Приемы устного счета
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
Приёмы устного Приёмы устного
решения квадратного решения квадратного
уравненияуравненияОШ им. Карима Мынбаева , Нуринского района,
Карагандинской облости.
Алпысбаева Г.К.
учитель математики
и физики.
1 слайд
Приёмы устного Приёмы устного решения квадратного решения квадратного уравненияуравненияОШ им. Карима Мынбаева , Нуринского района, Карагандинской облости. Алпысбаева Г.К. учитель математики и физики.
2 слайд
Цель:
устные
приёмы эффективного
решения квадратных уравнений.
2 слайд
Цель: устные приёмы эффективного решения квадратных уравнений.
3 слайд
19881
) 5 4 )( 21 9( ) 4 5( 2
D
x x x
; 0 2 sin 1997 sin 1999
2
x x
0 1 6 sin 4 6 sin 3
2
x x
0 1
2
4
2
3 2
x
tg
x
tg
0 1669 1988 319 2 x x
x x x
4 2 10 3 25 5
0 ) 8( log )5,1 3( log 5,0
0 )1 3 2( log
4 2
9,0
x x y
x y
3 слайд
19881 ) 5 4 )( 21 9( ) 4 5( 2 D x x x ; 0 2 sin 1997 sin 1999 2 x x 0 1 6 sin 4 6 sin 3 2 x x 0 1 2 4 2 3 2 x tg x tg 0 1669 1988 319 2 x x x x x 4 2 10 3 25 5 0 ) 8( log )5,1 3( log 5,0 0 )1 3 2( log 4 2 9,0 x x y x y
4 слайд
Извлечения квадратного корня
Из натурального числа96 9216 18 324
92 *16 =96
81
1116
1116 3*24 = 18
1
224
224186
6 28
8 у
с
т
н
о
141 19881
4 слайд
Извлечения квадратного корня Из натурального числа96 9216 18 324 92 *16 =96 81 1116 1116 3*24 = 18 1 224 224186 6 28 8 у с т н о 141 19881
5 слайд
Приём «Коэффициентов»:
1) Если а+в+с=0, то . , 1 2 1
a
c
x x
2) Если в = а + с, то
. , 1 2 1
a
c
x x
0
2
c bx ax
3) Если
0 c b a
Используя приёмы 1) -3) можно придумывать
уравнения с рациональными корнями. , то приём «Переброски»
5 слайд
Приём «Коэффициентов»: 1) Если а+в+с=0, то . , 1 2 1 a c x x 2) Если в = а + с, то . , 1 2 1 a c x x 0 2 c bx ax 3) Если 0 c b a Используя приёмы 1) -3) можно придумывать уравнения с рациональными корнями. , то приём «Переброски»
6 слайд
5)5)
a
x
a x
a x a ax 1 0 ) 1 (
2
1
2 2
, 0 6 37 6 2 x x
6
1
6
2
1
x
x
Нап
рим
ер, 4)
Например:
a
x
a x
a x a ax 1 0 ) 1 (
2
1
2 2
15
1
15
0 15 226 15
2
1
2
x
x
x x
Например:
6 слайд
5)5) a x a x a x a ax 1 0 ) 1 ( 2 1 2 2 , 0 6 37 6 2 x x 6 1 6 2 1 x x Нап рим ер, 4) Например: a x a x a x a ax 1 0 ) 1 ( 2 1 2 2 15 1 15 0 15 226 15 2 1 2 x x x x Например:
7 слайд
•
7)7)
a
x
a x
a x a ax 1 0 )1 (
2
1
2 2 , 0 17 288 17 2 x x
17
1
17
2
1
x
x6)
a
x
a x
a x a ax 1 0 ) 1 (
2
1
2 2
10
1
10
0 10 99 10
2
1
2
x
x
x x
Например: Например:
7 слайд
• 7)7) a x a x a x a ax 1 0 )1 ( 2 1 2 2 , 0 17 288 17 2 x x 17 1 17 2 1 x x6) a x a x a x a ax 1 0 ) 1 ( 2 1 2 2 10 1 10 0 10 99 10 2 1 2 x x x x Например: Например:
8 слайд
Учитель математики и физикиУчитель математики и физики
: :
Алпысбаева Галия Клишевна.Алпысбаева Галия Клишевна.
8 слайд
Учитель математики и физикиУчитель математики и физики : : Алпысбаева Галия Клишевна.Алпысбаева Галия Клишевна.
9 слайд
9 слайд
10 слайд
•
Квадратные уравнения – это фундамент, на котором Квадратные уравнения – это фундамент, на котором
покоится величественное здание алгебры. Квадратные покоится величественное здание алгебры. Квадратные
уравнения находят широкое применение при решении уравнения находят широкое применение при решении
тригонометрических, тригонометрических,
•
показательных , иррациональных уравнений и неравенств.показательных , иррациональных уравнений и неравенств.
