2024-2025 оқу жылына арналған
Қысқа мерзімді сабақ жоспарларын жүктеп алғыңыз келеді ме?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен жасалған
Материалдар / А.П.Платонов. Рассказ "Песчаная учительница"

А.П.Платонов. Рассказ "Песчаная учительница"

Материал туралы қысқаша түсінік
А.П.Платоновтың "Песчаная учительница" рассаказына сабақ жоспары
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады


«Утверждаю»

Заместитель директора по учебной части

__________ Г.Аралбаева


Тема урока

А.П.Платонов .Рассказ «Песчаная учительница»

Модуль/дисциплина

Русский язык и литература

ФИО педагога

Кобекова Салтанат Рахманбердиевна

Дата

11.10.2024г

Группа

А-24/9, АШТ-24/9, Тг-24/9, В-24/9

Тип занятия:

Комбинированный

Цели,задачи:

Проаналилизировать содержание рассказа и его идейное наполнение. Расскрыть основные темы произведения: самоотвержность, труд, преодоление трудностей, просвещение. Выявить особенности художественного стиля А.П.Платонова. Формировать умение аргументировано выражать свои мысли. Воспитывать уважение к труду, настойчивости и ответственности за своё дело. Показать значимость просвещения и служения обществу.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся могут объяснить основные идеи и темы произведения. Поймут значимость профессии учителя и ценности, связанные с просвещением. Научатся видеть в тексте глубокий смысл, раскрывающий взаимодействие человека с миром.

Необходимые ресурсы:


Учебно-методическое пособия

Техническое оборудование, материалы


Учебник «Русский язык и литература» 10 класс

Ж.Х.Салханова, Ж.К.Киынова, А.Е.Бектурова

Проектор, ноутбук, плакаты, раздаточные материалы

Национальные ценности:


В рассказе Андрея Платонова «Песчаная учительница» ярко проявляются национальные ценности, которые могут стать основой для обсуждения на уроке.

Рассмотрим основные из них:

1. Служение Родине и обществу. Главная героиня, Мария Нарышкина, переезжает в пустынное место для того, чтобы преподавать детям. Она готова на жертвы ради высокой цели – обучения и воспитания нового поколения, что отражает ценность самоотверженного служения обществу.

2. Просвещение и знание как основа прогресса. Образ учительницы символизирует важность образования в жизни человека и общества. Знания рассматриваются как мощный инструмент, способный преобразовать даже самые неблагоприятные условия.

3. Трудолюбие и упорство. Несмотря на суровые условия пустыни и отсутствие поддержки, героиня проявляет настойчивость и трудолюбие. Этот аспект подчёркивает национальную черту – умение работать в сложных обстоятельствах ради будущего.



Ход занятия:

Планируем ое время

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Оценива ние

Ресурсы

Начало урока

Организационный момент

Комплименты.

Задача: улучшить настроение, придать уверенность, способствовать добрым отношениям в коллективе.


Делится на 2 группы

  1. Адраспан

  2. Жусан .


Техническое оснащение, материалы, ссылки ресурсы:

_

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение.


В рассказе А.П.Платонова “Песчаная учительница” повествуется о жизни молодой учительницы, принадлежащей поколению честных, целеустремленных, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов своего дела, стремящихся преобразовать мир и посвятить себя строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации неграмотности.


Студенты дарят друг другу цветы; Говоря короткие добрые пожелания друзьям.


https://ilibrary.ru/text/ 1195/p.1/index.html

Середина урока

Просмотр видеоролика


А. Платонов Песчаная учительница, видео-урок русского языка и литературы


Стратегия «Картинки: что происходит?




Викторина проверка знания текста.


  1. Сколько лет было Марии Никифоровне, когда она начала преподавать?

  2. Почему дети в селе не ходили в школу?

  3. Какой новый предмет пришлось преподавать учительнице?

  4. Смогла ли Мария Никифоровна помочь жителям пустыни?

  5. Осталась ли она в Хошутове навсегда?

  6. Какие проблемы поднимаются в произведении?








Верно отвечает на заданные вопросы, выдерживая правильность речи















20б

https:// www.youtube.com/ watch? v=YQ7shGVoR24

https:// www.youtube.com/ watch? v=E5nm52giTHw



Презентация



Прием «Карта истории».

Задание: заполнить таблицу, устанавливая сюжетную линию произведения, а также выявляя проблемные вопросы и пути их решения.



Работа с учебником.

Найдите ответы на вопросы в рассказе и прочитайте

  1. Как встретила Марию прикаспийская пустыня?

  2. Что делать ей в в этом селе, обреченном на вымирание?

  3. Кого жители села называют «Кочуй»

  4. «Почему она подумала, что вождь прав?»







Увидев условия в Хошутове, она могла вернуться


Посту пок

Вернуть ся обратно к себе домой

Остаться по назначени ю







Мария Нарышкина

Назначили учите льниц ей в дальний район-село Хошутово

Что было через два года

Что произошло на третий год









20 б









20 б










Конец урока

Игра «Собери пословицу!»

  1. Хорошо всякая земля, а лучше всех земля своя

  2. Человек без родины своей, что соловей без леса

  3. В родном краю, и воздух исцеляет

  4. На родине и дни, и ночи прекрасны

  5. Тот геройю, кто за родину горой

  6. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

  7. Не потрудиться, так и хлеба не добиться

  8. Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться

  9. Труд человека кормит, а лень портит

  10. Встанешь пораньше шагнешь подальше


Закрепление.

В чем заключается поступок героини?

  1. Отдать лучшие годы на служение людям.

  2. Добровольно отказаться от личного счастья.

  3. Мария поняла, что необходимо помочь людям в борьбе с пустыней.

  4. Не растеряла своей силы, добилась поставленной цели.

  5. Решила пожертвовать собой ради спасения своего села, для улучшения жизни на селе.

  6. Такие, как Мария нужны всегда.


Работа на доске.
















Группа Адраспан - « за» Группа Жусан «против»

20 б
















20 б




Домашнее задание:

Эссе на тему: «Нужны ли обществу такие люди, как Мария Никифоровна?»






10 Қаңтар 2025
125
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі