Материалдар / Адамдар жануарлаардан не алады? 3 сынып
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Адамдар жануарлаардан не алады? 3 сынып

Материал туралы қысқаша түсінік
Адамдар жануарлаардан не алады? 3 сынып
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
06 Маусым 2019
192
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

ПРОЕКТ

Сборник заданий для формативного оценивания
Химия
8 класс

1

ПРОЕКТ

2

ПРОЕКТ

Содержание
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ............................... 4
Раздел 8.1 «Движение электронов в атомах» ................................................................................ 4
Раздел 8.1 «Формулы веществ и уравнения химических реакций» .......................................... 10
Раздел 8.1 «Сравнение активностей металлов» .......................................................................... 16
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ............................. 19
Раздел 8.2 «Количество вещества» ............................................................................................... 19
Раздел 8.2 Стехиометрические расчеты» ..................................................................................... 20
Раздел 8.2 «Знакомство с энергией в химических реакциях» .....…………………………….. 22
Раздел 8.2 «Водород. Кислород и озон» ...................................................................................... 25
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ............................. 31
Раздел 8.3 «Периодическая система химических элементов» ................................................... 31
Раздел 8.3 «Виды химических связей»......................................................................................... 33
Раздел 8.3 «Растворы и растворимость» ...................................................................................... 37
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ............................. 41
Раздел 8.4А «Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь» .............. 41
Раздел 8.4В «Углерод и его соединения» .................................................................................... 45
Раздел 8.4С «Вода» ........................................................................................................................ 50

3

ПРОЕКТ

1 четверть
Раздел/Тема

8.1А Движение электронов в атомах

Цель обучения

8.1.3.1 Понимать, что электроны в атомах распределяются
последовательно по энергетическим уровням на
возрастающем расстоянии от ядра

Критерий оценивания

Обучающийся
• Объясняет распределение электронов по
энергетическим уровням

Уровень мыслительных
навыков

Знание и понимание

Задания
1. На каждом энергетическом уровне в атоме может находиться максимальное число
электронов.
a) Запишите формулу для вычисления количества электронов__________________.
b) Назовите, электронное строение, какого элемента изображено на рисунке.

с) Используя формулу (задание 1(а)), заполните таблицу по образцу:
Энергетический уровень

Максимальное
электронов

число Пример атома, у которого
заполнен этот уровень

1
Ne
Дескриптор

Обучающийся

2* 32=18






записывает формулу расчёта количества электронов;
определяет элемент по электронному строению;
определяет энергетический уровень;
определяет максимальное число электронов на энергетическом
уровне;
− приводит примеры.

4

ПРОЕКТ

2. На рисунке изображено размещение электронов на энергетических орбиталях.

Используя данный рисунок, заполните пустые клетки таблицы:
Название
элемента

Символ
элемента

кислород

Поряд
ковый
номер

Общее
число
электронов

Энергетически
е уровни
1
2 3 4

Электронное
строение

Число
валентных
электронов

S
17
11
2

8

5
2, 8, 8, 2
0

Дескриптор

Обучающийся
− вычисляет
максимальное
количество
энергетическом уровне;
− определяет элемент по числу электронов.

3.
A
B
C
D
E

4

2
2
2
2
2

8
8
8
7
8

Электронное строение
18
7
7
8
18
18
32

электронов

7
18

на

7

1. Электронное строение соответствует элементу, с наибольшим
радиусом
атома___.
2. Электронное строение соответствует элементу, с наименьшим
радиусом
атома___.
3. Электронное строение соответствует элементу третьего периода ____.
4. Определите элементы, которые имеют соответствующее электронное строение:
ABCDE5. Элементы какой группы приведены в данной таблице?
Дескриптор

Обучающийся
− определяет элемент по числу электронов;
− определяет элемент по электронному
периодической системе.

