Вариация түрлері
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
Вариация и его
формы
1 слайд
Вариация и его формы
2 слайд
2 слайд
3 слайд
Графическое обозначение
вариаций
•
А – означает основную тему;
•
А1 – изменение этой темы;
•
А2 – еще одно изменение темы
•
Итак, каждое изменение темы
– это новая вариация
3 слайд
Графическое обозначение вариаций • А – означает основную тему; • А1 – изменение этой темы; • А2 – еще одно изменение темы • Итак, каждое изменение темы – это новая вариация
4 слайд
Форма Вариации
1.Аналогия с рондо и определения
2.Историческая типы
3.Типология
4.Использование
- форма вариации зародилась
одновременно с формой рондо и прошла
похожую эволюцию;
-
как и в рондо, в форме вариации строение
отдельных разделов не имеет большого
значения.
Отличие заключается в иных принципах
организации: вариации – эта форма,
состоящая из темы и ряда ее
видоизмененных повторений А А 1 А 2 А 3
… . При этом структура каждого раздела и
количество частей не является
приоритетным.
4 слайд
Форма Вариации 1.Аналогия с рондо и определения 2.Историческая типы 3.Типология 4.Использование - форма вариации зародилась одновременно с формой рондо и прошла похожую эволюцию; - как и в рондо, в форме вариации строение отдельных разделов не имеет большого значения. Отличие заключается в иных принципах организации: вариации – эта форма, состоящая из темы и ряда ее видоизмененных повторений А А 1 А 2 А 3 … . При этом структура каждого раздела и количество частей не является приоритетным.
5 слайд
Исторические типы
Старинные вариации XVII - 1 ой
половины XVIII века (эпоха Баха):
- форма темы – период и возможно
большое количество вариаций.
Напр.,Гендель 48 вариаций.
Выделяются 2 жанра в основе которых
медленный траурный танец в форме
вариаций на бас-остинато .
Пассакалия - такой
тип формы, где бас-
остинато
выдерживается
(«Пассакалия и
фуга» для органа c-
moll Баха). Чакона – такой тип
формы, где бас-
остинато может не
соблюдаться →
вариации на
выдержанную
гармонию
(«Пассакалия»
Генделя ).
5 слайд
Исторические типы Старинные вариации XVII - 1 ой половины XVIII века (эпоха Баха): - форма темы – период и возможно большое количество вариаций. Напр.,Гендель 48 вариаций. Выделяются 2 жанра в основе которых медленный траурный танец в форме вариаций на бас-остинато . Пассакалия - такой тип формы, где бас- остинато выдерживается («Пассакалия и фуга» для органа c- moll Баха). Чакона – такой тип формы, где бас- остинато может не соблюдаться → вариации на выдержанную гармонию («Пассакалия» Генделя ).
6 слайд
В эту же эпоху зарождается и классический тип вариаций: тема –
простая, либо старинная 2 х
частная. «Партиты» на темы хоралов Баха -
это синоним слова вариация. Иногда в сюитах, где отдельные танцы
варьируются → структура (менуэт – гавот - буре) – танец - дубль
(вариац.,) – танец.
Зарождение
классических вариаций
Классические вариации
Форма темы – простая, чаще 2 х
частная
репризная. Принцип баса – остинато
отсутствует, но есть целый ряд
определенных правил, которые строго
соблюдаются → строгие вариации.
6 слайд
В эту же эпоху зарождается и классический тип вариаций: тема – простая, либо старинная 2 х частная. «Партиты» на темы хоралов Баха - это синоним слова вариация. Иногда в сюитах, где отдельные танцы варьируются → структура (менуэт – гавот - буре) – танец - дубль (вариац.,) – танец. Зарождение классических вариаций Классические вариации Форма темы – простая, чаще 2 х частная репризная. Принцип баса – остинато отсутствует, но есть целый ряд определенных правил, которые строго соблюдаются → строгие вариации.
7 слайд
В каждых вариациях должны
соблюдаться:
- форма и структура темы (вплоть до
каждого такта, т.е. каждая особенность
структуры);
- тональность темы (за исключением
одной вариации в контрастном ладу
(одноименном));
- темп (за исключением одной
медленной вариации, как правило
предпоследней, «моцартовский тип»);
- гармония (сохраняются все каденции,
функциональные последовательности).
