Материалдар / Алтынсарин - настоящий педагог
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Алтынсарин - настоящий педагог

Материал туралы қысқаша түсінік
К 180 летию великого педагога и просветителя Ы. Алтынсарина. Среди своих современников был известен также как ученый, этнограф, публицист и поэт.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
02 Қараша 2021
251
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

И. АЛТЫНСАРИН – НАСТОЯЩИЙ ПЕДАГОГ

АЙМАНОВА К.И.

Учитель истории и права, заместитель директора по научно- методической работе ГУ « Средняя общеобразовательная школа № 5 имени М. Ауэзова» Костанайская область, г Аркалык. Республика Казахстан

Аннотация

Бұл жинақта Ыбырай (Ибраһим) Алтынсарин - қазақ халқының көрнекті ұстазы және ағартушысы екендігі,сонымен қатар, қазақ даласындағы алғашқы орыс-қазақ зайырлы мектебінің, қазақ жазба әдебиетінің негізін қалаушылардың бірі екендігі айтылған. Ы.Алтынсарин орыс-қазақ мектептерінің оқушылары үшін екі оқулық жазып, «Қырғыз хрестоматиясы» және «Орыс тілін қырғыздарға үйретудің алғашқы нұсқаулығын»жасаушысы ретінде танылады. Замандастарының арасында ол ғалым, этнограф, публицист және ақын ретінде де танымал екендігі де келтірілген.

Жұмыстың мақсаты - Ы.Алтынсариннің қазақ халқы біліміне қосқан үлесін зерттей отырып, қазіргі заманауй ұстаздарға оның ізденіс жол еңбегін насихаттау, еңбегін үлгі ету.



Кілт сөздер

Ыбырай (Ибраһим) Алтынсарин, мұғалім, ағартушы, орыс-қазақ мектебінің негізін қалаушы

Annotation

In this collection,it is noted that Ibrai (Ibrahim) Altynsarin is an outstanding teacher and educator of the Kazakh people, as well as one of the founders of the first Russian - Kazakh secular school in the Kazakh steppe, Kazakh written literature. Y. Altynsarin has written two textbooks for students of Russian-Kazakh schools and is recognized as the creator of the Kyrgyz anthology and the first guide to teaching the Russian language to Kyrgyz people. Among his contemporaries, it is also noted that he is also known as a scientist, ethnographer, publicist and poet.

Working goal is to study the contribution of I. Altynsarin to the education of the Kazakh people, to promote his research work, to serve as an example for modern teachers.


Keywords


Ibrai (Ibrahim) Altynsarin, teacher, educator, founder, Russian-Kazakh school



               Лишь знанием жив человек,

               Лишь знанием движется век!

               Лишь знание – светоч сердец

     Развитие педагогической мысли на казахской земле началось с VII века. По мере его накопления и углубления, роста образованности общества ученые стали размышлять о вселенной, о человеке, о связанности и целостном взаимодействии людей и природы. Эти две тенденции – практика и философия – определили первоначальное направление образования в различных культурах и цивилизациях.

Значительную роль в просвещении казахского народа принадлежит выдающемуся педагогу И. Алтынсарину. Он оставил глубокий след в истории просвещения и становления национальной школы. С самого детства Ибрай проявлял сильную тягу к знаниям и самообразованию. Неиссякаемая жажда знаний, стремление принести как можно больше пользы своему народу стали жизненным кредо Ибрая. По характеру он был скромным и трудолюбивым человеком. Много читал, стараясь познать как можно больше из достижений других народов. Приобретенные знания старался передать своим соплеменникам.

В 1857 году окончил школу при Оренбругской пограничной комиссии с золотой медалью. Позднее народный просветитель продолжал активно заниматься самообразованием. Изучал произведения классиков мировой литературы. В результате систематической самоподготовки он стал высокообразованным человеком своего времени. Глубокое изучение истории и состояния педагогики позволило ему стать выдающимся просветителем.  .