5

строению

в

ПРОЕКТ

Раздел/Тема

8.1А Движение электронов в атомах

Цель обучения

8.1.3.4 Уметь писать электронные конфигурации и
электронно-графические формулы первых 20
химических элементов

Критерий оценивания

Обучающийся
• Составляет
электронные
конфигурации
электронно-графические формулы первых
химических элементов

Уровень мыслительных
навыков

Применение

и
20

Задания
1. Используя приведённые примеры, заполните данную ниже таблицу:
Символ элемента
H

Электронная
конфигурация
1s2

Электронно-графическая
формула

1s2
Li
1s22s2
B

1s22s22p3

Дескриптор

Обучающийся
− определяет элементы по электронным и
графическим формулам;
− составляет электронные конфигурации;
− составляет электронно-графические формулы;

6

электронно-

ПРОЕКТ

2. Заполните и допишите электронную и
элемента с атомной массой 20.

Дескриптор

электронно-графическую формулу

Обучающийся
− дописывает электронную конфигурацию элемента с атомной
массой 20;
− заполняет электронно-графическую формулу элемента с
атомной массой 20.

7

ПРОЕКТ

Раздел/Тема

8.1А Движение электронов в атомах

Цель обучения

8.1.3.5 Понимать, что атомы могут принимать или терять
электроны, что приводит к образованию ионов

Критерий оценивания

Обучающийся
• Объясняет образование ионов путём принятия или
отдачи электронов атомами

Уровень мыслительных
навыков

Знание и понимание

Задания
1. Заполните таблицу, характеризующую ионы.
Ион
Ион
Ион
лития
бериллия
кислорода
Число
8
протонов
Общее
10
число
электронов
Общий
-2
заряд иона
Электронное
строение
2,8
иона

Ион
фтора

Ион
натрия

1.

Напишите определение понятия ион.
_____________________________________________________________________

2.

Объясните, как образуются ионы.
_____________________________________________________________________

3.

Объясните, какие из атомов отдают, какие принимают электроны, при
образовании ионов из металов и неметаллов.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________

Дескриптор

Обучающийся
− заполняет таблицу, характеризующую ионы;
− формулирует определение иона;
− объясняет образование ионов;
− объясняет, какие
электроны.

8

атомы

отдают,

а

какие

принимают

ПРОЕКТ

2. Фосфор образует ионы путем отдачи и приема электронов.
Закрасьте соответствующее количество электронов для атома и ионов фосфора на данных
схемах электронного строения.

Дескриптор

Обучающийся
− обозначает электроны для атома фосфора;
− обозначает электроны для иона Р+5;
− обозначает электроны для иона Р-3.

9

ПРОЕКТ

Раздел/Тема

8.1В Формулы веществ и уравнения химических
реакций

Цель обучения

8.2.3.1 Вычислять массовые доли элементов в составе
вещества, выводить формулы веществ по
массовым долям элементов

Критерий оценивания

Обучающийся
• Вычисляет массовые доли элементов в составе
вещества, выводит формулы веществ по массовым
долям элементов

Уровень мыслительных
навыков

Применение

Задания
1. На рисунке цифрами обозначены массовые
доли элементов, входящих в состав хлорида
аммония (NH 4 Cl).
Найдите соответствие между этими цифрами и
массовой долей каждого элемента (на основе
расчета).
1._______ 2. ________ 3. _________
Дескриптор

Обучающийся
− рассчитывает массовые доли элементов в составе хлорида
аммония;
− соотносит массовые доли элементов с диаграммой.

2.

a) Рассчитайте и определите, на какой диаграмме распределение массовых
долей элементов соответствует количественному составу карбоната лития.

Ответ _____________
b) Определите, на какой диаграмме распределение массовых долей элементов
соответствует NH 4 NO 3 .

10

ПРОЕКТ

Ответ ________________
c) Рассчитайте, в каком соединении массовые доли кислорода и серы отличаются в
2 раза.
SO 2

H 2 SO 4

SO 3

K 2 SO 3

Обучающийся
− определяет массовые доли элементов карбоната лития;
− определяет массовые доли элементов нитрата аммония;
− определяет соединение с соотношением кислорода и серы в 2
раза.
3. Определите простейшую формулу соли, которая состоит из массовых долей:
калий — 26,53 % , хром — 35,37 % , кислород — 38,10 %
Дескриптор

Дескриптор

Обучающийся
− определяет формулу соли по массовым долям элементов.

