Материалдар / Открытый урок. Диалекты русского языка, 9 класс
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Открытый урок. Диалекты русского языка, 9 класс

Материал туралы қысқаша түсінік
Современный русский язык - один из богатейших языков мира. Его величие создается огромным словарным запасом, широкой многозначностью слов, богатством синонимов, неисчерпаемыми возможностями словообразования, многочисленностью словоформ, особенностями звуков, подвижностью ударения, четким и стройным синтаксисом, разнообразием стилистических ресурсов. Следует различать понятия русский национальный язык и литературный русский язык. Национальный язык - язык русского народа - охватывает все сферы речевой деятельности людей, независимо от образования, воспитания, места жительства, профессии; он включает в свой состав диалекты, специальную лексику, жаргоны, то есть русский национальный язык неоднороден: в его составе функционируют особые разновидности языка.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
25 Желтоқсан 2020
335
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
img_page_1
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
ДИАЛЕКТЫ РУССКОГО ДИАЛЕКТЫ РУССКОГО ЯЗЫКАЯЗЫКА Государственное учреждение «Отдел образования акимата района Беимбета Майл

1 слайд
ДИАЛЕКТЫ РУССКОГО ДИАЛЕКТЫ РУССКОГО ЯЗЫКАЯЗЫКА Государственное учреждение «Отдел образования акимата района Беимбета Майлина» КГУ «Новоильиновская средняя школа» Подготовил : ученик 9 класса Машаев Айсултан Руководитель: учитель русского языка и литературы Куланбай Балым Мараткызы 2019 -2020 у.г.

С детства вслушивался я в СЛОВО, Я, как птицу, его ловил. Что ни С Л О В О – мне было ново, С Л О В О ел я и С Л О В О пил.

2 слайд
С детства вслушивался я в СЛОВО, Я, как птицу, его ловил. Что ни С Л О В О – мне было ново, С Л О В О ел я и С Л О В О пил. Слышал: Т У Т О Ш Н И Й, Слышал: Т А М О Ш Н И Й, Слышал ёмкое – Н А П Р Я М К И, В речки камешки звали-К А М У Ш К И, Звали ямы с водой – Б У К И . . . Н.Браун

Ц Е Л И :Ц Е Л И :  закрепление понятия о закрепление понятия о диалектологии как разделе диалектологии как разделе науки

3 слайд
Ц Е Л И :Ц Е Л И :  закрепление понятия о закрепление понятия о диалектологии как разделе диалектологии как разделе науки о языке; науки о языке;  знать нормы употребления знать нормы употребления диалектной лексики; диалектной лексики;  определять уместность – определять уместность – неуместность использования неуместность использования диалектных слов в диалектных слов в обиходной речи, в обиходной речи, в художественных художественных произведениях.произведениях. З А Д А Ч И: З А Д А Ч И:  обогащение словарного обогащение словарного запаса ; запаса ;  формирование умений:формирование умений: - определять лексическое - определять лексическое значение слов, используя значение слов, используя различные типы толковых различные типы толковых словарей и ДАРЯ;словарей и ДАРЯ; - уметь употреблять слова в - уметь употреблять слова в речи в соот-ветствии с их речи в соот-ветствии с их стилистическими свойствами.стилистическими свойствами.

Содержание :  ГоворГовор  ДиалектологияДиалектология  Лингвистическая географияЛингвистическая география  Границы говоровГ

4 слайд
Содержание :  ГоворГовор  ДиалектологияДиалектология  Лингвистическая географияЛингвистическая география  Границы говоровГраницы говоров  Использование диалектных Использование диалектных слов в художественных слов в художественных произведениях произведениях  Контрольные вопросы и Контрольные вопросы и упражнения для закрепления упражнения для закрепления материаламатериала

1. Диалекты и литературный язык:1. Диалекты и литературный язык: - дразнилки;дразнилки; - частушки.частушки. 2. Толока. 2. Толок

5 слайд
1. Диалекты и литературный язык:1. Диалекты и литературный язык: - дразнилки;дразнилки; - частушки.частушки. 2. Толока. 2. Толока. 3. Лингвисты о диалектах: 3. Лингвисты о диалектах: - И.И.Срезневский;И.И.Срезневский; - М.В.Панов;М.В.Панов; - Л.В.Щерба.Л.В.Щерба.

