Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Адамдар жануарлаардан не алады? 3 сынып
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Методические рекомендации
по суммативному оцениванию
Русский язык и литература
(с нерусским языком обучения)
8 класс
ПРОЕКТ
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании,
организации и проведении суммативного оцени вания за раздел по предмету «Русский язык и
литература (с нерусским языком обучения) для обучающихся в 8 классах. Методические
рекомендации подготовлены на основе учебной программы по предмету «Русский язык и
литература (в рамках обновления содержания среднего образования) для основной школы (5-
9 классы) (с нерусским языком обучения) и учебного плана. Суммативное оценивание за
раздел в 8 классе проводится в 1- 4 четвертях.
Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволят учителю
определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических
рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами.
Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений, учащихся (рубрики).
Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Для проведения суммативного оценивания за четверть предлагается спецификация со
схемой выставления баллов. Спецификация стандартизирована и обязательна для
проведения суммативного оценивания за четверть.
Методические рекомендации предназначены для учителей основной школы,
администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных
координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки,
фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на
официальных интернет-сайтах.
2
ПРОЕКТ
Содержание
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ .................................... 4
Раздел «Семья и подросток» ............................................................................................................. 4
Раздел «Спорт и отдых» .................................................................................................................... 7
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ .................................. 10
Раздел «Мир труда» ......................................................................................................................... 10
Раздел «Через тернии к звездам» ................................................................................................... 13
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ .................................. 16
Раздел «Мир живой природы»
Разделы «Вода – источник жизни», «Культура питания» ........................................................... 19
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ .................................. 22
Раздел «Сила искусства» ................................................................................................................. 22
Раздел «Научные открытия и технологии» ................................................................................... 25
3
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Раздел «Семья и подросток»
Подраздел Слушание
Говорение
Цель обучения 8.1.1.1 Понимать основную и детальную информацию
сообщения продолжительностью 4- 6 минут, объединяя
разрозненные факты в общий контекст, определяя
причинно-следственные связи и делая выводы
8.2.1.1 Владеть словарным запасом, достаточным для замены
слов общеязыковыми эквивалентами или описательными
оборотами (перифразами)
Критерий оценивания • Понимает основную и детальную информацию
сообщения продолжительностью 4- 6 минут,
определяя причинно- следственные связи и делая
выводы;
• Владеет словарным запасом, достаточным для замены
слов общеязыковыми эквивалентами или
описательными оборотами (перифразами)
Уровень мыслительных
навыков
Понимание, применение
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Прослушайте текст. Ответьте на вопросы: о чем текст? кто виноват в семейных
конфликтах? к ак избежать ссор с родителями? (приведите 2 примера)
2. Перескажите кратко, заменяя данные слова и словосочетания равнозначными фразами,
передающими смысл и идею текста: ладить с родителями, на ровном месте, суверенитет,
воспринимается по жизни, клевая цель, чудаки, плюешь с высокой колокольни, приходится
совсем не сладко.
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Понимает основную и
детальную информацию
сообщения
продолжительностью 4-6
минут, определяя
причинно-следственные
связи и делая выводы
1 определяет тему текста 1
отвечает на вопросы 1
находит причинно-следственные связи 1
приводит 2 примера 2
Владеет словарным
запасом, достаточным для замены слов общеязыковыми эквивалентами или описательными оборотами
(перифразами)
2
пересказывает текст, соблюдая
логическую последовательность
2
заменяет слова общеязыковыми
эквивалентами
2
Всего баллов 9
4
ПРОЕКТ
Транскрипт
Почему возникают ссоры с родителями
Не всегда бывает легко ладить с родителями. Особенно в критическом подростковом
возрасте, когда за каждым словом мерещится покушение на твой суверенитет и
самостоятельность. Ссоры могут возникнуть буквально на ровном месте. Тебе должно быть
известно, что конфликты – вещь двусторонняя, поэтому понаблюдай за собой, не даешь ли
ты родителям повод, например:
А) Ты не замечаешь того, что родители устают на работе. И факт, что тебя вкусно кормят,
модно одевают и вовремя финансируют, воспринимаешь как должное. В таких случаях
хорошим лекарством будет поездка в детский дом и неформальное общение с его
подопечными. Там тебе быстро объяснят, кто кому и что должен. И тогда ты совсем по-
новому оценишь то, что имеешь.
Б) Любую домашнюю работу (включая самообслуживание) обычно делаешь из-под палки.
Причем сделанное тобой помнишь долго, а усилия остальных членов семьи считаешь само
собой разумеющимся. С точки зрения звериного эгоизма, может, ты и прав. Если мама тобой
воспринимается по жизни как прислуга, то знай, что во всех западных сериалах, которые ты
смотришь, прислуга получает денежное вознаграждение. В случаях, если оно не
выплачивается, служанка просто увольняется! Делай выводы.
В) Учишься не в полную силу, если не сказать небрежно. Если родителям будут советовать
не обращать на это внимание, у них все равно не получится. Потому что эти чудаки хотят
для тебя лучшей доли и жалеют. И им невдомек, что для тебя самая клёвая цель – это таскать
ящики или швабру. И на объявления о найме на работу, в которых почти везде требуются
специалисты с высшим образованием или хотя бы со среднеспециальным, ты тоже плюешь с
высокой колокольни.
Г) По-детски реагируешь на любую критику – «гордо» молчишь, скандалишь, хлопаешь
дверью.
