Семинар на методический совет "Роль задач в школьном курсе математики."
Семинар на методический совет "Роль задач в школьном курсе математики."

#1 слайд
Роль задач в
школьном курсе
математики.
План:
1. Задачи: определение, структура,
классификация.
2. Типы и виды задач в НШ
3. Методика решения задачи. (1-2 на
выбор)
1 слайд
Роль задач в школьном курсе математики. План: 1. Задачи: определение, структура, классификация. 2. Типы и виды задач в НШ 3. Методика решения задачи. (1-2 на выбор)
#2 слайд
Задачи: определение, структура,
классификация
•Определение: задача - это математическое утверждение, в котором даны
условия и требуется найти неизвестное.
•Структура: задача состоит из трех частей:
•Условие: информация, данная в задаче.
•Вопрос: то, что требуется найти.
•Решение: процесс, который приводит к ответу на вопрос.
Классификация: задачи можно классифицировать по разным признакам,
например:
•По содержанию: арифметические, геометрические, текстовые и т.д.
•По способу решения: одношаговые, многошаговые, с использованием
уравнений, с использованием таблиц и т.д.
•По сложности: простые, сложные.
2 слайд
Задачи: определение, структура, классификация •Определение: задача - это математическое утверждение, в котором даны условия и требуется найти неизвестное. •Структура: задача состоит из трех частей: •Условие: информация, данная в задаче. •Вопрос: то, что требуется найти. •Решение: процесс, который приводит к ответу на вопрос. Классификация: задачи можно классифицировать по разным признакам, например: •По содержанию: арифметические, геометрические, текстовые и т.д. •По способу решения: одношаговые, многошаговые, с использованием уравнений, с использованием таблиц и т.д. •По сложности: простые, сложные.
#3 слайд
Типы и виды задач в начальной школе.
Арифметические задачи: задачи, в которых требуется выполнить
арифметические действия над числами.
Геометрические задачи: задачи, в которых требуется выполнить
геометрические построения или вычисления.
Текстовые задачи: задачи, в которых условие и вопрос описаны
словами.
Задачи на сравнение: задачи, в которых требуется сравнить два
или более объекта по какому-либо признаку.
Задачи на движение: задачи, в которых требуется найти
расстояние, время или скорость движения объекта.
Задачи на работу: задачи, в которых требуется найти
производительность, время работы или количество работы.
3 слайд
Типы и виды задач в начальной школе. Арифметические задачи: задачи, в которых требуется выполнить арифметические действия над числами. Геометрические задачи: задачи, в которых требуется выполнить геометрические построения или вычисления. Текстовые задачи: задачи, в которых условие и вопрос описаны словами. Задачи на сравнение: задачи, в которых требуется сравнить два или более объекта по какому-либо признаку. Задачи на движение: задачи, в которых требуется найти расстояние, время или скорость движения объекта. Задачи на работу: задачи, в которых требуется найти производительность, время работы или количество работы.
#4 слайд
Общая методика
решения задач:
1. Анализ условия: внимательно прочитайте условие
задачи и постарайтесь понять, что в нем дано и что
требуется найти.
2. Выбор метода решения: выберите метод решения
задачи, который подходит для данного типа задачи.
3. Решение задачи: выполните необходимые вычисления
или построения.
4. Проверка решения: проверьте, является ли
полученный ответ верным.
4 слайд
Общая методика решения задач: 1. Анализ условия: внимательно прочитайте условие задачи и постарайтесь понять, что в нем дано и что требуется найти. 2. Выбор метода решения: выберите метод решения задачи, который подходит для данного типа задачи. 3. Решение задачи: выполните необходимые вычисления или построения. 4. Проверка решения: проверьте, является ли полученный ответ верным.
#5 слайд
Специфические методы
решения задач:
•Метод "от противного": доказательство истинности утверждения путем
предположения обратного.
•Метод подобия: использование сходства между объектами для решения
задачи.
•Функциональный метод: выражение зависимостей между
переменными с помощью функций и их графиков.
5 слайд
Специфические методы решения задач: •Метод "от противного": доказательство истинности утверждения путем предположения обратного. •Метод подобия: использование сходства между объектами для решения задачи. •Функциональный метод: выражение зависимостей между переменными с помощью функций и их графиков.
#6 слайд
Методика решения задачи на движение:
1. Внимательно прочитайте задачу.
2. Определите тип задачи.
Существует несколько основных типов задач на движение:
Задачи на встречное движение: два объекта движутся навстречу друг другу с разными скоростями.
Задачи на попутное движение: два объекта движутся в одном направлении с разными скоростями.
Задачи на погоню: один объект догоняет другой, который движется с меньшей скоростью.
Задачи на опережение: один объект опережает другой, который движется с меньшей скоростью.
Задачи на движение по воде: в них учитывается течение реки.
3. Сделайте рисунок (схему). Это поможет вам визуализировать движение объектов и лучше понять задачу.
