Тема: Светик-
трёхцветик.
Цели: 1) дать сведения из истории
светофора;
2) развитие речи, мышления, памяти,
закрепить знания об именах
существительных, прилагательных,
глаголах
3) воспитание интереса к
предмету.
Наглядности: учебник, светофор, цветные
мелки, загадки, песня о светофоре, кроссворд,
таблицы, воздушные шары (красные, желтые,
зелёные)
Ход урока:
І. Оргмомент.
- Приветствие.
Громко прозвенел
звонок,
Начинается урок!
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня у
нас необычный урок. Отгадай - те загадку и вы узнаете о чем мы
будем говорить. Послушайте.
Чтобы тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь –
Зелёный, жёлтый, красный.
И
на всех глядит в упор
Что же это?... (светофор)
-
Правильно, ребята! Это светофор.
II. Новый
материал.
1.Вступительное слово учителя.
-
Ребята! Сегодня на уроке мы отправимся в страну Светофория. Мы
будем останавливаться на станциях, где ждут задания.
Первая станция
«Узнай». Мы узнаем
об истории светофора.
2. Рассказ учеников.
1
ученик: - Первый уличный светофор появился более 100 лет назад в
Англии, в Лондоне. Они имели только два цвета: красный и зелёный,
которые вручную менял специальный человек. Но обходиться двумя
цветами было неудобно.
2
ученик: - Резкий переход одного сигнала к другому был опасен: один
не успевал, а другой уже поехал. И тогда придумали предупреждающий
знак – жёлтый сигнал. И только спустя 50 лет на светофоре появился
третий цвет – жёлтый.
3
ученик: - Слово «светофор» состоит из двух частей: русского слова
«свет» - жарық, шам, и греческого слова «форос» -
носитель, бағдарлама. Светофор – носитель
света- бағдаршам.
Учитель: - Молодцы! Интересный рассказ. Нас ждёт следующая
станция «Прочитай», где прочитаем сказку «Светик-
трехцветик».(упр.1 с.180)
3. Работа над текстом.
А) чтение текста учителем
Б) чтение словаря
В) фонетическое упражнение
Г) чтение текста учениками (4
ученика)
Д) ответы на вопросы:
-
Как зовут маленького светофора в сказке?(Светик)
-
Когда работает светофор? (день и ночь)
-
Что говорил светофор, когда светил зелёным глазом? (Идите,
бегите!)
-
Что говорил светофор, когда светил красным светом?
(Ждите!)
-
Какими глазами он мог смотреть сразу во все стороны?
(жёлтыми)
-
Может светофор смотреть сразу во все стороны зелёными глазами?
(нет, это опасно)
4. Станция «Сообщи»
Красный цвет – символ тревоги, опасности. Он говорит
«Стоп!» И не только в светофоре. Например, красные лампочки горят
позади машины, если хочет остановиться. Пожарные машины тоже
красного цвета. Красный цвет – самый заметный, его видно издалека,
в любую погоду, и в тумане, и ночью. И его не спутаешь с другими
цветами.
Желтый цвет напоминает солнышко, оно может быть другом
или врагом (если перегреться). Солнышко предупреждает: «Внимание!
Осторожно!»
Зелёный цвет – это зелёные поля, леса. Даёт нам
спокойствие. «Проходите смело!»
Учитель: - Значит, не зря выбраны цвета у
светофора.
5. Составление кластера.
-
Теперь составим кластер. Здесь вы должны назвать слова, которые
связаны со словом «светофор». Что вы представляете, когда слышите
это слово? ( Если дети затрудняются, то учитель путём вопросов
помогает им)
а) Где находиться светофор? ( на улице, у
дороги)
б) Как светофор помогает нам? (помогает
перейти дорогу, значит он – помощник)
в) Что ждут нас на дороге? ( машины,
опасность)
г) Что мы должны соблюдать на дороге, на
улице? (правила)
6. Станция «Напиши».
Работа в тетрадях.
-
Запись числа, темы урока.
-
запись новых слов:
Светофор – бағдаршам
день и ночь- күні-
түні
цвет –
түс
свет – жарық,
шам
опасность -
қауіптілік
III. Станция «Повтори»
Учитель: - Как называются слова, которые
обозначают предмет? (имена существительные)
-
Как они изменяются? (по числам)
-
Что ещё мы знаем об имени существительном?( имена сущ. имеют
категорию рода)
-
Как называются слова, которые обозначают признак предмета?
(прилагательные)
-
На какие вопросы отвечают прилагательные?
-
Как они изменяются? (по числам, по родам)
Выполняется упражнение 4 (стр. 183) на
доске и в тетрадях.
Солнце (какое?) красное, яркое, весеннее.
(с.р.)
Погода (какая?) тёплая, весенняя, ясная.
(ж.р.)
День (какой?) ясный, длинный, тёплый.
(м.р.)
Ночи (какие?) тёмные, короткие, холодные.
(мн.ч.)
-
Остальные предложения допишите дома.
Работа по таблице (стр.182)
Чтение предложений .
Как называются слова, которые отвечают на
эти вопросы? (глаголы)
Выполняется упр.
2(стр.182)
Составляются
предложения по схеме.
IV. Станция «Подумай»
-
Ребята, мы продолжаем наш путь. Нужно решить кроссворд. Я читаю
слова на казахском языке, а вы переводите на русский.
-
Жарық,
шам.
-
Бағдаршамның есімі
(ертегіде)
-
Күн
-
Түс
-
Түн
-
Бағдарлама (с
греческого)
-
Жол
-
Ереже
-
Молодцы!
V.Станция
«Обобщай»
- О чём говорят цвета
светофора?
Ученики (1 ряд): Самый
строгий - красный свет,
Если он горит –
стой!
Дороги дальше
нет!
Путь для всех
закрыт!
Ученики(2 ряд): Чтоб
спокойно перешёл ты,
Слушай наш совет –
жди!
Увидишь скоро
жёлтый
В середине
свет.
Ученики(3 ряд): А за
ним зелёный свет
Вспыхнет
впереди.
Скажет
он:
Препятствий
нет,
Смело в путь
иди!
Молодцы.
VI.
Станция
«Музыкальная»
Ученики поют песню о
светофоре.
VII. Д/з:
упр. 4(183), упр.9 (185) выучить.
VIII.
Итоги. Оценки.
-
Ребята! Понравился ли урок? Что вы узнали нового?
Вы хорошо поработали. Желаю вам, чтоб в
вашей жизни всегда горел зелёный свет! Удачи! Урок окончен! До
свидания!