Презентация: Фольклорная традиция и формирование казахской прозы
Презентация: Фольклорная традиция и формирование казахской прозы

#1 слайд
{ Тема занятия:
Фольклорная традиция
в формировании
казахской прозы.
1 слайд
{ Тема занятия: Фольклорная традиция в формировании казахской прозы.
#2 слайд
Вопросы:
1. Традиции устной литературы.
2. Формирование эпической традиции и прозы.
3. Традиционные мотивы в устной народной
литературе, их место в структуре прозы.
4. Фольклорное повествование и первые
казахские романы.
2 слайд
Вопросы: 1. Традиции устной литературы. 2. Формирование эпической традиции и прозы. 3. Традиционные мотивы в устной народной литературе, их место в структуре прозы. 4. Фольклорное повествование и первые казахские романы.
#3 слайд
Казахская фольклористика — раздел фольклористики, исследующий устно-
поэтические традиции казахского народа.
Сбор казахского фольклора впервые стал производиться в XVIII веке в рамках
этнографических экспедиций Российской империи. Работу по сбору и публикации
материала проводили видные русские этнографы: П. И. Рычков, П. С. Паллас, И. Г.
Георги, И. Г. Андреев и др.
Как отдельное научное направление казахская фольклористика начала
формироваться в конце XVIII — начале XIX вв. В её становлении ключевую роль
сыграли как казахские просветители (Ч. Валиханов, И. Алтынсарин, А. Кунанбаев,
М.-С. Бабаджанов и др.), так и русские учёные (В. В. Радлов, Г. Н. Потанин, А. Е.
Алекторов, В. В. Григорьев, А. В. Васильев, И. Н. Березин, Н. И. Ильминский, П. М.
Мелиоранский. А. Н. Харузин и др.). Были выработаны оригинальные методики
записи фольклорных образцов эпического, лирического и дидактического жанров.
Благодаря проделанной работе удалось впервые опубликовать эпосы «Алпамыш» и
«Кобланды-батыр», а также различные сказки, песни и другие фольклорные
произведения. Ценными источниками считаются исследовательские труды,
написанные М. Копеевым и А. Диваевым. Что такое казахская
устная литература?
3 слайд
Казахская фольклористика — раздел фольклористики, исследующий устно- поэтические традиции казахского народа. Сбор казахского фольклора впервые стал производиться в XVIII веке в рамках этнографических экспедиций Российской империи. Работу по сбору и публикации материала проводили видные русские этнографы: П. И. Рычков, П. С. Паллас, И. Г. Георги, И. Г. Андреев и др. Как отдельное научное направление казахская фольклористика начала формироваться в конце XVIII — начале XIX вв. В её становлении ключевую роль сыграли как казахские просветители (Ч. Валиханов, И. Алтынсарин, А. Кунанбаев, М.-С. Бабаджанов и др.), так и русские учёные (В. В. Радлов, Г. Н. Потанин, А. Е. Алекторов, В. В. Григорьев, А. В. Васильев, И. Н. Березин, Н. И. Ильминский, П. М. Мелиоранский. А. Н. Харузин и др.). Были выработаны оригинальные методики записи фольклорных образцов эпического, лирического и дидактического жанров. Благодаря проделанной работе удалось впервые опубликовать эпосы «Алпамыш» и «Кобланды-батыр», а также различные сказки, песни и другие фольклорные произведения. Ценными источниками считаются исследовательские труды, написанные М. Копеевым и А. Диваевым. Что такое казахская устная литература?
#4 слайд
Среди произведений казахской народной поэзии значительное место
занимали лирические песни и айтысы. Широко известны имена таких
даровитых акынов, как Суюмбай, Биржан и Джамбул. В своих песнях
акыны обличали феодально-байский и колониальный гнет. С большим
сочувствием они пели о тяжелом положении казахской бедноты и
бесправии женщин. Акыны призывали трудящихся к борьбе за лучшее
будущее.
В Казахстан проникали русские и украинские песни и музыка. Известным
собирателем казахских песен А. В. Затаевичем в Центральном Казахстане
записана русская песня «Камаринская», переложенная на казахский лад. К
этому времени относится появление ряда песен со смешанным русско-
казахским текстом. В Западном Казахстане был записан текст песни «Он
алты кыз». («Шестнадцать девушек»). Ныне эта шуточная песня поется во
всех уголках Казахстана.
В казахской художественной литературе происходила острая идейная
борьба. Казахские просветители-демократы резко выступали против
реакционеров, защищавших патриархальнофеодальные устои и родовой
быт.
