Ашық сабақ, ҚМЖ, көрнекілік, презентация жариялап
2 млн. ₸ табыс табыңыз!
0 / 1
Материалға шағымдану
Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Шағым жылдам қаралу үшін барынша толық ақпарат жіберіңіз
Сіздің сұранысыңыз сәтті жіберілді!
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
1 бонус = 1 теңге
Бонусты сайттағы қызметтерге жұмсай аласыз. Мысалы келесі материалды жеңілдікпен алуға болады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Түсінікті
2024-2025 оқу жылына арналған
қысқа мерзімді сабақ жоспарларын
Жүктеп алғыңыз келеді ме?
Ақпаратты шифрлау,5 сынып
Материал туралы қысқаша түсінік
Ақпаратты құпиялау,рұқсат етілген тұлғаларға қолжетімді және рұқсат етілмеген адамдардан құпия сақталатын ақпаратты түрлендірудің қайтымды түрі
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады.
Толығырақ
03 Қараша 2020
664
0 рет жүктелген
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
«АККРЕДИТТЕУ ЖӘНЕ РЕЙТИНГТІҢ
ТӘУЕЛСІЗ АГЕНТТІГІ» КЕМ
НУ «НЕЗАВИСИМОЕ АГЕНТСТВО
АККРЕДИТАЦИИ И РЕЙТИНГА»
ОТЧЕТ
о результатах работы внешней экспертной комиссии по оценке
на соответствие требованиям стандартов специализированной
аккредитации образовательных программ
5В070300 – «Информационные системы»
6М070300 – «Информационные системы»
Казахского университета технологии и бизнеса
17-19 мая 2017г
Астана 2017
НЕЗАВИСИМОЕ АГЕНТСТВО АККРЕДИТАЦИИ И РЕЙТИНГА
Внешняя экспертная комиссия
Адресовано
Аккредитационному
совету НААР
ОТЧЕТ
о результатах работы внешней экспертной комиссии по оценке
на соответствие требованиям стандартов специализированной аккредитации
образовательных программ
5В070300 – «Информационные системы»
6М070300 – «Информационные системы»
Казахского университета технологии и бизнеса
17-19 мая 2017г
Астана 2017
В соответствии с приказом 30-17-од от 28.04.2017 г. Независимого агентства
аккредитации и рейтинга с 15 по 17 мая 2017 г. внешней экспертной комиссией проводилась
оценка соответствия образовательных программ 5В070300 – «Информационные системы»,
6М070300 – «Информационные системы» Казахского университета технологии и бизнеса
стандартам специализированной аккредитации НААР.
Отчет внешней экспертной комиссии (ВЭК) содержит оценку представленных
образовательных программ критериям НААР, рекомендации ВЭК по дальнейшему
совершенствованию образовательных программ и параметры профиля образовательных
программ Казахского университета технологии и бизнеса
Состав ВЭК:
1. Председатель комиссии – Омаров Рустем Тукенович, кандидат биологических
наук, PhD, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева (Астана);
2. Зарубежный эксперт – Гостин Алексей Михайлович, к.т.н., доцент, директор
Центра новых информационных технологий, Рязанский государственный радиотехнический
университет, эксперт Гильдии экспертов;
3. Эксперт – Алдабергенова Сауле Салимжановна, м.тех.н., начальник службы
качества, Казахский агротехнический университет им. С.Сейфуллина;
4. Эксперт – Ещжанов Талгат Есмаханбетович, и.о.доцента кафедры биотехнологии
и микробиологии факультета Естественных наук, Евразийский национальный университет
им. Л.Н. Гумилева;
5. Эксперт - Турткараева Гульнара Баяновна, руководитель службы стратегического
планирования, аккредитации и менеджмента качества, Кокшетауский государственный
университет им. Ш.Уалиханова;
6. Эксперт –Бодиков Сейфолла Жамауович, член Союза дизайнеров РК, Старший
преподаватель кафедры изобразительного искусства и дизайна, член Евразийского Союза
дизайнеров, Карагандинский государственный университет им. академика Е.А.Букетова;
7. Работодатель - Молдабаева Бахит Кадыровна, заведующая учебным центром,
ТОО «ПИК «Astana Ютария Ltd» (Астана);
8. Студент – Хожа Айкерим, студентка 4 курса специальности 5В072800 «Технология перерабатывающих производств» Казахского агротехнического университета
им. С.Сейфуллина;
9. Студент – Аскарова Ұлпан Асқарқызы, студентка 1 года обучения специальности
6М070300 - «Информационные системы» Евразийского национального университетаим. Л.Н.
Гумилева;
10. Наблюдатель от Агентства – Нурахметова Айман Бекболатовна, руководитель
проекта по постаккредитационному мониторингу НААР (Астана).
11. Наблюдатель от Агентства – Медетов Багдат Ергазинович, консультант по
юридическим вопросам НААР (Астана).
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Казахского университета технологии и бизнеса........................4
2. ОПИСАНИЕ ВИЗИТА ВЭК................................................................................................4
3. ОБЩАЯ ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ..........................................6
4. СООТВЕТСТВИЕ СТАНДАРТАМ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ
АККРЕДИТАЦИИ ...................................................................................................................6
4.1 Стандарт «Управление образовательной программой»....................................................6
4.2 Стандарт «Разработка и утверждение образовательной программы».............................9
4.3 Стандарт «Студентоцентрированное обучение, преподавание и оценка
успеваемости»…………………………………………………………………………………11
4.4 Стандарт «Обучающиеся»............................................................................................... ..13
4.5 Стандарт «Профессорско-преподавательский состав и эффективность
преподавания».......................................................................................................................... .17
4.6 Стандарт «Образовательные ресурсы и системы поддержки студентов.......................20
4.7 Стандарт «Управление информацией и отчетность»......................................................23
4.8 Стандарт «Информирование общественности»………………………………………...24
4.9 Стандарты в разрезе отдельных специальностей. Технические науки и
технологии…………………………………………………………………………………….25
5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ.........................28
6. РЕКОМЕНДАЦИЯ АККРЕДИТАЦИОННОМУ СОВЕТУ........................................30
3
1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КАЗАХСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ТЕХНОЛОГИИ И БИЗНЕСА
Акционерное общество «Казахский университет технологии и бизнеса» был образован
12 июня 2003 года на базе филиала Алматинского университета технологии и бизнеса в г.
Астана.
Юридический адрес: 010000 город Астана, район Сарыарка, проспект Республики, 54/2.
тел. 8 (7172) 31-01-65, 32-02-10, 25-06-60, e-mail: info@kazutb.kz
Университет осуществляет образовательную деятельность согласно государственной
лицензии №KZ29LАA00008797 от 12.10.2016 г.
Право университета осуществлять подготовку специалистов по образовательной
программе бакалавриата 5В070300 «Информационные системы» и магистратуры 6М070300 –
«Информационные системы» подтверждено приложением (№KZ29LАA00008797 от
18.05.2017 г.) к государственной лицензией, выданной МОН РК № 563 от 17 апреля 2017 г.
В структуру университета входят технологический и экономический факультеты, отдел
тестирования и дистанционного обучения, отдел по практике и трудоустройству, отдел по
международному сотрудничеству и академической мобильности и другие подразделения
научного, учебного и производственного направлений.
В составе факультетов 7 кафедр, готовящих кадры по 16 специальностям бакалавриата,
5 специальностям магистратуры. Общее количество ППС университете 188, из них штатные
168. Доктора наук - 11, из них профессора - 9, кандидаты наук - 63, доценты - 30, PhD - 4,
«Лучший преродаватель ВУЗа» - 1.
При университете функционирует колледж, осуществляющий подготовку специалистов
технического и профессионального образования по 10 специальностям.
Казахский университет технологии и бизнеса реализует образовательные программы
двудипломного образования совместно с Институтом менеджмента туризма и гостиниц
(Швейцария) по специальностям «Туризм» и «Ресторанное дело и гостиничный бизнес».
В 2015 году университет успешно прошел государственную аттестацию (приказ №821
от 06. 05. 2015 г.), в 2016 г. - институциональную аккредитацию (сертификат ІА №0072).
Система менеджмента качества сертифицирована на соответствие международным
стандартам ИСО 9001-2009 (09.06.2016 №0054486), что подтверждает высокий уровень
учебного, воспитательного, кадрового, финансового и других процессов вуза.
В рейтингах 2015 года, проводимых НКАОКО и НААР, университет занимает 14 место
(2015 год) среди 16 технических вузов и 36 место среди 40 вузов.
