Материалдар / Артикуляционная гимнастика
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Артикуляционная гимнастика

Материал туралы қысқаша түсінік
Как правильно выполнять артикуляционную и дыхательную гимнастику.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
21 Наурыз 2023
336
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Артикуляционная гимнастика.


Прежде чем начать заниматься с ребёнком, необходимо знать следующие правила:


  • Надо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые неправильно произносит ребёнок. Если он искажает все группы звуков, то одновременно можно брать упражнения из комплексов для свистящих и сонорных звуков, а потом переходить к другим комплексам.

  • Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребёнка.

  • К последующим упражнениям можно переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.

  • Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. (Ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются).

  • Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.

  • У ребёнка не всегда может сразу всё хорошо получаться, порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае нельзя фиксировать внимание ребёнка на том, что не получается, надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось.

  • Инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Также поэтапно следует проверять выполнение ребёнком упражнения. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка и отработать с ним данное движение.

Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с воспитателем и логопедом, обращаются к ним при всех возникающих затруднениях.



Первый комплекс
(для свистящих звуков С, З, Ц)


Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка (он находится за нижними зубами), боковые края языка (они плотно примыкают к верхним коренным зубам), спинка языка (передняя часть её приподнимается к альвеолам и образует с ними щель, а при звуке Ц сначала смычку, потом щель); движения губ, нижней челюсти (едва опущена, рот приоткрыт) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и направленной посередине языка). Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.


  • Загнать мяч в ворота

  • Наказать непослушный язык

  • Сделать язык широким

  • Горка

  • Почистим зубы

  • Ветерок (нижний)



Второй комплекс
(для шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ)

Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка: широкий передний край языка поднимается к передней части твердого нёба, при этом кончик языка образует щель с твёрдым нёбом (при Ч - сначала смычку, а потом щель); боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; губы выдвигаются вперёд и округляются; нижняя челюсть слегка опускается; воздушная струя идёт посередине языка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.


  • Наказать непослушный язык

  • Сделать язык широким

  • Приклей конфетку

  • Грибок

  • Вкусное варенье

  • Гармошка

  • Фокус


Третий комплекс
(для сонорных звуков Л, Л’)

Для произнесения сонорных звуков требуются сложные и тонкие движения языка: широкий передний край языка поднимается за верхние зубы и упирается за ними (при Л’ - язык упирается в альвеолы); боковые края языка подняты к верхним коренным зубам; губы в широкой улыбке; воздушная струя выходит по бокам языка. Выработке необходимых движений языка способствуют следующие упражнения.


  • Наказать непослушный язык

  • Сделать язык широким

  • Приклей конфетку

  • Грибок

  • Лошадка


Четвертый комплекс
(для сонорных звуков Р, Р’)

Для произнесения сонорных звуков требуются сложные и тонкие движения языка:

Язык при произнесении звука поднимается за верхние зубы, напрягается и вибрирует; воздушная струя выходит по середине языка; губы в улыбке; рот приоткрыт.

При напряжении строго следить, чтобы не напрягалось горло! Работает только язык!


  • Наказать непослушный язык

  • Барабан

  • Ветерок (верхний)

  • Грибок

  • Пощекочем бугорки (индюк)








КОМПЛЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТА

 

ШАРИКОВЫЙ ЗОНД ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА {Р}

Зонд вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхности передней части языка, быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка передние его края попеременно смыкаются и размыкаются с альвеолами.  

ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА {Л}

В качестве базового используют мягкий Л. Ребенка просят несколько раз произнести слог ЛЯ. Затем ввести зонд так, чтобы он оказался между твердым небом и средней частью спинки языка. Нажать зондом на язык и попросить ребенка несколько раз произнести сочетание ЛЯ. В момент произнесения регулировать движения зондом, пока не будет получен акустический эффект твердого Л.

 

ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА {С}

Ребенок многократно произносит слог ТА, логопед вводит зонд между альвеолами (а также передней частью спинки) языка и слегка нажимают им вниз. Образуется круглая щель, проходя через которую выдыхаемая воздушная струя производит свистящий шум. Управляя зондом, логопед может изменять величину щели до получения нужного акустического эффекта.

 

ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ {Ш}, {Щ}, {Ч}


1. Постановка {Ш}

 Ребенок произносит несколько раз слог СА, Логопед вводит под язык зонд. С его помощью переводит кончик языка в верхнее положение и регулирует степень его подъема до появления нормального звучащего Ш. Логопед фиксирует зонд в этом положении, просит ребенка вновь произнести тот же слог и внимательно вслушаться После нескольких тренировок в произнесении слога ША с помощью зонда, логопед фиксирует внимание ребенка на положении языка.

 2. Постановка {Щ}

Ребенок несколько раз произносит слог СИ (или СЯ) с протяжным согласным элементом Логопед вводит зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнимает его, несколько отодвигая назад.

3. Постановка {Ч}

Ребенок произносит несколько раз слоги ТИ, АТЬ с усилением выдоха на согласном элементе. В момент произнесения логопед зондом отодвигает назад кончик языка.

 

ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ {К}, {X}

Ребенок произносит слог ТА. Логопед зондом постепенно отодвигает язык назад, нажимая на переднюю часть спинки языка. По ходу движения зонда вглубь слышится сначала слог ТЯ, потом КЯ, а вслед за ним КА Аналогично ставится Х слышится СЯ, ХА. ХЯ (от базового слога СА).

 

ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА {С} ПРИ БОКОВОМ И НОСОВОМ СИГМАТИЗМЕ

Используется для получения желобка на языке.

 

ДЛЯ УСТАНОВКИ КОНЧИКА ЯЗЫКА ПРИ НАДАВЛИВАНИИ ЯЗЫКА НА ЗУБЫ ИЛИ ПРОСОВЫВАНИИ ЕГО МЕЖДУ ЗУБАМИ ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ЗВУКОВ (С) И {3}.

Зонд закусывается резцами так, что внутрь ротовой полости выступает конец его длиной около 5 мм и препятствует языку подниматься к верхушке резцов.



Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!