4 слайд
Среди произведений казахской народной поэзии значительное место занимали лирические песни и айтысы. Широко известны имена таких даровитых акынов, как Суюмбай, Биржан и Джамбул. В своих песнях акыны обличали феодально-байский и колониальный гнет. С большим сочувствием они пели о тяжелом положении казахской бедноты и бесправии женщин. Акыны призывали трудящихся к борьбе за лучшее будущее. В Казахстан проникали русские и украинские песни и музыка. Известным собирателем казахских песен А. В. Затаевичем в Центральном Казахстане записана русская песня «Камаринская», переложенная на казахский лад. К этому времени относится появление ряда песен со смешанным русско- казахским текстом. В Западном Казахстане был записан текст песни «Он алты кыз». («Шестнадцать девушек»). Ныне эта шуточная песня поется во всех уголках Казахстана. В казахской художественной литературе происходила острая идейная борьба. Казахские просветители-демократы резко выступали против реакционеров, защищавших патриархальнофеодальные устои и родовой быт.
#5 слайд
Эпос — род литературы, героическое повествование о прошлом, содержащее
целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве.
Казахский эпос — один из основных жанров устного творчества. Он восходит к
глубокой древности. В орхоно-енисейских памятниках, а также в надгробных
эпитафиях, обнаруженных археологами при раскопках, увековечены ратные подвиги
батыров и родоначальников.
Эпические сказания и песни разделяются на два вида: героический и социально-
бытовой эпос.
Главная тема героических эпосов — защита родной земли. Их герои — мужественные
батыры.
Они воплощают лучшие черты народа: любовь к земле, ненависть к захватчикам,
стойкость, отвагу, благородство помыслов. Первые образцы героического эпоса
возникли более тысячи лет назад. Тревожно и неспокойно жилось тогда людям.
Племена, жившие на территории Казахстана, то объединялись в союзы, то вновь
распадались, воевали между собой, защищались от иноземных захватчиков. И после
разрушительного нападения монголов завоеванные народы не подчинились врагам.
Они не раз восставали против Золотой Орды. А когда она распалась, казахский народ
вступил в тяжелую и длительную борьбу с джунгарами и калмыками, защищая от их
набегов свои земли.
Память об этих событиях, о том, как стойко и смело воевали предки, воодушевляла
людей на создание новых эпических произведений. В казахском героическом эпосе
защитники народа мужественно отражают вражеские набеги. Так Алпамыс батыр
воюет с калмыцким ханом, разорившим его родину, а Камбар батыр освобождает
бедняков из плена. Наиболее известны эпические произведения: «Кобланды батыр»,
«Ер-Таргын», «Алпамыс», «Камбар батыр» и др. Формирование эпической традиции и прозы.
5 слайд
Эпос — род литературы, героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве. Казахский эпос — один из основных жанров устного творчества. Он восходит к глубокой древности. В орхоно-енисейских памятниках, а также в надгробных эпитафиях, обнаруженных археологами при раскопках, увековечены ратные подвиги батыров и родоначальников. Эпические сказания и песни разделяются на два вида: героический и социально- бытовой эпос. Главная тема героических эпосов — защита родной земли. Их герои — мужественные батыры. Они воплощают лучшие черты народа: любовь к земле, ненависть к захватчикам, стойкость, отвагу, благородство помыслов. Первые образцы героического эпоса возникли более тысячи лет назад. Тревожно и неспокойно жилось тогда людям. Племена, жившие на территории Казахстана, то объединялись в союзы, то вновь распадались, воевали между собой, защищались от иноземных захватчиков. И после разрушительного нападения монголов завоеванные народы не подчинились врагам. Они не раз восставали против Золотой Орды. А когда она распалась, казахский народ вступил в тяжелую и длительную борьбу с джунгарами и калмыками, защищая от их набегов свои земли. Память об этих событиях, о том, как стойко и смело воевали предки, воодушевляла людей на создание новых эпических произведений. В казахском героическом эпосе защитники народа мужественно отражают вражеские набеги. Так Алпамыс батыр воюет с калмыцким ханом, разорившим его родину, а Камбар батыр освобождает бедняков из плена. Наиболее известны эпические произведения: «Кобланды батыр», «Ер-Таргын», «Алпамыс», «Камбар батыр» и др. Формирование эпической традиции и прозы.
