тәрбие жұмысы
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ОРГАНИЗАЦИЯХ
ТЕХНИЧЕСКОГО И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ПОСЛЕСРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В
УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЬНО-
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА.
Инновационные методы обучения в условиях реализации
модульно-компетентностного подхода (модульное обучение,
проектная технология, case-study (кейс-стади), коучинг, ролевые и
деловые игры, контекстное обучение, проблемный метод,
ситуационные задачи, обратная связь или рефлексия)
Омарбаева Жайнагуль Сериковна
1 слайд
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОСЛЕСРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЬНО- КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА. Инновационные методы обучения в условиях реализации модульно-компетентностного подхода (модульное обучение, проектная технология, case-study (кейс-стади), коучинг, ролевые и деловые игры, контекстное обучение, проблемный метод, ситуационные задачи, обратная связь или рефлексия) Омарбаева Жайнагуль Сериковна
2 слайд
•
Модульное обучение,
•
проектная технология,
•
обратная связь или рефлексия)
•
case-study (кейс-стади),
•
коучинг, ролевые и деловые игры,
2 слайд
• Модульное обучение, • проектная технология, • обратная связь или рефлексия) • case-study (кейс-стади), • коучинг, ролевые и деловые игры,
3 слайд
Модульное обучение
Модульное обучение – это такая педагогическая
технология, при которой обучающиеся работают с учебной
программой, составленной из модулей.
Цель модульного обучения заключается в создании
наиболее благоприятных условий для развития личности
обучаемого путем обеспечения гибкого содержания
обучения, приспособление дидактической системы к
индивидуальным возможностям, запросам и уровню
базовой подготовки обучаемого посредством организации
учебно-познавательной деятельности по индивидуальной
учебной программе.
Сущность модульного обучения состоит в относительно
самостоятельной работе обучаемого по освоению
индивидуальной программы, составленной из отдельных
модулей. Каждый модуль представляет собой законченное
профессиональное действие, освоение которого идет по
этапам.
3 слайд
Модульное обучение Модульное обучение – это такая педагогическая технология, при которой обучающиеся работают с учебной программой, составленной из модулей. Цель модульного обучения заключается в создании наиболее благоприятных условий для развития личности обучаемого путем обеспечения гибкого содержания обучения, приспособление дидактической системы к индивидуальным возможностям, запросам и уровню базовой подготовки обучаемого посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе. Сущность модульного обучения состоит в относительно самостоятельной работе обучаемого по освоению индивидуальной программы, составленной из отдельных модулей. Каждый модуль представляет собой законченное профессиональное действие, освоение которого идет по этапам.
4 слайд
Модульно-компетентностный подход ставит задачу определения оптимального
соотношения между теоретическим обучением и практической трудовой
деятельностью, между требованиями работодателей и учебной программой
профессиональной подготовки.
Компетентностный подход предусматривает формирование базовых и
профессиональных компетенций, в том числе внедрение модульной технологии
обучения
Результаты обучения – это ожидаемые и измеряемые «составляющие»
компетенций: знания, практические умения, опыт деятельности, которые должен
получить и уметь продемонстрировать обучающийся после освоения того или
иного модуля. Под этапом обучения следует понимать определенную часть
процесса обучения, т.е. процесс обучения разбивается на этапы. В конце каждого
этапа обучаемый достигает некоторых результатов обучения, которые
определяют уровень сформированности компетенции.
4 слайд
Модульно-компетентностный подход ставит задачу определения оптимального соотношения между теоретическим обучением и практической трудовой деятельностью, между требованиями работодателей и учебной программой профессиональной подготовки. Компетентностный подход предусматривает формирование базовых и профессиональных компетенций, в том числе внедрение модульной технологии обучения Результаты обучения – это ожидаемые и измеряемые «составляющие» компетенций: знания, практические умения, опыт деятельности, которые должен получить и уметь продемонстрировать обучающийся после освоения того или иного модуля. Под этапом обучения следует понимать определенную часть процесса обучения, т.е. процесс обучения разбивается на этапы. В конце каждого этапа обучаемый достигает некоторых результатов обучения, которые определяют уровень сформированности компетенции.
