2024-2025 оқу жылына арналған
Қысқа мерзімді сабақ жоспарларын жүктеп алғыңыз келеді ме?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен жасалған
Материалдар / 5 класс орыс тілі ҚМЖ 3 тосан

5 класс орыс тілі ҚМЖ 3 тосан

Материал туралы қысқаша түсінік
5 класс орыс тілі ҚМЖ 3 тосан
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады

Урок РяиЛ

5 класс/1

Искусство слова

учитель:

дата:

Цели обучения

5.1.1.1- понимать общее содержание сообщения продолжительностью не более 2-3 минут, определяя тему текста

5.3.1.1- понимать общее содержание текста, определяя ключевые слова и словосочетания.

Цель урока

понимать общее содержание сообщения продолжительностью не более 2-3 минут, определяя тему текста

понимать общее содержание текста, определяя ключевые слова и словосочетания.

Привитие ценностей

Проявить уважения культуре, искусству, готовность учиться на протяжений всей жизни, привитие коммуникативных навыков.

Этап урока

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы


Начало урока

4 минуты


Создание коллаборативной среды.

Подарите улыбки друг другу.

Учитель приветствует учащихся



Прогнозирование учащимися темы урока.




Работаем словарём.




Отвечает на вопросы








Подбирает синоним к слову исскуство



Учащиеся отвечают на вопросы, читают четверостишие, опираясь на раздел «Ваш помощник», дают определение имени прилагательному.









Учащиеся делают вывод, что прилагательные делают описание более полным и точным.




Ученики извлекают содержащуюся в тексте основную информацию по вопросам.





Ученики извлекают содержащуюся в тексте основную информацию по вопросам.


Ф/О

Самооценивание

Взаимооценивание

Словесная похвала


Оценивание по

дескрипторам:






Молодец . Хорошо. Отлично


-читает стихотворение;



-находит сходство;



- демонстрирует богатство словарного запаса;


-отвечает на вопросы






-не допускает грамматических и пунктуационных ошибок



-определяет ключевое слово



-понимает общее содержание текста


-составляют словосотетания




-подбирают антонимы



-составляет предложение

Презентация


Интернет-ресурсы



Учебник



Тетради










Актуализация знаний.

7 минуты

1. Обрати внимание на рисунки:

Певец поет, танцор танцует, художник рисует, кинооператор снимает фильм, писатель пишет роман

2. Как можно назвать всё это одним словом? (если затрудняетесь ответить, можете назвать на казахском языке – өнер, затем проговариваем на русском языке – искусство, на английском языке – art)

Давайте подберём синонимы к слову искусство: творчество – шығармашылық, умение – білгірлік, а теперь найдем это слово в словаре.

Работаем со словарём

Определите ключевое слово нашей темы, правильно, искусство.

Итак, сегодня мы будем говорить об искусстве, в том числе об искусстве слова. Слова – это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого человека. Благодаря им мы имеем возможность получать или передавать важную информацию, узнавать что-то новое.

Усвоение новых знаний и способов применений

20 минут

Ответьте на вопросы.

Какая сегодня погода?

Какое небо?

Какой воздух?

Какое солнце?

Какой сегодня день: тёплый или холодный?

Какое у вас настроение?

Четверостишие

Определяю я предмет.

Со мной они весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

- Для чего мы используем прилагательные?

Упр.309. Прочитайте сначала текст без слов, данных в скобках, потом – с этими словами. Какое описание более полное? Укажите слова, которые помогли сделать описание более точным.

Закрепление изученного материала

7минут

Работа в группах

Формирование групп по дате рождения (четное, нечетное число)

Задания для первой группы:

1. Поисковое чтение текста Почему литература считается искусством?

Упр. 316 Прочитайте текст. Ответьте одним предложением на вопрос в его заголовке. Поставьте вопросы к выделенным прилагательным. Для этого сначала найдите существительные, к которым они относятся. Как вы думаете, можно ли определить по названию текста тип речи?

2. Упр.314Подберите синонимы к данным прилагательным. Составьте предложения

с любыми двумя словосочетаниями.

3. Лингвистическая игра «Назовите одним словом».

Г)Задания для второй группы:

1. Поисковое чтение текста Книга учит жить

Упр. 317 Прочитайте текст. Что выражено в названии текста: тема или его основная мысль? Докажите, что этот текст является текстом-рассуждением.

2. Упр. 311Соедините прилагательные с существительными так, чтобы получилисьправильные словосочетания. Запишите их.

3. Упр.315 Подберите антонимы к данным прилагательным. Составьте предложения с любой парой антонимов. Найдите слова с изученными орфограммами.

Упр.312Прочитайте. Что нового вы узнали из текста?

Упр. 313Дополните кластер на тему «Искусство».

Домашняя задания

4 минуты

Домашнее задание:1. Подберите пять прилагательных к пяти существительным, определите число и род.

Прием «Верные и неверные утверждения» выявляет уровень усвоения полученной информации на данном уроке.

Составление синквейна к слову литература

Для самостоятельного изучения предлагается «УС».

Учитель проводит инструктаж домашнего задания

Учащиеся запывают в дневники


Рефлексия

4 минуты

Рефлексия Прием «Выбор»

Слайд 16-17

«Релаксация».Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Составление синквейна к слову литература

- выражает свои эмоции об уроке.


После рефлексии учащиеся заполняют таблицу.

Ксм



Урок РяиЛ

5 класс//2

Литературная сказка

учитель:

дата:

Цели обучения

5.1.1.1- понимать общее содержание сообщения продолжительностью не более 2-3 минут, определяя тему текста

5.2.3.1- соблюдать орфоэпические нормы.

5.3.6.1- анализировать содержание небольших произведений фольклора и литературы, определяя тему и основную мысль

Цель урока

- понимать общее содержание сообщения продолжительностью не более 2-3 минут, определяя тему текста

- соблюдать орфоэпические нормы.

- анализировать содержание небольших произведений фольклора и литературы, определяя тему и основную мысль

Привитие ценностей

вызвать интерес к чтению фольклорных и литературных сказок; показать идейно-тематическое многообразие произведений изучаемого жанра

Этап урока

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание


Ресурсы

Начало урока

4минуты





Для создания психологической атмосферы проводит игру «Солнечный зайчик».

- Ребята, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Скажите, что вы сейчас почувствовали?

- Я надеюсь, что это ощущение вы сохраните до конца урока.



Прогнозирование учащимися темы урока.







Учащиеся отгадывают к какой сказке относятся волшебные предметы




Учащиеся опираясь на раздел «Ваш помощник», учатся определять окончания прилагательных женского рода.






Учащиеся называют героев сказок определяют из каких они сказок.





Находит и выписывает прилагательные женского рода вместе с существительными. Определите падеж





Ф/О

Самооценивание

Взаимооценивание

Словесная похвала


Оценивание по

дескрипторам:




-найдите из каких сказок строки


-понимает содаржание текста




-соблюдает орфоэпические нормы




-отвечает на вопросы;




-демонстрирует понимание прочитанного






-составляет словосочетания






-выписывает прилпгптельные



-определяет падеж


Учебник

Тетради


Интерент ресурсы


Словари РЯ


Сюжетные картинки











Учебник тетрадь





Актуализация знаний.

7 минут

В сказке дивной очутиться

Каждый хочет, ты поверь.

В книге сказок приоткрыться

Может сказочная дверь.

Если сказки кто читает...

О чём вам говорят имена: Шарль Перро, Ганс Христиан Андерсен, братья Гримм?

Упр. 319 Прочитайте названия волшебных предметов из сказок: 1) Шарля Перро, 2) Г. Х. Андерсена. Угадайте, из какой сказки каждый из них. Какую роль они сыграли в сказке?

1) Волшебная палочка, тыква, хрустальные туфельки, веретено, сапоги.

2) Санки, горошина, скорлупа грецкого ореха, зеркало, крапива, сундук.

Усвоение новых знаний и способов примеений

20 ммнут

Учимся применять правило. Ознакомление уч-ся с теоретическими сведениями из учебника.

Упр.323 Прочитайте отрывки из сказок Г. Х. Андерсена. Назовите, из каких они сказок.Работа в группа

(Г)Задания для первой группы:

1. Упр.324Поставьте прилагательные в форме женского рода.Составьте с любыми двумя словосочетаниями различные по цели высказывания предложения.

Закрепление изученного материала

7минут

Г)Задания для второй группы:

Упр.325 Прочитайте начало сказки Ш. Перро. Из какой сказки этот отрывок? Как вы догадались? Найдите и выпишите прилагательные женского рода вместе с существительными. Определите падеж. Проверьте себя по «Вашему помощнику

Выскажите своё мнение о сказках Ш. Перро иГ. Х. Андерсена. Отвечая на вопросы, начинайте свой ответ со слов:мне кажется…; я считаю

1) В каких сказках герою помогали находчивость и смекалка?

2) В каких сказках награда приходит за трудолюбие и доброту?

3) Какая сказка вам кажется самой интересной; страшной; весёлой; печальной; поучительной?

Домашняя работа

4минуты

Прием «Верные и неверные утверждения» выявляет уровень усвоения полученной информации на данном уроке.

Составление синквейна к слову литература

Для самостоятельного изучения предлагается «УС».



Учитель проводит инструктаж домашнего задания

Учащиеся запывают в дневники



Рефлексия

4минуты

Рефлексия

Прием «Выбор»


После рефлексии учащиеся заполняют таблицу.


Ксп





Урок РяиЛ

5 класс//3

Шаги великана

учитель:

дата:

Цели обучения

5.1.1.1- понимать общее содержание сообщения продолжительностью не более 2-3 минут, определяя тему текста

5.1.2.1. - понимать значение слов бытовой и духовно-нравственной тематики

Цель урока

- понимать общее содержание сообщения продолжительностью не более 2-3 минут, определяя тему текста

- понимать значение слов бытовой и духовно-нравственной тематики

Привитие ценностей

развивать творческие способности учащихся, умение выразительно читать, сопоставлять, делать выводы, работать в группе

Этап урока

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание


Ресурсы

Начало урока

4 минуты






Для создания психологической атмосферы проводит игру «Солнечный зайчик».

- Ребята, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Скажите, что вы сейчас почувствовали?

- Я надеюсь, что это ощущение вы сохраните до конца урока.


Учащиеся отгадывают к какой сказке относятся волшебные предметы








Учащиеся опираясь на раздел «Ваш помощник», учатся определять окончания прилагательных женского рода.











Прогнозирование учащимися темы урока.












Учащиеся читают тексты, делают пометки.

