Презентация на тему " нетрадиционные развивающие игры"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
Нетрадиционные развивающие игры
(логические блоки Дьенеша)
1 слайд
Нетрадиционные развивающие игры (логические блоки Дьенеша)
2 слайд
Золтан Пал Дьенеш
( венг. Zoltán Pál Dienes ; 1916 — 2014 ) —
венгерский математик, психолог и педагог,
профессор Шербрукского университета . Автор
игрового подхода к развитию детей, идея которого
заключается в освоении детьми математики
посредством увлекательных логических игр.
Сайт: zoltandienes.com
2 слайд
Золтан Пал Дьенеш ( венг. Zoltán Pál Dienes ; 1916 — 2014 ) — венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета . Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр. Сайт: zoltandienes.com
3 слайд
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48
геометрических фигур :
а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) трёх цветов (красный, синий, желтый);
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками:
формой, цветом, размером,толщиной.
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры
3 слайд
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур : а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); б) трёх цветов (красный, синий, желтый); в) двух размеров (большой, маленький); г) двух видов толщины (толстый, тонкий). Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером,толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры
4 слайд
Игры с логическими блоками Дьенеша позволяют:
* Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
* Развивать пространственные представления.
* Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над
множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и
декодирование инфор мации).
* Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
* Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты
по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои
рассуждения.
* Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
* Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
* Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к
моделированию и конструированию.
* Развивать речь.
* Успешно овладеть основами математики и информатики.
4 слайд
Игры с логическими блоками Дьенеша позволяют: * Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов. * Развивать пространственные представления. * Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование инфор мации). * Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления. * Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения. * Развивать познавательные процессы, мыслительные операции. * Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. * Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. * Развивать речь. * Успешно овладеть основами математики и информатики.
5 слайд
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ
ДЬЕНЕША
Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и
доступность, смену деятельности.
Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-
печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);
б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Найди место
фигуре”);
в) в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” - деньги обозначаются блоками. “Почта” - адрес на доме
обозначается кодовыми карточками. Аналогично, “Поезд” - билеты, места.
5 слайд
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно- печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры). а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов); б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Найди место фигуре”); в) в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” - деньги обозначаются блоками. “Почта” - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, “Поезд” - билеты, места.
6 слайд
Во многих играх с
логическими
фигурами используются
карточки
с символами свойств.
цвет обозначается пятном;
форма - контур фигур (круглый,
квадратный, треугольный,
прямоугольный,);
величина - силуэт домика (большой,
маленький);
толщина - условное изображение
человеческой фигуры (толстый и
тонкий).
6 слайд
Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. цвет обозначается пятном; форма - контур фигур (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный,); величина - силуэт домика (большой, маленький); толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).
7 слайд
Предметно-развивающая среда
Логические блоки
представляют собой
эталоны форм —
геометрические фигуры
(круг, квадрат,
равносторонний
треугольник,
прямоугольник) и являются
прекрасным средством
ознакомления маленьких
детей с формами
предметов и
геометрическими
фигурами Маленьких детей в большей мере
привлекают логические блоки, так как они
обеспечивают выполнение более
разнообразных предметных действий. В
процессе сенсорного обследования блоков
дети установят, что они имеют различную
форму, цвет, размер, толщину.
7 слайд
Предметно-развивающая среда Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами Маленьких детей в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий. В процессе сенсорного обследования блоков дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.
8 слайд
Умение детей оперировать
полученными знаниями помогает
в конструировании, аппликации,
рисовании по образцу: сначала
путем накладывания, а затем
самостоятельного выкладывая,
рисования фигуры на чистом листе .
8 слайд
Умение детей оперировать полученными знаниями помогает в конструировании, аппликации, рисовании по образцу: сначала путем накладывания, а затем самостоятельного выкладывая, рисования фигуры на чистом листе .
