Презентация по биологии на тему "Виды взаимоотношений между организмами разных видов экосистем"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
29.04.2019год
Открытый урок по биологии на тему:
Виды взаимоотношений между
организмами разных видов экосистем
Автор: Журабаева
Б.С.
учитель биологии и
химии
«Средняя школа
№173»
г. Кызылорда,2018г.
1 слайд
29.04.2019год Открытый урок по биологии на тему: Виды взаимоотношений между организмами разных видов экосистем Автор: Журабаева Б.С. учитель биологии и химии «Средняя школа №173» г. Кызылорда,2018г.
2 слайд
Тип урока: урок получения новых знаний.
Цели урока: Об.: Изучить и различать
типы взаимоотношений между
организмами одной экосистемы.
Разв.: Развитие умения формулировать
определения взаимоотношений:
протокооперация, симбиоз, мутуализм,
комменсализм, хищничество,
паразитизм, конкуренция.
Распознавать факторы ,определяющие
исход конкурентной борьбы .
Воспитание внимания ,познания и
мышления.
2 слайд
Тип урока: урок получения новых знаний. Цели урока: Об.: Изучить и различать типы взаимоотношений между организмами одной экосистемы. Разв.: Развитие умения формулировать определения взаимоотношений: протокооперация, симбиоз, мутуализм, комменсализм, хищничество, паразитизм, конкуренция. Распознавать факторы ,определяющие исход конкурентной борьбы . Воспитание внимания ,познания и мышления.
3 слайд
Опрос д/з в виде:
I .Работ по карточкам.
II . Обобщающего цифрового диктанта.
Карточки:
Что изучает экология?Что в переводе с
греческого оно означает? Кем и когда был
введен термин экология и в какой работе?
Назовите разделы экологии?
Все факторы окружающей среды можно
разделить на 3 группы,какие?
Какие факторы называются
антропогенными?
3 слайд
Опрос д/з в виде: I .Работ по карточкам. II . Обобщающего цифрового диктанта. Карточки: Что изучает экология?Что в переводе с греческого оно означает? Кем и когда был введен термин экология и в какой работе? Назовите разделы экологии? Все факторы окружающей среды можно разделить на 3 группы,какие? Какие факторы называются антропогенными?
4 слайд
Цифровой диктант
Верны ли утверждения:
1. Все компоненты неживой природы, влияющих на состояние
организмов, популяций и видов называются абиотическими.
2. Термин «экология» ввел в науку В.И. Вернадский.
3. Выпадение осадков – пример биотического фактора
4. Примером биотического фактора является влияние растений на
других членов биоценоза.
5. Воздух относится к биотическим факторам среды.
6. Зону нормальной жизнедеятельности организмов называют зоной
пессимума.
7. Вырубка лесов ведет к нарушению кислородного режима на
планете.
8. Термин «экология» был введен в 1866 году.
9. Уменьшение освещенности в водоеме с увеличением глубины –
пример антропогенного фактора.
10. Растения, обитающие в условиях слабой освещенности, - это
теневыносливые растения.
4 слайд
Цифровой диктант Верны ли утверждения: 1. Все компоненты неживой природы, влияющих на состояние организмов, популяций и видов называются абиотическими. 2. Термин «экология» ввел в науку В.И. Вернадский. 3. Выпадение осадков – пример биотического фактора 4. Примером биотического фактора является влияние растений на других членов биоценоза. 5. Воздух относится к биотическим факторам среды. 6. Зону нормальной жизнедеятельности организмов называют зоной пессимума. 7. Вырубка лесов ведет к нарушению кислородного режима на планете. 8. Термин «экология» был введен в 1866 году. 9. Уменьшение освещенности в водоеме с увеличением глубины – пример антропогенного фактора. 10. Растения, обитающие в условиях слабой освещенности, - это теневыносливые растения.
