Презентация " Плюсы и минусы технологии проблемного обучения"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
ТЕХНОЛОГИЯ
ПРОБЛЕМНОГО
ОБУЧЕНИЯ: ПЛЮСЫ
И МИНУСЫ
Выполнила:
Жаксыбаева А.К
Учитель русского языка и
литературы в классах с
нерусским языком
обучения
ООШ села Колутон
.
1 слайд
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ Выполнила: Жаксыбаева А.К Учитель русского языка и литературы в классах с нерусским языком обучения ООШ села Колутон .
2 слайд
Технология проблемного
обучения направлена на
формирование творческих
качеств личности. Для
этой технологии
характерно, что знания и
способы деятельности не
преподносятся в готовом
виде, не даются правила
и инструкции – они
задаются как предмет
поиска. Смысл обучения
заключается в
стимулировании
поисковой деятельности
школьника.
2 слайд
Технология проблемного обучения направлена на формирование творческих качеств личности. Для этой технологии характерно, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде, не даются правила и инструкции – они задаются как предмет поиска. Смысл обучения заключается в стимулировании поисковой деятельности школьника.
3 слайд
Джон Дьюи
1859 – 1952 гг.
3 слайд
Джон Дьюи 1859 – 1952 гг.
4 слайд
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Технология проблемного обучения – это
тип развивающего обучения, в котором
сочетаются систематическая
самостоятельная поисковая
деятельность учащихся с усвоением ими
готовых выводов науки, а система
методов построена с учетом
целеполагания и принципа
проблемности.
Махмутов М.И.
4 слайд
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ Технология проблемного обучения – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности. Махмутов М.И.
5 слайд
Цель технологии проблемного обучения –
формирование и развитие у учащихся опыта
творческого усвоения знаний и усвоения
школьниками способов творческой деятельности.
Сущность проблемного обучения состоит в том,
что преподаватель, систематически создавая
проблемные ситуации и организуя деятельность
учащихся по их решению, обеспечивает
оптимальное сочетание самостоятельной поисковой
деятельности с усвоением готовых выводов науки.
5 слайд
Цель технологии проблемного обучения – формирование и развитие у учащихся опыта творческого усвоения знаний и усвоения школьниками способов творческой деятельности. Сущность проблемного обучения состоит в том, что преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по их решению, обеспечивает оптимальное сочетание самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.
6 слайд
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
Основным звеном проблемного обучения
является проблемная ситуация - это ситуация,
условие которой или известно, или вполне
доступно, требование и вопрос понятны и
создают у человека состояние озадаченности и
психологического дискомфорта, побуждают
искать выход из положения неопределенности и
дефицита информации.
6 слайд
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ Основным звеном проблемного обучения является проблемная ситуация - это ситуация, условие которой или известно, или вполне доступно, требование и вопрос понятны и создают у человека состояние озадаченности и психологического дискомфорта, побуждают искать выход из положения неопределенности и дефицита информации.
7 слайд
В зависимости от способа представления
учебного материала (проблемных ситуаций) и
степени активности учащихся:
метод монологического изложения;
рассуждающий метод изложения;
диалогический метод изложения;
эвристический метод обучения;
исследовательский метод;
7 слайд
В зависимости от способа представления учебного материала (проблемных ситуаций) и степени активности учащихся: метод монологического изложения; рассуждающий метод изложения; диалогический метод изложения; эвристический метод обучения; исследовательский метод;
8 слайд
ЭТАПЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО
ОБУЧЕНИЯ:
1. Постановка учебной проблемы; организация проблемной ситуации.
Результат этого этапа – затруднение учащихся и постановка проблемного
вопроса, который и будет являться целью урока.
2. Поиск решения проблемы:
- через диалог;
- выдвижение гипотез.
3. Проверка гипотез, начиная с ложной.
4. Формулировка правила, способа; сравнение его с научным образцом в
учебнике.
5. Обучение постановке учебных вопросов (проблемных).
6. Проведение контрольных и проверочных работ с включением заданий
проблемного характера:
- поставь проблемный вопрос;
- выдвини гипотезу;
- докажи.
8 слайд
ЭТАПЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ: 1. Постановка учебной проблемы; организация проблемной ситуации. Результат этого этапа – затруднение учащихся и постановка проблемного вопроса, который и будет являться целью урока. 2. Поиск решения проблемы: - через диалог; - выдвижение гипотез. 3. Проверка гипотез, начиная с ложной. 4. Формулировка правила, способа; сравнение его с научным образцом в учебнике. 5. Обучение постановке учебных вопросов (проблемных). 6. Проведение контрольных и проверочных работ с включением заданий проблемного характера: - поставь проблемный вопрос; - выдвини гипотезу; - докажи.
9 слайд
оно оправдано только на материале высокого уровня
значимости, потому что акцентирование внимания
путём использования проблемных методов на
второстепенном материале может принести больше
вреда, чем пользы: главное окажется на втором плане и
может быть упущено, а второстепенное будет усвоено.
Очевидна ещё и нерациональная трата времени.За
Против
- самостоятельное добывание знаний;
- обеспечивает прочные результаты обучения;
- активизирует обучение;
- активизирует познавательную деятельность учащихся;
- развивают ответственность, критичность и
самокритичность, инициативность, нестандартность.
Развивается речь детей, они учатся спорить, доказывать,
признавать свои ошибки и формировать собственное
мнение, работая в команде.
Проблемные ситуации можно поставить практически по
всем предметам и с использованием различных наглядных
материалов и медиа-ресурсов .
технология проблемного обучения
создаёт возможности для развития у
учащихся внимательности,
наблюдательности.
