Презентация "Лексика" 10 класс
Презентация "Лексика" 10 класс

#1 слайд
“Лексика и
фразеология.”
10 класс.
Общая средняя школа имени А. Тлеубердина.
Учитель-предметник: Шойбекова Нурипа.
1 слайд
“Лексика и фразеология.” 10 класс. Общая средняя школа имени А. Тлеубердина. Учитель-предметник: Шойбекова Нурипа.
#2 слайд
Цели урока:
повторить и закрепить
знания учащихся по
теме
“ Лексика и
фразеология”
2 слайд
Цели урока: повторить и закрепить знания учащихся по теме “ Лексика и фразеология”
#3 слайд
План урока:
Говори одним
словом.
Игра “Бумеранг”.
Игра “Закончи
фразеологизм”
“ Эстафета”
Тестирование.
Игра “ От прямого
К переносному”.
3 слайд
План урока: Говори одним словом. Игра “Бумеранг”. Игра “Закончи фразеологизм” “ Эстафета” Тестирование. Игра “ От прямого К переносному”.
#4 слайд
Прямое значение
слов.
Омонимы.
Антонимы.Синонимы.
Многозначные
слова.
Однозначные
слова.
Переносное
значение слов.
Лексика.
Работа с опорной схемой.
4 слайд
Прямое значение слов. Омонимы. Антонимы.Синонимы. Многозначные слова. Однозначные слова. Переносное значение слов. Лексика. Работа с опорной схемой.
#5 слайд
Говори одним словом.
Словарный состав языка – это (лексика.)
Слова , которые имеют несколько значений–это
(многозначные слова)
Слова, пришедшие из других языков-это
( заимствованные слова)
Слова, которые употребляют все люди - это
(общеупотребительные слова.)
Слова, которые употребляют люди определенной
профессии-это (профессиональные слова)
Устойчивые сочетания слов -это(фразеологизмы)
5 слайд
Говори одним словом. Словарный состав языка – это (лексика.) Слова , которые имеют несколько значений–это (многозначные слова) Слова, пришедшие из других языков-это ( заимствованные слова) Слова, которые употребляют все люди - это (общеупотребительные слова.) Слова, которые употребляют люди определенной профессии-это (профессиональные слова) Устойчивые сочетания слов -это(фразеологизмы)
#6 слайд
(работа) -труд-
-жара-
- грусть-
-бранить-
-влажный-
-смеяться-
-храбрый-
(лень)
(зной) (холод)
Антонимы Синонимы.
(печаль)
(радость)
(ругать) (хвалить)
(мокрый)
(сухой)
(хохотать) (плакать)
(смелый) (трусливый)
“Эстафета”
6 слайд
(работа) -труд- -жара- - грусть- -бранить- -влажный- -смеяться- -храбрый- (лень) (зной) (холод) Антонимы Синонимы. (печаль) (радость) (ругать) (хвалить) (мокрый) (сухой) (хохотать) (плакать) (смелый) (трусливый) “Эстафета”
#7 слайд
Игра
“От прямого к переносному”
В данной игре учитель
называет сочетание слов с
прямым значением, учащиеся
должны назвать
словосочетание с переносным
значением.
7 слайд
Игра “От прямого к переносному” В данной игре учитель называет сочетание слов с прямым значением, учащиеся должны назвать словосочетание с переносным значением.
#8 слайд
Золотой браслет.
Свежий хлеб.
Высокий рост.
Глухой старик.
Потерять кошелек.
Железная дорога.
Подавать обед.
Не отрывать листок.
Черный платок.
(золотые руки)
(свежие новости)
(высокая температура)
(глухой согласный)
(потерять память)
(железный характер)
(подавать пример)
(не отрывать глаз)
(черные мысли)
Веселая девушка.(веселая песня)
8 слайд
Золотой браслет. Свежий хлеб. Высокий рост. Глухой старик. Потерять кошелек. Железная дорога. Подавать обед. Не отрывать листок. Черный платок. (золотые руки) (свежие новости) (высокая температура) (глухой согласный) (потерять память) (железный характер) (подавать пример) (не отрывать глаз) (черные мысли) Веселая девушка.(веселая песня)
#9 слайд
Игра *Бумеранг*
Данная игра воспитывает
у детей внимание и быстроту
реакции: ученику необходимо
быстро “извлечь” из памяти
нужное слово и “возвратить” его
учителю.
Найти антонимы к словам.
