Материалдар / Презентация: Фольклорная традиция и формирование казахской прозы
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Презентация: Фольклорная традиция и формирование казахской прозы

Материал туралы қысқаша түсінік
В презентации рассказывается об истоках казахского фольклора и об истории создания историческеих фольклорных произведении. А также о формировании казахской прозы.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
23 Қараша 2021
452
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
img_page_1
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Материалдың қысқаша түсінігі
{ Тема занятия: Фольклорная традиция в формировании казахской прозы.

1 слайд
{ Тема занятия: Фольклорная традиция в формировании казахской прозы.

1 слайд

{ Тема занятия: Фольклорная традиция в формировании казахской прозы.

 Вопросы:  1. Традиции устной литературы.  2. Формирование эпической традиции и прозы.  3. Традиционные мотивы в устной

2 слайд
 Вопросы:  1. Традиции устной литературы.  2. Формирование эпической традиции и прозы.  3. Традиционные мотивы в устной народной литературе, их место в структуре прозы.  4. Фольклорное повествование и первые казахские романы.

2 слайд

 Вопросы:  1. Традиции устной литературы.  2. Формирование эпической традиции и прозы.  3. Традиционные мотивы в устной народной литературе, их место в структуре прозы.  4. Фольклорное повествование и первые казахские романы.

 Казахская фольклористика — раздел фольклористики, исследующий устно- поэтические традиции казахского народа.  Сбор каз

3 слайд
 Казахская фольклористика — раздел фольклористики, исследующий устно- поэтические традиции казахского народа.  Сбор казахского фольклора впервые стал производиться в XVIII веке в рамках этнографических экспедиций Российской империи. Работу по сбору и публикации материала проводили видные русские этнографы: П. И. Рычков, П. С. Паллас, И. Г. Георги, И. Г. Андреев и др.  Как отдельное научное направление казахская фольклористика начала формироваться в конце XVIII — начале XIX вв. В её становлении ключевую роль сыграли как казахские просветители (Ч. Валиханов, И. Алтынсарин, А. Кунанбаев, М.-С. Бабаджанов и др.), так и русские учёные (В. В. Радлов, Г. Н. Потанин, А. Е. Алекторов, В. В. Григорьев, А. В. Васильев, И. Н. Березин, Н. И. Ильминский, П. М. Мелиоранский. А. Н. Харузин и др.). Были выработаны оригинальные методики записи фольклорных образцов эпического, лирического и дидактического жанров. Благодаря проделанной работе удалось впервые опубликовать эпосы «Алпамыш» и «Кобланды-батыр», а также различные сказки, песни и другие фольклорные произведения. Ценными источниками считаются исследовательские труды, написанные М. Копеевым и А. Диваевым. Что такое казахская устная литература?

3 слайд

 Казахская фольклористика — раздел фольклористики, исследующий устно- поэтические традиции казахского народа.  Сбор казахского фольклора впервые стал производиться в XVIII веке в рамках этнографических экспедиций Российской империи. Работу по сбору и публикации материала проводили видные русские этнографы: П. И. Рычков, П. С. Паллас, И. Г. Георги, И. Г. Андреев и др.  Как отдельное научное направление казахская фольклористика начала формироваться в конце XVIII — начале XIX вв. В её становлении ключевую роль сыграли как казахские просветители (Ч. Валиханов, И. Алтынсарин, А. Кунанбаев, М.-С. Бабаджанов и др.), так и русские учёные (В. В. Радлов, Г. Н. Потанин, А. Е. Алекторов, В. В. Григорьев, А. В. Васильев, И. Н. Березин, Н. И. Ильминский, П. М. Мелиоранский. А. Н. Харузин и др.). Были выработаны оригинальные методики записи фольклорных образцов эпического, лирического и дидактического жанров. Благодаря проделанной работе удалось впервые опубликовать эпосы «Алпамыш» и «Кобланды-батыр», а также различные сказки, песни и другие фольклорные произведения. Ценными источниками считаются исследовательские труды, написанные М. Копеевым и А. Диваевым. Что такое казахская устная литература?

 Среди произведений казахской народной поэзии значительное место занимали лирические песни и айтысы. Широко известны имена так

4 слайд
 Среди произведений казахской народной поэзии значительное место занимали лирические песни и айтысы. Широко известны имена таких даровитых акынов, как Суюмбай, Биржан и Джамбул. В своих песнях акыны обличали феодально-байский и колониальный гнет. С большим сочувствием они пели о тяжелом положении казахской бедноты и бесправии женщин. Акыны призывали трудящихся к борьбе за лучшее будущее.     В Казахстан проникали русские и украинские песни и музыка. Известным собирателем казахских песен А. В. Затаевичем в Центральном Казахстане записана русская песня «Камаринская», переложенная на казахский лад. К этому времени относится появление ряда песен со смешанным русско- казахским текстом. В Западном Казахстане был записан текст песни «Он алты кыз». («Шестнадцать девушек»). Ныне эта шуточная песня поется во всех уголках Казахстана.     В казахской художественной литературе происходила острая идейная борьба. Казахские просветители-демократы резко выступали против реакционеров, защищавших патриархальнофеодальные устои и родовой быт.

