1 слайд
ДИАЛЕКТЫ РУССКОГО ДИАЛЕКТЫ РУССКОГО
ЯЗЫКАЯЗЫКА Государственное учреждение «Отдел образования акимата
района Беимбета Майлина» КГУ «Новоильиновская средняя школа»
Подготовил : ученик 9 класса Машаев Айсултан
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Куланбай Балым Мараткызы
2019 -2020 у.г.
2 слайд
С детства вслушивался я в СЛОВО,
Я, как птицу, его ловил.
Что ни С Л О В О – мне было ново,
С Л О В О ел я и С Л О В О пил.
Слышал: Т У Т О Ш Н И Й,
Слышал: Т А М О Ш Н И Й,
Слышал ёмкое – Н А П Р Я М К И,
В речки камешки звали-К А М У Ш К И,
Звали ямы с водой – Б У К И . . .
Н.Браун
3 слайд
Ц Е Л И :Ц Е Л И :
закрепление понятия о закрепление понятия о
диалектологии как разделе диалектологии как разделе
науки о языке; науки о языке;
знать нормы употребления знать нормы употребления
диалектной лексики; диалектной лексики;
определять уместность – определять уместность –
неуместность использования неуместность использования
диалектных слов в диалектных слов в
обиходной речи, в обиходной речи, в
художественных художественных
произведениях.произведениях.
З А Д А Ч И: З А Д А Ч И:
обогащение словарного обогащение словарного
запаса ; запаса ;
формирование умений:формирование умений:
- определять лексическое - определять лексическое
значение слов, используя значение слов, используя
различные типы толковых различные типы толковых
словарей и ДАРЯ;словарей и ДАРЯ;
- уметь употреблять слова в - уметь употреблять слова в
речи в соот-ветствии с их речи в соот-ветствии с их
стилистическими свойствами.стилистическими свойствами.
4 слайд
Содержание :
ГоворГовор
ДиалектологияДиалектология
Лингвистическая географияЛингвистическая география
Границы говоровГраницы говоров
Использование диалектных Использование диалектных
слов в художественных слов в художественных
произведениях произведениях
Контрольные вопросы и Контрольные вопросы и
упражнения для закрепления упражнения для закрепления
материаламатериала
5 слайд
1. Диалекты и литературный язык:1. Диалекты и литературный язык:
-
дразнилки;дразнилки;
-
частушки.частушки.
2. Толока. 2. Толока.
3. Лингвисты о диалектах: 3. Лингвисты о диалектах:
-
И.И.Срезневский;И.И.Срезневский;
-
М.В.Панов;М.В.Панов;
-
Л.В.Щерба.Л.В.Щерба.
6 слайд
В школе дети изучают русский
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК. Его
отличительная черта –
НОРМИРОВАННОСТЬ.
Так, в Воробьёвке
сохранились такие диалекты,
как Б У Х О Н Я – пюре, Д Р О
Б Ы Н А – лестница, О З В А Р
– компот, С О К Ы Р А – топор
и др.
Однако сельскими
жителями закономерности
ГОВОРА отчётливо не
осознаются, к тому же они не
имеют письменного свода
правил. Русские ДИАЛЕКТЫ
существуют только в устной
форме в отличие от
ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА. Воробьёвский ГОВОР
по сравнению с другими
кажется хорошим,
правильным, красивым, а
чужой воспринимается,
как что-то плохое,
нелепое, а иногда
смешное.
7 слайд
ДРАЗНИЛКИ И ЧАСТУШКИ
В диалектах существует
множество частушек и
присловий, которые
высмеивают язык соседей.
Кури с а, на ули с е, яй с о,
снесла - в этой ДРАЗНИЛКЕ
обыгрывается произношение звука [c] на
месте [ ц ] .
Как барановски девчонки
Говорят на букву «це»:
«Дайте мыль це , полотен це
И ц уло ц ки на пе ц е!» - в этой ЧАСТУШКЕ
высмеивается цоканье – очень яркая
диалектная черта, которая характеризует
многие говоры севра и юга.
8 слайд
У многих народов мира существовал и существует
замечательный обычай: помогать друг другу в работе.
В русских ГОВОРАХ такой обычай называется чаще
всего ПОМОЧЬ, ТОЛОКА, реже ПОМОГА, ПОСОБЬЕ.
ТОЛОКОЙ убирали хлеб с полей, созывая для этого
родственников, соседей. Так же ставили сруб меняли
ветхую крышу, вывозили по весне навоз на поля.
Управлялись за один день, работа была похожа на
праздник, а по окончании хозяин угощал всех
помогавших. Их называли ТОЛОЧАНАМИ.
Иногда приглашали помогать женщин – обрабатывать
лён, прясть; такая женская работа называлась
супрядкой.
