Материалдар / А. Булгаков "Собачье сердце"
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

А. Булгаков "Собачье сердце"

Материал туралы қысқаша түсінік
предназначено для 11 класс
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
03 Мамыр 2021
428
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

КСП

Русский язык


Раздел долгосрочного планирования:

Наука и этика



Дата:


ФИО учителя: Ормышева Ардак Абдурасыловна



Участвовал: 13

Не участвовали: 0

Тема урока

Михаил Афанасьевич Булгаков «Собачье сердце»


Цели обучения, достигаемые на этом уроке (Ссылка на учебную программу)


10.1.3 определять основную мысль текста, выявляя детали, подтверждающие её

10.1.4 прогнозировать содержание всего текста, опираясь на заключительные фразы, выводы текста

10.2.6 создавать высказывание на основе рисунков, графиков, таблиц, схем, диаграмм


Цели урока


ознакомить с основными этапами творчества Булгакова, с кратким содержанием его повести «Собачье сердце».

научить, учащихся определять основную мысль текста, анализировать поступки героев повести, противопоставлять их, находить различия.

- может открыто высказывать свое мнение; в каждой главе может провести анализ и поделиться с этим остальными; развивать умения и навыки работы с текстом; смогут привлечь внимание к проблемам ответственности человека за свои идеи и поступки.

Критерии оценивания


Отвечает на вопросы по содержанию текста.

Определяет, о чем говорится в тексте.

Аргументирует свою точку зрения.

Выявляет общие черты и различия персонажей Шарик и Шарикова .

Умеет отвечать на вопросы по стратеги «Горячий стул».

Работает с диаграммой Венна.

Заполняет сравнительную таблицу.


Языковые цели

Заполнить « Сравнительную таблицу». Выявить, в чём заключаются сходства и различия текстов научно-популярного и художественного стилей.

Привитие ценности

Oтветственность чepeз обсуждение вопpосов тeкстов


Меж предметные


связи

Биология, истоия.

Навыки использование ИКТ

Презентация, видео из интернета, иллюстраций, рисунки.



Ход урока


Время / этапы урока

Деятельность учителя

Ресурсы

Начало урока


Приветствие.

Учитель создает благоприятную атмосферу с помощи, игры «Комплимент», на главную букву студента.

Например, Мади- молодец! Улан- умный! Дидар- добрый! Санжар- смелый!


Основная часть




2 минуты















1 минута














Начало урока





















20 минут



























































1 минута


















2 минут








































5-7 минут
































2 минуты.
























































2 минуты

























5 минут




1.Определение темы.

Михаил Афанасьевич Булгаков

«Собачье сердце»


«Мозговой штурм»

Определение темы.

Игра Где логика?



2.Работа в группах.


1 группа. Образ Шарика-Шарикова


2 группа. Образ профессора Преображенского


3 группа. Образ Швондера и «товарищей»



Выступление учителя:

Краткое содержание «Собачье сердце»

Повесть «Собачье сердце» Булгаков написал в 1925 году. В это время были очень популярны идеи улучшения человеческой породы с помощью передовых достижений науки. Герой Булгакова, профессор с мировым именем Преображенский, в попытке разгадать секрет вечной молодости случайно делает открытие, позволяющее хирургическим путем превратить животное в человека. Однако эксперимент по пересадке собаке человеческого гипофиза дает совершенно неожиданный результат.

Главные герои


Шарик – бродячий пес. В некоторой степени философ, житейски неглуп, наблюдателен и даже научился читать по вывескам.

Полиграф Полиграфович Шариков – Шарик после операции по вживлению в мозг человеческого гипофиза, взятого от погибшего в трактирной драке пьяницы и дебошира Клима Чугункина.

Профессор Филипп Преображенский – гений медицины, пожилой интеллигент старой закалки, крайне недовольный наступлением новой эры и ненавидящий ее героя – пролетария за необразованность и необоснованные амбиции.

Иван Арнольдович Борменталь – молодой врач, ученик Преображенского, обожествляющий своего учителя и разделяющий его убеждения.

Швондер – председатель домкома по месту жительства Преображенского, носитель и распространитель столь нелюбимых профессором коммунистических идей. Пытается воспитать в духе этих идей Шарикова.


Другие персонажи


Зина – горничная Преображенского, молодая впечатлительная девушка. Совмещает обязанности по дому с функциями медсестры.