4 слайд

 Среди произведений казахской народной поэзии значительное место занимали лирические песни и айтысы. Широко известны имена таких даровитых акынов, как Суюмбай, Биржан и Джамбул. В своих песнях акыны обличали феодально-байский и колониальный гнет. С большим сочувствием они пели о тяжелом положении казахской бедноты и бесправии женщин. Акыны призывали трудящихся к борьбе за лучшее будущее.     В Казахстан проникали русские и украинские песни и музыка. Известным собирателем казахских песен А. В. Затаевичем в Центральном Казахстане записана русская песня «Камаринская», переложенная на казахский лад. К этому времени относится появление ряда песен со смешанным русско- казахским текстом. В Западном Казахстане был записан текст песни «Он алты кыз». («Шестнадцать девушек»). Ныне эта шуточная песня поется во всех уголках Казахстана.     В казахской художественной литературе происходила острая идейная борьба. Казахские просветители-демократы резко выступали против реакционеров, защищавших патриархальнофеодальные устои и родовой быт.

 Эпос — род литературы, героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в га

5 слайд
 Эпос — род литературы, героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве.  Казахский эпос — один из основных жанров устного творчества. Он восходит к глубокой древности. В орхоно-енисейских памятниках, а также в надгробных эпитафиях, обнаруженных археологами при раскопках, увековечены ратные подвиги батыров и родоначальников.  Эпические сказания и песни разделяются на два вида: героический и социально- бытовой эпос.  Главная тема героических эпосов — защита родной земли. Их герои — мужественные батыры.  Они воплощают лучшие черты народа: любовь к земле, ненависть к захватчикам, стойкость, отвагу, благородство помыслов. Первые образцы героического эпоса возникли более тысячи лет назад. Тревожно и неспокойно жилось тогда людям.  Племена, жившие на территории Казахстана, то объединялись в союзы, то вновь распадались, воевали между собой, защищались от иноземных захватчиков. И после разрушительного нападения монголов завоеванные народы не подчинились врагам. Они не раз восставали против Золотой Орды. А когда она распалась, казахский народ вступил в тяжелую и длительную борьбу с джунгарами и калмыками, защищая от их набегов свои земли.  Память об этих событиях, о том, как стойко и смело воевали предки, воодушевляла людей на создание новых эпических произведений. В казахском героическом эпосе защитники народа мужественно отражают вражеские набеги. Так Алпамыс батыр воюет с калмыцким ханом, разорившим его родину, а Камбар батыр освобождает бедняков из плена. Наиболее известны эпические произведения: «Кобланды батыр», «Ер-Таргын», «Алпамыс», «Камбар батыр» и др. Формирование эпической традиции и прозы.

5 слайд

 Эпос — род литературы, героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве.  Казахский эпос — один из основных жанров устного творчества. Он восходит к глубокой древности. В орхоно-енисейских памятниках, а также в надгробных эпитафиях, обнаруженных археологами при раскопках, увековечены ратные подвиги батыров и родоначальников.  Эпические сказания и песни разделяются на два вида: героический и социально- бытовой эпос.  Главная тема героических эпосов — защита родной земли. Их герои — мужественные батыры.  Они воплощают лучшие черты народа: любовь к земле, ненависть к захватчикам, стойкость, отвагу, благородство помыслов. Первые образцы героического эпоса возникли более тысячи лет назад. Тревожно и неспокойно жилось тогда людям.  Племена, жившие на территории Казахстана, то объединялись в союзы, то вновь распадались, воевали между собой, защищались от иноземных захватчиков. И после разрушительного нападения монголов завоеванные народы не подчинились врагам. Они не раз восставали против Золотой Орды. А когда она распалась, казахский народ вступил в тяжелую и длительную борьбу с джунгарами и калмыками, защищая от их набегов свои земли.  Память об этих событиях, о том, как стойко и смело воевали предки, воодушевляла людей на создание новых эпических произведений. В казахском героическом эпосе защитники народа мужественно отражают вражеские набеги. Так Алпамыс батыр воюет с калмыцким ханом, разорившим его родину, а Камбар батыр освобождает бедняков из плена. Наиболее известны эпические произведения: «Кобланды батыр», «Ер-Таргын», «Алпамыс», «Камбар батыр» и др. Формирование эпической традиции и прозы.