В университете обеспечен доступ к каталогам Республиканской межвузовской
электронной библиотеки, Казахской Национальной электронной библиотеки, электронной
библиотечной системы «Лань». Библиотечный фонд, насчитывает 447 896 экземпляров, в т.ч.
на государственном языке 301 318 экземпляров. Фонд учебной литературы - 393 397
экземпляров, научной литературы - 46 952 экземпляров, художественной литературы - 7547
экземпляров.
В университете функционирует АИС "Platonus". Официальный сайт вуза www.kazutb.kz
функционирует на 3 языках: казахский, русский, английский, на котором размещены
Стратегия, миссия, информация об образовательном процессе, международных программах,
результаты аккредитации и рейтинга образовательных программ и иная важная информация.
2. ОПИСАНИЕ ВИЗИТА ВЭК
Визит внешней экспертной комиссии в Казахский университет технологии и бизнеса
был организован в соответствии с программой, согласованной с ректором университета
Омирсериковым М.Ш. и утвержденной директором ГУ «НААР» Жумагуловой А.Б.
В ходе визита, кроме работы с целевыми группами, состоялись беседы со студентами,
магистрантами и преподавателями вуза, выпускниками и работодателями.
4
Сведения о сотрудниках и обучающихся,
принявших участие во встречах с ВЭК НААР
Категория участников
Ректор
Проректоры
Деканы
Заведующие кафедрами
Руководители структурных подразделений
Преподаватели
Студенты, магистранты
Выпускники
Работодатели
Всего
Количество
1
2
2
2
10
32
46
8
7
110
Члены ВЭК посетили занятия по аккредитуемым образовательным программам:
1. Консультация по дисциплине «Численные методы», преподаватель Бирликов
С.М., группа ИС-162 (5В070300 – «Информационные системы», 3 курс,
бакалавриат), 10:00 16.05.2017 г., ауд. 2/304.
2. Консультация по дисциплине «Компьютерлік жүйелердің архитектурасы»,
преподаватель Ергеш М., группа ИС-161 (5В070300 – «Информационные
системы», 3 курс, бакалавриат), 10:00 16.05.2017 г., ауд. 2/308.
3. Экзамен по дисциплине «Численные методы», преподаватель Бирликов С.М.,
группа ИС-162 (5В070300 – «Информационные системы», 3 курс, бакалавриат),
14:00 17.05.2017 г., ауд. 1/302.
4. Экзамен по дисциплине «Компьютерлік жүйелердің архитектурасы»,
преподаватель Ергеш М., группа ИС-162 (5В070300 – «Информационные
системы», 3 курс, бакалавриат), 14:00 17.05.2017 г., ауд. 3/204.
Во время экскурсии члены ВЭК ознакомились с состоянием материально-технической
базы,
посетили:
учебные
специализированные
аудитории
и
лаборатории
«Программирование», «Информационно-коммуникационные технологии», «Компьютерное
моделирование», «Схемотехника», «Лаборатория общей физики», научную библиотеку,
музей КазУТБ, а также базу практик ТОО "ARTA Software".
Мероприятия, запланированные в рамках визита ВЭК НААР, способствовали
подробному ознакомлению экспертов с учебной инфраструктурой университета,
материально-техническими
ресурсами,
профессорско-преподавательским
составом,
представителями организаций работодателей, обучающимися и выпускниками. Это
позволило членам ВЭК НААР провести независимую оценку соответствия данных,
изложенных в отчетах по самооценке образовательных программ университета критериям
стандартов специализированной аккредитации НААР.
В рамках запланированной программы рекомендации по улучшению деятельности
университета, разработанные ВЭК по итогам экспертизы, были представлены на встрече с
руководством 17 мая 2017 г.
5
3. ОБЩАЯ ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Образовательные программы 5В070300 – «Информационные системы», 6М070300 –
«Информационные системы» реализуются в соответствии с приложениями к лицензии на
право ведения образовательной деятельности (№KZ29LАA00008797 от 18.05.2017 г.).
Подготовка специалистов по ОП 5В070300 – «Информационные системы»
осуществляется с 2013 года. В 2013 году открыта магистратура по специальности 6М070300
– «Информационные системы».
На текущий момент выпускающей кафедрой образовательных программ 5В070300 –
«Информационные системы», 6М070300 – «Информационные системы» является кафедра
информационных технологий.
Образовательные программы разработаны в соответствии с основными положениями
ГОСО РК (Постановление Правительства РК от 23.08.2012 г. №1080) «Об утверждении
государственных общеобязательных образовательных стандартов соответствующего уровня
образования». Язык обучения – казахский и русский.
Контингент обучающихся по ОП 5В070300 - «Информационные системы» составляет
199 человек, из них 1 студент - обучается по образовательному гранту; 6М070300 –
«Информационные системы» - 23.
По программам бакалавриата и магистратуры ведется освоение общих компетенций
высшего образования согласно Дублинским дескрипторам, включая компетенции,
ориентированные на регион, определенные КазУТБ в модульных образовательных
программах.
Образовательная деятельность осуществляется по кредитной технологии в
соответствии с «Правилами организации учебного процесса по кредитной технологии
обучения» № 152, утвержденными МОН РК от 20.04.2011 г.
Подготовка бакалавров ведется по очной и заочной формам обучения. В соответствии с
запросами обучающихся, требованиями работодателей и рынка труда содержание
образовательных программ ежегодно корректируется через каталог элективных дисциплин
(КЭД) и обновление рабочих программ учебных дисциплин.
Для обеспечения качества подготовки кадров, соответствующих требованиям рынка
труда, используются современные образовательные технологии: проектная технология,
технология критического мышления, кейс-стадии, информационно-коммуникационные
технологии, технологии проблемного обучения, технологии контекстно-ориентированного
обучения, интерактивные формы и методы обучения.
Оценка учебных достижений и уровня подготовки студентов обеспечивается за счет
применения
балльно-рейтинговой
системы.
Вузом
используются
возможности
информационно-образовательной среды вуза «Platonus».
4. СООТВЕТСТВИЕ
АККРЕДИТАЦИИ
СТАНДАРТАМ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ
4.1 Стандарт «Управление образовательной программой»
Образовательная деятельность по аккредитуемым образовательным программам
реализуется в соответствии с Приложением к государственной лицензии № 0064024,
Стратегическим планом развития университета (утвержден на заседании Ученого совета
протокол № 2 от 27.10.2015 г.), миссией и Политикой КазУТБ в области качества.
Политика гарантии качества отражается в нормативных документах КазУТБ:
Концепция Казахского университета технологии и бизнеса в области качества (утвержден на
заседании Ученого совета протокол №2 от 27.10.2015 г.), Концепция развития
студентоцентрированной академической политики в Казахском университете технологии и
бизнеса (утвержден на заседании Ученого совета протокол № 2 от 27.10.2015 г.). Документы,
обеспечивающие политику и гарантию качества обучающихся, размещены на сайте
6
университета, что является гарантией доступности, открытости, прозрачности всем
заинтересованным лицам.
Для реального позиционирования КазУТБ, как ведущего технологического вуза
столицы, кроме традиционных ресурсов используются публикации ППС и обучающихся в
открытой печати, выступления ректора и ведущих преподавателей на телевидении,
проведение брифинга по вопросам деятельности университета.
На основе анализа развития рынка образовательных услуг разработан Стратегический
план КазУТБ на 2015-2020 годы (протокол №2 от 27.10.2015 г.), в котором отражаются
вопросы по основным стратегическим направлениям развития его деятельности.
План развития образовательных программ (протокол №1 от 01.09.2016 г.) определяет
стратегию и тактику совершенствования ОП, направления развития образовательной
программы. План развития и все необходимые документы по организации учебного
процесса по аккредитуемым ОП рассматриваются и утверждаются на заседаниях кафедры
«Информационные технологии» (протокол №1 от 26.08.2016 г.).
Эксперты подтверждают, что планы развития ОП основаны на анализе
функционирования программ, их реального позиционирования, согласованы с национальными
приоритетами развития образования и стратегическим планом университета и
направлены на удовлетворение потребностей заинтересованных лиц.
Вместе с тем, эксперты отмечают, что в университете недостаточно организована
работа по совершенствованию механизма формирования, пересмотра и мониторинга
планов развития ОП.
Реализация образовательных программ осуществляется в соответствии с миссией
КазУТБ и направлена на подготовку технических специалистов. Основной целью освоения
образовательных программ является приобретение студентом определенных компетенций в
соответствии с Международными требованиями.
