Материалдар / Активизация познавательной деятельности на уроках физики
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Активизация познавательной деятельности на уроках физики

Материал туралы қысқаша түсінік
Активизация познавательной деятельности на уроках физики.В статье показаны разные формы и методы активизации
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
08 Ақпан 2022
371
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Активизация познавательной деятельности студентов на уроках физики.

Бекназарова С. М., преподаватель физики,

Каскеленский Гуманитарно-Технический колледж

Физика занимает особое место среди учебных дисциплин. Как предмет она создает у студентов представление о научной картине мира, формирует творческие способности, их мировоззрения и убеждения, то есть, способствует воспитанию высоконравственной личности.

Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения сформирован интерес к знаниям, так как только в этом случае можно достигнуть эффекта сопереживания, пробуждающего определенные нравственные чувства и суждения студентов.

Наличие познавательных интересов у студентов способствует росту их активности на уроках, качества знания, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

Для того чтобы "пробудить" студента, зажечь в нем костер желания узнавать новое и докапываться до истины, вовлечь в познавательную деятельность - для этого есть только одно средство - интерес; интерес через содержание учебных материалов, через необычные формы уроков и участия в работе, через приближение учения к жизни подростка.

Для начала выясним - что же такое познавательный интерес?

Сущность познавательного интереса заключается в стремлении студента проникнуть в познавательную область более глубоко и основательно, в настоятельном побуждении заниматься предметом. В формировании познавательного интереса учащихся можно выделить несколько этапов. Первоначально он проявляется в виде любопытства - естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее, оно приковывает внимание студентов к материалу данного урока, но не переносится на другие. Более высокой стадией интереса является любознательность, когда студент проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление, он активен на уроке, задает учителю вопросы и т.д. Любознательность обычно не распространяется на изучение всего предмета. Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес, при котором ученик понимает структуру, логику курса, а в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний.

Вместе с тем, невозможно не увидеть того большого влияния, какое оказывает на стимуляцию интереса фактор общения. Отношения, складывающиеся на уроке между студентом и учителем, а так же коллективные и межличностные отношения самих студентов создают благоприятный (или неблагоприятный) микроклимат урока, объективно меняют ситуацию учения, воздействуя на протекание учебной деятельности , на ее тонус, влияют на настроение студента.

Следует отметить важную роль личности учителя в формировании интереса к предмету. Такие качества, как эрудированность; увлеченность своим предметом; спокойное, ровное, доброжелательное отношение к студентам; педагогический оптимизм - вера в студента, в его познавательные силы, - положительно влияют на отношение к предмету и способствуют развитию познавательного интереса.

Анализируя влияние процесса обучения на познавательные интересы студентов, мы выделяем в нем 3 источника формирования познавательных интересов: во-первых, содержание учебного материала; во-вторых, сам процесс организации познавательной деятельности; третий источник опирается на фактор общения и связан с отношениями, которые складываются в учебном процессе между студентами, а также между ними и учителем.


Формирование познавательных интересов студентов на уроках физики


Через содержание учебного материала

Через организацию учебно-познавательной деятельности студентов

1. Новизна учебного материала (создание проблемной ситуации для эмоционального восприятия темы, построение объяснения как открытия, вовлечение учащихся в поиск, размышление - все это может быть представлено на уроках-исследованиях с соблюдением всего цикла процесса научного творчества; и содержание, выходящее за пределы школьной программы);
2. Изучение известного материала под новым углом зрения (удивление обычным явлениям, обновление старых знаний); 
3. Использование на уроках сведений из истории физики; 
4. Жизненная значимость изучаемых явлений, приближение к жизни; 
5. Приобщение к современным научным достижениям; 
6. Включение демонстрационного эксперимента в следующих целях: 
- создание проблемной ситуации;
- подтверждение (не подтверждение) гипотезы, сказанного, предположенного; 
7. Занимательность учебного материала: 
- использование загадок, пословиц; 
- использование художественной литературы (стихи, отрывки из литературных произведений, научная фантастика); 
- использование занимательных рассказов из жизни ученых;
- включение в урок различных фокусов.

1. Изучение нового материала: 
- проблемный урок или урок-исследование; 
- организация по самостоятельному изучению (работа в группах);
- с использованием видеофильмов;
- уроки-монтажи;
- конференции с целью изучения нового материала.
2. Решение задач: 
-подборка задач с "поворотом" в новую сторону; 
- решение задач в виде дидактической игры;
- организация соревнований (групповая работа);
- урок - практикум решения задач;
-отход от абстрактности задач, включение юмористических задач, тематически - занимательных, задач с творческим подходом к их составлению, задач, связанных с жизнью; 
- самостоятельное составление задач. 
3. Лабораторные работы:
ученику должно быть ясно, зачем он действует:
- цель - важный физический вывод;
- овладение способом измерения физических величин;
- расчет физических величин, когда данные получают самостоятельно;
- сборка простейших приборов;
- творческие экспериментальные задания.
4. Организация и проверка домашнего задания:
- взаимный опрос студентов;
- составление рецензии на ответ другого студента;
- опрос в виде беседы;
- работа с текстом параграфа (составление плана, рецензии);
- творческие задания (составление задач, кроссвордов, проведение домашних наблюдений);
- экспериментальные домашние задания;
- проверка домашнего задания в виде дидактической игры.
5.Уроки контроль - итоги:
- соревнования;
- дидактические игры;
- конференции(тематические, профориентационные);
- защита темы;
- защита проектов;
- уроки - экскурсии.



