Презентация: Фольклорная традиция и формирование казахской прозы
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
{ Тема занятия:
Фольклорная традиция
в формировании
казахской прозы.
1 слайд
{ Тема занятия: Фольклорная традиция в формировании казахской прозы.
2 слайд
Вопросы:
1. Традиции устной литературы.
2. Формирование эпической традиции и прозы.
3. Традиционные мотивы в устной народной
литературе, их место в структуре прозы.
4. Фольклорное повествование и первые
казахские романы.
2 слайд
Вопросы: 1. Традиции устной литературы. 2. Формирование эпической традиции и прозы. 3. Традиционные мотивы в устной народной литературе, их место в структуре прозы. 4. Фольклорное повествование и первые казахские романы.
3 слайд
Казахская фольклористика — раздел фольклористики, исследующий устно-
поэтические традиции казахского народа.
Сбор казахского фольклора впервые стал производиться в XVIII веке в рамках
этнографических экспедиций Российской империи. Работу по сбору и публикации
материала проводили видные русские этнографы: П. И. Рычков, П. С. Паллас, И. Г.
Георги, И. Г. Андреев и др.
Как отдельное научное направление казахская фольклористика начала
формироваться в конце XVIII — начале XIX вв. В её становлении ключевую роль
сыграли как казахские просветители (Ч. Валиханов, И. Алтынсарин, А. Кунанбаев,
М.-С. Бабаджанов и др.), так и русские учёные (В. В. Радлов, Г. Н. Потанин, А. Е.
Алекторов, В. В. Григорьев, А. В. Васильев, И. Н. Березин, Н. И. Ильминский, П. М.
Мелиоранский. А. Н. Харузин и др.). Были выработаны оригинальные методики
записи фольклорных образцов эпического, лирического и дидактического жанров.
Благодаря проделанной работе удалось впервые опубликовать эпосы «Алпамыш» и
«Кобланды-батыр», а также различные сказки, песни и другие фольклорные
произведения. Ценными источниками считаются исследовательские труды,
написанные М. Копеевым и А. Диваевым. Что такое казахская
устная литература?
3 слайд
Казахская фольклористика — раздел фольклористики, исследующий устно- поэтические традиции казахского народа. Сбор казахского фольклора впервые стал производиться в XVIII веке в рамках этнографических экспедиций Российской империи. Работу по сбору и публикации материала проводили видные русские этнографы: П. И. Рычков, П. С. Паллас, И. Г. Георги, И. Г. Андреев и др. Как отдельное научное направление казахская фольклористика начала формироваться в конце XVIII — начале XIX вв. В её становлении ключевую роль сыграли как казахские просветители (Ч. Валиханов, И. Алтынсарин, А. Кунанбаев, М.-С. Бабаджанов и др.), так и русские учёные (В. В. Радлов, Г. Н. Потанин, А. Е. Алекторов, В. В. Григорьев, А. В. Васильев, И. Н. Березин, Н. И. Ильминский, П. М. Мелиоранский. А. Н. Харузин и др.). Были выработаны оригинальные методики записи фольклорных образцов эпического, лирического и дидактического жанров. Благодаря проделанной работе удалось впервые опубликовать эпосы «Алпамыш» и «Кобланды-батыр», а также различные сказки, песни и другие фольклорные произведения. Ценными источниками считаются исследовательские труды, написанные М. Копеевым и А. Диваевым. Что такое казахская устная литература?
4 слайд
Среди произведений казахской народной поэзии значительное место
занимали лирические песни и айтысы. Широко известны имена таких
даровитых акынов, как Суюмбай, Биржан и Джамбул. В своих песнях
акыны обличали феодально-байский и колониальный гнет. С большим
сочувствием они пели о тяжелом положении казахской бедноты и
бесправии женщин. Акыны призывали трудящихся к борьбе за лучшее
будущее.
В Казахстан проникали русские и украинские песни и музыка. Известным
собирателем казахских песен А. В. Затаевичем в Центральном Казахстане
записана русская песня «Камаринская», переложенная на казахский лад. К
этому времени относится появление ряда песен со смешанным русско-
казахским текстом. В Западном Казахстане был записан текст песни «Он
алты кыз». («Шестнадцать девушек»). Ныне эта шуточная песня поется во
всех уголках Казахстана.
В казахской художественной литературе происходила острая идейная
борьба. Казахские просветители-демократы резко выступали против
реакционеров, защищавших патриархальнофеодальные устои и родовой
быт.