•
В школьном курсе математики изучаются формулы корней В школьном курсе математики изучаются формулы корней
квадратных уравнений, с помощью которых можно решать квадратных уравнений, с помощью которых можно решать
любые квадратные уравнения.любые квадратные уравнения.
•
Однако имеются и другие приёмы решения квадратных Однако имеются и другие приёмы решения квадратных
уравнений, которые позволяют очень быстро и рационально уравнений, которые позволяют очень быстро и рационально
решать квадратные уравнения.решать квадратные уравнения.
10 слайд
• Квадратные уравнения – это фундамент, на котором Квадратные уравнения – это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Квадратные покоится величественное здание алгебры. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических, тригонометрических, • показательных , иррациональных уравнений и неравенств.показательных , иррациональных уравнений и неравенств. • В школьном курсе математики изучаются формулы корней В школьном курсе математики изучаются формулы корней квадратных уравнений, с помощью которых можно решать квадратных уравнений, с помощью которых можно решать любые квадратные уравнения.любые квадратные уравнения. • Однако имеются и другие приёмы решения квадратных Однако имеются и другие приёмы решения квадратных уравнений, которые позволяют очень быстро и рационально уравнений, которые позволяют очень быстро и рационально решать квадратные уравнения.решать квадратные уравнения.
11 слайд
Приёмы устного решения Приёмы устного решения
квадратного уравненияквадратного уравнения
1) 2 ) приём «коэффициентов»1) 2 ) приём «коэффициентов»
3) приём «переброски»3) приём «переброски»
11 слайд
Приёмы устного решения Приёмы устного решения квадратного уравненияквадратного уравнения 1) 2 ) приём «коэффициентов»1) 2 ) приём «коэффициентов» 3) приём «переброски»3) приём «переброски»
12 слайд
•
Обобщить и систематизировать изученный материал по теме:
«Квадратные уравнения».
•
Научить учащихся приёмам устного решения квадратных
уравнений.
•
Развивать внимание и логическое мышление.
•
Воспитывать культуру поведения .
12 слайд
• Обобщить и систематизировать изученный материал по теме: «Квадратные уравнения». • Научить учащихся приёмам устного решения квадратных уравнений. • Развивать внимание и логическое мышление. • Воспитывать культуру поведения .
13 слайд
0
2
c bx ax
0 ab=o b=o
c=0c=0 b=0b=0
c≠0c≠0 b≠0b≠0
c=0c=0
0
2
ax
1 корень:
x = 0 0
2
c ax 0 2 bx ax
a
b
x
x
b ax x
2
1 0
, 0 ) ( 2 корня,
если :
а и с имеют разные знаки
Нет корней, если:
а и с имеют одинаковые
знаки 2корня2корня
13 слайд
0 2 c bx ax 0 ab=o b=o c=0c=0 b=0b=0 c≠0c≠0 b≠0b≠0 c=0c=0 0 2 ax 1 корень: x = 0 0 2 c ax 0 2 bx ax a b x x b ax x 2 1 0 , 0 ) ( 2 корня, если : а и с имеют разные знаки Нет корней, если: а и с имеют одинаковые знаки 2корня2корня
14 слайд
D >0
D =0
D<0 2 корня0 , 0 c b
0
2
g px x
Формулы корней:
;
4 2
2
,1 2 g
p p
x
1корень
Нет корней
1 a
;
2
4
2
2,1
a
ac b b
x
п р и b = 2 k ;
a
ac k k
x
2
2,1
2
1
3
14 слайд
D >0 D =0 D<0 2 корня0 , 0 c b 0 2 g px x Формулы корней: ; 4 2 2 ,1 2 g p p x 1корень Нет корней 1 a ; 2 4 2 2,1 a ac b b x п р и b = 2 k ; a ac k k x 2 2,1 2 1 3
15 слайд
ТеоремыТеоремы
ВиетаВиета
--------------------------------------------------------
ДаноДано ОбратнаяОбратная
