Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
А.П.Чехов. Рассказ «О любви»
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Тема урока: Внеклассное чтение. А.П.Чехов.
Рассказ «О любви»
Цель урока:
познакомить с содержанием рассказа «О любви»
Задачи урока:
– расширить представление обучающихся о творчестве А.П. Чехова;
проследить за мыслями, чувствами и поступками Алёхина и Анны
Алексеевны, попытаться понять причину их несчастья; выявить
философский смысл того, какую роль могут сыграть сомнения в
человеческой жизни;
– способствовать развитию навыков выразительного чтения, анализа
текста; – способствовать воспитанию чуткого отношения к любви,
способности понимать переживания другого человека, интереса к
творчеству писателя.
Наглядность: портрет А.П. Чехова, тест по творчеству
писателя.
Ход урока
I
Организационный этап
II
Актуализация знаний о творчестве
Чехова.
Тест по творчеству Чехова
III Введение в тему урока
Эпиграфы к уроку:
Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно,
красиво.
А.П.Чехов
Не
гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.
Пифагор
Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто
осмысленное, из несчастья делает счастье.
Л.Н.Толстой
Слово учителя: Сегодня мы будем говорить о рассказе А.П.Чехова «О любви». У Чехова есть много произведений и о любви. Какие пленительные женские образы рисовал он в рассказах «Дама с собачкой», «Жена» и др. В рассказах Чехова о любви проявилась еще одна особенность его как писателя-рассказчика – психологизм (записать определение в тетради: полное, подробное и глубокое изображение чувств и эмоций, мыслей и переживаний литературного героя). А. П. Чехов стремится в своих рассказах проследить динамику человеческой души в разных ее проявлениях и во всей ее глубине. Его интересует обыденная, каждодневная жизнь обыкновенных людей. Но ведь обыденность и «творит личность», и Чехов стремится обратить внимание читателя на отдельные дни и часы «маленького» обывательского существования, осмыслить их и помочь человеку жить осознанно. Особого внимания, по мнению писателя, достойна душа влюбленного человека, ведь именно «влюблённость указывает человеку, каким он должен быть», «только влюбленный имеет право на звание человека». А в рассказе «О любви» устами главного героя Чехов скажет: «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель, или не нужно рассуждать вовсе».
IV
Сообщение подготовленного обучающегося о
рассказе
Рассказ «О любви» был опубликован в 1898 году в
журнале «Русская мысль» вместе с рассказами «Человек в футляре» и
«Крыжовник». Эти три рассказа составили цикл, который получил
название «Маленькие трилогия» или «Трилогия о «футлярной
жизни».Рассказы объединены общей проблемой: человек и
обстоятельства, его мечты и возможность их реализации в реальной
жизни. Чехов представляет различные варианты «футляров», в которые
персонажи добровольно заточают себя. В рассказе «Человек в футляре»
герой, учитель Беликов, защищает модель общественных отношений,
исключающую свободное проявление чувств и эмоций. Он живет по
принципу: «Как бы чего не вышло». Смерть Беликова приводит его к
идеалу: гроб, в котором он кажется довольным, - долгожданный, самый
надежный футляр, позволяющий спрятаться от
жизни.
Герой рассказа «Крыжовник» заключает себя в
футляр мелких чувств и интересов, футляр прошлого, никчемного
существования. Верхом мечтаний оказывается крыжовник, выращенный на
собственном участке и удовлетворяющий физиологическую потребность
героя в еде. В конце он теряет человеческий облик и становится
похожим на свинью.
Заключительный рассказ трилогии «О любви»
повествует о самом страшном футляре. Любящие друг друга люди даже
себе не могут признаться в своих чувствах. Жизнь превращается в
мучение, зато соблюдены общественные
приличия.
V
Беседа по рассказу «О
любви»
–
Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни в
Софьине?
(Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я
белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». То есть Алёхину
чуждо занятие сельским хозяйством. Однако он вынужден заниматься
имением, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это
вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения»,
«скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу
перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от
культурных привычек, но и о его духовном
падении.)
– О
чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной
Алексеевной?
(Он сразу почувствовал в ней «существо
близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза
я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде
у моей матери».)
