Материалдар / А. И. Куприн. Повесть "Гранатовый браслет"
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

А. И. Куприн. Повесть "Гранатовый браслет"

Материал туралы қысқаша түсінік
гранатовый браслет
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
06 Маусым 2021
410
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады


Тема урока: А.И.Куприн. Повесть «Гранатовый браслет» - спор о вечной, бескорыстной любви.



Цели занятия:

Образовательная:

  • Совершенствование навыков анализа текста

Развивающая:

  • Развитие умения аргументированно излагать собственную точку зрения

  • Совершенствование умений сопоставительного анализа

  • Совершенствование умений выразительного чтения

Воспитывающая:

  • Формирование нравственных и этических качеств личности студента

Литература:

1.Аркин И.И. «Уроки литературы в 11 классе». Кн.1, М.,2004 г.

2.Куприн А.И. «Повести.  Рассказы». В 2 т. Т.1, М.,2002 г.

3.Любичева Е.В., Болдырева Л.И. «Родным войти в родной язык». СПб.,2005 г.

4.Нещерет Н.В. «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды…» // Литература в школе № 1, 2000 г.

5.Пушкин А.С. Сочинения в 3 т. Т.1 М.,1985 г.

6.Силинская Л.Н. «Поурочное планирование по литературе. 11 класс». М., 2006 г.

7.Соколов А.Г. «История русской литературы конца 19 – начала 20 века». М., 1984 г.

8.Торкунова Т.В., Алиева Л.Ю., Бабина Н.Н., Черненькова О.Б. «Готовимся к экзаменам по литературе». М., 2003 г.

9.Чалова А. « «Гранатовый браслет» Куприна: некоторые замечания к проблеме формы и содержания. //Литература № 36, 2000 г.


Ход занятия



1. Сообщение темы и цели урока

II. Вступительное слово учителя

Звучит 2 соната Бетховена на перерыве перед парой

Сейчас мы с вами слышали 2 сонату Бетховена Ларго Аппассионато, которая поможет нам понять смысл повести Куприна «Гранатовый браслет».

Тема нашего сегодняшнего занятия - Спор о вечной бескорыстной любви.

- Как вы понимаете значение слова –«бескорыстная», «вечная»?

О любви сложено множество стихов, написано огромное количество повестей и романов. Нет ни одного писателя или поэта, который бы не обращался к этой теме в своём творчестве.
Настоящая любовь возвышает личность любящего, и величие её преображает мир. Но, к сожалению, в суете повседневности мы порою проходим мимо подлинного, глубокого, чистого, самоотверженного движения души.

- Поговорим о том, что в вашем понимании любовь, какой она может быть?


III. Запись эпиграфов

Перед вами три высказывания о любви и вы должны будете подумать о том, как они связаны с произведением Куприна?

Любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте.., не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви.

А.И.Куприн. Письмо Ф.Д.Батюшкову (1906 г.)


Только влюблённый имеет право на звание человека. А.Блок


Всякая любовь-великое счастье, даже если она не разделена. И.А.Бунин



Не всем дано познать настоящую любовь. Не всякому знающему дано рассказать о ней. Куприн рассказал, поэтому я вас приглашаю к диалогу о любви, описанной Куприным в рассказе «Гранатовый браслет», любви, которая бывает только один раз в жизни….,

В повести «Гранатовый браслет» Куприн говорит о любви так: «…любовь, для которой совершить подвиг,отдать жизнь, пойти на мученье -
вовсе не труд, а одна радость».
«…любовь заключает весь смысл жизни, всю вселенную».

- А каким человеком был сам Александр Иванович Куприн? На какие факты его жизни вы обратили внимание, знакомясь дома с его биографией?

Учитель :А. И. Куприна, чудесного мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, с не меньшим основанием можно назвать и певцом возвышенной любви, подарившим читателям три повести - “Гранатовый браслет”, “Олеся” и “Суламифь”,- объединенных этой прекрасной темой.           Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, “зоологических” проявлений инстинктов, писатель создает удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, отправляясь для этого в глубину веков (“Суламифь”), забираясь в лесную глушь Волынской губернии (“Олеся”), заглядывая в каморку влюбленного отшельника, последнего романтика в жестоком и расчетливом мире (“Гранатовый браслет”).    О главном герое повести «Гранатовый браслет» ГСЖ можно сказать: «И послал ему бог такую нежную и пламенную, преданную и прекрасную любовь, которая дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти».

Тема вечной, бескорыстной, трагической любви проходит главным нервом через большинство произведений писателя.  

 -   Все эти произведения написаны в  первом десятилетии ХХ века. Почему же писатель обращается к этой теме? Неужели это было так актуально?

