Презентация к уроку М. Горький "Сердце матери"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
Двадцать первое февраля
Классная работа
Тема урока: «Сердце матери»,
«Мать изменника».
Цели урока:
Учебные цели для достижения на этом уроке
(ссылка на учебную программу):
9.2.4.1.создавать высказывание, используя приемы
привлечения внимания и учитывая целевую
аудиторию;
9.3.6.1.анализировать содержание
художественных произведений, выявляя
авторскую позицию и оценивая содержание
произведения;
1 слайд
Двадцать первое февраля Классная работа Тема урока: «Сердце матери», «Мать изменника». Цели урока: Учебные цели для достижения на этом уроке (ссылка на учебную программу): 9.2.4.1.создавать высказывание, используя приемы привлечения внимания и учитывая целевую аудиторию; 9.3.6.1.анализировать содержание художественных произведений, выявляя авторскую позицию и оценивая содержание произведения;
2 слайд
Ассоциативный куст
Сегодня мы будем читать и обсуждать
тему…
Какие ассоциации возникают у вас по
поводу заявленной темы?
2 слайд
Ассоциативный куст Сегодня мы будем читать и обсуждать тему… Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?
3 слайд
Стратегия «Мозговой штурм»
Задание: Что вы знаете о М.Горьком? Как вы думаете, о чем
будет рассказ? Кто может быть главным героем? Какое
событие в рассказе может быть описано.
3 слайд
Стратегия «Мозговой штурм» Задание: Что вы знаете о М.Горьком? Как вы думаете, о чем будет рассказ? Кто может быть главным героем? Какое событие в рассказе может быть описано.
4 слайд
Живя на Капри, писатель навсегда полюбил итальянский народ, его веселость,
жизнерадостность, трудолюбие. Горький живо интересуется Италией и ее
искусством – осматривает Колизей, Форум, Ватикан, картинные галереи,
Везувий.
«Я навсегда сохраню к вам, прекрасным и благородным людям, чувство
глубочайшего уважения и самую горячую признательность, - писал Горький
мэру Капри.
- Время, проведенное среди вас, навсегда останется для меня прекраснейшей
страницей моей жизни». Италия платила Горькому взаимной любовью .
«Сказки М.Горького, - писал в предисловии от имени редакции сам писатель, -
это картинки действительной жизни, как она показалась ему в Италии; он назвал
эти картинки сказками только потому, что и природа Италии, и нравы ее людей, и
вся их жизнь – мало похожи на русскую жизнь, и русскому простому человеку
действительно могут показаться сказками» .
Во всех сказках итальянского цикла, особенно в трёх из них, очень ярко звучит
тема материнства. – Почему именно образ Матери становится главным в его
сказках? Именно этот вопрос будет одним из главных на сегодняшнем уроке.
4 слайд
Живя на Капри, писатель навсегда полюбил итальянский народ, его веселость, жизнерадостность, трудолюбие. Горький живо интересуется Италией и ее искусством – осматривает Колизей, Форум, Ватикан, картинные галереи, Везувий. «Я навсегда сохраню к вам, прекрасным и благородным людям, чувство глубочайшего уважения и самую горячую признательность, - писал Горький мэру Капри. - Время, проведенное среди вас, навсегда останется для меня прекраснейшей страницей моей жизни». Италия платила Горькому взаимной любовью . «Сказки М.Горького, - писал в предисловии от имени редакции сам писатель, - это картинки действительной жизни, как она показалась ему в Италии; он назвал эти картинки сказками только потому, что и природа Италии, и нравы ее людей, и вся их жизнь – мало похожи на русскую жизнь, и русскому простому человеку действительно могут показаться сказками» . Во всех сказках итальянского цикла, особенно в трёх из них, очень ярко звучит тема материнства. – Почему именно образ Матери становится главным в его сказках? Именно этот вопрос будет одним из главных на сегодняшнем уроке.
5 слайд
Эпиграф: Есть светлый на земле приют,
Любовь и верность там живут.
Все, что порой лишь снится нам,
Навеки приютилось там.