Праздники часто бывают связаны с определёнными
этапами работы крестьян: ЗАСЕВКИ – начало сева,
ЗАЖИНКИ – начало жатвы, ОБСЕВОК – завершение
сева, ОБЖИНКИ, ВЫЖИНКИ – завершение жатвы.
Смотри таблицу!!!
9 слайд
Д И А Л Е К Т О Л О Г И Я:
1. Хождение за словом.
2. История о диалектологии:
-
В.И. Даль;
-
Р.И. Аванесов.
3. Диалектология сегодня.
10 слайд
11 слайд
Слова
област ные
все
любопыт ны для ф илолога,
одни как мат ериал для
ист орико-
лингвист ических
исследований, другие для
объяснения
древних
памят ников языка.
И.И.СрезневскийТе, кто говорит диалектно, стали
стыдиться своей речи сейчас и в своей
семье старшие слышат от младших,
что они, старшие, говорят
«неправильно». Голос лингвистов не был
услышан, да и звучал он тихо…..
М.В.Панов
Если
бы
литературны й язы к
оторвался
от
диалектов,
от
«почвы », то он,
подобно
Антею ,
потерял бы всю свою
силу и уподобился бы
м ёртвом у
язы ку,
каким
является
теперь
латинский
язы к.
Л .В.Щ ерба
12 слайд
Каждый год лингвисты, сделавшие своей
профессией изучение говоров отправляются в
экспедицию. В отдалённые деревни приходится
добираться, шагая многие километры по
бездорожью, по лесным тропам.
Однажды студентам нужно было установить
местную форму творительного падежа
существительного ложка, т.е. как в этой
деревне говорят: ложкой, ложкуй или ложкэй.
Поэтому они задали вопрос: «Бабушка, а чем у
вас едят?». На что получили полный иронии
ответ: «Едим мы так же, как и вы, - кочергой».
Лингвисты находят в говорах новые звуки,
архаические слова, меткие образные
выражения. От ямщика В.И.Даль однажды
услышал слово замолаживает, которые в
некоторых говорах означает заволачивается
тучами, пасмурнеет. Вероятно, данное значение
связано с другим: начинает бродить, т.е.
пениться: замолаживает пиво, мёд. Это была
первая запись В.И.Даля, положившая начало
будущему словарю.
Вот так, с собирания отдельных слов и
ярких выражений, началась Д И А Л Е К Т О Л О Г
И Я (от греч. “dialektos” – «разговор», «говор»,
«наречие» и “logos” – «слово», «учение») – наука,
изучающая местные говоры ( диалекты).
13 слайд
Истоки диалектологических исследований восходят к XVIII веку. Отечественная война 1812 года
всколыхнула русское общество, возник интерес к жизни крестьянства: к его обычаям,
верованиям, культуре и языку. Интенсивно начала развиваться э т н о г р а ф и я (от греч.
« ethnos » - народ и « grapho » - «пишу») – наука, изучающая материальную и духовную культуру
народу. Р.И.Аванесов и В.И. Даль внесли большой вклад в историю диалектологии1.
Владимир Иванович Даль (1801-1872)
автор самого известного словаря XIX ,
который до сих пор пользуется большим
авторитетом. Его он составлял почти
полвека, причём всюду, в любых ситуациях
не перестовал записывать слова. Толковый
словарь вобрал в себя почти 200 тыс. слов;
около трети из них – диалектные слова. Рубен Иванович Аванесов (1902-1982)
по праву считается основателем
Московской диалектологической школы.
Эта школа сформировалась в процессе
работы над «Диалектологическим
атласом русского языка», теоретиком,
организатором и руководителем
которой был Р.И.Аванесов. Истоки диалектологических исследований восходят к XVIII веку. Отечественная война 1812 года
всколыхнула русское общество, возник интерес к жизни крестьянства: к его обычаям,
верованиям, культуре и языку. Интенсивно начала развиваться э т н о г р а ф и я (от греч.
« ethnos » - народ и « grapho » - «пишу») – наука, изучающая материальную и духовную культуру
народу. Р.И.Аванесов и В.И. Даль внесли большой вклад в историю диалектологии1.
14 слайд
Исследование говоров продолжается и по сей день.
За последние десятилетия накоплено множество
новых сведений. На их основе созданы
«Диалектологический атлас русского языка»,
«Словарь русских народных говоров», различные
областные словари.
Д И А Л Е К Т О Л О Г И Я
ОПИСАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ
Говоры современные – вторая половина
XX века. Их звуковой строй анализируется
с помощью современной акустической
аппаратуры и компьютеров.
Разработаны новые программы
обследования, позволяющие составлять
очень полные и точные описания говоров. Эта наука тесным образом связана с
историей, археологией, этнографией,
фольклором, - ведь судьба диалекта
неотторжима от жизни народа.
Каждый исторический период – племенной
строй, эпоха древнерусских княжеств до
монголо-татарского нашествия, время
возвышения Московского княжества в XV
столетии. Исследование говоров продолжается и по сей день.