#6 слайд
Большинство из них содержат
наставления‚ поучения‚ глубок
ую мысль, тонкий подтекст,
запоминающиеся ритмику и
рифму. Наиболее популярные
в народном жанре пословицы
и поговорки охватывают
практически все стороны
жизни казахского
народа‚ отражая его опыт в
лаконичных‚ но метких и
образных выраженияхКазахские пословицы и
поговорки
6 слайд
Большинство из них содержат наставления‚ поучения‚ глубок ую мысль, тонкий подтекст, запоминающиеся ритмику и рифму. Наиболее популярные в народном жанре пословицы и поговорки охватывают практически все стороны жизни казахского народа‚ отражая его опыт в лаконичных‚ но метких и образных выраженияхКазахские пословицы и поговорки
#7 слайд
Жанры народных
сказок:
волшебные‚
о животных,
бытовые
В них отражены жизнь народа, его мечты о счастье,
благополучии, мире. Сказки возвеличивают личность героя,
прославляют добро и ум ‚ высмеивают ленивых, жадных.
Аяз би , Жиренше-оратор , его умная жена Карашаш ,
Алдар Косе , Ходжа Насреддин , плешивый мальчик — все они
добрые ‚ умные и хорошие люди, отличающиеся
справедливостью и честностью, находчивостью.
7 слайд
Жанры народных сказок: волшебные‚ о животных, бытовые В них отражены жизнь народа, его мечты о счастье, благополучии, мире. Сказки возвеличивают личность героя, прославляют добро и ум ‚ высмеивают ленивых, жадных. Аяз би , Жиренше-оратор , его умная жена Карашаш , Алдар Косе , Ходжа Насреддин , плешивый мальчик — все они добрые ‚ умные и хорошие люди, отличающиеся справедливостью и честностью, находчивостью.
#8 слайд
Героический эпос
В нем обычно рассказывается об
исторических событиях: набегах
врагов, борьбе против них,
верных сыновьях народа,
мужественно защищающих свой
народ и землю‚ показывающих
при этом чудеса героизма и
храбрости. “Кобланды
батыр”‚ “Алпамыс”, “Ер Таргын”
— выдающиеся эпосы
древности. Они несут в себе
большой заряд патриотизма,
учат молодежь любить свою
родину и быть готовой к ее
защите.
8 слайд
Героический эпос В нем обычно рассказывается об исторических событиях: набегах врагов, борьбе против них, верных сыновьях народа, мужественно защищающих свой народ и землю‚ показывающих при этом чудеса героизма и храбрости. “Кобланды батыр”‚ “Алпамыс”, “Ер Таргын” — выдающиеся эпосы древности. Они несут в себе большой заряд патриотизма, учат молодежь любить свою родину и быть готовой к ее защите.
#9 слайд
Социально-бытовой эпос
В социально-бытовом эпосе
большое место занимают темы
любви‚ женитьбы героя‚ его
борьбы за семейный очаг.
В эпосах “Козы Корпеш — Баян-
сулу”, “Кыз Жибек”
рассказывается о том, как
предательство отца Баян-сулу —
Карабая, отказавшегося
выдать дочь за осиротевшего
юношу, черствость отца Жибек —
Базарбая, не пожелавшего
благословить женитьбу сына
Толегена‚ приводят к смерти
влюбленных.
9 слайд
Социально-бытовой эпос В социально-бытовом эпосе большое место занимают темы любви‚ женитьбы героя‚ его борьбы за семейный очаг. В эпосах “Козы Корпеш — Баян- сулу”, “Кыз Жибек” рассказывается о том, как предательство отца Баян-сулу — Карабая, отказавшегося выдать дочь за осиротевшего юношу, черствость отца Жибек — Базарбая, не пожелавшего благословить женитьбу сына Толегена‚ приводят к смерти влюбленных.
#10 слайд
Первые казахские романы
10 слайд
Первые казахские романы
#11 слайд
Современный казахский роман возник чуть более века назад,
когда бай и меценат Есенкул Маманов, желая оставить память о
своих внезапно умерших маленьких сыновьях Ануарбеке и
Ниязбеке и способствовать развитию казахской литературы
европейского типа, объявил в 1913 году конкурс на первый
казахский роман с призовым фондом 2 000 рублей (огромные по
тем временам деньги).
