Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Абай Құнанбаев
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
г. Шымкент, общая средняя школа №17 имени Лермонтова
Насанова Жанар Абдрасулаевна-учитель начальных классов
Тема классного часа: 175-летие Абая Кунанбаева
Цель классного часа:
-
расширить знания учащихся о жизни и творчестве Абая Кунанбаева
способствовать расширению и углублению знаний учащихся о жизни и творчестве Абая Кунанбаева; показать значение произведений Абая для подрастающего поколения.
-
развивать умения учащихся пользоваться дополнительной литературой: справочной, мемуарной, документальной, анализировать их, продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы; продолжить формирование умения анализировать прочитанное
-
вызвать уважение и интерес к произведениям Абая, гордость к тому, что этот великий человек - наш соотечественник, познакомить с его трудами, в которых поэт призывает к справедливости, честности, порядочности; раскрывая идеи поэта, просветителя.
Оборудование: портреты Абая, плакаты-высказывания Абая, презентация, кластер, домбра, библиотечка произведений Абая.
Подготовительная работа: изучение произведений Абая и знакомство с литературой об Абае.
Ход классного часа
« Человек, запомнивший слова мудрых,
сам становится благоразумным»
Абай Кунанбаев
1.Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем с вами классный час, посвященный Абаю Кунанбаеву. В 2020 году этому многоликому человеку исполняется 175-лет со дня рождения. Мы все знаем кто он. Его произведение.
- А почему Абая называют многоликим? Кем он был? (дети отвечают)
-Вот об этом вы сегодня и узнаете. К нам в гости пришли учителя. Давайте их поприветствуем.
-Эпиграфом к классному часу будут слова Абая « Человек, запомнивший слова мудрых, сам становится благоразумным». Пусть они станут вашим девизом в жизни.
Сценка 7 Б класс
Динара: Ребята, давайте поговорим о чём –нибудь важном и интересном.
Мадина: Предложение принимается!
Жанетта: О чём же будем говорить?
Динара: Да о том, что узнали недавно. Я вот, например, узнала, что настоящее имя Абая - Ибрагим. Оказывается , его мама в детстве звала Абаем, что в переводе означает “внимательный”.
Жанетта: А я прочитала о том, что Абай с раннего возраста начал писать стихи, но первое стихотворение было напечатано, когда поэту было сорок лет и называлось оно “Лето”.
Мадина: Послушайте, кроме того, что Абай писал стихи, он ещё был талантливым композитором.
Настя: Абай Кунанбаев знал несколько языков и переводил на казахский язык произведения Лермонтова, Крылова. Особенно ему нравилось переводить А.С.Пушкина.
Динара: А почему?
Мадина: Да потому что взгляды Пушкина были во многом схожи со взглядами Абая. И кто знает, если бы Александр Сергеевич так рано не ушёл бы из жизни, то они обязательно бы встретились.
Жанетта: Девочки,я придумала! А давайте, организуем челлендж.
Динара: А что это такое ?
Мадина: Челлендж-это жанр интернет-роликов, в которых блогер выполняет задание на видеокамеру и размещает его в сети и предлагает выполнить это задание пользователям, то есть бросить вызов.
Стихотворения А. Кунанбаева
«Ғалым таппай мақтанба»,Диас
« О, что за жизнь»,Нурлыхан
« Пусть хвалят люди», Улан
Давайте познакомимся немного с его биографией. В 2020 году исполняется 175 лет со дня рождения великого Абая.
Настоящее имя — Ибрагим, но прозвище Абай (каз.Абай «внимательный», «осторожный»), данное матерью, закрепилось за ним на всю жизнь.
Абай родился в 1845 году в Семипалатинской области, среди голубых Чингисских гор. Он был сыном главы рода Тобыкты, степного царя, властного и коварного Кунанбая. По происхождению и по воле отца Абай должен был стать таким же правителем, как и Кунанбай. Но судьба пытливого и талантливого от природы Абая сложилось по-иному. Акыны и сказатели воспитали в нем искрению любовь к родному народу, его истории и богатому культурному наследию, от матери он унаследовал доброе сердце, в котором с каждым днем росло возмущения против насилия и зла, чинимого баями. Учился в медресе муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске и одновременно посещал русскую школу.Абай не собирал и не хранил свои творения, так как при его жизни еще не было традиции публиковать свои произведения. Поэтому многие его труды, написанные экспромтом, порой наспех, иногда просто на клочке бумаги, для нас навсегда утеряны. Дошли до нас те стихи, которые люди знали наизусть. Оставшиеся были включены в рукописи муллы Мурсеита.
Абай не исправлял, не обрабатывал однажды написанное. Сам он не раз признавался, что если бы обрабатывал свои творения, они, наверняка, стали бы более совершенными. Но и в том, первозданном виде творения Абая являются высшими образцами человеческого гения.
На формирование взглядов Абая Кунанбаева оказало огромное влияние:
-
овладение арабским, персидским и другими восточными языками;
-
знакомство с произведениями великих поэтов и ученых Востока - Фараби, Навои, Низами, Саади, Джами, Фирдоуси, Сайхами и др.;
-
изучение русского языка и литературы;
-
знакомство с русскими политическими ссыльными Б. П. Михаэлисом, Н. И. Долгополовым, С. С. Гроссом. А. А. Леонтьевым и др.;
-
знакомство по русским переводам с произведениями Гете, Байрона и других западноевропейских классиков;
-
изучение по русским переводам античной литературы, западной философии. Знакомство с произведениями Спинозы и Сансера, учением Дарвина.
В поэтических произведениях
выдвинуты насущные проблемы казахского народа:
- социальные;
- общественные;
- моральные.
- Абай Кунанбаев – великий поэт, гордость казахского народа,он выступил новатором, обновив поэтическое мышление, раздвинул его горизонты, внёс более десятка новых форм, обогативших казахское стихосложение.
Абай Кунанбаев был новатором казахской поэзии: он ввел такие стихотворные формы как новые шестистишья и восьмистишья; новаторский характер носят стихи, посвященные временам года. Истинный мыслитель, художник слова, Абай Кунанбаев внес значительный вклад в развитие художественной прозы.
Исполнение песни А. А. Аманжол «Желсiз тунде жарык ай»
Абай переводчик. Для перевода Абай отбирал произведения, которые более всего отвечали духовным вопросам казахского народа. Создал около 56 переводов из произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова. Пушкин и Лермонтов, пожалуй, были самыми любимыми поэтами Абая. Его волновали правдивость, высокое мастерство, жизнеутверждающая сила их произведений. Абай стремится познакомить с творчеством этих великих русских поэтов жителей казахских аулов и во второй половине 19 века начинает переводить отрывки из романа» Евгений Онегин и стихи Лермонтова. Таким образом, благодаря Абаю еще в 19 веке письмо пушкинской Татьяны и стихи Лермонтова стали известны в казахской степи.
Закрепление. Учитель предлагает детям ответить на вопросы:
1. В каком году родился А.Кунанбаев? (10 августа 1845г )
2. Назовите настоящее имя Абая. (Ибрагим)
3.Как звали отца Абая: (Кунанбай Ускенбаевич)
4. Кто являлся первым воспитателем и учителем Абая? (бабушка Зере)
5. В каком городе Казахстана открыт республиканский литературно-мемориальный дом-музей Абая? (Семей)
6.Что раскрывал в своих произведениях Абай Кунанбаев? (пороки людей, высмеивал социально зло и невежество)
Рефлексия.
- Напишите, что нового и интересного узнали на классном часе об Абае?
Детям раздается
стикер