За последние десятилетия накоплено множество
новых сведений. На их основе созданы
«Диалектологический атлас русского языка»,
«Словарь русских народных говоров», различные
областные словари.
15 слайд
В России идею лингвистического
картографирования первым выдвинул
филолог Измаил Иванович Срезневский.
Так в диалектологии появилось новое
направление – лингвистическая
география. Её основным методом
является отображение на картах
территорий, где встречаются разные
звуковые явления. Это делается при
помощи условных обозначений:
- цветовых заливок;
- штриховок;
- знаков.
Как же читается
лингвистическая карта?
Рассмотрим карту «Глаголы со
значением ‘ возделывать землю с
помощью орудий ’ в восточнославянских
диалектах».
Смотри карту!!!
В России идею лингвистического
картографирования первым выдвинул
филолог Измаил Иванович Срезневский.
Так в диалектологии появилось новое
направление – лингвистическая
география. Её основным методом
является отображение на картах
территорий, где встречаются разные
звуковые явления. Это делается при
помощи условных обозначений:
- цветовых заливок;
- штриховок;
- знаков.
Как же читается
лингвистическая карта?
Рассмотрим карту «Глаголы со
значением ‘ возделывать землю с
помощью орудий ’ в восточнославянских
диалектах».
Смотри карту!!!
16 слайд
На карте 3 знака: жёлтый – распространение глагола – орать – ,
зелёный – распространение глагола – пахать – , белый с красной
границей – пахать в значении «мести».
17 слайд
Существуют ли чёткие границы между
разными говорами? Ответить на этот
вопрос учёные пытались давно. И только
в 1915 году Н.Н.Дурново , Н.Н.Соколов и
Д.Н.Ушаков в «Опыте диалектологической
карты русского языка в Европе» доказали, что
существуют целостные территории.
Перед нами упрощённая карта ДАРЯ
(диалектологический атлас русского языка).
Смотри карту!!!
18 слайд
19 слайд
Использование диалектных слов в
художественных произведениях
С диалектными словами мы
нередко
встречаемся в художественных
произведениях. Обычно писатели
вводят эти слова в речь действующих
лиц. Отдельные диалекты,
непонятные
Большинству читателей, писатели
разъясняют либо в тексте
произведения,
либо в сносках.
Так, например, Н.Некрасов, С.Есенин,
М.Шолохов использовали диалектизмы в своих
произведениях.
20 слайд
1. Прочитать отрывки из произведений Н.А.Некрасова. Объяснить
значение выделенных диалектных слов. С какой целью использует их
поэт?
- Кажется, шепчут колосья друг другу:
«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу…
… Нас, что ни ночь, разоряют станицы
Всякой пролётной прожорливой птицы»
2. В избушке – телёнок в подклети .
3. Кто ловит пиявок
На лаве , где мамка колотит бельё,
Кто нянчит сестрёнку, двухлетнюю Глажку,
Кто тащит на пожню ведёрку кваску.
ДЛЯ СПРАВОК: « пешеходный мостик через речку, топкое
место», «стая», «луг во время сенокоса», «огороженное в
избе место для скота».
21 слайд
Прочитайте отрывки из раннего стихотворения
С.Есенина «В хате». Чем объяснить обилие южных
диалектных слов в нём?
(Они выделены).
Пахнет рыхлыми дрочёнами ;
У порога в дёжке квас,
Над п ечурками точёными
Тараканы лезут в паз
Вьётся сажа над заслонкою ,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою –
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к мохотке крадётся
На парное молоко.
ДЛЯ СПРАВОК: «зола, пепел», «выемка в русской печи для
просушки чего-либо», «кушанье из запечённой смеси яиц,
молока и муки или тёртого картофеля», «железная
крышка, прикрывающая устье русской печи», «кринка»,
«квашня, кадушка для замешивания теста».
22 слайд
Ниже даны отдельные предложения из «Поднятой целины» М.Шолохова.
В левом столбике – первоначальный текст, в правом – последняя
редакция автора. Сравните обе редакции текста и скажите, какие слова
заменил М.Шолохов в первоначальном тексте? С какой целью проведена
правка автором?
1.1.
Меня кубыть ветром несло. Меня кубыть ветром несло.
2.2.
Я отощал вовзят, не дойду.Я отощал вовзят, не дойду.
3.3.
Глухо побрякивая привязанным к Глухо побрякивая привязанным к
шее балобоном, бежал шее балобоном, бежал
жеребёнок. жеребёнок.
4.4.
Теперь надо навалиться на Теперь надо навалиться на
волочбу. И чтобы обязательно волочбу. И чтобы обязательно
волочить в три следа. волочить в три следа.
5.5.
Хозяин охаживал коня руками.Хозяи...
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде пәніңізді белгілеп, керек материалды алып сабағыңызға қолдана аласыз