4 слайд
Среди произведений казахской народной поэзии значительное место занимали лирические песни и айтысы. Широко известны имена таких даровитых акынов, как Суюмбай, Биржан и Джамбул. В своих песнях акыны обличали феодально-байский и колониальный гнет. С большим сочувствием они пели о тяжелом положении казахской бедноты и бесправии женщин. Акыны призывали трудящихся к борьбе за лучшее будущее. В Казахстан проникали русские и украинские песни и музыка. Известным собирателем казахских песен А. В. Затаевичем в Центральном Казахстане записана русская песня «Камаринская», переложенная на казахский лад. К этому времени относится появление ряда песен со смешанным русско- казахским текстом. В Западном Казахстане был записан текст песни «Он алты кыз». («Шестнадцать девушек»). Ныне эта шуточная песня поется во всех уголках Казахстана. В казахской художественной литературе происходила острая идейная борьба. Казахские просветители-демократы резко выступали против реакционеров, защищавших патриархальнофеодальные устои и родовой быт.
5 слайд
Эпос — род литературы, героическое повествование о прошлом, содержащее
целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве.
Казахский эпос — один из основных жанров устного творчества. Он восходит к
глубокой древности. В орхоно-енисейских памятниках, а также в надгробных
эпитафиях, обнаруженных археологами при раскопках, увековечены ратные подвиги
батыров и родоначальников.
Эпические сказания и песни разделяются на два вида: героический и социально-
бытовой эпос.
Главная тема героических эпосов — защита родной земли. Их герои — мужественные
батыры.
Они воплощают лучшие черты народа: любовь к земле, ненависть к захватчикам,
стойкость, отвагу, благородство помыслов. Первые образцы героического эпоса
возникли более тысячи лет назад. Тревожно и неспокойно жилось тогда людям.
Племена, жившие на территории Казахстана, то объединялись в союзы, то вновь
распадались, воевали между собой, защищались от иноземных захватчиков. И после
разрушительного нападения монголов завоеванные народы не подчинились врагам.
Они не раз восставали против Золотой Орды. А когда она распалась, казахский народ
вступил в тяжелую и длительную борьбу с джунгарами и калмыками, защищая от их
набегов свои земли.
Память об этих событиях, о том, как стойко и смело воевали предки, воодушевляла
людей на создание новых эпических произведений. В казахском героическом эпосе
защитники народа мужественно отражают вражеские набеги. Так Алпамыс батыр
воюет с калмыцким ханом, разорившим его родину, а Камбар батыр освобождает
бедняков из плена. Наиболее известны эпические произведения: «Кобланды батыр»,
«Ер-Таргын», «Алпамыс», «Камбар батыр» и др. Формирование эпической традиции и прозы.
5 слайд
Эпос — род литературы, героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве. Казахский эпос — один из основных жанров устного творчества. Он восходит к глубокой древности. В орхоно-енисейских памятниках, а также в надгробных эпитафиях, обнаруженных археологами при раскопках, увековечены ратные подвиги батыров и родоначальников. Эпические сказания и песни разделяются на два вида: героический и социально- бытовой эпос. Главная тема героических эпосов — защита родной земли. Их герои — мужественные батыры. Они воплощают лучшие черты народа: любовь к земле, ненависть к захватчикам, стойкость, отвагу, благородство помыслов. Первые образцы героического эпоса возникли более тысячи лет назад. Тревожно и неспокойно жилось тогда людям. Племена, жившие на территории Казахстана, то объединялись в союзы, то вновь распадались, воевали между собой, защищались от иноземных захватчиков. И после разрушительного нападения монголов завоеванные народы не подчинились врагам. Они не раз восставали против Золотой Орды. А когда она распалась, казахский народ вступил в тяжелую и длительную борьбу с джунгарами и калмыками, защищая от их набегов свои земли. Память об этих событиях, о том, как стойко и смело воевали предки, воодушевляла людей на создание новых эпических произведений. В казахском героическом эпосе защитники народа мужественно отражают вражеские набеги. Так Алпамыс батыр воюет с калмыцким ханом, разорившим его родину, а Камбар батыр освобождает бедняков из плена. Наиболее известны эпические произведения: «Кобланды батыр», «Ер-Таргын», «Алпамыс», «Камбар батыр» и др. Формирование эпической традиции и прозы.