То - сердце матери. Оно
Так нежно, верно! Суждено
Ему жить радостью твоей, Нести ярмо твоих скорбей.
Л. Койдулы
5 слайд
Эпиграф: Есть светлый на земле приют, Любовь и верность там живут. Все, что порой лишь снится нам, Навеки приютилось там. То - сердце матери. Оно Так нежно, верно! Суждено Ему жить радостью твоей, Нести ярмо твоих скорбей. Л. Койдулы
6 слайд
Леонардо да Винчи, Санти Рафаэль, Лукас Кранах …
Тема материнства всегда волновала художников, композиторов, поэтов,
писателей. Образ матери как символ вечной правды, красоты,
жизнеутверждения встречается в работах мастеров древности, Средневековья,
эпохи Возрождения и современности.
Леонардо да Винчи, Санти Рафаэль, Лукас Кранах…Именно с их полотен на нас
смотрят нежные, искренние, сильные лики Матери.
М. Горький «о Матерях можно рассказывать бесконечно...»
6 слайд
Леонардо да Винчи, Санти Рафаэль, Лукас Кранах … Тема материнства всегда волновала художников, композиторов, поэтов, писателей. Образ матери как символ вечной правды, красоты, жизнеутверждения встречается в работах мастеров древности, Средневековья, эпохи Возрождения и современности. Леонардо да Винчи, Санти Рафаэль, Лукас Кранах…Именно с их полотен на нас смотрят нежные, искренние, сильные лики Матери. М. Горький «о Матерях можно рассказывать бесконечно...»
7 слайд
7 слайд
8 слайд
Стратегия «Глоссарий».
«Сказки об Италии» состоят из 27 произведений. Все они написаны в жанре
очерка.
•
Что такое очерк?
Очерк — это небольшое литературное произведение, краткое описание реальных
событий, увиденных автором.
•
Одиннадцатая «сказка» ближе всего к легенде. А что такое легенда?
Леге1нда (от ср.-лат. legenda «чтение», «то, что должно быть прочитано») — жанр
фольклора, который подразумевает повествование о человеческих действиях, по
мнению рассказчика и слушателей, имевших место в истории человечества.
•
Почему данная сказка ближе к легенде, а не к очерку?
•
Все сказки М. Горького построены на афоризмах, в которых выражается
основная мысль произведения. Что такое афоризм? (Работа со словарём
Ожегова).
Афоризм - краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее
умозаключение.
8 слайд
Стратегия «Глоссарий». «Сказки об Италии» состоят из 27 произведений. Все они написаны в жанре очерка. • Что такое очерк? Очерк — это небольшое литературное произведение, краткое описание реальных событий, увиденных автором. • Одиннадцатая «сказка» ближе всего к легенде. А что такое легенда? Леге1нда (от ср.-лат. legenda «чтение», «то, что должно быть прочитано») — жанр фольклора, который подразумевает повествование о человеческих действиях, по мнению рассказчика и слушателей, имевших место в истории человечества. • Почему данная сказка ближе к легенде, а не к очерку? • Все сказки М. Горького построены на афоризмах, в которых выражается основная мысль произведения. Что такое афоризм? (Работа со словарём Ожегова). Афоризм - краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение.
9 слайд
9 слайд
10 слайд
Концептуальная карта
-
Обратите внимание, что вся сказка строится на знакомом вам литературном
приёме, встречавшемся в других произведениях Горького -
противопоставление, антитеза.
Да, уже в самом начале сказки противопоставляются 2 враждебные тенденции –
материнское созидание и жестокое разрушение. Жизнь и Смерть.
– Кто является представителями этих противоположных начал?
- Проследите за тем, как выглядят Мать и Тимур?
Какие доводы Матери заставили Тимура раскрыть своё сердце?
10 слайд
Концептуальная карта - Обратите внимание, что вся сказка строится на знакомом вам литературном приёме, встречавшемся в других произведениях Горького - противопоставление, антитеза. Да, уже в самом начале сказки противопоставляются 2 враждебные тенденции – материнское созидание и жестокое разрушение. Жизнь и Смерть. – Кто является представителями этих противоположных начал? - Проследите за тем, как выглядят Мать и Тимур? Какие доводы Матери заставили Тимура раскрыть своё сердце?