–
Как развивались отношения между героями?
(Во время второй встречи, почти через полгода,
у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна
признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу. Каждая
встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то
нового, необыкновенного и важного» для героя
рассказа.)
–
Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну?
(Герой задаёт себе бесчисленное множество
вопросов, которые, с его точки зрения оправдывают его: «К чему
может повести наша любовь?», «Честно ли это?», «Куда бы я мог вести
её?», «Как бы долго продолжалось наше счастье?» Подобными вопросами
задавалась и героиня).
–
Почему герои рассказа А.П.Чехова не могут быть счастливы? На этот
вопрос мы ответим в ходе урока. А что такое счастье? Найдём
определение по толковому словарю.
Словарь С.И.Ожегова: «Счастье – чувство и состояние полного,
высшего удовлетворения».
В «Советском энциклопедическом словаре» : Счастье – «понятие
морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней
удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни».
– Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна?
Почему герои скрывали свои чувства?
(На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во
мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что
благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной
морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека
привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства,
лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству
нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно
то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно,
мелко и обманчиво было всё то, что…мешало
любить».)
–
Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару
Никанору? (Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности
жизни.Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и
жизнь семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей
пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним
качествам»)
– Какое значение имеют картины природы в
рассказе?
(«Серое небо и деревья, мокрые от дождя» –
пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя. В конце
рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал и выглянуло
солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце
блестел, как зеркало». Природа оставляет впечатление простора,
гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут
герои.)
–
Что мешает счастью героев? Прочитайте слова Л.Н.Толстого – эпиграф
к уроку: «Любовь… обращает жизнь из бессмыслицы в нечто
осмысленное, из несчастья делает счастье».
–
Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к
окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь,
особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть
счастливым.
–
Что мешает людям быть счастливыми? Часто ли вам встречаются в жизни
счастливые люди? (Ответы обучающихся)
VI
Обобщение
1)
По данным опорным словам охарактеризуйте главных героев рассказа.
Дифференцированная работа. Мальчики создают портрет Алёхина,
девочки Анны Алексеевны.
Алёхин |
Анна Алексеевна Луганович |
Долг, необходимость работать в деревне,
усталость, невозможность заниматься самообразованием. |
Раннее замужество, любовь – привычка – обязанность, желание изменить окружающий мир, одиночество. |
2) Ответим на вопрос, который мы задавали в начале урока:
– Почему герои рассказа А.П.Чехова не могут быть
счастливы?
Чехов показывает нерешительность Алехина и
Анны Алексеевны Луганович, их безволие, спутанность представлений
даже о своем личном счастье и призвании. Люди живут не так, как
хотят, как могли бы, и не так, как должно. Любовь главных героев
возникает от неудовлетворенности и одиночества каждого в своем
мире.
–
Ситуация, в которой оказались герои, безвыходная. Что же должен
делать человек, чтобы сохранить живую душу?
Не желая причинить боль другим, он предает
себя; он должен либо отказаться от высокой морали, либо отказаться
от своего чувства, которое судьба дарит ему как
шанс.
Мое мнение: «Счастье человека зависит от него самого, от
его отношения к окружающему миру, от способности строить
гармоничные связи… Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт
человеку возможность быть счастливым.
Слово учителя
– Каждое произведение Чехова – это тайна, которую
можно разгадывать вновь и вновь. С годами приходит жизненный опыт,
меняется восприятие жизни, и, взяв в руки томик Чехова, вы откроете
для себя что-то новое. Путешествие к Чехову не кончается...
«У русских, — писал Набоков, — была своего рода игра - делить своих
знакомых на тех, кто любит Чехова, и тех, кто не любит. Те, кто не
любил, считались не того сорта». Будем надеяться, что с каждой
новой чеховской датой, с выходом в свет его книг, людей «того
сорта» станет больше. И вы пополните эти ряды.
VII Рефлексия
– О чём заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»?
– К каким выводам вы пришли?
VIII Домашнее задание:
подготовиться к обобщающему уроку литературы за
курс 10 класса
IX
Подведение итогов. Оценка
знаний