За отчетный период заинтересованные лица, включая работодателей от ТОО «ARTA
Software», принимали участие в составе коллегиальных органов управления
образовательной программой «Информационные системы»: при разработке плана развития,
модели выпускника (протокола № 1 от 01.09.2016 г).
Коллегиальными органами управления ОП являются комитет по образовательным
программам, совет факультета, на заседаниях которых рассматриваются вопросы учебной,
учебно-методической, научной, воспитательной работы. Учебно-методический совет
университета является коллегиальным органом, вырабатывающим единую академическую
политику.
Формирование образовательной программы и ее развитие обсуждается ППС кафедры
Информационные системы, на заседании Комитета по образовательным программам и УМС
университета.
Элективные дисциплины обсуждаются на заседании кафедры (протокол № 10 от
15.05.2015 г.) с присутствием работодателей, руководителей баз практик студентов (АО
«Национальные информационные технологии», «Республиканский центр электронного
здравоохранения» МЗСР РК, ТОО «Platonus», ТОО «ARTA Software», АО «НАТ Казахстан»,
РГКП «Национальный центр тестирования» МОН РК, ТОО «LINCOMPANY»), а также
рекомендаций председателей ГАК.
Работодатели привлекаются к работе коллегиальных органов на временной основе:
заседания ученого совета, ректората, учебно-методического совета, заседаниях кафедр.
Ежегодно по согласованию с работодателями обновляются элективные дисциплины
бакалавриата и магистратуры (протокол Ученого Совета № 1 от 26 августа 2016 г.).
Тем не менее, комиссия отмечает отсутствие обеспечения представителей
студентов ОП в коллегиальных органах управления ОП.
Разработанные механизмы мониторинга позволяют осуществлять успешную
корректировку образовательной программы. При разработке учебного плана бакалавриата
«Информационные системы» с учетом рекомендаций работодателей за отчетный период
7
внесены следующие дисциплины: «Программирование на языке Java под мобильные
приложения», «Интеллектуализация образования», «ERP – платформы», «Облачные
технологии хранения данных», «Основы Web технологии и Web-дизайна»,
«Программирование на языке Python», «Интеллектуальный анализ данных», «Проектный
менеджмент, Стандартизация и сертификация».
Для организации учебного процесса ОП обеспечена достаточной материальнотехнической базой: проекторы; мультимедийные компьютерные классы, обеспеченные
доступом к глобальной сети интернет на скорости 110 Мбит/сек.; лаборатории:
«Программирование» ( ауд. 2/308,2/301), «Информационно-коммуникационные технологии»
(ауд. 1/300, 1/301, 1/302), «Компьютерное моделирование» (ауд. 2/301, 2/312),
«Схемотехника» (ауд. 2/310), «Лаборатория общей физики» (ауд. 2/314).
Механизмы реализации бизнес-процессов, в том числе управление образовательной
деятельностью подробно описаны в нормативных документах университета (всего 92
документа).
Для оценки успешности реализации стратегии развития образовательной программы
университет систематически анализирует информацию о реализации образовательной
программы и проводит самообследование по всем направлениям.
В университете постоянно проводится мониторинг трудоустройства выпускников в
несколько этапов:
1. после прохождения производственной практики (октябрь-ноябрь месяц) анкетирование выпускников;
2. после защиты диплома - справка с места работы (август-сентябрь месяцы)
3. передача информации в Центр занятости населения.
Результаты оценки образовательных программ обсуждаются на заседаниях совета
факультета и кафедры, которые принимают решения о мерах по обеспечению качества
обучения.
Результативность реализации образовательной программы оценивается внутренними
комиссиями, которые разрабатывают комплекс мер по повышению качества.
У обучающихся имеется возможность предложить изменения в содержание и
структуру образовательных программ в части элективных дисциплин.
Коммуникация участников учебного процесса строится с помощью личных сообщений,
чатов и форумов. Система личных сообщений по формату приближена к электронной почте,
предназначена исключительно для пользователей системы. Входящие и исходящие
сообщения каждого пользователя отображаются на его рабочей странице.
Механизмы реализации бизнес-процессов, в том числе управление образовательной
деятельностью подробно описаны в 92 внутренних нормативных документах университета.
Все работники и ППС факультета имеют определенный круг обязательств и прав,
отраженных в Положениях о подразделениях и должностных инструкциях.
Для оценки успешности реализации стратегии развития образовательной программы
университет систематически анализирует информацию о реализации образовательной
программы и проводит самообследование по всем направлениям.
Вместе с тем, эксперты отмечают недостаточную результативность самооценки
деятельности по реализации образовательных программ, слабо выражены аналитические
показатели и сравнительный анализ динамики развития.
На сайте университета имеется блог ректора, посредством которого студенты и
преподаватели могут обращаться со своими мнениями, пожеланиями и претензиями по
образовательным программам и другим проблемам. Личный прием ректором проводится
каждую среду с 15-00 часов. По итогам анкетирования уровнем доступности и отзывчивости
руководства вуза удовлетворены 94% обучающихся и 84% ППС.
Сильные стороны:
1. Использование АИС «Платонус» для управления ОП.
Комиссия рекомендует:
8
1. Отразить индивидуальность и уникальность плана развития ОП кластера,
согласовав его с миссией и производственной направленностью ОП университета.
2. Обеспечить регулярное привлечение работодателей, обучающихся и ППС к
разработке и формированию плана развития и управлению ОП.
ВЭК отмечает, что по стандарту «Управление образовательной программой» вуз
по 21 критерию имеет удовлетворительную позицию и 6 предполагает улучшение.
4.2 Стандарт «Разработка и утверждение образовательной программы»
Образовательные программы ежегодно пересматриваются и обновляются в части
содержания учебных планов, состава и содержания рабочих программ дисциплин, программ
учебной и производственной практик.
В университете практикуется оценка качества реализации образовательных программ.
Механизмами оценки являются контрольные посещения занятий, показательные занятия
преподавателей, анкетирование, социологические опросы участников образовательного
процесса, отзывы внешних руководителей практик, заключения председателей
государственных аттестационных комиссий, рецензентов выпускных работ.
Мониторинг и рецензирование аккредитуемых образовательных программ ежегодно
осуществляется работодателями, представителями бизнес-сообществ по результатам
прохождения профессиональных практик, содержанию выпускных работ, каталогов
элективных дисциплин. Специфика образовательных программ отражается в
индивидуальных образовательных траекториях (Таблица 1).
Таблица 1 Индивидуальные образовательные траектории
№
1
ОП
5В070300 –«Информационные
системы»
2
6М070300 – «Информационные
системы», профильное
направление (1,5 года)
6М070300 – «Информационные
системы», научно-педагогическое
направление (2 года)
3
Траектория №1
Траектория №2
Информационные системы и Информационные
программное обеспечение
системы
и
администрирование
компьютерных систем и
сетей
Информационные системы и Информационные
программное обеспечение
системы в экономике
Информационные системы и Информационные
программное обеспечение
системы в экономике и
бизнесе
Результаты оценки образовательных программ обсуждаются на заседаниях
коллегиальных органов факультетов и университета и принимаются решения о мерах по
обеспечению качества обучения.
Вузом сформирована типовая модель выпускника. Модель выпускника по
аккредитуемым ОП определяет содержание и процесс последовательного формирования у
обучаемых требуемого перечня компетенций. В ИУП обучающихся включаются
дисциплины обязательного компонента, дисциплины компонента по выбору из КЭД,
практики, государственный экзамен, написание и защита выпускной работы.
При формировании каталога элективных дисциплин и содержания профессиональных
практик учитывается уровень обучения и связанных с ним профессиональные компетенции.
В результате этого в программе бакалавриата 5B070300 «Информационные системы»
преобладают теоретические и практические дисциплины; в программах магистратуры
6М070300 «Информационные системы» – дисциплины, формирующие компетенции
применения методов теоретического и экспериментального исследования. Например, в
УМКД «Анализ, моделирование и проектирование информационных систем» требует
овладения магистрантами следующими компетенциями, необходимых им при проведении
9
исследовательской деятельности:
• обобщать, анализировать, информацию, ставить перед собой цели и выбирать пути
её достижения, владеть культурой мышления; работать с информацией в глобальных и
локальных компьютерных сетях;
• способность к профессиональной эксплуатации современного электронного
оборудования;
• использовать и развивать методы научных исследований и инструментария в
области проектирования и управления информационными системами в прикладных
областях;
• использовать технологические и функциональные стандарты, современные модели
и методы оценки качества и надежности при проектировании, конструировании и отладке
программных средств;
• моделировать и проектировать структуры данных и знаний, прикладные и
информационные процессы;
• проектировать информационные процессы и системы с использованием
инновационных инструментальных средств, адаптировать современные ИКТ к задачам
прикладных ИС и другие.