Ф/О

Самооценивание


Взаимооценивание

Словесная похвала


Оценивание по

дескрипторам:



-понимает выражение новых слов


-отвечает на вопросы


-извлекает конкретную информацию по изображению картины;



- описывает картину


спользует

художественно-выразительные средства.


-определяет род имен прилагательных


-определяет падеж существительных

-подбирает слова ассоциации

-формулирует вопросы по содержанию текста

Учебник

Тетради


Интерент ресурсы


Словари РЯ


Сюжетные картинки














Актуализация знаний.

7минут


На доске развешаны иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина.

О чём вам говорит имя Александр Сергеевич Пушкин?

Вспомните его строки из «Сказки о рыбаке и рыбке». С какими прилагательнымисочетаются выделенные существительные? Поставьте к прилагательным вопросы и определите их род.

Усвоение новых знаний и способов применений

20минут

Прием «Чтение с пометками»

Упр.328Послушайте. Что вы узнали о поэте? Какие его произведения вы знаете?

Выпишите выделенные прилагательные вместе с существительными. Поставьте к ним вопросы.

Упр. 331 Послушайте. Что нового вы узнали о поэте?


Работа в группа

Деление на группы по первой букве имени или фамилии

(Г)Задания для первой группы:

1. Упр. 329Вспомните, какими были герои из сказки «О рыбаке и рыбке»А. С. Пушкина.

Запишите прилагательные к существительным и обозначьте их окончания. Укажите прилагательные мужского рода.

2. Упр.330Из какой сказки Пушкина этот отрывок? Спишите, вставляя вместо знака (?) вопрос, а вместо точек – пропущенные окончания. Определите род, число и падеж прилагательных. Проверьте себя по «Вашему помощнику».

Закрепление изученного материала

7минут

Задания для второй группы:

1.Упр. 332 Выпишите из текста о Пушкине в два столбика имена прилагательные женского рода и имена прилагательные мужского рода вместе с существительными. Обозначьте окончание. Укажите падеж.

2. Упр.334Дополните кластер на тему «Герои сказок Пушкина».

Упр. 335Вспомните таких героев сказок Пушкина, какЗолотой петушок, Кот учёный, царь Салтан, работник Балда, дядька Черномор. Опишите одного из героев, используя прилагательные мужского рода.

(Прием «Верные и неверные утверждения» выявляет уровень усвоения полученной информации на данном уроке.

Домашняя задания

4минуты


Упр.336 Прочитайте начало трёх сказок Пушкина. Вспомните их название. Кратко передайте содержание одной из них. Какие прилагательные вы использовали при пересказе?

Викторина «Знаете ли вы “Сказку о царе Салтане”?»


После рефлексии учащиеся заполняют таблицу.


Составление синквейна к существительному Пушкин.


Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.



Рефлексия

4минуты

Для самостоятельного изучения предлагается «УС».

« Три М»


Ксп

Урок РяиЛ

5 класс//4

Шакарим

учитель:

дата:

Цели обучения

5.3.3.1 – формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них

5..3.7.1 – извлекать необходимую информацию по предложенной теме из различных источников

Цель урока

формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них

извлекать необходимую информацию по предложенной теме из различных источников

Привитие ценностей

активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке,развивать их речь, навыки самоконтроля; воспитывать у учащихся любовь и интерес к литературе

Этап урока

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание


Ресурсы

Начало урока

4минуты

- Ребята, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Скажите, что вы сейчас почувствовали?

- Я надеюсь, что это ощущение вы сохраните до конца урока.



Прогнозирование учащимися темы урока.



Выразительно читают текст







Знакомятся с наиболее известыми произведениями акына

нравственно-духовные поиски привели к созданию философских произведений, которые мы принимаем как духовное завещание писателя



Читают о поэзии автора , отвечают на вопросы о чем его произведения, В чем заключается смысл прозведений














Выразительно читают строки из произведения



Узнают о жизни Шакарима







Трагическая гибель Шакарима

-понимает выражение новых слов




-отвечает на вопросы



-выразительно читает текст





-формулирует вопросы по тексту






-отвечает на вопросы


-определяют идею произведении









- извлекает необходимую информацию по предложенной











-выписывает имена зарубежных авторов,кторые знал Шакарим





-выписывает цифры и хронологию в тексте



- знакомятся с наиболее известыми произведениями акына




Учебник

Тетради


Интерент ресурсы


Словари РЯ


Сюжетные картинки




Тетрадь



Актуализация знаний

7минут

На доске развешан портрет Шакрима, его книги

О чём вам говорит имя Абай , Шакарим?

Вспомните его произведения.

Выразительное чтение учителем о творчестве Шакарима

Усвоение новых знаний и способов применений

20 минут

Шакарим Кудайбердиев — выдающийся казахский поэт, переводчик, философ, композитор. Он духовный преемник и ученик великого Абая. Его творчество — уникальный пласт национальной культуры, воплотившей духовный опыт и мудрость казахского народа.

Он оставил богатое литературное наследие. Кроме названных произведений, Шакарим — автор поэм «Енлик-Кебек», «Калкаман-Мамыр», «Айслу-Нартайлак», «Смерть Кодара», «Жизнь забытого», «Лейли и Меджнун», романа «Адиль и Мария», сборника рассказов «Сад роз», философских произведений «Три истины», «Сад подснежников» и других. Шакарим перевел на казахский язык газели Хафиза, некоторые произведения Л.Толстого, Г.Бичер-Стоу, А.Пушкина.