Начало века- трагические события: революции, войны. Люди перестали обращать внимание на духовное.

А.И.Куприн утверждал: «Меня влечёт к героическим сюжетам. Нужно писать не о том, как люди обнищали духом, а о торжестве человека, силе и власти его».

- Могла ли быть такая любовь в действительности? «Гранатовый браслет» – чистый вымысел или Куприн сумел найти в жизни сюжет, отвечающий его авторской идее?



Сообщение студента

Рассказ был издан в 1911 году. В основе его сюжета – реальное событие .
К работе над рассказом “Гранатовый браслет” А.И. Куприн приступил осенью 1910 года в Одессе, куда он переехал с женой и дочерью. Замысел возник намного раньше, когда А. Куприну была рассказана анекдотическая история, произошедшая с родовитой семьёй князя Дмитрия Николаевича Любимова.
«Лев Любимов: Я – Лев Любимов. Моя мать, Людмила Ивановна, в девичестве носила фамилию древнего княжеского рода литовских татар Туган-Барановская. В течение нескольких лет к ней почти каждый день приходили письма от неизвестного адресата, который в своих посланиях открывал свои чувства к ней. Понимая, что их неравенство в социальном положении не оставляет ему никакой надежды на ответное чувство, он писал, что не в его силах прекратить напоминать о себе. Письма долго сохранялись в семье. Я в юности нередко читал их. Тон посланий был то выспренный, то ворчливый. Неизвестный то сердился на мою мать, то благодарил её, хоть она никак не реагировала на его послания. В семье к письмам относились как к курьёзу, как к забавному анекдоту, и мой отец, Дмитрий Николаевич, который имел необыкновенную и очень своеобразную манеру рассказывать именно так, как это описал А. Куприн, нередко язвительно вышучивал их. Со временем интерес к ним пропал. Даже мать перестала читать эти письма. Лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание.

Так длилось до тех пор, пока от влюблённого телеграфиста (в одном из писем он признался, что служит на телеграфе и имеет “странную” фамилию) не был получен в подарок гранатовый браслет. Наша семья признала это за оскорбление. Как и было написано в повести, князь Любимов и брат Людмилы Ивановны – Николай _ разыскали служащего со “странной” фамилией Жёлтый. Отец потом рассказывал мне, что визит к Жёлтому потряс его. Телеграфист жил в убогой мансарде на шестом этаже. Там пахло мышами, кошками, керосином и стиркой. Отца поразила разница между нищим жильём мелкого чиновника и комфортной обстановкой нашего дома. Как осмелился неимущий пасынок общества преподнести дорогой подарок великосветской даме? Жёлтый в это время как раз составлял очередное послание. Во время объяснения отец больше молчал, а дядя, который был молод, горяч и высокомерен, был без нужды резким. Жёлтый принял браслет и угрюмо обещал не писать больше моей матери. Этим всё и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно”.


Учитель. Мы увидели, что рассказ А. И. Куприна имеет реальную основу. Как вы думаете, почему Куприн художественно преобразил реальную историю?

(Отступая от подлинных событий, Куприн сумел создать произведение, полное больших обобщений. Положив в основу своего рассказа «случай из жизни» и несколько изменив его, автор сумел достигнуть типизации. И таким образом он отстаивал своё право писателя быть художником, а не просто репортёром жизни).

 

Завершая рассказ трагической развязкой, Куприн хотел оттенить силу великой любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет». Хотел заставить нас задуматься , чем же является любовь: великим даром или проклятьем?

Учитель: Ещё один Жизненный источник произведения связан с музыкой Бетховена.

Живя в Вене, композитор давал довольно много частных уроков музыки девушкам из богатых аристократических семей.

Одной из таких учениц была юная графиня Джульетта Гвиччиарди — ей посвящена знаменитая «Лунная соната» до-диез минор ор. 27 № 2 (1801), ставшая своеобразным музыкальным памятником трагической, безответной любви.

После смерти композитора в потайном ящике его платяного шкафа было найдено письмо, получившее название «Письмо к далёкой возлюбленной».

Так что же такое ЛЮБОВЬ?

IV. Работа со словарями

Обратимся к толковым словарям русского языка и посмотрим, какое определение дают “ЛЮБВИ” лингвисты

Любовь – это:


  • Любовь - это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. (Большой энциклопедический словарь)


  • Любовь – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлечённость чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение); 5) пристрастие, вкус к чему-нибудь. (Толковый словарь С.И. Ожегова)


  • Любовь – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова)



Учитель: Мы видим, что в каждом определении звучат слова: глубокое чувство; сильное сердечное чувство; чувство привязанности; склонность, расположение

Но ни в одном определении нет точного указания на то, 
счастье любовь или трагедия. Есть ли на свете вечная, бескорыстная любовь?


На эти вопросы помогают нам ответить произведения Куприна.

Рассказ «Гранатовый браслет» – один из самых удивительных в его творчестве. Современные исследователи утверждают, что он построен в форме акафиста - торжественной молитвы, состоящей из 13 частей. Кому или чему посвящена эта молитва- один из вопросов нашего занятия.



V.Аналитическая работа с текстом.

 

Учитель. Где и когда разворачивается действие рассказа? В день своих именин, 17 сентября (это день мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии), Вера Николаевна Шеина получает в подарок гранатовый браслет. Этот эпизод, описанный лишь в V главе повести, можно считать завязкой сюжета произведения.



-Давайте вспомним, с чего всё начинается. Какова общая тональность пейзажных зарисовок? В каких деталях она проявляется? Какое настроение создаёт у читателя? Почему?(чтение отрывка) трагическое предощущение, природа символизирует человеческие отношения. Смысловая нагрузка, которую несут описания природы в этом произведении, огромна. Пейзажные зарисовки во многом предвосхищают предстоящие в повести события и характеризуют внутренний мир героев, отношение к ним автора. Пейзаж первой главы является завязкой и в то же время зашифрованным сюжетом произведения. Противопоставляется скучная будничная жизнь аристократов с сильным чувством бедного чиновника, который разрушил их ледяное спокойствие.

 

Учитель. Ненастье воспринимается как иллюстрация драматических событий, трагической ситуации.

 Учитель. А вообще пейзаж в «Гранатовом браслете» столь же разный, как настроение героев. Находим текст о перемене погоды.

 - Какова роль пейзажа в начале рассказа? Как пейзаж помогает понять психологическое состояние Веры? Показывает умиротворённость , покой,возникает ощущение увядания. Её жизнь такая же: однообразная, осенняя.

Учитель. События повести развиваются очень неспешно: идут приготовления к именинному обеду. Существенная роль отводится сестре Веры – Анне.

-В чем отличие сестер друг от друга? Какие ощущения возникают при сравнении двух сестер?

 (Особенность портрета в том, что Куприн сравнивает Веру с сестрой Анной. Писатель оттеняет красоту Веры. Героиня понимает, что жизнь удалась, но истинной любви к мужу нет, есть только привязанность.) Анна- полная жизни, Вера- холодная, спокойная.



 -Каковы взаимоотношения в семьях Веры и Анны? Можем ли мы сказать, что в них «крепка, как смерть, любовь»?

- Какая проблема постепенно раскрывается перед читателем?

Перед нами проблема основ семейной жизни. Любовь- как основа.

Учитель. Съезжаются гости, которых писатель словно представляет читателям.

  Как Куприн описывает гостей? Чем они заняты?

Ведут пустую, обычную, привычную жизнь. Им кажется, что всё так и будет.

(Автор не описывает детально портреты гостей, а лишь даёт их краткие характеристики. Здесь есть «толстый, безобразно огромный» Спешников, муж Анны «с гнилыми зубами на лице черепа», «преждевременно состарившийся, худой, желчный» Пономарёв. Они играют в азартные игры, рассматривают юмористический журнал, слушают пение, рассказывают истории.)

- Кто выделяется среди гостей?

(Из всех гостей выделяется генерал Аносов, друг покойного отца Веры и Анны. Это бравый служака, человек простой и мудрый. Героини ласково называют его «дедушкой». Он знает много рассказов. Человеческое отношение к каждому – вот что отличает его.



Учитель. Немаловажную роль играют в произведении предметно - бытовые детали. Какие подарки получила Вера в день именин?

 

Предполагаемый ответ. Муж подарил , как и предполагалось, прекрасные серьги из грушевидных жемчужин. Анна − маленькую записную книжку в удивительном переплёте, Желтков − гранатовый браслет.

 Учитель: обратите внимание на то, что записная книжка переделана из молитвенника, что подчёркивает сниженное отношение к вере, то есть к духовности.

Учитель. Что мы узнаем об отношении этих людей к Вере Николаевне по их подаркам?

 Анна, как и Вера, неравнодушна к прекрасному, поэтому ее подарок изящен и оригинален. Пылкие чувства Василия Львовича прошли, он с уважением относится к своей жене и «вложил» в свой подарок только некоторое количество «презренного металла».

А Желтков «препроводил в своём скромном верноподданническом подношении» самое дорогое из того, что у него было: вещь, которая связана с его покойной матушкой.

