Психологические особенности младшего подростка.(11-12 лет) Презентация
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
Психологические
особенности младшего
подростка.
(11-12 лет)
1 слайд
Психологические особенности младшего подростка. (11-12 лет)
2 слайд
Пятиклассник - переходный от младшего
возраста к подростковому возрасту.
Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости.
Характерно усиление независимости детей от взрослых.
Характерен негативизм - стремление противостоять, не
поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям,
чувствам взрослых.
Происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности
на ведущую деятельность общения – установление
доверительно- дружеских отношений со сверстниками .
Социальные нормы поведения установленные взрослыми
отходят на второй план.
2 слайд
Пятиклассник - переходный от младшего возраста к подростковому возрасту. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. Характерно усиление независимости детей от взрослых. Характерен негативизм - стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения – установление доверительно- дружеских отношений со сверстниками . Социальные нормы поведения установленные взрослыми отходят на второй план.
3 слайд
Пятиклассник переходит на внутригрупповые
нормы поведения
(т.е, которые установил сам и сверстники)
Стремление к личному авторитету среди
сверстников порождает активный поиск для образца
подражания. Начинают играть роли в школе, дома и пробуют,
как на ту роль будут реагировать взрослые (роль лидера, роль
знатока, души компании, задиры).
Характерно повышенное внимание ребенка к себе , к своей
внешности, самопознанию, самовоспитанию.
Повышенная критичность к себе и
окружающим. Очень шаткая самооценка , которая зависит
от: положительной либо отрицательной оценки своих
школьных способностей, от того, на сколько налажены
межличностные отношения со сверстниками, а так же
педагогами, какое взаимоотношение в семье.
3 слайд
Пятиклассник переходит на внутригрупповые нормы поведения (т.е, которые установил сам и сверстники) Стремление к личному авторитету среди сверстников порождает активный поиск для образца подражания. Начинают играть роли в школе, дома и пробуют, как на ту роль будут реагировать взрослые (роль лидера, роль знатока, души компании, задиры). Характерно повышенное внимание ребенка к себе , к своей внешности, самопознанию, самовоспитанию. Повышенная критичность к себе и окружающим. Очень шаткая самооценка , которая зависит от: положительной либо отрицательной оценки своих школьных способностей, от того, на сколько налажены межличностные отношения со сверстниками, а так же педагогами, какое взаимоотношение в семье.
4 слайд
Возраст пятиклассников характеризуется начальным
этапом полового созревания . А это не только физические
изменения, но и психические – рывок к взрослению и
переоценка всех ценностей. И именно этот период совпадает
с изменением социального окружения и соц. роли ребенка.
В связи с этим начинают проявляться такие признаки как: -
упрямство, внутренние переживания, стремление к
самостоятельности, замкнутость (особенно когда родители
не считаются с внутренними переживаниями ребенка),
ранимость, обидчивость и отгороженость.
4 слайд
Возраст пятиклассников характеризуется начальным этапом полового созревания . А это не только физические изменения, но и психические – рывок к взрослению и переоценка всех ценностей. И именно этот период совпадает с изменением социального окружения и соц. роли ребенка. В связи с этим начинают проявляться такие признаки как: - упрямство, внутренние переживания, стремление к самостоятельности, замкнутость (особенно когда родители не считаются с внутренними переживаниями ребенка), ранимость, обидчивость и отгороженость.
5 слайд
Учебная деятельность характеризуется крайней
неорганизованностью, импульсивностью. Они не всегда
умеют планировать свои действия, контролировать их, часто
перескакивают с одного на другое не завершив начатое. Все
это связано с нервно-психическим состоянием этого
возрастного этапа.
5 слайд
Учебная деятельность характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью. Они не всегда умеют планировать свои действия, контролировать их, часто перескакивают с одного на другое не завершив начатое. Все это связано с нервно-психическим состоянием этого возрастного этапа.
6 слайд
ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ
АДАПТАЦИИ
Понятие адаптации
(от латинского слова adapto-приспособляю)
возникло в биологии и рассматривается в
ней как приспособление строений и
функций организма, его органов и клеток к
условиям среды.
6 слайд
ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ Понятие адаптации (от латинского слова adapto-приспособляю) возникло в биологии и рассматривается в ней как приспособление строений и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
7 слайд
Адаптация социальная рассматривается как
приспособление индивида к условиям
социальной среды, является одним из
основных социально-психологических
механизмов социализации личности, который
включает в себя и принятие индивидом
социальной роли.
7 слайд
Адаптация социальная рассматривается как приспособление индивида к условиям социальной среды, является одним из основных социально-психологических механизмов социализации личности, который включает в себя и принятие индивидом социальной роли.
8 слайд
Переход из начальной школы в среднюю связан с
возрастанием нагрузки
на психику ученика.
Смена деятельности. Главным становится общение;
Изменение структуры внимания. У ребенка резко
ухудшаются все свойства внимания, кроме переключения.
Ребенок в этом возрасте не может долго сосредотачиваться
на одном объекте, он должен часто менять деятельность;
Подростки очень эмоциональны. Даже отношение к
предметам носит чисто эмоциональный характер. Дети с
удовольствием берутся за то, что их привлекает. Но,
столкнувшись с первым трудностями, быстро охладевают.
Это возрастная особенность. Эмоциональность
пятиклассника настолько высока, что даже положительные
эмоции могут оказать отрицательное действие.
8 слайд
Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. Смена деятельности. Главным становится общение; Изменение структуры внимания. У ребенка резко ухудшаются все свойства внимания, кроме переключения. Ребенок в этом возрасте не может долго сосредотачиваться на одном объекте, он должен часто менять деятельность; Подростки очень эмоциональны. Даже отношение к предметам носит чисто эмоциональный характер. Дети с удовольствием берутся за то, что их привлекает. Но, столкнувшись с первым трудностями, быстро охладевают. Это возрастная особенность. Эмоциональность пятиклассника настолько высока, что даже положительные эмоции могут оказать отрицательное действие.
9 слайд
В адаптационной период дети могут стать более
тревожными, робкими или, напротив, "развязными”,
чрезмерно шумными, суетливыми. У них может
снизиться работоспособность, они могут стать
забывчивыми, неорганизованными, иногда
нарушается сон, аппетит... Подобные
функциональные отклонения в той или иной форме
характерны примерно для 70–80% школьников. У
большинства детей подобные отклонения носят
единичный характер и исчезают, как правило, через
2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у
которых процесс адаптации затягивается на 2–3
месяца и даже больше. С адаптационным периодом
часто связаны и заболевания детей.
9 слайд
В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, "развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей.
10 слайд
Возрастные психологические особенности пятиклассников
потребность в достойном положении в коллективе
сверстников, в семье;
повышенная утомляемость;
стремление обзавестись верным другом;
стремление избежать изоляции, как в классе, так и в
малом коллективе;
повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил”
в классе;
стремление отмежеваться от всего подчеркнуто
детского;
отсутствие авторитета возраста;
10 слайд
Возрастные психологические особенности пятиклассников потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; повышенная утомляемость; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе; стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета возраста;
11 слайд
Возрастные психологические особенности пятиклассников
отвращение к необоснованным запретам;
восприимчивость к промахам учителей;
переоценка своих возможностей, реализация
которых предполагается в отдаленном
будущем;
отсутствие адаптации к неудачам;
отсутствие адаптации к положению
“худшего”;
ярко выраженная эмоциональность;
повышенный интерес к спорту.
11 слайд
Возрастные психологические особенности пятиклассников отвращение к необоснованным запретам; восприимчивость к промахам учителей; переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; отсутствие адаптации к неудачам; отсутствие адаптации к положению “худшего”; ярко выраженная эмоциональность; повышенный интерес к спорту.
12 слайд
Социальная адаптация включает:
адекватное восприятие окружающей
действительности и самого себя;
успешное общение и адекватные отношения с
окружающими;
способность к труду, обучению и организации
досуга и отдыха;
способность к самообслуживанию и
самоорганизации;
изменчивость поведения в соответствии с
ролевыми ожиданиями.
12 слайд
Социальная адаптация включает: адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя; успешное общение и адекватные отношения с окружающими; способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и самоорганизации; изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.
13 слайд
Признаки дезадаптации:
усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
нежелание ребёнка делиться своими
впечатлениями о проведённом дне.
стремление отвлечь взрослого от школьных
событий, переключить внимание на другие
темы.
нежелания выполнять домашние задания.
негативные характеристики в адрес школы,
учителей, одноклассников.
13 слайд
Признаки дезадаптации: усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне. стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. нежелания выполнять домашние задания. негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
14 слайд
Признаки дезадаптации:
жалобы на те или иные события, связанные
со школой.
беспокойный сон.
трудности утреннего пробуждения, вялость.
постоянные жалобы на плохое самочувствие.
14 слайд
Признаки дезадаптации: жалобы на те или иные события, связанные со школой. беспокойный сон. трудности утреннего пробуждения, вялость. постоянные жалобы на плохое самочувствие.
15 слайд
Что же может затруднить
адаптацию детей к средней школе?
Рассогласованность, даже противоречивость требований
разных педагогов.
Необходимость на каждом уроке приспосабливаться к
своеобразному темпу, особенностям речи, стилю
преподавания каждого учителя.
Деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога
к школьнику.
(Деиндивидуализация — социально-психологический феномен, означающий утрату
собственного Я, самосознания, из-за чего человек становится более восприимчивым к
нормам толпы)
Чувство одиночества из-за отсутствия первой
учительницы, а классному руководителю не удается
уделить всем необходимое внимание.
15 слайд
Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя. Деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. (Деиндивидуализация — социально-психологический феномен, означающий утрату собственного Я, самосознания, из-за чего человек становится более восприимчивым к нормам толпы) Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.
16 слайд
Рекомендации родителям
Обязательное проявление родителями интереса к
школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому
прожитому им школьному дню. Неформальное
общение со своим ребенком после прошедшего
школьного дня.
Обязательное знакомство с его одноклассниками и
возможность общения ребят после школы.
Недопустимость физических мер воздействия,
запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в
присутствии других людей (бабушек, дедушек,
сверстников),
16 слайд
Рекомендации родителям Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня. Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников),
17 слайд
Рекомендации родителям
Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий,
физические и психические наказания.
Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному
обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо
труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес,
если чувствуют со стороны взрослых и сверстников сарказм и
жестокость.
Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе
и организация обоснованного контроля за его учебной
деятельностью.
Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи.
Моральное стимулирование достижений ребенка.
Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности
ребенка.
17 слайд
Рекомендации родителям Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников сарказм и жестокость. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью. Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
18 слайд
Спасибо за внимание!
18 слайд
Спасибо за внимание!