Большинство из них содержат наставления‚ поучения‚ глубок ую мысль, тонкий подтекст, запоминающиеся ритмику и рифму. Наибол

6 слайд
Большинство из них содержат наставления‚ поучения‚ глубок ую мысль, тонкий подтекст, запоминающиеся ритмику и рифму. Наиболее популярные в народном жанре пословицы и поговорки охватывают практически все стороны жизни казахского народа‚ отражая его опыт в лаконичных‚ но метких и образных выраженияхКазахские пословицы и поговорки

6 слайд

Большинство из них содержат наставления‚ поучения‚ глубок ую мысль, тонкий подтекст, запоминающиеся ритмику и рифму. Наиболее популярные в народном жанре пословицы и поговорки охватывают практически все стороны жизни казахского народа‚ отражая его опыт в лаконичных‚ но метких и образных выраженияхКазахские пословицы и поговорки

Жанры народных сказок: волшебные‚ о животных, бытовые В них отражены жизнь народа, его мечты о счастье, благополучии, мире.

7 слайд
Жанры народных сказок: волшебные‚ о животных, бытовые В них отражены жизнь народа, его мечты о счастье, благополучии, мире. Сказки возвеличивают личность героя, прославляют добро и ум ‚ высмеивают ленивых, жадных. Аяз би , Жиренше-оратор , его умная жена Карашаш , Алдар Косе , Ходжа Насреддин , плешивый мальчик — все они добрые ‚ умные и хорошие люди, отличающиеся справедливостью и честностью, находчивостью.

7 слайд

Жанры народных сказок: волшебные‚ о животных, бытовые В них отражены жизнь народа, его мечты о счастье, благополучии, мире. Сказки возвеличивают личность героя, прославляют добро и ум ‚ высмеивают ленивых, жадных. Аяз би , Жиренше-оратор , его умная жена Карашаш , Алдар Косе , Ходжа Насреддин , плешивый мальчик — все они добрые ‚ умные и хорошие люди, отличающиеся справедливостью и честностью, находчивостью.

Героический эпос В нем обычно рассказывается об исторических событиях: набегах врагов, борьбе против них, верных сыновьях на

8 слайд
Героический эпос В нем обычно рассказывается об исторических событиях: набегах врагов, борьбе против них, верных сыновьях народа, мужественно защищающих свой народ и землю‚ показывающих при этом чудеса героизма и храбрости. “Кобланды батыр”‚ “Алпамыс”, “Ер Таргын” — выдающиеся эпосы древности. Они несут в себе большой заряд патриотизма, учат молодежь любить свою родину и быть готовой к ее защите.

8 слайд

Героический эпос В нем обычно рассказывается об исторических событиях: набегах врагов, борьбе против них, верных сыновьях народа, мужественно защищающих свой народ и землю‚ показывающих при этом чудеса героизма и храбрости. “Кобланды батыр”‚ “Алпамыс”, “Ер Таргын” — выдающиеся эпосы древности. Они несут в себе большой заряд патриотизма, учат молодежь любить свою родину и быть готовой к ее защите.

Социально-бытовой эпос В социально-бытовом эпосе большое место занимают темы любви‚ женитьбы героя‚ его борьбы за семейный о

9 слайд
Социально-бытовой эпос В социально-бытовом эпосе большое место занимают темы любви‚ женитьбы героя‚ его борьбы за семейный очаг. В эпосах “Козы Корпеш — Баян- сулу”, “Кыз Жибек” рассказывается о том, как предательство отца Баян-сулу — Карабая, отказавшегося выдать дочь за осиротевшего юношу, черствость отца Жибек — Базарбая, не пожелавшего благословить женитьбу сына Толегена‚ приводят к смерти влюбленных.

9 слайд

Социально-бытовой эпос В социально-бытовом эпосе большое место занимают темы любви‚ женитьбы героя‚ его борьбы за семейный очаг. В эпосах “Козы Корпеш — Баян- сулу”, “Кыз Жибек” рассказывается о том, как предательство отца Баян-сулу — Карабая, отказавшегося выдать дочь за осиротевшего юношу, черствость отца Жибек — Базарбая, не пожелавшего благословить женитьбу сына Толегена‚ приводят к смерти влюбленных.