Теперь рассмотрим конфликты стиля общения. Для них характерны повышенный тон,
обидные интонации во время спора, грубость, ненормативная лексика. Вместо логики и
убеждения применение физического или психологического воздействи я.
Здесь и тебе, и взрослым приходится совсем не сладко. Легче всего в порыве гнева выгнать
из дому или уйти из него, чем работать над налаживанием нормальных отношений! Больнее
всего бывает от ощущения собственного бессилия и обиды. И не думай, что право на эти
эмоции принадлежит только тебе – п оверь, родители чувствуют то же самое!
5
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Семья и подросток»
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Понимает основную и
детальную информацию
сообщения
продолжительностью 4- 6
минут, определяя причинно-
следственные
связи и делая выводы
Слабо понимает основную
информацию сообщения, пытается
определить причинно-
следственные связи и сделать
выводы;
приводит неубедительный пример
Хорошо понимает основную
информацию сообщения, определяет причинно-
следственные
связи и делает в целом правильные выводы,
приводит соответствующий пример
Отлично понимает основную
информацию сообщения, определяет причинно- следственные
связи и делает правильные выводы;
приводит убедительные примеры
Владеет словарным запасом,
достаточным для замены слов общеязыковыми эквивалентами или описательными оборотами
(перифразами)
В пересказе допускает ошибки,
структура и идея текста соответствуют не в полной мере,
демонстрирует достаточный словарный запас, пытается
использовать соответствующие
конструкции и описательные
обороты
В пересказе допускает
незначительные ошибки, структура и идея текста соответствуют,
демонстрирует хороший словарный запас, использует соответствующие конструкции и описательные
обороты
В пересказе не допускает
ошибок, структура и идея текста полностью
соответствуют,
демонстрирует богатый словарный запас, использует разнообразные конструкции и
описательные обороты
6
ПРОЕКТ
Раздел «Спорт и отдых»
Подраздел Чтение
Письмо
Цель обучения 8.3.6.1 Анализировать содержание художественных
произведений (поэтических, прозаических, драматических),
определяя структурно- композиционные особенности
8.4.7.1 Применять знаки препинания в предложениях с
обособленными членами предложения
8.5.2.1 Использовать причастные обороты и заменять их
синонимичными конструкциями
Критерий оценивания • Анализирует содержание эпизода художественного
произведения, определяя его структурно-
композиционные особенности
• Применяет знаки препинания в предложениях с
обособленными членами предложения
• Заменяет причастные обороты синонимичными
конструкциями
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Прочитайте эпизод из повести Л. Кассиля «Ход белой королевы» и выполните задания к
тексту.
Как они шли! Километр за километром приближались обе лыжницы по огромному
кольцу трассы к желанному финишу. Да, это была головокружительная гонка! Наташа шла вплотную за Бабуриной. Алиса не уступала. Она отчаянно работала руками, старалась
вложить всю силу в каждый толчок палкой. Наташа неумолимо шла за ней по пятам своей
упрямой, ле
гкой, широкой поступью. Я хорошо видел в бинокль, что Наташа идет уже
буквально на плечах у чемпионки. Я видел по движению ее губ, что она требует дать ей
дорогу.
– Лыжню!..
Но Алиса не уступала. Опытная гонщица, она действовала сейчас очень хитро. Она не позволяла настичь ее совсем, как говорится, сесть на лыжи. Тогда надо было бы
сворачивать, уступать, иначе это расценивалось бы как грубое нарушение правил и
спортивной этики. Нет, она сохраняла разрыв заставляя Наташу обойти е е по целине и все
время держа соперницу на некотором расстоянии за собой. Сделав свой внезапный излюбленный рывок столько раз приносивший ей решающую победу Алиса и на этот раз
была уверена, что соперница не ожидавшая этого тактического броска окажется сразу далеко позади. А пока она будет пытаться сама повторить такой же резкий, настигающий
бросок, чемпионка пересечет линию финиша.
Когда Алиса сделала свой знаменитый рывок, Наташа на секунду растерялась. Она
не ожидала, что у соперницы окажется еще столько сил. Надо отдать справедливость
Бабуриной, шла она великолепно. Идя вплотную вслед за ней, Наташа невольно любовалась бурным темпом и самоотверженным рвением, которые проявляла чемпионка. Да, недаром предупреждал ее во время тренировок Чудинов. Бабурина была опытной гонщицей,
умеющей отдать все свои силы и темперамент в одно – в скорость.
Я видел, что А лиса делает невероятные усилия, чтобы удержать хотя бы
небольшой просвет между собой и Наташей. Алиса умела ходить на пределе, и сейчас все
ее силы, и физические, и душевные, были брошены на лыжню, в эти десятки метров,
7
ПРОЕКТ
завершающие бег.
И вот тут под оглушающий ре в трибун Наташа непостижимым образом, сильно
согнувшись, сделала бросок. Она оттолкнулась и в мощном одновременном упоре обеих
палок, почти летя по воздуху, на самых последних метрах поравнялась с чемпионкой, и они
лыжа в лыжу, плечом к плечу проне
слись одновременно над чертой финиша.
Обе чемпионки (да, да, они обе теперь были чемпионками страны!) исчезли в толпе
окруживших их фоторепортеров, кинооператоров, спортсменов.
… Они стояли с подламывающимися от усталости коленями, не имея возможности
оторваться друг от друга, как это бывает с боксерами, попавшими на ринге во взаимный
клинч. А вокруг щелкали затворы фотоаппаратов, безжалостно били в глаза молниеносные вспышки рефлекторов. Потом осторожно, но настойчиво высвободившись из объятий Алисы, Наташа, как всегда прямая и словно неспешная в движениях, прошла мимо аплодирующих трибун, широко и плавно скользя своим просторным, невозмутимым шагом.
– Королева, – сказал кто -то в толпе, любуясь ею.
– Хозяйка, – поправили сзади. – Белой стези хозяйка.
1. Ответьте на вопросы:
• Какое место в композиции произведения занимает данный эпизод?
• Сравните поведение Натальи и Алисы во время гонки.
• Как вы думаете, каким характером должен обладать настоящий чемпион?
• Почему Наталью назвали «королевой» и «хозяйкой белой стези»?
2. Поставьте пропущенные знаки препинания в выделенных предложениях. Объясните условия выбора запятых.
3. Найдите и подчеркните причастные обороты в предложении. Замените, где
возможно, причастный оборот синонимическими конструкциями.
Например. Бабурина была опытной гонщицей, умеющей отдать все св ои силы и
темперамент одному – скорости. – Бабурина была опытной гонщицей и умела отдать все свои силы и темперамент одному – скорости.
Они стояли с подламывающимися от усталости коленями, не имея возможности оторваться
друг от друга, как то бывает с боксерами, попавшими на ринге во взаимный клинч.
Критерий оценивания №
задания
Дескриптор Балл
Обучающийся
Анализирует содержание
эпизода, определяя структурно-композиционные
особенности;
1 определяет роль эпизода в структуре
композиции;
1
анализирует поведение героев; 2
делает вывод; 1
Применяет знаки
препинания в предложениях
с обособленными членами
предложения;
2
расставляет знаки препинания; 1
графически обосновывает выбор; 1
Заменяет причастные
обороты синонимичными конструкциями
3
находит 1-й причастный оборот; 1
находит 1-й причастный оборот; 1
заменяет причастный оборот
синонимичной конструкцией.
1
Всего баллов 9
8
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Спорт и отдых»
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Анализирует содержание
эпизода художественного
произведения, определяя
структурно-
композиционные
особенности
демонстрирует элементарное
понимание прочитанного
текста;
слабо анализирует содержание произведения, не может
определить структурно-
композиционные особенности и поведение героя
демонстрирует достаточное
понимание прочитанного текста;
достаточно хорошо анализирует содержание произведения, определяя структурно-
композиционные особенности и поведение героя
демонстрирует глубокое
понимание прочитанного текста; точно и ясно анализирует содержание произведения, правильно определяя
структурно-композиционные
особенности и поведение героя
Применяет знаки
препинания в предложениях с обособленными членами предложения
применяет знаки препинания в
предложениях с
обособленными членами предложения; слабое графическое обоснование выбора
достаточно грамотно применяет
знаки препинания в предложениях с обособленными членами; дает в целом соответствующее
графическое обоснование выбора
грамотно применяет знаки
препинания в предложениях с обособленными членами предложения; дает полное графическое обоснование выбора
Заменяет причастные
обороты синонимичными конструкциями
пытается заменить причастные
обороты синонимичными конструкциями
частично заменяет причастные
обороты синонимичными
конструкциями
заменяет причастные обороты
синонимичными конструкциями
9
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Раздел «Мир труда»
Подраздел Земледелец и музыкант
Притча от Александры Лопатиной
Цель обучения 8.1.3.1 Понимать содержание
прозаических, драматических и поэтических произведений/
фрагментов, определяя ключевые моменты развития сюжета
или конфликта
8.2.5.1 Участвовать в диалоге по общественно- значимым
проблемам, аргументируя свою точку зрения
8.5.1.2.3 Образовывать деепричастия совершенного и
несовершенного вида
Критерий оценивания • Понимает содержание прозаического произведения,
определяя ключевые моменты развития сюжета
• Участвует в диалоге по общественно-значимым
проблемам, аргументируя свою точку зрения
• Образовывает деепричастия совершенного и
несовершенного вида
Уровень мыслительных
навыков
Понимание
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
Прослушайте текст. Дайте развернутые ответы.
1. Почему старший брат пренебрежительно отнесся к тому, что младший решил стать
музыкантом?
2. Почему он не читал его письма?
3. Какая из пословиц отражает основную мысль притчи:
A. Без труда нет отдыха.
B. Человек от лени болеет, от труда здоровеет.
C. Дерево смотри в плодах, человека в делах.
D. Без дела жить – только небо коптить.
4. Чему учит притча? Подумайте и составьте в паре диалог, помогающий раскрыть
смысл произведения.
5. Используйте деепричастия совершенного и несовершенного вида.
https://pritchi.ru/id_6796
Земледелец и музыкант
Притча от Александры Лопатиной
10
ПРОЕКТ
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Понимает содержание
прозаического
произведения, определяя
ключевые моменты
развития сюжета;
1 отвечает на вопросы по содержанию
отрывка;
1
2 объясняет причины поступков
старшего брата;
1
3 понимает основную мысль текста 1
Участвует в диалоге по
общественно-значимым
проблемам, аргументируя свою точку зрения 4
поддерживает беседу, раскрывая тему; 1
обменивается мнениями в диалоге,
меняя позицию;
1
демонстрирует речевую грамотность; 1
Использует в речи
деепричастия совершенного и несовершенного вида
5
использует деепричастие
совершенного вида
1
использует деепричастие
несовершенного вида
1
Всего баллов 8
Транскрипт
Земледелец и музыкант
Два сына были у отца: старший — земледелец, а младший — музыкант. Когда отец умер,
старший сын забрал ферму, а младший взял только гармошку и уехал в город. С тех пор
братья не виделись. Младший брат писал иногда письма, но ему не отвечали. Старший брат
прочел только первое письмо, в котором младший сообщил, что учится на музыканта.