Поэзия Шакарима отражает взгляды мыслителя на духовное познание мира. В каждом его стихотворении можно встретить искорку истины. Легко и небрежно прочитать его стихи невозможно. Смею утверждать, что понадобится время, чтобы его философская лирика стала понятной и ясной. Кану я, но будут жить мои стихи, Молодые все запомнят до строки,

Кто-то с верой примет это, кто-то нет, Нет, не каждому стихи мои близки, — писал поэт. Стихи Шакарима несут в себе нравственные поиски автора, его благие призывы к людям оставаться разумными, возрождать в себе человечность, быть творцами.

Человек похож порою то на волка, то на сыть,

И порой от человека зверя все же не отличить.

Лишь в одном его отличье — в светлом разуме, в уме.

Если сил на это хватит — должен ум ты подлечить.

Он верил, что слова обладают великой силой и своими строками воспевал пользу науки,

Благодаря ораторскому искусству, а также своему знатному происхождению Шакарим в двадцать лет назначается волостным управителем. После сорока лет, с 1898 года всерьез занялся творчеством. По определенной системе стал изучать западную и восточную литературу, познакомился с наследием таких поэтов и мыслителей Востока, как Хафиз, Физули, Навои, а также с произведениями Байрона, А.Пушкина, Л.Толстого. Самостоятельно овладел арабским, персидским, турецким, русским языками.

Закрепление изученного материала

7минут

В 1906 году он совершил хадж в Мекку. Посетил Стамбул, работал в библиотеках, пересылая по почте в Семипалатинск приобретенные им книги. В год установления Советской власти Шакариму было около шестидесяти лет. Когда с приходом большевиков к власти речь пошла о разрушении традиционного уклада жизни казахов, он недоумевал: ради чего, во имя чего и для чего разрушать, а что взамен? А предлагаемые вещи не имели ничего общего с многовековыми национальными ценностями казахского народа. И потому Шакарим социалистическую идеологию не принял. Он также всеми фибрами души не воспринимал государство, построенное силовыми методами. И в этих условиях поэт должен был писать стихи и воспевать новый строй. Он предпочел уйти из такого общества. С 1922 года Шакарим жил в горах Чингистау в совершенном одиночестве. Он размышляет о смысле жизни, записывая свои мысли, подводя итог сделанному. И наверняка догадывается, что его жизнь на безлюдной зимовке настораживает представителей Советской власти. Они действительно подозревают великого старца в сговоре с врагами страны, учиняют обыск в зимовке в его отсутствие. В один из пасмурных осенних дней 1931 года поэт без суда и следствия был расстрелян, его окровавленное тело сбросили в колодезный сруб в Баканасе. Этот колодец тридцать лет носил траур по человеку великой души, опередившего свое время. Только в июле 1961 года останки поэта были захоронены. Прокуратура Советского Союза решением от 29 ноября 1958 года реабилитировала Шакарима Кудайбердиева за отсутствием состава преступления, хотя запрет на творчество поэта остался. И только весной 1988 года многогранное наследие Шакарима стало достоянием народа.

Домашняя задания

4минуты

Пересказывае текст

Наизусть отрывок произведения автора

Учитель проводит инструктаж домашнего задания

Учащиеся запывают в дневники

Рефлексия

4минуты

Рефлексия. Прием «Плюс, минус, интересно…»

Заполните таблицу:

«Плюс»

«Минус»

«Интересно»





В графу «П» - «плюс» - записывается все, что понравилось в мастерской, информация и формы работы, которые вызвали у Вас положительные эмоции, либо все то, что, по Вашему мнению, может быть полезно для дальнейшей работы.

В графу «М» - «минус» - записывается все, что не понравилось в мастерской, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. Или информация, которая, по Вашему мнению, оказалась ненужной, бесполезной с точки зрения использования в образовательном процессе.

В графу «И» - «интересно» - необходимо записать все любопытные факты, о которых Вы узнали и о которых Вы хотели бы узнать подробнее.

кср

Урок РяиЛ

5 класс//5

Искусство звука

учитель:

дата:

Цели обучения

5.1.1.1- понимать общее содержание сообщения продолжительностью не более 2-3 минут, определяя тему текста

5.1.2.1. - понимать значение слов бытовой и духовно-нравственной тематики

Цель урока

- понимать общее содержание сообщения продолжительностью не более 2-3 минут, определяя тему текста

- понимать значение слов бытовой и духовно-нравственной тематики

Привитие ценностей

Ценности, основанные на любви и уважение к родному языку; формировании толерантного отношения к изучаемому русскому и английскому языкам.

Этап урока

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание


Ресурсы

Начало урока

4минуты




1. Приветствует учеников.

2. Психологический настрой «Подари улыбку».

Ключ. Верные и не верные утверждения

1. Приветствуют учителя.

2. Улыбаясь друг другу, желают хорошего настроения.

3.указывает верные и не верные утверждения.


Знакомятся с целями урока

Ученики через телефон открывает кюар коды и уточняет какой он группе


Ученики внимательно слушают и смотрят видео ролик


Ученики сформулирует вопросы и отвечают на вопросы









Каждый ученик индивидуально отвечеют по телефону на вопросыи ответ на экране показывается


Выполняе тестовые задании


Ф/О

Самооценивание

Взаимооценивание

Словесная похвала


Оценивание по

дескрипторам:



-пересказывает содержание текста



-отвечает на вопросы


-словесная поддержка – Молодец! Правильно! Отлично!