Для начала рассмотрим формирование познавательных интересов студентов на уроках физики через содержание учебного материала.

К физиологической основе познавательного интереса новизна, как стимул интереса учащихся стоит ближе всего. Физика заключает в себе большие возможности показать студентам то новое, что может поразить и удивить их. Например, тема "Интерференция, дифракция света". Тема очень сложная, студентам полностью непонятен учебный материал и они не представляют себе, как он интересен. Для пробуждения интереса в данном случае необходимо создание проблемной ситуации. При изучении дифракции света можно вызвать эмоциональный отклик студентов, сообщив им неожиданный факт: если на пути лучей света поставить тонкую проволоку, то на экране, находящемся далеко за проволокой, мы увидим чередование светлых и темных полос, и что самое неожиданное - в центре этой картины вместо яркой тени будет светлая полоска. Поиск научного объяснения нового факта рождает не просто удивление, а живейший интерес к уроку.

Содержание учебного материала почти всегда дает возможность рассматривать его под новым углом зрения. Причем, "новое" - это не только совершенно незнакомый, впервые встречающийся предмет или явление, "новое" можно узнать и о давно известных вещах. В теме "Механические колебания", характеризуя гармоническое колебательное движение можно опираться на имеющиеся у студентов знания и предлагать им следующие вопросы: "Что значит охарактеризовать движение?", "Между какими величинами необходимо установить связь для характеристики движения?". В итоге работы со "старым" материалом появляются характеристики нового вида движения - гармонического колебания.

Обращение на уроках физики к истории науки показывает студенту, как труден и длителен путь ученого к истине, которая сегодня формируется в виде короткого уравнения или закона. Сведения об истоках событий всегда воспринимаются учащимися с большим интересом, потому что помогают увидеть по-новому то, что стало обычным и привычным. Студентам будет очень интересно проследить за развитием учения о свете, узнать историю развития радио, телевидения и т.д.

Связь между содержанием учебного материала и его назначением в жизни должна найти постоянное место в системе уроков. Студентов всегда привлекает применение теоретических знаний, полученных на уроке, для объяснения хорошо известных ему явлений. При изучении геометрической оптики можно рассказать о "неопытных ныряльщиках" и опасностях, которые таит в себе закон преломления света для них.

Сформировать глубокие познавательные интересы к физике у всех студентов невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем студентам на каждом уроке физики было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке - физике. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит в том, что учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у студентов чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов. Следует различать две стороны занимательности: возможности содержания самого предмета и определенные методические приемы учителя. Какие же требования следует предъявлять к занимательному материалу, чтобы его использование на уроках дало прочный обучающий эффект? Это, на наш взгляд следующие: Занимательный материал должен привлекать внимание студентов постановкой вопроса и направлять мысль на поиск ответа. Он должен требовать напряженной деятельности воображения в сочетании с умением использовать полученные знания. 
Занимательный материал должен быть не развлекательной иллюстрацией к уроку, а вызывать познавательную активность студентов, помогать им выяснять причинно-следственные связи между явлениями. В противном случае занимательность не приведет к развитию у студентов устойчивых познавательных интересов. Поэтому, привлекая на уроке занимательный материал, учителю следует ставить перед студентами вопросы: ”Как?”, ”Почему?”, ”Отчего?”.Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям, уровню их интеллектуального развития. Желательно, чтобы дополнительный материал, выбираемый учителем для урока, соответствовал увлечениям студентов. Это, во-первых, позволяет учителю формировать интерес к физике через уже имеющийся интерес к другому предмету, во-вторых, помогает сделать увлекательными повторительно-обобщающие уроки, на которых студентам приводят примеры использования физических законов в интересующей их областях. Занимательный материал на уроке должен не требовать большой затраты времени, быть ярким, эмоциональным моментом урока.

Ценным дидактическим материалом могут стать загадки, содержащие физический аспект, поскольку в них предмет, обычно хорошо известный, описан по-иному, образно; зачастую с неожиданной стороны подчеркивается та или иная особенность предмета. При изучении темы "Оптика" могут быть использованы следующие загадки: 
-Когда небо ниже земли бывает?
-Перед нами - вверх ногами,
Перед тобой - вверх головой.

Физический смысл природных явлений может содержаться и во многих пословицах. Даже в ходе простого объяснения материала можно вставить пословицу и интерес со стороны студентов обеспечен, ведь они много раз слышали это выражение, но совсем не задумывались о его физическом смысле. Примером могут послужить следующие пословицы: 
- Белый свет клином не сошелся. 
- Ночью все кошки серы.
- В лесу и сковорода звонка.