Интересно читать подшивки газеты «Қазақ», в которой Алихан
Бокейханов объясняет широкой публике, что такое роман, как
проводятся конкурсы романов в западных странах, рассказывает
об Альфреде Нобеле и учрежденной им премии. Ахмет
Байтурсынов, Алихан Букейханов, Миржакип Дулатов, Жусипбек
Аймауытов, Манап Турганбаев были членами жюри, читали
поступившие на конкурс рукописи, отбирали призеров. Конкурс
выиграли Султанмахмут Торайгыров с романом «Қамар сұлу» и
Таир Жомартбаев с романом «Қыз көрелік» (очевидно, что тема
прав женщины была самой актуальной для прогрессивных
казахов того времени).
11 слайд
Современный казахский роман возник чуть более века назад, когда бай и меценат Есенкул Маманов, желая оставить память о своих внезапно умерших маленьких сыновьях Ануарбеке и Ниязбеке и способствовать развитию казахской литературы европейского типа, объявил в 1913 году конкурс на первый казахский роман с призовым фондом 2 000 рублей (огромные по тем временам деньги). Интересно читать подшивки газеты «Қазақ», в которой Алихан Бокейханов объясняет широкой публике, что такое роман, как проводятся конкурсы романов в западных странах, рассказывает об Альфреде Нобеле и учрежденной им премии. Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов, Миржакип Дулатов, Жусипбек Аймауытов, Манап Турганбаев были членами жюри, читали поступившие на конкурс рукописи, отбирали призеров. Конкурс выиграли Султанмахмут Торайгыров с романом «Қамар сұлу» и Таир Жомартбаев с романом «Қыз көрелік» (очевидно, что тема прав женщины была самой актуальной для прогрессивных казахов того времени).
#12 слайд
Первые казахские романы не вполне соответствуют заявленному жанру,
например «Қамар сұлу» напоминает дастан о влюбленных, где
повествование ведется в прозе, а герои говорят, точнее пишут письма в
поэтической форме. Но начало было положено.
Народившаяся казахская проза была критично настроена к современному
ему обществу: авторы, получившие более или менее современное
образование, с демократических позиций критикуют засилье мулл и баев,
всеобщую косность, невежество, пассивность народа. Так было в первые
годы, и критичность писателей только усилилась в советский период,
когда пролетарская идеология настойчиво подталкивала разоблачать
«реакционные устои».
Особняком стоит роман Жусупбека Аймаутова (1889–1930 (31?)) «Ақбілек».
В центре романа – судьба девушки с Алтайских гор. На исходе
гражданской войны Акбилек была похищена прятавшимися от красных в
горах белогвардейцами, изнасилована и стала любовницей одного из
офицеров, смогла убежать и вернуться в аул. Мать ее была убита при
похищении, отец и жених постепенно отвернулись от любимой дочери и
невесты, Акбилек родила сына, которого попросила убить, и уехала к
старшему брату в город, получила образование, вышла замуж за
коммуниста.
Первая часть четырехчастного романа – от похищения Акбилек до ее
возвращения в аул – стоит особняком по своему стилю: сказовая интонация
сближает ее с фольклором. Проза Аймаутова здесь настолько поэтична,
что кажется поэзией, оформленной как проза.
12 слайд
Первые казахские романы не вполне соответствуют заявленному жанру, например «Қамар сұлу» напоминает дастан о влюбленных, где повествование ведется в прозе, а герои говорят, точнее пишут письма в поэтической форме. Но начало было положено. Народившаяся казахская проза была критично настроена к современному ему обществу: авторы, получившие более или менее современное образование, с демократических позиций критикуют засилье мулл и баев, всеобщую косность, невежество, пассивность народа. Так было в первые годы, и критичность писателей только усилилась в советский период, когда пролетарская идеология настойчиво подталкивала разоблачать «реакционные устои». Особняком стоит роман Жусупбека Аймаутова (1889–1930 (31?)) «Ақбілек». В центре романа – судьба девушки с Алтайских гор. На исходе гражданской войны Акбилек была похищена прятавшимися от красных в горах белогвардейцами, изнасилована и стала любовницей одного из офицеров, смогла убежать и вернуться в аул. Мать ее была убита при похищении, отец и жених постепенно отвернулись от любимой дочери и невесты, Акбилек родила сына, которого попросила убить, и уехала к старшему брату в город, получила образование, вышла замуж за коммуниста. Первая часть четырехчастного романа – от похищения Акбилек до ее возвращения в аул – стоит особняком по своему стилю: сказовая интонация сближает ее с фольклором. Проза Аймаутова здесь настолько поэтична, что кажется поэзией, оформленной как проза.
шағым қалдыра аласыз













