Раздел
5.
|
Традиции и празднование нового года, наурыза и
рождества
|
Ф.И.О.
преподавателя:
|
Магсадова
Наргуль
|
Дата:
|
|
КЛАСС:
____
УРОК 50
|
Количество
присутствующих:
|
Количество
отсутствующих:
|
Тема:
|
Дефисное и слитное написание сложных
прилагательных
|
Цели обучения, которым посвящен
урок
|
7.4.3.1 - представлять информацию в
виде таблицы, схемы диаграммы,
графика;
7.5.8.2. - знать условия слитного и дефисного
написания сложных прилагательных, уметь правильно писать сложные
прилагательные и обосновывать выбор слитного или дефисного
написания;
|
Цели урока
|
Умеют предоставлять информацию в виде
таблицы;
Умеют правильно писать сложные
прилагательные;
|
Ход урока
|
Планируемое
время
|
Деятельность
педагога
|
Деятельность
учащихся
|
Ресурсы
|
Оценивание
|
Начало
урока
(5
мин)
|
1. Организационный
момент.
Приветствие на русском языке. Проверка
домашнего задания, и сообщения темы и
целей.
ІІ. Психологический настрой
«Я...-прилагательное»
Я-Гулден –Гламурная и
т.д
|
Приветствие учащихся на русском
языке.
Называют первую букву имени и подбирают
прилагательное
|
Учебник
|
Прием "словесная
похвала"
|
2. Актуализация знаний.
Сравните написание сложных
прилагательных в данных
словосочетаниях.
Русско-английский словарь,
шахматно-шашечный турнир, жёлто-зелёные листья, бледно-розовая
блузка, средневековый замок, разноцветные
шары.
Можете ли объяснить, почему одни
прилагательные пишутся через дефис, а другие — слитно? Чтобы
правильно ответить на этот вопрос, ознакомьтесь с
правилом.
Сложные прилагательные пишутся через
дефис или слитно, Дефис употребляется, если сложное прилагательное
1) обозначает оттенки цветов: ярко-белый, чёрно-красный; 2)
образовано от
сложных существительных, которые
пишутся через дефис: юго-
западный (юго-запад),
санкт-петербургский
(Санкт-Петербург);
3) образовано путём сложения
равноправных слов, между которыми можно вставить союз и:
литературно-музыкальный вечер
(литературный и
музыкальный).
Слитно пишутся сложные прил., которые
образованы на основе словосочетания: широкоэкранный (широкий
экран), кисломолочный (кислое
молоко).
|
Сравняют написание сложных
прилагательных в данных словосочетаниях. Ознакомятся правилами и
объясняют, почему одни прилагательные пишутся через дефис, а другие
– слитно.
Правила
|
Учебник, упр. 296
|
Оценивание
стикерами
|
Середина
урока
(30мин)
|
1. Докажите правильность
написания.
Мясо-молочная ферма, северо-западное
направление, судостроительная техника, светло-голубое небо,
скороспелый картофель, русско-казахский словарь, юго-западный
ветер, низкорослые деревья, полезащитные насаждения,
молочно-витаминная смесь, физико-математический
факультет.
Образец:
мясо - молочная (мясная и
молочная).
Железнодорожный — это сложное слово,
оно образовано из сочетания слов, в котором одно подчинено другому
(железная дорога). Значит, это слово нужно писать слитно:
железнодорожный.
Машинно-тракторный — это сложное
слово, оно образовано из
основ независимых друг от друга слов машинный
и тракторный, между ними можно вставить союз и. Значит, это слово
надо писать через дефис:
машинно-тракторный.
|
Докажут правильность
написания:
Мясная и молочная, север и запад,
строитель судов,
светло - голубой (оттенок цвета), скоро
спелый,
русский и казахский, юг и запад, низко
рослые, защита поля, молочная и витаминная, физический
и
математический.
|
Учебник, упр.
296.
|
Оценивание
стикерами.
|
2. Образуйте сложные прилагательные от данных
слов. Запишите их, обозначая условия выбора дефисного написания
сложных прилагательных. Подберите к сложным прилагательным
подходящие по смыслу
существительные.
Тёмный, каштановый; яркий, розовый;
бледный, синий; тёмный, зелёный; яркий, жёлтый; жёлтый, коричневый;
красный, синий; яркий, голубой.
|
Образуют сложные прил. от данных
слов.
|
Учебник, упр.
297
|
Оценивание
стикерами
|
|
3. Распределительный
диктант.
Запишите в два столбика: 1) сложные
прилагательные, образованные из сочетаний слов, подчинённых одно
другому; 2) сложные прилагательные, образованные от двух
независимых друг от друга слов. Подчеркните соединительные
гласные.
Общественно-политический,
вагоноремонтный, плодово-ягодный, научно-фантастический,
вечнозелёный, народнохозяйственный,
научно-исследовательский.
Критерий:
распределяет сложные
прилагательные, образованное подчинением одно
другому от независимых друг от друга и запишут в два
столбика.
Дескриптор:
-находят сложные прилагательные, образованные из сочетаний
слов, подчинённых одно другому;
-находят сложные прилагательные, образованные от двух
независимых друг от друга слов.
-записать в два
столбика.
Индивидуальная
работа
|
Запишут в два столбика: 1) сложные
прилагательные, образованные из сочетаний слов, подчинённых одно
другому; 2) сложные прилагательные, образованные от двух
независимых друг от друга слов.
Перепишут примеры, раскрывая скобки через дефис
или слитно.
|
Учебник, упр.
300
Индивидуальная
работа
|
Оценивание
стикерами
|
Конец
урока
(5 мин)
|
Итог
урока
Вспомните, чему научились на уроке, что
было сложно или легко в уроке.
Рефлексия "Лесенка
успеха"
|
Д/з упражнение упр. 301. Спишите,
вставляя пропущенные окончания прилагательных и обозначая
условия
выбора дефисного или слитного
написания.
|
Учебник, задание
4.
|
|