ССП с придаточными цели
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
Сложноподчиненные предложения с
придаточными цели
Подготовили: студенты 24-группы
Сагатбекова Г., Серикова Т.
Проверила: Муздыбаева А.К.
1 слайд
Сложноподчиненные предложения с придаточными цели Подготовили: студенты 24-группы Сагатбекова Г., Серикова Т. Проверила: Муздыбаева А.К.
2 слайд
Сложноподчиненные предложения с
придаточными цели
Придаточные цели раскрывают
цель того, о чём говорится в
главном предложении; отвечают
на вопросы «Зачем?», «Для чего?»,
«Ради какой цели?», «Ради чего?»
•
Пример:
•
[И снова я, простерши руки,
стремглав бросаюсь в глубину],
(Зачем? С какой целью?) (Чтоб
испытать и страх и муки,
дробя кипящую волну) (В.
Брюсов).
2 слайд
Сложноподчиненные предложения с придаточными цели Придаточные цели раскрывают цель того, о чём говорится в главном предложении; отвечают на вопросы «Зачем?», «Для чего?», «Ради какой цели?», «Ради чего?» • Пример: • [И снова я, простерши руки, стремглав бросаюсь в глубину], (Зачем? С какой целью?) (Чтоб испытать и страх и муки, дробя кипящую волну) (В. Брюсов).
3 слайд
Сложноподчиненные предложения с
придаточными цели
Придаточные цели прикрепляются
к главному предложению
союзами: чтобы, дабы, с тем
чтобы, затем чтобы, для того
чтобы , союзами-частицами только
бы, лишь бы; относятся либо ко
всему главному предложению,
либо к его сказуемому.
•
Пример:
•
(Чтобы музыкантом стать), [так
надобно уменье] (И. Крылов).
3 слайд
Сложноподчиненные предложения с придаточными цели Придаточные цели прикрепляются к главному предложению союзами: чтобы, дабы, с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы , союзами-частицами только бы, лишь бы; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому. • Пример: • (Чтобы музыкантом стать), [так надобно уменье] (И. Крылов).
4 слайд
Придаточные цели могут стоять после
главного предложения, перед главным
предложением, в середине главного
предложения.
•
Пример:
•
[Надо всегда поступать], (чтобы ни перед
кем не было стыдно) (К. Паустовский).
•
(Чтобы хорошо говорить), [надо хорошо
знать свой язык] (П. Пороховщиков).
•
[Для того, (чтобы войти в Пришвина,
разговориться с ним), надо замедлить
течение своей души] (Солоухин). Сложноподчиненные предложения с
придаточными цели
4 слайд
Придаточные цели могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения. • Пример: • [Надо всегда поступать], (чтобы ни перед кем не было стыдно) (К. Паустовский). • (Чтобы хорошо говорить), [надо хорошо знать свой язык] (П. Пороховщиков). • [Для того, (чтобы войти в Пришвина, разговориться с ним), надо замедлить течение своей души] (Солоухин). Сложноподчиненные предложения с придаточными цели
5 слайд
В главной части могут быть
указательные слова для
того, затем, с тем.
•
Пример:
•
Для того, чтобы воздух мог
проходить в ящики и
коробочки, крышки их все
были истыканы толстой
булавкой. Сложноподчиненные предложения с
придаточными цели
5 слайд
В главной части могут быть указательные слова для того, затем, с тем. • Пример: • Для того, чтобы воздух мог проходить в ящики и коробочки, крышки их все были истыканы толстой булавкой. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели
6 слайд
В сравнительно редких
случаях указательные
слова сливаются с союзом
чтобы в сложный союз.
•
Пример:
•
Для того чтобы они
поняли нашу правду скорее,
мы должны идти вперёд. Сложноподчиненные предложения с
придаточными цели
6 слайд
В сравнительно редких случаях указательные слова сливаются с союзом чтобы в сложный союз. • Пример: • Для того чтобы они поняли нашу правду скорее, мы должны идти вперёд. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели
7 слайд
Сказуемое в
придаточных цели часто
выражается
неопределённой формой
глагола.
•
Пример:
•
Я пригласил вас, господа,
с тем, чтобы сообщить
вам пренеприятное
известие. Сложноподчиненные предложения с
придаточными цели
7 слайд
Сказуемое в придаточных цели часто выражается неопределённой формой глагола. • Пример: • Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели
8 слайд
Это бывает в тех случаях,
когда субъект действия и в
главной, и в придаточной
частях предложения один и тот
же (я пригласил и я сообщу).
