«Специальный детский сад
«Аққу»
отдела образования города
Темиртау
управление
образование
Карагандинской
области
Педагог-дефектолог:Зиядина
А.С.
Кинезиологические упражнения для развития
межполушарного взаимодействия (мозолистого
тела)
Упражнения развивают мозолистое
тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют
работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют
улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и
письма. Упражнения необходимо проводить ежедневно в
течение 6-8 недель по 15-20 минут в день. Для постепенного
усложнения упражнений можно использовать:
-
ускорение темпа выполнения,
-
выполнение упражнений с легко прикушенным языком
и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного
контроля),
-
подключение движений глаз и языка к движениям
рук,
-
подключение дыхательных упражнений и метода
визуализации.
-
«Уши». Цель: энергетизация мозга.
Мягко расправить и растянуть одноименной рукой
внешний край каждого уха в направлении вверх – наружу от верхней
части к мочке уха 5 раз. Помассировать ушную
раковину.
-
«Колечко». Цель: развитие межполушарного взаимодействия
(мозолистого тела). Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы
рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно
указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от
указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к
указательному пальцу) порядке. В начале движения выполняются каждой
рукой отдельно, затем вместе.
-
«Кулак-ребро-ладонь». Цель: развитие межполушарного взаимодействия
(мозолистого тела), произвольности и
самоконтроля. Ребенку показывают три положения руки на
плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на
плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола,
распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет движения
вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений
моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой,
потом левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях в
выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами
(«кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про
себя.
-
«Лезгинка». Цель: развитие межполушарного взаимодействия
(мозолистого тела), произвольности и
самоконтроля. Ребенок складывает левую руку в кулак, большой
палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе.
Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается
к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и
левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой
скорости смены положений.
-
«Лягушка. Цель: развитие межполушарного взаимодействия
(мозолистого тела), произвольности и
самоконтроля. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак,
другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и
разнонаправленно менять положение рук.
-
«Замок». Цель: развитие межполушарного взаимодействия
(мозолистого тела), произвольности и
самоконтроля. Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить
пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который
укажет инструктор. Палец должен двигаться точно и четко.
Нежелательно допускать движения соседних пальцев. Прикасаться к
пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все
пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в
парах.
-
«Ухо-нос». Цель: развитие межполушарного взаимодействия
(мозолистого тела), произвольности и
самоконтроля. Ребенку предлагают левой рукой взяться за кончик
носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно
отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с
точностью до наоборот».
-
«Зеркальное рисование».
Цель: развитие межполушарного взаимодействия
(мозолистого тела), произвольности и самоконтроля, элиминация
зеркального восприятия. Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе
руки по карандашу или фломастеру. Необходимо рисовать одновременно
обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении
этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки.
Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно
увеличится эффективность работы всего мозга.
-
Дыхательные упражнения.
Цель: активизация работы стволовых отделов
мозга, ритмирование правого полушария, энергетизация
мозга.
1-ый вариант. Вдох, пауза, выдох, пауза. При выполнении
дыхательных упражнений более эффективно дополнительно использовать
образное представление (визуализация), т.е. подключать правое
полушарие. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого
шарика, расположенного в животе, соответственно надувающегося и
сдувающегося в ритме дыхания. При вдохе губы вытягиваются трубочкой
и с шумом «пьют» воздух.
2-ой вариант. Дыхание только через левую, а потом только через
правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют
большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для
закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание
медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует
работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и
релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу
левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных
задач.
З-ий вариант. Глубоко вдохнуть. Пауза. На выдохе произносить
звуки: пф-пф-пф-пф-пф. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: р-р-р-р.
Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: з-з-з-з. Пауза. Вдох. Пауза. На
выдохе: ж-ж-ж-ж. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе:
мо-ме-мэ-му.
-
Глазодвигательные
упражнения. Цель: развитие межполушарного взаимодействия
(мозолистого тела), формирование вектора сканирования
пространства.
1-ый вариант. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед
собой. Необходимо отрабатывать движения глаз по четырем основным
(вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным
направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из
движений делается сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на
расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Движения совершаются
в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних
положениях; причем удержание должно быть равным по длительности
предшествующему движению. При отработке глазодвигательных
упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется
использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т.д.
Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит "соскальзывание"
взгляда, следует уделить дополнительное внимание, "прорисовывая" их
несколько раз, пока удержание не станет
устойчивым.
2-ой вариант. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед
собой. Отрабатывать движения глаз по четырем основным (вверх, вниз,
направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по
диагоналям); сведение глаз к центру. Движения глаз необходимо
совмещать с дыханием. На фазе глубокого вдоха необходимо сделать
движения глазами, затем удержать глаза в крайнем латеральном
положении на фазе задержки дыхания. Возврат в исходное положение
сопровождается пассивным выдохом. Упражнения можно выполнять с
легко прикушенным языком или плотно сжатыми
челюстями.
Антистрессовый кинезиологический комплекс
упражнений для воспитателей, родителей и
детей
Учитывая, что стресс является
психофизиологическим состоянием, сопровождающимся нарушением
межполушарного взаимодействия и нейрогуморальной регуляции,
элиминировать его последствия возможно при помощи комплекса
кинезиологических упражнений. Кинезиологический комплекс
рекомендуется выполнять ежедневно в течение 6-8 недель по 15-20
минут в день. Упражнения следует выполнять сидя.