9 слайд
Главная задача и цель
игрушки –
сформировать у ребенка
умение выполнять
простейшие логические
операции. А ведь именно
это умение и является
базовым для
дальнейшего
изучения математическ
их дисциплин
9 слайд
Главная задача и цель игрушки – сформировать у ребенка умение выполнять простейшие логические операции. А ведь именно это умение и является базовым для дальнейшего изучения математическ их дисциплин
10 слайд
Логические блоки Дьенеша на занятиях по математике можно использовать:
В разделе « количество и счет» - в работе по выявлению общих свойств
отдельных предметов и групп предметов, выделению из множества отдельных его
частей, в которые входят предметы, отличающиеся от других тем или иным
признаком, по совершенствованию навыков счета и отсчета в пределах 10, по
усвоению понятий поровну, не поровну, больше, меньше; в упражнениях на
закрепление знаний о составе числа из единиц в пределах десяти и из двух меньших
чисел. Также блоки помогут усвоить смысл арифметических действий сложения
и вычитания, научить детей составлять арифметические задачи в одно действие.
В разделе « величина» - сравнение предметов по размеру (большие, маленькие),
по толщине ( толстые, тонкие) путем непосредственного соизмерения и
сравнения на глаз.
10 слайд
Логические блоки Дьенеша на занятиях по математике можно использовать: В разделе « количество и счет» - в работе по выявлению общих свойств отдельных предметов и групп предметов, выделению из множества отдельных его частей, в которые входят предметы, отличающиеся от других тем или иным признаком, по совершенствованию навыков счета и отсчета в пределах 10, по усвоению понятий поровну, не поровну, больше, меньше; в упражнениях на закрепление знаний о составе числа из единиц в пределах десяти и из двух меньших чисел. Также блоки помогут усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, научить детей составлять арифметические задачи в одно действие. В разделе « величина» - сравнение предметов по размеру (большие, маленькие), по толщине ( толстые, тонкие) путем непосредственного соизмерения и сравнения на глаз.
11 слайд
В разделе «форма» блоки помогут углубить и расширить представления о
геометрических фигурах и формах предметов Полезны задания типа «Найди предмет
такой же формы», «Найди, какая фигура в ряду лишняя», «Найди свой значок»,
«Подбери фигуры по форме и размеру (цвету) и др.
В процессе организации упражнений с блоками у детей развивается
наблюдательность, они учатся видеть особенности различных фигур, подмечать их
сходство и различие, обобщать.
«Ориентировка в пространстве»
Например, задание взять в левую руку квадратный красный блок, а в правую –
круглый желтый; расставить предметы по порядку, так чтобы слева был большой, а
справа маленький блок (или наоборот, вариантов может быть множество). Обучая
детей ориентироваться на плоскости (умение раскладывать определенное количество
фигур в указанном направлении в верхней, нижней части, слева, справа, в середине, в
левом верхнем (левом нижнем), в правом верхнем (правом нижнем) углу), можно
дать детям задания: слева положить пять тонких фигур, а справа – толстых на
один больше и т.д .
11 слайд
В разделе «форма» блоки помогут углубить и расширить представления о геометрических фигурах и формах предметов Полезны задания типа «Найди предмет такой же формы», «Найди, какая фигура в ряду лишняя», «Найди свой значок», «Подбери фигуры по форме и размеру (цвету) и др. В процессе организации упражнений с блоками у детей развивается наблюдательность, они учатся видеть особенности различных фигур, подмечать их сходство и различие, обобщать. «Ориентировка в пространстве» Например, задание взять в левую руку квадратный красный блок, а в правую – круглый желтый; расставить предметы по порядку, так чтобы слева был большой, а справа маленький блок (или наоборот, вариантов может быть множество). Обучая детей ориентироваться на плоскости (умение раскладывать определенное количество фигур в указанном направлении в верхней, нижней части, слева, справа, в середине, в левом верхнем (левом нижнем), в правом верхнем (правом нижнем) углу), можно дать детям задания: слева положить пять тонких фигур, а справа – толстых на один больше и т.д .
12 слайд
В пособии Е.А. Носовой и Р.Л. Непомнящей "Логика и
математика для дошкольников" представлены 4 группы
постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими
блоками:
- для развития умений выявлять и абстрагировать
свойства
- для развития умений сравнивать предметы по их
свойствам;
- для развития действий классификации и обобщения;
- для развития способности к логическим действиям
и операциям .
12 слайд
В пособии Е.А. Носовой и Р.Л. Непомнящей "Логика и математика для дошкольников" представлены 4 группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками: - для развития умений выявлять и абстрагировать свойства - для развития умений сравнивать предметы по их свойствам; - для развития действий классификации и обобщения; - для развития способности к логическим действиям и операциям .
13 слайд
Сначала предлагаются самые простые игры .
1. " Найди все фигуры (блоки), как эта " по цвету (по размеру, форме). «
2. Найди не такую фигуру, как эта" по цвету (по форме, размеру).
13 слайд
Сначала предлагаются самые простые игры . 1. " Найди все фигуры (блоки), как эта " по цвету (по размеру, форме). « 2. Найди не такую фигуру, как эта" по цвету (по форме, размеру).
14 слайд
3. "Цепочка"
От произвольно выбранной фигуы постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты
построения цепочки:
а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру; по размеру и форме, по
толщине и т.д.);
в) чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;
г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но
разного цвета).
14 слайд
3. "Цепочка" От произвольно выбранной фигуы постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки: а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины); б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т.д.); в) чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.; г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
15 слайд
5. "Домино"
В этой игре одновременно может участвовать не более четырех детей, фигуры
делятся поровну между участниками. Каждый игрок поочередно делает свой ход.
Ходить можно по-разному. Например:
а) фигурами другого цвета (формы, размера);
б) фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, ко другой
формы;
в) фигурами другого цвета и формы (цвета и размера, размера и толщины);
г) такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера (такими же по
размеру и форме, но другими по цвету);
д) ход фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.
15 слайд
5. "Домино" В этой игре одновременно может участвовать не более четырех детей, фигуры делятся поровну между участниками. Каждый игрок поочередно делает свой ход. Ходить можно по-разному. Например: а) фигурами другого цвета (формы, размера); б) фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, ко другой формы; в) фигурами другого цвета и формы (цвета и размера, размера и толщины); г) такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера (такими же по размеру и форме, но другими по цвету); д) ход фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.
16 слайд
6. "Раздели фигуры«
16 слайд
6. "Раздели фигуры«
17 слайд
И, наконец, наиболее сложные задачи - это задачи на разбиение по двум
свойствам. При последовательной подготовке детей на предыдущем материале
возможно решение и более сложных задач.
Вариантом логических игр для детей являются игры с обручами.
17 слайд
И, наконец, наиболее сложные задачи - это задачи на разбиение по двум свойствам. При последовательной подготовке детей на предыдущем материале возможно решение и более сложных задач. Вариантом логических игр для детей являются игры с обручами.
18 слайд
18 слайд
19 слайд
С детьми старшего дошкольного возраста используются
более усложнённые варианты занятий:
19 слайд
С детьми старшего дошкольного возраста используются более усложнённые варианты занятий:
20 слайд
20 слайд
21 слайд
21 слайд
22 слайд
Опыт российских педагогов показал эффективность использования
логических блоков как
игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного
возраста для:
• Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов,
размером;
• Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать,
классифицировать, обобщать,
абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
• Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
• Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания,
воображения;
• Развития творческих способностей.
22 слайд
Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста для: • Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером; • Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию; • Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления; • Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения; • Развития творческих способностей.
23 слайд
Литература
1. А.А.Столяр «Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет», М.,
Просвещение, 1991 г.
2.«Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред.
Б.б.Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО «Корвет» 2001 год).
3.Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», СПб, М.,
Акцидент, 1997 г.
4. .«Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от 3 до 7лет.
ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.
5. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления детей», Ярославль,
«Академия развития», 1996
6. М.Фидлер «Математика уже в детском саду», М., "Просвещение», 1991г
7.Альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких»
8.Н.И. Захарова «Играем с логическими блоками
Дьенеша».ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРОГРЕСС», 2016.
1
.
. .
.
23 слайд
Литература 1. А.А.Столяр «Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет», М., Просвещение, 1991 г. 2.«Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б.б.Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО «Корвет» 2001 год). 3.Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», СПб, М., Акцидент, 1997 г. 4. .«Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от 3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург. 5. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления детей», Ярославль, «Академия развития», 1996 6. М.Фидлер «Математика уже в детском саду», М., "Просвещение», 1991г 7.Альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких» 8.Н.И. Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша».ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРОГРЕСС», 2016. 1 . . . .
24 слайд
Спасибо за внимание!
24 слайд
Спасибо за внимание!