Аналогичные компетенции имеются и в других УМКД магистрантов специальности
6М070300 «Информационные системы». По результатам проведенного анкетирования 85%
студентов удовлетворены актуальностью преподаваемого материала.
Изменения в образовательные программы утверждаются решением ученого совета с
указанием обоснования и причин целесообразности внедрения корректировок в каталоги
элективных дисциплин, учебные планы.
Обязательным этапом освоения образовательной программы является прохождение
практики: учебную и профессиональную для бакалавров; для магистрантов
профессиональную и исследовательскую.
Для проведения профессиональной практики по аккредитуемым ОП заключены
договора с ТОО «LINCOMPANY», ТОО «ARTA Software», г.Астана, РГКП «Национальный
центр тестирования» МОН РК, РГП на ПХВ «Республиканский центр электронного
здравоохранения» МЗСР РК.
Студенты и магистранты, желающие пройти практику индивидуально, заключают
трехсторонний договор на проведение профессиональной практики студентов/магистрантов:
Университет- студент/магистрант- предприятие.
Вуз сотрудничает с Bialystok University of Technology (Польша), Middlesex University
(Лондон) и АТУ (Алматы), реализующими аналогичные образовательные программы.
Университетом осуществляется привлечение сотрудников научно-исследовательских
организаций к реализации ОП: Международный научно-технический центр ISTC,
«Республиканский центр электронного здравоохранения» МЗСР РК, ТОО «Platonus», ТОО
«ARTA Software», РГКП «Национальный центр тестирования» МОН РК, ТОО
«LINCOMPANY».
Сильные стороны:
1. Ежегодный пересмотр КЭД в соответствии с актуальными и приоритетными
направлениями развития науки и общества.
2. Регулярное обновление содержания ОП с учетом мнения работодателей,
обучающихся и ППС.
Комиссия рекомендует:
1. Усовершенствовать механизмы проектирования, управления, внутренней оценки
качества, экспертизы и мониторинга ОП, с учетом рисков.
2. Разработать механизмы гармонизации содержания ОП с программами ведущих
зарубежных и казахстанских вузов.
10
3. Обновить список литературы и содержание дисциплин ОП, привести их в
соответствие с современным требованиям развития ИТ индустрии.
4. Включить в КЭД ОП дисциплины по изучению свободного программного
обеспечения и ОС Linux.
ВЭК отмечает, что по 3 критериям данного стандарта вуз имеет сильные
позиции, по 13 - удовлетворительные позиции и по 5 позиции требуется улучшение.
4.3 Стандарт «Студентоцентрированное обучение, преподавание и оценка
успеваемости»
В университете реализуется подготовка по двухуровневым образовательным
программам бакалавриат – магистратура. Обучающимся, вне зависимости от языка обучения,
предоставляется возможность выбора конкретной образовательной траектории. Вся учебнометодическая документация (каталоги элективных дисциплин, УМКД, рабочие программы и
силлабусы) составляется на двух языках, а ИУП, тесты, экзаменационные билеты – на языке
обучения.
В основе проектирования образовательной программы лежит студентоцентрированный
подход, который предполагает использование таких категорий как индивидуальная
траектория обучения, академическая мобильность, компетенции, результаты обучения, ECTS
и т.д.
С обучающимися проводится профессиональная и академическая ориентация,
разрабатываются ИУП с учетом последовательности изучения дисциплин.
По каталогу элективных дисциплин, сформированных в АИС «Platonus», запись на
элективные дисциплины производится с помощью консультаций эдвайзера во время
ориентационной недели.
Реформирование учебных программ обеспечивает возможность высококачественных,
гибких и индивидуализированных образовательных траекторий.
По образовательной программе 5В070300 «Информационные системы» у студентов
есть возможность выбора двух траекторий: Информационные системы и программное
обеспечение, Информационные системы и администрирование систем и сетей.
По образовательной программе 6М070300 - «Информационные системы» есть
возможность выбора двух траекторий: Информационные системы и программное
обеспечение, Информационные системы в экономике и бизнесе.
Актуальным в учебно-методической деятельности ППС является освоение
интерактивных методик обучения с использованием мультимедийного оборудования для
проведения презентаций по всем учебным дисциплинам.
В целях внедрения инновационных технологий проводились обучающие семинары для
преподавателей: «Академическая политика КазУТБ в условиях внедрения принципов
Европейского пространства высшего образования», 20.01.2017 г.; «Цифровой Казахстан»,
15.02.2017 г.; «Инновационные технологии как средство обновления процесса обучения»,
04.03.2017 г. (АТУ, г.Алматы) и издаются методические материалы. Также преподавателями
проводятся открытые занятия и взаимопосещения учебных занятий и используется
«контекстное обучение», профессионально-ориентированное обучение. Соблюдается
межпредметная и междисциплинарная преемственность, что стимулирует обучающихся
самостоятельно «добывать» знания из разных областей, группировать их и концентрировать
в контексте конкретной решаемой задачи. Так, при выполнении практических и
лабораторных работ по дисциплинам «Алгоритмы, структуры данных и программирование»,
«Технология программирования» используются знания, навыки и умения пререквизитов,
дисциплин общеобразовательного цикла (математика – физика - программирование). При
проведении занятий применяются активные методы обучения: метод проблемного
изложения, метод критического мышления, деловые и ролевые игры, групповые проектные
работы, мозговой штурм в виде блиц – опроса и другие.
11
Для отслеживания результативности и эффективности внедрения инноваций
проводится анкетирование среди обучающихся «Преподаватель глазами студентов», целью
которого является определение эффективности использования различных методик
преподавания. Результативность и эффективность применения используемых технологий
отражается в оценках достижений обучающихся и отзывах работодателей об их работе после
завершения обучения в университете.
В результате проведенного анкетирования студентов комиссия выявила полную и
частичную удовлетворенность: общим качеством учебных программ – 87%, методами
обучения в целом – 98%, качеством преподавания – 89%, справедливостью экзаменов и
аттестации – 96%.
Внедрение АИС «Platonus» способствует повышению уровня прозрачности учебного
процесса: ведение электронного журнала, с помощью которого обеспечивается постоянный
доступ к информации об успеваемости, облегчение контроля выполнения индивидуального
учебного плана обучающихся, автоматизация формирования ведомостей и транскриптов, а
также всех форм административной отчетности. Широко используется в системе АИС
«Platonus» возможность проведения текущего и промежуточного контроля знаний студентов
с помощью тестов, разработанных ППС кафедры по всем читаемым дисциплинам.
Для проведения исследования и закрепления практических навыков обучающихся
образовательной программы «Информационные системы» широко используются
программные средства виртуализации и симуляции: Virtual Box, Apache, АИС «Platonus»,
САПР «AutoCAD», графический редакторы Corel Draw, PhotoShop, 3D Studio,
математические системы MATLAB, Mathcad, Electronics Workbench, MicroCap, языки
программирования - Visual Basic, Delphi, C++, С#, Pascal и др.
Вузом практикуется привлечение работодателей к учебному процессу, в том числе и по
вопросам согласования учебных планов и программ производственной практики,
заключаются долгосрочные соглашения о сотрудничестве с производственными
предприятиями и учреждениями. Так, с 2016-2017 учебного года активное участие в
реализации ОП принимает директор ТОО «LINCOMPANY» Насенкова Л.В. Положительные
отзывы специалистов и руководителей организаций баз практик, их отчетные материалы
свидетельствуют о достаточно высоком уровне компетенций выпускников.
Связь с обучающимися по любым вопросам проводится по системе обучающийся –
куратор – заведующий кафедрой – декан – отдел регистрации – проректор по учебной
работе.
Полная и частичная удовлетворенность обучающихся качеством оказываемых услуг в
библиотеке и читальных залах составляет 94%, уровень доступности библиотечных ресурсов
- 91% и поддержкой учебными материалами в процессе обучения - 86%.
Обучение в университете осуществляется с применением дистанционных
образовательных технологий, для чего используется СДО «Moodle».
Сильные стороны:
1. Использование автоматизированных информационных систем для организации
обучения, преподавания, проведения мониторинга и оценки успеваемости обучающихся.
Комиссия рекомендует:
1. Предусмотреть возможность адаптации электронных информационных и
образовательных ресурсов университета для инклюзивного образования, разработать версию
сайта университета для слабовидящих.