-сфрмулирует вопросы



-отвечает на вопросы


-выполняет тестовые задания








-указывает окончание прилагатнльного






-выпимывает прилагательное

Учебник

Тетради


Интерент ресурсы


Словари РЯ


Сюжетные картинки




















Актуализация знании

7минуты

Знакомства с темой урока и целями урока

Тема: «Искусство звука»

Усвоение новых знаний и способов применений

20 минут

просмотр видео ролика « Мастер Али»


Словарная работа (перевод, проговаривание):

Вепрь – кабан

Мастер – шебер

Провинность – айып

Плётка - қамшы

ГР. Задание 1.


для 1 группы сформулировать толстые вопросы

для 2 группы сформулировать тонкие вопросы



прием Тонкий и толстый вопрос» ГР.


Задание 2 Ответить на вопросы Метод «Кахот»

Учащиеся будут отвечать на вопросы с использованием телефона , а на доске выходит ответы учеников

Закрепление изученного материала

7минут

Задание3. Грамматический трининг. Выполняем тестовые задании

1.Укажите правильное окончение прилагательного

А. -ЫЙ , -ой, Б.- ая, -яя, В.-ие,- ое, Г. -Ой , -ое

2. Найдите ряд прилагательных

А. золотая, добрый Б. старик , старуха

В. Сказка, читать

Г. Прочитать, скупой

3.Найдите словосочетания с прилагательным

А. русский поэт Б. читать сказку

В. Бегать быстро Г. Описать героя

4. Найдите Женский род прилагательного

А. старая старуха

Б. добрый старик

В. Великий поэт

Г. Безвольный старик

Домашняя задания

4минуты

Выразительное чтение и перевказ упр388 и упр 340

Учитель проводит инструктаж домашнего задания

учащиеся запывают в дневники

Рефлексия

4минуты

Учитель предлагает поднять сигнальную карточку: зеленую, желтую или красную.

Учащиеся поднимают каточку определенного цвета и объясняют свой выбор.

ксп



Урок РяиЛ

5 класс/6

Мастер Али

учитель:

дата:

Цели обучения

5.2.3.1. представлять информацию в виде рисунков

5. 1.1.2.использовать существительные

и прилагательные, местоимения, порядковые числительные, правильно согласовывая по роду, числу и падежу

Цель урока

представлять информацию в виде рисунков

использовать существительные

и прилагательные, местоимения, порядковые числительные, правильно согласовывая по роду, числу и падежу

Привитие ценностей

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; 
смысловое чтение, извлечение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие художественного текста

Этап урока

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание


Ресурсы

Начало урока

4минуты

Приветствует учеников.

2. Психологический настрой «Подари улыбку».

Ключ. Верные и не верные утверждения

1. Приветствуют учителя.

2. Улыбаясь друг другу, желают хорошего настроения.

.



Ученики внимательно слушают и прогнозирует тему урока




Учащиеся знакомятся с целями урока












Ученики выполняют задания



Ознокомятся с правилами склонении прилагательных среднего рода




Высказывают идею сказки





- согласовывают прилагательное с существитель-ным в нужном падеже




Отвечают на верные и неверне утверждения





Ф/О

Самооценивание

Взаимооценивание

Словесная похвала


Оценивание по

дескрипторам:


словесная поддержка – Молодец! Правильно! Отлично!



-отвечает на вопросы


-определяет идею сказки


-указать падеж прилагательных


-указывает верные и неверные утверждения





-. Использует прилагательные







- сформилирет идею сказки



-. указывает падеж прилагательных



-указывает верные и неверные утверждения


-указывает верные и неверные утверждения

Учебник

Тетради


Интерент ресурсы


Словари РЯ


Сюжетные картинки



Карточка информатор





Правила морфоологии







Актуализация знаний

7минут

Знакомства с темой урока и целями урока

Тема: «Искусство звука»

Послушайте отрывок из произведения И.Жансугурова

«Играй свой кюй, домбра, играй

Напев чудесный разливай,
Журчи, как горные ручьи

Усвоение новых знаний и способов действий

20минут

Скажите , можно ли передать настроение с помощью звуков музыкальных инструментов?

-Да, вы правы , инструменты тоже умеют говорить .С их помощью человек может передать то ,что нельзя сказать словами.

Домбра – любимый музыкальный инструмент казахов, ведь он, находясь в умелых руках, способен передать любое состояние души – и радость, и грусть, и тоску.

Стратегия прогнозирования

Ребята,сегодня мы познакомимся с 3-ей частью сказки «Мастер Али»

Посмотрите на иллюстрации на слайде 6 и попробуйте сделать прогнозирование.Как вы думаете ,чем же закончится сказка?Проверьте себя, прослушав продолжение сказки.

ИР. Задание 1. Ответьте на вопросы

Дайте характеристику мастеру Али ,используя прилагательные .

Али мудрый, остроумный, справедливый, находчивый, нищий, храбрый, одаренный, талантливый.

О чем эта сказка? Скажите в одном предложении.

Это сказка о том, как мастер Али с помощью музыки рассказал жестокому хану о смерти его сына и спас себя и слуг.

КУ. Грамматический трининг

Прилагательные среднего рода отвечают на вопрос

Какое? И имеют окончание -ое(зелёное), -ее (синее),изменяются по числам (большое дерево-большие деревья) и падежам.Приложение 1.

