Пугачевский КШДС
Доклад
на тему: «Аль- Фараби –
великий философ
Востока»
Докладчик:
учитель истории
Бакесова Р.К.
2020г
Аннотация. Работа посвященна великому ученому Востока-
Аль-Фараби. Его знаменательному юбилею - 1150 летию. В данной
работе отражена его научная, философская деятельность, которая
актуальна в жизни и науке в настоящее время.
Аннотация. Осы жұмыс арналған Шығыстың
ұлы ғалымына Абу- Насыр- Әл- Фарабиге және оның 1150 жыл
мерейтойына. Онымен қатар осы жұмыста қарастырылған оның ғылыми,
философиялық мәселелері, кәзіргі заманға дейін
маңызды.
«Кто владеет настоящим-
Тот
владеет прошлым,
Кто
владеет прошлым-
Тот
владеет будущим».
древний афоризм
Аль-Фараби родился в 870г в районе Фараба, у
впадения р.Арысь в Сырдарью. Полное имя звучит: Абу-Наср Мухаммед
Ибн-Мухаммад Ибн-Тархан Ибн-Узлаг аль-Фараби ат-Турки. Что
означает, он выходец из привилегированных слоев тюрков, о чем
свидетельствует слово «тархан».
В
округе Фараб, в городке Восидж прошло его детство. На его развитие
повлияло время, в котором он родился. Именно в этот период
расширились торговые и культурные связи, что привело к расцвету
науки, культуры, ремесел. В городе Отраре в то время распологалась
крупная библиотека - Отрарская библиотека, знаменитая на Востоке,
равная как Александрийская библиотека. Аль-Фараби считается одним из основателей
легендарной библиотеки Отрара…
Стремясь удовлетворить свои разносторонние
культурные запросы, аль-Фараби покидает родные места. Аль-Фараби
направляется в города, насыщенная богатой интеллектуальной
жизнью.Он побывал в Багдаде, Харране, Каире, Дамаске, Алеппо и
других городах Арабского халифата. Многое узнал, многое пережил и
главное, многое переосмыслил. В пределах Арабского халифата и
протекала большая часть жизни творчества Аль-Фараби. Аль- Фараби до
приезда в Багдад владел тюркским языком и некоторыми другими
языками, но не знал арабского. Он много времени уделял изучению
языков и в этом достиг поразительных результатов: в конце жизни он
владел 70 языками.
Аль-Фараби пополнил ряды учеников одного из
популярного мыслителя и философа-наставника того времени Абу-Бишр Матта
бен-Йунис. в
Багдад в то время там работала школа переводчиков, где занимались
переводами текстов Платона, Эвклида, Галена, Аристотеля. Один из
знаменитых переводчиков христианин Абу Бишр Матта переводил на
арабский язык сочинения античных мыслителей, Аль-Фараби обучался у
него и считал самым главным своим наставником. Учитель
комментировал трактаты Аристотеля, а ученик жадно и тщательно всё
записывал за ним. У Абу Бишр Матты был прекрасный стиль
преподавания, он давал очень тонкие комментарии к логическому
наследию великого Аристотеля, умело сочетал простоту изложения с
глубиной мысли. Все положительные качества и достоинства от своего
наставника Аль-Фараби в точности усвоил и перенял, а спустя время
намного превзошёл Абу Бишр Матту. Он превосходит своего
учителя.
В
период жизни в Багдаде Аль-Фараби совершает поездку г.Харран со
специальной целью обучиться некоторым особым
приемам логики у мыслителя-христьянина Йюханны
бен-Хайлана,
которыми тот прославился в мусульманском мире.Это второй его
учитель, у которого он учился.
Вернувшись в Багдад Аль-Фараби углубляется в
изучение наследия Аристотеля. Результатом различных изысканий
Аль-Фараби явился трактат «О классификации наук», в котором в
строгом порядке были перечислены науки того
времени.
-ученый
-мыслитель, мудрец
-2 учитель
-
энциклопедист
-
восточ.Аристотель
-поэт -композитор -исполнитель-виртуоз
-музыкант -переводчик-пропагандист науки -Мастер изготовления
муз.инструментов
После далек. Он оставил около 200 трудов,
затрагивающих основы почти всех отраслей раннего
средневековья.
Идейное наследие Аль – Фараби необычайно высоко и
разнообразно. Он изучал и сравнивал известные в то же время отрасли
знаний: политику, психологию, этику, естествознание, эстетику т.д.
Но на первом месте у него всегда стояли вопросы философии и
особенно логики.
В
941 году он принял решение перебраться в Дамаск, где прожил остаток
жизни. Здесь он занялся научной работой и наконец-то закончил
«Трактат о добродетельном городе». Философ всё равно старался жить уединённо и
закрыто, придворная жизнь его мало интересовала, редко он посещал
светские мероприятия.В основном день его проходил в тенистом саду
или на краю бассейна, где он писал либо вёл беседы со своими
учениками
Умер он в возрасте 80 лет и был погребен за
стенами Дамаска у Малых ворот. Сообщают, что молитву по нему читал
сам правитель.
Аль-Фараби является одним из основоположников
прогрессивной общественно-философской мысли на мусульманском
Востоке, в том числе в Средней Азии и Казахстане, откуда вышли
такие философы и ученые, как Ибн-Сина, аль-Бируни, Омар Хайям, Наср
ад-Дин ат-Туси и др. Написал кроме чисто философских и
логических сочинений, множество естественно-математических и
натурфилософских работ. Оставил богатейшее научное наследие,
которое оказало огромное влияние на последующее развитие науки, как
на Востоке, так и на Западе. Изучение научного наследия этого
мыслителя, определение его влияния на мировую науку и цивилизацию
были и продолжают оставаться актуальными и
сегодня
Наследие великого
философа
Труд мыслителя продолжили два его самых лучших
ученика – Ибрагим ибн Ади в Алеппо и Яхья ибн Ади в Багдаде. Они
комментировали труды наставника, а также трактаты философов Древней
Греции.
Аль-Фараби написал более 100 трудов по философии и естественным
наукам. Его наследие необычайно велико и разнообразно. Он изучал
все известные в то время отрасли знаний.
Труды Аль-Фараби
-
«Слово о субстанции»
-
«Существо вопросов»
-
«Книга о законах»
-
«Книга о постоянстве движения вселенной»
-
«О смысле разума»
- «Книга о разуме юных»
-
«Большая сокращенная книга по логике»
-
«Книга введения в логику»
-
«Книга доказательства»
-
«Книга об условиях силлогизма»
-
«Трактат о сущности души»
-
«Слово о сновидениях»
-«Трактат о взглядах жителей добродетельного
города»
-
«Книга об определении и классификации наук»
-
«Книга о смысле философии»
-«Книга о том, что нужно знать для изучения
фиософии»
-«Примечания к философии»

