Материалдар / Однородные члены предложения

Однородные члены предложения

Материал туралы қысқаша түсінік
Однородные члены предложения
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
04 Желтоқсан 2020
297
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
img_page_1
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Материалдың қысқаша түсінігі

1 слайд

1 слайд

Однородными называются такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному чле

2 слайд
Однородными называются такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному члену предложения и соединяются сочинительными союзами или перечислительной интонацией, например: В конференции приняли участие студенты, аспиранты, преподаватели. (Однородные подлежащие). Летом мы гуляли, купались, загорали. (Однородные сказуемые). Зачет по русскому языку будет в понедельник, среду и пятницу . (Однородные обстоятельства).

2 слайд

Однородными называются такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному члену предложения и соединяются сочинительными союзами или перечислительной интонацией, например: В конференции приняли участие студенты, аспиранты, преподаватели. (Однородные подлежащие). Летом мы гуляли, купались, загорали. (Однородные сказуемые). Зачет по русскому языку будет в понедельник, среду и пятницу . (Однородные обстоятельства).

Однородные члены обычно выражаются одной частью речи (смотрите примеры выше), но могут быть выражены разными частями

3 слайд
Однородные члены обычно выражаются одной частью речи (смотрите примеры выше), но могут быть выражены разными частями речи, разными грамматическими формами. Например: Студенты слушают лекцию внимательно, с интересом. (Однородные обстоятельства здесь выражены наречием внимательно и косвенным падежом существительного интерес с предлогом).

3 слайд

Однородные члены обычно выражаются одной частью речи (смотрите примеры выше), но могут быть выражены разными частями речи, разными грамматическими формами. Например: Студенты слушают лекцию внимательно, с интересом. (Однородные обстоятельства здесь выражены наречием внимательно и косвенным падежом существительного интерес с предлогом).

 1.Должны относиться к одному и тому же слову;  2.Отвечать на один и тот же вопрос.  3.Однородные члены могут быть как одиноч

4 слайд
 1.Должны относиться к одному и тому же слову;  2.Отвечать на один и тот же вопрос.  3.Однородные члены могут быть как одиночными, так и распространенными.

4 слайд

 1.Должны относиться к одному и тому же слову;  2.Отвечать на один и тот же вопрос.  3.Однородные члены могут быть как одиночными, так и распространенными.

Союзы при однородных членах предложения Однородные члены предложения могут соединяться при помощи:

5 слайд
Союзы при однородных членах предложения Однородные члены предложения могут соединяться при помощи: а) соединительных союзов: и, да (и), ни-ни, не только – но и, как – так и.  На собрание пришли студенты и аспиранты.  На собрание не явились ни студенты, ни аспиранты.  На собрание пришли не только студенты, но и аспиранты.  На собрание явились как студенты, так и аспиранты. б) противительных союзов: а, но, да (но), однако, зато, хотя.  На улице солнечно, но холодно.  Хотел написать письмо другу, да забыл адрес.  Доклад был длинный, зато интересный. в) разделительных союзов: или, либо, то-то, не то – не то.  Вечерами мы читали книги или смотрели телевизор.  Солнце то спрячется за тучу, то вновь покажется.

5 слайд

Союзы при однородных членах предложения Однородные члены предложения могут соединяться при помощи: а) соединительных союзов: и, да (и), ни-ни, не только – но и, как – так и.  На собрание пришли студенты и аспиранты.  На собрание не явились ни студенты, ни аспиранты.  На собрание пришли не только студенты, но и аспиранты.  На собрание явились как студенты, так и аспиранты. б) противительных союзов: а, но, да (но), однако, зато, хотя.  На улице солнечно, но холодно.  Хотел написать письмо другу, да забыл адрес.  Доклад был длинный, зато интересный. в) разделительных союзов: или, либо, то-то, не то – не то.  Вечерами мы читали книги или смотрели телевизор.  Солнце то спрячется за тучу, то вновь покажется.