— Видно, не способен мой брат работать, — решил старший брат и больше его писем не
читал.
Целыми днями он трудился на ферме. Сначала все шло хорошо, но потом случилось
несколько неурожайных лет. В придачу жена тяжело заболела. Лечение требовало денег, и
хозяйство пришло в упадок.
Однажды на ферму приехала кибитка, и из нее вылез богато одетый человек.
— Как ты изменился! — воскликнул пораженный фермер, узнав младшего брата. — Видно,
прибыльным делом занимаешься.
— Я известный музыкант, — ответил тот. — Но что с тобой случилось?
— Беды подкосили нас, — пожаловался старший брат.
— Разве тебе не помогло золото, которое отец зарыл под дубом? — поинтересовался
младший брат.
— Я ничего о золоте не знал, — удивился старший.
— Отец перед смертью рассказал мне, что зарыл золото под дубом на черный день. Я писал
тебе об этом и предлагал забрать золото, — объяснил младший брат.
— Не читал я твои письма, думал — пустые они, — признался старший.
— Эх, брат! Значит, ты забыл, как отец говорил нам: «Если хотите научиться читать, не
смотрите, кто писал, смотрите, что написано», — заметил младший брат.
11
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Мир труда»
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Понимает содержание
прозаического произведения,
определяя ключевые моменты
развития сюжета
Затрудняется определить
сюжетную линию произведения,
его идею
Допускает ошибки в
определении содержания текста, объяснении причины
поступков героя. В определении идеи текста
Верно определяет сюжетную
линию текста. Правильно
понимает причины поступков героя, идею текста
Составляет диалог на
заданную тему
Затрудняется составить диалог
на заданную тему.
Речевые ошибки затрудняют
понимание
Допускает ошибки в ведении
беседы/смене позиции «говорящий» на
«слушающий».
Речевые ошибки не
препятствуют пониманию
Составляет диалог на заданную
тему, меняя позицию
«говорящий» на «слушающий».
Речевые ошибки не допускает
Использует в речи
деепричастия совершенного и несовершенного вида
Затрудняется использовать в
речи деепричастия
совершенного и несовершенного вида
Допускает ошибки в
использовании деепричастия
совершенного и несовершенного вида
Правильно использует в речи
деепричастия совершенного и несовершенного вида
12
ПРОЕКТ
Раздел «Через тернии к звездам»
Подраздел Чтение
Письмо
Цель обучения 8.3.2.1 Определять стилистические особенности текстов
публицистического стиля (статья, интервью, очерк,
послание), официально-делового стиля (характеристика,
автобиография, резюме); определять принадлежность
текстов к смешанному типу на основе характерных
признаков
8.4.1.1 С оздавать тексты публицистического стиля (статья,
интервью, очерк, послание) и официально-делового стиля
(характеристика, автобиография, резюме)
8.5.2.2 Использовать деепричастные обороты и заменять их
синонимичными конструкциями
Критерий оценивания • Определяет стилистические особенности текстов
публицистического стиля
• Создает текст публицистического стиля (статья)
• Использует деепричастные обороты
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Прочитайте текст и выполните задания.
За шестьдесят лет после старта первого спутника Земли люди запустили более 7500
космических аппаратов на орбиту Земли или других планет. Чуть больше половины из них
выведены на низкую околоземную орбиту. Спутники- связисты помогают смотреть
телепередачи, вести телефонные разговоры, связывают между собой компьютеры.
Спутниковая система навигации GPS помогает при любой погоде определять
местоположение объектов, искать на карте нужные дома и улицы и т.д.
Силами США установлено, что из всех искусственных объектов на орбите только 5%
представлены работающими спутниками или полезным грузом, которым можно управлять,
в то время как 95% — неактивный космический мусор.
Большие обломки мчатся вниз, пока меньшие попросту сгорают в атмосфере. Куда упадет
основная часть мусора — как правило, непонятно. Хорошие новости в том, что поверхность
Земли представлена сушей только на одну четверть, и большая часть суши необитаема.
Поэтому ущерб людям и их имуществу наносится редко. Большая часть космического
мусора падает безвредно и без свидетелей. Это отработавшие свой век спутники и
различные детали последних ступеней ракетоносителей. Вероятность серьезного ущерба
крайне мала. Но большой кусок металла или крупный астероид, упавший в нужном месте в
нужное время, может быть катастрофическим.
Единственный возможный путь постепенно обезопасить планету и не допустить
обострения проблемы — начать сбор космического мусора. Мы же не хотим повторить
судьбу динозавров?
1. Заполните пропуски в тексте.
В тексте говорится о ______(тема) . Текст рассчитан для _______(целевая аудитория). Автор
хочет ______(цель текста) в том, что __________(основная мысль). Текст мы можем
встретить в _________(сфера употребления), это __________(жанр). Таким образом, можно
сделать вывод, что текст _____стиля. Об этом свидетельствуют __________(укажите 2
признака стиля).
13
ПРОЕКТ
2. Используя материал текста, напишите статью в газету «Плюсы» и «минусы»
освоения космоса». Объем 100 – 120 слов.
3. Образуйте от данных глаголов деепричастия и деепричастные обороты, используйте
в своей статье: запустить, помогать, загрязнять, падать.
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет
стилистические
особенности текстов
публицистического стиля
1 определяет цель данного текста; 1
указывает сферу употребления; 1
находит 1-й признак стиля текста; 1
находит 1-й признак стиля текста; 1
Создает текст
публицистического стиля 2
пишет статью, раскрывая тему; 1
соблюдает особенности жанра; 1
придерживается стиля; 1
Использует деепричастные
обороты
3
образует деепричастные обороты; 1
использует в статье. 1
Всего баллов 9
14
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Через тернии к звездам»
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет стилистические
особенности текстов
публицистического стиля
затрудняется в определении
стиля текста, путается в
признаках стиля
указывает стиль текста, но
допускает ошибки в доказательствах, при
определении признаков стиля
правильно указывает стиль
текста, приводит доказательства,
определяет признаки стиля
Создает текст
публицистического стиля (статья); использует деепричастные обороты
пишет статью, выдвигает
простыеидеи и понятия, в целом логично излагает мысли, допускает ошибки в
образовании и использовании
деепричастных оборотов
пишет статью, раскрывая
тему, соблюдает
особенности жанра,
выдвигает достаточно
сложные идеи и понятия,
логично излагает мысли, частично образует и
использует деепричастные
обороты
пишет статью, глубоко
раскрывая тему, соблюдает особенности жанра,
выдвигает сложные идеи и понятия, логично и связно излагает мысли, образует деепричастные обо роты,
правильно
использует в речи
15
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Раздел «Мир живой природы»
Подраздел Слушание
Говорение
Цель обучения 8.1.1.1 Понимать основную и детальную информацию
сообщения продолжительностью 4- 6 минут, объединяя
разрозненные факты в общий контекст, определяя
причинно-следственные связи и делая выводы
8.2.5.1 У частвовать в диалоге по общественно- значимым
проблемам, аргументируя свою точку зрения
8.5.1.3 И спользовать сложные числительные в
соответствующих формах
Критерий оценивания Понимает основную и детальную информацию сообщения
продолжительностью 4-6 минут, объединяя разрозненные
факты в общий контекст, определяя причинно- следственные
связи и делая выводы
Участвует в диалоге по общественно- значимым проблемам,
аргументируя свою точку зрения
Использует сложные числительные в соответствующих
формах
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
Посмотрите видео. https://www.youtube.com/watch?v=jcIXYMCjtY0
1. Отметьте «верные» и «неверные» утверждения, укажите, утверждение является причиной
или следствием. Обозначьте буквами «В» или «Н» в первом столбике, «П» или «С» - во
втором.
Утверждения Верно/ неверно Причина или
следствие
1. Популяция сайги увеличилась в 50 раз
2. Количество животных увеличить не
удалось.
3. Пастереллез стал причиной гибели
Уральской популяции.
4. Массовый падеж был с 2010 по 2015
годы.
5. На сегодняшний день количество
животных составляет около 100 000 особей.
6. Размножение сайги происходит в апреле.
7. Природа не позаботилась о безопасности
сайгаков.
8. В Казахстане существуют организации по
сохранению биоразнообразия.
9. Ученые исследуют животных для
определения причин исчезновения.
10. Для определения путей миграции
16
ПРОЕКТ
используют спутники.
11. Браконьеры отстреливают сайгаков ради
шкуры.
12. Сайгачьи рога используют в медицине.
13. Сотрудники правоохранительных
органов не в состоянии обеспечить охрану
сайгаков.
14. В Западно-Казахстанской области
открыли природный резерват.
2. Сделайте вывод одним
предложением.__________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
3. Опираясь на материал видео, составьте в парах диалог на тему «Защита живой природы –
важная задача людей».
4. Используйте в речи сложные числительные в соответствующих формах.
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Понимает основную и
детальную информацию сообщения
1
определяет верную/ неверную
информацию;
1
определяет причину и следствие; 1
делает вывод; 1
Участвует в диалоге по
общественно-значимым
проблемам, аргументируя свою точку зрения
2
выдвигает идеи; 1
поддерживает собеседника; 1
аргументирует собственную точку
зрения;
1
использует в речи сложные
числительные.
1
Всего баллов 7
17
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Мир живой природы»
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Понимает основную и
детальную
информацию
сообщения, объединяя
разрозненные факты в
общий контекст,
определяя причинно-
следственные связи и
делая выводы
Слабо понимает основную
информацию сообщения, пытается определить причинно-следственные
связи и сделать выводы;
допускает ошибки в ответах
Хорошо понимает основную
информацию сообщения, определяет причинно -
следственные
связи и делает в целом правильные выводы,
дает в целом правильные ответы
Отлично понимает основную
информацию сообщения, определяет причинно -
следственные
связи и делает правильные выводы;
дает правильные ответы
Участвует в диалоге по
общественно-
значимым проблемам, аргументируя свою точку зрения
Объясняет простые идеи;
ограниченно раскрывает идеи,
выражает мнение с небольшим
количеством обоснования или
без него,
пытается анализировать и
оценивать соответствующую информацию, но не всегда удачно
Раскрывает и объясняет
сложные идеи, лексикон достаточно соответствует тематике диалога, хорошо
обозначает проблематику и
авторскую позицию,
мнение в основном
обосновано
Эффективно раскрывает и
объясняет сложные идеи и понятия, демонстрирует богатый лексикон,
выражает мнение с
последовательным хорошо сформулированным обоснованием
18
ПРОЕКТ
Разделы «Вода – источник жизни», «Культура питания »
Подраздел Чтение
Письмо
Цель обучения 8.3.7.1 Извлекать необходимую информацию из различных
источников, определяя ее актуальность, достоверность,
полезность и ценность
8.3.3.1 Формулировать проблемные вопросы по тексту, позволяющие выдвигать идеи, интерпретации, предположения, и отвечать на разные типы вопросов
8.4.6.1 П равильно выбирать слитное или раздельное
написание не с разными словами
Критерий оценивания • Извлекает необходимую информацию из различных
источников, определяя ее актуальность,
достоверность, полезность и ценность;
• Отвечает на разные типы вопросов;
• Правильно выбирает слитное или раздельное
написание не с разными словами
Уровень мыслительных
навыков
Знание
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения
Задания
Текст
Очень важно реально представлять себе общую картину обеспеченности пресной водой в
мире. По статистике, на мировой океан приходится 96,5% водной массы, а объём пресных
вод значительно меньше – 3,5% от общих запасов воды. Распределение пресной питьевой
воды по континентам и по странам мира крайне неравномерно. Пресная вода является
принципиально важным для жизни человека невозобновляемым ресурсом, поэтому перед
дефицитом воды в определенной мере равны и бедные малонаселенные страны, и богатые
развитые экономики.
Согласно статистике, практически пятая часть населения мира живет в районах, в
которых наблюдается острая нехватка питьевой воды. Помимо этого, одна четверть
населения живет в развивающихся странах, которые испытывают нехватку в связи с
отсутствием инфраструктуры, необходимой для забора воды из водоносных пластов и рек.
Одной из главных проблем является загрязнение пресной воды, снижающее существующие
запасы. Это промышленные выбросы и стоки, смыв удобрений с полей, а также
проникновение соленой воды в водоносные слои из -за откачивания грунтовых вод.
Говоря о последствиях нехватки пресной воды, стоит заметить, что они могут быть
самых разных планов: от ухудшения условий жизни и развития заболеваний вплоть до
обезвоживания и смерти. Недостаток чистой воды вынуждает людей использовать для
питья воду из небезопасных источников, которая зачастую просто опасна для здоровья.
Кроме того, из-за нехватки воды существует негативная практика хранения воды людьми в
своих жилищах, что существенно может повысить риск загрязнения и создания
благоприятных условий для размножения вредных бактерий. Вдобавок, одной из острых
проблем становится проблема гигиены. Люди не могут надлежащим образом мыться,
стирать свою одежду и содержать в чистоте свои дома.
На основании всего вышесказанного мы понимаем, что необходимо прилагать
больше усилий как для сохранения источников пресной воды, так и для поисков возможных
экономически менее затратных путей для решения этой глобальной проблемы.
1. Ответьте на вопросы и выполните задания.
19
ПРОЕКТ
Почему вопрос дефицита воды стоит так остро? Назовите 2 факта.
Почему люди испытывают нехватку воды? Приведите 2 причины.
К чему ведет проблема дефицита воды? Приведите примеры возможных последствий.
Опираясь на текст, предложите пути решения проблемы нехватки воды.
Два факта Две причины Три последствия
Пути решения: 1-й
2- й
3- й
2. Прочитайте отрывок рассказа А.П. Чехова «Сирена», перепишите слова, раскрывая
скобки и объясняя условия выбора орфограммы «Правописание не с разными частями речи»
Антон Чехов
СИРЕНА
- Хорош также судак или карп с подливкой из помидоров и грибков. Но рыбой (не)
насытишься, Степан Францыч; это еда (не)существенная, главное в обеде (не)рыба,
(не)соусы, а жаркое. Вы какую птицу больше обожаете?
Товарищ прокурора сделал кислое лицо и сказал со вздохом:— К (не)счастью, я (не)могу
вам сочувствовать: у меня катар желудка. — Полноте, сударь! Катар желудка доктора
выдумали! Больше от вольнодумства да от гордости бывает эта болезнь. Вы (не)обращайте
внимания. Положим, вам кушать (не)хочется или тошно, а вы (не)обращайте внимания и
кушайте себе. Философ Милкин сделал зверское лицо и, по-видимому, хотел что-то сказать,
но вдруг причмокнул губами, вероятно, вообразив жареную утку, и, (не)сказав ни слова,
влекомый (не)ведомою силой, схватил шляпу и выбежал вон. — Да, пожалуй, я поел бы и
утки... — вздохнул товарищ прокурора. Председатель вскочил, швырнул в сторону перо и
обеими руками ухватился за шляпу. Товарищ прокурора, забывший о своем катаре и
млевший от (не)терпения, тоже вскочил.