В школе дети изучают русский ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК. Его отличительная черта – НОРМИРОВАННОСТЬ. Так, в Воробьёвке сохра

6 слайд
В школе дети изучают русский ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК. Его отличительная черта – НОРМИРОВАННОСТЬ. Так, в Воробьёвке сохранились такие диалекты, как Б У Х О Н Я – пюре, Д Р О Б Ы Н А – лестница, О З В А Р – компот, С О К Ы Р А – топор и др. Однако сельскими жителями закономерности ГОВОРА отчётливо не осознаются, к тому же они не имеют письменного свода правил. Русские ДИАЛЕКТЫ существуют только в устной форме в отличие от ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА. Воробьёвский ГОВОР по сравнению с другими кажется хорошим, правильным, красивым, а чужой воспринимается, как что-то плохое, нелепое, а иногда смешное.

ДРАЗНИЛКИ И ЧАСТУШКИ В диалектах существует множество частушек и присловий, которые высмеивают язык соседей. Кури с а, на

7 слайд
ДРАЗНИЛКИ И ЧАСТУШКИ В диалектах существует множество частушек и присловий, которые высмеивают язык соседей. Кури с а, на ули с е, яй с о, снесла - в этой ДРАЗНИЛКЕ обыгрывается произношение звука [c] на месте [ ц ] . Как барановски девчонки Говорят на букву «це»: «Дайте мыль це , полотен це И ц уло ц ки на пе ц е!» - в этой ЧАСТУШКЕ высмеивается цоканье – очень яркая диалектная черта, которая характеризует многие говоры севра и юга.

У многих народов мира существовал и существует замечательный обычай: помогать друг другу в работе. В русских ГОВОРАХ такой обы

8 слайд
У многих народов мира существовал и существует замечательный обычай: помогать друг другу в работе. В русских ГОВОРАХ такой обычай называется чаще всего ПОМОЧЬ, ТОЛОКА, реже ПОМОГА, ПОСОБЬЕ. ТОЛОКОЙ убирали хлеб с полей, созывая для этого родственников, соседей. Так же ставили сруб меняли ветхую крышу, вывозили по весне навоз на поля. Управлялись за один день, работа была похожа на праздник, а по окончании хозяин угощал всех помогавших. Их называли ТОЛОЧАНАМИ. Иногда приглашали помогать женщин – обрабатывать лён, прясть; такая женская работа называлась супрядкой. Праздники часто бывают связаны с определёнными этапами работы крестьян: ЗАСЕВКИ – начало сева, ЗАЖИНКИ – начало жатвы, ОБСЕВОК – завершение сева, ОБЖИНКИ, ВЫЖИНКИ – завершение жатвы. Смотри таблицу!!!

Д И А Л Е К Т О Л О Г И Я: 1. Хождение за словом. 2. История о диалектологии: - В.И. Даль; - Р.И. Аванесов. 3. Диалектология с

9 слайд
Д И А Л Е К Т О Л О Г И Я: 1. Хождение за словом. 2. История о диалектологии: - В.И. Даль; - Р.И. Аванесов. 3. Диалектология сегодня.

10 слайд

Слова област ные все любопыт ны для ф илолога, одни как мат ериал для ист орико- лингвист ических исследований,

11 слайд
Слова област ные все любопыт ны для ф илолога, одни как мат ериал для ист орико- лингвист ических исследований, другие для объяснения древних памят ников языка. И.И.СрезневскийТе, кто говорит диалектно, стали стыдиться своей речи сейчас и в своей семье старшие слышат от младших, что они, старшие, говорят «неправильно». Голос лингвистов не был услышан, да и звучал он тихо….. М.В.Панов Если бы литературны й язы к оторвался от диалектов, от «почвы », то он, подобно Антею , потерял бы всю свою силу и уподобился бы м ёртвом у язы ку, каким является теперь латинский язы к. Л .В.Щ ерба

Каждый год лингвисты, сделавшие своей профессией изучение говоров отправляются в экспедицию. В отдалённые деревни