4. Введите обозначения и составьте уравнение. Обозначьте буквами неизвестные величины, такие как время,
расстояние или скорость:
S- расстояние , V-скорость , T-время , V1-скорость первого объекта , V2-скорость второго объекта.
5. Решите уравнения (алгебраический метод решения). Используйте выбранные вами методы решения уравнений
(подстановка, сложение/вычитание уравнений, использование формул) для определения неизвестных величин.
6. Проверьте решение. Подставьте полученные значения в исходную задачу и убедитесь, что она решена верно.
7. Запишите ответ. Оформите ответ в соответствии с требованиями задачи.
6 слайд
Методика решения задачи на движение: 1. Внимательно прочитайте задачу. 2. Определите тип задачи. Существует несколько основных типов задач на движение: Задачи на встречное движение: два объекта движутся навстречу друг другу с разными скоростями. Задачи на попутное движение: два объекта движутся в одном направлении с разными скоростями. Задачи на погоню: один объект догоняет другой, который движется с меньшей скоростью. Задачи на опережение: один объект опережает другой, который движется с меньшей скоростью. Задачи на движение по воде: в них учитывается течение реки. 3. Сделайте рисунок (схему). Это поможет вам визуализировать движение объектов и лучше понять задачу. 4. Введите обозначения и составьте уравнение. Обозначьте буквами неизвестные величины, такие как время, расстояние или скорость: S- расстояние , V-скорость , T-время , V1-скорость первого объекта , V2-скорость второго объекта. 5. Решите уравнения (алгебраический метод решения). Используйте выбранные вами методы решения уравнений (подстановка, сложение/вычитание уравнений, использование формул) для определения неизвестных величин. 6. Проверьте решение. Подставьте полученные значения в исходную задачу и убедитесь, что она решена верно. 7. Запишите ответ. Оформите ответ в соответствии с требованиями задачи.
#7 слайд
По реке навстречу друг другу плывут два теплохода.
Их скорости 25 км/ч и 20 км/ч.
через сколько часов теплоходы встретятся ,
если сейчас между ними 180 км?
7 слайд
По реке навстречу друг другу плывут два теплохода. Их скорости 25 км/ч и 20 км/ч. через сколько часов теплоходы встретятся , если сейчас между ними 180 км?
#8 слайд
Методика решения задачи на
производительность
1.Определение типа задачи:
Задача на прямую пропорциональность: Связь между производительностью (объемом работы) и
временем прямая: чем больше времени, тем больше работы выполняется. Формула: A = V * t
Задача на обратную пропорциональность:
Связь между производительностью (объемом работы) и временем обратная: чем больше времени, тем
меньше работы выполняется. Формула: A = V : t
Задача на совместную работу:
Несколько работников/машин выполняют работу одновременно. Формула: t общ.= A : V совм. , где V
совм.=V1+V2
2. Анализ задачи: выделить данные: что известно (производительность, время, работа)? что
требуется найти? определить тип задачи по п.1. ввести обозначения: обозначить неизвестные
величины буквами.
3. Решение задачи: записать формулу. Соответствующую типу задачи (п.1).Подставить данные из
условия задачи в формулу. Решить уравнение и найти неизвестную величину.
4. Проверка решения: Проанализировать полученный результат: Является ли он логичным и
обоснованным? Подставить найденное значение в условие задачи: Должно получиться верное
равенство.
8 слайд
Методика решения задачи на производительность 1.Определение типа задачи: Задача на прямую пропорциональность: Связь между производительностью (объемом работы) и временем прямая: чем больше времени, тем больше работы выполняется. Формула: A = V * t Задача на обратную пропорциональность: Связь между производительностью (объемом работы) и временем обратная: чем больше времени, тем меньше работы выполняется. Формула: A = V : t Задача на совместную работу: Несколько работников/машин выполняют работу одновременно. Формула: t общ.= A : V совм. , где V совм.=V1+V2 2. Анализ задачи: выделить данные: что известно (производительность, время, работа)? что требуется найти? определить тип задачи по п.1. ввести обозначения: обозначить неизвестные величины буквами. 3. Решение задачи: записать формулу. Соответствующую типу задачи (п.1).Подставить данные из условия задачи в формулу. Решить уравнение и найти неизвестную величину. 4. Проверка решения: Проанализировать полученный результат: Является ли он логичным и обоснованным? Подставить найденное значение в условие задачи: Должно получиться верное равенство.
#9 слайд
Тракторист вспахал 27 гектар поля пшеницы. Время,
которое он потратил на работу составляет 3 часа. С
какой производительностью работал тракторист?
9 слайд
Тракторист вспахал 27 гектар поля пшеницы. Время, которое он потратил на работу составляет 3 часа. С какой производительностью работал тракторист?
#10 слайд
Задачи играют многогранную роль в школьном курсе математики,
являясь неотъемлемым элементом учебного процесса.
Образовательная функция:
Формирование и закрепление математических понятий: Решение задач позволяет
учащимся глубже понять изучаемые понятия, их свойства и взаимосвязи.
Отработка математических навыков: В процессе решения задач ученики тренируют
навыки выполнения арифметических действий, применения формул, теорем и
алгоритмов.