11 слайд
Стратегия «Литературный диктант»
11 слайд
Стратегия «Литературный диктант»
12 слайд
Мать изменника
В центре рассказа «Мать изменника» – мать.
Незавидна ее судьба. Она воспитала сына,
сильного, красивого. Она мечтала, что будет им
гордиться. Но она – мать – приговорила его к
смерти. Почему? Вот в этом мы с вами и
должны разобраться сегодня.
12 слайд
Мать изменника В центре рассказа «Мать изменника» – мать. Незавидна ее судьба. Она воспитала сына, сильного, красивого. Она мечтала, что будет им гордиться. Но она – мать – приговорила его к смерти. Почему? Вот в этом мы с вами и должны разобраться сегодня.
13 слайд
Стратегия «Вдумчивый читатель»
11 сказка начинается с афоризма: « О Матерях можно рассказывать
бесконечно…»
- Как вы понимаете эту мысль М.Горького?
- Как автор описывает тревожную жизнь осажденного города?
- Как зовут главную героиню легенды? Что значит это имя?
- Почему Марианна стала чужой в своем родном городе?
- Что заставило Марианну бродить ночами по улицам осажденного города?
- Какие мысли терзали несчастную женщину?
Найдите и прочитайте отрывок, где говориться о переживаниях матери за
предательство сына.
- За что благодарит Мадонну женщина, оплакивающая убитого сына?
Чтение диалога двух матерей у городской стены.
- Что возбуждало в неизвестной собеседнице Марианны страх за сына?
- Почему автор сравнивает сердце матери с весами?
- Какое событие подтолкнуло Марианну к решению покинуть город?
- Зачем мать уходит к сыну?
- Есть имя у её сына? Как вы думаете, почему?
- Какова главная, кульминационная сцена в сказке?
(разговор Матери с сыном)
13 слайд
Стратегия «Вдумчивый читатель» 11 сказка начинается с афоризма: « О Матерях можно рассказывать бесконечно…» - Как вы понимаете эту мысль М.Горького? - Как автор описывает тревожную жизнь осажденного города? - Как зовут главную героиню легенды? Что значит это имя? - Почему Марианна стала чужой в своем родном городе? - Что заставило Марианну бродить ночами по улицам осажденного города? - Какие мысли терзали несчастную женщину? Найдите и прочитайте отрывок, где говориться о переживаниях матери за предательство сына. - За что благодарит Мадонну женщина, оплакивающая убитого сына? Чтение диалога двух матерей у городской стены. - Что возбуждало в неизвестной собеседнице Марианны страх за сына? - Почему автор сравнивает сердце матери с весами? - Какое событие подтолкнуло Марианну к решению покинуть город? - Зачем мать уходит к сыну? - Есть имя у её сына? Как вы думаете, почему? - Какова главная, кульминационная сцена в сказке? (разговор Матери с сыном)
14 слайд
Стратегия «Чтение с пометами. (Инсерт)». Пометы на
полях: + – знал; – – новое; ? – интересно; V – непонятно.
•
Что улицам осажденного города?
Гражданка и мать, она думала о сыне и родине: во главе людей,
разрушавших город, стоял ее сын, веселый и безжалостный
красавец; еще недавно она смотрела на него с гордостью, как на
драгоценный свой подарок родине, как на добрую силу,
рожденную ею в помощь людям города — гнезда, где она родилась
сама, родила и выкормила его. Сотни неразрывных нитей
связывали ее сердце с древними камнями, из которых предки ее
построили дома и сложили стены города, с землей, где лежали
кости ее кровных, с легендами, песнями и надеждами людей —
теряло сердце матери ближайшего ему человека и плакало: было
оно подобно весам, но, взвешивая любовь к сыну и городу, не
могло понять — что легче, что тяжелей.
