
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Перед средним учебным заведением в настоящее время стоит возрождение традиционной
культуры воспитания и использования этнической педагогики в учебно-воспитательном
процессе. В национальной доктрине образования нашего государства отмечается, что
система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений,
сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного
отношения к историческому и культурному наследию народов Казахстана.
К сожалению, все чаще приходится сталкиваться с незнанием учащимися родного языка,
истории и культуры своего народа, обычаев. Поэтому очень важно воспитать у школьников
чувство патриотизма, восхищение талантом и мудростью своего народа. Обеспечение
этнокультурной преемственности, превращение культурного потенциала нации в
достояние каждого человека необходимо потому, что без освоения опыта, накопленного в
прошлом, не может быть успешной подготовки нового поколения к созидательной,
подлинно гуманистической деятельности.
Этнопедагогика как наука, изучающая национальные традиции воспитания, глубоко
интернациональна. Полезно изучать этнопедагогику разных народов в сопоставительном
плане. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что «у каждого народа есть своя особенная
национальная система воспитания». Исследование общих черт и национальных
особенностей в педагогике разных народов и их распространение способствует
дальнейшему взаимообогащению, укреплению их культуры и тем самым формированию
общечеловеческой культуры будущего.
«Все народы – великие педагоги, все великие педагоги – народны,» - подчеркивает
академик Г.Н. Волков. В связи с этим на практических и внеклассных занятиях по
иностранному языку используются тексты, статьи, фольклорные произведения, в которых
затрагиваются вопросы, связанные с обычаями, традициями воспитания изучаемого народа.
Проводится сопоставительный анализ педагогических культур казахского и английского
народов, отмечается их своеобразие. Например, вопросы воспитания детей разных народов,
схожие пословицы и поговорки и т. д.
Проводя дискуссии об особенностях воспитания детей в стране изучаемого языка,
учащиеся непременно сравнивают их с воспитанием у нас и отмечают, что казахский народ
при всей своей огромной любви к детям старался не баловать их, приучал к
самостоятельности, труду с малых лет. Казахи стремились выработать у детей
выносливость в труде. Так и в казахских колыбельных песнях, считалках, непринужденно,
в удивительно поэтической форме говорится о важности труда. Большинство песен, загадок
несут в себе воспитательную задачу. Есть стишки, которые придумываются для того, чтобы
обучить счету, другие – для запоминания алфавита, третьи – для заучивания названий
месяцев и дней недели. Веселые, неожиданные истории помогают ребенку быстро и прочно
запомнить буквы.
Пословицы, поговорки, сказки, загадки заключают в себе народную воспитательную
мудрость, поучительный юмор, они не только заняты, но и нравственны, являются яркими
проявлениями народного искусства, в которых отложилась тысячелетняя история.
Использование на уроках фольклорных материалов не только способствует лучшему
овладению предметом, расширяет знания о языке и особенностях его функционирования,
но и приобщает к культуре, дает ощущение сопричастности с другим народом, знакомит с
особенностями народных воспитательных традиций, педагогических воззрений.

Особое место в семейном воспитании занимают традиции культа предков, родителей,
старших. Следует отметить, что почтительное отношение к старшим – качество, особо
ценимое у многих азиатских народов. Люди почтенного возраста олицетворяли собой
мудрость, являлись главными хранителями житейского опыта и норм поведения. Если у
кого-то оказывались какие-то затруднения, то непременно спрашивали у старых людей,
советовались с ними. «От старого слово слышать, от вареного отведать». Этикет
предписывал младшим при входе в помещение пропускать старших, не говорить при них
громко, а тем более вмешиваться в разговор и т.д. Дети и молодежь должны везде и всюду
проявлять свое уважение к старшим и послушание, что являл ось укреплением
преемственной связи поколений, на которой основывается духовно-нравственная связь
младших и старших. У родителей и детей соблюдалось взаимное доверие, любовь,
уважение, почтительное доброжелательное отношение друг к другу.
Основы духовности, нравственности закладываются именно в детстве. Поэтому еще с
малых лет родители объясняют ребенку такие понятия как «грех», знакомят с культовыми,
жертвенными местами, святынями, знакомят с правилами поведения. Осознанное
понимание каждым учащимся и взрослым сущности и значимости «черных и белых дел»
помогает совершать поступки и действия на основе общечеловеческих ценностей.
Каждый народ внимательно изучает опыт семейного воспитания детей, рассматривает
такой вопрос, почему у одних родителей дети закаленные, сильные, трудолюбивые,
умелые, а у других – хорошо поют, танцуют, красиво рисуют, у третьих – дети очень
хорошо относятся к человеку, проявляют доброту и честность, поступают уважительно и
услужливо, у четвертых – мудрые и умные и т.д.
В народной педагогике наука, как сконцентрированный опыт человеческого бытия,
считается важнейшим путем, способным преодолевать преграды, поставленные природой.
Высоко ценя умственную активность детей, отдавая дань и уважение познавательной
деятельности, родители на основе многовекового опыта своих предков выработали
неписаные правила и законы для расширения интеллектуального кругозора молодого
поколения: кем бы ты ни стал в будущем, учись всем наукам; стремись к лучшему, учись у
лучших; учись всему с молодых лет и т.д. В связи с этим можно считать, что многие
сегодняшние ученики достаточно хорошо осознают необходимость качественного
образования и воспитания и уже в школе серьезно начинают заниматься самообразованием,
научно-исследовательской работой, углубленным изучением отдельных предметов.
Также велико значение эстетического воспитания, которое осуществлялось прежде всего
в труде. Приобщение детей к прекрасному считалось в народе важнейшей задачей.
Воспитательный процесс тогда считался целостным и ценностным, когда он был направлен
на развитие духовной и нравственно-эстетической культуры человека, способного красиво
организовать жизнедеятельность окружающих его людей.
Сегодня в быстро меняющемся мире идет приближение и опережение будущего путем
воспроизведения лучших достижений прошлого. Суть инновационного подхода в
воспитании сегодня заключается в том, что целью и результатом воспитания объявляется
личность ребенка, развитие его индивидуальности.
Воспитывать любовь и уважение к родным и близким, гуманное отношение к
окружающим было важно во все времена. Поэтому все более актуальным становится
обращение к истории философских и педагогических идей, к системе народного воспитания
и обучения. Каждый человек кровно связан со своей малой родиной. Тот, кто чувствует эту
связь, бережет и ценит ее, никогда не сделает предосудительных поступков, не встанет на
путь преступления. Родное село – основа народного воспитания. Поэтому изучение
местной культуры, умелое использование богатейшего краеведческого материала имеет
очень важное значение в формировании личности ребенка.