ВЭК отмечает, что по 1 критериям данного стандарта вуз имеет сильные
позиции, по 10 – удовлетворительные позиции, по 1 позиции требуется улучшение.
4.4 Стандарт «Обучающиеся»
В вузе разработана и внедрена политика формирования контингента обучающихся ОП
с момента поступления до выпуска и обеспечена прозрачность ее процедур. Прием
ТӘУЕЛСІЗ АГЕНТТІГІ» КЕМ
НУ «НЕЗАВИСИМОЕ АГЕНТСТВО
АККРЕДИТАЦИИ И РЕЙТИНГА»
ОТЧЕТ
о результатах работы внешней экспертной комиссии по оценке
на соответствие требованиям стандартов специализированной
аккредитации образовательных программ
5В070300 – «Информационные системы»
6М070300 – «Информационные системы»
Казахского университета технологии и бизнеса
17-19 мая 2017г
Астана 2017
НЕЗАВИСИМОЕ АГЕНТСТВО АККРЕДИТАЦИИ И РЕЙТИНГА
Внешняя экспертная комиссия
Адресовано
Аккредитационному
совету НААР
ОТЧЕТ
о результатах работы внешней экспертной комиссии по оценке
на соответствие требованиям стандартов специализированной аккредитации
образовательных программ
5В070300 – «Информационные системы»
6М070300 – «Информационные системы»
Казахского университета технологии и бизнеса
17-19 мая 2017г
Астана 2017
В соответствии с приказом 30-17-од от 28.04.2017 г. Независимого агентства
аккредитации и рейтинга с 15 по 17 мая 2017 г. внешней экспертной комиссией проводилась
оценка соответствия образовательных программ 5В070300 – «Информационные системы»,
6М070300 – «Информационные системы» Казахского университета технологии и бизнеса
стандартам специализированной аккредитации НААР.
Отчет внешней экспертной комиссии (ВЭК) содержит оценку представленных
образовательных программ критериям НААР, рекомендации ВЭК по дальнейшему
совершенствованию образовательных программ и параметры профиля образовательных
программ Казахского университета технологии и бизнеса
Состав ВЭК:
1. Председатель комиссии – Омаров Рустем Тукенович, кандидат биологических
наук, PhD, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева (Астана);
2. Зарубежный эксперт – Гостин Алексей Михайлович, к.т.н., доцент, директор
Центра новых информационных технологий, Рязанский государственный радиотехнический
университет, эксперт Гильдии экспертов;
3. Эксперт – Алдабергенова Сауле Салимжановна, м.тех.н., начальник службы
качества, Казахский агротехнический университет им. С.Сейфуллина;
4. Эксперт – Ещжанов Талгат Есмаханбетович, и.о.доцента кафедры биотехнологии
и микробиологии факультета Естественных наук, Евразийский национальный университет
им. Л.Н. Гумилева;
5. Эксперт - Турткараева Гульнара Баяновна, руководитель службы стратегического
планирования, аккредитации и менеджмента качества, Кокшетауский государственный
университет им. Ш.Уалиханова;
6. Эксперт –Бодиков Сейфолла Жамауович, член Союза дизайнеров РК, Старший
преподаватель кафедры изобразительного искусства и дизайна, член Евразийского Союза
дизайнеров, Карагандинский государственный университет им. академика Е.А.Букетова;
7. Работодатель - Молдабаева Бахит Кадыровна, заведующая учебным центром,
ТОО «ПИК «Astana Ютария Ltd» (Астана);
8. Студент – Хожа Айкерим, студентка 4 курса специальности 5В072800 «Технология перерабатывающих производств» Казахского агротехнического университета
им. С.Сейфуллина;
9. Студент – Аскарова Ұлпан Асқарқызы, студентка 1 года обучения специальности
6М070300 - «Информационные системы» Евразийского национального университетаим. Л.Н.
Гумилева;
10. Наблюдатель от Агентства – Нурахметова Айман Бекболатовна, руководитель
проекта по постаккредитационному мониторингу НААР (Астана).
11. Наблюдатель от Агентства – Медетов Багдат Ергазинович, консультант по
юридическим вопросам НААР (Астана).
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Казахского университета технологии и бизнеса........................4
2. ОПИСАНИЕ ВИЗИТА ВЭК................................................................................................4
3. ОБЩАЯ ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ..........................................6
4. СООТВЕТСТВИЕ СТАНДАРТАМ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ
АККРЕДИТАЦИИ ...................................................................................................................6
4.1 Стандарт «Управление образовательной программой»....................................................6
4.2 Стандарт «Разработка и утверждение образовательной программы».............................9
4.3 Стандарт «Студентоцентрированное обучение, преподавание и оценка
успеваемости»…………………………………………………………………………………11
4.4 Стандарт «Обучающиеся»............................................................................................... ..13
4.5 Стандарт «Профессорско-преподавательский состав и эффективность
преподавания».......................................................................................................................... .17
4.6 Стандарт «Образовательные ресурсы и системы поддержки студентов.......................20
4.7 Стандарт «Управление информацией и отчетность»......................................................23
4.8 Стандарт «Информирование общественности»………………………………………...24
4.9 Стандарты в разрезе отдельных специальностей. Технические науки и
технологии…………………………………………………………………………………….25
5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ.........................28
6. РЕКОМЕНДАЦИЯ АККРЕДИТАЦИОННОМУ СОВЕТУ........................................30
3
1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КАЗАХСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ТЕХНОЛОГИИ И БИЗНЕСА
Акционерное общество «Казахский университет технологии и бизнеса» был образован
12 июня 2003 года на базе филиала Алматинского университета технологии и бизнеса в г.
Астана.
Юридический адрес: 010000 город Астана, район Сарыарка, проспект Республики, 54/2.
тел. 8 (7172) 31-01-65, 32-02-10, 25-06-60, e-mail: info@kazutb.kz
Университет осуществляет образовательную деятельность согласно государственной
лицензии №KZ29LАA00008797 от 12.10.2016 г.
Право университета осуществлять подготовку специалистов по образовательной
программе бакалавриата 5В070300 «Информационные системы» и магистратуры 6М070300 –
«Информационные системы» подтверждено приложением (№KZ29LАA00008797 от
18.05.2017 г.) к государственной лицензией, выданной МОН РК № 563 от 17 апреля 2017 г.
В структуру университета входят технологический и экономический факультеты, отдел
тестирования и дистанционного обучения, отдел по практике и трудоустройству, отдел по
международному сотрудничеству и академической мобильности и другие подразделения
научного, учебного и производственного направлений.
В составе факультетов 7 кафедр, готовящих кадры по 16 специальностям бакалавриата,
5 специальностям магистратуры. Общее количество ППС университете 188, из них штатные
168. Доктора наук - 11, из них профессора - 9, кандидаты наук - 63, доценты - 30, PhD - 4,
«Лучший преродаватель ВУЗа» - 1.
При университете функционирует колледж, осуществляющий подготовку специалистов
технического и профессионального образования по 10 специальностям.
Казахский университет технологии и бизнеса реализует образовательные программы
двудипломного образования совместно с Институтом менеджмента туризма и гостиниц
(Швейцария) по специальностям «Туризм» и «Ресторанное дело и гостиничный бизнес».
В 2015 году университет успешно прошел государственную аттестацию (приказ №821
от 06. 05. 2015 г.), в 2016 г. - институциональную аккредитацию (сертификат ІА №0072).
Система менеджмента качества сертифицирована на соответствие международным
стандартам ИСО 9001-2009 (09.06.2016 №0054486), что подтверждает высокий уровень
учебного, воспитательного, кадрового, финансового и других процессов вуза.
В рейтингах 2015 года, проводимых НКАОКО и НААР, университет занимает 14 место
(2015 год) среди 16 технических вузов и 36 место среди 40 вузов.
В университете обеспечен доступ к каталогам Республиканской межвузовской
электронной библиотеки, Казахской Национальной электронной библиотеки, электронной
библиотечной системы «Лань». Библиотечный фонд, насчитывает 447 896 экземпляров, в т.ч.
на государственном языке 301 318 экземпляров. Фонд учебной литературы - 393 397
экземпляров, научной литературы - 46 952 экземпляров, художественной литературы - 7547
экземпляров.
В университете функционирует АИС "Platonus". Официальный сайт вуза www.kazutb.kz
функционирует на 3 языках: казахский, русский, английский, на котором размещены
Стратегия, миссия, информация об образовательном процессе, международных программах,
результаты аккредитации и рейтинга образовательных программ и иная важная информация.