11

ПРОЕКТ

Раздел/Тема

81В Формулы веществ и уравнения химических реакций

Цель обучения

8.2.2.1 Классифицировать химические реакции по числу и
составу исходных и образующихся веществ

Критерий оценивания

Обучающийся
• Составляет уравнение реакции согласно
классификации: по числу и составу исходных и
образующихся веществ

Уровень мыслительных
навыков

Применение

Задания
1.
a) Рассчитайте число атомов в реагентах и продуктах реакции.

Реагенты
СO-

H -

Продукты
СO-

H -

b) Внимательно рассмотрев рисунок, запишите обобщённое уравнение реакции.
Расставьте коэффициенты.
______________________________________________________________________
Дескриптор

Обучающийся
− рассчитывает число атомов реагентов и продуктов реакции;
− записывает уравнение реакции;
− составляет формулы согласно валентности;
− уравнивает реакцию, с помощью коэффициентов.

2. Допишите уравнение реакции, вставив вместо знаков “?” необходимые символы
элементов или формулы веществ.
Ca + 2HCl → Ca”?” + H 2
__________________________________________________
2Mg + “?” → 2MgO
__________________________________________________
12

ПРОЕКТ

2H 2 ”?” + 3O 2 → 2H 2 O + 2SO 2
__________________________________________________
Fe 2 O 3 + 3H 2 → 2Fe + 3”?”O
__________________________________________________
CaCl 2 + 2NaOH → Ca(OH) 2 + 2Na”?”
__________________________________________________
Дескриптор

Обучающийся
− составляет уравнения реакций, заполняя пропуски.

13

ПРОЕКТ

Раздел/Тема

81В Формулы веществ и уравнения химических реакций

Цель обучения

8.2.2.1 Классифицировать химические реакции по числу и
составу исходных и образующихся веществ

Критерий оценивания

Обучающийся
• Составляет
уравнение
реакции
согласно
классификации: по числу и составу исходных и
образующихся веществ

Уровень мыслительных
навыков

Применение

Задания
1. Заполните пропуски в предложениях, используя рисунки.
• Взаимодействие одного или нескольких простых и сложных веществ называется
реакцией _____________.
А + B → AB
Пример:

водород + кислород → пероксид водорода


Разложение сложного вещества на несколько простых называется
_____________.

реакцией

AB → А + B
Пример:

вода




водород

+

кислород

Взаимодействие двух сложных веществ, приводящее к образованию новых двух
сложных веществ называется реакцией _____________.

AB + СD → АD + CB
Пример:

соединение 1 + соединение 2 → соединение 3 + соединение 4

соляная кислота + гидроксид натрия → хлорид натрия + вода


Взаимодействие простого вещества со сложным, при котором образуется новое
простое и новое сложное вещество называется реакцией_____________.

14

ПРОЕКТ

A + CB → АB + C
Пример:

элемент 1 + соединение 1 → соединение 2 + элемент 2

цинк + сероводород → сульфид цинка + водород
Дескриптор

Обучающийся
− классифицирует химические реакции по числу и составу
исходных и образующихся веществ.

2. На рисунке приведены реагенты и продукты протекающей реакции.
Определите тип реакции и напишите уравнение реакции.
Тип реакции ______________
Уравнение реакции:
______ + _______ → ______ + _______

Тип реакции ______________
Уравнение реакции:
___ _______ → _______ + ________

Дескриптор

Обучающийся
− определяет тип реакции;
− записывает уравнение реакции;
− уравнивает реакцию, с помощью коэффициентов.

15

ПРОЕКТ

Раздел/Тема

8.1С Сравнение активностей металлов

Цель обучения

8.2.4.3 Исследовать факторы, влияющие на возникновение
коррозии металлов

Критерий оценивания

Обучающийся
• Определяет
металлов

Уровень мыслительных
навыков

Навыки высокого порядка

факторы,

влияющие

на

коррозию

Задание
a) Объясните термин «коррозия».
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
b) Внимательно рассмотрите данный рисунок и запишите факторы,
• способствующие коррозии ___________________________________
• препятствующие коррозии ___________________________________.