Поэтому такие придаточные
цели близки к
обстоятельствам цели,
выраженным неопределённой
формой глагола. Сложноподчиненные предложения с
придаточными цели
8 слайд
Это бывает в тех случаях, когда субъект действия и в главной, и в придаточной частях предложения один и тот же (я пригласил и я сообщу). Поэтому такие придаточные цели близки к обстоятельствам цели, выраженным неопределённой формой глагола. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели
9 слайд
Придаточные с союзом цели могут иметь два значения,
если в главной части имеются не отмеченные выше
указательные слова (для того, затем, с тем), а другие,
например:
•
Мы побежали наверх одеваться так, чтобы как можно
более походить на охотников (значение цели и образа
действия).
•
Наука не собрала ещё столько сведений, чтобы решить
вопрос положительным образом (значение цели и степени,
меры). Сложноподчиненные предложения с
придаточными цели
9 слайд
Придаточные с союзом цели могут иметь два значения, если в главной части имеются не отмеченные выше указательные слова (для того, затем, с тем), а другие, например: • Мы побежали наверх одеваться так, чтобы как можно более походить на охотников (значение цели и образа действия). • Наука не собрала ещё столько сведений, чтобы решить вопрос положительным образом (значение цели и степени, меры). Сложноподчиненные предложения с придаточными цели
10 слайд
•
Зачем, затем чтобы, так что, лишь бы, почему,
поскольку, хотя, дабы, вследствие того что,
только бы, благодаря тому что, с тем чтобы,
если, ибо, что, для того чтобы, так…как, до
тех пор пока, чтобы. Задание: выпишите слова, которые могут
являться средством связи при придаточном
цели.
10 слайд
• Зачем, затем чтобы, так что, лишь бы, почему, поскольку, хотя, дабы, вследствие того что, только бы, благодаря тому что, с тем чтобы, если, ибо, что, для того чтобы, так…как, до тех пор пока, чтобы. Задание: выпишите слова, которые могут являться средством связи при придаточном цели.
11 слайд
•
Слова, которые могут являться средством
связи при придаточном цели: чтобы, дабы, с
тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы,
только бы, лишь бы. Ключ к заданию:
11 слайд
• Слова, которые могут являться средством связи при придаточном цели: чтобы, дабы, с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы, только бы, лишь бы. Ключ к заданию:
12 слайд
•
Придаточные причины, цели, следствия
объединяются общим значением
обусловленности.
•
Придаточные причины, цели, следствия
присоединяются к одному из слов в главном
предложении.
•
Придаточные причины, цели, следствия
присоединяются к главному предложению в
целом. Задание: Укажите истинность или
ложность вариантов ответа
12 слайд
• Придаточные причины, цели, следствия объединяются общим значением обусловленности. • Придаточные причины, цели, следствия присоединяются к одному из слов в главном предложении. • Придаточные причины, цели, следствия присоединяются к главному предложению в целом. Задание: Укажите истинность или ложность вариантов ответа
13 слайд
Ключ к заданию:
•
Придаточные причины, цели, следствия
объединяются общим значением обусловленности.
(истина)
•
Придаточные причины, цели, следствия
присоединяются к одному из слов в главном
предложении. (ложь)
•
Придаточные причины, цели, следствия
присоединяются к главному предложению в
целом. (истина)
13 слайд
Ключ к заданию: • Придаточные причины, цели, следствия объединяются общим значением обусловленности. (истина) • Придаточные причины, цели, следствия присоединяются к одному из слов в главном предложении. (ложь) • Придаточные причины, цели, следствия присоединяются к главному предложению в целом. (истина)
14 слайд
Задание: Расположите предложения в
следующем порядке: 1 ‒ CПП с придаточным
причины, 2 ‒ цели, 3 ‒ следствия.
•
Я читаю по-английски, чтобы выучить
английский язык.
•
Я очень упорный человек, так что я
наверняка выучу английский язык.
•
Я прилежно занимаюсь, потому что хочу
выучить английский язык.
14 слайд
Задание: Расположите предложения в следующем порядке: 1 ‒ CПП с придаточным причины, 2 ‒ цели, 3 ‒ следствия. • Я читаю по-английски, чтобы выучить английский язык. • Я очень упорный человек, так что я наверняка выучу английский язык. • Я прилежно занимаюсь, потому что хочу выучить английский язык.
15 слайд
•
Я очень упорный человек, так что я наверняка
выучу английский язык. (CПП с придаточным
причины)
•
Я прилежно занимаюсь, потому что хочу
выучить английский язык. (CПП с
придаточным цели)
•
Я читаю по-английски, чтобы выучить
английский язык. (CПП с придаточным
следствия) Ключ к заданию:
15 слайд
• Я очень упорный человек, так что я наверняка выучу английский язык. (CПП с придаточным причины) • Я прилежно занимаюсь, потому что хочу выучить английский язык. (CПП с придаточным цели) • Я читаю по-английски, чтобы выучить английский язык. (CПП с придаточным следствия) Ключ к заданию:
16 слайд
16 слайд