II. Опрос домашнего
задания:
-
Чтение
наизусть отрывка
из I монолога Сальери (Все говорят:
нет правды на земле…)
-
Давайте вспомним, кто же такие
Моцарт и Сальери? (подготовленные учащиеся показывают презентацию,
рассказывают о композиторах)
III.
Объединение в
группы (восьмые и четвертные
ноты)
Работа в
группах.
1 группа – «Двухчастный
дневник»
2 группа – Диаграмма Венна «Моцарт и
Сальери»
Выступление
групп. Взаимное оценивание по
критериям:
Критерий:
|
Дескриптор:
|
Заполняет «Двухчастный
дневник»;
Составляет «Диаграмму
Венна».
|
- находит детали, описы-вающие характер
героя;
-использует не менее трех
цитат для подтверждения собственных
идей;
-показывает грамотность
речи.
|
IV. Демонстрация отрывка из
пьесы. (Опережающее
задание)
Критерии для взаимного
оценивания.
Критерий:
|
Дескриптор:
|
Инсценирует отрывок из
пьесы
|
-владеет монологической
литературной речью;
- показывает актерское
мастерство в передаче характера
героев;
-использует
декорацию.
|
Формативное оценивание. Прием
«Аплодисменты»
V. Аналитическая беседа с
элементами чтения. Дискуссия.
1. Художественное
чтение II части
монолога.
2. Вопросы для
беседы:
- Ваши впечатления от
трагедии?
- Почему А.С.Пушкин назвал
свои трагедии «маленькими»?
- Какой из героев трагедии
главный? Аргументируйте свой ответ.
- Во второй сцене появляется
новый герой. Кто он и для чего А.С.Пушкин вводит его в
трагедию?
-
Всегда ли Сальери был
завистником?
-Почему он стал завидовать
Моцарту?
-Приведите цитаты из
трагедии.
Взаимное оценивание по
критериям:
Критерий:
|
Дескриптор:
|
Принимает
участие в
дискуссии
|
-дает полный развёрнутый
ответ на проблемный вопрос;
-приводит
аргументы;
-использует не менее трех
цитат для подтверждения собственных
идей;
-показывает грамотность
речи.
|
VI. Подведение итогов. Рефлексия
деятельности на уроке.
1. Можно ли достичь высот,
быть гением и совершать безнравственные поступки и даже
преступления?
2.Чтение учителем
заключительной реплики Сальери.
3. Выразительно читается
второй эпиграф к уроку и делается
вывод:
«Божественный свет –
единственный ориентир, помогающий найти истинный путь добра,
красоты, правды»
- Освещен ли этим светом путь
Сальери? Почему мы видим слезы в его глазах в финале трагедии?
Искренни ли они? Пушкин не дает ответа на эти вопросы. Каждый
находит их в своей душе.
Вывод: Так, действительно ли «гений и
злодейство – две вещи несовместные»? На мой взгляд, гениальность –
это та невероятная, необъятная для простого человеческого ума
энергия, которую дает только Господь. Но как распорядиться этой
энергией – зависит только от человека, которому она дарована.
Вообще говоря, невозможно представить, что все люди, наделенные
гениальностью вступят на «белую» сторону. Если бы это произошло, в
мире бы исчезло зло.
Сальери нельзя назвать
злодеем. Его погубила зависть, довела до безумия. Но и к гениям его
отнести нельзя. Это просто одержимый творчеством «ремесленник»,
положивший свою жизнь на алтарь искусства. Тем более Сальери нельзя
назвать «злым гением»: ведь, будучи таковым, он сотворил бы
несравненно больше зла, чем музыки.
|