2. ОПИСАНИЕ ВИЗИТА ВЭК
Визит внешней экспертной комиссии в Казахский университет технологии и бизнеса
был организован в соответствии с программой, согласованной с ректором университета
Омирсериковым М.Ш. и утвержденной директором ГУ «НААР» Жумагуловой А.Б.
В ходе визита, кроме работы с целевыми группами, состоялись беседы со студентами,
магистрантами и преподавателями вуза, выпускниками и работодателями.
4
Сведения о сотрудниках и обучающихся,
принявших участие во встречах с ВЭК НААР
Категория участников
Ректор
Проректоры
Деканы
Заведующие кафедрами
Руководители структурных подразделений
Преподаватели
Студенты, магистранты
Выпускники
Работодатели
Всего
Количество
1
2
2
2
10
32
46
8
7
110
Члены ВЭК посетили занятия по аккредитуемым образовательным программам:
1. Консультация по дисциплине «Численные методы», преподаватель Бирликов
С.М., группа ИС-162 (5В070300 – «Информационные системы», 3 курс,
бакалавриат), 10:00 16.05.2017 г., ауд. 2/304.
2. Консультация по дисциплине «Компьютерлік жүйелердің архитектурасы»,
преподаватель Ергеш М., группа ИС-161 (5В070300 – «Информационные
системы», 3 курс, бакалавриат), 10:00 16.05.2017 г., ауд. 2/308.
3. Экзамен по дисциплине «Численные методы», преподаватель Бирликов С.М.,
группа ИС-162 (5В070300 – «Информационные системы», 3 курс, бакалавриат),
14:00 17.05.2017 г., ауд. 1/302.
4. Экзамен по дисциплине «Компьютерлік жүйелердің архитектурасы»,
преподаватель Ергеш М., группа ИС-162 (5В070300 – «Информационные
системы», 3 курс, бакалавриат), 14:00 17.05.2017 г., ауд. 3/204.
Во время экскурсии члены ВЭК ознакомились с состоянием материально-технической
базы,
посетили:
учебные
специализированные
аудитории
и
лаборатории
«Программирование», «Информационно-коммуникационные технологии», «Компьютерное
моделирование», «Схемотехника», «Лаборатория общей физики», научную библиотеку,
музей КазУТБ, а также базу практик ТОО "ARTA Software".
Мероприятия, запланированные в рамках визита ВЭК НААР, способствовали
подробному ознакомлению экспертов с учебной инфраструктурой университета,
материально-техническими
ресурсами,
профессорско-преподавательским
составом,
представителями организаций работодателей, обучающимися и выпускниками. Это
позволило членам ВЭК НААР провести независимую оценку соответствия данных,
изложенных в отчетах по самооценке образовательных программ университета критериям
стандартов специализированной аккредитации НААР.
В рамках запланированной программы рекомендации по улучшению деятельности
университета, разработанные ВЭК по итогам экспертизы, были представлены на встрече с
руководством 17 мая 2017 г.
5
3. ОБЩАЯ ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Образовательные программы 5В070300 – «Информационные системы», 6М070300 –
«Информационные системы» реализуются в соответствии с приложениями к лицензии на
право ведения образовательной деятельности (№KZ29LАA00008797 от 18.05.2017 г.).
Подготовка специалистов по ОП 5В070300 – «Информационные системы»
осуществляется с 2013 года. В 2013 году открыта магистратура по специальности 6М070300
– «Информационные системы».
На текущий момент выпускающей кафедрой образовательных программ 5В070300 –
«Информационные системы», 6М070300 – «Информационные системы» является кафедра
информационных технологий.
Образовательные программы разработаны в соответствии с основными положениями
ГОСО РК (Постановление Правительства РК от 23.08.2012 г. №1080) «Об утверждении
государственных общеобязательных образовательных стандартов соответствующего уровня
образования». Язык обучения – казахский и русский.
Контингент обучающихся по ОП 5В070300 - «Информационные системы» составляет
199 человек, из них 1 студент - обучается по образовательному гранту; 6М070300 –
«Информационные системы» - 23.
По программам бакалавриата и магистратуры ведется освоение общих компетенций
высшего образования согласно Дублинским дескрипторам, включая компетенции,
ориентированные на регион, определенные КазУТБ в модульных образовательных
программах.
Образовательная деятельность осуществляется по кредитной технологии в
соответствии с «Правилами организации учебного процесса по кредитной технологии
обучения» № 152, утвержденными МОН РК от 20.04.2011 г.
Подготовка бакалавров ведется по очной и заочной формам обучения. В соответствии с
запросами обучающихся, требованиями работодателей и рынка труда содержание
образовательных программ ежегодно корректируется через каталог элективных дисциплин
(КЭД) и обновление рабочих программ учебных дисциплин.
Для обеспечения качества подготовки кадров, соответствующих требованиям рынка
труда, используются современные образовательные технологии: проектная технология,
технология критического мышления, кейс-стадии, информационно-коммуникационные
технологии, технологии проблемного обучения, технологии контекстно-ориентированного
обучения, интерактивные формы и методы обучения.
Оценка учебных достижений и уровня подготовки студентов обеспечивается за счет
применения
балльно-рейтинговой
системы.
Вузом
используются
возможности
информационно-образовательной среды вуза «Platonus».
4. СООТВЕТСТВИЕ
АККРЕДИТАЦИИ
СТАНДАРТАМ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ
4.1 Стандарт «Управление образовательной программой»
Образовательная деятельность по аккредитуемым образовательным программам
реализуется в соответствии с Приложением к государственной лицензии № 0064024,
Стратегическим планом развития университета (утвержден на заседании Ученого совета
протокол № 2 от 27.10.2015 г.), миссией и Политикой КазУТБ в области качества.
Политика гарантии качества отражается в нормативных документах КазУТБ:
Концепция Казахского университета технологии и бизнеса в области качества (утвержден на
заседании Ученого совета протокол №2 от 27.10.2015 г.), Концепция развития
студентоцентрированной академической политики в Казахском университете технологии и
бизнеса (утвержден на заседании Ученого совета протокол № 2 от 27.10.2015 г.). Документы,
обеспечивающие политику и гарантию качества обучающихся, размещены на сайте
6
университета, что является гарантией доступности, открытости, прозрачности всем
заинтересованным лицам.
Для реального позиционирования КазУТБ, как ведущего технологического вуза
столицы, кроме традиционных ресурсов используются публикации ППС и обучающихся в
открытой печати, выступления ректора и ведущих преподавателей на телевидении,
проведение брифинга по вопросам деятельности университета.
На основе анализа развития рынка образовательных услуг разработан Стратегический
план КазУТБ на 2015-2020 годы (протокол №2 от 27.10.2015 г.), в котором отражаются
вопросы по основным стратегическим направлениям развития его деятельности.
План развития образовательных программ (протокол №1 от 01.09.2016 г.) определяет
стратегию и тактику совершенствования ОП, направления развития образовательной
программы. План развития и все необходимые документы по организации учебного
процесса по аккредитуемым ОП рассматриваются и утверждаются на заседаниях кафедры
«Информационные технологии» (протокол №1 от 26.08.2016 г.).
Эксперты подтверждают, что планы развития ОП основаны на анализе
функционирования программ, их реального позиционирования, согласованы с национальными
приоритетами развития образования и стратегическим планом университета и
направлены на удовлетворение потребностей заинтересованных лиц.
Вместе с тем, эксперты отмечают, что в университете недостаточно организована
работа по совершенствованию механизма формирования, пересмотра и мониторинга
планов развития ОП.
Реализация образовательных программ осуществляется в соответствии с миссией
КазУТБ и направлена на подготовку технических специалистов. Основной целью освоения
образовательных программ является приобретение студентом определенных компетенций в
соответствии с Международными требованиями.
За отчетный период заинтересованные лица, включая работодателей от ТОО «ARTA
Software», принимали участие в составе коллегиальных органов управления
образовательной программой «Информационные системы»: при разработке плана развития,
модели выпускника (протокола № 1 от 01.09.2016 г).
Коллегиальными органами управления ОП являются комитет по образовательным
программам, совет факультета, на заседаниях которых рассматриваются вопросы учебной,
учебно-методической, научной, воспитательной работы. Учебно-методический совет
университета является коллегиальным органом, вырабатывающим единую академическую
политику.
Формирование образовательной программы и ее развитие обсуждается ППС кафедры
Информационные системы, на заседании Комитета по образовательным программам и УМС
университета.
