Ашық сабақ, ҚМЖ, көрнекілік, презентация жариялап
2 млн. ₸ табыс табыңыз!
0 / 1
Материалға шағымдану
Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Шағым жылдам қаралу үшін барынша толық ақпарат жіберіңіз
Сіздің сұранысыңыз сәтті жіберілді!
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
1 бонус = 1 теңге
Бонусты сайттағы қызметтерге жұмсай аласыз. Мысалы келесі материалды жеңілдікпен алуға болады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Түсінікті
2024-2025 оқу жылына арналған
қысқа мерзімді сабақ жоспарларын
Жүктеп алғыңыз келеді ме?
Алаш-Орда: у истоков проекта казахской независимости
Материал туралы қысқаша түсінік
нужно для учителя истории
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады.
Толығырақ
08 Қырқүйек 2018
566
0 рет жүктелген
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
КГУ « СОШ № 52 имени академика Е. А. Букетова»
Алаш-Орда: у истоков проекта казахской независимости
Автор :Шахманова Лана Булатовна Ученица 8 «а» школы №52Руководитель:Жаксимбетова Бибиганым АшимовнаУчитель истории
Город Караганда
Содержание
1.Вводная часть2.Основная часть3.Заключение4.Литература
Вводная частьНезависимость Казахстана - эточаяние предков и реальность потомковН. А. Назарбаев, “Казахстан-2030” Долгожданная и великая радость нашего народа-обретение независимости республикой. Этот путь был очень тернистым, сложным, на долю казахского народа выпало немало горя и бед, несмотря на эти невзгоды, народ смог выстоять и сохранить свою страну. Весь исторический опыт развития человеческой цивилизации свидетельствует, что изначальным из всех необходимых условий, в рамках которых осуществляется поступательный и устойчивый рост государства, является безопасность его нации и сохранение государственности. Мало завоевать свободу и независимость, их надо отстоять и закрепить, передать нашим потокам.[1]Тема моей работы: « Алаш-Орда: у истоков проекта казахской независимости»Гипотеза: история предоставила казахскому народу в течение одного века уникальные шансы воссоздания государственности. Это начало ХХ века и его конец. Наверное, немного государств в мире могут сказать такое о себе. Эти периоды в истории казахского народа в силу переломного характера времени занимают особое мнение. Осмысление начала ХХ способствуют пониманию современных проблем и становлению независимого государства. Но историю делают люди, и во многом судьба народа зависит от позиции и деятельности казахской национальной интеллигенции.Главной целью работы: является стремление обратиться к истокам казахской национальной идеи независимости, к её политическим предпосылкам, проследить путь развития становления казахской национальной государственности, проанализировать обстоятельства возникновения идеи борьбы за независимость в Казахстане, ее развитие и трансформацию в ходе истории нашей страны.
Основная часть
К великой чести казахской интеллигенции, она все эти годыпроявляла сдержанность и мудрость,не позволив выплеснуться эмоциям и призывам к оружию.поэтому удивления некоторых пессимистических экспертов,предрекавших серию кровавых конфликтов на территории Казахстанаобъясняется просто.Они не учитывали этого обстоятельства -историческойи социальной ответственности казахской интеллигенции ,которая выдержала экзамен на зрелость,устроенный волею судьбы на исходе столетияН. А. Назарбаев, «В потоке истории»[2,с.151]
Как и у многих других государств бывшего Советского Союза, корни современного Казахстана заложены в 1916 году. Падение монархии ознаменовалось резким ростом национального самосознания интеллигенции народов, населявших окраины бывшей империи. Народы испытавшие все негативные последствия революционных экспериментов над обществом, на своем горьком опыте знают, что такое резкая и где-то неоправданная ломка привычного уклада жизни. События в начале 20 века были не только всплеском народного самосознания в России, но и послужила толчком к зарождению и широкому распространению идей свободомыслия, демократии и национального самоопределения в периферийных областях империи. Заявила о себе и демократическая казахская интеллигенция. Получившая образование в передовых на тот период времени учебных заведениях России и ,следовательно «зараженная» вирусом свободного мышления, национальная элита все решительнее выражала народные чаяния и интересы.