ПР. Задание 2. Скажите идею сказки

1.Что хотел казахский народ показать этой сказкой, для чего он создал такой сюжет?

На слайде  записаны несколько идей, вы можете воспользоваться ими или сформулировать свою.

Жестокость всегда бывает наказана

Мудрость помогает в трудных ситуациях

Сила музыки

Невиновных нельзя наказывать

Появление музыкального инстру -мента домбры

Добро побеждает зло

Злые и богатые управляют людьми

Старые люди добрые и мудрые


Закрепление изученного материала

7минут

Сказка тем и хороша, что каждый видит в ней своё. Я очень рада, что каждый нашел свою идею в этой сказке.

ИР. Задание 3.Поставьте вопрос к прилагательным. Укажите их падеж.

Из родного села ;под большим деревом ;

от яркого солнца; в чистом небе

VI. Закрепление изученного материала

ИР. Задание 4. Стратегия «Верные-неверные утверждения

1) «Мастер Али» – народная сказка.(В)

2) «Мастер Али» – литературная сказка.(Н)

3) Хан обещал залить горло вестнику несчастья горячим свинцом.(В)

4) Мастер Али сделал новый музыкальный

инструмент – домбру.(В)

5) Вепрь – то же, что кабан.(В)

Подведение итогов урока (возвращение к цели урока):

- Какая у нас сегодня была цель урока?

- Достигли ли мы ее?

- о ком мы узнали сегодня ?

Домашняя задания

4минуты

Написать не большое эссе « Роль музыки в жизни»

1. Записывают домашнее задание в дневники.


-делится своими впечатлениями об уроке;







Выставление баллов



Рефлексия

4 минуты

. Приём незаконченного предложения

- Мне сегодня было интересно, потому что…

-Больше всего мне понравилось…

- Хотелось бы ….




Ксмп

Урок РяиЛ

5 класс/7

Струны Великой степи

учитель:

дата:

Цели обучения

5.1.1.1- понимать общее содержание сообщения продолжительностью не более 2-3 минут, определяя тему текста

5.5.1.2 - использовать существительные и прилагательные, правильно согласовывая по роду, числу и падежу.

Цель урока

- понимать общее содержание сообщения продолжительностью не более 2-3 минут, определяя тему текста

- использовать существительные и прилагательные, правильно согласовывая по роду, числу и падежу.

Привитие ценностей

-развитие создания музыкальных инструментов,развитие эстетитеских чувств к культуре

Этап урока

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание


Ресурсы

Начало урока

4минуты



Психологический настрой. Запись темы, числа, отметить в журнале отсутствующих учеников. «Приём «Улыбка»


1. Приветствуют учителя.

2. Улыбаясь друг другу, желают хорошего настроения.

.учащиеся прочитают эссе


Учащиеся читают первую часть, заполняют таблицу.







Учащиеся Самостоятельно выполняют задание.





Читают, отвечают на вопрос





Работают в паре. Записывают в тетрадь предложения.









Повторяют правило, приводят примеры слов.

ФО: словесная поддержка – Молодец! Правильно! Отлично!



  1. составляет кластер


  1. образует падежные окончания прилагательных



  1. сформулирует вопросы


  1. выписывает прилагательные



5. склоняет прилагательные мужского рода












-подбирает слова ассоциации





-находит прилагательные



-определяет род имен прилагательных



-соблюдает орфографические нормы

Учебник

Тетради


Интерент ресурсы


Словари РЯ


Сюжетные картинки









Учебник









Тетрадь


\\\

Актуализация знании

7минут

Знакомства с темой урока и целями урока

Падеж имени прилагательного как в единственном числе, так и во множественном можно узнать по падежу существительного, к которому оно относится.

Усвоение новых знаний и спосбов действий

20минут

Упр.349Рассмотрите таблицу. На какой вопрос отвечают прилагательныево множественном числе и какие они имеют окончания? Можно ли определить род у прилагательных во множественном числе? Дополните таблицу примерами.

Прием «Заполнение «слепой» таблицы»

Род прилагательных


Единственное число


Множественное число


Мужской


Какой? -ый, -ий, -ой

Какие? -ые, -ие


Женский


Какая? -ая, -яя



Средний


Какое? -ое, -ее



(Учимся применять правило.


Упр. 350Прочитайте текст. О чём вы узнали? Спишите, подчёркивая прилагательные во множественном числе как члены предложения. Определитепадеж прилагательных и проверьте себя по «Вашему помощнику».Есть ли непроизносимый согласный в выделенном прилагательном?



Упр.351Послушайте текст. Объясните значение выделенных слов. Почему текст так назван? Определите количество прилагательных во множественном числе.

Закрепление изученного материала

7минут

Упр.352Выпишите из текста «Душа казаха» прилагательные во множественном числе вместе с существительными. Обозначьте окончания и определите падеж.

Образец: большими стадами (Т. п.) – большие стада.


Упр.353Дополните кластер на тему «Казахские национальные инструменты»

Словарный диктант.

Запишите прилагательные, которые являются ответами на вопросы. Обозначьте их окончания. Определите род число и падеж.




Домашняя задания

4минуты

Упр.354Составьте синквейн к слову домбра.

Для самостоятельного изучения предлагается «УС».



После рефлексии учащиеся заполняют таблицу.


синквейн к слову домбра.