Первые казахские романы

10 слайд
Первые казахские романы

10 слайд

Первые казахские романы

 Современный казахский роман возник чуть более века назад, когда бай и меценат Есенкул Маманов, желая оставить память о своих

11 слайд
 Современный казахский роман возник чуть более века назад, когда бай и меценат Есенкул Маманов, желая оставить память о своих внезапно умерших маленьких сыновьях Ануарбеке и Ниязбеке и способствовать развитию казахской литературы европейского типа, объявил в 1913 году конкурс на первый казахский роман с призовым фондом 2 000 рублей (огромные по тем временам деньги).  Интересно читать подшивки газеты «Қазақ», в которой Алихан Бокейханов объясняет широкой публике, что такое роман, как проводятся конкурсы романов в западных странах, рассказывает об Альфреде Нобеле и учрежденной им премии. Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов, Миржакип Дулатов, Жусипбек Аймауытов, Манап Турганбаев были членами жюри, читали поступившие на конкурс рукописи, отбирали призеров. Конкурс выиграли Султанмахмут Торайгыров с романом «Қамар сұлу» и Таир Жомартбаев с романом «Қыз көрелік» (очевидно, что тема прав женщины была самой актуальной для прогрессивных казахов того времени).

11 слайд

 Современный казахский роман возник чуть более века назад, когда бай и меценат Есенкул Маманов, желая оставить память о своих внезапно умерших маленьких сыновьях Ануарбеке и Ниязбеке и способствовать развитию казахской литературы европейского типа, объявил в 1913 году конкурс на первый казахский роман с призовым фондом 2 000 рублей (огромные по тем временам деньги).  Интересно читать подшивки газеты «Қазақ», в которой Алихан Бокейханов объясняет широкой публике, что такое роман, как проводятся конкурсы романов в западных странах, рассказывает об Альфреде Нобеле и учрежденной им премии. Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов, Миржакип Дулатов, Жусипбек Аймауытов, Манап Турганбаев были членами жюри, читали поступившие на конкурс рукописи, отбирали призеров. Конкурс выиграли Султанмахмут Торайгыров с романом «Қамар сұлу» и Таир Жомартбаев с романом «Қыз көрелік» (очевидно, что тема прав женщины была самой актуальной для прогрессивных казахов того времени).

 Первые казахские романы не вполне соответствуют заявленному жанру, например «Қамар сұлу» напоминает дастан о влюбленных, где

12 слайд
 Первые казахские романы не вполне соответствуют заявленному жанру, например «Қамар сұлу» напоминает дастан о влюбленных, где повествование ведется в прозе, а герои говорят, точнее пишут письма в поэтической форме. Но начало было положено.  Народившаяся казахская проза была критично настроена к современному ему обществу: авторы, получившие более или менее современное образование, с демократических позиций критикуют засилье мулл и баев, всеобщую косность, невежество, пассивность народа. Так было в первые годы, и критичность писателей только усилилась в советский период, когда пролетарская идеология настойчиво подталкивала разоблачать «реакционные устои».  Особняком стоит роман Жусупбека Аймаутова (1889–1930 (31?)) «Ақбілек». В центре романа – судьба девушки с Алтайских гор. На исходе гражданской войны Акбилек была похищена прятавшимися от красных в горах белогвардейцами, изнасилована и стала любовницей одного из офицеров, смогла убежать и вернуться в аул. Мать ее была убита при похищении, отец и жених постепенно отвернулись от любимой дочери и невесты, Акбилек родила сына, которого попросила убить, и уехала к старшему брату в город, получила образование, вышла замуж за коммуниста.  Первая часть четырехчастного романа – от похищения Акбилек до ее возвращения в аул – стоит особняком по своему стилю: сказовая интонация сближает ее с фольклором. Проза Аймаутова здесь настолько поэтична, что кажется поэзией, оформленной как проза.

12 слайд

 Первые казахские романы не вполне соответствуют заявленному жанру, например «Қамар сұлу» напоминает дастан о влюбленных, где повествование ведется в прозе, а герои говорят, точнее пишут письма в поэтической форме. Но начало было положено.  Народившаяся казахская проза была критично настроена к современному ему обществу: авторы, получившие более или менее современное образование, с демократических позиций критикуют засилье мулл и баев, всеобщую косность, невежество, пассивность народа. Так было в первые годы, и критичность писателей только усилилась в советский период, когда пролетарская идеология настойчиво подталкивала разоблачать «реакционные устои».  Особняком стоит роман Жусупбека Аймаутова (1889–1930 (31?)) «Ақбілек». В центре романа – судьба девушки с Алтайских гор. На исходе гражданской войны Акбилек была похищена прятавшимися от красных в горах белогвардейцами, изнасилована и стала любовницей одного из офицеров, смогла убежать и вернуться в аул. Мать ее была убита при похищении, отец и жених постепенно отвернулись от любимой дочери и невесты, Акбилек родила сына, которого попросила убить, и уехала к старшему брату в город, получила образование, вышла замуж за коммуниста.  Первая часть четырехчастного романа – от похищения Акбилек до ее возвращения в аул – стоит особняком по своему стилю: сказовая интонация сближает ее с фольклором. Проза Аймаутова здесь настолько поэтична, что кажется поэзией, оформленной как проза.