Развитие логического мышления: Анализ условий задачи, поиск решения, выбор
верного метода и обоснование своего решения – все это способствует развитию
логического мышления, навыков анализа, синтеза, обобщения и классификации.
Формирование математической грамотности: Умение решать задачи учит применять
математические знания в различных жизненных ситуациях, моделировать задачи
реального мира математическими средствами, интерпретировать полученные
результаты.
10 слайд
Задачи играют многогранную роль в школьном курсе математики, являясь неотъемлемым элементом учебного процесса. Образовательная функция: Формирование и закрепление математических понятий: Решение задач позволяет учащимся глубже понять изучаемые понятия, их свойства и взаимосвязи. Отработка математических навыков: В процессе решения задач ученики тренируют навыки выполнения арифметических действий, применения формул, теорем и алгоритмов. Развитие логического мышления: Анализ условий задачи, поиск решения, выбор верного метода и обоснование своего решения – все это способствует развитию логического мышления, навыков анализа, синтеза, обобщения и классификации. Формирование математической грамотности: Умение решать задачи учит применять математические знания в различных жизненных ситуациях, моделировать задачи реального мира математическими средствами, интерпретировать полученные результаты.
#11 слайд
Развивающая функция:
Развитие творческих способностей: Нестандартные задачи
требуют от учеников нешаблонного мышления, креативного
подхода, поиска оригинальных решений.
Формирование познавательной активности: Решение задач
пробуждает интерес к математике, стимулирует к поиску новых
знаний, учит ставить вопросы и находить ответы.
Развитие настойчивости и целеустремленности: Процесс
решения задачи может быть сложным, требующим многократных
попыток и упорного труда. Успешное решение задачи учит детей не
сдаваться перед трудностями, добиваться поставленных целей.
11 слайд
Развивающая функция: Развитие творческих способностей: Нестандартные задачи требуют от учеников нешаблонного мышления, креативного подхода, поиска оригинальных решений. Формирование познавательной активности: Решение задач пробуждает интерес к математике, стимулирует к поиску новых знаний, учит ставить вопросы и находить ответы. Развитие настойчивости и целеустремленности: Процесс решения задачи может быть сложным, требующим многократных попыток и упорного труда. Успешное решение задачи учит детей не сдаваться перед трудностями, добиваться поставленных целей.
#12 слайд
Воспитательная функция:
Формирование мировоззрения: Математика учит видеть красоту и
гармонию мира, понимать закономерности его устройства.
Развитие волевых качеств: Решение задач воспитывает такие
качества, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие,
дисциплинированность.
Формирование коммуникативных навыков: Работа над задачами в
группах учит детей сотрудничать, взаимодействовать друг с другом,
отстаивать свою точку зрения, уважать мнение других.
12 слайд
Воспитательная функция: Формирование мировоззрения: Математика учит видеть красоту и гармонию мира, понимать закономерности его устройства. Развитие волевых качеств: Решение задач воспитывает такие качества, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, дисциплинированность. Формирование коммуникативных навыков: Работа над задачами в группах учит детей сотрудничать, взаимодействовать друг с другом, отстаивать свою точку зрения, уважать мнение других.
#13 слайд
Практическая функция:
Подготовка к дальнейшей учебе и профессиональной
деятельности: Умение решать задачи – это необходимый навык для
многих профессий, в том числе в области науки, техники,
экономики.
Развитие жизненных навыков: Математические задачи часто
моделируют реальные ситуации, поэтому их решение учит детей
ориентироваться в окружающем мире, принимать обоснованные
решения, планировать свои действия.
13 слайд
Практическая функция: Подготовка к дальнейшей учебе и профессиональной деятельности: Умение решать задачи – это необходимый навык для многих профессий, в том числе в области науки, техники, экономики. Развитие жизненных навыков: Математические задачи часто моделируют реальные ситуации, поэтому их решение учит детей ориентироваться в окружающем мире, принимать обоснованные решения, планировать свои действия.
#14 слайд
Задачи являются важнейшим
инструментом обучения математике,
позволяющим не только формировать
знания и навыки, но и развивать
мышление, творческие способности,
личностные качества.
14 слайд
Задачи являются важнейшим инструментом обучения математике, позволяющим не только формировать знания и навыки, но и развивать мышление, творческие способности, личностные качества.
#15 слайд
Дополнительные
рекомендации:
Внимательно читайте условие задачи:
Не упустите важные детали.
Используйте разные способы
решения задач: Это поможет вам
лучше понять материал.
Регулярно практикуйтесь в решении
задач: Чем больше вы будете решать,
тем лучше будете справляться с ними.
15 слайд
Дополнительные рекомендации: Внимательно читайте условие задачи: Не упустите важные детали. Используйте разные способы решения задач: Это поможет вам лучше понять материал. Регулярно практикуйтесь в решении задач: Чем больше вы будете решать, тем лучше будете справляться с ними.
шағым қалдыра аласыз













