ФИО учителя: Темирбаева
А.Т.
Класс: 9 Дата:
01.03.2018
Предмет:Русский
язык
Тема: БСП со значением
противопоставления
Цели урока.
Образовательные: усвоение обучающимися особенностей
постановки тире в бессоюзном сложном предложении; формирование
умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного
сложного предложенияРазвивающие: развитие умений сопоставлять изученный
материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих
способностей.
Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание
любви к слову на примере материала урока.
Тип
урока: комбинированный.
Методы
обучения: беседа,
упражнение.
Формы организации учебной
деятельности: индивидуальная, в
паре.
Оборудование
урока: компьютер, индивидуальные карточки с заданием,
распечатки таблиц, тестов, листы
контроля.
Планируемые
сроки
|
Планируемые
действия
|
Ресурсы
|
0
– 2 мин
|
І. Организационный
момент.
Доброе утро, ребята! Как ваше настроение? Что
может сделать ваше настроение еще лучше? А наш урок может сделать
ваше настроение лучше? Каким образом? От чего зависит настроение
человека? Давайте мы постараемся, чтобы и у вас, и у окружающих вас
людей настроение всегда было приподнятое.
-
Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. УЛЫБАЙТЕСЬ! Люди, которые
улыбаются и которым улыбаются, живут на 4 года
дольше!
|
Учебник
|
|
Лингвистическая
разминка Учащиеся читают правильно, затем проверяют
себя.
Самооценка
|
листы контроля
|
|
Отбор и
сортировка. Задание: Предлагаются БСП. Нужно отобрать только те
предложения, с которыми мы уже
познакомились.
Учащиеся при обсуждении выясняют, что есть БСП со
знаком тире.
Выясняют, что есть БСП со знаком тире.
Устанавливают отношение.
Зачитывают пословицы
-
Сияла ночь, луной был полон сад, цвела акация над
нами.
-
Дождик кончился, туча пошла дальше, показалось
солнышко.
-
Лето припасает
— зима поедает
Посмотрите, ребята, очень часто такие предложения
встречаются в пословицах.
Выходят на тему урока и ставят цели к
уроку.
Задание: найдите среди пословиц именно БСП с
отношением противопоставления. (ТРУД ЧЕЛОВЕКА КОРМИТ-ЛЕНЬ ПОРТИТ.
УЧЕНЬЕ-СВЕТ, НЕУЧЕНЬЕ- ТЬМА)
|
карточки
Пословицы на слайде
|
|
Изучение новой
информации.
Бессоюзное сложное предложение со
значением противопоставления
В бессоюзном сложном предложении
противопоставление выражается через смысловое сопоставление частей
БСП. Между предложениями в составе такого бессоюзного сложного
предложения всегда ставится тире.
Примеры бессоюзных сложных предложений со
значением противопоставления: Он разрушил – вы построите. Лето припасает
— зима поедает. Хотел сделать много дел – ничего не сделал. Пытался
читать – буквы расплывались перед глазами.
БСП
со значением противопоставления можно заменить сложносочиненным
предложением с союзами а,
но.
Пример: Мы искали щенка
повсюду – его нигде не было. (Мы искали щенка повсюду, но его нигде
не было).
Обычно в бессоюзных сложных предложениях со
значением противопоставления время глаголов (выполняющих роль
сказуемых в частях БСП) совпадает, а сами части являются
равноправными.
|
Учебники, таблица со знаками БСП
|
|
Вернемся к нашей лингвистической разминке. Кто
хочет правильно зачитать слова?
|
|
|
Рефлексия:
-Скажите, ребята, как вы сами думаете, как вы
работали сегодня на уроке?
-- За что бы вы себя могли
похвалить?
- В чем испытали
трудности?
|
|
|
Домашнее задание у вас будет
творческое: найти пословицы со значением
противопоставлнния.
|
|
Бессоюзное сложное предложение со значением
противопоставления
В
бессоюзном сложном предложении противопоставление выражается через
смысловое сопоставление частей БСП. Между предложениями в составе
такого бессоюзного сложного предложения всегда ставится
тире.
Примеры бессоюзных сложных предложений со
значением противопоставления: Он разрушил – вы построите. Лето припасает
— зима поедает. Хотел сделать много дел – ничего не сделал. Пытался
читать – буквы расплывались перед глазами.
БСП
со значением противопоставления можно заменить сложносочиненным
предложением с союзами а,
но.
Пример: Мы искали щенка
повсюду – его нигде не было. (Мы искали щенка повсюду, но его нигде
не было).
Обычно в бессоюзных сложных предложениях со
значением противопоставления время глаголов (выполняющих роль
сказуемых в частях БСП) совпадает, а сами части являются
равноправными.
Читайте пословицы:
-
Сияла ночь, луной был полон сад, цвела акация над
нами.
-
Дождик кончился, туча пошла дальше, показалось
солнышко.
-
Лето припасает
— зима поедает
Задание
1. Соберите пословицы.
Запишите БСП. Расставьте знаки препинания, объясните их
постановку.
лето припасает; ученье-красота; не спеши языком;
зима поедает; война разрушает; трусливые погибают; торопись делом;
тьма свету не любит; злой доброго не терпит; неученье-слепота; мир
строит; смелые побеждают.
Задание
2. Придумайте и запишите бессоюзные сложные
предложения, в основе которых лежали бы такие смысловые
связи: читать – все
знать, и
т.д.
Задание 3
Цель – совершенствовать навык постановки знаков
препинания в БСП.
Спишите предложения, поставьте пропущенные знаки
препинания. Объясните постановку знаков
препинания.
-
Май
холодный год хлебородный. (-)
-
Горчаков не обиделся он удивился…
(,)
-
Занималась заря от воды поднимался густой туман
было холодно и сыро. (;)
-
Ночные тени в лесу исчезли по всей земле разлился
серовато-сизый свет утра.(;)
-
Ты
румян, как маков цвет я, как смерть, и тощ, и бледен.
(,)
-
Недалеко от холма маленькая речка расползалась в
лужицу горячие лучи и раскалённая почва жадно выпивая её отнимали у
неё силу. (;)
День был ясный, летний. Cверху пекло. Возле
поскотины клонились к земле рябенькие кукушкины башмачки; на
длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие
колокольчики, и, наверное, только пчелы слышали, как они звенели.
Возле муравейника на обогретой земле лежали полосатые
цветки-граммофончики, и в голубые их рупоры совали головы шмели.
Они надолго замирали, выставив мохнатые зады, должно быть,
заслушивались музыкой. Березовые листья блестели, осинник сомлел
от жары, сосняк по увалам был весь в синем куреве. Над Енисеем
солнечно мерцало, и сквозь это мерцание едва проглядывали красные
трубы известковых печей, полыхающих по ту сторону реки. Тени скал
лежали недвижно на воде, и светом их размывало, рвало в клочья,
будто старое тряпье.