Анализ технологий формирования
исследовательских умений при изучений специальных
дисциплин
Преподаватель
специальных
дисциплин: Ябыков
Е.С
В условиях нестабильного социально-экономического
состояния в Республике Казахстан появилась необходимость и
потребность в улучшении профессиональной подготовки специалиста.
Обществу требуются люди, способные творчески подходить к решению
любых задач, способные сравнивать, анализировать, исследовать,
умеющие находить выход из нестандартных ситуаций. В полной мере это
относится и к подготовке педагогических кадров. Процесс социально
значимых преобразований в обществе, безусловно, зависит и от
преподавателя.
В соответствии с новыми общественными
потребностями возникла необходимость осуществления поиска новых
путей развития творческой личности преподавателя. Одним из путей
такого развития является исследовательская деятельность.
«Исследовательский элемент был,- как утверждает В.И. Загвязинский,
- есть и, как мы полагаем, еще в большей степени будет важнейшим
элементом практической педагогической деятельности». Преподаватель,
владеющий профессиональными исследовательскими умениями и навыками,
способный активно и независимо мыслить, умеющий творчески решать
различные педагогические задачи, искать новые варианты решений
педагогических ситуаций, сможет организовать процесс обучения на
должном уровне, отвечающем требованиям современного
общества.
В.И. Загвязинский отмечает: «Быть
педагогом-исследователем - значит уметь находить новое в
педагогических явлениях, выявлять в них скрытые связи и
закономерности. Для этого необходимы и общая культура, и
профессиональные умения, и определенный опыт учебно-воспитательной
работы, и некоторые специальные знания, умения. Требуется, в
частности, умение наблюдать, анализировать и обобщать явления,
выделять главное, умение по немногим признакам предвидеть развитие
явления, видеть альтернативу очевидному, напрашивающемуся решению,
соединять точный расчет с фантазией и догадкой и многое другое»
.
4 Особая роль, на наш взгляд, в подготовке таких
преподавателей отводится преподавателю специальных дисциплин.
Именно специфика содержания занятий по этому профилю позволяет в
полной мере решить проблему подготовки
преподавателей-исследователей.
Определенные подходы к решению этих вопросов
рассмотрены в работах В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, В.И.
Загвязинского, В.И. Журавлева, Н.В. Кузьминой, В.В. Краевского,
М.Н. Скаткина, В.И. Сластенина и
др.
Однако преподаватель не всегда используют
методические рекомендации по организации исследовательской работы
учащихся на занятиях, а ведь именно в школьном возрасте, по мнению
психологов, у детей появляется склонность к рассуждению,
самостоятельность в поисках решений, т.е. зарождаются необходимые
задатки для формирования исследовательских качеств
личности.
В педагогической науке рассматривались вопросы
формирования исследовательских умений у учащихся школ. Данную
проблему разрабатывали В.И. Андреев, В.П. Бударкевич, А.Г. Иодко и
др. В.И. Андреевым определены дидактические условия развития
исследовательских способностей старшеклассников на уроках физики,
показаны границы применения исследовательского метода в процессе
обучения. В.П. Бударкевич показал в своей работе пути, условия и
средства формирования исследовательских умений в трудовой
подготовке учащихся старших классов. А.Г. Иодко определены умения
исследовательской деятельности учащихся на занятиях
химии.
Проблему формирования исследовательских умений у
учащихся педагогических училищ изучала О.И. Митрош. Ее работа
направлена на выявление сущности, условий и методов эффективного
формирования у учащихся педагогических училищ исследовательских
умений.
Несмотря на разработанные рекомендации по
формированию исследовательских умений учащихся, преподаватели
специальных дисциплин не всегда используют их в практике. Одна из
причин этого кроется в недостаточной подготовленности
преподавателей к использованию имеющихся методик. Для того, чтобы
эффективно организовать и провести исследовательскую работу с
учащимися, необходимо будущих педагогов готовить к этой
деятельности еще при обучении в вузе. Следует формировать у них
исследовательские умения и навыки.
Данной проблеме посвящены труды СП. Арсеновой,
Е.И. Барчук, И.Ю. Ерофеевой, В.Н. Литовченко, Г.В. Пурванецкене и
др. В работе И.Ю. Ерофеевой раскрыта структура исследовательских
умений, выявлены условия их успешного формирования у будущих
воспитателей детского сада. В.Н. Литовченко определены структура,
критерии, уровни и пути формирования общенаучных исследовательских
умений студентов педагогических специальностей. Е.И. Барчук
проводит в своем исследовании анализ процесса формирования
исследовательских умений в лабораторном практикуме в высшей
школе.
Однако в работах указанных авторов недостаточно
полно рассматривались вопросы, связанные с формированием
исследовательских умений и навыков у будущих преподавателей в
процессе их профессиональной
подготовки.
Несмотря на наличие значительного числа
публикаций, посвященных проблеме организации исследовательской
деятельности студентов, глубокую теоретическую разработку проблем
обучения, в существующей теории и практике образования нет
специальных работ, рассматривающих феномен «формирования
исследовательских умений и навыков студентов», не разработаны
дидактические основы процесса формирования исследовательских умений
и навыков у студентов.
Таким образом, налицо
существенное противоречие
между
педагогической необходимостью формирования исследовательских умений
и навыков у студентов в учебно-познавательной деятельности как
условия подготовки специалиста к осуществлению этой работы в
профессиональной деятельности, с одной стороны, и недостаточно
разработанными дидактическими основами осуществления преподавателем
вуза этого процесса в педагогической теории и практике, с
другой.