1 слайд
Вариация и его
формы
2 слайд
3 слайд
Графическое обозначение
вариаций
•
А – означает основную тему;
•
А1 – изменение этой темы;
•
А2 – еще одно изменение темы
•
Итак, каждое изменение темы
– это новая вариация
4 слайд
Форма Вариации
1.Аналогия с рондо и определения
2.Историческая типы
3.Типология
4.Использование
- форма вариации зародилась
одновременно с формой рондо и прошла
похожую эволюцию;
-
как и в рондо, в форме вариации строение
отдельных разделов не имеет большого
значения.
Отличие заключается в иных принципах
организации: вариации – эта форма,
состоящая из темы и ряда ее
видоизмененных повторений А А 1 А 2 А 3
… . При этом структура каждого раздела и
количество частей не является
приоритетным.
5 слайд
Исторические типы
Старинные вариации XVII - 1 ой
половины XVIII века (эпоха Баха):
- форма темы – период и возможно
большое количество вариаций.
Напр.,Гендель 48 вариаций.
Выделяются 2 жанра в основе которых
медленный траурный танец в форме
вариаций на бас-остинато .
Пассакалия - такой
тип формы, где бас-
остинато
выдерживается
(«Пассакалия и
фуга» для органа c-
moll Баха). Чакона – такой тип
формы, где бас-
остинато может не
соблюдаться →
вариации на
выдержанную
гармонию
(«Пассакалия»
Генделя ).
6 слайд
В эту же эпоху зарождается и классический тип вариаций: тема –
простая, либо старинная 2 х
частная. «Партиты» на темы хоралов Баха -
это синоним слова вариация. Иногда в сюитах, где отдельные танцы
варьируются → структура (менуэт – гавот - буре) – танец - дубль
(вариац.,) – танец.
Зарождение
классических вариаций
Классические вариации
Форма темы – простая, чаще 2 х
частная
репризная. Принцип баса – остинато
отсутствует, но есть целый ряд
определенных правил, которые строго
соблюдаются → строгие вариации.
7 слайд
В каждых вариациях должны
соблюдаться:
- форма и структура темы (вплоть до
каждого такта, т.е. каждая особенность
структуры);
- тональность темы (за исключением
одной вариации в контрастном ладу
(одноименном));
- темп (за исключением одной
медленной вариации, как правило
предпоследней, «моцартовский тип»);
- гармония (сохраняются все каденции,
функциональные последовательности).
8 слайд
2 типа строгих вариаций:
Фигурационные или
орнаментальные - это
такие вариации, где
сохраняются контуры
мелодии.
ритмические
динамизированные –
уменьшение
длительностей в
каждой последующей
вариации. Номерные – это такие
вариации, где в
основе мелодии
новые интонации, но
гармония
сохраняется.
субварьирование –
вариация внутри
вариации, вместо
репризы следует
варьированный повтор
того, что прозвучало
внутри вариации.При анализе вариационного цикла необходимо
выявить принципы или основы
драматургического развития:
-
группировку вариаций (одна вариация
дополняет другую);
-
контрасты, кульминации (главная или
«местная»). 2 термина которые можно использовать при
анализе
9 слайд
У романтиков вариации – излюбленная
форма. Они стали свободными – т.е. принцип
строгих вариаций не соблюдается:
- структура темы изменяется → свободное
развитие (разработочность);
- действует принцип монотематизма.
Характерные вариации - это вариации, в
каждой из которой свой характер, образ,
жанр. В большинстве случаев характерные
вариации бывают свободными, но иногда
появляются и строгие характерные вариации
(Брамс). Свободные вариации
XIX – XX веков
10 слайд
В XX веке возросла роль
полифонических вариаций
(пассакалий).
Д.Шостакович:
-
8 симфония IV часть;
-
1 скрипичный концерт III часть;
-
6 и 10 квартеты III части;
-
2 фортепианная соната
(финал);
-
скрипичная соната (финал);
- 7 симфония (разработка I
части).
11 слайд
Известные вариации
1.Мендельсон «Серьезная вариация» (для ф-
но)
2.Лядов «Вариации на польскую народную
тему»
3. Чайковский ор.19 №6
4. Рахманинов «Вариации на тему Корелли»
ор.42
5. Рахманинов «Вариации на тему Шопена»
6.Рахманинов «Рапсодия на тему Паганини»
ор.43
7. Бах «Фуга для органа» c-moll
8. Гендель «Пассакалия»
12 слайд
Спасибо за
внимание!!!
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде пәніңізді белгілеп, керек материалды алып сабағыңызға қолдана аласыз