5 слайд
Виды экологических
взаимодействий:
1. Нейтральные (00)
2. Взаимно-вредные (--)
3. Вредно-нейтральные (-0)
4. Взаимно-полезные (++)
5. Полезно-нейтральные (+0)
6. Полезно-вредные (+-)
5 слайд
Виды экологических взаимодействий: 1. Нейтральные (00) 2. Взаимно-вредные (--) 3. Вредно-нейтральные (-0) 4. Взаимно-полезные (++) 5. Полезно-нейтральные (+0) 6. Полезно-вредные (+-)
6 слайд
Нейтрализм (00)
Белка и лось
6 слайд
Нейтрализм (00) Белка и лось
7 слайд
Взаимно-вредные (--)
Внутривидовая конкуренция
7 слайд
Взаимно-вредные (--) Внутривидовая конкуренция
8 слайд
Взаимно-вредные (--)
Межвидовая конкуренция
8 слайд
Взаимно-вредные (--) Межвидовая конкуренция
9 слайд
Вредно-нейтральные (-0) –
аменсализм
Деревья и светолюбивые травы
9 слайд
Вредно-нейтральные (-0) – аменсализм Деревья и светолюбивые травы
10 слайд
Взаимно-полезные (++) -
симбиоз
Протокооперация
10 слайд
Взаимно-полезные (++) - симбиоз Протокооперация
11 слайд
Взаимно-полезные (++)
Мутуализм
11 слайд
Взаимно-полезные (++) Мутуализм
12 слайд
Полезно-нейтральные (+0)
Нахлебничество
12 слайд
Полезно-нейтральные (+0) Нахлебничество
13 слайд
Полезно-нейтральные (+0) –
коменсализм
квартиранство
13 слайд
Полезно-нейтральные (+0) – коменсализм квартиранство
14 слайд
Полезно-вредные (+-)
хищничество
14 слайд
Полезно-вредные (+-) хищничество
15 слайд
Полезно-вредные (+-)
Разновидность хищничества – каннибализм
15 слайд
Полезно-вредные (+-) Разновидность хищничества – каннибализм
16 слайд
Полезно-вредные (+-)
Животные - паразиты
16 слайд
Полезно-вредные (+-) Животные - паразиты
17 слайд
Полезно-вредные (+-)
Растения паразиты
17 слайд
Полезно-вредные (+-) Растения паразиты
18 слайд
Полезно-вредные (+-)
Грибы - паразиты
18 слайд
Полезно-вредные (+-) Грибы - паразиты
19 слайд
Выводы
1. В процессе эволюции между организмами возникли
сложные взаимоотношения.
2. Биотические факторы влияют не только на отдельные
особи, но и на популяцию в целом, регулируя численность
видов.
3. Взаимоотношения между организмами различных
систематических групп обеспечивают биологическое
равновесие в экосистеме.
4. Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны,
они приводят лишь к трем главным результатам:
обеспечению пищей,
изменению среды обитания,
расселению видов в пространстве.
19 слайд
Выводы 1. В процессе эволюции между организмами возникли сложные взаимоотношения. 2. Биотические факторы влияют не только на отдельные особи, но и на популяцию в целом, регулируя численность видов. 3. Взаимоотношения между организмами различных систематических групп обеспечивают биологическое равновесие в экосистеме. 4. Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трем главным результатам: обеспечению пищей, изменению среды обитания, расселению видов в пространстве.
20 слайд
Вид взаимоотношений Примеры
Нейтрализм Белка и лось
Аменсализм Деревья и светолюбивые
растения
Внутривидовая конкуренция Два тигра за территорию,за
внимание самки
Межвидовая конкуренция антилопа и лось
Протокооперация акулы и рыбы лоцманы
Мутуализм Муравьи и тля
Нахлебничество Львы и гиены
Квартиранство Рыба и растение
Хищничество Кошка и мышь,растение
мухолов
Паразитизм Человек и паразиты
20 слайд
Вид взаимоотношений Примеры Нейтрализм Белка и лось Аменсализм Деревья и светолюбивые растения Внутривидовая конкуренция Два тигра за территорию,за внимание самки Межвидовая конкуренция антилопа и лось Протокооперация акулы и рыбы лоцманы Мутуализм Муравьи и тля Нахлебничество Львы и гиены Квартиранство Рыба и растение Хищничество Кошка и мышь,растение мухолов Паразитизм Человек и паразиты
21 слайд
Биологическая задача 1
Иногда можно услышать мнение:
«Неужели современные техника и наука не
может найти средств для уничтожения
комаров? От них столько неприятностей
людям и животным!» Представим себе,
что такое средство найдено. Правильно,
ли поступит человек, если воспользуется
им? Почему?
21 слайд
Биологическая задача 1 Иногда можно услышать мнение: «Неужели современные техника и наука не может найти средств для уничтожения комаров? От них столько неприятностей людям и животным!» Представим себе, что такое средство найдено. Правильно, ли поступит человек, если воспользуется им? Почему?
22 слайд
Биологическая задача 2
Личинка майского жука питается
перегноем, корнями трав и деревьев, а
взрослый жук – листьями деревьев. Какое
приспособительное значение для майских
жуков имеют эти различия в питании?
22 слайд
Биологическая задача 2 Личинка майского жука питается перегноем, корнями трав и деревьев, а взрослый жук – листьями деревьев. Какое приспособительное значение для майских жуков имеют эти различия в питании?
23 слайд
Лист взаимооценивания:
1.Свою работу на уроке я оцениваю на:
…
2.Сегодня на уроке мне больше всего
понравилось…..
3.Особенно сложным для меня было…
23 слайд
Лист взаимооценивания: 1.Свою работу на уроке я оцениваю на: … 2.Сегодня на уроке мне больше всего понравилось….. 3.Особенно сложным для меня было…
24 слайд
Домашнее задание:
§60 пересказ, ответить на вопросы на
стр. 282
24 слайд
Домашнее задание: §60 пересказ, ответить на вопросы на стр. 282
25 слайд
Спасибо за внимание!
25 слайд
Спасибо за внимание!