Дескриптор

Обучающийся
− описывает термин «коррозия»;
− выделяет факторы, способствующие коррозии;
− выделяет факторы, препятствующие коррозии.

16

ПРОЕКТ

Раздел/Тема

8.1С Сравнение активностей металлов

Цель обучения

8.2.4.8 Прогнозировать возможность протекания
незнакомых реакций замещения металлов,
используя ряд активности металлов

Критерий оценивания

Обучающийся
• Записывает реакцию взаимодействия металлов с
водой, используя ряд активности металлов
• Записывает реакцию взаимодействия металлов с
кислотами, используя ряд активности металлов
• Записывает реакцию взаимодействия металлов с
солями, используя ряд активности металлов

Уровень мыслительных
навыков

Применение

Задание
Допишите уравнения возможных реакций. Расставьте коэффициенты.
A) Al + HCl =
B) Na + H 2 O =
C) Zn + H 2 SO 4 =
D) Ag + H 2 O =
E) Mg + CuSO 4 =
F) Hg + AgNO 3 =
Дескриптор

Обучающийся
− используя ряд активности металлов, составляет уравнения реакций активных
металлов с водой;
− используя ряд активности металлов, составляет уравнения реакций не
активных металлов с водой;
− используя ряд активности металлов, составляет уравнения реакций металлов с
кислотой;
− используя ряд активности металлов, составляет уравнения реакций металлов с
солями.

17

ПРОЕКТ

Раздел/Тема

8.1С Сравнение активностей металлов

Цель обучения

8.2.2.5 Составлять уравнения реакций металлов с кислотами

Критерий оценивания

Обучающийся
• Составляет уравнения реакций металлов с кислотами

Уровень мыслительных
навыков

Применение

Задание
Напишите реакции трёх металлов различной активности с раствором серной кислоты,
используя ряд активности металлов.
Расставьте коэффициенты.

1.
2.
3.
Дескриптор

Обучающийся
− составляет уравнения химических реакций, используя ряд активности
металлов;
− расставляет коэффициенты.

18

ПРОЕКТ

Раздел/Тема

2 четверть
8.2А Количество вещества

Цель обучения

8.1.1.2 Уметь вычислять молярные массы соединений

Критерий оценивания

Обучающийся
• Вычисляет молярные массы соединений

Уровень мыслительных
навыков

Применение

Задание
Определите численное значение молярной массы.
1. водорода
М( )=
2. воды
М(
)=
3. оксида азота (IV)
М(
)=
4. нитрата железа (III)
М(
)=
5. кристаллогидрата медного купороса М(CuSO 4 •5H 2 O) =

Дескриптор

Обучающийся
− вычисляет молярные массы соединений;
− указывает единицы измерения.

19

ПРОЕКТ

Раздел/Тема

8.2.В Стехиометрические расчеты

Цель обучения

8.2.3.5 Вычислять массу, количество вещества по уравнениям
химических реакций

Критерий оценивания

Обучающийся
• Вычисляет массу, количество вещества по уравнениям
химических реакций

Уровень мыслительных
навыков

Применение

Задания
1. Вычислите массу и количество вещества серы, необходимую для получения оксида серы
(IV) количеством вещества 8 моль (S + O 2 = SO 2 ).

2.

Вычислите массу лития, необходимого для получения хлорида лития количеством
вещества 1,2 моль (2Li+ Cl 2 = 2LiCl).

3. Вычислите количество вещества сульфида натрия, если в реакцию с натрием вступает сера
массой 12,8 г (2Na + S = Na 2 S).

4. Вычислите массу кислорода, необходимую для сгорания фосфора, массой 3,1г

Дескриптор

Обучающийся
− вычисляет молярные массы соединений;
− правильно использует значения, данные по условию задачи;
− вычисляет массу по уравнениям химических реакций;
− вычисляет количество вещества по уравнениям химических реакций.