14 слайд
Стратегия «Чтение с пометами. (Инсерт)». Пометы на полях: + – знал; – – новое; ? – интересно; V – непонятно. • Что улицам осажденного города? Гражданка и мать, она думала о сыне и родине: во главе людей, разрушавших город, стоял ее сын, веселый и безжалостный красавец; еще недавно она смотрела на него с гордостью, как на драгоценный свой подарок родине, как на добрую силу, рожденную ею в помощь людям города — гнезда, где она родилась сама, родила и выкормила его. Сотни неразрывных нитей связывали ее сердце с древними камнями, из которых предки ее построили дома и сложили стены города, с землей, где лежали кости ее кровных, с легендами, песнями и надеждами людей — теряло сердце матери ближайшего ему человека и плакало: было оно подобно весам, но, взвешивая любовь к сыну и городу, не могло понять — что легче, что тяжелей.
15 слайд
Стратегия «Батарея вопросов»
Какие мысли терзали несчастную женщину?
Почему автор сравнивает сердце матери с весами?
Так ходила она ночами по улицам, и многие, не узнавая ее, пугались, принимали черную фигуру за олицетворение
смерти, близкой всем, а узнавая, молча отходили прочь от матери изменника. Но однажды, в глухом углу, около
городской стены, она увидала другую женщину: стоя на коленях около трупа, неподвижная, точно кусок земли, она
молилась, подняв скорбное лицо к звездам, а на стене, над головой ее, тихо переговаривались сторожевые и скрежетало
оружие, задевая камни зубцов.
Мать изменника спросила:
— Муж?
— Нет.
— Брат?
— Сын. Муж убит тринадцать дней тому назад, а этот — сегодня.
И, поднявшись с колен, мать убитого покорно сказала:
— Мадонна всё видит, всё знает, и я благодарю ее!
— За что? — спросила первая, а та ответила ей:
— Теперь, когда он честно погиб, сражаясь за родину, я могу сказать, что он возбуждал у меня страх: легкомысленный,
он слишком любил веселую жизнь, и было боязно, что ради этого он изменит городу, как это сделал сын Марианны, враг
бога и людей, предводитель наших врагов, будь он проклят, и будь проклято чрево, носившее его!..
15 слайд
Стратегия «Батарея вопросов» Какие мысли терзали несчастную женщину? Почему автор сравнивает сердце матери с весами? Так ходила она ночами по улицам, и многие, не узнавая ее, пугались, принимали черную фигуру за олицетворение смерти, близкой всем, а узнавая, молча отходили прочь от матери изменника. Но однажды, в глухом углу, около городской стены, она увидала другую женщину: стоя на коленях около трупа, неподвижная, точно кусок земли, она молилась, подняв скорбное лицо к звездам, а на стене, над головой ее, тихо переговаривались сторожевые и скрежетало оружие, задевая камни зубцов. Мать изменника спросила: — Муж? — Нет. — Брат? — Сын. Муж убит тринадцать дней тому назад, а этот — сегодня. И, поднявшись с колен, мать убитого покорно сказала: — Мадонна всё видит, всё знает, и я благодарю ее! — За что? — спросила первая, а та ответила ей: — Теперь, когда он честно погиб, сражаясь за родину, я могу сказать, что он возбуждал у меня страх: легкомысленный, он слишком любил веселую жизнь, и было боязно, что ради этого он изменит городу, как это сделал сын Марианны, враг бога и людей, предводитель наших врагов, будь он проклят, и будь проклято чрево, носившее его!..
16 слайд
Что возбуждало в собеседнице Марианны страх за сына?
Как тяга к веселой и беззаботной жизни могла сделать
человека изменником?
Закрыв лицо, Марианна отошла прочь, а утром на другой день явилась к защитникам города и
сказала:
— Или убейте меня за то, что мой сын стал врагом вашим, или откройте мне ворота, я уйду к
нему...
Они ответили:
— Ты — человек, и родина должна быть дорога тебе; твой сын такой же враг для тебя, как и для
каждого из нас.
— Я — мать, я его люблю и считаю себя виновной в том, что он таков, каким стал.
