Материалдар / Анализ технологий формирования исследовательских умений при изучений специальных дисциплин
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Анализ технологий формирования исследовательских умений при изучений специальных дисциплин

Материал туралы қысқаша түсінік
Жалпы материалдың мазмұны жас мұғалімдерге арналған.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
03 Наурыз 2021
170
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Анализ технологий формирования исследовательских умений при изучений специальных дисциплин

Преподаватель специальных

дисциплин: Ябыков Е.С

В условиях нестабильного социально-экономического состояния в Республике Казахстан появилась необходимость и потребность в улучшении профессиональной подготовки специалиста. Обществу требуются люди, способные творчески подходить к решению любых задач, способные сравнивать, анализировать, исследовать, умеющие находить выход из нестандартных ситуаций. В полной мере это относится и к подготовке педагогических кадров. Процесс социально значимых преобразований в обществе, безусловно, зависит и от преподавателя.

В соответствии с новыми общественными потребностями возникла необходимость осуществления поиска новых путей развития творческой личности преподавателя. Одним из путей такого развития является исследовательская деятельность. «Исследовательский элемент был,- как утверждает В.И. Загвязинский, - есть и, как мы полагаем, еще в большей степени будет важнейшим элементом практической педагогической деятельности». Преподаватель, владеющий профессиональными исследовательскими умениями и навыками, способный активно и независимо мыслить, умеющий творчески решать различные педагогические задачи, искать новые варианты решений педагогических ситуаций, сможет организовать процесс обучения на должном уровне, отвечающем требованиям современного общества.

В.И. Загвязинский отмечает: «Быть педагогом-исследователем - значит уметь находить новое в педагогических явлениях, выявлять в них скрытые связи и закономерности. Для этого необходимы и общая культура, и профессиональные умения, и определенный опыт учебно-воспитательной работы, и некоторые специальные знания, умения. Требуется, в частности, умение наблюдать, анализировать и обобщать явления, выделять главное, умение по немногим признакам предвидеть развитие явления, видеть альтернативу очевидному, напрашивающемуся решению, соединять точный расчет с фантазией и догадкой и многое другое» .

4 Особая роль, на наш взгляд, в подготовке таких преподавателей отводится преподавателю специальных дисциплин. Именно специфика содержания занятий по этому профилю позволяет в полной мере решить проблему подготовки преподавателей-исследователей.

Определенные подходы к решению этих вопросов рассмотрены в работах В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, В.И. Журавлева, Н.В. Кузьминой, В.В. Краевского, М.Н. Скаткина, В.И. Сластенина и др.

Однако преподаватель не всегда используют методические рекомендации по организации исследовательской работы учащихся на занятиях, а ведь именно в школьном возрасте, по мнению психологов, у детей появляется склонность к рассуждению, самостоятельность в поисках решений, т.е. зарождаются необходимые задатки для формирования исследовательских качеств личности.

В педагогической науке рассматривались вопросы формирования исследовательских умений у учащихся школ. Данную проблему разрабатывали В.И. Андреев, В.П. Бударкевич, А.Г. Иодко и др. В.И. Андреевым определены дидактические условия развития исследовательских способностей старшеклассников на уроках физики, показаны границы применения исследовательского метода в процессе обучения. В.П. Бударкевич показал в своей работе пути, условия и средства формирования исследовательских умений в трудовой подготовке учащихся старших классов. А.Г. Иодко определены умения исследовательской деятельности учащихся на занятиях химии.

Проблему формирования исследовательских умений у учащихся педагогических училищ изучала О.И. Митрош. Ее работа направлена на выявление сущности, условий и методов эффективного формирования у учащихся педагогических училищ исследовательских умений.

Несмотря на разработанные рекомендации по формированию исследовательских умений учащихся, преподаватели специальных дисциплин не всегда используют их в практике. Одна из причин этого кроется в недостаточной подготовленности преподавателей к использованию имеющихся методик. Для того, чтобы эффективно организовать и провести исследовательскую работу с учащимися, необходимо будущих педагогов готовить к этой деятельности еще при обучении в вузе. Следует формировать у них исследовательские умения и навыки.

Данной проблеме посвящены труды СП. Арсеновой, Е.И. Барчук, И.Ю. Ерофеевой, В.Н. Литовченко, Г.В. Пурванецкене и др. В работе И.Ю. Ерофеевой раскрыта структура исследовательских умений, выявлены условия их успешного формирования у будущих воспитателей детского сада. В.Н. Литовченко определены структура, критерии, уровни и пути формирования общенаучных исследовательских умений студентов педагогических специальностей. Е.И. Барчук проводит в своем исследовании анализ процесса формирования исследовательских умений в лабораторном практикуме в высшей школе.

Однако в работах указанных авторов недостаточно полно рассматривались вопросы, связанные с формированием исследовательских умений и навыков у будущих преподавателей в процессе их профессиональной подготовки.

Несмотря на наличие значительного числа публикаций, посвященных проблеме организации исследовательской деятельности студентов, глубокую теоретическую разработку проблем обучения, в существующей теории и практике образования нет специальных работ, рассматривающих феномен «формирования исследовательских умений и навыков студентов», не разработаны дидактические основы процесса формирования исследовательских умений и навыков у студентов.

Таким образом, налицо существенное  противоречие  между педагогической необходимостью формирования исследовательских умений и навыков у студентов в учебно-познавательной деятельности как условия подготовки специалиста к осуществлению этой работы в профессиональной деятельности, с одной стороны, и недостаточно разработанными дидактическими основами осуществления преподавателем вуза этого процесса в педагогической теории и практике, с другой.



Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!