Презентация к интегрированному уроку "Литература в зеркале истории"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
1 слайд
2 слайд
7 ноября – День
Памяти жертв
тоталитарного
режима
2 слайд
7 ноября – День Памяти жертв тоталитарного режима
3 слайд
Л И Т Е Р А Т У Р А
В З Е Р К А Л Е
И С Т О Р И И
урок-конференция
учитель истории: Мухамедина А.с.
учитель русского языка и литературы: Бегимова Г.А.
3 слайд
Л И Т Е Р А Т У Р А В З Е Р К А Л Е И С Т О Р И И урок-конференция учитель истории: Мухамедина А.с. учитель русского языка и литературы: Бегимова Г.А.
4 слайд
Пускай же остерегутся от худшей клички те
чиновники, которые собираются направлять
поэзию по каким-то собственным руслам,
посягая на ее тайную свободу и препятствуя ей
выполнять ее таинственное назначение
А.Блок
Нужно очень много истории, чтобы получилось
немного литературы.
Генри Джеймс
«Мы живем, под собою не чуя страны…»
О. Мандельштам
ПРОБЛЕМА УРОКА:
Определить параллели между историческими
событиями и особенностями литературы
4 слайд
Пускай же остерегутся от худшей клички те чиновники, которые собираются направлять поэзию по каким-то собственным руслам, посягая на ее тайную свободу и препятствуя ей выполнять ее таинственное назначение А.Блок Нужно очень много истории, чтобы получилось немного литературы. Генри Джеймс «Мы живем, под собою не чуя страны…» О. Мандельштам ПРОБЛЕМА УРОКА: Определить параллели между историческими событиями и особенностями литературы
5 слайд
«Все в государстве,
ничего вне государства,
ничего против государства».
Б. Муссолини
5 слайд
«Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства». Б. Муссолини
6 слайд
Страх
Чувство,
ставшее
общим для
миллионов
советских
людей
«80%... Живут под
вечным страхом
окрика или потери
социальной опоры.
Молочница боится
конфискации
коровы, крестьяне –
насильственной
коллективизации,
советский
работник –
непрерывных
чисток…работник
техники –
обвинения во
вредительстве. Мы
живем в эпоху
великого страха…»
6 слайд
Страх Чувство, ставшее общим для миллионов советских людей «80%... Живут под вечным страхом окрика или потери социальной опоры. Молочница боится конфискации коровы, крестьяне – насильственной коллективизации, советский работник – непрерывных чисток…работник техники – обвинения во вредительстве. Мы живем в эпоху великого страха…»
7 слайд
СЛОВАРЬ:
•тоталитаризм
•легальный
•“оттепель”
•социалистический реализм
/строй/
•культ личности
•деревенская, городская
литература /?/
•люди- “нумера” /?/
•Террор
•космополитизм
7 слайд
СЛОВАРЬ: •тоталитаризм •легальный •“оттепель” •социалистический реализм /строй/ •культ личности •деревенская, городская литература /?/ •люди- “нумера” /?/ •Террор •космополитизм
8 слайд
План урока:
ИСТОРИЯ
Причины
возникновения
тоталитаризма
Репрессии
Город и колхоз
ХХ съезд КПСС.
Разоблачение культа
личности Сталина
“Оттепель”
ЛИТЕРАТУРА
Влияние тоталитаризма
на литературу
Судьба писателя при
тоталитарном режиме
Деревенская и
городская литература
Приспособление
советских ценностей к
общечеловеческим
Новые направления в
литературе
8 слайд
План урока: ИСТОРИЯ Причины возникновения тоталитаризма Репрессии Город и колхоз ХХ съезд КПСС. Разоблачение культа личности Сталина “Оттепель” ЛИТЕРАТУРА Влияние тоталитаризма на литературу Судьба писателя при тоталитарном режиме Деревенская и городская литература Приспособление советских ценностей к общечеловеческим Новые направления в литературе
9 слайд
Причины
возникновения
тоталитаризма
Привести примеры
стран с Т
режимом
Влияние
тоталитаризма на
литературу
Особенности
литературы эпохи
Т
Репрессии
Дать
определение Р
Репрессии в
СССР
Судьба писателя при
тоталитарном режиме
Литературная цензура
/самиздат, тамиздат/
Писатели – эмигранты
Литература Русского
Зарубежья
9 слайд
Причины возникновения тоталитаризма Привести примеры стран с Т режимом Влияние тоталитаризма на литературу Особенности литературы эпохи Т Репрессии Дать определение Р Репрессии в СССР Судьба писателя при тоталитарном режиме Литературная цензура /самиздат, тамиздат/ Писатели – эмигранты Литература Русского Зарубежья
10 слайд
Город и колхоз
Социально-
экономическое
развитие
ХХ съезд КПСС.