Иногда для экстренной помощи при стрессе достаточно
выполнения одного упражнения, например, «Фронтально-акцепитальной
коррекции», «Дыхательного упражнения Эверли» или
«Постукивания».
-
«Фронтально-акцепитальная (лобно-затылочная)
коррекция». Цель: активизация стволовых структур мозга и
межполушарного взаимодействия, ритмирование правого полушария,
энергетизация мозга, визуализация позитивной
ситуации. Одну ладонь расположить на затылке, другую
положить на лоб. Закрыть глаза и подумать о любой негативной
ситуации. Сделать глубокий «вдох-пауза-выдох-пауза». Мысленно
представить себе ситуацию еще раз, но только в положительном
аспекте. Обдумать и осознать то, как можно было бы данную проблему
разрешить. После появления синхронной «пульсации» между затылочной
и лобной частью самокоррекция завершается глубоким
«вдохом-паузой-выдохом-паузой». Упражнение выполнять от 30 секунд
до 10 минут до возникновения синхронной пульсации в
ладонях.
-
«Растяжка ахиллова
сухожилия». Цель: снятие рефлекса защиты ахиллова
сухожилия.
1–ый вариант. Легко ущипнуть одноименными руками оба ахиллова
сухожилия (над пяткой), затем подколенные сухожилия. Мягко
погладить их несколько раз, «сбрасывая» в стороны и
наружу.
2-ой вариант. Стоя, держаться руками за спинку стула.
Расположить одну ногу впереди корпуса тела, а другую сзади. Делать
выпады на колено ноги, выставленной вперед. Нога, расположенная
сзади должна быть прямой. Корпус держать прямо. Повторить тоже для
другой ноги.
3-ий вариант. В
позиции сидя, положите лодыжку на другое колено. Найдите руками
напряженные места в икроножной мышце и, придерживая их, сгибайте и
разгибайте стопу. Повторите тоже для другой ноги.
-
«Маятник». Цель: снятие рефлекса периферического зрения,
ритмирование правого полушария, активизация стволовых структур
мозга и межполушарного взаимодействия, энергетизация
мозга. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед
собой. Необходимо отрабатывать движения глазами по четырем основным
(вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным
направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Движения глаз
необходимо совмещать с дыханием. На фазе глубокого вдоха делайте
движения глазами, затем удерживайте глаза в крайнем латеральном
положении на фазе задержки дыхания. Возврат в исходное положение
сопровождайте пассивным выдохом. Упражнение выполняйте с
подключением однонаправленных движений языка (глаза и язык вправо –
вдох, пауза, в исходное положение – выдох, пауза, глаза и язык
влево – вдох, пауза, в исходное положение – выдох, пауза и
т.д.).
-
«Постукивание». Цель: энергетизация мозга, активизация
нейрогуморальной регуляции. Сделайте массаж в области вилочковой железы (на
грудине) в форме легкого постукивания 10-20 раз круговыми
движениями слева направо.
-
Дыхательное упражнение.
Цель: активизация работы стволовых отделов
мозга, ритмирование правого полушария, энергетизация
мозга. Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим
пальцем. Сделать выдох спокойно, не торопясь, сжать кулак с
усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделать вдох.
Упражнение повторить 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми
глазами удваивает эффект. Упражнение так же помогает в точном
запоминании важной и сложной информации.
-
Дыхательное упражнение Эверли (Everly
G.S.). Цель: активизация работы стволовых отделов
мозга, ритмирование правого полушария, энергетизация мозга, снятие
мышечного напряжения, ликвидация ощущения тревоги, снижение частоты
сердечных сокращений. Регулярное систематичное (1-2 недели) выполнение
данного упражнения сформирует своего рода антистрессовую установку.
Последующие стрессовые ситуации будут переживаться более спокойно и
менее разрушительно для Вас. Закрыть глаза, положить левую руку на
пупок, а правую руку сверху так, как Вам удобно. Вообразить внутри
себя надувной резиновый шарик (визуализация). На вдохе
представлять, как воздух входит через нос, идет вниз и надувает
шарик. По мере заполнения шарика воздухом руки будут подниматься
вверх. Надувание шарика в области живота, должно переходить в
среднюю и верхнюю часть грудной клетки. Продолжительность вдоха
должна составлять 2 секунды. По мере совершенствования навыка ее
можно увеличить до 3 секунд. Задержать дыхание (не более 2 секунд).
Повторять про себя фразу: «Мое тело спокойно». Медленно начать
выдох. Продолжать повторять про себя фразу: «Мое тело спокойно».
Продолжительность выдоха должна длиться не менее 3-4 секунд.
Повторить это четырехфазовое упражнение не более 3-5 раз. При
головокружении необходимо прекратить упражнение, а в следующий раз
сократить продолжительность вдоха, паузы и выдоха. Упражнение можно
выполнять утром, днем и вечером, а также в стрессовой
ситуации.
-
Методика стирания стрессовой информации из
памяти (визуализация). Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза.
Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши,
стирательную резинку. Мысленно нарисуйте на листе негативную
ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная
картинка, образная ассоциация, символ и т.д. Мысленно возьмите
стирательную резинку и начинайте последовательно «стирать» с листа
бумаги созданную негативную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока с
листа не исчезнет картинка. Откройте глаза. Произведите проверку.
Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если
картинка не исчезла, снова возьмите стирательную резинку и
«стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время
методику можно повторить.
В результате выполнения антистрессовых упражнений
восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется
нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой
ситуации и постепенный психофизиологический выход из
нее.