20

ПРОЕКТ

Раздел/Тема

8.2.В Стехиометрические расчеты

Цель обучения

8.2.3.7 Вычислять относительную плотность газов и
молярную массу вещества по относительной
плотности

Критерий оценивания

Обучающийся
• Вычисляет относительную плотность газов и
молярную массу

Уровень мыслительных
навыков

Применение

Задания
1. Вычислите относительную плотность аммиака (NH 3 ) по водороду.
Дано:

Решение:

Ответ:

2. Определите молекулярную формулу вещества, содержащего 81,8% углерода и 18, 2%
водорода. Относительная плотность вещества по азоту равна 1,57. Рассчитайте
молярную массу полученного соединения.

3. Вычислите молярную массу двухатомного газа, относительная плотность которого по
воздуху 1,103. Назовите этот газ.

Дескриптор

Обучающийся
− вычисляет молярные массы соединений;
− правильно использует значения, данные по условию задачи;
− вычисляет относительную плотность газов.

21

ПРОЕКТ

Раздел/Тема

8.2С Знакомство с энергией в химических реакциях

Цель обучения

8.3.1.2 Объяснять причины парникового эффекта и
предлагать пути решения

Критерий оценивания

Обучающийся
• Описывает причины парникового эффекта и
предлагает пути решения

Уровень мыслительных
навыков

Применение

Задание
Используя данную схему, опишите причины парникового эффекта.
Предложите пути решения.

Причины:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Пути решения:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Дескриптор

Обучающийся
− описывает причины парникового эффекта;
− предлагает пути решения проблемы.

22

ПРОЕКТ

Раздел/Тема
Цель обучения

8.2С Знакомство с энергией в химических реакциях
8.3.1.3 Знать, что экзотермические реакции идут с
выделением теплоты, а эндотермические реакции с
поглощением теплоты

Критерий оценивания

Обучающийся
• Объясняет, что экзотермические реакции идут с
выделением теплоты, а эндотермические реакции с
поглощением теплоты

Уровень мыслительных
навыков

Применение

Задания
1. Составьте определения химических реакций, используя данные рисунки.
Определение:
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________

Определение:
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
Дескриптор

Обучающийся
− записывает определение экзотермической реакции;
− записывает определение эндотермической реакции.

2. Классифицируйте химические реакции по тепловому эффекту:
а) 2HBr →H 2 + Br 2 - 70 КДж
b) 2NO + O 2 →2NO 2 + 117,2 КДж
c) CaCO 3 → CaO + CO 2 -158,2 КДж
d) 2CO + O 2 → 2CO 2 + 569,4 КДж
e) 2H 2 + O 2 → 2H 2 O + 572,8 КДж
Дескриптор

Обучающийся
− определяет уравнения экзотермической реакции;
− определяет уравнения эндотермической реакции.

23

ПРОЕКТ

Раздел/Тема

8.2С Знакомство с энергией в химических реакциях

Цель обучения

8.3.1.5 Объяснять изменение энергии с точки зрения
кинетической теории частиц

Критерий оценивания

Обучающийся
• Объясняет изменение энергии с точки зрения
кинетической теории частиц

Уровень мыслительных
навыков

Применение

Задание
На графиках изображены реакции (а и б), протекающие с изменением теплового
эффекта.

Объясните изменение теплового эффекта с точки зрения кинетической теории частиц.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Обучающийся
Дескриптор
− описывает изменение теплового эффекта с точки зрения
кинетической теории частиц для экзотермической реакции;
− описывает изменение теплового эффекта с точки зрения
кинетической теории частиц для эндотермической реакции.

24

ПРОЕКТ

Раздел/Тема

8.2D Водород. Кислород и озон

Цель обучения

8.4.2.1 Уметь получать водород и изучать его свойства и
применение

Критерий оценивания

Обучающийся
• Описывает способ получения водорода, его
свойства и называет области применения

Уровень мыслительных
навыков

Применение

Задания
1. Какие вещества используются для получения водорода?
Напишите уравнение соответствующей реакции.
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
Дескриптор

Обучающийся
− записывает вещества, необходимые для получения водорода;
− записывает уравнение реакции.