[3]Говоря об этом периоде, нельзя обойти стороной и последнее крупное национально-освободительное движение 1916 года, ставшее по существу, первым сигналом приближающихся крупных потрясений. Именно начало этого движения дало мощный импульс за свержение царизма, который стал понимать, что старые методы в удержании в повиновении национальных окраин уже не годятся. Появляются первые ростки демократического сознания- политические партии «Алаш», « Уш жуз», «Шура –и- ислами», в программах которых были провозглашены идеи казахской государственности на подлинно демократических началах. Организаторами партии « Алаш» стали Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Халел Досмухамедов и другие представитк\ели казахской интеллигенции либерально-демократического направления. В партию вошли также представители научной и творческой интеллигенции: М. Тынышпаев, М. Жумабаев,Ш.Кудайбердиев и другие.[4] Одной из главных задач своей деятельности они считали не только сохранение национальной самобытности казахского народа, воспитание национальных чувств, но и воссоздание казахской государственности в составе Российской империи. Новое поколение казахской интеллигенции стремилось к выражению общенациональных интересов, преодолению клановых, родовых предрассудков. Свержение царского режима и демократизация общественно-политической жизни в стране позволили организационно оформить движение «Алаш». Многие положения, в свое время выдвинутые руководителями партии «Алаш», сохраняют свое значение поныне. Россия должна стать демократической федеративной республикой (демократия — народная власть, федерация — союз мелких государств). Каждое отдельное государство в федеративной республике автономно и управляется само собой на одинаковых правах и интересах. Во главе правительства стоит Учредительное собрание, в промежутках — Президент, избираемый Учредительным собранием и Государственной думой на известный срок лет. Президент управляет через Совет Министров, ответственен перед Учредительным собранием и Государственной думой. Законодательная власть сосредоточена в руках только Государственной думы, которой принадлежит право контроля над правительством. Правом выборов пользуются все без различия происхождения, вероисповедания и пола. Выборы депутатов производятся прямым равным и тайным голосованием.[5] Условия того времени не позволил сохранить суверенный Казахстан, вследствие этого в программе появляются положения о федеративной, демократичной России, состоящей из управляемых автономий. При этом их национальная программа позволила консолидировать все национальности, проживавшие в то время в крае. Казахский народ получил реальную возможность достижения своей главной идеи – воссоздания национальной государственности. Однако развитие событий было прервано новым кризисом в российском обществе, который привел к установлению диктатуры большевиков. Наше поколение должно правильно оценить тот не всегда видный, но исключительно позитивный вклад казахской интеллигенции, который она внесла в становлении независимой государственности на сложном этапе нашей новой истории.Идеи независимости и демократии, благодаря опыту 1905-1906 гг. получили благодатную почву. На выборах во II Государственную Думу единомышленники Букейханова одержали победу почти во всех областях Казахстана. От Акмолинской области – Кощугулов, Уральской области – Каратаев, Тургайской области – Беремжанов, Семиреченской области – Тынышпаев, Семипалатинской области – Норакенов. Главная цель партии Алаш – создание автономной казахской государственности в составе России. «Россия должна стать демократической федеративной республикой. Каждое отдельное государство в федеративной республике автономно и управляется само собой на одинаковых правах и интересах», - подчеркивается в программе Алаша, опубликованной в газете «Казах». С самого начала своего существования «Алаш» выступал против всякого насилия. Лидеры партии стремились достичь независимости казахского общества законным, конституционным путем, посредством политической борьбы, направленной на пробуждение национального самосознания казахского народа. Они осуждали кровопролитие и насилие, именно этим можно объяснить их позицию в период национально - освободительного восстания 1916 года, рассматриваемую некоторыми исследователями как «предательство» ими интересов казахского народа. Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов и Миржакип Дулатов опубликовали в августе 1916 года письмо-обращение «Гражданам-Алаша», где призывали народные массы не сопротивляться приказу царского правительства о призыве на работу.На съезде, проходившем 5-13 декабря в Оренбурге, был принят проект программы партии «Алаш». Но впервые он был опубликован 21 ноября 1917 года в газете «Казах» и назывался «Алаш партиясынын программасын жобасы». Составителями были Букейханов, Дулатов, Гумаров, Турмухамедов, Жундибаев, Биримжанов – весь свет казахкой интеллигенции. Принимал участие в составлении программы и Акпаев – первый магистр казахских прав.