7 слайд
В каждых вариациях должны соблюдаться: - форма и структура темы (вплоть до каждого такта, т.е. каждая особенность структуры); - тональность темы (за исключением одной вариации в контрастном ладу (одноименном)); - темп (за исключением одной медленной вариации, как правило предпоследней, «моцартовский тип»); - гармония (сохраняются все каденции, функциональные последовательности).
8 слайд
2 типа строгих вариаций:
Фигурационные или
орнаментальные - это
такие вариации, где
сохраняются контуры
мелодии.
ритмические
динамизированные –
уменьшение
длительностей в
каждой последующей
вариации. Номерные – это такие
вариации, где в
основе мелодии
новые интонации, но
гармония
сохраняется.
субварьирование –
вариация внутри
вариации, вместо
репризы следует
варьированный повтор
того, что прозвучало
внутри вариации.При анализе вариационного цикла необходимо
выявить принципы или основы
драматургического развития:
-
группировку вариаций (одна вариация
дополняет другую);
-
контрасты, кульминации (главная или
«местная»). 2 термина которые можно использовать при
анализе
8 слайд
2 типа строгих вариаций: Фигурационные или орнаментальные - это такие вариации, где сохраняются контуры мелодии. ритмические динамизированные – уменьшение длительностей в каждой последующей вариации. Номерные – это такие вариации, где в основе мелодии новые интонации, но гармония сохраняется. субварьирование – вариация внутри вариации, вместо репризы следует варьированный повтор того, что прозвучало внутри вариации.При анализе вариационного цикла необходимо выявить принципы или основы драматургического развития: - группировку вариаций (одна вариация дополняет другую); - контрасты, кульминации (главная или «местная»). 2 термина которые можно использовать при анализе
9 слайд
У романтиков вариации – излюбленная
форма. Они стали свободными – т.е. принцип
строгих вариаций не соблюдается:
- структура темы изменяется → свободное
развитие (разработочность);
- действует принцип монотематизма.
Характерные вариации - это вариации, в
каждой из которой свой характер, образ,
жанр. В большинстве случаев характерные
вариации бывают свободными, но иногда
появляются и строгие характерные вариации
(Брамс). Свободные вариации
XIX – XX веков
9 слайд
У романтиков вариации – излюбленная форма. Они стали свободными – т.е. принцип строгих вариаций не соблюдается: - структура темы изменяется → свободное развитие (разработочность); - действует принцип монотематизма. Характерные вариации - это вариации, в каждой из которой свой характер, образ, жанр. В большинстве случаев характерные вариации бывают свободными, но иногда появляются и строгие характерные вариации (Брамс). Свободные вариации XIX – XX веков
10 слайд
В XX веке возросла роль
полифонических вариаций
(пассакалий).
Д.Шостакович:
-
8 симфония IV часть;
-
1 скрипичный концерт III часть;
-
6 и 10 квартеты III части;
-
2 фортепианная соната
(финал);
-
скрипичная соната (финал);
- 7 симфония (разработка I
части).
10 слайд
В XX веке возросла роль полифонических вариаций (пассакалий). Д.Шостакович: - 8 симфония IV часть; - 1 скрипичный концерт III часть; - 6 и 10 квартеты III части; - 2 фортепианная соната (финал); - скрипичная соната (финал); - 7 симфония (разработка I части).
11 слайд
Известные вариации
1.Мендельсон «Серьезная вариация» (для ф-
но)
2.Лядов «Вариации на польскую народную
тему»
3. Чайковский ор.19 №6
4. Рахманинов «Вариации на тему Корелли»
ор.42
5. Рахманинов «Вариации на тему Шопена»
6.Рахманинов «Рапсодия на тему Паганини»
ор.43
7. Бах «Фуга для органа» c-moll
8. Гендель «Пассакалия»
11 слайд
Известные вариации 1.Мендельсон «Серьезная вариация» (для ф- но) 2.Лядов «Вариации на польскую народную тему» 3. Чайковский ор.19 №6 4. Рахманинов «Вариации на тему Корелли» ор.42 5. Рахманинов «Вариации на тему Шопена» 6.Рахманинов «Рапсодия на тему Паганини» ор.43 7. Бах «Фуга для органа» c-moll 8. Гендель «Пассакалия»
12 слайд
Спасибо за
внимание!!!
12 слайд
Спасибо за внимание!!!