1 слайд
Тема урока :
А. Ахматова. Поэма «Реквием» - памятник
страшной эпохи сталинского режима.
2 слайд
Задание 1.
Прочитайте ключевые слова и
словосочетания урока, определите их
значение:
•
Тотальный режим
•
Обедня
•
Стрелецкие жёнки
3 слайд
•
Тотальный режим - политический режим,
подразумевающий абсолютный
(тотальный) контроль государства над
всеми аспектами общественной и частной
жизни.
•
Обедня - церковная служба у христиан,
совершаемая утром или в первую половину
дня.
•
Стрелецкие жёнки - жёны стрельцов,
казнённых после подавления стрелецкого
бунта Петром I в 1698 г.
4 слайд
Задание 2. Блиц – опрос по творчеству А.А.
Ахматовой
•
Как воспринимает Ахматова новую эпоху,
пришедшую после революции?
•
В чём Ахматова видит своё
предназначение?
•
В каком произведении с наибольшей
силой проявляется мотив осиротевшей
матери?
•
Коснулись ли репрессии семьи
Ахматовой? Если да, то как?
5 слайд
Задание 3. Прочитайте главу "Приговор".
Сформулируйте проблемные вопросы
И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
А не то... Горячий шелест лета,
Словно праздник за моим окном.
Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом.
6 слайд
Примерные образцы проблемных вопросов:
•
О каком приговоре идёт речь?
•
Согласны ли вы, что репрессии и
смертная казнь является приметой
сталинской эпохи?
7 слайд
Задание 4. Рассмотрите иллюстрации, какое отношение они
имеют к поэме Анны Ахматовой «Реквием»? При ответе
используйте ПОПС формулу.
Утро стрелецкой казни, 1698 год. Картина
Василия Сурикова
8 слайд
Мучения, которые пережили жёны
стрельцов период стрелецких бунтов в
Москве в конце XVII века Анна
Андреевна пропускает через себя:
На губах твоих холод иконки,
Смертный пот на челе…
Не забыть! Буду я, как стрелецкие
женки,
Под кремлевскими башнями выть.
9 слайд
Задание 5 . Послушайте главу «Посвящение" из поэмы
"Реквием"
Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними "каторжные норы"
И смертельная тоска.
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
Подымались как к обедне ранней.
По столице одичалой шли,
Там встречались, мертвых бездыханней,
Солнце ниже и Нева туманней,
А надежда все поет вдали.
Приговор…
И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идет... Шатается... Одна...
Где теперь невольные подруги
Двух моих осатанелых лет?
Что им чудится в сибирской вьюге,
Что мерещится им в лунном круге?
Им я шлю прощальный мой привет.
10 слайд
Задание 6. Заполните таблицу художественно-
изобразительными средствами, использованными в
тексте
Эпитеты Сравнения Антитезы
тюремные
затворы,
великая река,
"каторжные
норы",
смертельная
тоска,
постылый
скрежет,
шаги тяжелые,
невольные
подруги,
осатанелых лет подымались
как к обедне
ранней,
мертвых
бездыханный,
словно с болью
жизнь из сердца
вынут,
словно грубо
навзничь
опрокинут
Для кого-то
веет ветер
свежий,
Для кого-то
нежится закат
- Мы не знаем,
мы повсюду те
же,
Слышим лишь
ключей
постылый
скрежет
Да шаги
тяжелые солдат.
11 слайд
Дискуссионная карта
Вы согласны с точкой зрения А.И.
Солженицына, который так сказал о
поэме: «Это была трагедия народа, а у вас -
матери и сына".
12 слайд
13 слайд
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде пәніңізді белгілеп, керек материалды алып сабағыңызға қолдана аласыз