ЗаключениеТаким образом, можно сделать вывод, о том, что на протяжении всей российской колонизации, казахский народ боролся за независимость, за сохранении национального достоинства. Царская империя игнорировали интересы казахского народа, «Оная орда» для них был лишь национальной окраиной, богатой сырьевыми ресурсами. Тяжелая жизнь, постоянные налоги, удушающие репрессии, унесшие лучших сыновей Казахстан – все это давило на казахский народ, задевала их национальные чувства, и результат всего – вспышки, бунты, восстания. Поэтому нельзя не удивляться высокому чувству патриотизма казахского народа.Первую такую попытку предприняли в 1917 году лидеры « Алаш-Орды» Алихан Букейханов, Мыржакып Дулатов, Ахмет Байтурсынов и другие.Как бы то ни было,благое дело « Алаш-Орды» закончилось очень трагично.Этот горячий порыв молодых образованных представителей казахского национального духа не смог найти воплощение в жизнь в силу сложившихся в то время обстоятельств [1,с.290] Лидеры алашской интеллигенции последовательно стремились к двум целям: созданию автономной казахской государственности и сохранению межнационального согласия. Они стремились создать автономию вместе с русским населением. Большая заслуга алашского национального движения заключается в том, что оно не сопровождалось межнациональной рознью. Хотя интеллигенты середины ХIХ – начала ХХ вв. не успели создать казахскую государственность, они сумели утвердить культурную самостоятельность казахов как нации, а также приобрести политический опыт, нужный для упразднения государством. Тем самым они создали предпосылки становления казахской государственности, они были истинными борцами за независимость, но их представление о независимости отличались от взглядов Кенесары, Толе би, Абылай хана, те стремились создать независимость казахской земли, а алашордынцы стремились обеспечить независимость Казахстана в огромной зависимости от России. История никакому народу не предоставляла, тем более в одном столетии, дважды такого шанса; нам такая удача выпала, и теперь именно от нас зависит, какой будет наша дальнейшая судьба.
Литература1. Стратегическая программа «Казахстан-2030»2.Н.Назарбаев « В потоке истории»,1999 с.151, с.290.3.Первые лица государства: политические портреты, Алматы -2001г.,с.1764.Б.Г.Аяган, М.Д. Шаймерденова ,Новейшая история Казахстана, учебник для 9 класса, Алматы « Атамура» 2009,с.625. http партии Алаш п.1
Алаш-Орда: у истоков проекта казахской независимости
Автор :Шахманова Лана Булатовна Ученица 8 «а» школы №52Руководитель:Жаксимбетова Бибиганым АшимовнаУчитель истории
Город Караганда
Содержание
1.Вводная часть2.Основная часть3.Заключение4.Литература
Вводная частьНезависимость Казахстана - эточаяние предков и реальность потомковН. А. Назарбаев, “Казахстан-2030” Долгожданная и великая радость нашего народа-обретение независимости республикой. Этот путь был очень тернистым, сложным, на долю казахского народа выпало немало горя и бед, несмотря на эти невзгоды, народ смог выстоять и сохранить свою страну. Весь исторический опыт развития человеческой цивилизации свидетельствует, что изначальным из всех необходимых условий, в рамках которых осуществляется поступательный и устойчивый рост государства, является безопасность его нации и сохранение государственности. Мало завоевать свободу и независимость, их надо отстоять и закрепить, передать нашим потокам.[1]Тема моей работы: « Алаш-Орда: у истоков проекта казахской независимости»Гипотеза: история предоставила казахскому народу в течение одного века уникальные шансы воссоздания государственности. Это начало ХХ века и его конец. Наверное, немного государств в мире могут сказать такое о себе. Эти периоды в истории казахского народа в силу переломного характера времени занимают особое мнение. Осмысление начала ХХ способствуют пониманию современных проблем и становлению независимого государства. Но историю делают люди, и во многом судьба народа зависит от позиции и деятельности казахской национальной интеллигенции.Главной целью работы: является стремление обратиться к истокам казахской национальной идеи независимости, к её политическим предпосылкам, проследить путь развития становления казахской национальной государственности, проанализировать обстоятельства возникновения идеи борьбы за независимость в Казахстане, ее развитие и трансформацию в ходе истории нашей страны.
