Презентация на тему «Алгоритм работы с «трудными» учащимися»
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
КГУ «Средняя школа № 13»
«Алгоритм работы с «трудными»
учащимися»
Prezentacii.com
1 слайд
КГУ «Средняя школа № 13» «Алгоритм работы с «трудными» учащимися» Prezentacii.com
2 слайд
«Трудный» реб ёнок
– это учащийся, у которого в
течение длительного времени
наблюдается одна или
несколько проблем в
социально-эмоциональной,
учебной, мотивационно-
волевой сферах.
2 слайд
«Трудный» реб ёнок – это учащийся, у которого в течение длительного времени наблюдается одна или несколько проблем в социально-эмоциональной, учебной, мотивационно- волевой сферах.
3 слайд
Это проблемы:
•
в обучении;
•
во взаимоотношении со сверстниками;
•
во взаимоотношении с родителями;
•
рисковое поведение, в том числе
различного рода зависимости;
•
комплексные проблемы.
3 слайд
Это проблемы: • в обучении; • во взаимоотношении со сверстниками; • во взаимоотношении с родителями; • рисковое поведение, в том числе различного рода зависимости; • комплексные проблемы.
4 слайд
Их проявлением может быть:
•
нарушение поведения (от замкнутости до
агрессии);
•
эмоциональное неблагополучие
(плаксивость, вспышки гнева и т. д.);
•
пропуск уроков без уважительной причины;
•
нарушение общепринятых норм поведения
(совершение противоправных действий).
4 слайд
Их проявлением может быть: • нарушение поведения (от замкнутости до агрессии); • эмоциональное неблагополучие (плаксивость, вспышки гнева и т. д.); • пропуск уроков без уважительной причины; • нарушение общепринятых норм поведения (совершение противоправных действий).
5 слайд
Этапы социально-психологической работы с
детьми проявляющими различные формы
девиантного поведения
•
1 Этап. Выявление учащихся с проявлением дезадаптивного
поведения в школьной среде. На основе поступающего запроса со
стороны:
–
Классного руководителя (наиболее распространенный вариант)
–
Учителя-предметника
–
Родителей
•
2 Этап. Формирование «группы риска», в которой состоят дети,
имеющие проблемы школьной дезадаптации.
•
Работа с детьми «группы риска» ведется в трех направлениях:
–
диагностика психолого-социальной дезадаптации;
–
просвещение учащихся о возможных последствиях тех или иных
форм отклоняющегося поведения;
–
профилактика - направленная на предотвращение и коррекцию
различных форм девиантного поведения.
5 слайд
Этапы социально-психологической работы с детьми проявляющими различные формы девиантного поведения • 1 Этап. Выявление учащихся с проявлением дезадаптивного поведения в школьной среде. На основе поступающего запроса со стороны: – Классного руководителя (наиболее распространенный вариант) – Учителя-предметника – Родителей • 2 Этап. Формирование «группы риска», в которой состоят дети, имеющие проблемы школьной дезадаптации. • Работа с детьми «группы риска» ведется в трех направлениях: – диагностика психолого-социальной дезадаптации; – просвещение учащихся о возможных последствиях тех или иных форм отклоняющегося поведения; – профилактика - направленная на предотвращение и коррекцию различных форм девиантного поведения.
6 слайд
•
3 Этап. Постановка на контроль учащихся.
Существует три вида постановки на контроль:
Постановка на внутришкольный контроль – данная группа учащихся
формируется на основе фиксируемых нарушений дисциплинарного
порядка школы у детей, так же сюда относят учащихся, не посещающих
школу в течение длительного времени без уважительных причин, и детей
с ярко выраженным девиантным поведением.
Постановка на учет в ОДН УВД – для данной группы детей характерна
трудная жизненная ситуация, и как следствие отклонение в развитии от
учебно-воспитательных норм, предъявляемых к возрастным
особенностям ребенка.
Постановка на контроль у психолога, психиатра - в данную группу относят
учащихся с какими-либо психическими отклонениями от установленных
норм психического развития, на определенный возрастной период.
