Система счисления
Система счисления

#1 слайд
Системы счисления
1 слайд
Системы счисления
#2 слайд
Что такое система счисления?
Система счисления – это совокупность
правил записи чисел с помощью
определенного набора символов.
Для записи чисел могут использоваться
не только цифры, но и буквы.
2 слайд
Что такое система счисления? Система счисления – это совокупность правил записи чисел с помощью определенного набора символов. Для записи чисел могут использоваться не только цифры, но и буквы.
#3 слайд
Что такое система счисления?
Системы счисления
позиционные непозиционные
Значение каждой
цифры числа зависит
от того, в каком
месте (позиции или
разряде) цифра
записана
Цифры не изменяют
своего значения при
изменении их
расположения в числе
Десятичная СС Римская СС
3 слайд
Что такое система счисления? Системы счисления позиционные непозиционные Значение каждой цифры числа зависит от того, в каком месте (позиции или разряде) цифра записана Цифры не изменяют своего значения при изменении их расположения в числе Десятичная СС Римская СС
#4 слайд
Не позиционные системы
счисления
Римская система счисления
•Является непозиционной, т.к. каждый символ
обозначает всегда одно и тоже число;
•Цифры обозначаются латинскими буквами:
I, V, X, L, C, D, M
(1, 5, 10, 50, 100, 500, 1000)
Например: XXX – 30; XLI - 41
4 слайд
Не позиционные системы счисления Римская система счисления •Является непозиционной, т.к. каждый символ обозначает всегда одно и тоже число; •Цифры обозначаются латинскими буквами: I, V, X, L, C, D, M (1, 5, 10, 50, 100, 500, 1000) Например: XXX – 30; XLI - 41
#5 слайд
Алфавит – набор символов, используемый для
обозначения цифр.
Основание ПСС – это количество цифр, используемое
для представления чисел;
Позиционные системы счисления
•Значение цифры зависит от ее позиции, т.е. одна и та
же цифра соответствует разным значениям в
зависимости от того, в какой позиции числа она стоит;
Например: 888: 800; 80; 8
•Любое позиционное число можно представить в виде
суммы степеней основания системы.
5 слайд
Алфавит – набор символов, используемый для обозначения цифр. Основание ПСС – это количество цифр, используемое для представления чисел; Позиционные системы счисления •Значение цифры зависит от ее позиции, т.е. одна и та же цифра соответствует разным значениям в зависимости от того, в какой позиции числа она стоит; Например: 888: 800; 80; 8 •Любое позиционное число можно представить в виде суммы степеней основания системы.
#6 слайд
Позиционные системы счисления
Десятичная СС
•Основание системы – число 10;
•Алфавит (10 цифр): 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
•Любое десятичное число можно
представить в виде суммы степеней числа
10 – основания системы;
0123
10 1051041031022345
6 слайд
Позиционные системы счисления Десятичная СС •Основание системы – число 10; •Алфавит (10 цифр): 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; •Любое десятичное число можно представить в виде суммы степеней числа 10 – основания системы; 0123 10 1051041031022345
#7 слайд
Позиционные системы счисления
Двоичная СС
•Основание системы – 2;
•Алфавит (2 цифры): 0; 1;
•Любое двоичное число можно
представить в виде суммы степеней
числа 2 – основания системы;
01234
2
212021202110101
7 слайд
Позиционные системы счисления Двоичная СС •Основание системы – 2; •Алфавит (2 цифры): 0; 1; •Любое двоичное число можно представить в виде суммы степеней числа 2 – основания системы; 01234 2 212021202110101
#8 слайд
Позиционные системы
счисления
Восьмеричная СС
•Основание системы –
•Алфавит ( цифр):
•Любое восьмеричное число можно
представить в виде суммы степеней числа
– основания системы;
8
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 78
8
0123
8 858483822345
8 слайд
Позиционные системы счисления Восьмеричная СС •Основание системы – •Алфавит ( цифр): •Любое восьмеричное число можно представить в виде суммы степеней числа – основания системы; 8 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 78 8 0123 8 858483822345
#9 слайд
Позиционные системы счисления
Шестнадцатеричная СС
•Основание системы –
•Алфавит ( цифр):
•Любое шестнадцатеричное число можно
представить в виде суммы степеней числа
– основания системы;
16
0, 1 ,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F
16
16
012
16
164163162234
01
16 1616 DAAD
9 слайд
Позиционные системы счисления Шестнадцатеричная СС •Основание системы – •Алфавит ( цифр): •Любое шестнадцатеричное число можно представить в виде суммы степеней числа – основания системы; 16 0, 1 ,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F 16 16 012 16 164163162234 01 16 1616 DAAD
#10 слайд
1. Перевод чисел из любой системы
счисления в десятичную.