     Педагог Ибрай Алтынсарин свою практическую деятельность сочетал с широкой пропагандой идей просвещения, культуры, прогресса, приобщения казахского народа к культуре и науке русского народа. Он страстно желал видеть казахский народ в ряду цивилизованных народов. По мнению И. Алтынсарина, для достижения этой цели, прежде всего, необходима коренная перестройка всего уклада патриархально-родового строя. Образование он рассматривал не как самоцель, а как средство и как оружие, необходимое для молодежи в активной борьбе за преобразование социальной среды.

    Образовательные задачи И. Алтынсарин связывает с потребностями жизни, с потребностями народных масс. Он считает, что школа должна давать реальные знания, которые бы обеспечивали достижения цели умственного развития и нравственного усовершенствования личности обучаемого. Ибрай отмечал, что «школы- это главные пружины образования» казахов.  Также ученый считает, что задача школы настолько многогранна, что порою в его указаниях учителям стираются обычные границы школьно-учебного процесса и внеклассной работы.

Он мечтал об открытии светских школ для детей соплеменников. Зная, что учебная и научная литература светского характера имеется в русских школах, он выступал за получение образования именно через русский язык. И.Алтынсарина автор учебников родного и русского языков для казахских детей. И.Алтынсарин был последовательным сторонником идей просвещения. Ибрай Алтынсарин был одним из тех, кто приобщил казахскую степь к миру  высоких культурных ценностей.    Мыслитель считает, что важным этапом на пути к овладению знаниями является первоначальное обучение. Это та незаметная тропинка, которая ведет к столбовой дороге науки. Самые азы образования должны начаться не только с овладения грамотой, а прежде всего с воспитания лучших человеческих качеств. Ы. Алтынсарин утверждал, что профессия педагога - одна из самых замечательных, но в, то, же время – одна из самых трудных.

С именем И. Алтынсарина связано и начало организации женского образования в Казахстане. При его поддержке открылось несколько школ для девушек с интернатами. По мнению просветителя, школа – это ключ подлинному просвещению народа.

И. Алтынсарин вводит учебные предметы: география, черчение, история, арифметика, естествознание, закон божий, знакомит с грамматикой русского языка. Обучение велось по руководству И. Алтынсарина и К.Д. Ушинского.

Разработал каким должно быть оборудование в школе: удобная мебель, складная классная доска, 2 или 4 низких стола, сундук для хранения книг и письменных принадлежностей. Считал, что школа должна давать знания, обеспечивающие достижения целей ( умственная, нравственная, совершенствования ребенка). А учитель должен пользоваться методической литературой, педагогическими журналами, при школе должна быть библиотека с полным комплектом наглядных пособий. Упражнения это основа устной и письменной речи.

Тургайское областное правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в г Тургае, куда его назначили учителем русского языка. По инициативе  И. Алтынсарина  в 1864 году открыты школы  с обучением  на родном языке.  Разъяснительная работа, проведенная им , стала давать свои плоды. Народный просветитель по этому поводу восторженно писал: « Как голодный волк на барана, взялся я горячо за учение детей,,, мальчики эти за какие то три месяца выучились читать и писать». В период подготовки к строительству , работая переводчиком у коменданта укрепления, Алтынсарин привез из аула четырех мальчиков и обучал их у себя на дому русскому языку. Записались на учебу 14 мальчиков. Через некоторое время поступило еще двое мальчиков. При школе был создан интернат, в котором дети содержались за счет сбора средств с населения.

А 16 марта 1864 года в письме к Н.И. Ильминскому он уже сообщал: … взялся я горячо за учение детей, и, крайнему моему удовольствию, мальчики эти в течение каких – ни будь трех месяцев выучились читать и даже писать по русский и по татарский »

Так началась просветительская деятельность Ибрая Алтынсарина. Просветительская деятельность Алтынсарина позволяет убедится в том, насколько решающим было влияние передовой демократической культуры великого русского народа, увидеть, как она преломлялась в творчестве казахского мыслителя, как Алтынсарин развивал дальше самобытную культуру родного народа, усваивал прогрессивные элементы культуры народов Востока.

Выдающаяся историческая заслуга Алтынсарина заключается в том, что по его инициативе при самом непосредственном его участии была создана в Казахстане сеть народных светских школ. Он ввел преподавание казахского языка в этих школах, боролся и против насильственной русификации и проникновения в них влияния реакционного мусульманского духовенства. Всю свою жизнь Алтынсарин посвятил просвещению родного народа. «Народ казахский сам по себе представляет благодатную почву для образования»,— писал он.