--------------------------------------------------------
ДаноДано
Для чиселДля чисел0
,
2
2 1
g px x
уравнения
корни x x
g x x
p x x
имеем
g p x x
2 1
2 1
2 , 1
:
, ,
g x x
p x x
Доказать
2 1
2 1
0
,
2
2 1
g px x
уравнения
корни x x
Доказать
15 слайд
ТеоремыТеоремы ВиетаВиета -------------------------------------------------------- ДаноДано ОбратнаяОбратная -------------------------------------------------------- ДаноДано Для чиселДля чисел0 , 2 2 1 g px x уравнения корни x x g x x p x x имеем g p x x 2 1 2 1 2 , 1 : , , g x x p x x Доказать 2 1 2 1 0 , 2 2 1 g px x уравнения корни x x Доказать
16 слайд
К какому типу относится
уравнение0 3 2
2
x x
Решите его
Ответ:
2
3
; 1 У
Р А В
Н Е
Н И
Е
16 слайд
К какому типу относится уравнение0 3 2 2 x x Решите его Ответ: 2 3 ; 1 У Р А В Н Е Н И Е
17 слайд
ЗАДАЧАЗАДАЧА0 6 1984 1978
2
x x
Найти наиболее рациональным способом
корни уравнения
1978
6
; 1
2
1
x
x
17 слайд
ЗАДАЧАЗАДАЧА0 6 1984 1978 2 x x Найти наиболее рациональным способом корни уравнения 1978 6 ; 1 2 1 x x
18 слайд
•
Пусть дано квадратноеПусть дано квадратное
уравнение уравнение 0 a , 0 2 c bx ax
где
1.Если a + b + c=0 ( т.е сумма коэффициентов равна нулю), то
. , 1 2 1 a
c
x x Доказательство. Разделим обе части уравнения на получим
приведённое квадратное уравнение
0a
.0 2
a
c x
a
b x
По теореме Виета
. 2 1
2 1
a
c x x
a
b x x
По условию a + b +c =0 , откуда b= - a – c . Значит,
. 1
1
2 1
2 1
a
c x x
a
c
a
c a x x
Получаем
, , 1 2 1 a
c x x что и требовалось доказать.
18 слайд
• Пусть дано квадратноеПусть дано квадратное уравнение уравнение 0 a , 0 2 c bx ax где 1.Если a + b + c=0 ( т.е сумма коэффициентов равна нулю), то . , 1 2 1 a c x x Доказательство. Разделим обе части уравнения на получим приведённое квадратное уравнение 0a .0 2 a c x a b x По теореме Виета . 2 1 2 1 a c x x a b x x По условию a + b +c =0 , откуда b= - a – c . Значит, . 1 1 2 1 2 1 a c x x a c a c a x x Получаем , , 1 2 1 a c x x что и требовалось доказать.
19 слайд
Приёмы устного решения решения
квадратных
уравнений0
2
c bx ax
0 c b a
, то
a
c
x x 2 1 , 1
0 9 13 4
2
x x
Например:
4
9
, 1 2 1 x xЕсли Приём №1
19 слайд
Приёмы устного решения решения квадратных уравнений0 2 c bx ax 0 c b a , то a c x x 2 1 , 1 0 9 13 4 2 x x Например: 4 9 , 1 2 1 x xЕсли Приём №1
20 слайд
•
0
2
c bx ax
0 1 2000 1999
2
x x
Если b = a + c , то
a
c
x x
2 1 , 1 Приём №2
Например:
0 7 11 4
2
x x
4
7
, 1 2 1
x x
20 слайд
• 0 2 c bx ax 0 1 2000 1999 2 x x Если b = a + c , то a c x x 2 1 , 1 Приём №2 Например: 0 7 11 4 2 x x 4 7 , 1 2 1 x x
21 слайд
Решить уравнениеРешить уравнение0 1669 1988 319
2
x x
.
319
1669
;1
2
1
x
x
21 слайд
Решить уравнениеРешить уравнение0 1669 1988 319 2 x x . 319 1669 ;1 2 1 x x
22 слайд
0 13 326 313
2
x x
0 208 137 345
2
x x
0 391 448 839 2 x x
0 39 978 939
2
x x1.
2.
3.
4.
313
13
; 1
839
391
; 1
345
208
;1
939
39
; 1
22 слайд
0 13 326 313 2 x x 0 208 137 345 2 x x 0 391 448 839 2 x x 0 39 978 939 2 x x1. 2. 3. 4. 313 13 ; 1 839 391 ; 1 345 208 ;1 939 39 ; 1
23 слайд
0 c b a
0 5 11 2
2
x x
0 10 11
2
x xРешаем устно
Его корни 10 и 1, и делим на 2.
Ответ: 5;
2
1 Приём №3
23 слайд
0 c b a 0 5 11 2 2 x x 0 10 11 2 x xРешаем устно Его корни 10 и 1, и делим на 2. Ответ: 5; 2 1 Приём №3
24 слайд
0 18 7 0 3 7 6
2 2
x x x x
6
2
,
6
9
2 1 x x
3
1
;
2
3
Корни 9 и (-2).