технология проблемного обучения в
значительной степени активизирует мышление и
познавательную деятельность учащихся.
самостоятельно добытые истины сложнее
забываются, а в случае забывания – быстрее
восстанавливаются. Решая проблему
самостоятельно, лучше усваивается материал и
формируется поисковая деятельность, т.е.
приобретаемые знания носят не кратковременный
характер, а долговременный. большие затраты времени на достижение
запланированных результатов, слабая
управляемость познавательной деятельности
учащихся, большие затраты времени при
подготовке учителя к урокам, неготовность
учеников, отсутствие единых критериев
оценивания такой деятельности
Не каждый ребёнок быстро включается в
проблемно-поисковую деятельность. Трудность в
том, что возникновение проблемной ситуации –
акт индивидуальный. В связи с этим возникают
различные уровни как интеллектуальных
затруднений учащихся, так и их познавательной
активности, самостоятельности при усвоении
новых знаний. Поэтому от учителя требуется
использование дифференцированного
индивидуального подхода, своевременная
помощь и внимание каждому ученику, что влечёт
за собой большую и трудоёмкую работу учителя,
рассчитанную на особенности каждого
обучающегося.
9 слайд
оно оправдано только на материале высокого уровня значимости, потому что акцентирование внимания путём использования проблемных методов на второстепенном материале может принести больше вреда, чем пользы: главное окажется на втором плане и может быть упущено, а второстепенное будет усвоено. Очевидна ещё и нерациональная трата времени.За Против - самостоятельное добывание знаний; - обеспечивает прочные результаты обучения; - активизирует обучение; - активизирует познавательную деятельность учащихся; - развивают ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность. Развивается речь детей, они учатся спорить, доказывать, признавать свои ошибки и формировать собственное мнение, работая в команде. Проблемные ситуации можно поставить практически по всем предметам и с использованием различных наглядных материалов и медиа-ресурсов . технология проблемного обучения создаёт возможности для развития у учащихся внимательности, наблюдательности. технология проблемного обучения в значительной степени активизирует мышление и познавательную деятельность учащихся. самостоятельно добытые истины сложнее забываются, а в случае забывания – быстрее восстанавливаются. Решая проблему самостоятельно, лучше усваивается материал и формируется поисковая деятельность, т.е. приобретаемые знания носят не кратковременный характер, а долговременный. большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельности учащихся, большие затраты времени при подготовке учителя к урокам, неготовность учеников, отсутствие единых критериев оценивания такой деятельности Не каждый ребёнок быстро включается в проблемно-поисковую деятельность. Трудность в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный. В связи с этим возникают различные уровни как интеллектуальных затруднений учащихся, так и их познавательной активности, самостоятельности при усвоении новых знаний. Поэтому от учителя требуется использование дифференцированного индивидуального подхода, своевременная помощь и внимание каждому ученику, что влечёт за собой большую и трудоёмкую работу учителя, рассчитанную на особенности каждого обучающегося.
10 слайд
ПРЕИМУЩЕСТВА ТЕХНОЛОГИИ
ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ:
развивает творческую
активность и самостоятельность
обучающихся;
включает их в поисковую,
исследовательскую
деятельность;
формирует познавательный и
научно-исследовательский
интерес, поисковые особенности
и умения;
открывает возможности
творческого сотрудничества
преподавателей и учащихся ,
способствует более глубокому и
прочному усвоению материала и
способов деятельности.
10 слайд
ПРЕИМУЩЕСТВА ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ: развивает творческую активность и самостоятельность обучающихся; включает их в поисковую, исследовательскую деятельность; формирует познавательный и научно-исследовательский интерес, поисковые особенности и умения; открывает возможности творческого сотрудничества преподавателей и учащихся , способствует более глубокому и прочному усвоению материала и способов деятельности.
11 слайд
НЕДОСТАТКИ ТЕХНОЛОГИИ
ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ:
применимо только на таком материале, который
допускает неоднозначные, порой
альтернативные подходы, оценки, толкования;
нерациональная трата времени на достижение
запланированных результатов;
приемлемо лишь тогда, когда у обучаемых есть
необходимый «стартовый» уровень знаний и
умений, определенный опыт в изучаемой
области.
11 слайд
НЕДОСТАТКИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ: применимо только на таком материале, который допускает неоднозначные, порой альтернативные подходы, оценки, толкования; нерациональная трата времени на достижение запланированных результатов; приемлемо лишь тогда, когда у обучаемых есть необходимый «стартовый» уровень знаний и умений, определенный опыт в изучаемой области.
12 слайд
Список литературы по использованию
проблемного обучения:
Арестанов М.Ж., Пидкасистый П. И., Хайдаров
Ж. С. Проблемно-модельное обучение: Вопросы
теории и технологии. — Алма-Ата, 1980.
Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: Истоки,
сущность, перспектива.
Махмутов М.И. Проблемное обучение. — М.,
1975.
Матюшкин A . M . Проблемные ситуации в
мышлении и в обучении. — М., 1972.
Оконь В. Основы проблемного обучения. — М.,
1968.
12 слайд
Список литературы по использованию проблемного обучения: Арестанов М.Ж., Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Проблемно-модельное обучение: Вопросы теории и технологии. — Алма-Ата, 1980. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: Истоки, сущность, перспектива. Махмутов М.И. Проблемное обучение. — М., 1975. Матюшкин A . M . Проблемные ситуации в мышлении и в обучении. — М., 1972. Оконь В. Основы проблемного обучения. — М., 1968.
13 слайд
Спасибо за внимание!
13 слайд
Спасибо за внимание!