I. З а п я т а я с т а в и т с я: 1. Между однородными членами перед противительными союзами, например: • Он коллекцио

6 слайд
I. З а п я т а я с т а в и т с я: 1. Между однородными членами перед противительными союзами, например: • Он коллекционировал не марки, а открытки. [О, а О]. 2. Между однородными членами перед повторяющимися союзами, например: • 1) Он коллекционировал и марки, и открытки. [и О, и О]. • 2) Он коллекционировал и марки, и открытки, и значки. [и О, и О, и О]. 3) Он коллекционировал марки, и открытки, и значки. [О, и О, и О]. 3. Между однородными членами перед второй частью двойных союзов, например: Он коллекционировал как марки, так и открытки. [как О, так и О]. II . З а п я т а я не с т а в и т с я между однородными членами, соединенными одиночным, неповторяющимся соединительным или разделительным союзом, например: I. Он коллекционировал марки и открытки. [О и О]. II. Он коллекционировал марки, открытки и значки. [О, О и О]. 3) Привезите мне новые марки или значки. [О или О].

6 слайд

I. З а п я т а я с т а в и т с я: 1. Между однородными членами перед противительными союзами, например: • Он коллекционировал не марки, а открытки. [О, а О]. 2. Между однородными членами перед повторяющимися союзами, например: • 1) Он коллекционировал и марки, и открытки. [и О, и О]. • 2) Он коллекционировал и марки, и открытки, и значки. [и О, и О, и О]. 3) Он коллекционировал марки, и открытки, и значки. [О, и О, и О]. 3. Между однородными членами перед второй частью двойных союзов, например: Он коллекционировал как марки, так и открытки. [как О, так и О]. II . З а п я т а я не с т а в и т с я между однородными членами, соединенными одиночным, неповторяющимся соединительным или разделительным союзом, например: I. Он коллекционировал марки и открытки. [О и О]. II. Он коллекционировал марки, открытки и значки. [О, О и О]. 3) Привезите мне новые марки или значки. [О или О].

Внимание! Однородные члены предложения могут быть связаны между собой: За окнами поезда проносились лес, поля. За окнами поезд

7 слайд
Внимание! Однородные члены предложения могут быть связаны между собой: За окнами поезда проносились лес, поля. За окнами поезда проносились лес и поля., иперечислительной интонацией союзами и, а, но

7 слайд

Внимание! Однородные члены предложения могут быть связаны между собой: За окнами поезда проносились лес, поля. За окнами поезда проносились лес и поля., иперечислительной интонацией союзами и, а, но

Однородные: 1.Характеризуют предмет с одной стороны: по цвету, форме, размеру… 2.Создают единое впечатление о предмете

8 слайд
Однородные: 1.Характеризуют предмет с одной стороны: по цвету, форме, размеру… 2.Создают единое впечатление о предмете (т.е. можно все назвать одним словом) 3.Сочетание одиночного прилагательного с причастным оборотом 4.Второе определение поясняет первое. Неоднородные: 1.Характеризует предмет с разных сторон; 2.Когда одно определение выражено прилагательным, а другое местоимением или числительным

8 слайд

Однородные: 1.Характеризуют предмет с одной стороны: по цвету, форме, размеру… 2.Создают единое впечатление о предмете (т.е. можно все назвать одним словом) 3.Сочетание одиночного прилагательного с причастным оборотом 4.Второе определение поясняет первое. Неоднородные: 1.Характеризует предмет с разных сторон; 2.Когда одно определение выражено прилагательным, а другое местоимением или числительным

1. Литература есть создание народа, цвет и плод его духовной жизни. [O,O и O].

9 слайд
1. Литература есть создание народа, цвет и плод его духовной жизни. [O,O и O].

9 слайд

1. Литература есть создание народа, цвет и плод его духовной жизни. [O,O и O].

2.Над полями и лесами , над широкими реками и голубыми озерами летят птицы, возвращаясь на родину.