Для перехода из любой системы
счисления в десятичную необходимо
число представить в виде суммы
степеней основания системы счисления
и найти его десятичное значение.
10 слайд
1. Перевод чисел из любой системы счисления в десятичную. Для перехода из любой системы счисления в десятичную необходимо число представить в виде суммы степеней основания системы счисления и найти его десятичное значение.
#11 слайд
Перевод чисел из двоичной системы
счисления в десятичную.
Для перехода из двоичной системы
счисления в десятичную необходимо
двоичное число представить в виде
суммы степеней двойки и найти его
десятичное значение.
Пример:
11101
2 =1*2
4
+ 1*2
3
+ 1*2
2
+ 0*2
1
+ 1*2
0
=
= 16 + 8 + 4 + 0 + 1 = 29
10
11 слайд
Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Для перехода из двоичной системы счисления в десятичную необходимо двоичное число представить в виде суммы степеней двойки и найти его десятичное значение. Пример: 11101 2 =1*2 4 + 1*2 3 + 1*2 2 + 0*2 1 + 1*2 0 = = 16 + 8 + 4 + 0 + 1 = 29 10
#12 слайд
Перевод двоичных чисел в десятичную
систему ?
2
?
10
Примеры:
10
2 =1*2
1
+ 0*2
0
= 2 + 0 = 2
10
100
2
=2
2
= 4
10111
2 =2
4
+ 2
2
+ 2
1
+ 2
0
=
= 16 + 4 + 2 + 1 = 23
10
1000
2
=2
3
= 8
10000
2
=2
4
= 16
12 слайд
Перевод двоичных чисел в десятичную систему ? 2 ? 10 Примеры: 10 2 =1*2 1 + 0*2 0 = 2 + 0 = 2 10 100 2 =2 2 = 4 10111 2 =2 4 + 2 2 + 2 1 + 2 0 = = 16 + 4 + 2 + 1 = 23 10 1000 2 =2 3 = 8 10000 2 =2 4 = 16
#13 слайд
Задание № 1:
?
2?
10
Двоичные числа
1011001,
11110,
11011011 перевести в десятичную систему.
проверка
13 слайд
Задание № 1: ? 2? 10 Двоичные числа 1011001, 11110, 11011011 перевести в десятичную систему. проверка
#14 слайд
2. Перевод чисел из десятичной
системы счисления в любую другую
•Разделить десятичное число на основание
системы счисления. Получится частное и
остаток.
•Выполнять деление до тех пор, пока последнее
частное не станет меньше основания новой
системы счисления.
•Записать последнее частное и все остатки в
обратном порядке. Полученное число и будет
двоичной записью исходного десятичного
числа.
14 слайд
2. Перевод чисел из десятичной системы счисления в любую другую •Разделить десятичное число на основание системы счисления. Получится частное и остаток. •Выполнять деление до тех пор, пока последнее частное не станет меньше основания новой системы счисления. •Записать последнее частное и все остатки в обратном порядке. Полученное число и будет двоичной записью исходного десятичного числа.
#15 слайд
2. Перевод чисел из десятичной
системы счисления в двоичною.
•Разделить десятичное число на 2. Получится
частное и остаток.
•Частное опять разделить на 2. Получится
частное и остаток.
•Выполнять деление до тех пор, пока последнее
частное не станет меньшим 2.
•Записать последнее частное и все остатки в
обратном порядке. Полученное число и будет
двоичной записью исходного десятичного
числа.