Тогда они стали советоваться, что сделать с нею, и решили:
— По чести — мы не можем убить тебя за грех сына, мы знаем, что ты не могла внушить ему этот
страшный грех, и догадываемся, как ты должна страдать. Но ты не нужна городу даже как
заложница — твой сын не заботится о тебе, мы думаем, что он забыл тебя, дьявол, и — вот тебе
наказание, если ты находишь, что заслужила его! Это нам кажется страшнее смерти!
— Да! — сказала она. — Это — страшнее.
16 слайд
Что возбуждало в собеседнице Марианны страх за сына? Как тяга к веселой и беззаботной жизни могла сделать человека изменником? Закрыв лицо, Марианна отошла прочь, а утром на другой день явилась к защитникам города и сказала: — Или убейте меня за то, что мой сын стал врагом вашим, или откройте мне ворота, я уйду к нему... Они ответили: — Ты — человек, и родина должна быть дорога тебе; твой сын такой же враг для тебя, как и для каждого из нас. — Я — мать, я его люблю и считаю себя виновной в том, что он таков, каким стал. Тогда они стали советоваться, что сделать с нею, и решили: — По чести — мы не можем убить тебя за грех сына, мы знаем, что ты не могла внушить ему этот страшный грех, и догадываемся, как ты должна страдать. Но ты не нужна городу даже как заложница — твой сын не заботится о тебе, мы думаем, что он забыл тебя, дьявол, и — вот тебе наказание, если ты находишь, что заслужила его! Это нам кажется страшнее смерти! — Да! — сказала она. — Это — страшнее.
17 слайд
Почему от «безумных речей» сына «всё ниже опускалась её
гордая голова? Объясните сравнение Горького: «Мать –
зверь столь же умный, безжалостный, как и бесстрашный »
Она видела там, в темных домах, где боялись зажечь огонь, дабы не привлечь внимания врагов, на улицах, полных тьмы,
запаха трупов, подавленного шёпота людей, ожидающих смерти, — она видела всё и всех; знакомое и родное стояло близко пред
нею, молча ожидая ее решения, и она чувствовала себя матерью всем людям своего города.
С черных вершин гор в долину спускались тучи и, точно крылатые кони, летели на город, обреченный смерти.
— Может быть, мы обрушимся на него еще ночью, — говорил ее сын, — если ночь будет достаточно темна! Неудобно убивать,
когда солнце смотрит в глаза и блеск оружия ослепляет их — всегда при этом много неверных ударов, — говорил он,
рассматривая свой меч.
Мать сказала ему:
— Иди сюда, положи голову на грудь мне, отдохни, вспоминая, как весел и добр был ты ребенком и как все любили тебя...
Он послушался, прилег на колени к ней и закрыл глаза, говоря:
— Я люблю только славу и тебя, за то, что ты родила меня таким, каков я есть.
— А женщины? — спросила она, наклоняясь над ним.
— Их — много, они быстро надоедают, как всё слишком сладкое.
Она спросила его в последний раз:
— И ты не хочешь иметь детей?
— Зачем? Чтобы их убили? Кто-нибудь, подобный мне, убьет их, а мне это будет больно, и тогда я уже буду стар и слаб, чтобы
отмстить за них.
— Ты красив, но бесплоден, как молния, — сказала она, вздохнув. Он ответил, улыбаясь: — Да, как молния...