Элективные дисциплины обсуждаются на заседании кафедры (протокол № 10 от
15.05.2015 г.) с присутствием работодателей, руководителей баз практик студентов (АО
«Национальные информационные технологии», «Республиканский центр электронного
здравоохранения» МЗСР РК, ТОО «Platonus», ТОО «ARTA Software», АО «НАТ Казахстан»,
РГКП «Национальный центр тестирования» МОН РК, ТОО «LINCOMPANY»), а также
рекомендаций председателей ГАК.
Работодатели привлекаются к работе коллегиальных органов на временной основе:
заседания ученого совета, ректората, учебно-методического совета, заседаниях кафедр.
Ежегодно по согласованию с работодателями обновляются элективные дисциплины
бакалавриата и магистратуры (протокол Ученого Совета № 1 от 26 августа 2016 г.).
Тем не менее, комиссия отмечает отсутствие обеспечения представителей
студентов ОП в коллегиальных органах управления ОП.
Разработанные механизмы мониторинга позволяют осуществлять успешную
корректировку образовательной программы. При разработке учебного плана бакалавриата
«Информационные системы» с учетом рекомендаций работодателей за отчетный период
7
внесены следующие дисциплины: «Программирование на языке Java под мобильные
приложения», «Интеллектуализация образования», «ERP – платформы», «Облачные
технологии хранения данных», «Основы Web технологии и Web-дизайна»,
«Программирование на языке Python», «Интеллектуальный анализ данных», «Проектный
менеджмент, Стандартизация и сертификация».
Для организации учебного процесса ОП обеспечена достаточной материальнотехнической базой: проекторы; мультимедийные компьютерные классы, обеспеченные
доступом к глобальной сети интернет на скорости 110 Мбит/сек.; лаборатории:
«Программирование» ( ауд. 2/308,2/301), «Информационно-коммуникационные технологии»
(ауд. 1/300, 1/301, 1/302), «Компьютерное моделирование» (ауд. 2/301, 2/312),
«Схемотехника» (ауд. 2/310), «Лаборатория общей физики» (ауд. 2/314).
Механизмы реализации бизнес-процессов, в том числе управление образовательной
деятельностью подробно описаны в нормативных документах университета (всего 92
документа).
Для оценки успешности реализации стратегии развития образовательной программы
университет систематически анализирует информацию о реализации образовательной
программы и проводит самообследование по всем направлениям.
В университете постоянно проводится мониторинг трудоустройства выпускников в
несколько этапов:
1. после прохождения производственной практики (октябрь-ноябрь месяц) анкетирование выпускников;
2. после защиты диплома - справка с места работы (август-сентябрь месяцы)
3. передача информации в Центр занятости населения.
Результаты оценки образовательных программ обсуждаются на заседаниях совета
факультета и кафедры, которые принимают решения о мерах по обеспечению качества
обучения.
Результативность реализации образовательной программы оценивается внутренними
комиссиями, которые разрабатывают комплекс мер по повышению качества.
У обучающихся имеется возможность предложить изменения в содержание и
структуру образовательных программ в части элективных дисциплин.
Коммуникация участников учебного процесса строится с помощью личных сообщений,
чатов и форумов. Система личных сообщений по формату приближена к электронной почте,
предназначена исключительно для пользователей системы. Входящие и исходящие
сообщения каждого пользователя отображаются на его рабочей странице.
Механизмы реализации бизнес-процессов, в том числе управление образовательной
деятельностью подробно описаны в 92 внутренних нормативных документах университета.
Все работники и ППС факультета имеют определенный круг обязательств и прав,
отраженных в Положениях о подразделениях и должностных инструкциях.
Для оценки успешности реализации стратегии развития образовательной программы
университет систематически анализирует информацию о реализации образовательной
программы и проводит самообследование по всем направлениям.
Вместе с тем, эксперты отмечают недостаточную результативность самооценки
деятельности по реализации образовательных программ, слабо выражены аналитические
показатели и сравнительный анализ динамики развития.
На сайте университета имеется блог ректора, посредством которого студенты и
преподаватели могут обращаться со своими мнениями, пожеланиями и претензиями по
образовательным программам и другим проблемам. Личный прием ректором проводится
каждую среду с 15-00 часов. По итогам анкетирования уровнем доступности и отзывчивости
руководства вуза удовлетворены 94% обучающихся и 84% ППС.
Сильные стороны:
1. Использование АИС «Платонус» для управления ОП.
Комиссия рекомендует:
8
1. Отразить индивидуальность и уникальность плана развития ОП кластера,
согласовав его с миссией и производственной направленностью ОП университета.
2. Обеспечить регулярное привлечение работодателей, обучающихся и ППС к
разработке и формированию плана развития и управлению ОП.
ВЭК отмечает, что по стандарту «Управление образовательной программой» вуз
по 21 критерию имеет удовлетворительную позицию и 6 предполагает улучшение.
4.2 Стандарт «Разработка и утверждение образовательной программы»
Образовательные программы ежегодно пересматриваются и обновляются в части
содержания учебных планов, состава и содержания рабочих программ дисциплин, программ
учебной и производственной практик.
В университете практикуется оценка качества реализации образовательных программ.
Механизмами оценки являются контрольные посещения занятий, показательные занятия
преподавателей, анкетирование, социологические опросы участников образовательного
процесса, отзывы внешних руководителей практик, заключения председателей
государственных аттестационных комиссий, рецензентов выпускных работ.
Мониторинг и рецензирование аккредитуемых образовательных программ ежегодно
осуществляется работодателями, представителями бизнес-сообществ по результатам
прохождения профессиональных практик, содержанию выпускных работ, каталогов
элективных дисциплин. Специфика образовательных программ отражается в
индивидуальных образовательных траекториях (Таблица 1).
Таблица 1 Индивидуальные образовательные траектории
№
1
ОП
5В070300 –«Информационные
системы»
2
6М070300 – «Информационные
системы», профильное
направление (1,5 года)
6М070300 – «Информационные
системы», научно-педагогическое
направление (2 года)
3
Траектория №1
Траектория №2
Информационные системы и Информационные
программное обеспечение
системы
и
администрирование
компьютерных систем и
сетей
Информационные системы и Информационные
программное обеспечение
системы в экономике
Информационные системы и Информационные
программное обеспечение
системы в экономике и
бизнесе
Результаты оценки образовательных программ обсуждаются на заседаниях
коллегиальных органов факультетов и университета и принимаются решения о мерах по
обеспечению качества обучения.
Вузом сформирована типовая модель выпускника. Модель выпускника по
аккредитуемым ОП определяет содержание и процесс последовательного формирования у
обучаемых требуемого перечня компетенций. В ИУП обучающихся включаются
дисциплины обязательного компонента, дисциплины компонента по выбору из КЭД,
практики, государственный экзамен, написание и защита выпускной работы.
При формировании каталога элективных дисциплин и содержания профессиональных
практик учитывается уровень обучения и связанных с ним профессиональные компетенции.
В результате этого в программе бакалавриата 5B070300 «Информационные системы»
преобладают теоретические и практические дисциплины; в программах магистратуры
6М070300 «Информационные системы» – дисциплины, формирующие компетенции
применения методов теоретического и экспериментального исследования. Например, в
УМКД «Анализ, моделирование и проектирование информационных систем» требует
овладения магистрантами следующими компетенциями, необходимых им при проведении
9
исследовательской деятельности:
• обобщать, анализировать, информацию, ставить перед собой цели и выбирать пути
её достижения, владеть культурой мышления; работать с информацией в глобальных и
локальных компьютерных сетях;
• способность к профессиональной эксплуатации современного электронного
оборудования;
• использовать и развивать методы научных исследований и инструментария в
области проектирования и управления информационными системами в прикладных
областях;
• использовать технологические и функциональные стандарты, современные модели
и методы оценки качества и надежности при проектировании, конструировании и отладке
программных средств;
• моделировать и проектировать структуры данных и знаний, прикладные и
информационные процессы;
• проектировать информационные процессы и системы с использованием
инновационных инструментальных средств, адаптировать современные ИКТ к задачам
прикладных ИС и другие.
Аналогичные компетенции имеются и в других УМКД магистрантов специальности
6М070300 «Информационные системы». По результатам проведенного анкетирования 85%
студентов удовлетворены актуальностью преподаваемого материала.
Изменения в образовательные программы утверждаются решением ученого совета с
указанием обоснования и причин целесообразности внедрения корректировок в каталоги
элективных дисциплин, учебные планы.