6 слайд
• 3 Этап. Постановка на контроль учащихся. Существует три вида постановки на контроль: Постановка на внутришкольный контроль – данная группа учащихся формируется на основе фиксируемых нарушений дисциплинарного порядка школы у детей, так же сюда относят учащихся, не посещающих школу в течение длительного времени без уважительных причин, и детей с ярко выраженным девиантным поведением. Постановка на учет в ОДН УВД – для данной группы детей характерна трудная жизненная ситуация, и как следствие отклонение в развитии от учебно-воспитательных норм, предъявляемых к возрастным особенностям ребенка. Постановка на контроль у психолога, психиатра - в данную группу относят учащихся с какими-либо психическими отклонениями от установленных норм психического развития, на определенный возрастной период.
7 слайд
Методика работы
учителя Проблема
Наблю
дение •
Активное
•
Пассивное
Собесе
довани
е •
Коллеги (педагоги,
психолог, завуч,
фельдшер)
•
Детский коллектив
•
Ученик
•
Родственники
•
Инспектор ОДН
Анализ
докумен
тации •
Электронный
журнал
•
Дневники учащихся
•
Диагностические
данные Суицид , соматические расстройства
Правонарушения
Пропуски уроков,
неуспеваемость
Неблагополучие семьиВыявление учащихся
«группы риска»
7 слайд
Методика работы учителя Проблема Наблю дение • Активное • Пассивное Собесе довани е • Коллеги (педагоги, психолог, завуч, фельдшер) • Детский коллектив • Ученик • Родственники • Инспектор ОДН Анализ докумен тации • Электронный журнал • Дневники учащихся • Диагностические данные Суицид , соматические расстройства Правонарушения Пропуски уроков, неуспеваемость Неблагополучие семьиВыявление учащихся «группы риска»
8 слайд
Организация и планирование
индивидуальной работы с детьми
Коррекционная работаВзаимодействие с родителями, администрацией, инспектором, социологом Обучение навыкам соблюдения школьного режимаОказание индивидуальной помощи в сфере общения с детьми и взрослымиСоздание в детском коллективе условий развития реальных возможностей ученика Установление межличностных контактов с ребенкомСоставление психолого-педагогической характеристикиАнализ психолого-педагогического диагностирования, медицинского заключения. Изучение индивидуальных особенностей, сопутствующих заболеваний
8 слайд
Организация и планирование индивидуальной работы с детьми Коррекционная работаВзаимодействие с родителями, администрацией, инспектором, социологом Обучение навыкам соблюдения школьного режимаОказание индивидуальной помощи в сфере общения с детьми и взрослымиСоздание в детском коллективе условий развития реальных возможностей ученика Установление межличностных контактов с ребенкомСоставление психолого-педагогической характеристикиАнализ психолого-педагогического диагностирования, медицинского заключения. Изучение индивидуальных особенностей, сопутствующих заболеваний
9 слайд
Формы
индиви дуальной работы
с учащимися Психолого-педагогическая диагностика
Изучение материалов медико-педагогического обследования
Составление характеристики учащегося
Оформление личного листа учащегося
Ведение родительского дневника личных достижений ученика
Работа с информационной картой успеваемости и картой занятости ученика
Определение зоны ближайшего развития
Индивидуальные консультации, беседы,
приглашение на педсовет, совет администрации школы
Создание ситуаций успеха
Разработка коррекционно-развивающей программы, согласование с планом
воспитательной работы классного коллектива
9 слайд
Формы индиви дуальной работы с учащимися Психолого-педагогическая диагностика Изучение материалов медико-педагогического обследования Составление характеристики учащегося Оформление личного листа учащегося Ведение родительского дневника личных достижений ученика Работа с информационной картой успеваемости и картой занятости ученика Определение зоны ближайшего развития Индивидуальные консультации, беседы, приглашение на педсовет, совет администрации школы Создание ситуаций успеха Разработка коррекционно-развивающей программы, согласование с планом воспитательной работы классного коллектива
10 слайд
Работа с семьей учащегося
a. Изучение семьи, социального окружения
b. Оказание помощи матери и ребенку
c. Организация работы с КДН, органами
опеки и попечительства
d. Профилактика правонарушений в семье
e. Летний отдых детей
f. Совместные будни и праздники
10 слайд
Работа с семьей учащегося a. Изучение семьи, социального окружения b. Оказание помощи матери и ребенку c. Организация работы с КДН, органами опеки и попечительства d. Профилактика правонарушений в семье e. Летний отдых детей f. Совместные будни и праздники
11 слайд
Важное условие предупреждения
возникновения у подростка серьезных
социально-эмоциональных проблем и
попадания его в "группу риска" –
правильно организованная досуговая
деятельность , которая может включать в
себя:
11 слайд
Важное условие предупреждения возникновения у подростка серьезных социально-эмоциональных проблем и попадания его в "группу риска" – правильно организованная досуговая деятельность , которая может включать в себя:
12 слайд
•
посещение кружков и секций (как в школе,
так и за ее пределами);
•
внеклассную деятельность в школе;
•
экскурсии;
•
посещение выставок, музеев, театров…
•
туристические походы;
•
участие в работе детских и подростковых
общественных организаций и др.