15 слайд
2. Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичною. •Разделить десятичное число на 2. Получится частное и остаток. •Частное опять разделить на 2. Получится частное и остаток. •Выполнять деление до тех пор, пока последнее частное не станет меньшим 2. •Записать последнее частное и все остатки в обратном порядке. Полученное число и будет двоичной записью исходного десятичного числа.
#16 слайд
Перевод ?
10 ?
2
Примеры:
272
131 2
61 2
30 2
11
27
10 = 2
16 слайд
Перевод ? 10 ? 2 Примеры: 272 131 2 61 2 30 2 11 27 10 = 2
#17 слайд
Задание № 2:
?
10 ?
2
Для десятичных чисел
341; 125; 1024
выполни перевод в двоичную систему
счисления.
проверка
17 слайд
Задание № 2: ? 10 ? 2 Для десятичных чисел 341; 125; 1024 выполни перевод в двоичную систему счисления. проверка
#18 слайд
Восьмеричная СС
•Основание системы – 8;
•Содержит 8 цифр: 0; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7;
•Любое восьмеричное число можно
представить в виде суммы степеней
числа 8 – основания системы;
•Примеры восьмеричных чисел: 2105;
73461;
18 слайд
Восьмеричная СС •Основание системы – 8; •Содержит 8 цифр: 0; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; •Любое восьмеричное число можно представить в виде суммы степеней числа 8 – основания системы; •Примеры восьмеричных чисел: 2105; 73461;
#19 слайд
Правило перевода из десятичной
системы счисления в восьмеричную
•Разделить десятичное число на 8. Получится
частное и остаток.
•Частное опять разделить на 8. Получится
частное и остаток.
•Выполнять деление до тех пор, пока последнее
частное не станет меньшим 8.
•Записать последнее частное и все остатки в
обратном порядке. Полученное число и будет
восьмеричной записью исходного десятичного
числа.
19 слайд
Правило перевода из десятичной системы счисления в восьмеричную •Разделить десятичное число на 8. Получится частное и остаток. •Частное опять разделить на 8. Получится частное и остаток. •Выполнять деление до тех пор, пока последнее частное не станет меньшим 8. •Записать последнее частное и все остатки в обратном порядке. Полученное число и будет восьмеричной записью исходного десятичного числа.
#20 слайд
Перевод ?
10 ?
8
1328
164 8
20
132
10 =
8
20 слайд
Перевод ? 10 ? 8 1328 164 8 20 132 10 = 8
#21 слайд
Задание № 3:
?
10 ?
8
Десятичные числа
421, 5473, 1061
перевести в восьмеричную систему.
проверка
21 слайд
Задание № 3: ? 10 ? 8 Десятичные числа 421, 5473, 1061 перевести в восьмеричную систему. проверка
#22 слайд
Правило перехода из восьмеричной
системы счисления в десятичную.
Для перехода из восьмеричной системы
счисления в десятичную необходимо
восьмеричное число представить в виде
суммы степеней восьмерки и найти ее
десятичное значение.
215
8
=2*8
2
+ 1*8
1
+ 5*8
0
=
= 128 + 8 + 5 =141
10
22 слайд
Правило перехода из восьмеричной системы счисления в десятичную. Для перехода из восьмеричной системы счисления в десятичную необходимо восьмеричное число представить в виде суммы степеней восьмерки и найти ее десятичное значение. 215 8 =2*8 2 + 1*8 1 + 5*8 0 = = 128 + 8 + 5 =141 10
#23 слайд
Задание № 4:
?
8?
10
Восьмеричные числа
41, 520, 306
перевести в десятичную систему.
проверка
23 слайд
Задание № 4: ? 8? 10 Восьмеричные числа 41, 520, 306 перевести в десятичную систему. проверка
#24 слайд
Шестнадцатеричная СС
•Основание системы – 16;
•Содержит 16 цифр: от 0 до 9; A; B; C; D;
E; F;
•Любое шестнадцатеричное число
можно представить в виде суммы
степеней числа 16 – основания системы;
•Примеры шестнадцатеричных чисел:
21AF3; B09D;
24 слайд
Шестнадцатеричная СС •Основание системы – 16; •Содержит 16 цифр: от 0 до 9; A; B; C; D; E; F; •Любое шестнадцатеричное число можно представить в виде суммы степеней числа 16 – основания системы; •Примеры шестнадцатеричных чисел: 21AF3; B09D;
#25 слайд
Правило перехода из десятичной системы
счисления в шестнадцатеричную
•Разделить десятичное число на 16. Получится
частное и остаток.