Рефлексия

4минуты

Прием «Пейзаж» («Маятник настроения»)

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению





Ксм

Урок РяиЛ

5 класс/8

Музыкальная душа

учитель:

дата:

Цели обучения

5.1.2.1. - понимать значение слов бытовой и духовно-нравственной тематики

5.2.3.1- соблюдать орфоэпические нормы.

5.3.1.1- понимать общее содержание текста, определяя ключевые слова и словосочетания.

Цель урока

- понимать значение слов бытовой и духовно-нравственной тематики

- соблюдать орфоэпические нормы.

- понимать общее содержание текста, определяя ключевые слова и словосочетания.

Привитие ценностей

Ценности, основанные на любви и уважение к родному языку; формировании толерантного отношения к изучаемому русскому и английскому языкам.

Этап урока

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание


Ресурсы

Начало урока

4 минуты



Эмоциональный настрой.

Игра«Хорошее настроение».Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение. Посмотрите друг на друга – улыбнитесь!

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Рассказывают про известного казахского композитора Курмангазы


Учащиеся отвечают, как можно с помощью вопроса определить падежные окончания у прилагательных.


Учащиеся делятся своим мнением.



Работают с учебником, обсуждают, высказывают свою точку зрения.



Создают групповой кластер, доказывают принадлежность того или иного явления природы данному времени года.


Работают по учебнику, записывают в тетрадь

Ф/О

Самооценивание

Взаимооценивание

Словесная похвала


Оценивание по

дескрипторам:


Словесная похвала


-соблюдает орфоргафические нормы


придумает заголовок к тексту


вставит пропущенные окончания прилагательных





-понимает значение слов



составит синквейн к слову кюй


закончит литературный диктант


-выписывает словосочетания


-втавляет пропущеные окончания


-составляет синксейн к слову

Учебник

Тетради


Интерент ресурсы


Словари РЯ


Сюжетные картинки
















Актуализация знаний

7минут

На доске портрет композитора Курмангазы.

Как вы понимаете тему нашего урока «Музыкальная душа»?

Подумайте и скажите, как с помощью вопроса определит написание безударных гласных в падежных окончаниях у прилагательных

Усвоение новых знаний и способов действий

20минут

Учимся применять правило. Ознакомление уч-ся с теоретическими сведениями из учебника.

Послушайте один из кюев Курмангазы. Расскажите, какие чувства вы испытали.

Замечательную характеристику Курмангазы дал русский журналист

И поэт Н. Ф. Савичев: «Сагырбаев – редкая музыкальная душа, и, получи он европейское образование, он был бы в музыкальном мире звездой первой величины». Как вы понимаете слова русского журналиста? Поделитесь своим мнением.

Работа в группах.


Упр. 356 прием « Тонкий и толстый вопрос»Гр

Прочитайте. Объясните название текста. Поставьте два «тонких» и два «толстых» вопроса и ответьте на них.


Упр.358Выпишите из текста «Домбра и перо» выделенные словосочетания.


Объясните написание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Образец: космическим простором – простором каким? (Т. п.)


Задания для второй группы:


Упр.360Прочитайте. Придумайте свой заголовок к тексту


2. Упр.361Спишите, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Слушалили вы этот кюй? Cделайте морфологический разбор выделенного прилагательного.

Закрепление изученного материала

7минут

Домашняя задания 4минут

Упр.359Спишите. Вставьте пропущенные окончания прилагательных.



Для самостоятельного изучения предлагается «УС».


Учитель проводит инструктаж домашнего задания

Учащиеся запывают в дневники



Рефлексия

4минуты

Смайлик








Ксп





Урок РяиЛ

5 класс/9

Чудо музыки в творчестве К.Г.Паустовского

учитель:

дата:

Цели обучения

5.2.3.1- соблюдать орфоэпические нормы.

5.3.1.1- понимать общее содержание текста, определяя ключевые слова и словосочетания.

5.3.6.1- анализировать содержание небольших произведений фольклора и литературы, определяя тему и основную мысль

Цель урока

- соблюдать орфоэпические нормы.

- понимать общее содержание текста, определяя ключевые слова и словосочетания.

- анализировать содержание небольших произведений фольклора и литературы, определяя тему и основную мысль

Привитие ценностей

на основе эмоционального восприятия музыки В. А. Моцарта развивать воображение детей;

Этап урока

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы


Начало урока

4миуты

Приветствие учащихся. Для эмоционального настроя использует прием «Как твои дела?».




Учащиеся определяют название рассказа К.С. Паустовского.




Читают текст с пометками

+ знаю

- не знаю

? задать вопрос

Отвечают на вопросы по содержанию текста.




По жребию (В корзинке лежат еловые и сосновые шишки)





Работают с учебником, обсуждают, высказывают свою точку зрения.


Создают групповой

кластер,доказывают принадлежность того или иного явления природы данному времени года.




Работают по учебнику, записывают в тетрадь




выполняют задание по группам.

Ф/О

Самооценивание

Взаимооценивание

Словесная похвала


Оценивание по

дескрипторам:



-понимает содержание текста





-соблюдает орфоэпические нормы





-анализирует произведения

-читает по ролям





Отвечает на вопросы



-созлает кластер



-использует числительные






-соблюдает орфографические нормы



Учебник

Тетради


Интерент ресурсы


Словари РЯ


Сюжетные картинки




Сюжетные картинки




Карточка информатор






Актуализация знаний

7минут

На доске портрет К.С. Паустовского.

Ключевые слова: композитор, лес, девочка, корзина, еловые шишки, музыка.