12 слайд
• посещение кружков и секций (как в школе, так и за ее пределами); • внеклассную деятельность в школе; • экскурсии; • посещение выставок, музеев, театров… • туристические походы; • участие в работе детских и подростковых общественных организаций и др.
13 слайд
СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СТРУКТУР НА
КОРРЕКЦИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
РЕБЕНОК
с девиантным поведением ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
СЛУЖБА
КЛАССНЫЙ
РУКОВОДИТЕЛЬ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА
ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
АКТИВ КЛАССА
(референтное лицо) ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ
ОТДЕЛ
КОМПЕТЕНТНЫЕ ОРГАНЫ
13 слайд
СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СТРУКТУР НА КОРРЕКЦИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНОК с девиантным поведением ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ АКТИВ КЛАССА (референтное лицо) ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ОТДЕЛ КОМПЕТЕНТНЫЕ ОРГАНЫ
14 слайд
Коррекционно-профилактическая
воспитательная работа с учащимся
ДОКУМЕНТАЦИЯ
•
Характеристика учащегося.
•
Социальный паспорт семьи.
•
Акт обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего.
•
Акты посещения семьи.
•
Анкетирование учащегося.
•
Психологическое тестирование.
•
Родительский дневник личных достижений ученика.
•
Информационные карты успеваемости, занятости ребенка.
•
Протоколы заседаний родительского комитета, родительских собраний.
14 слайд
Коррекционно-профилактическая воспитательная работа с учащимся ДОКУМЕНТАЦИЯ • Характеристика учащегося. • Социальный паспорт семьи. • Акт обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего. • Акты посещения семьи. • Анкетирование учащегося. • Психологическое тестирование. • Родительский дневник личных достижений ученика. • Информационные карты успеваемости, занятости ребенка. • Протоколы заседаний родительского комитета, родительских собраний.
15 слайд
Коррекционно-профилактическая
воспитательная работа с учащимся
Алгоритм совместной работы
•
Сбор диагностической информации.
•
Составление плана коррекционной работы.
•
В системе «Учитель-ученик»: отслеживание педагогических нагрузок на
ученика, контроль его физического состояния, обеспечение
дополнительным образованием.
•
В системе «Родитель-учитель»: диагностика, посещение семьи, вызов
в школу, родительские собрания, родительский комитет.
•
В системе «Инспектор-администрация»: инспектирование, совещание
при директоре, при заместителях директора, совет профилактики
правонарушений, профилактическая работа, юридическая помощь.
15 слайд
Коррекционно-профилактическая воспитательная работа с учащимся Алгоритм совместной работы • Сбор диагностической информации. • Составление плана коррекционной работы. • В системе «Учитель-ученик»: отслеживание педагогических нагрузок на ученика, контроль его физического состояния, обеспечение дополнительным образованием. • В системе «Родитель-учитель»: диагностика, посещение семьи, вызов в школу, родительские собрания, родительский комитет. • В системе «Инспектор-администрация»: инспектирование, совещание при директоре, при заместителях директора, совет профилактики правонарушений, профилактическая работа, юридическая помощь.