•Частное опять разделить на 16. Получится
частное и остаток.
•Выполнять деление до тех пор, пока последнее
частное не станет меньшим 16.
•Записать последнее частное и все остатки в
обратном порядке. Полученное число и будет
шестнадцатеричной записью исходного
десятичного числа.
25 слайд
Правило перехода из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную •Разделить десятичное число на 16. Получится частное и остаток. •Частное опять разделить на 16. Получится частное и остаток. •Выполнять деление до тех пор, пока последнее частное не станет меньшим 16. •Записать последнее частное и все остатки в обратном порядке. Полученное число и будет шестнадцатеричной записью исходного десятичного числа.
#26 слайд
Примеры:
?
10?
16
33516
201 16
14
335
10 =
16
5
F
26 слайд
Примеры: ? 10? 16 33516 201 16 14 335 10 = 16 5 F
#27 слайд
Задание № 5:
?
10?
16
Десятичные числа
512, 302, 2045
перевести в шестнадцатеричную
систему.
проверка
27 слайд
Задание № 5: ? 10? 16 Десятичные числа 512, 302, 2045 перевести в шестнадцатеричную систему. проверка
#28 слайд
Правило перехода из шестнадцатеричной
системы счисления в десятичную.
Для перехода из шестнадцатеричной
системы счисления в десятичную
необходимо шестнадцатеричное число
представить в виде суммы степеней
шестнадцати и найти ее десятичное
значение.
A14
16
=10*16
2
+ 1*16
1
+ 4*16
0
=
= 10*256 + 16 + 4 =2580
10
28 слайд
Правило перехода из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Для перехода из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную необходимо шестнадцатеричное число представить в виде суммы степеней шестнадцати и найти ее десятичное значение. A14 16 =10*16 2 + 1*16 1 + 4*16 0 = = 10*256 + 16 + 4 =2580 10
#29 слайд
Задание № 6:
?
16?
10
Шестнадцатеричные числа
B5, A28, CD
перевести в десятичную систему.
проверка
29 слайд
Задание № 6: ? 16? 10 Шестнадцатеричные числа B5, A28, CD перевести в десятичную систему. проверка
#30 слайд
Связь систем счисления
10-ая 2-ая 8-ая 16-ая
0 0 0 0
1 1 1 1
2 0010 2 2
3 0011 3 3
4 0100 4 4
5 0101 5 5
6 0110 6 6
7 0111 7 7
8 1000 8
9 1001 9
10 1010 A
11 1011 B
12 1100 C
13 1101 D
14 1110 E
15 1111 F
возврат
30 слайд
Связь систем счисления 10-ая 2-ая 8-ая 16-ая 0 0 0 0 1 1 1 1 2 0010 2 2 3 0011 3 3 4 0100 4 4 5 0101 5 5 6 0110 6 6 7 0111 7 7 8 1000 8 9 1001 9 10 1010 A 11 1011 B 12 1100 C 13 1101 D 14 1110 E 15 1111 F возврат
#31 слайд
Правило перехода из двоичной системы
счисления в восьмеричную
Разбить двоичное число на классы справа
налево по три цифры в каждом.
Заменить каждый класс
соответствующей восьмеричной
цифрой.
1110110010
2
=1110110010
2
1654
8
31 слайд
Правило перехода из двоичной системы счисления в восьмеричную Разбить двоичное число на классы справа налево по три цифры в каждом. Заменить каждый класс соответствующей восьмеричной цифрой. 1110110010 2 =1110110010 2 1654 8
#32 слайд
Задание № 7:
?
2?