6 слайд
Большинство из них содержат
наставления‚ поучения‚ глубок
ую мысль, тонкий подтекст,
запоминающиеся ритмику и
рифму. Наиболее популярные
в народном жанре пословицы
и поговорки охватывают
практически все стороны
жизни казахского
народа‚ отражая его опыт в
лаконичных‚ но метких и
образных выраженияхКазахские пословицы и
поговорки
6 слайд
Большинство из них содержат наставления‚ поучения‚ глубок ую мысль, тонкий подтекст, запоминающиеся ритмику и рифму. Наиболее популярные в народном жанре пословицы и поговорки охватывают практически все стороны жизни казахского народа‚ отражая его опыт в лаконичных‚ но метких и образных выраженияхКазахские пословицы и поговорки
7 слайд
Жанры народных
сказок:
волшебные‚
о животных,
бытовые
В них отражены жизнь народа, его мечты о счастье,
благополучии, мире. Сказки возвеличивают личность героя,
прославляют добро и ум ‚ высмеивают ленивых, жадных.
Аяз би , Жиренше-оратор , его умная жена Карашаш ,
Алдар Косе , Ходжа Насреддин , плешивый мальчик — все они
добрые ‚ умные и хорошие люди, отличающиеся
справедливостью и честностью, находчивостью.
7 слайд
Жанры народных сказок: волшебные‚ о животных, бытовые В них отражены жизнь народа, его мечты о счастье, благополучии, мире. Сказки возвеличивают личность героя, прославляют добро и ум ‚ высмеивают ленивых, жадных. Аяз би , Жиренше-оратор , его умная жена Карашаш , Алдар Косе , Ходжа Насреддин , плешивый мальчик — все они добрые ‚ умные и хорошие люди, отличающиеся справедливостью и честностью, находчивостью.
8 слайд
Героический эпос
В нем обычно рассказывается об
исторических событиях: набегах
врагов, борьбе против них,
верных сыновьях народа,
мужественно защищающих свой
народ и землю‚ показывающих
при этом чудеса героизма и
храбрости. “Кобланды
батыр”‚ “Алпамыс”, “Ер Таргын”
— выдающиеся эпосы
древности. Они несут в себе
большой заряд патриотизма,
учат молодежь любить свою
родину и быть готовой к ее
защите.
8 слайд
Героический эпос В нем обычно рассказывается об исторических событиях: набегах врагов, борьбе против них, верных сыновьях народа, мужественно защищающих свой народ и землю‚ показывающих при этом чудеса героизма и храбрости. “Кобланды батыр”‚ “Алпамыс”, “Ер Таргын” — выдающиеся эпосы древности. Они несут в себе большой заряд патриотизма, учат молодежь любить свою родину и быть готовой к ее защите.
9 слайд
Социально-бытовой эпос
В социально-бытовом эпосе
большое место занимают темы
любви‚ женитьбы героя‚ его
борьбы за семейный очаг.
В эпосах “Козы Корпеш — Баян-
сулу”, “Кыз Жибек”
рассказывается о том, как
предательство отца Баян-сулу —
Карабая, отказавшегося
выдать дочь за осиротевшего
юношу, черствость отца Жибек —
Базарбая, не пожелавшего
благословить женитьбу сына
Толегена‚ приводят к смерти
влюбленных.
9 слайд
Социально-бытовой эпос В социально-бытовом эпосе большое место занимают темы любви‚ женитьбы героя‚ его борьбы за семейный очаг. В эпосах “Козы Корпеш — Баян- сулу”, “Кыз Жибек” рассказывается о том, как предательство отца Баян-сулу — Карабая, отказавшегося выдать дочь за осиротевшего юношу, черствость отца Жибек — Базарбая, не пожелавшего благословить женитьбу сына Толегена‚ приводят к смерти влюбленных.
10 слайд
Первые казахские романы
10 слайд
Первые казахские романы
11 слайд
Современный казахский роман возник чуть более века назад,
когда бай и меценат Есенкул Маманов, желая оставить память о
своих внезапно умерших маленьких сыновьях Ануарбеке и
Ниязбеке и способствовать развитию казахской литературы
европейского типа, объявил в 1913 году конкурс на первый
казахский роман с призовым фондом 2 000 рублей (огромные по
тем временам деньги).