16 слайд
Устранение педагогической
запущенности или как грамотно
выстраивать свои отношения с детьми
Общие методы
Создание благоприятного микроклимата в семье, школе.
Изменение общения.
Устранение эмоционально-психологических перегрузок.
Формирование индивидуального опыта поведения.
Преодоление недостатков развития.
Организация ведущей деятельности.
Формирование интереса, умений, навыков, развитие активности.
16 слайд
Устранение педагогической запущенности или как грамотно выстраивать свои отношения с детьми Общие методы Создание благоприятного микроклимата в семье, школе. Изменение общения. Устранение эмоционально-психологических перегрузок. Формирование индивидуального опыта поведения. Преодоление недостатков развития. Организация ведущей деятельности. Формирование интереса, умений, навыков, развитие активности.
17 слайд
Устранение педагогической запущенности
или как грамотно выстраивать свои
отношения с детьми
Специальные методы
Организация ситуации успеха ребенка в ведущей деятельности (обучение,
общение, спорт, искусство, труд).
Руководство поведением ребенка путем опоры на положительные
качества.
Привитие навыков жизни и деятельности в коллективе.
Преодоление недостатков, пробелов, дисгармонии интеллектуального,
нравственного и эмоционального развития.
17 слайд
Устранение педагогической запущенности или как грамотно выстраивать свои отношения с детьми Специальные методы Организация ситуации успеха ребенка в ведущей деятельности (обучение, общение, спорт, искусство, труд). Руководство поведением ребенка путем опоры на положительные качества. Привитие навыков жизни и деятельности в коллективе. Преодоление недостатков, пробелов, дисгармонии интеллектуального, нравственного и эмоционального развития.
18 слайд
Среди трудностей, которые возникают в социально-
психологической деятельности в данном направлении, наиболее
распространены следующие:
Отсутствие рычагов воздействия на учащихся, которые не совмещают
выбранную жизненную позицию с обучением, получением образования.
Сложность психодиагностической и коррекционной работы с учащимися,
длительное время отсутствующими в школе.
Неблагоприятное воздействие социального окружения большинства учащихся,
состоящих на контроле, вследствие деструтивного воспитания в семье и
негативного воздействия неформальных социальных групп.
Отсутствие единой системы эффективного коррекционного воздействия на
данный контингент учащихся.
Отсутствие реабилитационных центров, которые могли осуществлять
коррекционную работу над девиантным поведением подростков и оказывать
квалифицированную поддержку в данном вопросе, за пределами учебного
заведения. Большинство подростков, состоящих на внутришкольном контроле,
выходят из школы с не «выправленным» поведением, которое в последствии
становится асоциальным.
18 слайд
Среди трудностей, которые возникают в социально- психологической деятельности в данном направлении, наиболее распространены следующие: Отсутствие рычагов воздействия на учащихся, которые не совмещают выбранную жизненную позицию с обучением, получением образования. Сложность психодиагностической и коррекционной работы с учащимися, длительное время отсутствующими в школе. Неблагоприятное воздействие социального окружения большинства учащихся, состоящих на контроле, вследствие деструтивного воспитания в семье и негативного воздействия неформальных социальных групп. Отсутствие единой системы эффективного коррекционного воздействия на данный контингент учащихся. Отсутствие реабилитационных центров, которые могли осуществлять коррекционную работу над девиантным поведением подростков и оказывать квалифицированную поддержку в данном вопросе, за пределами учебного заведения. Большинство подростков, состоящих на внутришкольном контроле, выходят из школы с не «выправленным» поведением, которое в последствии становится асоциальным.
19 слайд
Учителю следует начинать с
элементарного, но вместе с тем и с
наитруднейшего – с формирования
способности ощущать душевное
состояние другого человека, уметь
ставить себя на место другого в самых
разных ситуациях.
В.А. Сухомлинский
19 слайд
Учителю следует начинать с элементарного, но вместе с тем и с наитруднейшего – с формирования способности ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях. В.А. Сухомлинский
20 слайд
20 слайд