8
Двоичные числа 10101111, 11001100110
перевести в восьмеричную систему
проверка
32 слайд
Задание № 7: ? 2? 8 Двоичные числа 10101111, 11001100110 перевести в восьмеричную систему проверка
#33 слайд
Правило перехода из восьмеричной
системы счисления в двоичную
?
8?
2
Каждую восьмеричную цифру заменить
двоичным классом по три цифры в
каждом
2571
8 = 10 101 111 001
2
таблица
33 слайд
Правило перехода из восьмеричной системы счисления в двоичную ? 8? 2 Каждую восьмеричную цифру заменить двоичным классом по три цифры в каждом 2571 8 = 10 101 111 001 2 таблица
#34 слайд
Задание № 8:
?
8?
2
Восьмеричные числа 26, 702, 4017
перевести в двоичную систему.
проверка
34 слайд
Задание № 8: ? 8? 2 Восьмеричные числа 26, 702, 4017 перевести в двоичную систему. проверка
#35 слайд
Правило перехода из двоичной системы
счисления в шестнадцатеричную
?
2?
16
Разбить двоичное число на классы справа
налево по четыре цифры в каждом. Заменить
каждый класс соответствующей
шестнадцатеричной цифрой.
1101101001
2
101=1B8D
16
таблица
35 слайд
Правило перехода из двоичной системы счисления в шестнадцатеричную ? 2? 16 Разбить двоичное число на классы справа налево по четыре цифры в каждом. Заменить каждый класс соответствующей шестнадцатеричной цифрой. 1101101001 2 101=1B8D 16 таблица
#36 слайд
Задание № 9:
?
2?
10
Двоичные числа 10101111,
11001100110 перевести в
шестнадцатеричную систему
проверка
36 слайд
Задание № 9: ? 2? 10 Двоичные числа 10101111, 11001100110 перевести в шестнадцатеричную систему проверка
#37 слайд
Правило перехода из шестнадцатеричной
системы счисления в двоичную
?
16?
2
Каждую шестнадцатеричную цифру
заменить двоичным классом по четыре
цифры в каждом
таблица
F54D0
16
= 0101 0100 1101 0000
2
1111
37 слайд
Правило перехода из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную ? 16? 2 Каждую шестнадцатеричную цифру заменить двоичным классом по четыре цифры в каждом таблица F54D0 16 = 0101 0100 1101 0000 2 1111
#38 слайд
Задание № 10:
?
16?
2
Шестнадцатеричные числа C3, B096,
E38 перевести в двоичную систему.
проверка
38 слайд
Задание № 10: ? 16? 2 Шестнадцатеричные числа C3, B096, E38 перевести в двоичную систему. проверка
#39 слайд
Задания для домашней работы
1.Для каждого из чисел: 123
10, 456
10
выполнить перевод: 102, 10 8, 10 16.
2.Для каждого из чисел: 100011
2, 101001011
2,
1110010001
2 выполнить перевод: 2 10, 2
8, 2 16.
3.Для чисел: 54321
8, 54525
8, 777
8, 1AB
16,
A1B
16, E2E4
16, E7E5
16 выполнить
соответствующий перевод: 8 2, 16 2.
39 слайд
Задания для домашней работы 1.Для каждого из чисел: 123 10, 456 10 выполнить перевод: 102, 10 8, 10 16. 2.Для каждого из чисел: 100011 2, 101001011 2, 1110010001 2 выполнить перевод: 2 10, 2 8, 2 16. 3.Для чисел: 54321 8, 54525 8, 777 8, 1AB 16, A1B 16, E2E4 16, E7E5 16 выполнить соответствующий перевод: 8 2, 16 2.