Интересно читать подшивки газеты «Қазақ», в которой Алихан
Бокейханов объясняет широкой публике, что такое роман, как
проводятся конкурсы романов в западных странах, рассказывает
об Альфреде Нобеле и учрежденной им премии. Ахмет
Байтурсынов, Алихан Букейханов, Миржакип Дулатов, Жусипбек
Аймауытов, Манап Турганбаев были членами жюри, читали
поступившие на конкурс рукописи, отбирали призеров. Конкурс
выиграли Султанмахмут Торайгыров с романом «Қамар сұлу» и
Таир Жомартбаев с романом «Қыз көрелік» (очевидно, что тема
прав женщины была самой актуальной для прогрессивных
казахов того времени).
11 слайд
Современный казахский роман возник чуть более века назад, когда бай и меценат Есенкул Маманов, желая оставить память о своих внезапно умерших маленьких сыновьях Ануарбеке и Ниязбеке и способствовать развитию казахской литературы европейского типа, объявил в 1913 году конкурс на первый казахский роман с призовым фондом 2 000 рублей (огромные по тем временам деньги). Интересно читать подшивки газеты «Қазақ», в которой Алихан Бокейханов объясняет широкой публике, что такое роман, как проводятся конкурсы романов в западных странах, рассказывает об Альфреде Нобеле и учрежденной им премии. Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов, Миржакип Дулатов, Жусипбек Аймауытов, Манап Турганбаев были членами жюри, читали поступившие на конкурс рукописи, отбирали призеров. Конкурс выиграли Султанмахмут Торайгыров с романом «Қамар сұлу» и Таир Жомартбаев с романом «Қыз көрелік» (очевидно, что тема прав женщины была самой актуальной для прогрессивных казахов того времени).
12 слайд
Первые казахские романы не вполне соответствуют заявленному жанру,
например «Қамар сұлу» напоминает дастан о влюбленных, где
повествование ведется в прозе, а герои говорят, точнее пишут письма в
поэтической форме. Но начало было положено.
Народившаяся казахская проза была критично настроена к современному
ему обществу: авторы, получившие более или менее современное
образование, с демократических позиций критикуют засилье мулл и баев,
всеобщую косность, невежество, пассивность народа. Так было в первые
годы, и критичность писателей только усилилась в советский период,
когда пролетарская идеология настойчиво подталкивала разоблачать
«реакционные устои».
Особняком стоит роман Жусупбека Аймаутова (1889–1930 (31?)) «Ақбілек».
В центре романа – судьба девушки с Алтайских гор. На исходе
гражданской войны Акбилек была похищена прятавшимися от красных в
горах белогвардейцами, изнасилована и стала любовницей одного из
офицеров, смогла убежать и вернуться в аул. Мать ее была убита при
похищении, отец и жених постепенно отвернулись от любимой дочери и
невесты, Акбилек родила сына, которого попросила убить, и уехала к
старшему брату в город, получила образование, вышла замуж за
коммуниста.
Первая часть четырехчастного романа – от похищения Акбилек до ее
возвращения в аул – стоит особняком по своему стилю: сказовая интонация
сближает ее с фольклором. Проза Аймаутова здесь настолько поэтична,
что кажется поэзией, оформленной как проза.
12 слайд
Первые казахские романы не вполне соответствуют заявленному жанру, например «Қамар сұлу» напоминает дастан о влюбленных, где повествование ведется в прозе, а герои говорят, точнее пишут письма в поэтической форме. Но начало было положено. Народившаяся казахская проза была критично настроена к современному ему обществу: авторы, получившие более или менее современное образование, с демократических позиций критикуют засилье мулл и баев, всеобщую косность, невежество, пассивность народа. Так было в первые годы, и критичность писателей только усилилась в советский период, когда пролетарская идеология настойчиво подталкивала разоблачать «реакционные устои». Особняком стоит роман Жусупбека Аймаутова (1889–1930 (31?)) «Ақбілек». В центре романа – судьба девушки с Алтайских гор. На исходе гражданской войны Акбилек была похищена прятавшимися от красных в горах белогвардейцами, изнасилована и стала любовницей одного из офицеров, смогла убежать и вернуться в аул. Мать ее была убита при похищении, отец и жених постепенно отвернулись от любимой дочери и невесты, Акбилек родила сына, которого попросила убить, и уехала к старшему брату в город, получила образование, вышла замуж за коммуниста. Первая часть четырехчастного романа – от похищения Акбилек до ее возвращения в аул – стоит особняком по своему стилю: сказовая интонация сближает ее с фольклором. Проза Аймаутова здесь настолько поэтична, что кажется поэзией, оформленной как проза.