9 слайд
Игра *Бумеранг* Данная игра воспитывает у детей внимание и быстроту реакции: ученику необходимо быстро “извлечь” из памяти нужное слово и “возвратить” его учителю. Найти антонимы к словам.
#10 слайд
зима белый поздно
смеяться холодно
веселый ночь
хорошо
радость
вверх
далеко
утро
смерть
горький узкая тяжелый
маленький
бедный
высокий
ненависть
трус худший
выздороветь
север
мир
встречать
10 слайд
зима белый поздно смеяться холодно веселый ночь хорошо радость вверх далеко утро смерть горький узкая тяжелый маленький бедный высокий ненависть трус худший выздороветь север мир встречать
#11 слайд
Игра
*Закончи фразеологизмы*.
при этом необходимо
объяснить их значения.
11 слайд
Игра *Закончи фразеологизмы*. при этом необходимо объяснить их значения.
#12 слайд
Золотые ........... Ломать.....
бить .... Спустя ........
Ни свет ..... Зарубить ....
На скорую .... На краю ....
Со всех ... В час по чайной ....
От мала .... Сложа ....
Как свои .... Бок о
Не разгибая .... Сломя ......
Скрепя .... Водить .....
руки голову
баклуши рукава
ни заря на носу
руку света
ног ложке
до велика руки
пять пальцев бок
спины голову
сердце за нос
12 слайд
Золотые ........... Ломать..... бить .... Спустя ........ Ни свет ..... Зарубить .... На скорую .... На краю .... Со всех ... В час по чайной .... От мала .... Сложа .... Как свои .... Бок о Не разгибая .... Сломя ...... Скрепя .... Водить ..... руки голову баклуши рукава ни заря на носу руку света ног ложке до велика руки пять пальцев бок спины голову сердце за нос
#13 слайд
1.Чем являются выделенные слова?
Перевести на русский язык- перевести
через дорогу. а/ омонимы;
б/антонимы; в/синонимы
2. В каком предложении нет антонимов?
а/Мне грустно потому, что весело тебе.
б/Его холодные глаза смотрели строго.
в/Гроза была там, над лесом , а тут сияло солнце.
13 слайд
1.Чем являются выделенные слова? Перевести на русский язык- перевести через дорогу. а/ омонимы; б/антонимы; в/синонимы 2. В каком предложении нет антонимов? а/Мне грустно потому, что весело тебе. б/Его холодные глаза смотрели строго. в/Гроза была там, над лесом , а тут сияло солнце.
#14 слайд
а/ожидать, рассказать, кричать.
3. Укажи синонимический ряд.
б/ уходить, удалиться, скрыться.
в/ педупреждать, хотеть, стремиться.
4. Подберите к казахскому
фразеологизму “аузынан түскендей”
фразеологизм-синоним русского языка.
а/ как на пожар.б/как на иголках.
в/как две капли воды.
14 слайд
а/ожидать, рассказать, кричать. 3. Укажи синонимический ряд. б/ уходить, удалиться, скрыться. в/ педупреждать, хотеть, стремиться. 4. Подберите к казахскому фразеологизму “аузынан түскендей” фразеологизм-синоним русского языка. а/ как на пожар.б/как на иголках. в/как две капли воды.
#15 слайд
5.Укажи пропущенный антоним.
Ты богат, я очень ...
Ты прозаик, я поэт.
а/ важен,
б/ умен,в/ беден.
6. Определи слово, имеющее
омоним.
а/ яблоко,б/ груша,в/ гранат.
7. Какие фразеологизмы можно
объединить в синонимическую пару.
а/бить баклуши, б/засучив рукава,
в/ зарубить на носу.г/ не покладая рук.
15 слайд
5.Укажи пропущенный антоним. Ты богат, я очень ... Ты прозаик, я поэт. а/ важен, б/ умен,в/ беден. 6. Определи слово, имеющее омоним. а/ яблоко,б/ груша,в/ гранат. 7. Какие фразеологизмы можно объединить в синонимическую пару. а/бить баклуши, б/засучив рукава, в/ зарубить на носу.г/ не покладая рук.
#16 слайд
Домашнее
задание:
выучить все
правила,
составить
тест.
16 слайд
Домашнее задание: выучить все правила, составить тест.
#17 слайд
Спасибо
за
внимание.
17 слайд
Спасибо за внимание.
#18 слайд
18 слайд
шағым қалдыра аласыз