Делим числа 9 и ( -2) на 6:
Ответ:
24 слайд
0 18 7 0 3 7 6 2 2 x x x x 6 2 , 6 9 2 1 x x 3 1 ; 2 3 Корни 9 и (-2). Делим числа 9 и ( -2) на 6: Ответ:
25 слайд
Используя приёмы решения 1) – 3),вы можете
придумывать уравнения с рациональными корнями.
Например, возьмём уравнение0 6 5 2 x x
(Корни 2 и 3), 6 делится на 1,2,3,6
6=1*6
6=6*1
6=2*3
6=3*2
Отсюда уравнения:
________________
0 1 5 6 2 x x
0 3 5 2 2 x x
0 2 5 3 2 x x
0 6 5 2 x x
0 1 5 6 2 x x
0 3 5 2 2 x x
0 2 5 3 2 x x
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
2
1;
3
1 )1
2
3
;1)2
3
2
;1)3
3 ; 2 ) 4
2
3 ;1 )6
3
2
;1 )7
2
1
;
3
1
)5
Одно уравнение дало ещё
7 уравнений с
рациональными корнями.
-------------------------------------------------
25 слайд
Используя приёмы решения 1) – 3),вы можете придумывать уравнения с рациональными корнями. Например, возьмём уравнение0 6 5 2 x x (Корни 2 и 3), 6 делится на 1,2,3,6 6=1*6 6=6*1 6=2*3 6=3*2 Отсюда уравнения: ________________ 0 1 5 6 2 x x 0 3 5 2 2 x x 0 2 5 3 2 x x 0 6 5 2 x x 0 1 5 6 2 x x 0 3 5 2 2 x x 0 2 5 3 2 x x 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 2 1; 3 1 )1 2 3 ;1)2 3 2 ;1)3 3 ; 2 ) 4 2 3 ;1 )6 3 2 ;1 )7 2 1 ; 3 1 )5 Одно уравнение дало ещё 7 уравнений с рациональными корнями. -------------------------------------------------
26 слайд
Когда уравненье Когда уравненье
решаешь дружок,решаешь дружок,
Ты должен найти у Ты должен найти у
него корешок.него корешок.
Значение буквы Значение буквы
проверить несложно. проверить несложно.
Поставь в уравненье Поставь в уравненье
его осторожно.его осторожно.
Коль верное равенство Коль верное равенство
выйдет у вас,выйдет у вас,
То корнем значенье То корнем значенье
зовите тотчас.зовите тотчас.0
2
c bx ax По праву достойна в
стихах быть воспета
свойствах корней
теорема Виета.
Что лучше, скажи,
постоянства такого:
Умножишь ты корни – и
дробь уж готова?
В числителе с , в
знаменателе а .
А сумма корней тоже
дроби равна.
Хоть с минусом дробь,
что за беда.
В числителе в, в
знаменателе а.
a
b
x x
a
c
x x
2 1
2 1
26 слайд
Когда уравненье Когда уравненье решаешь дружок,решаешь дружок, Ты должен найти у Ты должен найти у него корешок.него корешок. Значение буквы Значение буквы проверить несложно. проверить несложно. Поставь в уравненье Поставь в уравненье его осторожно.его осторожно. Коль верное равенство Коль верное равенство выйдет у вас,выйдет у вас, То корнем значенье То корнем значенье зовите тотчас.зовите тотчас.0 2 c bx ax По праву достойна в стихах быть воспета свойствах корней теорема Виета. Что лучше, скажи, постоянства такого: Умножишь ты корни – и дробь уж готова? В числителе с , в знаменателе а . А сумма корней тоже дроби равна. Хоть с минусом дробь, что за беда. В числителе в, в знаменателе а. a b x x a c x x 2 1 2 1
27 слайд
Найти №№ 505 – 573
--------------------------------
квадратные уравнения, которые
можно решить устно, используя
изученные приёмы.
27 слайд
Найти №№ 505 – 573 -------------------------------- квадратные уравнения, которые можно решить устно, используя изученные приёмы.
28 слайд
Выводы:
•
данные приёмы решения заслуживают внимания,
поскольку они не отражены в школьных учебниках
математики;
•
овладение данными приёмами поможет учащимся
экономить время и эффективно решать уравнения;
•
потребность в быстром решении обусловлена
применением тестовой системы вступительных
экзаменов;
•
владение алгоритмом извлечения квадратного
корня из натурального числа.
28 слайд
Выводы: • данные приёмы решения заслуживают внимания, поскольку они не отражены в школьных учебниках математики; • овладение данными приёмами поможет учащимся экономить время и эффективно решать уравнения; • потребность в быстром решении обусловлена применением тестовой системы вступительных экзаменов; • владение алгоритмом извлечения квадратного корня из натурального числа.