10 слайд
2.Над полями и лесами , над широкими реками и голубыми озерами летят птицы, возвращаясь на родину. [O и O , O и O … ].

10 слайд

2.Над полями и лесами , над широкими реками и голубыми озерами летят птицы, возвращаясь на родину. [O и O , O и O … ].

3. Пыль окутывала 3. Пыль окутывала ии машину, и генераламашину, и генерала с шоферомс шофером ,, ии примо

11 слайд
3. Пыль окутывала 3. Пыль окутывала ии машину, и генераламашину, и генерала с шоферомс шофером ,, ии примолкших на задних примолкших на задних сиденьях небритого сиденьях небритого майора имайора и рослого рослого сержантасержанта .. [[ ии O,O, и О,и и О,и ОиООиО ].].

11 слайд

3. Пыль окутывала 3. Пыль окутывала ии машину, и генераламашину, и генерала с шоферомс шофером ,, ии примолкших на задних примолкших на задних сиденьях небритого сиденьях небритого майора имайора и рослого рослого сержантасержанта .. [[ ии O,O, и О,и и О,и ОиООиО ].].

Образец: Листья уже пожелтели. Листья ещё не осыпались. Листья уже пожелтели, но ещё не осыпались. 1) На столе

12 слайд
Образец: Листья уже пожелтели. Листья ещё не осыпались. Листья уже пожелтели, но ещё не осыпались. 1) На столе стоит маленький букет. На столе стоит красивый букет. 2) Мы собирались поехать на Чон – Таш. Мы собирались поехать в дом отдыха. 3) Мы зимой сдаем не два экзамена. Мы зимой сдаем три экзамена. 4) Сегодня мы много работали. Сегодня выполнили ответственную работу. 5) Мы не слышали ни звука. Мы продолжали напряженно вслушиваться в ночное безмолвие.

12 слайд

Образец: Листья уже пожелтели. Листья ещё не осыпались. Листья уже пожелтели, но ещё не осыпались. 1) На столе стоит маленький букет. На столе стоит красивый букет. 2) Мы собирались поехать на Чон – Таш. Мы собирались поехать в дом отдыха. 3) Мы зимой сдаем не два экзамена. Мы зимой сдаем три экзамена. 4) Сегодня мы много работали. Сегодня выполнили ответственную работу. 5) Мы не слышали ни звука. Мы продолжали напряженно вслушиваться в ночное безмолвие.

В предложениях с однородными членами могут употребляться обобщающие слова. Они как бы объединяют между собой однородны

13 слайд
В предложениях с однородными членами могут употребляться обобщающие слова. Они как бы объединяют между собой однородные члены. Например: Вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Обобщающие слова являются теми же членами предложения, что и однородные члены: в приведенном примере обобщающее слово все – подлежащее.

13 слайд

В предложениях с однородными членами могут употребляться обобщающие слова. Они как бы объединяют между собой однородные члены. Например: Вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Обобщающие слова являются теми же членами предложения, что и однородные члены: в приведенном примере обобщающее слово все – подлежащее.

 Когда обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие. Например: Всё вокруг

14 слайд
 Когда обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие. Например: Всё вокруг переменилось: и погода, и характер леса. (Л. Т.)  Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире. Например: В степи, за рекой, по дорогам – везде было пусто. (Л. Т.)  Однородные члены отвечают на тот же вопрос, что и обобщающее слово, при котором они стоят: В поле, в роще, в воздухе — всюду царствовало безмолвие.

14 слайд

 Когда обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие. Например: Всё вокруг переменилось: и погода, и характер леса. (Л. Т.)  Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире. Например: В степи, за рекой, по дорогам – везде было пусто. (Л. Т.)  Однородные члены отвечают на тот же вопрос, что и обобщающее слово, при котором они стоят: В поле, в роще, в воздухе — всюду царствовало безмолвие.

15 слайд

15 слайд

Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