|
«Утверждаю»
Заместитель директора по учебной части
__________
Г.Аралбаева
|
Тема урока
|
А.П.Платонов .Рассказ «Песчаная учительница»
|
Модуль/дисциплина
|
Русский язык
и литература
|
ФИО
педагога
|
Кобекова Салтанат Рахманбердиевна
|
Дата
|
11.10.2024г
|
Группа
|
А-24/9, АШТ-24/9, Тг-24/9,
В-24/9
|
Тип занятия:
|
Комбинированный
|
Цели,задачи:
|
Проаналилизировать содержание рассказа и его
идейное наполнение. Расскрыть основные темы произведения:
самоотвержность, труд, преодоление трудностей, просвещение. Выявить
особенности художественного стиля А.П.Платонова.
Формировать умение аргументировано выражать свои мысли. Воспитывать
уважение к труду, настойчивости и ответственности за своё
дело. Показать
значимость просвещения и служения
обществу.
|
Ожидаемые результаты:
|
Учащиеся могут объяснить основные идеи и темы
произведения. Поймут значимость профессии учителя и ценности,
связанные с просвещением. Научатся видеть в тексте глубокий смысл,
раскрывающий взаимодействие человека с
миром.
|
Необходимые ресурсы:
|
Учебно-методическое
пособия
|
Техническое
оборудование,
материалы
|
|
Учебник
«Русский язык и литература» 10
класс
Ж.Х.Салханова, Ж.К.Киынова,
А.Е.Бектурова
|
Проектор, ноутбук, плакаты,
раздаточные материалы
|
Национальные
ценности:
|
В рассказе
Андрея Платонова «Песчаная учительница» ярко проявляются
национальные ценности, которые могут стать основой для обсуждения
на уроке.
Рассмотрим основные из
них:
1.
Служение Родине и
обществу. Главная
героиня, Мария Нарышкина, переезжает в пустынное место для того,
чтобы преподавать детям. Она готова на жертвы ради высокой цели –
обучения и воспитания нового поколения, что отражает ценность
самоотверженного служения обществу.
2.
Просвещение и знание как
основа прогресса. Образ учительницы символизирует важность
образования в жизни человека и общества. Знания рассматриваются как
мощный инструмент, способный преобразовать даже самые
неблагоприятные условия.
3.
Трудолюбие и
упорство. Несмотря на суровые условия пустыни и отсутствие
поддержки, героиня проявляет настойчивость и трудолюбие. Этот
аспект подчёркивает национальную черту – умение работать в сложных
обстоятельствах ради будущего.
|
Ход занятия:
|
Планируем ое время
|
Деятельность преподавателя
|
Деятельность учащихся
|
Оценива ние
|
Ресурсы
|
Начало урока
|
Организационный
момент
Комплименты.
Задача: улучшить настроение, придать уверенность, способствовать добрым отношениям в коллективе.
|
Делится на 2 группы
-
Адраспан
-
Жусан .
|
|
Техническое оснащение, материалы, ссылки ресурсы:
_
|
- Давайте
наш урок начнем с пожелания друг другу. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение.
В рассказе
А.П.Платонова “Песчаная учительница” повествуется о жизни молодой учительницы,
принадлежащей поколению честных, целеустремленных, верящих в
светлое будущее
людей, настоящих энтузиастов своего дела, стремящихся преобразовать мир и посвятить
себя строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации неграмотности.
|
Студенты дарят друг другу
цветы; Говоря короткие добрые пожелания
друзьям.
|
|
https://ilibrary.ru/text/
1195/p.1/index.html
|
Середина
урока
|
Просмотр видеоролика
А. Платонов Песчаная учительница, видео-урок русского языка и литературы
Стратегия «Картинки: что происходит?
Викторина — проверка знания текста.
-
Сколько лет было Марии Никифоровне, когда она начала преподавать?
-
Почему дети в селе не ходили в школу?
-
Какой новый предмет пришлось преподавать учительнице?
-
Смогла ли Мария Никифоровна помочь жителям пустыни?
-
Осталась ли она в Хошутове навсегда?
-
Какие проблемы поднимаются в произведении?
|
Верно
отвечает на заданные вопросы, выдерживая правильность речи
|
20б
|
https://
www.youtube.com/
watch? v=YQ7shGVoR24
https://
www.youtube.com/
watch? v=E5nm52giTHw
Презентация
|
Прием «Карта истории».
Задание: заполнить таблицу, устанавливая сюжетную линию произведения, а также выявляя проблемные вопросы
и пути их решения.
Работа с учебником.
Найдите ответы на вопросы в рассказе и прочитайте
-
Как
встретила Марию прикаспийская пустыня?
-
Что
делать ей в в этом селе, обреченном на вымирание?
-
Кого жители села называют «Кочуй»
-
«Почему она подумала, что вождь прав?»
|
Увидев условия в Хошутове, она могла вернуться
|
Посту
пок
|
Вернуть ся обратно к себе домой
|
Остаться по назначени
ю
|
|
|
|
|
|
|
Мария
Нарышкина
|
Назначили учите льниц ей в дальний район-село
Хошутово
|
Что
было через два года
|
Что
произошло на третий год
|
|
|
|
|
|
|
|
20 б
20 б
|
|
Конец урока
|
Игра «Собери пословицу!»
-
Хорошо всякая земля, а лучше всех земля своя
-
Человек без родины своей, что соловей без леса
-
В
родном краю, и воздух исцеляет
-
На
родине и дни, и ночи прекрасны
-
Тот
геройю, кто за родину горой
-
Без труда не
вытащишь и рыбку из
пруда
-
Не потрудиться, так
и хлеба не
добиться
-
Кто хорошо трудится, тому
есть чем
хвалиться
-
Труд человека кормит,
а лень портит
-
Встанешь пораньше шагнешь подальше
Закрепление.
В
чем заключается поступок героини?
-
Отдать лучшие годы на служение людям.
-
Добровольно отказаться от личного счастья.
-
Мария поняла, что необходимо помочь людям в борьбе с пустыней.
-
Не
растеряла своей силы, добилась поставленной цели.
-
Решила пожертвовать собой ради спасения своего села, для улучшения жизни на селе.
-
Такие, как Мария нужны всегда.
|
Работа на
доске.
Группа
Адраспан - « за» Группа Жусан – «против»
|
20
б
20
б
|
|
Домашнее задание:
|
Эссе на тему: «Нужны ли обществу такие люди, как Мария Никифоровна?»
|
|
|
|