#40 слайд
Ответы к заданию № 1
102
102
102
21911011011
3011110
891011001
40 слайд
Ответы к заданию № 1 102 102 102 21911011011 3011110 891011001
#41 слайд
Ответы к заданию №2
210
210
210
210
1111111111114095
010000000001024
1111101125
101010101341
41 слайд
Ответы к заданию №2 210 210 210 210 1111111111114095 010000000001024 1111101125 101010101341
#42 слайд
Ответы к заданию №3
810
810
810
20451061
125415473
645421
42 слайд
Ответы к заданию №3 810 810 810 20451061 125415473 645421
#43 слайд
Ответы к заданию №4
108
108
108
198306
336520
3341
43 слайд
Ответы к заданию №4 108 108 108 198306 336520 3341
#44 слайд
Ответы к заданию №5
1610
1610
1610
72045
12302
200512
FD
E
44 слайд
Ответы к заданию №5 1610 1610 1610 72045 12302 200512 FD E
#45 слайд
Ответы к заданию №6
1016
1016
1016
205
260028
1815
CD
A
B
45 слайд
Ответы к заданию №6 1016 1016 1016 205 260028 1815 CD A B
#46 слайд
Ответы к заданию №7
82
82
314601100110011
25710101111
46 слайд
Ответы к заданию №7 82 82 314601100110011 25710101111
#47 слайд
Ответы к заданию №8
28
28
28
111.001.000.1004017
010.000.111702
110.1026
47 слайд
Ответы к заданию №8 28 28 28 111.001.000.1004017 010.000.111702 110.1026
#48 слайд
Ответы к заданию №9
162
162
66601100110011
10101111
AF
48 слайд
Ответы к заданию №9 162 162 66601100110011 10101111 AF
#49 слайд
Ответы к заданию №10
216
216
216
1000.0011.111038
0110.1001.0000.1011096
0011.11003
E
B
C
49 слайд
Ответы к заданию №10 216 216 216 1000.0011.111038 0110.1001.0000.1011096 0011.11003 E B C
#50 слайд
Связь систем счисления
10-ая 2-ая 8-ая 16-ая
0 0 0 0
1 1 1 1
2 0010 2 2
3 0011 3 3
4 0100 4 4
5 0101 5 5
6 0110 6 6
7 0111 7 7
8 1000 8
9 1001 9
10 1010 A
11 1011 B
12 1100 C
13 1101 D
14 1110 E
15 1111 F
возврат
50 слайд
Связь систем счисления 10-ая 2-ая 8-ая 16-ая 0 0 0 0 1 1 1 1 2 0010 2 2 3 0011 3 3 4 0100 4 4 5 0101 5 5 6 0110 6 6 7 0111 7 7 8 1000 8 9 1001 9 10 1010 A 11 1011 B 12 1100 C 13 1101 D 14 1110 E 15 1111 F возврат
#51 слайд
Связь систем счисления
10-ая 2-ая 8-ая 16-ая
0 0 0 0
1 1 1 1
2 0010 2 2
3 0011 3 3
4 0100 4 4
5 0101 5 5
6 0110 6 6
7 0111 7 7
8 1000 8
9 1001 9
10 1010 A
11 1011 B
12 1100 C
13 1101 D
14 1110 E
15 1111 F
возврат
51 слайд
Связь систем счисления 10-ая 2-ая 8-ая 16-ая 0 0 0 0 1 1 1 1 2 0010 2 2 3 0011 3 3 4 0100 4 4 5 0101 5 5 6 0110 6 6 7 0111 7 7 8 1000 8 9 1001 9 10 1010 A 11 1011 B 12 1100 C 13 1101 D 14 1110 E 15 1111 F возврат
#52 слайд
Задания для домашней работы
1.Для каждого из чисел: 123
10, 456
10
выполнить перевод: 102, 10 8, 10 16.
2.Для каждого из чисел: 100011
2, 101001011
2,
1110010001
2 выполнить перевод: 2 10, 2
8, 2 16.
3.Для чисел: 54321
8, 54525
8, 777
8, 1AB
16,
A1B
16, E2E4
16, E7E5
16 выполнить
соответствующий перевод: 8 2, 16 2.
52 слайд
Задания для домашней работы 1.Для каждого из чисел: 123 10, 456 10 выполнить перевод: 102, 10 8, 10 16. 2.Для каждого из чисел: 100011 2, 101001011 2, 1110010001 2 выполнить перевод: 2 10, 2 8, 2 16. 3.Для чисел: 54321 8, 54525 8, 777 8, 1AB 16, A1B 16, E2E4 16, E7E5 16 выполнить соответствующий перевод: 8 2, 16 2.
шағым қалдыра аласыз













