Материалдар / « Инклюзивное образование в современной школе: проблемы, перспективы»
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

« Инклюзивное образование в современной школе: проблемы, перспективы»

Материал туралы қысқаша түсінік
,
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
15 Ақпан 2023
271
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Каримова Эльмира Турсынгалиевна

заместитель директора по УВР

ОШ№ 6 им.А.С.Макаренко



« Инклюзивное образование в современной школе:

проблемы, перспективы».



Когда кто-то идет не в ногу,

Не спеши осуждать его…

Возможно, он слышит звуки другого марша.

Генри Торро


Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных .В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Инклюзивное образование

  • Признает, что все дети могут учиться.

  • Работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей ВСЕХ детей.

  • Является частью большой стратегии по созданию инклюзивного общества

  • Является динамичным процессом, который постоянно в развитии



Что дает инклюзивное образование?

- Новый социальный подход к инвалидности.

- Рассматривает различие между людьми как ресурс, а не как проблему.

- Личностное развитие и социальные навыки

- Развитие самостоятельности и самоопределения.

- Развивает равные права и возможности вместо дискриминации

Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:

- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

- Каждый человек способен чувствовать и думать.

- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

- Все люди нуждаются друг в друге.

- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Инклюзивное образование

- Признает, что все дети могут учиться.

- Работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей ВСЕХ детей.

- Является частью большой стратегии по созданию инклюзивного общества.

- Является динамичным процессом, который постоянно в развитии.


Создание условий для полноценного воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья, адекватного их состоянию и здоровью, введение инклюзивного обучения выделено в один из приоритетов социальной политики государства. Инклюзивный подход к образованию вызван к жизни причинами различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ достигшего определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства. Этот этап связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с ОВЗ, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование.
В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка. Инклюзивное обучение делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке индивидуальной образовательной программы.

Идеология образования изменяется в сторону большей гуманизации учебного процесса и усиления воспитательной и социальной направленности обучения. Подлинная инклюзия не противопоставляет, а сближает две образовательные системы -общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.

Обязательным условием развития инклюзивного образования является создание безбарьеной среды, включая физическую и психологическую составляющие.
Соответственно при инклюзивном обучении ребёнок с ОВЗ, овладевает индивидуальной образовательной программой, учитывающей его развития и ориентированной, прежде всего, на личностные особенности его развития и социальную адаптацию.
Деятельность общеобразовательного учреждения направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребёнка с ОВЗ, но и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), так и между учащимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками.

Необходимость создания «…системы, в которой удалось бы органически увязать специальную педагогику с педагогикой нормального детства» (Л.С. Выготский), обусловила появление модели комплексного психолого-педагогического сопровождения всех участников процесса инклюзивного образования. Одним из обязательных условий реализации образовательного процесса в условиях инклюзивного обучения и воспитания явилось осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении.

Деятельность группы сопровождения направлена в первую очередь на изучение особенностей развития каждого конкретного учащегося, его особых образовательных потребностей, составление индивидуальной образовательной программы, разработку индивидуальной программы сопровождения, которая фиксируется в индивидуальной карте психолого-педагогического сопровождения развития учащегося.

Решение вышеуказанных задач и работа по указанным направлениям осуществляется командой специалистов, в состав которой входят: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, тьютор, методист, учителя-предметники, классный руководитель.

В течение всего периода обучения группа сопровождения осуществляет работу по выбору адекватных методов и приемов обучения, адаптации учебных программ общеобразовательных учреждений для учащихся с ООП.
Очень важным умением в работе детьми с ограниченными возможностями здоровья, является ещё и умение разрабатывать индивидуальную программу

При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие методы и приемы:

  • изучение документов, личных дел;

  • знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;

  • изучение социума (внешкольных связей) ребенка;

  • диагностические исследования.



Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка

Цель предварительного этапа работы – сбор информации о ребенке.

  • Цель диагностического этапа: - изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития.

  • Цель коррекционно-развивающего этапа: - улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение помощи в социализации и профориентации, своевременная организация лечебно-оздоровительных мероприятий.

  • Цель заключительного этапа – анализ результатов эффективности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся в школе, адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы и др.

Динамика работы

1. Выявление актуальных проблем ребенка.

2. Разработка путей поддержки и коррекции.

3.Составление индивидуальной программы сопровождения (адаптации, профилактики и др.).

4. Реализация намеченной программы.



Составление индивидуальной программы развития (психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет логопеду, педагогу-психологу, социальному педагогу , учителям-предметникам эффективно реализовать программное содержание.

Индивидуальная программа обучения, составленная для учащихся с

различными возможностями, помогает учителям обрести чувство уверенности в том, что школьное обучение этих детей будет иметь положительный результат.

Качественно составленный индивидуальный учебный план также помогает

учителю структурировать и систематизировать процесс обучения в

определённых образовательных областях (целевых направлениях). Это не

означает, что всё, что изучает ребёнок в школе, должно быть обязательно

включено в индивидуальный учебный план (программу). Скорее,

индивидуальная программа фокусируется на тех моментах, которые являются приоритетными для обучения этого ребёнка в определённый период времени.

При правильном использовании, такие программы могут стать прекрасными

помощниками в ежедневной учительской практике.

В заключение хочется сказать словами американского психолога Уильяма Джеймса «Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным».
Наша задача показать детям, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек при разных возможностях имеет равные права на жизнь, воспитание, обучение, развитие.



Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!