Артикуляционная
гимнастика.
Прежде
чем начать заниматься с ребёнком, необходимо знать следующие
правила:
-
Надо выбрать комплекс
упражнений для усвоения тех звуков, которые неправильно произносит
ребёнок. Если он искажает все группы звуков, то одновременно можно
брать упражнения из комплексов для свистящих и сонорных звуков, а
потом переходить к другим комплексам.
-
Занятия дадут наилучший
результат, если они проводятся в форме игры и интересны для
ребёнка.
-
К последующим упражнениям
можно переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.
-
Все упражнения надо выполнять
естественно, без напряжения. (Ребёнок сидит спокойно, плечи не
поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются).
-
Некоторые упражнения
выполняются под счет, который ведёт взрослый. Это необходимо для
того, чтобы у ребёнка выработалась устойчивость наиболее важных
положений губ, языка.
-
У ребёнка не всегда может
сразу всё хорошо получаться, порой это вызывает у него отказ от
дальнейшей работы. В таком случае нельзя фиксировать внимание
ребёнка на том, что не получается, надо подбодрить его, вернуться к
более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то
это тоже не получалось.
-
Инструкции надо давать
поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними
кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки
кончиком языка со звуком д-д-д. Также поэтапно следует проверять
выполнение ребёнком упражнения. Это даёт возможность определить,
что именно затрудняет ребёнка и отработать с ним данное
движение.
Всю работу по воспитанию
правильного звукопроизношения родители согласовывают с воспитателем
и логопедом, обращаются к ним при всех возникающих
затруднениях.
Первый
комплекс
(для свистящих звуков С, З, Ц)
Для произнесения
свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в
которых участвуют кончик языка (он находится за нижними зубами),
боковые края языка (они плотно примыкают к верхним коренным зубам),
спинка языка (передняя часть её приподнимается к альвеолам и
образует с ними щель, а при звуке Ц сначала смычку, потом щель);
движения губ, нижней челюсти (едва опущена, рот приоткрыт) и
наличие воздушной струи (достаточно сильной и направленной
посередине языка). Выработке необходимых движений языка и воздушной
струи способствуют следующие упражнения.
Второй
комплекс
(для шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ)
Для произнесения
шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка: широкий
передний край языка поднимается к передней части твердого нёба, при
этом кончик языка образует щель с твёрдым нёбом (при Ч - сначала
смычку, а потом щель); боковые края языка плотно прилегают к
верхним коренным зубам; губы выдвигаются вперёд и округляются;
нижняя челюсть слегка опускается; воздушная струя идёт посередине
языка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи
способствуют следующие упражнения.
Третий
комплекс
(для сонорных звуков Л, Л’)
Для произнесения
сонорных звуков требуются сложные и тонкие движения языка: широкий
передний край языка поднимается за верхние зубы и упирается за ними
(при Л’ - язык упирается в альвеолы); боковые края языка подняты к
верхним коренным зубам; губы в широкой улыбке; воздушная струя
выходит по бокам языка. Выработке необходимых движений языка
способствуют следующие упражнения.
Четвертый
комплекс
(для сонорных звуков Р, Р’)
Для произнесения
сонорных звуков требуются сложные и тонкие движения
языка:
Язык при произнесении звука поднимается за верхние
зубы, напрягается и вибрирует; воздушная струя выходит по середине
языка; губы в улыбке; рот приоткрыт.
При напряжении строго
следить, чтобы не напрягалось горло! Работает только
язык!
КОМПЛЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТА
|
ШАРИКОВЫЙ ЗОНД ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА
{Р}
Зонд вводят под язык и, прикасаясь к нижней
поверхности передней части языка, быстрыми движениями зонда вправо
и влево вызывают колебания языка передние его края попеременно
смыкаются и размыкаются с альвеолами.
|
|
ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА
{Л}
В качестве базового используют мягкий Л. Ребенка
просят несколько раз произнести слог ЛЯ. Затем ввести зонд так,
чтобы он оказался между твердым небом и средней частью спинки
языка. Нажать зондом на язык и попросить ребенка несколько раз
произнести сочетание ЛЯ. В момент произнесения регулировать
движения зондом, пока не будет получен акустический эффект твердого
Л.
|
|
ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА
{С}
Ребенок
многократно произносит слог ТА, логопед вводит зонд между
альвеолами (а также передней частью спинки) языка и слегка нажимают
им вниз. Образуется круглая щель, проходя через которую выдыхаемая
воздушная струя производит свистящий шум. Управляя зондом, логопед
может изменять величину щели до получения нужного акустического
эффекта.
|
|
ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ
{Ш}, {Щ}, {Ч}
1. Постановка
{Ш}
Ребенок произносит несколько раз слог СА,
Логопед вводит под язык зонд. С его помощью переводит кончик языка
в верхнее положение и регулирует степень его подъема до появления
нормального звучащего Ш. Логопед фиксирует зонд в этом положении,
просит ребенка вновь произнести тот же слог и внимательно
вслушаться После нескольких тренировок в произнесении слога ША с
помощью зонда, логопед фиксирует внимание ребенка на положении
языка.
2. Постановка {Щ}
Ребенок несколько раз произносит слог СИ
(или СЯ) с протяжным согласным элементом Логопед вводит зонд под
язык и в момент произнесения слогов слегка приподнимает его,
несколько отодвигая назад.
3. Постановка {Ч}
Ребенок
произносит несколько раз слоги ТИ, АТЬ с усилением выдоха на
согласном элементе. В момент произнесения логопед зондом отодвигает
назад кончик языка.
|
|
ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ {К},
{X}
Ребенок произносит слог ТА. Логопед зондом
постепенно отодвигает язык назад, нажимая на переднюю часть спинки
языка. По ходу движения зонда вглубь слышится сначала слог ТЯ,
потом КЯ, а вслед за ним КА Аналогично ставится Х слышится СЯ, ХА.
ХЯ (от базового слога СА).
|
|
ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА {С} ПРИ БОКОВОМ И НОСОВОМ
СИГМАТИЗМЕ
Используется для получения желобка на
языке.
|
|
ДЛЯ УСТАНОВКИ КОНЧИКА
ЯЗЫКА ПРИ НАДАВЛИВАНИИ ЯЗЫКА НА ЗУБЫ ИЛИ ПРОСОВЫВАНИИ ЕГО МЕЖДУ
ЗУБАМИ ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ЗВУКОВ (С) И {3}.
Зонд
закусывается резцами так, что внутрь ротовой полости выступает
конец его длиной около 5 мм и препятствует языку подниматься к
верхушке резцов.
|