12 слайд
Каждый год лингвисты, сделавшие своей профессией изучение говоров отправляются в экспедицию. В отдалённые деревни приходится добираться, шагая многие километры по бездорожью, по лесным тропам. Однажды студентам нужно было установить местную форму творительного падежа существительного ложка, т.е. как в этой деревне говорят: ложкой, ложкуй или ложкэй. Поэтому они задали вопрос: «Бабушка, а чем у вас едят?». На что получили полный иронии ответ: «Едим мы так же, как и вы, - кочергой». Лингвисты находят в говорах новые звуки, архаические слова, меткие образные выражения. От ямщика В.И.Даль однажды услышал слово замолаживает, которые в некоторых говорах означает заволачивается тучами, пасмурнеет. Вероятно, данное значение связано с другим: начинает бродить, т.е. пениться: замолаживает пиво, мёд. Это была первая запись В.И.Даля, положившая начало будущему словарю. Вот так, с собирания отдельных слов и ярких выражений, началась Д И А Л Е К Т О Л О Г И Я (от греч. “dialektos” – «разговор», «говор», «наречие» и “logos” – «слово», «учение») – наука, изучающая местные говоры ( диалекты).

Истоки диалектологических исследований восходят к XVIII веку. Отечественная война 1812 года всколыхнула русское общество, в

13 слайд
Истоки диалектологических исследований восходят к XVIII веку. Отечественная война 1812 года всколыхнула русское общество, возник интерес к жизни крестьянства: к его обычаям, верованиям, культуре и языку. Интенсивно начала развиваться э т н о г р а ф и я (от греч. « ethnos » - народ и « grapho » - «пишу») – наука, изучающая материальную и духовную культуру народу. Р.И.Аванесов и В.И. Даль внесли большой вклад в историю диалектологии1. Владимир Иванович Даль (1801-1872) автор самого известного словаря XIX , который до сих пор пользуется большим авторитетом. Его он составлял почти полвека, причём всюду, в любых ситуациях не перестовал записывать слова. Толковый словарь вобрал в себя почти 200 тыс. слов; около трети из них – диалектные слова. Рубен Иванович Аванесов (1902-1982) по праву считается основателем Московской диалектологической школы. Эта школа сформировалась в процессе работы над «Диалектологическим атласом русского языка», теоретиком, организатором и руководителем которой был Р.И.Аванесов. Истоки диалектологических исследований восходят к XVIII веку. Отечественная война 1812 года всколыхнула русское общество, возник интерес к жизни крестьянства: к его обычаям, верованиям, культуре и языку. Интенсивно начала развиваться э т н о г р а ф и я (от греч. « ethnos » - народ и « grapho » - «пишу») – наука, изучающая материальную и духовную культуру народу. Р.И.Аванесов и В.И. Даль внесли большой вклад в историю диалектологии1.

Исследование говоров продолжается и по сей день. За последние десятилетия накоплено множество новых сведений. На их основ

14 слайд
Исследование говоров продолжается и по сей день. За последние десятилетия накоплено множество новых сведений. На их основе созданы «Диалектологический атлас русского языка», «Словарь русских народных говоров», различные областные словари. Д И А Л Е К Т О Л О Г И Я ОПИСАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ Говоры современные – вторая половина XX века. Их звуковой строй анализируется с помощью современной акустической аппаратуры и компьютеров. Разработаны новые программы обследования, позволяющие составлять очень полные и точные описания говоров. Эта наука тесным образом связана с историей, археологией, этнографией, фольклором, - ведь судьба диалекта неотторжима от жизни народа. Каждый исторический период – племенной строй, эпоха древнерусских княжеств до монголо-татарского нашествия, время возвышения Московского княжества в XV столетии. Исследование говоров продолжается и по сей день. За последние десятилетия накоплено множество новых сведений. На их основе созданы «Диалектологический атлас русского языка», «Словарь русских народных говоров», различные областные словари.

В России идею лингвистического картографирования первым выдвинул филолог Измаил Иванович Срезневски

15 слайд
В России идею лингвистического картографирования первым выдвинул филолог Измаил Иванович Срезневский. Так в диалектологии появилось новое направление – лингвистическая география. Её основным методом является отображение на картах территорий, где встречаются разные звуковые явления. Это делается при помощи условных обозначений: - цветовых заливок; - штриховок; - знаков. Как же читается лингвистическая карта? Рассмотрим карту «Глаголы со значением ‘ возделывать землю с помощью орудий ’ в восточнославянских диалектах». Смотри карту!!! В России идею лингвистического картографирования первым выдвинул филолог Измаил Иванович Срезневский. Так в диалектологии появилось новое направление – лингвистическая география. Её основным методом является отображение на картах территорий, где встречаются разные звуковые явления. Это делается при помощи условных обозначений: - цветовых заливок; - штриховок; - знаков. Как же читается лингвистическая карта? Рассмотрим карту «Глаголы со значением ‘ возделывать землю с помощью орудий ’ в восточнославянских диалектах». Смотри карту!!!