«Корзина с еловыми шишками» рассказ автором которого является Константин Георгиевич Паустовский.


Усвоение новых знаний и способов действий

20минут

-О чем писал Константин Георгиевич в своих рассказах?

    -  О красоте родного края, о доброте, о милосердии.

Его герои добрые, чуткие, отзывчивые люди, которые понимают, сердцем чувствуют природу. Но он  писал не только о природе, но и о замечательных людях. Писатель встречался со многими знаменитыми людьми: поэтами, художниками, музыкантами. У него была мечта: собрать сборник биографий наиболее интересных людей, описать некоторые случаи из их жизни

С человеком, рассказ о котором мы будем читать сегодня, он познакомился через музыку.(Звучит музыка Эдварда Грига к драме «Пер Гюнт»Ибсена)

-Какие картины рисовало ваше воображение, когда вы слушали музыку?

- Что же удалось передать Григу в музыке?

Учимся применять правило. Ознакомление уч-ся с теоретическими сведениями из учебника.

Упр.363Прочитайте по ролям отрывок из 1-й части рассказа «Корзина с еловыми шишками».

Работа в группах.

Деление на группы. Задания для первой группы:

1. Подготовить ответы на «тонкие» вопросы

2. Упр. 364Прочитайте предложения. Какой информации в них не хватает?Какая часть речи пропущена? Спишите, вставляя пропущенныеслова.

Задания для второй группы:

1. Подготовить ответы на «толстые» вопросы

2.Упр.365Ответьте на вопросы и запишите ответы. Какие числительные вы использовали?

Закрепление изученного материала

7минут

Упр.364Прочитайте предложения. Какой информации в них не хватает?Какая часть речи пропущена? Спишите, вставляя пропущенныеслова.

Упр. 366 Прочитайте. Сформулируйте «тонкие» вопросы так, чтобы в ответахбыли использованы числительные.Запишите цифры словами. Докажите, что в предложениях использованы количественные числительные. Определите их падеж. Проверьте себя по «Вашему помощнику».

Работа в группах

Составление синквейна к существительному компьютер.

Домашняя задания

4минуты

Прием «Верные и неверные утверждения» выявляет уровень усвоения полученной информации на данном уроке.

Для самостоятельного изучения предлагается «УС».


Для самостоятельного изучения предлагается «УС».

Учитель проводит инструктаж домашнего задания

Учащиеся запывают в дневники




Рефлексия

4минуты

Рефлексия на конец урока «Лесенка успеха



Ксп

Урок РяиЛ

5 класс/10

Промелькнувший метеор

учитель:

дата:

Цели обучения

5.2.3.1- соблюдать орфоэпические нормы.

5.3.1.1- понимать общее содержание текста, определяя ключевые слова и словосочетания.

Цель урока

- соблюдать орфоэпические нормы.

- понимать общее содержание текста, определяя ключевые слова и словосочетания.

Привитие ценностей

Вопросы для обсуждения: Кто такой промелькнувший метеор ?

Этап урока

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание


Ресурсы

Начало урока

4минуты

Эмоциональный настрой.

«От сердца к сердцу»


Дети говорят друг другу пожелания.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Рассказывают про известного ученого, историка, этнографа Шокана Уалиханова.



По жребию (В корзинке лежат цифры, деление на четные и нечетные цифры)




Работают с учебником, обсуждают, высказывают свою точку зрения. Создают групповой кластер, доказывают принадлежность того или иного явления природы данному времени года.


Работают по учебнику, записывают в тетрадь


Составьте диалог, используя данные вопросы по выбору.

Ф/О

Самооценивание

Взаимооценивание

Словесная похвала


Оценивание по

дескрипторам:


Психологический настрой. Прием «Приём «Улыбка»



Взаимооценивание: прием «Большой палец».


оставляет диалог


аспределяет числительные по группам


аменяет цифры словами


Отвечает на вопросы


-соблюдает орфоэпические нормы


-находит количественные числиьеоьные

-находит порядковые числительные

Учебник

Тетради


Интерент ресурсы


Словари РЯ


Сюжетные картинки









Актуализация знаний

7минут

На доске портрет Шокана Уалиханова

Деление на группы

Учимся применять правило.

Ознакомление уч-ся с теоретическими сведениями из учебника

Усвоение новых знаний и способов действий

20минут

Работа в парах. Прочитайте диалог.

О каком правиле вы узнали?

Работа в группах.

Деление на группы. Задания для первой группы:

Упр. 368 Прочитайте рассказ девочки.


Выпишите количественные числительные вместе с существительными, к которым они относятся.

Определите падеж.

Проверьте себя по «Вашему помощнику».

Закрепление изученного материала

7минут

Упр. 370Замените цифры словами. Из каждой пары предложений составьте одно, вставляя пропущенные слова год и лет.


Задания для второй группы:

Упр. 369 Распределите числительные по двум группам.

Определите падеж количественных числительных.

2.Прочитайте. О ком вы узнали?

Какая информация в тексте является для вас новой?

Подготовьте «тонкие» и «толстые» вопросы и ответьте на них.


Домашняя задания

составьте свой режим дня, используя количественные числительные

Для самостоятельного изучения предлагается «УС».



Для самостоятельного изучения предлагается «УС».




Рефлексия. Приём

«Три М»



Рефлексия

4минуты

Рефлексия « Три М»

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.



ксп



15 Қаңтар 2025
122
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі