Раздел: История и личность. Тема урока: Научный стиль. Аннотация. Тезисы. Научная статья




1 слайд
Раздел:
История и личность
Тема урока:
Научный стиль.
Аннотация. Тезисы.
Научная статья
1 слайд
Раздел: История и личность Тема урока: Научный стиль. Аннотация. Тезисы. Научная статья

2 слайд
9.3.2.1 определять стилистические
особенности текстов научного
стиля (статья), определять
принадлежность текста к
различным типам на основе
характерных признаков
9.4.1.1 создавать тексты научного
стиля (статья)
Цели обучения:
2 слайд
9.3.2.1 определять стилистические особенности текстов научного стиля (статья), определять принадлежность текста к различным типам на основе характерных признаков 9.4.1.1 создавать тексты научного стиля (статья) Цели обучения:

3 слайд
Научный стиль
Научный стиль речи характеризуется следующими признаками:
1) сфера использования: в научных статьях, учебниках, докладах;
2) задачи речи – точная передача и доказательное изложение
научной информации.
3) основные черты: точность, логичность, отвлеченность,
объективность изложения, неэмоциональность;
4) термины, общенаучные слова, общеупотребительные слова,
простые распространенные и сложные предложения с союзами что,
который, так как, если, предложения без подлежащего, сказуемое
выражено существительным или прилагательным.
В зависимости от конкретных задач и сферы использования можно
выделить такие подстили, как:
1) собственно научный – монография (научный труд, углубленно
разрабатывающий одну тему, один круг вопросов), статья, доклад и
др.;
2) научно-информативный – реферат (краткое изложение содержания
научной работы), аннотация (краткая характеристика книги, статьи и
т. п.), учебник, учебное пособие и др.;
3) научно-популярный – очерк, книга, лекция и др.
3 слайд
Научный стиль Научный стиль речи характеризуется следующими признаками: 1) сфера использования: в научных статьях, учебниках, докладах; 2) задачи речи – точная передача и доказательное изложение научной информации. 3) основные черты: точность, логичность, отвлеченность, объективность изложения, неэмоциональность; 4) термины, общенаучные слова, общеупотребительные слова, простые распространенные и сложные предложения с союзами что, который, так как, если, предложения без подлежащего, сказуемое выражено существительным или прилагательным. В зависимости от конкретных задач и сферы использования можно выделить такие подстили, как: 1) собственно научный – монография (научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему, один круг вопросов), статья, доклад и др.; 2) научно-информативный – реферат (краткое изложение содержания научной работы), аннотация (краткая характеристика книги, статьи и т. п.), учебник, учебное пособие и др.; 3) научно-популярный – очерк, книга, лекция и др.

4 слайд
Жанры: статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, конспект,
диссертация, учебник, научный доклад, лекция.
Конспект – сжатое изложение содержания первичного текста,
состоит из кратких предложений с основной смысловой
нагрузкой. В конспекте желательно использовать сокращения.
Реферат – краткое изложение содержания первоисточника
(первоисточников).
Рецензия на текст – письменный разбор первоисточника, в
котором необходимо прокомментировать основные положения
текста (сформулировать основную проблему текста и позицию
автора, выразить собственное отношение к проблеме,
аргументировать свою оценку), сделать выводы о значимости
работы (проблемы).
Отзыв о тексте – общая характеристика работы без подробного
анализа, выражение собственного мнения, практические
рекомендации.
Аннотация – сжатая, краткая характеристика книги (статьи,
сборника), её содержания и назначения. Композиция аннотации:
1. О чём говорится в книге (статье)
2. Из каких частей состоит работа?
3. Кому предназначена данная книга (статья)?
4 слайд
Жанры: статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, конспект, диссертация, учебник, научный доклад, лекция. Конспект – сжатое изложение содержания первичного текста, состоит из кратких предложений с основной смысловой нагрузкой. В конспекте желательно использовать сокращения. Реферат – краткое изложение содержания первоисточника (первоисточников). Рецензия на текст – письменный разбор первоисточника, в котором необходимо прокомментировать основные положения текста (сформулировать основную проблему текста и позицию автора, выразить собственное отношение к проблеме, аргументировать свою оценку), сделать выводы о значимости работы (проблемы). Отзыв о тексте – общая характеристика работы без подробного анализа, выражение собственного мнения, практические рекомендации. Аннотация – сжатая, краткая характеристика книги (статьи, сборника), её содержания и назначения. Композиция аннотации: 1. О чём говорится в книге (статье) 2. Из каких частей состоит работа? 3. Кому предназначена данная книга (статья)?

5 слайд
Лексические особенности научного стиля
• Термины
• Интернационализмы (агитировать,
ретроспективно, спидометр, пуризм,
препарировать, контейнер, конструкция и др.)
• Общенаучная лексика (число, система, функция,
точка, уравнение, случай, один, значение, другой,
элемент, можно, процесс, множество, часть,
время, вещество, величина, только, плоскость,
получить, различный, определить, вода, равный и
др.)
• Абстрактная лексика (фактор, развитие,
творчество,
самосознание, осмысление, движение,
выражение,
длительность, интенсивность, течение и др.)
5 слайд
Лексические особенности научного стиля • Термины • Интернационализмы (агитировать, ретроспективно, спидометр, пуризм, препарировать, контейнер, конструкция и др.) • Общенаучная лексика (число, система, функция, точка, уравнение, случай, один, значение, другой, элемент, можно, процесс, множество, часть, время, вещество, величина, только, плоскость, получить, различный, определить, вода, равный и др.) • Абстрактная лексика (фактор, развитие, творчество, самосознание, осмысление, движение, выражение, длительность, интенсивность, течение и др.)

6 слайд
Морфологические особенности научного стиля
• Преобладание имен существительных. В
научном тексте существительных в среднем
почти в четыре раза больше, чем глаголов.
• Употребление глагола: круг личных форм
глагола сужен - совсем не употребляются формы
2-го лица ед. и мн. числа.
• Форма единственного числа имен
существительных
употребляется в значении множественного: волк
– хищное животное семейства собак и т.д.
6 слайд
Морфологические особенности научного стиля • Преобладание имен существительных. В научном тексте существительных в среднем почти в четыре раза больше, чем глаголов. • Употребление глагола: круг личных форм глагола сужен - совсем не употребляются формы 2-го лица ед. и мн. числа. • Форма единственного числа имен существительных употребляется в значении множественного: волк – хищное животное семейства собак и т.д.

7 слайд
Синтаксические особенности научного стиля
• В собственно научном подстиле - логический,
книжный синтаксис. Фраза отличается грамматической
и смысловой полнотой. Употребляются предложения
повествовательные; вопросительные предложения же
используются лишь при постановке проблемы,
например: «Но что такое звуковой тип? С чисто
физической стороны понятие звукового типа
произвольно».
• В целом синтаксис строг и стилистически
однороден.
• В научных текстах широко употребительны
конструкции с причастными и деепричастными
оборотами, являющимися средством выделения мысли.
• Основная форма научного стиля - письменная
речь. Устная форма вторична, так как она основана на
заранее написанном тексте.
7 слайд
Синтаксические особенности научного стиля • В собственно научном подстиле - логический, книжный синтаксис. Фраза отличается грамматической и смысловой полнотой. Употребляются предложения повествовательные; вопросительные предложения же используются лишь при постановке проблемы, например: «Но что такое звуковой тип? С чисто физической стороны понятие звукового типа произвольно». • В целом синтаксис строг и стилистически однороден. • В научных текстах широко употребительны конструкции с причастными и деепричастными оборотами, являющимися средством выделения мысли. • Основная форма научного стиля - письменная речь. Устная форма вторична, так как она основана на заранее написанном тексте.

8 слайд
Научная статья – это работа, содержащая
основные результаты исследования,
проведенного с
использованием научных методов.
Виды научных статей:
научно-теоретическая – содержит описание
теоретических разработок в доступной
для обывателя форме;
научно-практическая – содержит описание
экспериментальных исследований и опытов;
обзорные исследования – анализ взглядов
ученых по тому или иному вопросу.
8 слайд
Научная статья – это работа, содержащая основные результаты исследования, проведенного с использованием научных методов. Виды научных статей: научно-теоретическая – содержит описание теоретических разработок в доступной для обывателя форме; научно-практическая – содержит описание экспериментальных исследований и опытов; обзорные исследования – анализ взглядов ученых по тому или иному вопросу.

9 слайд
Структура научной статьи:
Название статьи (заголовок).
Аннотация.
Ключевые слова.
Введение.
Основная часть.
Заключение (выводы, анализ, обобщение,
критика).
Список литературы.
9 слайд
Структура научной статьи: Название статьи (заголовок). Аннотация. Ключевые слова. Введение. Основная часть. Заключение (выводы, анализ, обобщение, критика). Список литературы.

10 слайд
Домашнее задание:
Стр. 110 - УС.
10 слайд
Домашнее задание: Стр. 110 - УС.