2. Объясните, какими способами можно собрать водород и почему.
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________

Дескриптор

Обучающийся
− описывает 1 способ собирания водорода;
− описывает 2 способ собирания водорода.

25

ПРОЕКТ

3. Напишите уравнения реакций, показывающие химические свойства водорода.
Дескриптор

Обучающийся
− записывает уравнение взаимодействия водорода с простыми
веществами;
− записывает уравнения взаимодействия водорода со сложными
веществами.

4. Составьте схему «Области применения водорода».

Дескриптор

Обучающийся



перечисляет области применения водорода;
изображает перечисленные области применения в виде схемы.

26

ПРОЕКТ

Раздел/Тема

8.2D Водород. Кислород и озон

Цель обучения

8.4.2.3 Уметь получать кислород и изучать его свойства
и применение

Критерий оценивания

Обучающийся
• Описывает способ получения кислорода, его
свойства и называет области применения

Уровень мыслительных
навыков

Применение

Задания
1. Опишите процесс получения кислорода, используя рисунок.
Что изображено под цифрой 1, и с какой целью это вещество используется?
Напишите уравнение реакции.

1

Дескриптор

______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________

Обучающийся
− описывает способ получения кислорода из перманганата
калия;
− указывает вещество под цифрой 1 и называет его функцию;
− записывает уравнение реакции.

27

ПРОЕКТ

2. Напишите уравнения реакций между данными веществами.
Расставьте коэффициенты.
Уравнение реакции

Обучающийся
− записывает уравнение взаимодействия кислорода с простыми
веществами;
− записывает уравнения взаимодействия кислорода со сложными
веществами.
3. Перечислите области применения кислорода.

Дескриптор

Дескриптор

Обучающийся
− перечисляет области применения кислорода;
− заполняет схему - области применения.

28

ПРОЕКТ

Раздел/Тема

8.2D Водород. Кислород и озон

Цель обучения

8.4.2.4 Сравнивать состав и свойства аллотропных
видоизменений кислорода

Критерий оценивания

Обучающийся
• Описывает состав и свойства аллотропных
видоизменений кислорода

Уровень мыслительных
навыков

Применение

Задание
Заполните данную таблицу свойств кислорода и озона.

1
2
3
4
5
6
7
8

Свойства вещества
Химическая формула
Молекулярная масса
Агрегатное состояние
Цвет
Запах
Растворимость в воде
Окислительные свойства
Значение в природе

Дескриптор

Кислород

Обучающийся
− записывает свойства кислорода;
− записывает свойства озона.

29

Озон

ПРОЕКТ

3 четверть
8.3А Периодическая система химических элементов

Раздел/Тема
Цель обучения

8.2.1.2 Понимать, что элементы одной группы содержат на
внешнем уровне одинаковое количество электронов

Критерий оценивания

Обучающийся
• Определяет, что элементы одной группы содержат на
внешнем уровне одинаковое количество электронов

Уровень мыслительных
навыков

Знание и понимание

Задания
1. Химическому
электронов:

элементу

VIA-группы

соответствует

схема

распределения

1) Рис. 1, 3
2) Рис. 2, 4
3) Рис. 3, 4
4) Рис. 1, 4
2. Среди данных ниже билетов, выберите билеты из одного купе.

(a)
Дескриптор

(b)

(c)

Обучающийся
− определяет положение элемента по электронному строению
последнего уровня;
− выбирает билеты из одного купе.

30

ПРОЕКТ

Раздел/Тема

8.3А Периодическая система химических элементов

Цель обучения

8.2.1.4 Характеризовать химический элемент по положению
в периодической системе

Критерий оценивания

Обучающийся
• Даёт характеристику химического элемента по
положению в периодической системе.

Уровень мыслительных
навыков

Знание и понимание

Задание
Следующие группы элементов ZRD, PSIF, JXBE, LHT, QKA, WOV, GUN, YMC являются
совокупностью элементов одной группы.
(Данный набор букв не соответствует знакам химических элементов)
Определите группу этих элементов и разместите их по порядку.