Дарья Петровна – кухарка Преображенского, женщина средних лет.

Барышня-машинистка – подчиненная по службе и несостоявшаяся супруга Шарикова.

Глава первая

Бродячий пес Шарик замерзает в московской подворотне. Страдая от боли в боку, на который злой повар плеснул кипятком, он иронично и философски описывает свою несчастную жизнь, московский быт и типы людей, из которых, по его мнению, самые гнусные – дворники и швейцары.

«А пёс остался в подворотне и, страдая от изуродованного бока, прижался к холодной стене, задохся и твёрдо решил, что больше отсюда никуда не пойдёт, тут и сдохнет в подворотне. Отчаяние повалило его. На душе у него было до того больно и горько, до того одиноко и страшно, что мелкие собачьи слёзы, как пупырыши, вылезали из глаз и тут же засыхали.»

В поле зрения пса появляется некий господин в шубе и прикармливает его дешевой колбасой. Шарик верноподданно следует за ним, по пути гадая, кто же такой его благодетель, раз даже швейцар в богатом доме, гроза бродячих собак, разговаривает с ним подобострастно.

«Загадочный господин наклонился к псу, сверкнул золотыми ободками глаз и вытащил из правого кармана белый продолговатый свёрток. Не снимая коричневых перчаток, размотал бумагу, которой тотчас же овладела метель, и отломил кусок колбасы, называемой «особая краковская». И псу этот кусок.»

Из беседы со швейцаром господин в шубе узнает, что «в третью квартиру вселили жилтоварищей», и воспринимает новость с ужасом, хотя его личную жилплощадь грядущее «уплотнение» не затронет.

Глава вторая

Приведя в богатую теплую квартиру, Шарика, решившего с испугу поскандалить, усыпляют хлороформом и лечат. После этого пес, которого больше не беспокоит бок, с любопытством наблюдает за приемом пациентов. Тут и престарелый ловелас, и пожилая богатая дамочка, влюбленная в молодого красавца-шулера. И все желают одного – омоложения. Преображенский готов им помочь – за хорошие деньги.

Вечером профессору наносят визит члены домкома во главе со Швондером – они хотят, чтобы Преображенский в порядке «уплотнения» отдал две из семи своих комнат. Профессор звонит с жалобой на произвол одному из своих влиятельных пациентов и предлагает ему, раз так, оперироваться у Швондера, а сам он уедет в Сочи. Уходя, члены домкома обвиняют Преображенского в ненависти к пролетариату.


Стратегия «Вопрос ответ»


Что лежит в основе повествования? Эксперимент. Какой эксперимент?


Обсуждение в группах :


Можно ли считать эксперимент удачным?


Почему эксперимент не удался?


К какому выводу пришел профессор Преображенский в результате своего эксперимента?

ФО: «Большой палец»


Задание1: Стратегия «Горячий стул»


1. Какие произведения Булгакова вы знаете?

2. В каком году была написана повесть Булгакова «Собачье сердце»?

3. Перечислите героев повести?

4. Кто такой Борменталь?

5. На каком музыкальном инструменте играл Шариков?

6. Кто такой Швондер?

7. Какую должность получил Шариков при помощи Швондера?




Критерии

-Отвечает на вопросы по содержанию текста.

-Называет другие произведения Булгакова.

Перечисляет главных героев текста.

Называет профессию Борменталя.

Дескриптор

Определяет, о чем говорится в тесте.

Называет годы написания повести.

Называет по именам героев повести.

Объясняет роль в повести Борменталя, и его профессию

Дает развернутые ответы на вопросы


Расскажет о музыкальном инструменте, который играл Шариков.

ФО : «Три хлопка»



работа с текстом

(Задание низкого уровня)

Соотнесите данные отрывки из текста произведения с иллюстрациями


Текст «А»

«А пёс остался в подворотне и, страдая от изуродованного бока, прижался к холодной стене, задохся и твёрдо решил, что больше отсюда никуда не пойдёт, тут и сдохнет в подворотне. Отчаяние повалило его. На душе у него было до того больно и горько, до того одиноко и страшно, что мелкие собачьи слёзы, как пупырыши, вылезали из глаз и тут же засыхали.»





Текст «Б»

«Загадочный господин наклонился

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!