Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
9 класс поурочный урок: БСП со значением противопоставления
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
ФИО учителя: Темирбаева А.Т.
Класс: 9 Дата: 01.03.2018
Предмет:Русский язык
Тема: БСП со значением противопоставления
Цели урока.
Образовательные: усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложенияРазвивающие: развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.
Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: беседа, упражнение.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, в паре.
Оборудование
урока: компьютер, индивидуальные карточки с заданием,
распечатки таблиц, тестов, листы
контроля.
Планируемые сроки |
Планируемые действия |
Ресурсы |
0 – 2 мин |
І. Организационный момент. Доброе утро, ребята! Как ваше настроение? Что может сделать ваше настроение еще лучше? А наш урок может сделать ваше настроение лучше? Каким образом? От чего зависит настроение человека? Давайте мы постараемся, чтобы и у вас, и у окружающих вас людей настроение всегда было приподнятое. - Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. УЛЫБАЙТЕСЬ! Люди, которые улыбаются и которым улыбаются, живут на 4 года дольше! |
Учебник |
|
Лингвистическая разминка Учащиеся читают правильно, затем проверяют себя. Самооценка |
листы контроля |
|
Отбор и сортировка. Задание: Предлагаются БСП. Нужно отобрать только те предложения, с которыми мы уже познакомились. Учащиеся при обсуждении выясняют, что есть БСП со знаком тире. Выясняют, что есть БСП со знаком тире. Устанавливают отношение. Зачитывают пословицы
Посмотрите, ребята, очень часто такие предложения встречаются в пословицах. Выходят на тему урока и ставят цели к уроку. Задание: найдите среди пословиц именно БСП с отношением противопоставления. (ТРУД ЧЕЛОВЕКА КОРМИТ-ЛЕНЬ ПОРТИТ. УЧЕНЬЕ-СВЕТ, НЕУЧЕНЬЕ- ТЬМА) |
карточки
Пословицы на слайде |
|
Изучение новой информации. Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления В бессоюзном сложном предложении противопоставление выражается через смысловое сопоставление частей БСП. Между предложениями в составе такого бессоюзного сложного предложения всегда ставится тире. Примеры бессоюзных сложных предложений со значением противопоставления: Он разрушил – вы построите. Лето припасает — зима поедает. Хотел сделать много дел – ничего не сделал. Пытался читать – буквы расплывались перед глазами. БСП со значением противопоставления можно заменить сложносочиненным предложением с союзами а, но. Пример: Мы искали щенка повсюду – его нигде не было. (Мы искали щенка повсюду, но его нигде не было). Обычно в бессоюзных сложных предложениях со значением противопоставления время глаголов (выполняющих роль сказуемых в частях БСП) совпадает, а сами части являются равноправными. |
Учебники, таблица со знаками БСП |
|
Вернемся к нашей лингвистической разминке. Кто хочет правильно зачитать слова? |
|
|
Рефлексия: -Скажите, ребята, как вы сами думаете, как вы работали сегодня на уроке? -- За что бы вы себя могли похвалить? - В чем испытали трудности? |
|
|
Домашнее задание у вас будет творческое: найти пословицы со значением противопоставлнния. |
|
Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления
В бессоюзном сложном предложении противопоставление выражается через смысловое сопоставление частей БСП. Между предложениями в составе такого бессоюзного сложного предложения всегда ставится тире.
Примеры бессоюзных сложных предложений со значением противопоставления: Он разрушил – вы построите. Лето припасает — зима поедает. Хотел сделать много дел – ничего не сделал. Пытался читать – буквы расплывались перед глазами.
БСП со значением противопоставления можно заменить сложносочиненным предложением с союзами а, но. Пример: Мы искали щенка повсюду – его нигде не было. (Мы искали щенка повсюду, но его нигде не было).
Обычно в бессоюзных сложных предложениях со значением противопоставления время глаголов (выполняющих роль сказуемых в частях БСП) совпадает, а сами части являются равноправными.
Читайте пословицы:
-
Сияла ночь, луной был полон сад, цвела акация над нами.
-
Дождик кончился, туча пошла дальше, показалось солнышко.
-
Лето припасает — зима поедает
Задание 1. Соберите пословицы. Запишите БСП. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
лето припасает; ученье-красота; не спеши языком; зима поедает; война разрушает; трусливые погибают; торопись делом; тьма свету не любит; злой доброго не терпит; неученье-слепота; мир строит; смелые побеждают.
Задание 2. Придумайте и запишите бессоюзные сложные предложения, в основе которых лежали бы такие смысловые связи: читать – все знать, и т.д.
Задание 3
Цель – совершенствовать навык постановки знаков препинания в БСП.
Спишите предложения, поставьте пропущенные знаки препинания. Объясните постановку знаков препинания.
-
Май холодный год хлебородный. (-)
-
Горчаков не обиделся он удивился… (,)
-
Занималась заря от воды поднимался густой туман было холодно и сыро. (;)
-
Ночные тени в лесу исчезли по всей земле разлился серовато-сизый свет утра.(;)
-
Ты румян, как маков цвет я, как смерть, и тощ, и бледен. (,)
-
Недалеко от холма маленькая речка расползалась в лужицу горячие лучи и раскалённая почва жадно выпивая её отнимали у неё силу. (;)
День был ясный, летний. Cверху пекло. Возле поскотины клонились к земле рябенькие кукушкины башмачки; на длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики, и, наверное, только пчелы слышали, как они звенели. Возле муравейника на обогретой земле лежали полосатые цветки-граммофончики, и в голубые их рупоры совали головы шмели. Они надолго замирали, выставив мохнатые зады, должно быть, заслушивались музыкой. Березовые листья блестели, осинник сомлел от жары, сосняк по увалам был весь в синем куреве. Над Енисеем солнечно мерцало, и сквозь это мерцание едва проглядывали красные трубы известковых печей, полыхающих по ту сторону реки. Тени скал лежали недвижно на воде, и светом их размывало, рвало в клочья, будто старое тряпье.