствами Гобсека преобладает страсть стяжательства, она становится единственной его страстью, и ей подчиняется вся его жизнь. • В. Гриб, один из лучших исследователей Бальзака, пишет: «В эту освобожденную страсть человек вкладывает всю свою волю, энергию силы, она поглощает его целиком, разрастается до гигантских размеров, становится лихорадкой, болезнью, манией. Оттого всякий яркий тип у Бальзака почти всегда маньяк...» .
2 слайд
•
Деньги дают ему сознание власти над миром: «... разве могут отказать в
чем-либо тому, у кого в руках мешок с золотом? Я достаточно богат,
чтобы покупать совесть человеческую, управлять всесильными
министрами через их фаворитов, начиная с канцелярских служителей и
кончая любовницами. Это ли не власть? Я могу, если пожелаю, обладать
красивейшими женщинами и покупать нежнейшие ласки... Что же такое
жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги?»•
«Мания» Гобсека мотивирована у
писателя всей общественной системой,
в которой решающую роль играет
капитал. Именно поэтому цель своей
жизни Гобсек видит в
беспредельном обогащении.
2 слайд
• Деньги дают ему сознание власти над миром: «... разве могут отказать в чем-либо тому, у кого в руках мешок с золотом? Я достаточно богат, чтобы покупать совесть человеческую, управлять всесильными министрами через их фаворитов, начиная с канцелярских служителей и кончая любовницами. Это ли не власть? Я могу, если пожелаю, обладать красивейшими женщинами и покупать нежнейшие ласки... Что же такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги?»• «Мания» Гобсека мотивирована у писателя всей общественной системой, в которой решающую роль играет капитал. Именно поэтому цель своей жизни Гобсек видит в беспредельном обогащении.
3 слайд
•
Старый ростовщик строит свою философию,
циничную и непоколебимую, на трезвом знании
жизни: «... из всех земных благ есть только
одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку
гнаться за ним. Это ... золото. В золоте
сосредоточены все силы человечества... В золоте все содержится
в зародыше, и все оно дает в действительности». Таково твердое
убеждение Гобсека, из которого он исходит во всех своих
поступках.
•
То, что путь к богатству непременно предполагает жестокость, не
смущает его. Сам он не знает пощады к тем, с кем ведет дела.
«Иногда его жертвы возмущались, поднимали неистовый крик,
потом вдруг наступала мертвая тишина, как в кухне, когда
зарежут в ней утку»,— говорит Бальзак.
3 слайд
• Старый ростовщик строит свою философию, циничную и непоколебимую, на трезвом знании жизни: «... из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это ... золото. В золоте сосредоточены все силы человечества... В золоте все содержится в зародыше, и все оно дает в действительности». Таково твердое убеждение Гобсека, из которого он исходит во всех своих поступках. • То, что путь к богатству непременно предполагает жестокость, не смущает его. Сам он не знает пощады к тем, с кем ведет дела. «Иногда его жертвы возмущались, поднимали неистовый крик, потом вдруг наступала мертвая тишина, как в кухне, когда зарежут в ней утку»,— говорит Бальзак.
4 слайд
•
Не давая точных сведений о прошлом Гобсека, Бальзак тем не
менее твердо говорит о том, что огромный капитал ростовщика,
как и каждого буржуа, нажит ценой преступлений, больших или
малых: «Возможно, он был корсаром; возможно, блуждал по
всему свету, торговал бриллиантами или людьми, женщинами или
государственными тайнами».
•
Но классовые черты в Гобсеке достигают огромной
выразительности благодаря введению индивидуальных,
исключительных черт, заостряющих этот образ, придающих ему
весомость типич ного явления.
•
Гобсек живет с глубоким недоверием к людям, в полном оди
ночестве, не испытывая ни малейшего желания повидаться со
своими родственниками, равнодушный даже к их трагедиям.
4 слайд
• Не давая точных сведений о прошлом Гобсека, Бальзак тем не менее твердо говорит о том, что огромный капитал ростовщика, как и каждого буржуа, нажит ценой преступлений, больших или малых: «Возможно, он был корсаром; возможно, блуждал по всему свету, торговал бриллиантами или людьми, женщинами или государственными тайнами». • Но классовые черты в Гобсеке достигают огромной выразительности благодаря введению индивидуальных, исключительных черт, заостряющих этот образ, придающих ему весомость типич ного явления. • Гобсек живет с глубоким недоверием к людям, в полном оди ночестве, не испытывая ни малейшего желания повидаться со своими родственниками, равнодушный даже к их трагедиям.
5 слайд
•
Весь Париж взволновало убийство женщины,
прозванной «прекрасная голландка». Гобсек же
только сказал, не проявив при этом ни малейшего
интереса или хотя бы удивления:
— Это моя внучатая племянница.
Только эти слова и вызвала у него смерть его
единственной наследницы, внучки его сестры». И
далее: « Он ненавидел своих наследников и даже
мысли не допускал, что кто-либо завладеет его
состоянием хотя бы после его смерти».
5 слайд
• Весь Париж взволновало убийство женщины, прозванной «прекрасная голландка». Гобсек же только сказал, не проявив при этом ни малейшего интереса или хотя бы удивления: — Это моя внучатая племянница. Только эти слова и вызвала у него смерть его единственной наследницы, внучки его сестры». И далее: « Он ненавидел своих наследников и даже мысли не допускал, что кто-либо завладеет его состоянием хотя бы после его смерти».
6 слайд
•
Одержимость золотом сделала существование
Гобсека абсурдным. В страхе за свое богатство он
скрывает его размеры; он готов скорее понести
убыток, чем признаться, насколько он богат.
Страдающий от смертельного озноба, Гобсек не
позволяет затопить камин: в камине спрятаны
груды золота и серебра. Его кладовая ломится от
запасов, уже гниющих. «Все кишело червями и
насекомыми. Подношения, полученные недавно,
лежали вперемежку с ящиками различных
размеров, с цыбиками чаю и мешками кофе.
•
Бальзак дает своему герою значащую фамилию:
Гобсек — живоглот. Эта метафора, привлеченная
для живого изображения хищного существа,
многократно обыгрывается автором на стра
ницах повести: «В этой крупной афере Гобсек
был ненасытным удавом»; «...сдается мне, он все
это глотает, да только не на пользу себе».
•
Другая метафора создает перед читателем образ
Гобсека как непосредственное воплощение силы
денег: он — «человек-вексель», сердце в его
груди — «слиток золота».
6 слайд
• Одержимость золотом сделала существование Гобсека абсурдным. В страхе за свое богатство он скрывает его размеры; он готов скорее понести убыток, чем признаться, насколько он богат. Страдающий от смертельного озноба, Гобсек не позволяет затопить камин: в камине спрятаны груды золота и серебра. Его кладовая ломится от запасов, уже гниющих. «Все кишело червями и насекомыми. Подношения, полученные недавно, лежали вперемежку с ящиками различных размеров, с цыбиками чаю и мешками кофе. • Бальзак дает своему герою значащую фамилию: Гобсек — живоглот. Эта метафора, привлеченная для живого изображения хищного существа, многократно обыгрывается автором на стра ницах повести: «В этой крупной афере Гобсек был ненасытным удавом»; «...сдается мне, он все это глотает, да только не на пользу себе». • Другая метафора создает перед читателем образ Гобсека как непосредственное воплощение силы денег: он — «человек-вексель», сердце в его груди — «слиток золота».