Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЕНИЯ
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Тусупбаева Айгерым Жылкыбаевна,
КГУ «Средняя школа № 3»
отдела образования по городу Курчатову
управления образования ВКО, Казахстан,г.Курчатов
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЕНИЯ
Сущностью краеведения - как социокультурной и организационной основы образовательного процесса, является всестороннее изучение в учебно-воспитательных целях территории своего края под руководством педагога.
В условиях современного мира, модернизации казахстанской экономики роль дисциплины «География» и географического краеведения возрастает. Программа «Рухани жаңғыру» является мощным стимулом для подробного изучения краеведения и через него открытия новых фактов в географии Казахстана.
Өлкетану - краеведение– это один из базовых проектов обновленной программы. Эффективное внедрение обновления содержания образования требует от педагогов улучшения качества обучения. Под термином «краеведение» сегодня понимаетсявсестороннее изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов с их ближайшим окружением.
Краеведение также является основой духовного и нравственного возрождения общества, составная часть патриотического воспитания.
Программа краеведения – это алгоритм поисково-исследовательских действий, которые являются основными формами учебной-познавательной деятельности студентов, способствующих выявлению главных специфических особенностей своего края. Программа имеет универсальный характер и показывает основные направления изучения родного региона, села или города, их окрестностей, расположенных в любой части страны.
Цель нашего исследования – показать роль и возможности географического краеведения для совершенствования и прогнозирования дальнейших успехов и развития в области географии.
Ряд ученых-географов краеведения и экскурс ведения высказывались так: «Если справедлива та педагогическая истина, что во всяком первоначальном преподавании должен быть соблюдаем постепенный переход от близкого и знакомого детям к отдаленному и менее знакомому, от легкого к более трудному, то и преподавание географии следует начинать с изучения местности, на которой живет ученик» [1].
Педагог как можно раньше должен «посеять в ребенке семена любви к родной земле», воспитать человека, преданного своему народу, родному краю. Краеведческая деятельность по географии в средних общеобразовательных школах, колледжах является важным видом внеурочной работы. Это «естественный ничем не заменимый материал, для всестороннего развития способностей детей», прививает интерес к познанию нового, формирует практические умения и навыки, способствует фундаментальному изучению природы, населения, хозяйства своей местности, осмыслению сложных закономерностей природы и общества на местном материале [1].
Развивать ум, воображение и память обучающихся, знакомить их с явлениями природы и объяснить эти явления, наконец, воспитывать истинных патриотов - таково по убеждению многих ученых-географов, значение географического краеведения как учебного предмета.
Таким образом, главная цель географического краеведения – воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край – территорию, являющуюся объектом деятельности краеведов. Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач обучения:
-повышать познавательные интересы обучающихся;
- создать условия для изучения проблем развития края, формирования у молодежи видения своего места в решении этих проблем, развития установки на необходимость внести личный вклад в совершенствование его жизни;
- развивать поисково-исследовательские качества личности, навыки экспедиционной работы;
-соблюдать комплексность в краеведческой работе, которая развивает функциональную грамотность обучающихся в различных аспектах: обще учебных умений и навыков, наблюдательности, воображения, научной любознательности, интеллекта, эрудиции и культурного уровня, литературной и предметной речи, полиязычия, навыках общения с представителями разных профессий, возрастов и поколений, психологической подготовки к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, морально-нравственных качеств, патриотических чувств, любви к родному краю и к Родине.
Курс краеведения логически дополняет курсы географии, биологии, истории, литературы и других предметов учебными знаниями о своем крае, при выделении местных аспектов.
Краеведческая работа может развиваться по ряду направлений:
-историческое краеведение (военно-историческое, историко-культурное, историко-архивное, археологическое и др.);
-естественно-научное краеведение (географическое, экологическое, биологическое, геологическое и др.);
-этнокультурное и социолого-демографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.);
-туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время туристских походов);
-спортивный туризм (совершение спортивных туристских походов в сочетании с проведением краеведческих наблюдений и разносторонним изучением района похода);
- оздоровительный туризм (совершение некатегоричных походов по родному краю в сочетании с проведением краеведческих наблюдений, исследований и изучением отдельных особенностей района похода);
- музейное краеведение (изучение родного края на базе историко-краеведческих музеев);
- экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения самодеятельных, или участия в плановых экскурсиях);
- семейное краеведение.
Краеведческие исследования по охвату территории могут быть:
1) субрегиональные (краеведческие исследования территории своего района и области);
2) региональные (краеведческие исследования на территории Центрального Казахстана);
3) межрегиональные (краеведческие исследования на территории Казахстана, России, стран СНГ).
В процессе обновления учебные экскурсии, как высшая форма наглядности в обучении, стали специфическим направлением краеведческой работы преподавателей географии в колледже.
По меткому выражению Н.Н. Баранского, экскурсия – это «перевод географии со страниц учебника в жизнь».
Системно-деятельностные результаты работы активно достигаются во внеклассное и во внеурочное время, выходя из кабинетов и лекционных залов в окрестности, на берега рек, озер, на предприятия промышленного и сельскохозяйственного производства, к памятникам и местам исторической славы, музеям и выставкам, организациям местной исполнительной власти и так далее.
Экскурсия (лат.еxcyrsio - поездка) – целенаправленный, наглядный процесс познания окружающего мира, связанный с заранее подобранными объектами, темой и маршрутом, под руководством квалифицированного специалиста [2].
Экскурсии - это организованное, коллективное посещение природных, промышленных объектов, достопримечательных мест под руководством педагога с целью изучения и сбора краеведческого материала. Они по характеру изучения материала делятся на тематические (геологические, производственные) и комплексные. По месту нахождения они бывают ближними и дальними.
За время экскурсионно-краеведческого обучения у обучающихся должна сложится система знаний о своем крае: о ее природе, природных ресурсах, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, историческом и культурном развитии, о выдающихся людях, особенностях и значении края для района, области, региона и всей республики. В содержание краеведческой работы входит также исследование исторического прошлого края, археологических памятников, памятников культуры (архитектура, литература), фольклорного материала различных жанров, национально-прикладного искусства и ремѐсел, жизни и творчества выдающихся личностей, прославивших край. Таким образом, большая роль в процессе краеведческой деятельности отводится экскурсии. Природная, социальная, производственная среда родного края - это экскурсионные объекты познания и источники нравственного обогащения, интеллектуального и физического развития обучающихся, целенаправленного вовлечения их в различные сферы поисково-исследовательской, общественно-полезной и массово-политической работы.
Как правило, экскурсии, конечно же, имеют громадное значение, но только в том случае, если они хорошо подготовлены. Эффект учебного процесса и экскурсии находится в прямой зависимости от умелой опоры на фундамент опыта, от творческой изобретательности педагогов в его исследовании.
Изучая свои родной край, мы с учащимися посетили музей.
Поэтому совершенствование управленческой деятельности педагогов нуждается в улучшении организационной структуры, повышении эффективности и обновлении системы управления, внедрении инноваций в управленческую деятельность образовательных учреждений, модификации подходов к организации педагогического процесса.
В связи с чем, проблема подготовки педагогических кадров – преподавателей географии нового типа становится приоритетной в системе образования. Люди стали вершиной развития жизни в большей степени и вследствие того, что они выработали в течение многих тысячелетий эффективную систему передачи знаний другим людям, прежде всего детям и молодежи. Наиболее важным принципом этой системы была наглядность, т.е. показ в сопровождении объяснения. Великий Абай в «Книге слов» подчеркивал важность наглядности в воспитании: «Дитя человеческое не рождается на свет разумным. Только слушая, созерцая, пробуя все на ощупь и на вкус, оно начинает познавать разницу между хорошим и плохим. Чем больше видит и слышит дитя, тем больше узнает. Многое можно усвоить, внимая словам разумных людей. Недостаточно обладать разумом - только слушая и запоминая наставления знающих, избегая пороков, можно стать полноценным человеком» [3].
Представители эпохи просвещения видели в экскурсиях средство патриотического воспитания и укрепления здоровья молодежи. Многие выдающиеся педагоги прошлого понимали важность значения краеведческих экскурсий и высказывались о целесообразности организации прогулок для детей на природу. Первый казахский ученый – путешественник Чокан Валиханов, другие образованные передовые люди того времени совершали путешествия и экскурсии с познавательной целью, создавая для этого небольшие по составу общества, одним из которых было Общество любителей естествознания, которое завоевало популярность у ученых и педагогов того времени [4].
Экскурсионно-краеведческая работа является одной из активных средств обучения, воспитания и развития личности обучающихся. Если экскурсии, проводимые по программе, имеют своей целью практическое закрепление изучаемого материала, то внепрограммные экскурсии носят, прежде всего, исследовательский характер.
Большой вопрос стоит перед педагогами о категориальной принадлежности экскурс ведения. Мы предлагаем, что изучение местного края в школе, колледжах должно быть отдельным учебным предметом, частью географии. Однако до сего времени не подвергнута тщательному исследованию изучение краеведческих материалов регионов страны в курсе «Физической географии Казахстана» и «Экономическая география Казахстана».
Мы исходили из предпосылки, что эффект учебного процесса находится в прямой зависимости от умелой опоры на фундамент опыта, от творческой изобретательности педагогов в его исследовании. Таким образом, организация экскурсионно-краеведческой работы послужит основой формирования, развития практических и интеллектуальных навыков и умений; гражданских качеств обучающихся, патриотического отношения к малой родине, стремлению знать свой край и гордиться им.
Литература
1. Калечиц Т.Н., Ксилина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. Москва «Просвещение»,1980.
2. Ягофаров Г.Ф., Тынчерова З.В., Саипов А.А., Экскурсоведение. Алматы, 2001.
3. Абай. Книга слов. Алма-Ата, 1993.
4. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений. Алма-Ата, 1961-1972.