Основная часть
К великой чести казахской интеллигенции, она все эти годыпроявляла сдержанность и мудрость,не позволив выплеснуться эмоциям и призывам к оружию.поэтому удивления некоторых пессимистических экспертов,предрекавших серию кровавых конфликтов на территории Казахстанаобъясняется просто.Они не учитывали этого обстоятельства -историческойи социальной ответственности казахской интеллигенции ,которая выдержала экзамен на зрелость,устроенный волею судьбы на исходе столетияН. А. Назарбаев, «В потоке истории»[2,с.151]
Как и у многих других государств бывшего Советского Союза, корни современного Казахстана заложены в 1916 году. Падение монархии ознаменовалось резким ростом национального самосознания интеллигенции народов, населявших окраины бывшей империи. Народы испытавшие все негативные последствия революционных экспериментов над обществом, на своем горьком опыте знают, что такое резкая и где-то неоправданная ломка привычного уклада жизни. События в начале 20 века были не только всплеском народного самосознания в России, но и послужила толчком к зарождению и широкому распространению идей свободомыслия, демократии и национального самоопределения в периферийных областях империи. Заявила о себе и демократическая казахская интеллигенция. Получившая образование в передовых на тот период времени учебных заведениях России и ,следовательно «зараженная» вирусом свободного мышления, национальная элита все решительнее выражала народные чаяния и интересы.[3]Говоря об этом периоде, нельзя обойти стороной и последнее крупное национально-освободительное движение 1916 года, ставшее по существу, первым сигналом приближающихся крупных потрясений. Именно начало этого движения дало мощный импульс за свержение царизма, который стал понимать, что старые методы в удержании в повиновении национальных окраин уже не годятся. Появляются первые ростки демократического сознания- политические партии «Алаш», « Уш жуз», «Шура –и- ислами», в программах которых были провозглашены идеи казахской государственности на подлинно демократических началах. Организаторами партии « Алаш» стали Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Халел Досмухамедов и другие представитк\ели казахской интеллигенции либерально-демократического направления. В партию вошли также представители научной и творческой интеллигенции: М. Тынышпаев, М. Жумабаев,Ш.Кудайбердиев и другие.[4] Одной из главных задач своей деятельности они считали не только сохранение национальной самобытности казахского народа, воспитание национальных чувств, но и воссоздание казахской государственности в составе Российской империи. Новое поколение казахской интеллигенции стремилось к выражению общенациональных интересов, преодолению клановых, родовых предрассудков. Свержение царского режима и демократизация общественно-политической жизни в стране позволили организационно оформить движение «Алаш». Многие положения, в свое время выдвинутые руководителями партии «Алаш», сохраняют свое значение поныне. Россия должна стать демократической федеративной республикой (демократия — народная власть, федерация — союз мелких государств). Каждое отдельное государство в федеративной республике автономно и управляется само собой на одинаковых правах и интересах. Во главе правительства стоит Учредительное собрание, в промежутках — Президент, избираемый Учредительным собранием и Государственной думой на известный срок лет. Президент управляет через Совет Министров, ответственен перед Учредительным собранием и Государственной думой. Законодательная власть сосредоточена в руках только Государственной думы, которой принадлежит право контроля над правительством. Правом выборов пользуются все без различия происхождения, вероисповедания и пола. Выборы депутатов производятся прямым равным и тайным голосованием.[5] Условия того времени не позволил сохранить суверенный Казахстан, вследствие этого в программе появляются положения о федеративной, демократичной России, состоящей из управляемых автономий. При этом их национальная программа позволила консолидировать все национальности, проживавшие в то время в крае. Казахский народ получил реальную возможность достижения своей главной идеи – воссоздания национальной государственности. Однако развитие событий было прервано новым кризисом в российском обществе, который привел к установлению диктатуры большевиков. Наше поколение должно правильно оценить тот не всегда видный, но исключительно позитивный вклад казахской интеллигенции, который она внесла в становлении независимой государственности на сложном этапе нашей новой истории.