5 слайд
Технология проектного обучения
рассматривается в системе личностно- ориентированного
образования и способствует развитию таких качеств обучаемых, как
самостоятельность, инициативность, способность к творчеству.
Целью проектной технологии является самостоятельное
«постижение» обучаемыми различных проблем, имеющих жизненный
смысл для них самих.
Основной тезис современного понимания технологии проектного
обучения звучит таким образом: «все, что я познаю, я знаю, для чего
это мне надо и где и как я могу это содержание применить ».
5 слайд
Технология проектного обучения рассматривается в системе личностно- ориентированного образования и способствует развитию таких качеств обучаемых, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству. Целью проектной технологии является самостоятельное «постижение» обучаемыми различных проблем, имеющих жизненный смысл для них самих. Основной тезис современного понимания технологии проектного обучения звучит таким образом: «все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу это содержание применить ».
6 слайд
особенности проектного обучения
Диалогичность
позволяет учащимся в
процессе выполнения
проекта вступать в
диалог как с
собственным Я, так и с
другими. Проблемность возникает при
разрешении проблемной
ситуации, которая
обусловливает начало активной
мыслительной деятельности,
проявлений самостоятельности
у учащихся, вследствие того,
что они обнаруживают
противоречие между
известным им содержанием и
невозможностью объяснить
новые факты и явления. Контекстность в
проектной технологии
позволяет создавать
проекты, приближенные к
естественной
жизнедеятельности
учащихся, осознать место
изучаемой ими науки в
общей системе
человеческого бытия.
Интегративность
проектной технологии
«означает оптимальный
синтез сложившихся
концепций усвоения
знаний и теорий обучения
учащихся».
6 слайд
особенности проектного обучения Диалогичность позволяет учащимся в процессе выполнения проекта вступать в диалог как с собственным Я, так и с другими. Проблемность возникает при разрешении проблемной ситуации, которая обусловливает начало активной мыслительной деятельности, проявлений самостоятельности у учащихся, вследствие того, что они обнаруживают противоречие между известным им содержанием и невозможностью объяснить новые факты и явления. Контекстность в проектной технологии позволяет создавать проекты, приближенные к естественной жизнедеятельности учащихся, осознать место изучаемой ими науки в общей системе человеческого бытия. Интегративность проектной технологии «означает оптимальный синтез сложившихся концепций усвоения знаний и теорий обучения учащихся».
7 слайд
7 слайд
8 слайд
8 слайд
9 слайд
проектная технология
Внешним - выбор самого
проекта, выбор вида задания,
роли, партнеров по
деятельности, выбор
материала и формы его
представления в проекте,
выбор способа выполнения
работы, выбор опор
Внутренний выбор -
определяется потребностями,
способностями студента, его
ценностными ориентирами,
субъективным опытом,
эмоциональным настроем и
взаимоотношениями с другими
учащимися.
9 слайд
проектная технология Внешним - выбор самого проекта, выбор вида задания, роли, партнеров по деятельности, выбор материала и формы его представления в проекте, выбор способа выполнения работы, выбор опор Внутренний выбор - определяется потребностями, способностями студента, его ценностными ориентирами, субъективным опытом, эмоциональным настроем и взаимоотношениями с другими учащимися.
10 слайд
Экспертная оценка проекта является необходимым компонентом
данной технологии, без которой проект состояться не может. Этим
проектное обучение отличается от выполнения обычных проблемных
заданий . Программа экспертной оценки задается путем формулировки
логической цепочки вопросов – стандартизированного,
формализованного характера, призванных показать глубину
раскрытия знаний по рассматриваемой проблеме, информированность
в соответствующей области, умение решать поставленные задачи, а
также вопросов, раскрывающих субъективную позицию,
воплощающих проект: интерес к проблеме, инициативность,
способность к коммуникации, ответственность и т.д.
Проектная технология включает промежуточную и итоговую оценку
проекта и осуществляется либо преподавателем, либо независимыми
экспертами из числа студентов. Оценка результатов работы должна
быть такой, чтобы учащиеся пережили ситуацию успеха. С этой целью
организуется совместное обсуждение проекта преподавателем и
студентами.
10 слайд
Экспертная оценка проекта является необходимым компонентом данной технологии, без которой проект состояться не может. Этим проектное обучение отличается от выполнения обычных проблемных заданий . Программа экспертной оценки задается путем формулировки логической цепочки вопросов – стандартизированного, формализованного характера, призванных показать глубину раскрытия знаний по рассматриваемой проблеме, информированность в соответствующей области, умение решать поставленные задачи, а также вопросов, раскрывающих субъективную позицию, воплощающих проект: интерес к проблеме, инициативность, способность к коммуникации, ответственность и т.д. Проектная технология включает промежуточную и итоговую оценку проекта и осуществляется либо преподавателем, либо независимыми экспертами из числа студентов. Оценка результатов работы должна быть такой, чтобы учащиеся пережили ситуацию успеха. С этой целью организуется совместное обсуждение проекта преподавателем и студентами.
11 слайд
Метод case-study
Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского
case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-
ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения
конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).
Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к
неигровым имитационным активным методам обучения.
Цель метода case-study – совместными усилиями группы
студентов проанализировать ситуацию – case, возникающую при
конкретном положении дел, и выработать практическое решение;
окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор
лучшего в контексте поставленной проблемы.
Case-studiеs – учебные конкретные ситуации специально
разрабатываемые на основе фактического материала с целью
последующего разбора на учебных занятиях. В ходе разбора
ситуаций обучающиеся учатся действовать в «команде», проводить
анализ и принимать управленческие решения.
11 слайд
Метод case-study Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно- ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационным активным методам обучения. Цель метода case-study – совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. Case-studiеs – учебные конкретные ситуации специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать управленческие решения.
12 слайд
Идеи метода case-study (метода ситуационного
обучения)
1. Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина
в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на
поставленный вопрос, а есть несколько ответов,
2. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а
на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя
3. Результатом применения метода являются не только знания, но и
навыки профессиональной деятельности
4. Технология метода заключается в следующем: по определенным
правилам разрабатывается модель конкретной ситуации,
произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний
и практических навыков, которые студентам нужно получить ; при
этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего
вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е . в
роли диспетчера процесса сотворчества .
12 слайд
Идеи метода case-study (метода ситуационного обучения) 1. Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, 2. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя 3. Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности 4. Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить ; при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е . в роли диспетчера процесса сотворчества .
13 слайд
Метод case-study – инструмент, позволяющий применить
теоретические знания к решению практических задач. Метод
способствует развитию у студентов самостоятельного
мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную
точку зрения, аргументированно высказать свою. С помощью
этого метода студенты имеют возможность проявить и
усовершенствовать аналитические и оценочные навыки,
научиться работать в команде, находить наиболее
рациональное решение поставленной проблемы. Основная
функция метода case-study – учить студентов решать сложные
неструктурированные проблемы, которые невозможно решить
аналитическим способом. Кейс активизирует студентов,
развивает аналитические и коммуникативные способности,
оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями.
13 слайд
Метод case-study – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у студентов самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы. Основная функция метода case-study – учить студентов решать сложные неструктурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом. Кейс активизирует студентов, развивает аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями.
14 слайд
Преимущества метода case-study
- использование принципов проблемного обучения
– получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы
на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует
механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной
ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку
требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать
ими, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать свое
мнение;
- получение навыков работы в команде (Team Job Skills);
- выработка навыков простейших обобщений;
- получение навыков презентации;
- получение навыков пресс-конференции, умения формулировать вопрос,
аргументировать ответ.
14 слайд
Преимущества метода case-study - использование принципов проблемного обучения – получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать свое мнение; - получение навыков работы в команде (Team Job Skills); - выработка навыков простейших обобщений; - получение навыков презентации; - получение навыков пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.
15 слайд
Педагогическая ситуация
Студент не доволен своей отметкой и в качестве протеста влезает во
время урока на стол. В классе раздался звонкий жуткий смех детей,
что очевидно, повлекло за собой срыв рабочей обстановки. Урок было
невозможно продолжить.
Как купировать скандал? Какими путями можно было избежать такой
ситуации? Как вернуть рабочую обстановку на урок, если всё же такой
случай уже произошел?
15 слайд
Педагогическая ситуация Студент не доволен своей отметкой и в качестве протеста влезает во время урока на стол. В классе раздался звонкий жуткий смех детей, что очевидно, повлекло за собой срыв рабочей обстановки. Урок было невозможно продолжить. Как купировать скандал? Какими путями можно было избежать такой ситуации? Как вернуть рабочую обстановку на урок, если всё же такой случай уже произошел?
16 слайд
Решение.
Виной всему скорее всего была поставленная ранее оценка, с которой
мальчик был категорически не согласен, и так неумело решил
выказать свой протест, видимо ничего более умного придумать не
смог. Избежать этой ситуации, скорее всего, можно было бы пояснив
сразу же и вовремя причину выставления ученику данной оценки , а
так же было бы очень хорошо, объяснить ученику какими путями её
можно исправить, и в какое время, чтобы он на этом не зацикливал
своё внимание. Учителю же не стоит делать акцент на данной
ситуации, раз уж она произошла, во время проведения урока, а тем
более вступать в перепалку. Можно было сказать: «Для того, чтобы
исправить оценку не обязательно так высоко забираться» и попросить
спуститься с парты, спокойно продолжая урок, а после урока,
естественно, оставить ученика и поговорить. В добавок попросить
помыть парту, может больше не захочется так поступать.
16 слайд
Решение. Виной всему скорее всего была поставленная ранее оценка, с которой мальчик был категорически не согласен, и так неумело решил выказать свой протест, видимо ничего более умного придумать не смог. Избежать этой ситуации, скорее всего, можно было бы пояснив сразу же и вовремя причину выставления ученику данной оценки , а так же было бы очень хорошо, объяснить ученику какими путями её можно исправить, и в какое время, чтобы он на этом не зацикливал своё внимание. Учителю же не стоит делать акцент на данной ситуации, раз уж она произошла, во время проведения урока, а тем более вступать в перепалку. Можно было сказать: «Для того, чтобы исправить оценку не обязательно так высоко забираться» и попросить спуститься с парты, спокойно продолжая урок, а после урока, естественно, оставить ученика и поговорить. В добавок попросить помыть парту, может больше не захочется так поступать.
17 слайд
17 слайд
18 слайд
Коучинг
Цель коучинга в образовании – помогать учащимся учиться
сознательно, с интересом приобретать знания, находить и
максимально раскрывать потенциал, развивать навыки и умения,
эффективнее усваивать программу и выполнять задания.
Коучинг в образовании – это:
• Личностный подход;
• Поддержка ребенка
• Формирование мышления успеха
• Определение его сильных сторон
• Осознанное участие в процессе и достижении конкретных
результатов
18 слайд
Коучинг Цель коучинга в образовании – помогать учащимся учиться сознательно, с интересом приобретать знания, находить и максимально раскрывать потенциал, развивать навыки и умения, эффективнее усваивать программу и выполнять задания. Коучинг в образовании – это: • Личностный подход; • Поддержка ребенка • Формирование мышления успеха • Определение его сильных сторон • Осознанное участие в процессе и достижении конкретных результатов
19 слайд
КОУЧИНГ (англ. соacнing – наставлять, тренировать для специальных
целей, репетировать, воодушевлять, готовить к экзаменам,
содействовать
Педагогический коучинг – это специальная система, которая
помогает, используя знания и опыт самого ученика, решить его
определенные проблемы, задачи и поставленные цели, эта технология
помогает, используя собственный потенциал, повысить
производительность и эффективность учебы, повысить самооценку.
Педагогический коучинг – это целенаправленный процесс, который
может проводиться как в форме индивидуальных занятий, так и в
рамках организационного консультирования. Структура коуч-сессии:
установление доверительных отношений, постановка цели, опыт,
шаги, ценность, благодарность. Как структура коуч-сессии связана с
проектированием урока, внеклассного мероприятия?
19 слайд
КОУЧИНГ (англ. соacнing – наставлять, тренировать для специальных целей, репетировать, воодушевлять, готовить к экзаменам, содействовать Педагогический коучинг – это специальная система, которая помогает, используя знания и опыт самого ученика, решить его определенные проблемы, задачи и поставленные цели, эта технология помогает, используя собственный потенциал, повысить производительность и эффективность учебы, повысить самооценку. Педагогический коучинг – это целенаправленный процесс, который может проводиться как в форме индивидуальных занятий, так и в рамках организационного консультирования. Структура коуч-сессии: установление доверительных отношений, постановка цели, опыт, шаги, ценность, благодарность. Как структура коуч-сессии связана с проектированием урока, внеклассного мероприятия?
20 слайд
Реалии нашего дня
ВЫСОКИЙ ТЕМП СТРЕСС
ОТСУТСТВИЕ ДОВЕРИЯ
КОНФЛИКТ ЦЕННОСТЕЙ
РАСШИРЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РОЛЕЙ И КОМПЕТЕНЦИЙ
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЛИДЕРСТВА
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОТРУДНИКОВ
ПОДДЕРЖКА ОБУЧЕНИЯ
ОСТРАЯ БОРЬБА ЗА ТАЛАНТЫ
ТЕКУЧЕСТЬ КАДРОВ
Тренд: «ОБУЧЕНИЕ ВСЮ ЖИЗНЬ»
ИЗМЕНЕНИЯ В КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЕ
Люди работают лучше когда ХОТЯТ, а не когда ДОЛЖНЫ
20 слайд
Реалии нашего дня ВЫСОКИЙ ТЕМП СТРЕСС ОТСУТСТВИЕ ДОВЕРИЯ КОНФЛИКТ ЦЕННОСТЕЙ РАСШИРЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РОЛЕЙ И КОМПЕТЕНЦИЙ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЛИДЕРСТВА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОДДЕРЖКА ОБУЧЕНИЯ ОСТРАЯ БОРЬБА ЗА ТАЛАНТЫ ТЕКУЧЕСТЬ КАДРОВ Тренд: «ОБУЧЕНИЕ ВСЮ ЖИЗНЬ» ИЗМЕНЕНИЯ В КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЕ Люди работают лучше когда ХОТЯТ, а не когда ДОЛЖНЫ
21 слайд
Как известно, творчеству научить нельзя. Однако, можно научить
творчески учиться, добиваться успеха через новый метод в
образовании – педагогический КОУЧИНГ
КОУЧИНГ КАК педагогический СТИЛЬ – это взаимодействие,
основанное на равноправном партнерстве, которое способствует
раскрытию потенциала сотрудников, повышению ответственности,
мотивации и эффективности в целом
21 слайд
Как известно, творчеству научить нельзя. Однако, можно научить творчески учиться, добиваться успеха через новый метод в образовании – педагогический КОУЧИНГ КОУЧИНГ КАК педагогический СТИЛЬ – это взаимодействие, основанное на равноправном партнерстве, которое способствует раскрытию потенциала сотрудников, повышению ответственности, мотивации и эффективности в целом
22 слайд
Что даст коучинг?
Индивидуальный подход
Интерактивный подход
Развитие, стимуляция интереса к обучению
Повышение мотивации, осознанности
Принятие ответственности за результат и педагога, и студента
Развитие новых компетенций у педагога
Принятие личной ответственности
Удовлетворенность результатами «Высокоэкологичный и человеческий» подход –
доверие и открытость
Возможность создать качественно новые отношения в педагогическом коллективе
и со студентами
22 слайд
Что даст коучинг? Индивидуальный подход Интерактивный подход Развитие, стимуляция интереса к обучению Повышение мотивации, осознанности Принятие ответственности за результат и педагога, и студента Развитие новых компетенций у педагога Принятие личной ответственности Удовлетворенность результатами «Высокоэкологичный и человеческий» подход – доверие и открытость Возможность создать качественно новые отношения в педагогическом коллективе и со студентами
23 слайд
Философия и принципы коучинга
Все люди обладают гораздо большими внутренними с...
23 слайд
Философия и принципы коучинга Все люди обладают гораздо большими внутренними с...