Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Ак Орда урок 30
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Тема Ак Орда урок
30
Цель раскрыть
особенности внутренней политики государства Ак-Орды, объяснить
причины усиления, расцвет торговли и экономическое развитие;
уважение к государство средневекового периода, интерес к предмету,
патриотизм учащихся; развивать память, мышление, воображение,
умение работать с картой и схемами,
анализировать
Ожидаемый
результат смогут определять причинно-следственные
связи
Мотивационно-целевой этап Этап Время
Деятельность учителя Деятельность
учащихся
1.
Организационный момент. Эмоциональный настрой. 2 мин Приветствие
класса. Запись
отсутствующих.
Слушают
учителя
2. Актуализация
знаний 13 мин
Вопросы:
Определение
темы и целей:
1. Какие
племена населяли территорию Восточного Дешт-и-Кипчака к началу XIII
века?
2. Какие
государства были созданы на землях от Иртыша до Урала к началу XIII
века7
3. Какие земли
вошли в улус Жоши
(Джучи)?
Отвечают на
вопросы
Работают у
доски
Слушают
учителя
Записывают тему
урока
Познавательно-обобщающий
этап
3. Формирование
новых знаний и умений
10 мин 1.
Образование Ак-Орды
2. Племенной
состав и общественный строй (Работа в группах составление
кластера)
3. Время
правления ханов
(презентация)
4. Общественный
строй
История
возникновения Белой Орды. Ее территория. В связи с распадом
Монгольской империи на территории Казахстана появились новые
государства, созданные местными этническими группами. Одним из них
является существовавшее с XIII до начала XV века в Восточном
Дешт-и-Кыпчаке государство Белая Орда. Чингисхан разделил
завоеванные им земли между четырьмя своими сыновьями. Выделенная
старшему сыну территория называлась по его имени улусом Жошы. Этот
улус делился на Правое и Левое военные крылья. Жошы назначил
управлять левым крылом старшего сына Орда-Ежена, во владения
которого вошла восточная часть Дешт-и-Кипчака. А северной частью
Дешт-и-Кипча- ка и до самых завоеванных земель в Западной Европе
владел Бату (Батый) хан. Позднее владения Бату стали называть
Золотая Орда, а владения Орда-Ежена - Белой Ордой. Столицей был
город Сыгнак, расположенный в среднем течении реки Сырдарьи. Из
левого военного крыла улуса Жошы сформировалось самостоятельное
государство - Белая Орда, которое процветало почти 240
лет.
Территория
Белой Орды состояла из земельных владений двух сыновей хана Жошы —
Орда-Ежена и Шайбана.
Таким образом,
Белая Орда занимала территорию от р. Урал (Яик) до
Западно-Сибирской низменности, а также огромные просторы до
среднего и нижнего течений Сырдарьи. На этих землях было создано
патриархально-феодальное государство Белая Орда, население которого
состояло из тюркоязычных племен. По сравнению с Золотой Ордой
этнический состав Белой Орды был однородным. Ее населяли в основном
тюркоязычные племена, жившие в этом крае издавна, которые
впоследствии составили казахский народ - кыпчаки, конраты, аргыны,
алшыны, канлы, кереи, уйсуны, найманы и др. В формировании и
зарождении казахского народа важную роль сыграло это
государство.
Внутреннее и
внешнее положение Орды. Со второй четверти XIV века Белая Орда
окончательно отделяется от Золотой. При ханах Ерзене и Му бараке,
особенно при Урус хане, она еще больше обособляется. В 1327-1328
годах Мубарак хан от своего имени выпускал в Сыгнаке свои монеты.
Однако правители Золотой Орды препятствовали этому. Золотая Орда
стремилась поставить Белую Орду в зависимость от себя. Из-за этого
между правителем Золотой Орды Узбек ханом и Мубарак ханом велась
постоянная борьба. Потерпев поражение, Мубарак хан был вынужден
бежать в кыргызские земли и далее на
Алтай.
Со второй
половины XIV века после правления сына Узбек хана Жаныбека в
Золотой Орде возобновилась междоусобная борьба за власть. В 60-х
годах XIV века в результате заговора трон занял потомок Орда-Ежена
Урус хан. В 1368-1369 годах в Сыгнаке он чеканил свои монеты. В
период своего правления он преследовал одну цель - положить конец
раздробленности в Золотой Орде и восстановить ее прежнее
могущество. В 1374-1375 годах он совершил поход в Поволжье,
захватил столицу Золотой Орды Са- рай-Берке, затем Хаджи-Тархан и
подчинил себе камских булгар. Однако Урус хан не смог одержать
полной победы над временным правителем Золотой Орды Мамаем.
Опасаясь усиления эмира Тимура в Средней Азии, Урус хан возвратился
в свои присырдарьин- ские владения. По пути он казнил потомка Жошы
— правителя Маигистау Туй-Ходжу, который отказался повиноваться
ему. А сын Туй-Ходжи Тохшамыш спасся у эмира Тимура. Именно с этого
времени при помощи Тохтамыша эмир Тимур намеревался захватить и
Золотую, и Белую
Орды.
Эмир Тимур
выделил Тохтамышу в достаточном количестве оружие и войска и
отправил его на захват Золотой Орды. Однако неоднократные нападения
Тохтамыша на нее заканчивались безрезультатно. Лишь после смерти
Урус хана и его сына Токтакия эмир Тимур возвел Тохтамыша на трон
Белой Орды и подчинил ому другие части Золотой
Орды.
Но под Саураном
Тохтамыш потерпел поражение от второго сына Урус хана -
Тимура-Малика. И в этот раз эмир Тимур оказал поддержку Тохтамышу.
В 1379 году, одержав победу над Тимур-Мали- ком, Тохтамыш подчинил
себе город Сыгнак. Укрепив свои позиции, Тохтамыш отказался от
признания над собой власти эмира Тимура, Даже пытался противостоять
ему. В 1380 году Тохтамыш завоевал большую часть территории Золотой
Орды и ставку хана
Мамая.
В конце XIV
века, в 1395 году, эмир Тимур возвел на ханский 'ФОН Белой Орды
сына Урус хана -
Койричак-оглана.
Таким образом,
неоднократные походы эмира Тимура и хана Тохтамыша совершенно
ослабили Белую Орду. Последний хан Белой Орды Барак пытался вернуть
присырдарьинские города. Он, одержав победу над внуком Тимура —
Улугбеком, подчинил себе ряд городов. Однако в 1428 году власть в
Восточном Дешт-и-Кып- чике взял в свои руки Абулхаир хан из
династии Шайбанидов. Он завоевал многие земли Белой Орды и создал
свое ханство.
Несмотря
на
ослабленность Белой Орды, неоднократно пытавшийся покорить ее
Абулхаир хан так и не сумел сделать это. Потомки У рус хана в XV
веке создали на территории Белой Орды Казахское
государство.
Обобщая внутреннюю и внешнюю политику Белой
Орды, следует рассматривать ее в трех этапах: 1) период борьбы
правителей Белой Орды за отделение от Золотой Орды с целью обрести
свою самостоятельность; 2) открытое вмешательство Золотой Орды во
внутренние дела Белой Орды; 3) борьба Урус хана и его потомков
против эмира Тимура.
4.Формирование новых умений 15 мин Каждая
группа составляет тесты и передает другой группе для
решения
Таблица
№1
Средневековые
государства Казахстана, образовавшиеся после распада Золотой
Орды
Название
государства Временные рамки Территория Столица Первый правитель
Этнический состав Причины
распада
Белая Орда XIII
– нач XVвека Восточный Дешт-и-Кипчак, от р. Урал до
Западно-Сибирской низменности, среднее течение Сырдарьи г. Сыгнак
Хан Ерзен (сын султана Сасы-Бука) Тюрко-язычные племена
1)Внутренние распри
2)Походы эмира
Тимура
3)Походы хана
Тохтамыша
Заполнение
таблицы сопровождается работой с исторической картой 7, картой в
учебнике § 25 и контурной
картой.
Задания для
заполнения контурной
карты.
1. Выделите на
контурной карте территорию Белой
Орды.
2. Отметьте
другим цветом территорию соседних
государств.
3. Подпишите
реки Урал, Сырдарья, Иртыш, озеро
Балхаш.
4. Подпишите
столицу Белой Орды.
Вывод: Белая
Орда – это патриархально-феодальное государство. Территория Белой
Орды сформировалась постепенно, но по мере ослабления её
зависимости от Золотой
Орды.
При изучении
второго вопроса целесообразно сочетать различные методы: рассказ
учителя, работу с текстом и составлением хронологического
календаря.
Внутренняя и
внешняя политика акордынских
ханов.
История Ак Орды
начинается длительной борьбой за освобождение из-под власти Золотой
Орды, продолжается – вмешательство акордынских ханов в дела Золотой
Орды, затем – борьбой против агрессии эмира Тимура. Придумывают
вопросы
Рефлексивно-оценивающий этап 5. Обратная
связь. Закрепление материала 3 мин
Рефлексия
Отвечают на
вопросы
6. Домашнее
задание 2 мин отметить на контурной карте, составить рассказ о
государстве Записывают д.з