Идеи независимости и демократии, благодаря опыту 1905-1906 гг. получили благодатную почву. На выборах во II Государственную Думу единомышленники Букейханова одержали победу почти во всех областях Казахстана. От Акмолинской области – Кощугулов, Уральской области – Каратаев, Тургайской области – Беремжанов, Семиреченской области – Тынышпаев, Семипалатинской области – Норакенов. Главная цель партии Алаш – создание автономной казахской государственности в составе России. «Россия должна стать демократической федеративной республикой. Каждое отдельное государство в федеративной республике автономно и управляется само собой на одинаковых правах и интересах», - подчеркивается в программе Алаша, опубликованной в газете «Казах». С самого начала своего существования «Алаш» выступал против всякого насилия. Лидеры партии стремились достичь независимости казахского общества законным, конституционным путем, посредством политической борьбы, направленной на пробуждение национального самосознания казахского народа. Они осуждали кровопролитие и насилие, именно этим можно объяснить их позицию в период национально - освободительного восстания 1916 года, рассматриваемую некоторыми исследователями как «предательство» ими интересов казахского народа. Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов и Миржакип Дулатов опубликовали в августе 1916 года письмо-обращение «Гражданам-Алаша», где призывали народные массы не сопротивляться приказу царского правительства о призыве на работу.На съезде, проходившем 5-13 декабря в Оренбурге, был принят проект программы партии «Алаш». Но впервые он был опубликован 21 ноября 1917 года в газете «Казах» и назывался «Алаш партиясынын программасын жобасы». Составителями были Букейханов, Дулатов, Гумаров, Турмухамедов, Жундибаев, Биримжанов – весь свет казахкой интеллигенции. Принимал участие в составлении программы и Акпаев – первый магистр казахских прав.
ЗаключениеТаким образом, можно сделать вывод, о том, что на протяжении всей российской колонизации, казахский народ боролся за независимость, за сохранении национального достоинства. Царская империя игнорировали интересы казахского народа, «Оная орда» для них был лишь национальной окраиной, богатой сырьевыми ресурсами. Тяжелая жизнь, постоянные налоги, удушающие репрессии, унесшие лучших сыновей Казахстан – все это давило на казахский народ, задевала их национальные чувства, и результат всего – вспышки, бунты, восстания. Поэтому нельзя не удивляться высокому чувству патриотизма казахского народа.Первую такую попытку предприняли в 1917 году лидеры « Алаш-Орды» Алихан Букейханов, Мыржакып Дулатов, Ахмет Байтурсынов и другие.Как бы то ни было,благое дело « Алаш-Орды» закончилось очень трагично.Этот горячий порыв молодых образованных представителей казахского национального духа не смог найти воплощение в жизнь в силу сложившихся в то время обстоятельств [1,с.290] Лидеры алашской интеллигенции последовательно стремились к двум целям: созданию автономной казахской государственности и сохранению межнационального согласия. Они стремились создать автономию вместе с русским населением. Большая заслуга алашского национального движения заключается в том, что оно не сопровождалось межнациональной рознью. Хотя интеллигенты середины ХIХ – начала ХХ вв. не успели создать казахскую государственность, они сумели утвердить культурную самостоятельность казахов как нации, а также приобрести политический опыт, нужный для упразднения государством. Тем самым они создали предпосылки становления казахской государственности, они были истинными борцами за независимость, но их представление о независимости отличались от взглядов Кенесары, Толе би, Абылай хана, те стремились создать независимость казахской земли, а алашордынцы стремились обеспечить независимость Казахстана в огромной зависимости от России. История никакому народу не предоставляла, тем более в одном столетии, дважды такого шанса; нам такая удача выпала, и теперь именно от нас зависит, какой будет наша дальнейшая судьба.
Литература1. Стратегическая программа «Казахстан-2030»2.Н.Назарбаев « В потоке истории»,1999 с.151, с.290.3.Первые лица государства: политические портреты, Алматы -2001г.,с.1764.Б.Г.Аяган, М.Д. Шаймерденова ,Новейшая история Казахстана, учебник для 9 класса, Алматы « Атамура» 2009,с.625. http партии Алаш п.1
Материал ұнаса әріптестеріңізбен бөлісіңіз
Ашық сабақ, ҚМЖ, көрнекілік, презентация
жариялап табыс табыңыз!
Материалдарыңызды сатып, ақша табыңыз.
(kaspi Gold, Halyk bank)