Критерий оценивания №
задания
Дескриптор Балл
Обучающийся
Отвечает на разные типы
вопросов;
1
находит в тексте 1-й факт; 1
находит в тексте 2-й факт; 1
приводит 1-ю причину; 1
приводит 2-ю причину; 1
приводит примеры возможных
последствий;
1
Извлекает необходимую
информацию, определяя ее
актуальность, достоверность,
полезность и ценность;
2
опираясь на текст, предлагает пути решения
проблемы;
2
Правильно выбирает слитное
или раздельное написание НЕ с
разными словами, объясняет
условия выбора орфограммы
3
выписывает слова; 1
объясняет условия выбора орфограммы/
слитное написание;
1
раздельное написание. 1
Всего баллов 10
20
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за разделы «Вода – источник жизни», « Культура питания»
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Отвечает на разные типы
вопросов;
извлекает необходимую
информацию из различных
источников, определяя ее
актуальность, достоверность,
полезность и ценность
пытается отвечать на вопросы,
находит в тексте не все факты, причины, последствия, меньшую часть,
опираясь на текст, предлагает 1 простой путь решения
проблемы
в целом правильно отвечает
на вопросы, находит в тексте не все факты, причины,
последствия, но большую
часть;
опираясь на текст, предлагает два пути решения проблемы
правильно отвечает на вопросы,
находит в тексте 2 факта
приводит 2 причины,
3 последствия;
опираясь на текст, предлагает 3 пути решения проблемы
Правильно выбирает слитное
или раздельное написание НЕ с разными словами, объясняет
условия выбора орфограммы
выписывает слова разных
частей речи, допускает ошибки в орфограмме, не может
объяснить условия выбора большинства орфограмм
выписывает большинство
слов разных частей речи, в основном грамотно пишет слитно или
раздельно орфограммы, допускает ошибки в
объяснении условий выбора орфограммы
выписывает все слова разных
частей речи, грамотно пишет
слитно или
раздельно орфограммы,
правильно объясняет условия
выбора
21
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Раздел «Сила искусства»
Подраздел Слушание
Говорение
Цель обучения 8.1.5.1 Прогнозировать содержание по отрывку
прослушанного текста
8.2.1.1 В ладеть словарным запасом, достаточным для замены
слов общеязыковыми эквивалентами или описательными
оборотами (перифразами)
8.2.4.1 С оздавать аргументированное высказывание
(рассуждение с элементами описания и/или повествования)
на основе таблиц, схем, диаграмм, графиков
Критерий оценивания • Прогнозирует содержание по ключевым словам
• Владеет словарным запасом, достаточным для замены
слов общеязыковыми эквивалентами или
описательными оборотами (перифразами)
• Создает аргументированное высказывание
(рассуждение с элементами описания и/или
повествования) на основе таблиц, схем, диаграмм,
графиков
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 мин
Задания
1. По ключевым словам спрогнозируйте содержание
видео. https://www.youtube.com/watch?v=cVS1O_sPnqs
Музыка, воздействие, кардинальным образом, организм, рок, агрессия, мелодичный, из
депрессии, жанр, по- разному.
2. Посмотрите видео. Ответьте на вопросы:
- Как музыка влияет на людей?
-Почему музыка так влияет на настроение человека? На уровень интеллекта?
- В чем опасность клубной музыки? Согласны ли вы с автором видео? Приведите
свои аргументы.
3. Рассмотрите пример несплошного текста и создайте высказывание на тему «Роль музыки в жизни людей». Используйте в речи не менее 2-х музыкальных терминов и
понятий.
22
ПРОЕКТ
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Прогнозирует содержание
по ключевым словам
1
дает соответствующий смыслу
ключевых слов прогноз содержания
текста;
1
отвечает на 1-й вопрос, показывая
понимание смысла и идеи видео;
1
отвечает на 2-й вопрос, показывая
понимание смысла и идеи видео;
1
отвечает на 3-й вопрос, показывая
понимание смысла и идеи видео;
1
приводит свои аргументы или
поддерживает автора;
1
Создает
аргументированное высказывание на основе таблиц, схем, диаграмм,
графиков 2
понимает содержание несплошного
текста;
1
извлекает необходимую информацию; 1
оформляет информацию в виде
монолога, соблюдает структуру
рассуждения;
1
Владеет словарным
запасом, достаточным для замены слов общеязыковыми эквивалентами или описательными оборотами
(перифразами)
3
использует в речи музыкальные
термины и понятия (не менее 2-х).
2
Всего баллов 10
23
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Сила искусства»
Критерий
оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Прогнозирует
содержание по
ключевым словам
прогноз в незначительной степени
соответствует содержанию текста,
учащийся
показывает частичное понимание
смысла и идеи видео,
приводит слабые аргументы
прогноз в целом соответствует
содержанию текста, учащийся
показывает в целом понимание смысла и идеи видео,
приводит свои аргументы или поддерживает автора
прогноз полностью соответствует
содержанию текста, учащийся
показывает понимание смысла и
идеи видео,
приводит свои убедительные
аргументы или поддерживает автора
Создает
аргументированное высказывание на основе таблиц, схем,
диаграмм, графиков
частичное понимание содержания
несплошного текста, пытается
извлечь информацию,
оформляет в виде монолога, соблюдает в целом структуру рассуждения
общее понимание содержания
несплошного текста,
извлекает основную информацию,
оформляет в виде монолога, соблюдает структуру рассуждения
глубокое понимание содержания
несплошного текста, полностью
извлекает необходимую (основную и детальную) информацию,
оформляет информацию в виде монолога, соблюдает структуру
рассуждения
Владеет словарным
запасом, достаточным для замены слов общеязыковыми
эквивалентами
демонстрирует словарный запас в
соответствии с темой, использует в
речи музыкальные термины и
понятия (не менее 1-го)
демонстрирует хороший
словарный запас, использует в речи
музыкальные термины и понятия
(не менее 2-х)
демонстрирует богатый словарный
запас, использует в речи
музыкальные термины и понятия (не
менее 3-х)
24
ПРОЕКТ
Раздел «Научные открытия и технологии »
Подраздел Чтение
Письмо
Цель обучения 8.3.8.1 Сравнивать содержание, языковые особенности
текстов;
8.4.1.1 С оздавать тексты публицистического стиля (статья,
интервью, очерк, послание) и официально- делового стиля
(характеристика, автобиография, резюме)
Критерий оценивания • Сравнивает содержание, языковые особенности
текстов
• Создает текст публицистического стиля (статью)
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задание
1. Прочитайте два текста и сравните, определяя тему, стиль, тип речи, цель и целевую
аудиторию.