Использование литературных материалов для создания занимательности на уроках повышает образность изложения тем по физике, делает уроки более интересными, эмоциональными и содержательными, а так же активизирует т.н. "лириков".

Рассмотрим теперь формы организации учебно-познавательной деятельности, как источника формирования интересов учащихся на уроках физики.

Большинство уроков предполагает в первую очередь изучение нового материала. Такие уроки могут строиться на создании проблемных ситуаций и развертывания на их основе активной поисковой деятельности учащихся. Для примера можно привести урок по изучению методов измерения скорости света, когда учащимся в начале урока предлагается найти способ определения скорости света, далее учащиеся выдвигают различные идеи, обсуждают предложенные ими способы, а затем показывается фильм о методах определения скорости света и делаются обобщения результатов.

Опыт показывает, что наибольший интерес у студентов вызывают те уроки, в которых они принимают активное участие. В качестве таких уроков можно проводить уроки-конференции.

Приведем пример урока - конференции на тему "Рентгеновские лучи".


План урока.


1) Вступительное слово ведущего о необходимости дальнейшего изучения шкалы электромагнитных волн и места в ней рентгеновского излучения. (В роли ведущего здесь и на протяжении всей конференции может выступать студент - "физик-теоретик"). 
2) История открытия рентгеновских лучей (доклад "историков"). 
3) Источники рентгеновского излучения (доклад "инженеров"). 
4) Природа рентгеновских лучей (доклад учителя физики). 
5) Свойства рентгеновских лучей (доклад "физиков-экспериментаторов"). 
6) Применение рентгеновских лучей (с докладами выступают студенты, интересующиеся той или иной областью науки): в медицине, металлургии и машиностроении, живописи, археологии, криминалистике, биологии.


Уроки-конференции чаще всего проводятся при закреплении учебного материала и являются итогом работы студентов по изучению большой темы курса физики. Уроки-конференции по подведению итогов можно разделить на два типа: тематические конференции, цель которых обобщить, систематизировать и расширить знания по теме ("Ядерная энергия "за" и "против", "В мире звука", "Телевидение" и др.); и конференции показывающие практическую значимость изучаемого, позволяющие широко познакомить студентов с различными отраслями науки и техники и возможностями получения специальностей ("Оптика в руках человека", "Практическое применение различных видов излучения" и т.д.).

Одной из форм активизации познавательной деятельности студентов является исследовательская работа. Например: темы исследовательских работ «Радиоактивное воздействие на биологические объекты», «Влияние электромагнитных излучений на организм человека».

Как может учитель физики судить об уровне развития интересов студентов к предмету? При ответе на этот вопрос можно выделить следующие показатели интереса:

активное включение в учебную деятельность (сколько раз студент поднимал

руку, отвечал, выступал на уроке пожеланию, задавал вопросы учителю);

степень самостоятельности сделанных выводов и обобщений;

желание проникнуть в сущность явлений и законов, объяснить окружающие

явления.

В большинстве случаев я проверяю эти показатели с помощью тестов. Тестирование позволяет учителю мне быстро получить общее представление об уровне знаний учащихся по отдельным темам

Развитие познавательного интереса к физике и ее практическим приложениям во внеурочной работе обеспечивается широким привлечением элементов занимательной науки и техники, знакомством с новейшими достижениями науки и современного производства. Перед учителем стоит задача привлечения к внеурочной работе каждого студента, проявляющего интерес к физике, учитель должен заметить и найти соответствующую его индивидуальным особенностям форму удовлетворения и развития интереса.

Учитывая индивидуальные интересы и склонности отдельных студентов, учитель должен постоянно помнить о том, что любая внеурочная работа должна обязательно способствовать развитию познавательного интереса всех учащихся на уроках физики.

Формирование положительной мотивации у студентов обучению физике, в частности развитие познавательных способностей, – путь долгий и нелегкий.

Опыт моей работы показывает, что достичь определенных результатов можно только при положительном восприятии знаний по предмету. Формируя положительную мотивацию и познавательные способности у студентов на своих уроках, я тем самым помогаю студентам выразить себя и по другим предметам. При этом я постоянно связываю физические законы и понятия с будущей профессией студентов. Для того чтобы студенты шли ко мне на уроки с желанием и с хорошим настроением, необходимо их заинтересовать и привлечь к трудному предмету – физика. Чтобы достичь этого, я постоянно учу осмысливать увиденное и прочитанное и делать соответствующие выводы и умозаключения.

Мне как педагогу нравится видеть положительный результат своей работы. Наблюдая процесс формирования положительной мотивации к обучению на уроках физики, я неизменно убеждаюсь: интерес студентов к моему предмету – залог того, что в дальнейшем они будут совершенствовать свои познавательные способности. Приятно сознавать, что основа этого была заложена (и закладывается) на моих занятиях.








Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!