На карте 3 знака: жёлтый – распространение глагола – орать – , зелёный – распространение глагола – пахать – , белый с красной

16 слайд
На карте 3 знака: жёлтый – распространение глагола – орать – , зелёный – распространение глагола – пахать – , белый с красной границей – пахать в значении «мести».

Существуют ли чёткие границы между разными говорами? Ответить на этот вопрос учёные пытались давно. И только в 1915 году Н.Н.Ду

17 слайд
Существуют ли чёткие границы между разными говорами? Ответить на этот вопрос учёные пытались давно. И только в 1915 году Н.Н.Дурново , Н.Н.Соколов и Д.Н.Ушаков в «Опыте диалектологической карты русского языка в Европе» доказали, что существуют целостные территории. Перед нами упрощённая карта ДАРЯ (диалектологический атлас русского языка). Смотри карту!!!

18 слайд

Использование диалектных слов в художественных произведениях С диалектными словами мы нередко встречаемся в х

19 слайд
Использование диалектных слов в художественных произведениях С диалектными словами мы нередко встречаемся в художественных произведениях. Обычно писатели вводят эти слова в речь действующих лиц. Отдельные диалекты, непонятные Большинству читателей, писатели разъясняют либо в тексте произведения, либо в сносках. Так, например, Н.Некрасов, С.Есенин, М.Шолохов использовали диалектизмы в своих произведениях.

1. Прочитать отрывки из произведений Н.А.Некрасова. Объяснить значение выделенных диалектных слов. С какой целью использует их

20 слайд
1. Прочитать отрывки из произведений Н.А.Некрасова. Объяснить значение выделенных диалектных слов. С какой целью использует их поэт? - Кажется, шепчут колосья друг другу: «Скучно нам слушать осеннюю вьюгу… … Нас, что ни ночь, разоряют станицы Всякой пролётной прожорливой птицы» 2. В избушке – телёнок в подклети . 3. Кто ловит пиявок На лаве , где мамка колотит бельё, Кто нянчит сестрёнку, двухлетнюю Глажку, Кто тащит на пожню ведёрку кваску. ДЛЯ СПРАВОК: « пешеходный мостик через речку, топкое место», «стая», «луг во время сенокоса», «огороженное в избе место для скота».

Прочитайте отрывки из раннего стихотворения С.Есенина «В хате». Чем объяснить обилие южных диалектных слов в нём? (Они выделе

21 слайд
Прочитайте отрывки из раннего стихотворения С.Есенина «В хате». Чем объяснить обилие южных диалектных слов в нём? (Они выделены). Пахнет рыхлыми дрочёнами ; У порога в дёжке квас, Над п ечурками точёными Тараканы лезут в паз Вьётся сажа над заслонкою , В печке нитки попелиц, А на лавке за солонкою – Шелуха сырых яиц. Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Старый кот к мохотке крадётся На парное молоко. ДЛЯ СПРАВОК: «зола, пепел», «выемка в русской печи для просушки чего-либо», «кушанье из запечённой смеси яиц, молока и муки или тёртого картофеля», «железная крышка, прикрывающая устье русской печи», «кринка», «квашня, кадушка для замешивания теста».

Ниже даны отдельные предложения из «Поднятой целины» М.Шолохова. В левом столбике – первоначальный текст, в правом – последня

22 слайд
Ниже даны отдельные предложения из «Поднятой целины» М.Шолохова. В левом столбике – первоначальный текст, в правом – последняя редакция автора. Сравните обе редакции текста и скажите, какие слова заменил М.Шолохов в первоначальном тексте? С какой целью проведена правка автором? 1.1. Меня кубыть ветром несло. Меня кубыть ветром несло. 2.2. Я отощал вовзят, не дойду.Я отощал вовзят, не дойду. 3.3. Глухо побрякивая привязанным к Глухо побрякивая привязанным к шее балобоном, бежал шее балобоном, бежал жеребёнок. жеребёнок. 4.4. Теперь надо навалиться на Теперь надо навалиться на волочбу. И чтобы обязательно волочбу. И чтобы обязательно волочить в три следа. волочить в три следа. 5.5. Хозяин охаживал коня руками.Хозяи...