Разоблачение
культа личности
Сталина
Изменения в
жизни страны
после смерти
Сталина
Деревенская и
городская
литература
Писатели-
деревенщики
Городская проза
“окопная правда”
Приспособление
советских
ценностей к
общечеловеческим
новые герои в
литературе
10 слайд
Город и колхоз Социально- экономическое развитие ХХ съезд КПСС. Разоблачение культа личности Сталина Изменения в жизни страны после смерти Сталина Деревенская и городская литература Писатели- деревенщики Городская проза “окопная правда” Приспособление советских ценностей к общечеловеческим новые герои в литературе
11 слайд
“Оттепель”
Первые шаги к
демократии
НТП
Продовольственна
я проблема
Новые
направления в
литературе
Молодежная
проза
Эстрадная поэзия
Социально-
психологическая
драма
“тихая ” поэзия
Мифологическая
проза
Антисталинская
проза
11 слайд
“Оттепель” Первые шаги к демократии НТП Продовольственна я проблема Новые направления в литературе Молодежная проза Эстрадная поэзия Социально- психологическая драма “тихая ” поэзия Мифологическая проза Антисталинская проза
12 слайд
кластер
Литература
писатель
История
ХХ съезд
КПСС
12 слайд
кластер Литература писатель История ХХ съезд КПСС
13 слайд
Установите соответствие между приведенными понятиями и
их признаками
Понятия
А) репатриация
Б) репарации
В) реабилитация
Г) ресталинизация
Д) демилитаризация
Признаки
1) оправдание и
восстановление в правах;
2) возмещение государством
ущерба, нанесенного другим
государством;
3) возвращение на родину
военнопленных и других
лиц, оказавшихся за ее
пределами;
4) ограничение и
прекращение гонки
вооружений;
5) отказ от критики культа
личности Сталина;
13 слайд
Установите соответствие между приведенными понятиями и их признаками Понятия А) репатриация Б) репарации В) реабилитация Г) ресталинизация Д) демилитаризация Признаки 1) оправдание и восстановление в правах; 2) возмещение государством ущерба, нанесенного другим государством; 3) возвращение на родину военнопленных и других лиц, оказавшихся за ее пределами; 4) ограничение и прекращение гонки вооружений; 5) отказ от критики культа личности Сталина;
14 слайд
Установите соответствие между фамилиями советских
писателей и литературными произведениями
Писатели
А) Б Пастернак
Б) А. Солженицын
В) М.Шолохов
Г)М.Булгаков
Произведения
1) «Один день Ивана
Денисовича»
2) «Доктор Живаго»
3) «Мастер и
Маргарита»
4) «Судьба человека»
5) “Живые и мертвые”
14 слайд
Установите соответствие между фамилиями советских писателей и литературными произведениями Писатели А) Б Пастернак Б) А. Солженицын В) М.Шолохов Г)М.Булгаков Произведения 1) «Один день Ивана Денисовича» 2) «Доктор Живаго» 3) «Мастер и Маргарита» 4) «Судьба человека» 5) “Живые и мертвые”
15 слайд
“Четвертое лишнее”
ИСТОРИЯ
Берия, Маленков,
Сталин, Голощекин
Отмена карточек,
целина, кукуруза,
космос
Бекмаханов,Маргулан,
Еликбаев, Асфендияров
ЛИТЕРАТУРА
А.Толстой, Мандельштам,
Некрасов, Шукшин
Эстрадная поэзия,
сентиментализм, “тихая
поэзия”, городская проза
“Хождение по мукам”,
“АзиЯ”, “Война и
мир”,“Утиная охота”
15 слайд
“Четвертое лишнее” ИСТОРИЯ Берия, Маленков, Сталин, Голощекин Отмена карточек, целина, кукуруза, космос Бекмаханов,Маргулан, Еликбаев, Асфендияров ЛИТЕРАТУРА А.Толстой, Мандельштам, Некрасов, Шукшин Эстрадная поэзия, сентиментализм, “тихая поэзия”, городская проза “Хождение по мукам”, “АзиЯ”, “Война и мир”,“Утиная охота”
16 слайд
Литература
«честно писать – это значит не думать о
выражении лиц высоких и невысоких читателей».
(В.Померанцев)
И.Эринбург ( «Оттепель» );
В.Панова ( «Времена
года» );
В.Дудинцев ( «Не хлебом
единым» );
Д.Гранин ( «Искатели» );
А.Солженицын ( «Один день
Ивана Денисовича» ,
«Матренин двор» );
попытка А.Фадеева
изменить стиль руководства
Союзом писателей;
появление молодых
талантливых поэтов
(Е.Евтушенко,
А.Вознесенский)
http://www.mobibook.ru
«И качнется бессмысленной высью
пара фраз, залетевших отсюда…»
(А.Вознесенский)
16 слайд
Литература «честно писать – это значит не думать о выражении лиц высоких и невысоких читателей». (В.Померанцев) И.Эринбург ( «Оттепель» ); В.Панова ( «Времена года» ); В.Дудинцев ( «Не хлебом единым» ); Д.Гранин ( «Искатели» ); А.Солженицын ( «Один день Ивана Денисовича» , «Матренин двор» ); попытка А.Фадеева изменить стиль руководства Союзом писателей; появление молодых талантливых поэтов (Е.Евтушенко, А.Вознесенский) http://www.mobibook.ru «И качнется бессмысленной высью пара фраз, залетевших отсюда…» (А.Вознесенский)
17 слайд
История
Литература
Дебатируем!
•Сохранились ли черты
тоталитаризма в современном
обществе?
• Зависит ли современная
литература от политического
режима?
17 слайд
История Литература Дебатируем! •Сохранились ли черты тоталитаризма в современном обществе? • Зависит ли современная литература от политического режима?
18 слайд
Рефлексируем:
Урок понравился, такие уроки нужны
Урок неплохой, но для ЕНТ не годится
Урок не понравился, такие уроки не нужны
18 слайд
Рефлексируем: Урок понравился, такие уроки нужны Урок неплохой, но для ЕНТ не годится Урок не понравился, такие уроки не нужны