2. Укажите общие и отличительные признаки двух текстов.
Текст 1
Ученые технологического института в Массачусетсе создали робота- игрушку –
плюшевого медвежонка по имени Huggable, задача которого общаться с детьми, тяжело
переносящими условия госпитализации. Дети, вынужденные находиться в больничных
палатах подолгу, очень часто испытывают стресс, оказавшись без родителей в незнакомой
для них обстановке. Говорящая игрушка, по мнению специалистов, должна помочь детям
освоиться в госпитале, вернуть на их лица улыбки и, если потребуется, отвлечь ребенка от
болевых ощущений.
Пока современные технологии не позволяют создать искусственный интеллект .
Медвежонок Huggable «разговаривает» с пациентами Бостонского госпиталя с помощью
встроенных камеры и микрофона: психолог, находящийся в соседней комнате, слышит
вопросы ребенка и отвечает на них. Игрушка может двигать головой и лапками и даже
обладает своеобразной мимикой. Выразительные глаза Huggable оживляют облик робота:
движение зрачков медвежонка отображается на экране смартфона, который поместили под
меховую оболочку игрушки.
Исследователи спрашивают у детей, нравится ли им говорящая игрушка, и советуются с
ними, как можно улучшить внешний облик Huggable, сделав его привлекательным. При
общении с роботом участникам эксперимента одеваются на запястья электронные браслеты,
фиксирующие малейшие изменения в эмоциональном состоянии ребенка.
Бостонский детский госпиталь инвестировал в проект уже более чем полмиллиона
долларов. Стоит ли экспериментальная программа вложенных в нее средств? Безусловно,
потому что счастливая улыбка ребенка, и в частности тяжелобольного, стоит любых денег.
Текст 2
Считается, что хирургические роботы более надежны, чем руки врача, поскольку способны
производить максимально аккуратные и точные действия при выполнении медицинских
операций. Тем не менее, это вовсе не означает, что подобная машина неспособна случайно
нанести пациенту вред, а то и просто умертвить его.
Американские специалисты из чикагского Университета Раш проанализировали данные,
касающиеся хирургических роботов по всему миру. Выяснилось, что за последние
тринадцать лет из-за неисправностей или ошибок в работе механических хирургов погибли
сто сорок четыре жителя планеты.
Исследователи установили, что с 2001 по 2014 годы было проведено порядка десяти тысяч
25
ПРОЕКТ
сложных операций с использованием роботов. Примерно полторы тысячи оперативных
вмешательств сопровождались ошибками в работе техники. Сто сорок четыре операции
привели к летальному исходу по вине электроники. Среди причин смертей пациентов стоит
назвать искрение и возгорание медицинских машин, попадание в тела больных деталей
роботов, а также неконтролируемые движения лазерных скальпелей.
Примечательно, что в мае этого года американские специалисты из Вашингтонского
университета проанализировали кибернетическую безопасность робота- хирурга «Raven II»
и пришли к выводу, что устройство при желании может быть подвергнуто атаке хакеров.
Последние, как оказалось, способны, используя Интернет, взять медицинскую технику под
свой контроль и делать с человеком на операционном столе все, что вздумается.
3. Опираясь на материал двух текстов, напишите статью в школьную газету на тему
«Современные технологии в жизни человека»
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Сравнивает содержание,
языковые особенности текстов
1 определяет стиль, цель,аудиторию
текстов;
2
2
указывает отличительные признаки
текстов;
1
указывает общие признаки текстов; 1
Создает текст
публицистического стиля
3
пишет статью, соблюдая структуру; 1
учитывает целевую аудиторию; 1
использует информацию текстов; 1
творчески перерабатывает
информацию.
1
Всего баллов 8
26
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Научные открытия и технологии»
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Сравнивает содержание,
языковые особенности
текстов
пытается определить стиль, цель,
аудиторию текстов, допускает
ошибки, слабо
указывает основные
отличительные
и общие признаки текстов
определяет стиль, цель, аудиторию
с незначительными ошибками,
указывает основные
отличительные и
общие признаки текстов
без ошибок определяет стиль, цель,
аудиторию
указывает все отличительные и
общие признаки текстов
Создает текст
публицистического стиля
пишет статью, пытаясь раскрыть
тему, пытается использовать переработанную информацию текстов, дополняет не всегда удачными примерами, вывод не
соответствует аудитории
пишет статью, раскрывая тему,
частично использует
переработанную информацию текстов, дополняет логически примерами, делает вывод в целом
в соответствии с аудиторией
пишет статью, глубоко раскрывая
тему, использует творчески переработанную информацию текстов, дополняет логически
примерами, делает вывод в соответствии с аудиторией
27
ПРОЕКТ
28