U имеет всего 6 электронов
I 2 A формула простейшего оксида
у элемента Р по сравнению с элементом
S больше плотность
S щелочной металл
Е инертный газ
W жидкий элемент
Z имеет самую меньшую атомную массу
в группе
В имеет 10 протонов
О имеет большую атомную массу по
сравнению с V
D самая большая атомная масса в группе
C имеет 5 электронов на последнем слое
Дескриптор

Обучающийся

элемент F - газ
Атомная масса элемента Х больше
атомной массы F на одну единицу
L щелочно-земельный элемент с атомной
массой равной 40
Y амфотерный элемент
O галоген
атомная масса Т больше атомной массы H
атомная масса Q в 2 раза больше атомной
массы А
атомная масса І больше атомной массы S
атомная масса M меньше атомной массы А
на одну единицу
электроны элемента N расположены на 3
энергетических уровнях
атомный радиус элемета K самый большой
в группе

− дает характеристику химического элемента по положению в
периодической системе;
− определяет группу химического элемента;
− определяет элементы одной группы.

31

ПРОЕКТ

Раздел/Тема

8.3А Периодическая система химических элементов

Цель обучения

8.2.1.6 Знать естественные семейства химических элементов
и приводить примеры щелочных металлов, галогенов,
инертных газов

Критерий оценивания

Обучающийся
• Определяет элементы одного естественного семейства
и приводит примеры щелочных металлов, галогенов,
инертных газов.

Уровень мыслительных
навыков

Знание и понимание

Задание
Используя приведенную ниже диаграмму, определите:
(а) букву и группу, указывающую на щелочной металл, и напишите электронную
конфигурацию его внешнего слоя;
_____________________________________________________________________________
(b) букву и группу, указывающую на щелочноземельный металл, и напишите
электронную конфигурацию его внешнего слоя;
_____________________________________________________________________________
(c) букву и группу, указывающую на благородный газ, и напишите его электронную
конфигурацию внешнего слоя;
_____________________________________________________________________________
(d) букву и группу, указывающую на галоген, и напишите его электронную конфигурацию
внешнего слоя;
_____________________________________________________________________________
(e) букву и группу элемента, если электронная конфигурация его внешнего слоя s2p3;
_____________________________________________________________________________
(f) букву и группу элемента, если электронная конфигурация его внешнего слоя s2p1.
_____________________________________________________________________________

Дескриптор

Обучающийся
− дает характеристику химического элемента по положению в
периодической системе;
− определяет группу химического элемента;
− определяет элементы естественного семейства.
32

ПРОЕКТ

Раздел/Тема

8.3В Виды химических связей

Цель обучения

8.1.4.1 Объяснять образование ковалентной связи между
атомами на основе электроотрицательности

Критерий оценивания

Обучающийся
• Объясняет образование ковалентной связи между
атомами на основе электроотрицательности.

Уровень мыслительных
навыков

Знание и понимание

Задание
Используя справочный материал, заполните таблицу.

№ Молекула

1.

PCl 3

2. CH 4
3. NaCl
4. PH 3
5. NO 2
6. CaO
7. H 2 O
8. KF
9. Cl 2
Дескриптор

X
X
ΔΧ
значение
значение
разность
электроот электроот
значений
рицательн рицательн электроотри
ости
ости
цательности
P= 2.1
Cl=3.0
0.9

Тип связи

Обозначение

Ков.
полярная

Рσ+-Сl σ-

C=
H=
Na=
Cl=
P=
H=
N=
O=
Ca=
O=
H=
O=
K=
F=
Cl=
Cl
Обучающийся






определяет значение электроотрацательности по таблице;
определяет значение ΔΧ (разность электроотрицательностей);
определяет тип связи каждого соединения;
использует правильные обозначения;
заполняет таблицу.

33

ПРОЕКТ

Раздел/Тема

8.3В Виды химических связей
8.1.4.2 Описывать механизм образования ионной связи и
предсказывать свойства ионных соединений

Цель обучения
Критерий оценивания

Обучающийся
• Описывает механизм образования ионной связи и
предсказывает свойства ионных соединений

Уровень мыслительных
навыков

Знание и понимание

Задания
1) Изобразите распределение электронов для MgO, LiCl, Na 2 O, MgF 2 .
2) Покажите с помощью стрелочки процесс передачи электронов.
3) Изобразите распределение электронов для образовавшихся ионов, поставьте их заряд за
квадратными скобками.