 

Учитель. Давайте найдём описание браслета. Дважды Вера чувствует в этот вечер тревогу- 13 гостей и гранаты как кровь. После этого Вера прочла письмо.



– Прочитайте письмо Желткова к Вере. Что мы узнаем о молодом человеке из этого письма? (гл.V, стр.290, конец). На основании прочитанного дайте герою свою характеристику.

Этот человек любит по-настоящему.


– Что значит гранатовый браслет для самого Желткова? (гл.V, стр.290).

– А что он значит для Веры? Что видит она в браслете? Что чувствует?

- Может ли она принять такой дорогой подарок?


Учитель. Мы видим, что Желтков любит Веру по-настоящему.

- Когда впервые заходит разговор о настоящей любви?

Чтение и анализ отрывка.

По-настоящему серьёзный разговор о любви возникает в повести с подачи генерала Аносова. «Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!» – говорит генерал. Найдите примеры обыкновенных пошлых союзов людей, заключенных по тому или иному расчету. «А где же любовь-то»? (гл.VIII, стр.300–301).
– «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире…» Две притчи – о том, что есть не любовь, а «так… какая-то кислятина…» (гл.VIII, стр.302–304).
Для рассказов Аносова характерна жизненная правдивость. Он либо сам участвовал в событиях, либо был свидетелем.)



 (В разговоре с Аносовым. Он считает, что в его время разучились любить. – Рассказ Аносова о своей истории любви, запомнившейся ему навсегда (гл. VII, стр.298–299).

-Как вы понимаете слова Аносова?Почему любовь должна быть трагедией, тайной?
-Почему мы верим генералу Аносову?

Непоказное мужество генерала, его благородство и честность заставляют читателя проникнуться искренней симпатией к герою и доверием к его словам. Потому прозвучавшее в устах Аносова определение настоящей любви воспринимается как истина. Немалое значение отводит Куприн “тучному, высокому, серебряному старцу” — генералу Аносову. Именно ему представлена задача заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного Г. С. Ж. более серьезно. Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка могла с разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь с Василием Львовичем.

- Кого и почему обвиняет Аносов в отсутствии любви в современном мире?Чтение и анализ отрывка.

-Что значат слова Аносова? Как вы их понимаете?

- Верочка рассказывает Аносову о любви Желткова. Какие слова произносит Аносов? Можно ли их назвать пророческими? Пересказ (гл.VIII, стр. 305).

Ему принадлежат пророческие слова: “...может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины”. Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение. Автором ему доверено сделать очень важный, имеющий огромное значение в этом рассказе вывод: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность Вере Николаевне.

Учитель: Мы многое слышали о Желткове, читали его письмо, но до сих пор не видели воочию. Его портретная характеристика появляется только в 10-й главе.

-Почему герой появляется только в 10-ой главе? (Потому что рассказ посвящен не ему, а его чувству, которое не вписывается в привычный уклад дома Шеиных).

Какой художественный прием использует автор, описывая героя и героиню? (Противопоставлены не только социальное положение героев, местожительство, но и их чувства: открытость и холодность; любовь и неудовольствие, равнодушие)

-Каким предстает пред нами герой произведения?

  Чтение по ролям эпизода из главы 11 «Шеин и Булат-Тугановский посещают Желткова»

 - Найдите детали, из которых видны чувства героя.

(«Опустил ресницы благоговейно», «глаза блестели», глаза «наполнены непролитыми слезами», подчеркнута какая-то незащищенность героя; м. б., показана его уязвимость и ранимость). При появлении князя и брата княгини герой растерялся, "пролепетал омертвевшими губами", смотрел "умоляющими глазами", краснел.

 - Как ведёт себя Желтков во время разговора с Шеиным и Булат-Тугановским?

(Он смущается, но затем берёт себя в руки. Желтков не стыдится своего чувства. Он осознаёт, что морально выше Булат-Тугановского и обращается только к Василию Шеину, видя, что тот мягче, человечнее.)

- С какого момента Желтков стал игнорировать Николая Николаевича, почему?

Это произошло после того, как прокурор, брат Веры, сказал, что они хотели обратиться за помощью к власти.  

- Как он себя повел?

«Он рассмеялся, положил руки в карманы, сел удобно в угол дивана, достал портсигар и спички, закурил и уже не обращал больше внимания на Тугановского»

- Почему Желтков из робкого, растерянного, несколько заискивающего, стал дерзким, забывшим о правилах приличия, даже надменным?

Потому, что ему была смешна даже сама мысль о том, что любовь можно пресечь административными мерами. Я думаю, что прокурор не только никогда не любил, но  даже и не влюблялся. Я думаю, он не способен на сердечные чувства.



770 ₸ - Сатып алу

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!