Обязательным этапом освоения образовательной программы является прохождение
практики: учебную и профессиональную для бакалавров; для магистрантов
профессиональную и исследовательскую.
Для проведения профессиональной практики по аккредитуемым ОП заключены
договора с ТОО «LINCOMPANY», ТОО «ARTA Software», г.Астана, РГКП «Национальный
центр тестирования» МОН РК, РГП на ПХВ «Республиканский центр электронного
здравоохранения» МЗСР РК.
Студенты и магистранты, желающие пройти практику индивидуально, заключают
трехсторонний договор на проведение профессиональной практики студентов/магистрантов:
Университет- студент/магистрант- предприятие.
Вуз сотрудничает с Bialystok University of Technology (Польша), Middlesex University
(Лондон) и АТУ (Алматы), реализующими аналогичные образовательные программы.
Университетом осуществляется привлечение сотрудников научно-исследовательских
организаций к реализации ОП: Международный научно-технический центр ISTC,
«Республиканский центр электронного здравоохранения» МЗСР РК, ТОО «Platonus», ТОО
«ARTA Software», РГКП «Национальный центр тестирования» МОН РК, ТОО
«LINCOMPANY».
Сильные стороны:
1. Ежегодный пересмотр КЭД в соответствии с актуальными и приоритетными
направлениями развития науки и общества.
2. Регулярное обновление содержания ОП с учетом мнения работодателей,
обучающихся и ППС.
Комиссия рекомендует:
1. Усовершенствовать механизмы проектирования, управления, внутренней оценки
качества, экспертизы и мониторинга ОП, с учетом рисков.
2. Разработать механизмы гармонизации содержания ОП с программами ведущих
зарубежных и казахстанских вузов.
10
3. Обновить список литературы и содержание дисциплин ОП, привести их в
соответствие с современным требованиям развития ИТ индустрии.
4. Включить в КЭД ОП дисциплины по изучению свободного программного
обеспечения и ОС Linux.
ВЭК отмечает, что по 3 критериям данного стандарта вуз имеет сильные
позиции, по 13 - удовлетворительные позиции и по 5 позиции требуется улучшение.
4.3 Стандарт «Студентоцентрированное обучение, преподавание и оценка
успеваемости»
В университете реализуется подготовка по двухуровневым образовательным
программам бакалавриат – магистратура. Обучающимся, вне зависимости от языка обучения,
предоставляется возможность выбора конкретной образовательной траектории. Вся учебнометодическая документация (каталоги элективных дисциплин, УМКД, рабочие программы и
силлабусы) составляется на двух языках, а ИУП, тесты, экзаменационные билеты – на языке
обучения.
В основе проектирования образовательной программы лежит студентоцентрированный
подход, который предполагает использование таких категорий как индивидуальная
траектория обучения, академическая мобильность, компетенции, результаты обучения, ECTS
и т.д.
С обучающимися проводится профессиональная и академическая ориентация,
разрабатываются ИУП с учетом последовательности изучения дисциплин.
По каталогу элективных дисциплин, сформированных в АИС «Platonus», запись на
элективные дисциплины производится с помощью консультаций эдвайзера во время
ориентационной недели.
Реформирование учебных программ обеспечивает возможность высококачественных,
гибких и индивидуализированных образовательных траекторий.
По образовательной программе 5В070300 «Информационные системы» у студентов
есть возможность выбора двух траекторий: Информационные системы и программное
обеспечение, Информационные системы и администрирование систем и сетей.
По образовательной программе 6М070300 - «Информационные системы» есть
возможность выбора двух траекторий: Информационные системы и программное
обеспечение, Информационные системы в экономике и бизнесе.
Актуальным в учебно-методической деятельности ППС является освоение
интерактивных методик обучения с использованием мультимедийного оборудования для
проведения презентаций по всем учебным дисциплинам.
В целях внедрения инновационных технологий проводились обучающие семинары для
преподавателей: «Академическая политика КазУТБ в условиях внедрения принципов
Европейского пространства высшего образования», 20.01.2017 г.; «Цифровой Казахстан»,
15.02.2017 г.; «Инновационные технологии как средство обновления процесса обучения»,
04.03.2017 г. (АТУ, г.Алматы) и издаются методические материалы. Также преподавателями
проводятся открытые занятия и взаимопосещения учебных занятий и используется
«контекстное обучение», профессионально-ориентированное обучение. Соблюдается
межпредметная и междисциплинарная преемственность, что стимулирует обучающихся
самостоятельно «добывать» знания из разных областей, группировать их и концентрировать
в контексте конкретной решаемой задачи. Так, при выполнении практических и
лабораторных работ по дисциплинам «Алгоритмы, структуры данных и программирование»,
«Технология программирования» используются знания, навыки и умения пререквизитов,
дисциплин общеобразовательного цикла (математика – физика - программирование). При
проведении занятий применяются активные методы обучения: метод проблемного
изложения, метод критического мышления, деловые и ролевые игры, групповые проектные
работы, мозговой штурм в виде блиц – опроса и другие.
11
Для отслеживания результативности и эффективности внедрения инноваций
проводится анкетирование среди обучающихся «Преподаватель глазами студентов», целью
которого является определение эффективности использования различных методик
преподавания. Результативность и эффективность применения используемых технологий
отражается в оценках достижений обучающихся и отзывах работодателей об их работе после
завершения обучения в университете.
В результате проведенного анкетирования студентов комиссия выявила полную и
частичную удовлетворенность: общим качеством учебных программ – 87%, методами
обучения в целом – 98%, качеством преподавания – 89%, справедливостью экзаменов и
аттестации – 96%.
Внедрение АИС «Platonus» способствует повышению уровня прозрачности учебного
процесса: ведение электронного журнала, с помощью которого обеспечивается постоянный
доступ к информации об успеваемости, облегчение контроля выполнения индивидуального
учебного плана обучающихся, автоматизация формирования ведомостей и транскриптов, а
также всех форм административной отчетности. Широко используется в системе АИС
«Platonus» возможность проведения текущего и промежуточного контроля знаний студентов
с помощью тестов, разработанных ППС кафедры по всем читаемым дисциплинам.
Для проведения исследования и закрепления практических навыков обучающихся
образовательной программы «Информационные системы» широко используются
программные средства виртуализации и симуляции: Virtual Box, Apache, АИС «Platonus»,
САПР «AutoCAD», графический редакторы Corel Draw, PhotoShop, 3D Studio,
математические системы MATLAB, Mathcad, Electronics Workbench, MicroCap, языки
программирования - Visual Basic, Delphi, C++, С#, Pascal и др.
Вузом практикуется привлечение работодателей к учебному процессу, в том числе и по
вопросам согласования учебных планов и программ производственной практики,
заключаются долгосрочные соглашения о сотрудничестве с производственными
предприятиями и учреждениями. Так, с 2016-2017 учебного года активное участие в
реализации ОП принимает директор ТОО «LINCOMPANY» Насенкова Л.В. Положительные
отзывы специалистов и руководителей организаций баз практик, их отчетные материалы
свидетельствуют о достаточно высоком уровне компетенций выпускников.
Связь с обучающимися по любым вопросам проводится по системе обучающийся –
куратор – заведующий кафедрой – декан – отдел регистрации – проректор по учебной
работе.
Полная и частичная удовлетворенность обучающихся качеством оказываемых услуг в
библиотеке и читальных залах составляет 94%, уровень доступности библиотечных ресурсов
- 91% и поддержкой учебными материалами в процессе обучения - 86%.
Обучение в университете осуществляется с применением дистанционных
образовательных технологий, для чего используется СДО «Moodle».
Сильные стороны:
1. Использование автоматизированных информационных систем для организации
обучения, преподавания, проведения мониторинга и оценки успеваемости обучающихся.
Комиссия рекомендует:
1. Предусмотреть возможность адаптации электронных информационных и
образовательных ресурсов университета для инклюзивного образования, разработать версию
сайта университета для слабовидящих.
ВЭК отмечает, что по 1 критериям данного стандарта вуз имеет сильные
позиции, по 10 – удовлетворительные позиции, по 1 позиции требуется улучшение.
4.4 Стандарт «Обучающиеся»
В вузе разработана и внедрена политика формирования контингента обучающихся ОП
с момента поступления до выпуска и обеспечена прозрачность ее процедур. Прием
Материал ұнаса әріптестеріңізбен бөлісіңіз
Ашық сабақ, ҚМЖ, көрнекілік, презентация
жариялап табыс табыңыз!
Материалдарыңызды сатып, ақша табыңыз.
(kaspi Gold, Halyk bank)