Дескриптор

Обучающийся
− изображает распределение электронов для данных атомов;
− показывает с помощью стрелочки процесс передачи
электронов;
− изображает распределение электронов для образовавшихся
ионов;
− записывает заряд ионов за квадратными скобками.

34

ПРОЕКТ

Раздел/Тема

8.3В Виды химических связей

Цель обучения

8.1.4.3 Объяснять зависимость свойств веществ от типа
решётки

Критерий оценивания

Обучающийся
• Объясняет зависимость свойств веществ от типа
решётки

Уровень мыслительных
навыков

Знание и понимание

Задания
1. Внимательно изучите данную таблицу.
Выберите типы кристаллических решёток, для которых характерны высокая и низкая
температуры плавления.
Проводят ли соединения с такой кристаллической решёткой электрический ток?
Ответ обоснуйте.
Тип
кристалли
ческой решётки

Примеры
(формулы)

Температура
плавления (°C)

Температура
кипения (°C)

ионная

NaCl
CaF 2

801
1418

1413
2533

мeталлическая

Hg
Na
Au
W

-39
371
1064
3410

630
883
2856
5660

атомная

B
C (алмаз)
SiO 2

2076
3500
1600

3927
3930
2230

молекулярная

H2
I2
NH 3
H2O

-259
114
-78
0

-253
184
-33
100

Ответ:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Обучающийся
Дескриптор
− выбирает тип кристаллической решётки с высокой
температурой плавления;
− выбирает тип кристаллической решётки с низкой
температурой плавления;
− объясняет электропроводность данных веществ.
35

ПРОЕКТ

2. На приведенных схемах изобразите типы
атомная, металлическая и молекулярная.

Дескриптор

кристаллических решеток- ионная,

Обучающийся
− изображает схему ионной кристаллической решётки;
− изображает схему атомной кристаллической решётки;
− изображает схему металлической кристаллической решётки;
− изображает схему молекулярной кристаллической решётки.

36

ПРОЕКТ

Раздел/Тема

8.3С Растворы и растворимость

Цель обучения

8.3.4.1 Классифицировать вещества по растворимости в воде

Критерий оценивания

Обучающийся
• Разделяет вещества по растворимости в воде

Уровень мыслительных
навыков

Знание и понимание

Задания

А

В

1. Как влияет температура на растворимость веществ?
Используя рисунок А, поясните свой ответ.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2. Определите по рисунку B, где может образоваться насыщенный и ненасыщенный
раствор. Обоснуйте свой ответ.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Дескриптор

Обучающийся
− объясняет, как влияет температура на растворимость веществ;
− различает насыщенный и ненасыщенный растворы.

37

ПРОЕКТ

Раздел/Тема

8.3С Растворы и растворимость

Цель обучения

8.3.4.4 Рассчитывать растворимость вещества на 100 г воды,
используя технику выпаривания, сравнивать
полученные результаты со справочными данными

Критерий оценивания

Обучающийся
• Рассчитывает растворимость вещества на 100г воды
• Использует технику выпаривания
• Сравнивает полученные результаты со справочными
данными

Уровень мыслительных
навыков

Знание и понимание

Задание

На рисунке (слева) показан раствор соли в воде, справа сухая соль после выпаривания.
Рассчитайте растворимость этой соли в 100 г воды. Полученное значение соответствует
растворимости данной соли при 30oC.
Определите по графику, какая эта соль.
Определите к какому типу (по насыщенности) относится исходный раствор.

38

ПРОЕКТ

Дескриптор

Обучающийся
− объясняет, как влияет температура на растворимость веществ;
− различает насыщенный и ненасыщенный растворы.

39

ПРОЕКТ

Раздел/Тема

8.3С Растворы и растворимость

Цель обуч
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!