17 слайд
Почему от «безумных речей» сына «всё ниже опускалась её гордая голова? Объясните сравнение Горького: «Мать – зверь столь же умный, безжалостный, как и бесстрашный » Она видела там, в темных домах, где боялись зажечь огонь, дабы не привлечь внимания врагов, на улицах, полных тьмы, запаха трупов, подавленного шёпота людей, ожидающих смерти, — она видела всё и всех; знакомое и родное стояло близко пред нею, молча ожидая ее решения, и она чувствовала себя матерью всем людям своего города. С черных вершин гор в долину спускались тучи и, точно крылатые кони, летели на город, обреченный смерти. — Может быть, мы обрушимся на него еще ночью, — говорил ее сын, — если ночь будет достаточно темна! Неудобно убивать, когда солнце смотрит в глаза и блеск оружия ослепляет их — всегда при этом много неверных ударов, — говорил он, рассматривая свой меч. Мать сказала ему: — Иди сюда, положи голову на грудь мне, отдохни, вспоминая, как весел и добр был ты ребенком и как все любили тебя... Он послушался, прилег на колени к ней и закрыл глаза, говоря: — Я люблю только славу и тебя, за то, что ты родила меня таким, каков я есть. — А женщины? — спросила она, наклоняясь над ним. — Их — много, они быстро надоедают, как всё слишком сладкое. Она спросила его в последний раз: — И ты не хочешь иметь детей? — Зачем? Чтобы их убили? Кто-нибудь, подобный мне, убьет их, а мне это будет больно, и тогда я уже буду стар и слаб, чтобы отмстить за них. — Ты красив, но бесплоден, как молния, — сказала она, вздохнув. Он ответил, улыбаясь: — Да, как молния...
18 слайд
Стратегия «Толстые и тонкие вопросы»
«Личные ассоциации»
18 слайд
Стратегия «Толстые и тонкие вопросы» «Личные ассоциации»
19 слайд
- Права ли Марианна, считая себя виноватой в том, каким стал её сын?
- Какое ключевое слово связывает образы Марианны и её сына?
Словарная работа со словами «Гордость», «гордыня», «честолюбие».
В.И. Даль выстраивает синонимический ряд такого рода: гордый – надменный, высокомерный,
кичливый, спесивый.
Чтение диалога матери с сыном.
- Для чего Марианна вступает в этот явно бесполезный спор?
- Как вы поняли её слова: «Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает
смерть…»?
- Почему от «безумных речей» сына «всё ниже опускалась её гордая голова?
- Какое впечатление произвёл на вас финал «сказки»?
- Такой ли развязки вы ожидали?
Могло ли окончание истории быть принципиально другим?
Вывод.
Проанализировав состояние героев этой драмы, мы пришли к следующим выводам: горе матери,
потерявшей сына, безмерно, это страшное наказание, но страшнее этого наказания – предательство
сына – таков лейтмотив сказки М. Горького. Стратегия «Соревнуемся с писателем».
19 слайд
- Права ли Марианна, считая себя виноватой в том, каким стал её сын? - Какое ключевое слово связывает образы Марианны и её сына? Словарная работа со словами «Гордость», «гордыня», «честолюбие». В.И. Даль выстраивает синонимический ряд такого рода: гордый – надменный, высокомерный, кичливый, спесивый. Чтение диалога матери с сыном. - Для чего Марианна вступает в этот явно бесполезный спор? - Как вы поняли её слова: «Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть…»? - Почему от «безумных речей» сына «всё ниже опускалась её гордая голова? - Какое впечатление произвёл на вас финал «сказки»? - Такой ли развязки вы ожидали? Могло ли окончание истории быть принципиально другим? Вывод. Проанализировав состояние героев этой драмы, мы пришли к следующим выводам: горе матери, потерявшей сына, безмерно, это страшное наказание, но страшнее этого наказания – предательство сына – таков лейтмотив сказки М. Горького. Стратегия «Соревнуемся с писателем».
20 слайд
•
Горький ежегодно возвращался из России в
Сорренто на полгода вплоть до 1932 года.
Прекрасная Италия не отпускала сердце писателя.
Но в 1933 году Сталин запретил выпускать
писателя за границу. А через три года Горький
скончался.
Не смотря на все блага, предоставленные ему в
СССР, Горький очень исчерпывающе описал эти
последние годы. Когда один из его поклонников
спросил его, как вам этот период жизни в советской
России, писатель ответил: «максимально горький».
20 слайд
• Горький ежегодно возвращался из России в Сорренто на полгода вплоть до 1932 года. Прекрасная Италия не отпускала сердце писателя. Но в 1933 году Сталин запретил выпускать писателя за границу. А через три года Горький скончался. Не смотря на все блага, предоставленные ему в СССР, Горький очень исчерпывающе описал эти последние годы. Когда один из его поклонников спросил его, как вам этот период жизни в советской России, писатель ответил: «максимально горький».