Его
интересовала теоритическая сторона, философская сторона этих
произведений. Везде он искал философский смысл. В его деятельности
ученья выделяют 2 этапа:
1.Изучение всех наук и философии. Его
осмысливание, понять такой огромный мир, как
философия.
2.
Его труды и разработки, мощные по значению, которые характеризуют
его как гения и об этом говорят исторические
источники.

Его
философские мысли носят глубокий смысл. Если мы утверждаем о том,
что человек стал человеком благодаря труду, то несомненно и в
словах ученого есть разумное утверждение: «Человек стал человеком
благодаря разуму». Он подходит к этому с точки зрения философии.
Очень много его философских утверждений очень актуальны на
сегодняшний день. Вот несколько из них …

«Вся земля станет
добродетельной,
Если народы будут помогать друг
другу
Для достижения счастья»
Аль-Фараби
«Античные науки, это такие
науки,
которые разделяются всеми народами и
религиозными общинами
и которые приписываются философам и называются
Философией»

«Правдивость по отношению к самому себе возникает
только тогда,
Когда человек приписывает себе благие качества,
добрые поступки,
Которые у него имеются. Когда человек приписывая
себе что угодно,
Но
не то, что ему присуще,
То
это выробатывает в нем притворство»
Аль-Фараби
Всякая вещь является благом,
только когда она полезна
для достижения счастья.

Заключение
Я
хочу сказать, научное наследие Аль-Фараби необычайно велико и
разнообразно. В написанных им трактатах он развил все известные в
то время отрасли знаний, обобщил достижения матеральной и духовной
культуры своей эпохи, создал прогрессивную философскую
систему.
Мукаш Бурабаев, философ
Он
много писал о душе. Мы говорим о душе «Душа поет!», «Душа плачет!»,
«На душе плохо». Он писал о культуре. Мы пользуемся благами этой
культуры, которые были созданы миллионы лет назад. Все это связано
и находит свое место в нашем настоящем времени. Мы возвращаемся к
прошлому!
Давайте вернемся к эпиграфу моей работы
…
«Кто владеет настоящим-
Тот
владеет прошлым,
Кто
владеет прошлым-
Тот
владеет будущим».