Алтынсарину как просветителю присущ культ знания и вера во все спасительность знания для развития общества и каждой человеческой индивидуальности. Современники, следившие за литературной деятельностью Ибрая Алтынсарина, уже при жизни смогли оценить, насколько она отвечает потребностям народа. В числе заслуг помимо собственного литературного творчества - составление хрестоматии на родном языке,  которые назывались «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» и «Киргизская хрестоматия»

В 1879 году Алтынсарин получил назначение на должность инспектора школ Тургайской области. Вступив в должность он сразу же приступил к открытию новых школ. Прежде всего он решил открыть по одному центральному училищу во всех уездных городах области. С этой целью он ездил по аулам Тургайской области, собирая с населения средства, а затем открыл по одному двухклассную русско- казахских училищ. Много сил и энергии он потратил на открытие ремесленных и сельскохозяйственных училищ. Народный просветитель вел разъяснительную работу среди земляков о роли и пользе железных дорог, электричества, земледельческого труда, телеграфа и различных ремесел.

Он настойчиво призывал местную молодежь обучатся ремеслам.

Лично участвовал в обучении навыкам обращения с новыми машинами, способами лечения животных и борьбы с вредными насекомыми.

Схема 1.


Деятельность И. Алтынсарина по обучению молодежи новым специальностям и достижениям



Shape4 Shape3 Shape2 Shape1


Открытие ремесленных и сельскохозяйственных школ

Обучение молодежи кожевенным, мыловаренным, маслодельным, гончарным, столярным, слесарным специальностям.

Поиск учебных пособий по ремеслам, садоводству, скотоводству и земледелию

Приобщение к навыкам обращения с машинами, способами лечения животных и борьбы с вредными насекомыми















Как образованный человек, И. Алтынсарин видел значение прогресса для казахов.

Среди своих современников был известен также как ученый, этнограф, публицист и поэт. Он являлся действительным членом Оренбургского отдела Русского географического общества. При жизни опубликовал ряд научных статей в журналах и газетах. Своими произведениями он широко пропагандировал образование и науку, осуждал невежество. Призывая молодежь к просвещению, он ставил в пример культурную жизнь других народов, их достижения в науке, образовании, технике и искусстве.

Многие из последователей И.Алтынсарина называли его казахским Ломоносовым. Именем Ибрая Алтынсарина названа Казахская Академия образования, постановлением Министерства культуры Казахской ССР учреждена медаль имени Ибрая Алтынсарина, во всех городах Казахстана есть улицы, названные его именем. На родине И.Алтынсарина в Кустанайской области существует Алтынсаринский район и одно из сел области названо именем И. Алтынсарина.

Таким образом, изучая педагогическое наследие казахского просветителя ,поражаешься, что педагогические идеи высказанные почти 150 лет назад, актуальны и на сегодняшний день , особенно сейчас, в условиях обновления содержания образования, Думал ли ИбрайАлтынсарин , что образование шагнет так вперёд, он терял свое здоровье потратил почти всю свою жизнь, чтобы увидеть свой народ образованным. И сейчас можно уверенно сказать что свою трудовую жизнь он прожил не зря. Люди через года пронесли память, благодарность перед его заслугами.






















Список использованной литературы:


1. Алтынсарин, И. Собр. соч. в 3-х томах: Т.1. - Алма-Ата, 1975. – [с 7-10; с 14-18; с 28-30;]

2. Алтынсарин, И. Собр. Соч. в 3-х томах: Т.2. - Алма-Ата, 1976. -  [с 220-230], [ c 256-260; c 265-270]

3.Ситдыков, А.С. Педагогические идеи и просветительская деятельность И. Алтынсарина. - Алма-Ата: Мектеп, 1968. – [147- 148 с.]

4. З.Е.Кабульдинов, А.Т. Кайыпбаева. История Казахстана.

Алматы. Атамұра,2015 [с 252-254]

5. Джумагулов, К.Т. Ибрай Алтынсарин и развитие культуры казахского народа. - Алма-Ата. - 1984. - 204 с.




Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!